Создание и упразднение судов

Порядок создания и упразднения судов в РФ

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

В части 1 статьи регламентированы правила создания и упразднения федеральных судов. Высшие судебные органы государства, такие как Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, учреждены в соответствии с Конституцией РФ. Порядок образования и деятельности высших судебных органов определен федеральными конституционными законами, принятыми во исполнение конституционных норм (ч. 2 ст. 128 Конституции РФ). Поскольку высшие судебные органы учреждены конституционными нормами, то их упразднение возможно не иначе как путем внесения изменений в текст Конституции РФ в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 136 Конституции РФ). Такие изменения к конституционному тексту вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Усложненный порядок упразднения таких судов вызван тем высоким статусом, который им присущ, и той ролью, которую они играют в общественно-политической и экономической жизни страны.
Другие федеральные суды, а именно нижестоящие суды по сравнению с Верховным Судом РФ в системе судов общей юрисдикции, нижестоящие суды по сравнению с Высшим Арбитражным Судом РФ в системе арбитражных судов, создаются и упраздняются путем внесения изменений и дополнений в ст. 4 настоящего Закона.
Субъекты РФ самостоятельно определяют порядок организации и деятельности судов субъектов РФ (ч. 2 комментируемой статьи). Однако следует подчеркнуть, что субъекты РФ осуществляют правотворчество в этой сфере с учетом федерального регулирования.
Важное правило содержится в ч. 3 настоящей статьи. Оно заключается в том, что упразднение суда невозможно без предварительной передачи его полномочий другим органам. Это правило служит целям недопущения правового вакуума, когда права, подлежащие защите по закону, фактически не могут быть защищены в силу отсутствия уполномоченного на то органа. Кроме того, четкое определение компетенции судебных органов, в том числе и при упразднении каких-либо из них, позволит не допустить споры о подведомственности и подсудности дел тому или иному суду либо другому органу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *