Уведомление о проведении проверки

Содержание

Уведомление о проверке не может направляться по электронному адресу сотрудника организации

Судам регулярно приходится оценивать правомочность использования электронной почты в тех или иных ситуациях, в т.ч. в качестве способа информирования о начале проверки.

Фрагмент документа СвернутьПоказать Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Часть 12 статьи 9 «Организация и проведение плановой проверки»

12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

В апреле 2015 г. Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО (далее – Управление) в отношении ЗАО «Фирма Уран М» была проведена плановая выездная проверка соблюдения действующего лицензионного законодательства. Не согласившись с актом проверки и действиями по ее проведению, ЗАО обжаловало их в Арбитражном суде г. Москвы в мае 2016 г. (дело № А40-30/2016-21-1), где выяснилось, что:

  • уведомление и копия приказа о проведении выездной плановой проверки не были направлены в адрес ЗАО заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. А направление данных документов по электронному адресу физлица не может рассматриваться как надлежащее уведомление организации;
  • электронный адрес, по которому было направлено уведомление:
    • принадлежал сотруднику ЗАО (заместителю главбуха), уволившемуся по собственному желанию 22.04.2015. Он не входил в состав руководства организации;
    • фигурировал в декларации об объеме закупки этилового спирта за 2 квартал 2015 г.;
      но ЗАО никогда не направляло в адрес Управления официального письма о том, что именно этот адрес является его официальным электронным адресом. Осуществление какой-либо переписки с Управлением с этого электронного адреса не позволяет расценивать его как официальный адрес юрлица.

Из-за ненадлежащего уведомления арбитражный суд признал недействительным акт проверки ЗАО «Фирма Уран М». Далее дело рассматривали несколько судебных инстанций (вплоть до Верховного Суда РФ – определение от 26.10.2017 № 305-КГ16-21421), но первоначальный вердикт остался в силе.

В рамках данного дела все суды придерживались позиции, что официальным электронным адресом организации может быть признан:

  • либо тот, который указан на ее сайте;
  • либо тот, который организация сама предложила государственному органу использовать для официальной переписки.

Судами не был признан официальным даже адрес электронной почты, указанный в декларации об объеме закупки этилового спирта, несмотря на то что в порядке ее заполнения (утв. приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231) указано, что в поле «Адрес электронной почты организации» в декларациях вписывается именно адрес электронной почты организации.

Уведомление о проведении проверки

По данному вопросу имеется несколько мнений.

Согласно первой позиции, контролирующие органы не обязаны вместе с уведомлением о проверке направлять распоряжение о проведении плановой проверки. Из анализа ч.12 ст.9, ч.16 ст.10 Закона № 294-ФЗ следует, что о проведении проверки проверяемое лицо может быть уведомлено любым доступным способом, в том числе, посредством направления копии распоряжения о проведении проверки. Таким образом, направление копии распоряжения или приказа не является единственно возможным способом уведомления о проведении проверки.

Согласно другой точки зрения, иным доступным способом может являться только тот способ, который обеспечивает передачу копии распоряжения или приказа о начале проведения проверки, а не саму информацию о проведении проверки (например, передача курьером, по факсу).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

«Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.*

Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.*

Статья 14. Порядок организации проверки

3. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий».

2. Постановление ФАС СЗО от 23.06.2014 № А56-43939/2013

«Вместе с тем необходимо отметить следующее грубое нарушение Закона № 294-ФЗ, допущенное Отделом в ходе проведения проверки.

В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Из материалов дела следует, что административный орган не направлял копию распоряжения о проведении проверки в адрес Общества по правилам, установленным частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ. Согласно материалам дела Отдел направлял в адрес Общества телеграмму с уведомлением о проведении проверки (том 1, листы дела 79-81). Названная телеграмма не может подменять собой распоряжение о проведении проверки.*

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 20 нарушение части 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ является грубым нарушением.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной правомерно признали недействительным предписание Отдела от 07.06.2013 № 2-8-342/1/1″.

4.7. Уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки

Методические рекомендации по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 N 142)Документ действующий
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • 1. Определение и цель проверки, результативность и эффективность проверки
    • 2. Меры общего характера, направленные на повышение результативности и эффективности проверок
      • 2.1. Регламентация порядка осуществления контрольно-надзорной деятельности, включая организацию и проведение проверок
      • 2.2. Обеспечение системности обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении контрольно-надзорной деятельности
      • 2.3. Использование информационных систем для учета объектов контроля
      • 2.4. Обобщение практики контрольно-надзорной деятельности
    • 3. Меры, направленные на повышение результативности и эффективности проверок при их планировании
      • 3.1. Составление ежегодного плана проведения плановых проверок
      • 3.2. Основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок
      • 3.3. Выбор объектов контроля для включения в ежегодный план проведения плановых проверок
      • 3.4. «Надзорные каникулы»
      • 3.5. Планирование совместных проверок
      • 3.6. Оформление, согласование и опубликование ежегодного плана проведения плановых проверок
    • 4. Меры, направленные на повышения результативности и эффективности проверок при подготовке к проведению проверки
      • 4.1. Определение формы реагирования контрольно-надзорного органа на обращения и заявления граждан, информацию государственных органов, органов местного самоуправления, средств массовой информации
      • 4.2. Основания для проведения внеплановой проверки
        • 4.2.1. Истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами
        • 4.2.2. Поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений, информации
          • 4.2.2.1. Рассмотрение заявлений и обращений
          • 4.2.2.2. Рассмотрение заявлений и обращений граждан о нарушении прав потребителей
        • 4.2.3. Проведение внеплановых проверок по поручениям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации
        • 4.2.4. Проведение внеплановых проверок на основании требования прокурора. Отличие от прокурорской проверки
      • 4.3. Сбор информации
      • 4.4. Содержание распоряжения о проведении проверки
      • 4.5. Согласование внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры
      • 4.6. Внесение сведений о проверке в единый реестр проверок
      • 4.7. Уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки
      • 4.8. Внеплановая выездная проверка членов саморегулируемой организации
    • 5. Принятие мер по повышению результативности и эффективности проверок при их проведении
      • 5.1. Сроки проведения проверки
      • 5.2. Участие в проведении проверки экспертов и экспертных организаций
      • 5.3. Запись в журнале учета проверок
      • 5.4. Использование списков контрольных вопросов (проверочных листов)
    • 6. Меры по повышению результативности и эффективности проверок при подведении итогов проверки
      • 6.1. Составление акта проверки
      • 6.2. Выдача предписания
      • 6.3. Обеспечение результатов проверки
    • 7. Обеспечение мер по повышению результативности и эффективности проверок

О сроках уведомления о начале проведения проверки

Согласно части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора).

Согласно части 16 статьи 10 вышеуказанного закона о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения, также любым доступным способом.

При этом, проведение внеплановой выездной проверки без уведомления о ее проведении возможно в случаях, если такая проверка проводится на основании результатов анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.

Также исключения могут составлять внеплановые выездные проверки, особенности организации и проведения проверок которых, в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, устанавливаются другими федеральными законами.

Так например, статьей 13 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлено, что при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

В п. 3 ст. 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) закреплен принцип открытости и доступности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора). В целях реализации данного принципа действующее законодательство устанавливает обязательное уведомление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о проведении проверки в отношении них.

Данная статья посвящена уведомлениям о проведении проверок в соответствии с Законом № 294-ФЗ (с учетом особенностей, установленными иными федеральными законами) в сфере здравоохранения в отношении медицинских и фармацевтических организаций, к которым приравниваются индивидуальные предприниматели (далее – медицинские и (или фармацевтические организации).

Способы вручения уведомления о проведении проверки

Действующее законодательство содержит формулировку «уведомление вручается почтовым отправлением или любым доступным способом».

В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ (статья новая, введена только с 08 сентября 2013 года), п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ № 61 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).

Так, например, если уведомление о проведении проверки направлено по месту нахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ, а не фактическому адресу осуществления деятельности медицинской (фармацевтической) организации, то медицинская (фармацевтическая) организация считается уведомленной надлежащим образом.

С 1 января 2017 года орган контроля вправе уведомлять о проведении проверки проверяемое лицо также посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Указанное уведомление направляется по адресу электронной почты проверяемого лица, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен контролирующему органу.

Сроки направления уведомления при проведении внеплановой проверки

В соответствии с общими требованиями п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой проверки медицинские и (или) фармацевтические организации уведомляются уполномоченным должностным лицом не менее чем за 24 часа до начала проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью и направленного по адресу электронной почты проверяемого лица, если такой адрес содержится в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был предоставлен проверяемым лицом в контролирующий орган, если основанием для нее является:

  • Поступление в контролирующий орган от проверяемого лица заявления о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки проверяемого лица предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • Истечение срока исполнения медицинской и (или) фармацевтической организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • Распоряжение руководителя органа надзора, изданное в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ;
  • Выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с проверяемыми лицами при осуществлении видов контроля в рамках риск – ориентированного подхода, параметров деятельности проверяемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным контролирующим органом индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки медицинские (фармацевтические) организации уведомляются органом государственного контроля менее чем за 24 часа до начала ее проведения в случае поступления в органы государственного контроля мотивированного представления контролирующего органа по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

  • Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • Нарушение прав потребителей (в случае обращения в органы Роспотребнадзора граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к проверяемому лицу и такое обращение не было рассмотрено либо его требования не были удовлетворены).

В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление медицинских (фармацевтических) организаций о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Особенности уведомления о проведении внеплановых проверок различными органами надзора

Уведомление о проведении проверки лицензирующим органом

В соответствии с п. 13 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку без направления предварительного уведомления лицензиату, в случае поступления в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

Уведомление о проведении проверки органами пожарной безопасности

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предварительное уведомление организации, в том числе, медицинской (фармацевтической) организации о проведении внеплановой выездной проверки не допускается, в случае поступления в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара.

Уведомление о проведении проверки Роспотребнадзора

Закон № 294-ФЗ в полной мере распространяется на проведение проверок Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Таким образом, к данному виду контроля применяются общие сроки направления уведомления о проведении проверки, рассмотренные в данной статье.

Уведомление о проведении проверки трудовой инспекции

Статьей 360 Трудового кодекса РФ установлены особенности уведомления организаций (в том числе медицинских и (или) фармацевтических) о проведении проверки. Предварительное уведомление медицинских и (или) фармацевтических организаций о проведении внеплановой выездной проверки не допускается в случае:

  • Обращений и заявлений о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • Обращений и заявлений о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско – правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;
  • Обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Уведомление о проведении проверки в рамках контроля за обращением биомедицинских клеточных продуктов

В силу ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 23.06.2016 № 180-ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах» предварительное уведомление о начале проведения внеплановой проверки в области обращения биомедицинских клеточных продуктов не требуется. Более того, этой же нормой установлено, что не требуется и предварительное согласование сроков проведения такой внеплановой проверки с органами прокуратуры. Причем органы прокуратуры лишь информируются о проведении внеплановой проверки субъектов обращения БКП путем направления соответствующих документов в течение 3 рабочих дней со дня окончания такой проверки.

Недействительность результатов проверки

Нарушение требований Закона № 294-ФЗ, в части срока уведомления о проведении проверки, отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения медицинскими и (или) фармацевтическими организациями обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *