Штрафы 44 ФЗ

Основные изменения в 44 ФЗ в 2019 году: последняя редакция

Ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта законодательно регулируется с 2013 года, когда проект был одобрен Госдумой. Последние правки в него внесли в 2018 году. Одним из главных новшеств стал переход на электронную форму закупок.

С 1 июля 2018 г. заказчики могут воспользоваться разными видами конкурсов, а уже с 1 января 2019 г. электронная форма станет единственно возможной. Это делает заключение контрактов проще и прозрачнее, но участники тендеров будут обязаны проходить аккредитацию и регистрацию в Единой информационной системе.

Введение электронной формы закупок предполагает дополнительные изменения в законопроект:

  • обеспечение заявки будет осуществляться не только с использованием денежных средств, но и по банковской гарантии (нововведение позволяет увеличить число участников конкурса);
  • обеспечение не будет требоваться, если сумма начальной максимальной цены контракта не превышает 5 млн. руб. Если она колеблется в пределах от 5 до 20 млн., требуется внести гарантию от 0.5 до 1% от начальной стоимости. Если максимальная цена превышает 20 млн., обеспечение может составить до 5%;
  • следующее требование касается внесения обеспечения. Участников торгов обязали направлять средства на специальные счета, которые должны быть открыты в банках для этих целей. Каждый счет может использоваться только для одного контракта.

Неприятным нововведением станет то, что операторы электронных площадок будут наделены правом взимания средств за участие в госзакупках. До этого участие в торгах было бесплатным.

Формула расчета штрафов по ФЗ 44 в 2019 году

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ

Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане.

Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила).

Рассмотрим на примерах, каким образом следует определять сумму неустойки и прописывать в государственном контракте раздел об ответственности сторон.

Ответственность заказчика

Пеня

Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, Правилами не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки от не уплаченной в срок суммы (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).

К примеру, если цена контракта составляет 500 тыс. руб., последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту – 20 марта, а фактически деньги перечислены 31 марта (в полном объеме, без частичной оплаты), то расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:

500 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 1512,5 руб.

Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб., а остальная сумма (300 тыс. руб.) – с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:

300 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 907,5 руб.

Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон – ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Штраф

Что касается штрафов за все прочие нарушения контракта заказчиком (помимо просрочки), то их размер должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Причем Правила строго регламентируют размер штрафа в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).

Таблица 1. Размеры штрафа, взыскиваемого с заказчика в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту

Цена контракта Размер штрафа (в % от цены контракта)
Не более 3 млн руб. 2,5
От 3 млн руб. до 50 млн руб. 2
От 50 млн руб. до 100 млн руб. 1,5
Более 100 млн руб. 0,5

Шкала цены контракта сформулирована не совсем корректно, поэтому возникает вопрос: какой размер штрафа необходимо прописать, если цена контракта составляет, допустим, ровно 50 млн руб. – но предсказать поведение заказчика в этому случае нетрудно: скорее всего, в контракте будет закреплен меньший размер штрафа. Кстати, такая же проблема возникает и при определении размера штрафа поставщика.

Ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика)

Пеня

Для поставщиков, просрочивших исполнение контракта, пеня рассчитывается по гораздо более сложной схеме в сравнении с расчетом пени в отношении недобросовестных заказчиков. В самом общем виде формула определения размера пени выглядит следующим образом (п. 6 Правил):

П = (Ц – В) x С ,

где:

Ц – цена контракта;

В – стоимость фактически исполненного в установленный срок обязательства по контракту (определяется на основании документов о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов);

С – размер ставки.

И если с первыми компонентами – Ц и В – вопросов не возникает, то расчет ставки (С) производится в несколько этапов. Сама по себе формула определения размера ставки достаточно проста (п. 7 Правил):

С = СЦБ x ДП ,

где:

СЦБ – размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП – количество дней просрочки.

Как мы видим, появляется еще коэффициент К, величина которого зависит от того, насколько серьезную просрочку допустил поставщик. Сам по себе этот коэффициент тоже рассчитывается довольно несложно (п. 8 Правил):

К = (ДП / ДК) x 100% ,

где:

ДП – количество дней просрочки;

ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

Следующий этап – это определение величины, на которую надо умножить ставку рефинансирования (этот показатель определяется исходя из размера коэффициента К), чтобы получить СЦБ (п. 8 Правил):

Таблица 2. Правила определения коэффициента, на который умножается ставка рефинансирования (в зависимости от величины коэффициента К)

Величина коэффициента К Размер ставки рефинансирования (СЦБ)
0-50% 0,01 ставки рефинансирования
50-100% 0,02 ставки рефинансирования
100% и более 0,03 ставки рефинансирования

Здесь мы снова сталкиваемся с некорректным определением диапазонов шкалы – например, совершенно непонятно, как рассчитать ставку, если коэффициент К равен 50%. Скорее всего, со временем шкала величин этого коэффициента будет приведена в более привычный и однозначный вид: 0-49%, 50-99%, 100% и более.

Рассчитаем размер пени на конкретных примерах.

    ПРИМЕР 1

    Допустим, цена контракта составляет 500 тыс. руб., срок исполнения контракта – 30 дней, период просрочки – 9 дней, вовремя контракт не был исполнен даже частично.

    Сначала определим коэффициент К:

    К = (9 / 30) x 100% = 30%

    Поскольку это значение попадает в диапазон «0-50%», то в формуле расчета ставки С мы будем использовать СЦБ, равный 0,01 значения ставки рефинансирования (напомним, сегодня ее размер составляет 8,25%):

    С = (0,01 x 0,0825) x 9 = 0,007425 (или 0,74%)

    Наконец, можно переходить к расчету собственно пени (у нас значение В будет равно нулю, поскольку частичного исполнения контракта не было):

    П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 0,74% = 3700 руб.

    Если представить, что контракт был исполнен поставщиком частично, то при расчете пени необходимо учитывать, в какую сумму было оценено исполненное. К примеру, в акте о приемке выполненных работ указано, что их стоимость составляет 200 тыс. руб.:

    П = (500 000 руб. – 200 тыс. руб.) x 0,74% = 2220 руб.

    ПРИМЕР 2

    Представим, что данные те же (цена контракта составляет 500 тыс. руб., срок исполнения контракта – 30 дней, частичного исполнения нет), но просрочка составила 18 дней. Снова начинаем с конца, с расчета коэффициента К:

    К = (18 / 30) x 100% = 60%

    Автоматически меняется значение коэффициента К, который надо учитывать: он попадает в диапазон «50-100%», а следовательно, значение ставки рефинансирования (8,25%) нужно умножить на 0,02:

    С = (0,02 x 0,0825) x 18 = 0,0297 (или 2,97%)

    Итоговая ставка, с помощью которой исчисляется пеня, значительно подросла в сравнении с первым примером, и размер пени, конечно, тоже увеличится:

    П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 2,97% = 14 850 руб.

    ПРИМЕР 3

    Наконец, рассчитаем пеню для случая серьезной просрочки исполнения контракта, превышающей весь срок его исполнения, – например, 42 дня:

    К = (42 / 30) x 100% = 140%

    Снова изменился диапазон значений коэффициента К, теперь он составляет «100% и более» – то есть значение ставки рефинансирования (8,25%) надо умножить на 0,03:

    С = (0,03 x 0,0825) x 42 = 0,104 (или 10,4%)

    Соответственно, итоговый размер пени будет равен:

    П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 10,4% = 52 000 руб.

Штраф

Предусмотрены для поставщиков и штрафы, которые применяются во всех случаях ненадлежащего исполнения обязательств, за исключением просрочки.

Таблица 3. Размеры штрафа, взыскиваемого с поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту (п. 4 Правил)

Цена контракта Размер штрафа (в % от цены контракта)
Не более 3 млн руб. 10
От 3 млн руб. до 50 млн руб. 5
От 50 млн руб. до 100 млн руб. 1
Более 100 млн руб. 0,5

Размеры штрафов выглядят более внушительными по сравнению с размерами просрочки, что может не очень благоприятно повлиять на исполнение контракта. К примеру, если срок его исполнения подходит к концу, а подрядчик не успевает выполнить работу качественно, то сдавать ее в недоделанном виде нет смысла: намного «дешевле» будет исполнить контракт с просрочкой.

К тому же, если некачественный результат работ в таком случае все-таки будет сдан, то поставщику придется не только уплачивать штраф, но и исправлять недостатки. Это с большой долей вероятности приведет к тому, что качественно работа будет выполнена уже после истечения срока исполнения контракта – а следовательно, заказчик может взыскать еще и пеню за просрочку, прямого запрета на это не содержат на Закон № 44-ФЗ, ни Правила.

Совсем-совсем недобросовестно

Правила не определяют, каким образом должен быть установлен штраф за неисполнение обязательств, речь идет только о ненадлежащем исполнении контракта или просрочке его исполнения.

При принятии Закона № 44-ФЗ в первоначальной редакции законодатель вообще забыл упомянуть об ответственности за неисполнение контракта – соответствующие поправки были внесены в ч. 5, ч. 6, ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ только в конце 2013 года (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В результате этими нормами предусмотрено, что штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту должен быть закреплен в контракте в виде фиксированной суммы, которая определяется с учетом требований Правил, – но в самих Правилах речь идет только о ненадлежащем исполнении или просрочке.

Понятно, что в случае неисполнения контракта интересы заказчика будут гарантированы обеспечением исполнения контракта (например, выплатой по банковской гарантии в соответствии со ст. 45 Закона № 44-ФЗ), а поставщик будет занесен в реестр недобросовестных поставщиков (ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Читайте также: «Нужно ли вносить изменения в контракт, заключенный в 2013 году на 2014 год, в части размера неустойки в связи с принятием новых правил?»

Но это не освобождает заказчика от обязанности предусмотреть в проекте контракта ответственность за неисполнение в виде фиксированной суммы штрафа (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Самое простое, что можно сделать в такой ситуации для предупреждения претензий ФАС России по формальному основанию – изменить формулировку контракта таким образом, чтобы фиксированная сумма штрафа распространялась на «неисполнение или ненадлежащее исполнения обязанностей по контракту».

В условиях неопределенности

«Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны»

(ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Фиксированный размер штрафа необходимо рассчитать уже на этапе разработки конкурсной документации. Однако сделать это трудно, поскольку итоговая цена контракта, в зависимости от которой будет исчисляться размер штрафа, будет известна только после определения победителя.

Поэтому можно включить в контракт пункт с незаполненными полями, например: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Контракта Поставщик уплачивает Заказчику штраф в размере ____ % от цены Контракта, определенной в п. ____ настоящего Контракта, что составляет ____ руб.». Потом, уже на этапе заключения договора, в пустые поля вписываются соответствующие значения.

Если заказчик уверен, что по итогам закупки начальная цена не упадет до такой степени, чтобы попасть в другой диапазон (см. табл. 1, 3) (например, в документации о закупке – 3,5 млн руб., а по итогам конкурса победителем будет признан участник, предложивший 2,9 млн руб.), то можно сразу указать конкретный процент.

Кстати, размер пени Закон № 44-ФЗ также требует прописать в контракте (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) – очевидно, в этом случае можно просто продублировать положения Правил.

Исключение из правил

В заключение напомним, что в соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик может не исполнять требование об обязательном закреплении в контракте сумм штрафов и неустоек, если закупка осуществляется у единственного поставщика:

  • на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • на заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • если предметом закупки являются лекарственные препараты (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»

Новости по теме:

  • Обязанность проводить экспертизу результатов контракта по госзакупкам могут связать с ценой контракта – «ИА «ГАРАНТ», 11 марта 2014 г.
  • Разрабатываются меры по повышению эффективности общественного контроля в сфере госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 17 февраля 2014 г.
  • Ответственность должностных лиц заказчика при проведении централизованных закупок могут отграничить от ответственности уполномоченного органа – ИА «ГАРАНТ», 13 февраля 2014 г.
  • Утвержден порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту – ИА «ГАРАНТ», 28 ноября 2013 г.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 5
Мы продолжаем отвечать на вопросы пользователей портала garant.ru по поводу нового закона о госзакупках. Из этого материала вы узнаете, обязаны ли заказчики разрабатывать положение о закупках, как учитывать экономию бюджетных средств, можно ли использовать банковскую гарантию, выданную не включенным в перечень Минфина России банком, и допустимо ли осуществлять закупки через интернет-магазины.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 4
Мы продолжаем отвечать на вопросы пользователей портала garant.ru по поводу нового закона о госзакупках. Из этого материала вы узнаете, как заключить контракт на аренду нежилых помещений, возможно ли создать единую контрактную службу для нескольких учреждений, включаются ли в план-график закупки у субъектов естественных монополий, а также закупки на сумму менее 100 тыс. руб. и многое другое.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 3
Из материала вы узнаете, каким нормативным актом руководствоваться, если запрос котировок направлен в 2013 году, а заседание котировочной комиссии будет проводиться в 2014 году, может ли директор учреждения заниматься закупками, вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, какие требования предъявляются в контрактному управляющему, кто не может быть членами закупочной комиссии, какой вид электронной подписи необходим для работы в единой информационной системе закупок, а также ответы на другие вопросы.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 2
На новые вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает руководитель Центра эффективных закупок «Tendery.ru», председатель Комитета по безопасности закупочной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок, член Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций Кирилл Кузнецов.

Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 1
На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает к. п. н., профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования», член-корреспондент РАЕН Татьяна Трефилова.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Мнение:

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок…

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

>Какая административная ответственность установлена за нарушения 44-ФЗ

Какие штрафы и другие виды административной ответственности предусмотрены за нарушения в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ

За нарушения в сфере контрактной системы предусмотрены в основном штрафы. За некоторые повторные нарушения предусмотрена дисквалификация — лишение права занимать определенные должности или работать в определенной сфере (ст. 3.11 КоАП РФ).

За каждый вид правонарушения установлены минимальный и максимальный размер штрафа. На его размер в каждом конкретном случае влияют, в частности, характер правонарушения, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств (ч. 1, 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Рассмотрим подробнее возможные виды нарушений и штрафы на разных этапах закупочной деятельности: от планирования закупок до заключения и исполнения контрактов.

Нарушения и штрафы при формировании плана и плана-графика закупок

За эти нарушения штрафуют ответственных должностных лиц. Как правило, это контрактный управляющий или работник контрактной службы. Размеры штрафа установлены в пределах от 5 до 50 тыс. руб., но они разные для каждого конкретного вида нарушения:

  • включили в план-график НМЦК без надлежащего обоснования или включили в план объект закупки, который не соответствует целям, требованиям к закупкам или нормативным затратам, — штраф составит от 20 до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
  • нарушили порядок или не учли форму обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки — штраф 10 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
  • не провели общественное обсуждение закупок, нарушили порядок или сроки проведения — штраф 30 тыс. руб. (ч. 3 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
  • нарушили сроки размещения в ЕИС или утверждения плана, плана-графика, в том числе вносимых в них изменений, — штраф от 5 до 30 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
  • не внесли изменения в план-график — административный штраф 30 тыс. руб. (ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ). На такую сумму оштрафуют, если информация о закупке изменилась и вы провели ее без корректировки плана-графика либо если разместили извещение раньше чем через 10 дней со дня изменения плана-графика; См. также: Как внести изменения в план закупок по Закону N 44-ФЗ
  • разместили в ЕИС извещение или направили приглашение к участию в закупке,которая не предусмотрена планом-графиком, — штраф 30 тыс. руб. (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).

Нарушения сроков размещения информации в ЕИС в ходе проведения закупки

За эти нарушения могут оштрафовать не только контрактных управляющих и работников контрактной службы заказчика, но и должностных лиц уполномоченных органов или специализированную организацию — как юридическое лицо. Как правило, это нарушение сроков размещения в ЕИС документации, протоколов работы комиссии и иных сведений. Размер штрафа зависит от способа определения поставщика и количества дней просрочки:

  • нарушили сроки размещения информации в ЕИС при проведении конкурса или аукциона на два рабочих дня или меньше — штраф для должностного лица 5 тыс. руб., для юридического лица — 15 тыс. руб. Если срок пропуска больше — штраф для должностного лица 30 тыс. руб., для юридического лица — 100 тыс. руб. (ч. 1, 1 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • нарушили не больше чем на один рабочий день сроки размещения в ЕИС информации при закупке у единственного поставщика или в ходе запроса котировок и запроса предложений — штраф 3 тыс. руб. для должностного лица, 10 тыс. руб. — для юридического лица. Если пропуск свыше одного рабочего дня — штраф для должностного лица 15 тыс. руб., для юридического лица — 50 тыс. руб. (ч. 1.2, 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Нарушение порядка проведения процедур определения поставщика

Если необоснованно отклонили заявку или, например, нарушили требования к содержанию протокола, ФАС России может не только вынести предписание об устранении нарушений, но и назначить штраф в зависимости от вида нарушения:

  • нарушили порядок представления документации или приема заявок, порядок разъяснений документации, допустили нарушения при размещении данных в ЕИС — штраф 15 тыс.руб. для должностного лица, 50 тыс. руб. — для юридического лица. Но к этим нарушениям не относится просрочка размещения информации (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • необоснованно отклонили или допустили участника конкурса и аукциона, нарушили порядок вскрытия конвертов, нарушили порядок оценки заявок — штраф для должностного лица в размере 1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • нарушили требования к содержанию протокола — штраф для должностного лица 10 тыс.руб. (ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • не разместили в ЕИС обязательную информацию или документ — штраф для должностного лица 50 тыс. руб., 500 тыс. руб. — для юридического лица (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • установили размер обеспечения заявок или обеспечения контракта с нарушением допустимых пределов или установили не предусмотренный законом способ обеспечения исполнения контракта — штраф для должностного лица в размере 1% от НМЦК или цены контракта с единственным поставщиком, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • установили недопустимый порядок оценки заявок, затребовали в составе заявки документы или сведения, не предусмотренные законом, — штраф для должностного лица в размере 1% от НМЦКили цены контракта с единственным поставщиком, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • объединили в одну закупку технологически и функционально не связанные товары, работы и услуги, включили в описание объекта закупки указание на товарный знак без слов «или эквивалент» — штраф для должностного лица в размере 1% от НМЦК или цены контракта с единственным поставщиком, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб. (ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • утвердили документацию о закупке или условия запроса котировок, которые содержат положения, не соответствующие закону, — штраф для должностного лица 3 тыс. руб. Но к данному случаю не относятся указанные выше нарушения в описании объекта закупки или при установлении недопустимого порядка оценки заявок или размера обеспечения (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • необоснованно отклонили или допустили к участию в запросе котировок и запросе предложений, нарушили порядок вскрытия конвертов или рассмотрения и оценки заявок на участие в этих процедурах — штраф для должностного лица в размере 5% от НМЦК, но не более 30 тыс. руб. (ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • признали победителя с нарушением — штраф для должностного лица 50 тыс. руб. (ч. 7 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • сократили срок приема заявок или нарушили порядок отмены определения поставщика — штраф для должностного лица 30 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • нарушили срок подписания протокола — штраф для должностного лица 3 тыс. руб., а если просрочка больше двух рабочих дней — 30 тыс. руб. (ч. 13, 14 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • неправильно выбрали способ определения поставщика — штраф 30 тыс. руб. Так накажут, например, если вместо проведения запроса котировок (запроса котировок в электронной форме) закупили у единственного поставщика (ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ);
  • не провели конкурс или аукцион, когда поставщика можно было выбирать только таким способом, — штраф 50 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ);
  • провели неклассический аукцион или конкурс (закрытый или ограниченным участием), когда это не предусмотрено законом, — штраф 50 тыс. руб. (ч. 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ);
  • нарушили порядок согласования закрытой закупки — штраф для должностного лица 50 тыс. руб. (ч. 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ);
  • не устранили нарушение и разместили закупку вопреки предписанию органа финансового контроля — штраф для должностного лица 30 тыс. руб. (ч. 1.7 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • закупились у СМП и СОНО за год меньше чем на 15% от СГОЗ — штраф для должностного лица 50 тыс. руб. (ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • не вернули вовремя обеспечение заявки на участие в бумажной процедуре — штраф для должностного лица 5 тыс. руб. Если просрочка больше трех рабочих дней, штраф составит уже 30 тыс. руб. (ч. 1, 2 ст. 7.31.1 КоАП РФ).

Нарушения, допущенные оператором электронной площадки

Почти за все нарушения, которые допускает площадка, штрафуют юридическое лицо — оператора электронной площадки. И только за разглашение сведений об участнике до окончания аукциона оштрафовать могут еще и виновного работника электронной площадки.

  • Электронная площадка нарушила порядок проведения аукциона или порядок аккредитации участника — штраф 300 тыс. руб. (ч. 10 ст. 7.30 КоАП РФ).
  • Нарушен порядок и сроки блокирования денежных средств участников — штраф 15 тыс.руб. (ч. 3 ст. 7.31.1 КоАП РФ).
  • Нарушен порядок ведения реестра участников электронного аукциона — штраф 15 тыс.руб. (ч. 4 ст. 7.31.1 КоАП РФ).
  • Площадкой нарушены правила документооборота или сроки направления документов — штраф 15 тыс. руб. (ч. 5 ст. 7.31.1 КоАП РФ).
  • Разглашена информация об участнике до подведения результатов электронного аукциона — штраф для должностного лица 50 тыс. руб., 250 тыс. руб. — для юридического лица (ч. 6 ст. 7.31.1 КоАП РФ).
  • Нарушен срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, — штраф 30 тыс. руб., а если просрочка больше трех рабочих дней, штраф составит уже 90 тыс. руб. Хотя средства в качестве обеспечения заявок для электронных процедур участники перечисляют уже на свои специальные счета, норма об ответственности площадок за невозврат таких средств продолжает действовать (ч. 1, 2 ст. 7.31.1 КоАП РФ).

Нарушения при заключении и исполнении контрактов

На этой стадии закупочной деятельности к ответственности могут привлечь не только заказчика, но и исполнителя по контракту.

  • Заключили контракт на условиях, не предусмотренных документами закупки или заявкой, — штраф в размере 1% от НМЦК, но в пределах от 5 до 30 тыс. руб. для должностных лиц и от 50 до 300 тыс. руб. для юридических лиц. Если это же нарушение повлекло еще и дополнительный расход бюджетных средств или уменьшение объекта закупки — штраф в двукратном размере дополнительно израсходованных средств иди цены уменьшенного объема по контракту (ч. 1, 2 ст. 7.32 КоАП РФ).
  • Изменили условия контракта, когда законом такой возможности не предусмотрено, — штраф для должностного лица 20 тыс. руб. и 200 тыс. руб. — для юридического лица. Если это же нарушение повлекло еще и дополнительный расход бюджетных средств или уменьшение объекта закупки — штраф в двукратном размере дополнительно израсходованных средств или цены уменьшенного объема по контракту (ч. 4 — 5 ст. 7.32 КоАП РФ).
  • Нарушили порядок расторжения, когда отказались в одностороннем порядке от исполнения контракта, — штраф 50 тыс. руб. для должностного и 200 тыс. руб. для юридического лица (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ).
  • Ваши действия помешали исполнить обязательства по контракту и причинили вред интересам общества и государства — штраф для должностного лица или индивидуального предпринимателя в размере от 5 до 15% стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30 тыс. руб., или дисквалификация сроком до двух лет. Для юридического лица — штраф до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 тыс. руб. Но так накажут, только если эти действия не влекут уголовной ответственности (ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ).

За следующие нарушения при заключении и исполнении контракта накажут только должностных лиц заказчика.

  • Заказчик отказался заключить госконтракт или нарушил сроки заключения — штраф 50 тыс. руб. (ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ).
  • Не провели или нарушили порядок проведения обязательной экспертизы результатов по контракту — штраф 20 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ).
  • Не составили документы о приемке по контракту или не направили поставщику мотивированный отказ от подписания таких документов — штраф 20 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).
  • Приняли результаты закупки, а они не соответствуют контракту и это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению объема закупки — штраф от 20 до 50 тыс. руб. (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ).
  • Нарушили срок оплаты, в том числе выплату аванса по контракту, — штраф от 30 до 50 тыс.руб. Если привлекаетесь по этому нарушению повторно, то вам грозит дисквалификация на срок от одного до двух лет (ч. 1, 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ).
  • Не направили вовремя или направили недостоверную информацию для включения реестр контрактов или реестр недобросовестных поставщиков — штраф для должностного лица 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

Нарушения в ходе контрольных мероприятий

В ходе проведения проверок контрольными органами вы можете быть оштрафованы не только за нарушения в закупочной деятельности, но и за поведение во время этой проверки.

  • Не выполнили в срок предписание контрольного органа в сфере закупок — штраф для должностного лица 50 тыс. руб., для электронной площадки или специализированной организации — 500 тыс. руб. При повторном нарушении — дисквалификация сроком на один год (ч. 7, 3 ст. 19.5 КоАП РФ).
  • Не выполнили в срок предписание органа финансового контроля — штраф для должностного лица от 20 до 50 тыс. руб. или дисквалификация сроком от одного до двух лет. При повторном нарушении — дисквалификация сроком на два года (ч. 20, 1 ст. 19.5 КоАП РФ).
  • Своевременно не представили или представили недостоверные сведения, запрашиваемые контрольным органом в сфере закупок или органом финансового контроля, — штраф для должностного лица 15 тыс. руб., для юридического лица — 100 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.7.2 КоАП РФ).
  • Не выполнили в ходе проверки требование должностного лица контрольного органа — штраф для виновного сотрудника от 2 до 4 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
  • Препятствовали деятельности проверяющего лица или уклонялись от проверки — штраф для должностного лица от 2 до 4 тыс. руб., для юридического лица — от 5 до 10 тыс. Если такие действия привели к тому, что проверку не провели, — штраф для должностного лица от 5 до 10 тыс.руб., для юридического лица — от 20 до 50 тыс. руб. Если проверку из-за ваших действий не смогли провести неоднократно — штраф для должностного лица от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификация сроком от шести месяцев до года, для юридического лица — штраф от 50 до 100 тыс. руб. (ч. 1 — 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ).

Нецелевое использование бюджетных средств

Данное нарушение отличается не только большими штрафами и сроками дисквалификации, но и тем, что за него могут привлечь и к уголовной ответственности, если размер нецелевого использования составит больше 1,5 млн руб. (ст. 285.1 УК РФ).

Если вы направили бюджетные средства не по назначению — штраф для должностного лица от 20 до 50 тыс. руб. или дисквалификация сроком от одного до трех лет, для юридического лица — штраф в размере от 5 до 25% от суммы использованных не по назначению средств (ст. 15.14 КоАП РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *