Как за минуту опровергнуть утверждение, что Путин — не госслужащий
Председатель ЦИК Владимир Чуров в ответ на официальную жалобу коммунистов о том, что Владимир Путин на время предвыборной кампании должен быть отстранен от своих обязанностей, ответил, что премьер может не беспокоиться, поскольку госслужащим он не является.
Путин всего-навсего лицо, замещающее государственную должность. Однако слова главы избирательного комитета можно опровергнуть, вникнув в суть закона.
Если принять как данность, что Путин не госслужащий, то вполне логично, что закон на него не распространяется. Согласно Федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации» на кандидатов в предвыборную пору накладываются ограничения. Так, в статье 41 пункт 2 (см. рис. 1) говорится, что «зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах Президента Российской Федерации освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей». О лицах, замещающих госдолжности здесь действительно напрямую ничего не сказано. В таком случае надо разобраться, что же по закону является государственной службой.
Для этого достаточно заглянуть в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями на 22 ноября 2011 года). Статья 3. «Государственная гражданская служба Российской Федерации» (пункт 1) (см. рис. 2) гласит: «Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации … на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также – должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации».
Таким образом получается, что лица, замещающие государственные должности, все-таки состоят на государственной службе. Так что в соответствии с этими статьями Владимир Владимирович – госслужащий, а значит на период предвыборной кампании ему было бы желательно уйти в отпуск.
Рисунки — выдержки из соответствующих законов с указанием ссылки, по которой можно изучить документ целиком.
рис.1 Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»
Государственная служба и государственные служащие 18
Органы местного самоуправления в системе публичной власти
Территориальные органы исполнительной власти
Правовой статус главы администрации субъекта РФ
В своей деятельности глава администрации субъекта РФ руководствуется: Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, уставом и законодательством субъекта РФ.
Глава администрации субъекта РФ обладает следующими полномочиями:
• представляет интересы своего субъекта РФ в Правительстве РФ и других федеральных органах;
• разрабатывает и представляет на утверждение законодательного органа субъекта РФ бюджет и обеспечивает его исполнение;
• формирует органы исполнительной власти субъекта РФ, назначает на должность и освобождает от должности руководителей этих органов;
• принимает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их официального опубликования, если иное не определено в самом акте.
Территориальные органы исполнительной власти создаются федеральными органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность под их руководством. Они не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ, но взаимодействуют с администрациями субъектов РФ по вопросам, входящим в их компетенцию.
Назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов производится соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов РФ кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Деятельность территориальных органов регулируется постановлением Правительства РФ «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств РФ» № 491 от 27 мая 1993 г .
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной исполнительной власти. Они являются формой осуществления населением власти на местах. Деятельность этих органов регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г .
Государственная служба регулируется федеральными законами «О системе государственной службы РФ» и «О государственной гражданской службе РФ».
Государственная должность- это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах с установленными обязанностями по исполнению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Государственная служба- это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения полномочий РФ и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов.
Государственная служба делится на три вида:
1) государственная гражданская служба;
2) военная служба;
3) правоохранительная служба.
Принципы государственной службы закреплены в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» и ст. 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».
К ним относятся следующие принципы:
• Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами (принцип законности).
• Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие.
• Единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ.
• Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти.
• Равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.
• Обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями.
• Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе.
• Профессионализм и компетентность государственных служащих.
• Гласность в осуществлении государственной службы.
• Ответственность государственных служащих за принимаемые решения.
• Внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства.
• Стабильность кадров государственной службы.
• Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
• Взаимосвязь государственной и муниципальной службы.
Государственным служащимявляется гражданин РФ, исполняющий обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Из системы должностей государственной службы исключаются должности лиц, непосредственно исполняющих полномочия государственных органов. К ним относятся: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи. Они не являются государственными служащими.
Государственным служащим может стать гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям.
Административно-правовой статус государственных служащих определяется их правами, обязанностями, ограничениями, запретами и ответственностью перед обществом и государством.
Основные правагосударственного гражданского служащего закреплены в ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ». К ним относятся:
• ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности;
• получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
• доступ в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
• защита сведений о гражданском служащем;
• защита своих прав и законных интересов
и другие.
Обязанностигосударственного гражданского служащего (ст. 15):
• исполнять поручения вышестоящих руководителей, за исключением явно незаконных;
• поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
• соблюдать права и законные интересы граждан и организаций;
• хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну;
• ежегодно представлять декларации о полученных доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности,
и другие.
Основаниями ограничений, связанных с гражданской службой, являются (ст. 16):
• недееспособность;
• осуждение, наличие не снятой или не погашенной судимости;
• отказ от прохождения процедуры допуска к государственной тайне;
• близкое родство с непосредственным руководителем по гражданской службе;
• наличие гражданства другого государства
и другие.
Государственному гражданскому служащему запрещается(ст. 17):
• осуществлять предпринимательскую деятельность;
• приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
• получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;
• принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды иностранных государств, а также политических партий и других общественных объединений;
• выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц;
• использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации;
• использовать свое служебное положение в интересах политических партий и общественных объединений;
• прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.
1) Основанием для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный или должностной проступок. Меры дисциплинарной ответственности:
• замечание;
• выговор;
• предупреждение о неполном должностном соответствии;
• освобождение от замещаемой должности;
• увольнение.
2) Административная ответственность наступает на основе законодательства об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений, связанных со служебной деятельностью. Например, вмешательство в работу избирательной комиссии (ст. 5.2 КоАП), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП), использование служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21 КоАП), невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы (ст. 17.1 КоАП) и другие.
3) Государственные служащие несут уголовную ответственность за совершение должностных преступлений на основании Уголовного кодекса РФ: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), халатность (ст. 293), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292) и другие.
4) Материальная ответственность состоит в возмещении служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к другим видам ответственности.
Государственные должности Российской Федерации
Госуда́рственные до́лжности Росси́йской Федера́ции — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Такие лица не считаются федеральными государственными служащими, им не присваиваются классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются воинские и специальные звания, дипломатические ранги, классные чины правоохранительной службы).
Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Указом президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» установлен Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. На 15 июня 2017 г. этот перечень включает следующие должности:
- президент Российской Федерации;
- председатель Правительства Российской Федерации;
- Первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации;
- заместитель председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель президента Российской Федерации в федеральном округе;
- заместитель председателя Правительства Российской Федерации;
- заместитель председателя Правительства Российской Федерации — руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;
- министр Российской Федерации — полномочный представитель президента Российской Федерации в федеральном округе;
- министр Российской Федерации — руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
- Федеральный министр;
- Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации (в иностранном государстве);
- постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве);
- председатель Совета Федерации Федерального Собрания;
- первый заместитель, заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания;
- председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
- член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
- председатель Государственной Думы Федерального Собрания;
- первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания;
- руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания;
- председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
- член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
- председатель Конституционного Суда Российской Федерации;
- заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации;
- судья Конституционного Суда Российской Федерации;
- председатель Верховного Суда Российской Федерации;
- первый заместитель, заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации;
- судья Верховного Суда Российской Федерации;
- генеральный прокурор Российской Федерации;
- председатель Следственного комитета Российской Федерации;
- секретарь Совета Безопасности Российской Федерации;
- уполномоченный по правам человека;
- уполномоченный при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей;
- руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- председатель Счётной палаты;
- заместитель председателя Счётной палаты;
- аудитор Счётной палаты;
- председатель Центрального банка Российской Федерации;
- председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
- заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
- секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
- член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе);
- председатель федерального суда;
- заместитель председателя федерального суда;
- судья федерального суда;
- генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.