Срыв погрузки заказчиком

Претензии и акты в грузоперевозках

Что делать, если груз прибыл повреждённым или с недостачей? Какие действия должны последовать, если транспорт прибыл с опозданием или вообще не прибыл, сорвав погрузку? Как действовать перевозчику, если от пользования его транспортное средство, прибывшее на погрузку, отказываются грузить или если на выгрузке отказываются от груза? Выход во всех этих ситуациях один – составлять акт, а затем претензию и направлять их перевозчику или заказчику. Давайте разберёмся – что это за документы и почему вообще их надо составлять.

В постановлении Правительства от 15 апреля 2011 года №272 претензиям и актам отведена VII глава. Статья 79 устанавливает случаи, в которых составляется акт, это:

а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;
в) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;
г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
е) просрочка доставки груза;
ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;
з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.

В транспортной накладной и заказ-наряде делаются отметки о составлении акта. Помните об этом!

Статья 82 постановления Правительства от 15.04.2011 №272 устанавливает сведения, которые должны содержаться в акте:

а) дату и место составления акта;
б) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
г) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза — их описание и фактический размер;
д) подписи участвующих в составлении акта сторон.

В случае, если какая-то из сторон отказывается подписать акт, то причина этого указывается в акте – об этом говорится в ст. 82 постановления Правительства №272 от 15.04.2011. Срок составления акта определяется 80-ой статьёй этого же постановления – это день обнаружения обстоятельств для составления акта. Впрочем, если невозможно составить акт в этот же день, то его возможно составить на следующий день. Кроме того, если одна из сторон уклоняется от участия в составлении акта, то акт составляется в одностороннем порядке с предварительным письменным уведомлением второй стороны — об этом также говорится в ст. 80 ППГ.

Акт составляется в таком количестве экземпляров, сколько лиц участвовало в его составлении.

Образцы часто применяемых в грузоперевозках актов в формате Microsoft Word:

Акт о срыве погрузки по вине перевозчика.

Акт о срыве погрузки по вине заказчика.

Акт об опоздании автомобиля на погрузку.

Акт вынужденного простоя автомобиля.

Акт о недостаче груза.

Претензии в грузовых автоперевозках.

Срок исковой давности, предусмотренный для автомобильных грузоперевозок, составляет 1 год. Этот срок установлен статьёй 42 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Отсчёт срок давности начинается со дня наступления события, служащего причиной предъявления претензии заказчику или перевозчику.

Все претензии предъявляются в письменном виде. Статья 88 Постановления Правительства от 15.04.2011 №272 определяет следующие сведения, которые должны содержаться в претензии:

а) дату и место составления;
б) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;
в) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;
г) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
д) обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
е) перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);
ж) фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.

Претензия составляется в двух экземплярах: один отправляется контрагенту, второй остаётся у стороны, подающей претензию. Рекомендуется высылать претензию заказным письмом с описью вложения, чтобы у стороны, принявшей претензию, не было возможности заявить, что в письме были чистые листы. Отсылать претензию дополнительно факсом или электронной почтой можно, но не обязательно.

Срок рассмотрения претензии составляет 30 дней, по истечении которого сторона, к которой предъявляется претензия, обязана либо удовлетворить её полностью, частично или же отклонить. В двух последних случаях необходимо аргументировано указать причину принятия такого решения.

Вы можете скачать образцы претензий о срыве погрузки как по вине перевозчика, так и по вине грузоотправителя в формате Microsoft Word.

Претензия о срыве погрузки по вине перевозчика.

Претензия о срыве погрузки по вине грузоотправителя.

Претензия о вынужденном простое автомобиля.

Претензия об опоздании автомобиля на погрузку.

Претензия о недостаче груза.

Помните, что претензия – это очень важный документ. Согласно ст. 797 ГК РФ, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Глава 6. Ответственность перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, фрахтователей

Статья 34. Ответственность перевозчика, фрахтовщика

1. За невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Грузоотправитель также вправе потребовать от перевозчика возмещения причиненных перевозчиком убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. За непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования, фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование соответствующим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтователь также вправе потребовать от фрахтовщика возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, предусмотренных договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа договором перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы, определенной в соответствии с установленным договором перевозки груза сроком перевозки, при перевозке в междугородном сообщении.

4. Грузоотправитель, фрахтователь в случае, указанном в части 3 настоящей статьи, также вправе потребовать от перевозчика, фрахтовщика возмещения причиненных ими убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

6. Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

7. Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере:

1) стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа;

2) суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа;

3) доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью;

4) объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных.

8. Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

9. Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимых груза, багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза.

10. Перевозчик освобождается от ответственности за несохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, если пассажир не докажет, что несохранность ручной клади произошла по вине перевозчика.

11. Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

12. За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере трех процентов его провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы. Просрочка доставки багажа исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен багаж. Штраф за просрочку доставки багажа уплачивается на основании акта, составленного по требованию получателя багажа, не позднее чем в течение десяти дней со дня оформления этого акта. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд.

13. За задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, или прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение десяти дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд. Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных ему в связи с задержкой отправления или прибытием с опозданием транспортного средства в пункт назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 35. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, пассажира

1. За непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перевозчик также вправе потребовать от грузоотправителя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. За отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования, фрахтователь уплачивает фрахтовщику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование этим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтовщик также вправе потребовать от фрахтователя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями.

4. За задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

5. При задержке (простое) специализированных транспортных средств размер штрафа, указанного в части 4 настоящей статьи, увеличивается в два раза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перечень специализированных транспортных средств определяется правилами перевозок грузов.

6. Штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок грузов. Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортных средств служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств.

7. За задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных под погрузку, выгрузку, сверх норм, установленных договором перевозки груза, соответственно грузоотправители, грузополучатели уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

8. Штраф за задержку (простой) контейнеров взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозки грузов, предусмотренных договором перевозки грузов. Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) контейнеров служат отметки в транспортных накладных, путевых листах или сопроводительных ведомостях о времени подачи и отправления контейнеров.

9. За отправление в составе багажа, сданного для перевозки, предметов, перевозка которых в составе багажа запрещена, пассажир уплачивает перевозчику штраф в размере десятикратной провозной платы за перевозку багажа.

Статья 36. Основания освобождения перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя от ответственности

Перевозчик, фрахтовщик, грузоотправитель, грузополучатель, фрахтователь освобождаются от ответственности, предусмотренной статьями 34 и 35 настоящего Федерального закона, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам;

3) иных не зависящих от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причин.

Срыв погрузки — общее понятие, включающее в себя несколько предусмотренных Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта понятий, объединённых единым смыслом, который можно выразить простой, но ёмкой фразой “груз никуда не поехал”. Другими словами, это событие, в результате которого не произошло перемещения товарно-материальных ценностей, предусмотренного договором перевозки, фрахтования или другого, смешанного договора, предметом которого является доставка товарно-материальных ценностей.

Срыв может случиться по вине перевозчика или фрахтовщика, грузоотправителя или фрахтователя. Остановимся на каждом случае отдельно.

Срыв погрузки по вине перевозчика или фрахтовщика.

Эти случаи предусмотрены пунктами 1 и 2 статьи 34 УАТиГНЭТ и именуются “невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки” и “непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования” соответственно. Согласно пункту 2 статьи 9 УАТиГНЭТ, грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза в случае предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, непригодных для перевозок соответствующего груза, или подачи транспортных средств, контейнеров в пункт погрузки с опозданием.

Пригодными считаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием (п. 23 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом).

Опозданием является подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде, если в договоре перевозки или фрахтования стороны не предусмотрели иного (п. 25 ППГАТ).

Срыв погрузки по вине грузоотправителя или фрахтователя.

В Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта такие случаи предусматриваются пунктами 1 и 2 статьи 35 и обозначаются как “непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки” или “отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования” соответственно.

Пунктом 4 статьи 10 УАТиГНЭТ устанавливаются случаи, в которых груз считается не предъявленным к перевозке:

  1. предъявление груза для перевозки с опозданием;
  2. предъявление для перевозки груза, направляемого в иной пункт назначения, чем установлено договором перевозки груза;
  3. предъявление для перевозки груза, не предусмотренного договором перевозки груза;
  4. несоответствие состояния предъявленного для перевозки груза требованиям, установленным правилами перевозок грузов, и неприведение груза грузоотправителем в соответствие с указанными требованиями в срок, установленный договором перевозки груза.

Правилами перевозки грузов не устанавливается время, в течение которого предъявление груза для перевозки не будет считаться опозданием, следовательно, им считается любое опоздание при предъявлением груза. Также законом не раскрывается понятие “предъявление груза к перевозке”, что даёт возможность вольной трактовки понятия. Помимо прочего, следует понимать, что сроки предъявления и погрузка грузов — различные понятия, смешивать которые недопустимо.

Согласно п. 30 ППГАТ состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если:

  • груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару и упаковку;
  • при перевозке груза в таре или упаковке груз маркирован в соответствии с установленными требованиями;
  • масса груза соответствует массе, указанной в транспортной накладной.

Говоря проще, если перевозчик приезжает на погрузку и ему говорят: “Пиво/масло/напитки не разлиты” (шоколадки не упакованы, мешки не запаллечены), это является непредъявлением груза к перевозке.

Штраф за срыв погрузки.

Во всех случаях Устав автомобильного транспорта предусматривает возможность сторонам самостоятельно установить размер штрафа за срыв погрузки в договоре, а в случае, если договором перевозки или фрахтования размер штрафа не установлен, то он составляет 20% от стоимости перевозки. Размер штрафа не ограничен и может быть как больше, так и меньше 20% от цены перевозки, он может выражаться в твёрдой сумме (например, 10000 рублей), а также иметь привязку к иным ценам — например, объявленной стоимости груза.

Также Устав автомобильного транспорта прямо предусматривает право каждой из сторон договора перевозки или фрахтования требования у другой стороны возмещения причинённых убытков (затрат на топливо, зарплату водителя, “холостая” аренда погрузочных механизмов и прочее).

Особое внимание хотелось бы уделить договорам, заключаемых между посредником и перевозчиком. На них в полной мере не распространяется действие 34-ой и 35-ой статей УАТиГНЭТ, так как диспетчер не является ни фрахтователем, ни грузоотправителем, поэтому заключённый между диспетчером и перевозчиком договор не является ни договором перевозки, ни договором фрахтования, поэтому, во избежание возможных споров о праве, штраф за срыв погрузки в должен быть прямо обозначен в договоре или заявке. Если в заявке или в договоре с посредником размер штрафа не указан, то при определенных условиях стороны этого договора могут рассчитывать только на возмещение причинённых убытков в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса. Доказать эти убытки — задача нетривиальная, требующая правильной фиксации всех фактов, имеющих отношение к срыву погрузки. Однако, Верховный Суд РФ разделил понятия «договорный перевозчик» и «фактический перевозчик», создав тем самым возможность для применения положений норм, регулирующих договор перевозки, к смешанным договорам, заключаемым в том числе перевозчиками с экспедиторами.

Оформление срыва погрузки.

Порядок оформления прост, для фиксации факта достаточно составить надлежащим образом соответствующий акт (), указав в нём все требуемые сведения. Не лишним будет приложить к акту фотографии, данные системы спутникового слежения (ГЛОНАСС, GPS). Акт необходимо заверить подписями лиц, участвующих в его составлении. Если акт составляется в одностороннем порядке, то необходимо предварительно письменно уведомить вторую сторону договора о составлении акта и предложить принять участие в его составлении.

В дальнейшем этот акт следует приложить к претензии за срыв погрузки и направить его виновной стороне с требование произвести оплату штрафа. Если оплата не будет произведена, следует обратиться в суд за защитой своих интересов.

Прикладывать к претензии счёт за срыв погрузки не обязательно (но и не запрещено), однако, отсутствие счёта не может служить основанием для неоплаты надлежащим образом оформленной претензии за срыв погрузки. Оплата может производиться по приложенным к претензии реквизитам. Акт оказанных услуг о срыве погрузки к претензии не прикладывается, так как никакой услуги фактически оказано не было.

Правомерность штрафа за срыв погрузки в отсутствие убытков.

Один из частых вопросов от перевозчиков — вправе ли экспедитор выставить штраф за срыв погрузки, если грузовладелец не предъявлял экспедитору никаких претензий. Экспедиторы также нередко задаются аналогичным вопросом в отношении перевозчика — правомерно ли требование перевозчика об уплате штрафа за непредъявление груза к перевозке, если он даже не приехал на погрузку.

Ответ прост. Гражданское законодательство устанавливает, что неустойкой является денежная сумма в обеспечение исполнения сторонами соглашения своих обязательств. Частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ прямо предусмотрено, что по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Таким образом, если договором или заявкой предусмотрен штраф за срыв погрузки, ни перевозчик, ни экспедитор не обязаны доказывать, что в результате действий (бездействия) контрагента они понесли убытки.

В это же время если размер штраф за срыв погрузки у экспедитора перед клиентом выше, чем тот же штраф перевозчика перед экспедитором, то экспедитор вправе требовать от перевозчика уплатить неустойку и убытки в части, не покрытой неустойкой, то есть, фактически, полную сумму уплаченного грузовладельцу штрафа (ст. 394 ГК РФ). В этом случае экспедитор должен будет доказать факт уплаты и размер штрафа грузовладельцу.

Как правильно отменить загрузку.

Избежать уплаты неустойки за срыв погрузки, а также возмещения затрат, вызванных этим срывом, можно в случае, если договором предусмотрено время, в течение которого стороны могут отказаться от исполнения договора перевозки. Однако, и здесь следует соблюсти некоторые правила.

Не достаточно просто предупредить перевозчика или грузовладельца (экспедитора) об отмене погрузки по телефону. В соответствии со статьёй 161 Гражданского кодекса РФ, сделки между организациями должны заключаться с соблюдением простой письменной формы. Из положений пункта 1 статьи 452 ГК РФ вытекает, что расторжение или изменение договора производится в той форме, в которой он был заключён. Таким образом, если сведения о срыве погрузки появились у одной из сторон договора в промежуток времени, когда можно отказаться от перевозки без уплаты неустойки, следует в письменной форме уведомить другую сторону об расторжении договора, в таком случае договор будет считаться расторгнутым в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса РФ.

То же самое относится и к ситуации, если время, в течение которого стороны могут отказаться от перевозке, в договоре не указано или оно истекло. В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ, а также положениями пункта 1 статей 34 и 35 УАТиГНЭТ, перевозчик и грузоотправитель имеют право требовать возмещения причинённых срывом погрузки убытков, поэтому чем раньше грузоотправитель или перевозчик будут предупреждены о срыве погрузки, тем меньше убытков придётся возмещать пострадавшей стороне.

Уведомление об отказе от транспортного средства или о невывозе груза составляется в свободной форме.

Возможность отказаться от погрузки за 24 часа.

Многие перевозчики, экспедиторы (диспетчера) и грузовладельцы до сих пор заблуждаются по поводу вопроса о том, можно ли отказаться от погрузки за сутки, хотя закон, позволяющий это сделать, с 2011 года практически не применяется в практике, а Приказом Минтранса от 23 марта 2018 г. № 113 был признан утратившим силу. Речь идёт о Постановлении Минтранса РСФСР 30.07.1971 года «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом». Пунктом 9 раздела 12 Постановления предусмотрена возможность отказа от предъявления груза, предусмотренного в заявке (разовом заказе), к перевозке не позднее 12 часов дня, предшествующего дню перевозки.

Нормы права должны толковаться системно, то есть, в своей взаимосвязи с другими нормами. Учитывая то, что действующее законодательство не содержит пробелов по этому вопросу, то и применению подлежит именно оно. Поэтому при разрешении вопроса о возможности отказаться от исполнения договора (то есть, отменить погрузку за сутки) перевозчикам, экспедиторам и грузовладельцам следует руководствоваться общими нормами права — ст. 310 и гл. 29 Гражданского кодекса.

Указанные правовые нормы предусматривают недопустимость одностороннего отказа от исполнения договора, однако, допускают возможность сторонам договора предусмотреть условия его расторжения в одностороннем порядке. Также в договоре стороны могут предусмотреть размер неустойки за расторжение договора, либо согласовать отсутствие любых штрафов и отказ от возмещения причиненных убытков.

Отказаться от погрузки за 24 часа без уплаты штрафа, если такая возможность договором (заявкой) на перевозку груза не предусмотрена, нельзя.

Решение от 18 августа 2014 г. по делу № А43-28094/2013

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-28094/2013
г. Нижний Новгород 18 августа 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2014 года
Решение изготовлено в полном объеме 18 августа 2014 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Алмаевой Елены Николаевны (шифр 22-42),
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Мироновой О.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску индивидуального предпринимателя Ядрищенской Марины Александровны (ОГРНИП 304525125800026/ИНН 525101885242), р.п.Гремячево Кулебакского района Нижегородской области,
к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью «Логистика Приволжья» (ОГРН 1095263000612/ИНН 5263072501), г.Нижний Новгород,
о взыскании 1800 руб. 00 коп.,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью «Логистика Приволжья» (ОГРН 1095263000612/ИНН 5263072501), г.Нижний Новгород,
к ответчику: индивидуальному предпринимателю Ядрищенской Марине Александровне (ОГРНИП 304525125800026/ИНН 525101885242), р.п.Гремячево Кулебакского района Нижегородской области,
о взыскании 2 800 руб. 00 коп.,
при участии представителей сторон:
от ИП Ядрищенской Марины Александровны – Мурашкина Е.В. по доверенности от 01.11.2013,
от ООО «Логистика Приволжья» — Акулина А.А. директор (выписка из ЕГРЮЛ),
установил:
индивидуальный предприниматель Ядрищенская Марина Александровна (далее – ИП Ядрищенская М.А.) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Логистика Приволжья» (далее – ООО «Логистика Приволжья») о взыскании 1 800 руб. 00 коп. штрафа за срыв погрузки, а также 2000 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины и 4 300 руб. 00 коп. судебных издержек, из которых 200 руб. 00 коп. — на получение выписки из ЕГРЮЛ на ответчика, 100 руб. 00 коп. — почтовые расходы, 4000 руб. 00 коп. — на оплату услуг представителя.

ООО «Логистика Приволжья» с требованиями истца не согласилось и обратилось к ИП Ядрищенской М.А. со встречным иском о взыскании 2 800 руб. 00 коп., в том числе 1 800 руб. 00 коп. штрафа за срыв погрузки по договору на перевозку грузов в междугороднем сообщении от 05.07.2013, 1000 руб. 00 коп. убытков в виде упущенной выгоды, а также 2 000 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины и 76 руб. 43 коп. судебных издержек.
ИП Ядрищенская М.А. против встречных требований возразила, указав, что транспортное средство под погрузку было подано своевременно, но перевозки груза так и не осуществлено, ввиду срыва погрузки ООО «Логистика Приволжья» без предупреждения и объяснения причин.
В судебном заседании 09.07.2014 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16.07.2014, после которого рассмотрение дела было продолжено.
Как следует из материалов дела, ООО «ТорговоЛогистическаяКомпания» (перевозчик) 05.07.2013 получило заявку № 0792 от ОАО «Кулебакский завод металлических конструкций» (заказчик) на перевозку металла от грузоотправителя ОАО «ЕВРАЗ Металл Инпром» (г.Нижний Новгород, ул. Электровозная, д. 18) до грузополучателя ОАО «Кулебакский завод металлических конструкций» (Нижегородская область, г.Кулебаки, ул. Некрасова, д. 12). В заявке стороны согласовали время погрузки: 08.07.2013 с 9.00 до 16.00 и время выгрузки: 08-09.07.2013 с 9.00 до 18.00.
ООО «ТорговоЛогистическаяКомпания» (заказчик) в целях исполнения своих обязательств направило заявку на перевозку от 05.07.2013 № 0795 ООО «Логистика Приволжья» (перевозчик).
В свою очередь, ООО «Логистика Приволжья» (заказчик) для осуществления перевозки заключило договор на перевозку грузов в международном сообщении от 05.07.2013 с ИП Ядрищенской М.А.
В соответствии с пунктом 2.2. договора каждая партия передаваемого для перевозки груза оформляется заявкой, содержащей все необходимые условия и особенности конкретной перевозки и являющейся неотъемлемой частью договора.
В договоре-заявке на перевозку от 05.07.2013 стороны указали грузоотправителя, грузополучателя, а также согласовали маршрут, дату и время подачи транспорта, транспортное средство — марки МАЗ, государственный регистрационный номер Е942НМ/152, с полуприцепом АХ7098/52, водителя — Вернов Константин Вячеславович, стоимость перевозки — 9 000 руб. 00 коп., условия оплаты и ответственность сторон.
Согласно договору-заявке штраф за срыв погрузки составляет 20 % от стоимости перевозки.
В обоснование исковых требований ИП Ядрищенской М.А. указано, что транспортное средство под погрузку было подано своевременно, но перевозки груза не осуществлено, ввиду срыва погрузки ООО «Логистика Приволжья» без предупреждения и объяснения причин. В связи с этим, ИП Ядрищенская М.А. выставила счет в адрес ООО «Логистика Приволжья» на оплату штрафа, предусмотренного договором-заявкой от 05.07.2013 в размере 1 800 руб. 00 коп. (20% от стоимости перевозки), который последним остался не оплаченным.
ИП Ядрищенская М.А. направила в адрес ООО «Логистика Приволжья» претензию от 07.11.2013 с просьбой в срок до 15.11.2013 оплатить 1800 руб. 00 коп. штрафа.
Поскольку претензия осталась ООО «Логистика Приволжья» без удовлетворения, ИП Ядрищенская М.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
Договор на перевозку грузов в международном сообщении от 05.07.2013 носит смешанный характер и содержит в себе элементы, как договора перевозки, так и оказания услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статьям 779, 781 и 783 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
На основании статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, сторонами согласована перевозка груза по маршруту г.Нижний Новгород — г.Кулебаки по договору-заявке от 05.07.2013. В договоре-заявке предусмотрена ответственность в виде штрафа за срыв погрузки 20% от стоимости перевозки.
ИП Ядрищенская М.А. ссылаясь на то, что, несмотря на своевременную подачу транспортного средства, ООО «Логистика Приволжья» не обеспечило погрузку и отказалось от перевозки без предупреждения и объяснения причин, начислило заказчику штраф за срыв погрузки в размере 1800 руб. 00 коп. (9000 руб. 00 коп. стоимость перевозки х 20%).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Однако ИП Ядрищенской М.А. не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что транспортное средство было подано на место погрузки, согласованное в договоре-заявке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно пункту 2 статьи 11 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, введенного в действие Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ (далее — Устав) время подачи транспортного средства, контейнера под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем транспортного средства грузоотправителю документа, удостоверяющего личность, и путевого листа в пункте погрузки, а время подачи транспортного средства, контейнера под выгрузку — с момента предъявления водителем транспортного средства грузополучателю транспортной накладной в пункте выгрузки.
Грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать в путевом листе, транспортной накладной, сопроводительной ведомости время подачи транспортного средства, контейнера в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них (пункт 5 статьи 11 Устава).
Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 утверждена унифицированная форма первичной учетной документации по учету работ строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте. Согласно данному Постановлению первичным документом по учету работ в автомобильном транспорте являются путевой лист автомобиля, товарно-транспортная накладная.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
ИП Ядрищенской М.А. не представлено ни путевого листа, ни товарно-транспортной накладной с отметкой грузоотправителя о времени прибытия транспортного средства под погрузку.
Также не представлено доказательств, что ООО «Логистика Приволжья» отказалось от перевозки.
В судебном заседании по ходатайству истца, с целью подтверждения нахождения транспортного средства на месте погрузки, в качестве свидетелей по делу были допрошены Медведев Даниил Викторович, водитель Вернов Константин Вячеславович и Медведев Виктор Иванович.
Допрошенный в судебном заседании качестве свидетеля Медведев Д.В. пояснил, что 08.07.2013 около 11 ч. 20 мин. подъезжал к водителю Вернову К.В. для передачи документов. Транспортное средство находилось у красных ворот по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Электровозная, 18.
Свидетель Вернов К.В. пояснил, что подъехал к месту погрузки 08.07.2013 около 8 ч. 00 мин., с неоднократной попытки в 10 ч. 10 мин. дозвонился до представителя заказчика Татьяны, которая сообщила, что погрузки не будет, о чем сообщил Ядрищенской М.А. Некоторое время еще находился на месте, поскольку необходимо было получить документы от Медведева Д.В. для ИП Ядрищенской М.А., а также дождаться управляющего производством Медведева В.И. для приобретения запчастей в магазине, расположенном на ул. Электровозной.
Также Вернов К.В. пояснил, что к проходной не подходил, какие-либо отметки о прибытии транспортного средства у охраны не ставил, с представителем грузоотправителя Дарьей, указанной в договоре-заявке не связывался. Дождавшись Данилова Д.В. и управляющего производством Данилова В.И. уехал с места погрузки.
Свидетель Медведев В.И. пояснил, что, прибыл в г.Нижний Новгород на своем автомобиле, подъехал к Вернову К.В., который находился на ул. Электровозная, д. 18, для совместной поездки в магазин автозапчастей, расположенному также на ул. Электровозной.
Вместе с тем, суд критически относится к свидетельским показаниям Медведева Даниила Викторовича, водителя Вернова Константина Вячеславовича и Медведева Виктора Ивановича, пояснившим суду, что транспортное средство находилось на месте погрузки, как к показаниям заинтересованных лиц, поскольку документального подтверждение данного факта в материалы дела не представлено.
Из представленных ИП Ядрищенской М.А. детализации телефонных звонков, товарной накладной от 08.07.2013 также невозможно установить, что транспортное средство находилось на месте погрузки.
Кроме того, исходя из показаний водителя Вернова К.В., к проходной, расположенной в месте погрузки, он не подъезжал, к охране не обращался, а находился около ворот въезда на территорию нахождения склада.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные в дело документы, суд приходит к выводу о недоказанности ИП Ядрищенской М.А. оснований для взыскания с ООО «Логистика Приволжья» штрафа за срыв погрузки.
Учитывая изложенное, требования ИП Ядрищенской М.А. не подлежат удовлетворению.
При рассмотрении встречных требований ООО «Логистика Приволжья» о взыскании с ИП Ядрищенской М.А. 1 800 руб. 00 коп. штрафа за срыв погрузки по договору на перевозку грузов в междугороднем сообщении от 05.07.2013, 1000 руб. 00 коп. убытков в виде упущенной выгоды, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.
Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Следовательно, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения ответчиком обязательства, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также размер убытков. Отсутствие любого из названных условий исключает ответственность лица по требованию о возмещении убытков.

В обоснование заявленных требований ООО «Логистика Приволжья» представлен акт о срыве погрузки от 08.07.2013.
В соответствии с пунктом 79 Правил перевозок автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011№ 272 (далее — Правила перевозок автомобильным транспортом), в случае непредоставления транспортного средства под погрузку груза составляется акт.
Согласно пункту 80 Правил перевозок автомобильным транспортом — акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
Оценив акт о срыве загрузки от 08.07.2013, суд приходит к выводу, что он не может быть принят в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку составлен с нарушением Правил перевозок автомобильным транспортом.
Из акта следует, что при его составлении участвовали представители ОАО «Кулебакский завод металлических конструкций», ООО «ТорговоЛогистическаяКомпания» и ООО «Логистика Приволжья».
Однако ОАО «ЕВРАЗ Металл Инпром» (грузоотправитель) и ИП Ядрищенская М.А. при составлении данного акта не присутствовали.
Доказательств того, что грузоотправитель и перевозчик (ИП Ядрищенская М.А.) уклонились от составления акта, а также, что им направлялись письменные уведомления о его составлении, в материалы дела не представлено.
Представитель ООО «Логистика Приволжья» Кирилычева Татьяна Сергеевна в судебном заседании пояснила, что водитель Вернов К.В. отсутствовал на месте погрузки, дозвониться до сотрудников ИП Ядрищенской М.А. и водителя не получилось. От водителя и сотрудников компании ИП Ядрищенской М.А. звонков не поступало.
Вместе с тем, к данным пояснениям суд относится критически, ввиду заинтересованности Кирилычевой Т.С., поскольку она является сотрудником ООО «Логистика Приволжья» и была ответственна за договор-заявку от 05.07.2013.
Более того, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО «Логистика Приволжья» не представлено доказательств, что груз находился на складе грузоотправителя и был готов к отгрузке.
При отсутствии таких доказательств, суд не находит оснований для взыскания с ИП Ядрищенской М.А. 1800 руб. 00 коп. штрафа за срыв погрузки.
Также суд не находит оснований для взыскания с ИП Ядрищенской М.А. 1000 руб. 00 коп. убытков в виде упущенной выгоды, поскольку ООО «Логистика Приволжья» документально не доказало факт причинения ему убытков ИП Ядрищенской М.А., противоправности поведения причинителя вреда и наличия причинной связи между противоправным поведением и наступлением вреда.
В связи с изложенным, требования ООО «Логистика Приволжья» подлежат отклонению.
С учетом принятого по делу решения и на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина и судебные издержки по делу относятся на сторон.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований индивидуальному предпринимателю Ядрищенской Марине Александровне (ОГРНИП 304525125800026/ИНН 525101885242), р.п.Гремячево Кулебакского района Нижегородской области, отказать.
В удовлетворении встречных исковых требований обществу с ограниченной ответственностью «Логистика Приволжья» (ОГРН 1095263000612/ИНН 5263072501), г.Нижний Новгород, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда апелляционной инстанции или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.Н. Алмаева

Суд:

АС Нижегородской области

Истцы:

Ядрищенская М. А.

Ответчики:

ООО Логистика Приволжья

Судебная практика по:

Упущенная выгода
Судебная практика по применению норм ст. 15, 393 ГК РФ
Взыскание убытков
Судебная практика по применению нормы ст. 393 ГК РФ
Возмещение убытков
Судебная практика по применению нормы ст. 15 ГК РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *