Содержание
- Всегда ли законны проверки счетной палаты?
- Счетная палата создана для контроля за исполнением федерального бюджета
- Полномочия Счетной палаты ограниченны
- Проверки Счетной палаты Российской Федерации (Горшкова Л.Л.)
- Вас проверяет Счетная палата
- Детский сад «Рябинка» города Переславля-Залесского
- Ревизии и проверки, осуществляемые Счетной палатой РФ
Всегда ли законны проверки счетной палаты?
Инициатива Счетной палаты по представлению законопроекта о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ дала повод усомниться, вправе ли Счетная плата проводить финансовый контроль коммерческих организаций.
Налогоплательщикам часто приходится сталкиваться с тем, что наряду с налоговыми органами проверку финансовой деятельности предприятия параллельно проводит и Счетная палата. При этом аудиторы Счетной палаты требуют от организаций документы по исчислению и уплате налогов (в том числе первичные), по уровням рентабельности и видам услуг, по производству товаров, а также договоры с контрагентами и другие документы, относящиеся к деятельности, проводимой в рамках общей гражданской правоспособности и никак не связанной с исполнением федерального бюджета.
В прессе появилась информация о том, что Счетная палата направила в Совет Федерации законопроект о внесении изменений в ст. 287 Уголовного кодекса РФ <*>.
<*> Ведомости от 11.10.2005, N 190 (1471).
Статья 287 УК РФ предусматривает уголовную ответственность должностных лиц за неправомерный отказ в представлении Счетной палате или за уклонение от представления ей информации (документов, материалов), а также представление заведомо неполной либо ложной информации.
В пояснительной записке к законопроекту аудиторы Счетной палаты указывают на то, что данная статья не применяется в отношении руководителей коммерческих организаций. На практике это приводит к безнаказанности действий руководителей коммерческих организаций, не представляющих аудиторам Счетной палаты запрашиваемой информации и препятствующих проведению контроля. Чтобы исправить такую ситуацию, Счетная палата предлагает привлекать к ответственности не только должностных лиц, но и «лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации».
Трудно предположить, чем закончится инициатива Счетной палаты по внесению изменений в Уголовный кодекс РФ. Однако эта инициатива дала повод разобраться, в каких случаях Счетная палата вправе истребовать информацию (документы, материалы) у коммерческих организаций и всегда ли законны ее проверки.
Счетная палата создана для контроля за исполнением федерального бюджета
Как известно, Счетная палата — особый, постоянно действующий орган государственного финансового контроля Федерального Собрания Российской Федерации. Закон о Счетной палате принят в 1995 г. и никаких существенных изменений за прошедшее время не претерпел.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 11.01.1995 N 4-ФЗ к одному из видов деятельности Счетной палаты отнесено проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Пользуясь этим положением, Счетная палата все чаще стала проводить проверки коммерческих организаций, чем вызывает обоснованное недоумение: ведь в большинстве случаев деятельность коммерческих организаций никак не связана с бюджетным финансированием.
Между тем, в отличие, например, от Налогового кодекса РФ, процедура назначения проверок, сроки их проведения, возможность проведения повторных проверок, представления возражений по итогам проверки, а также иные вопросы, регламентирующие деятельность проверяющих и обеспечивающие права и гарантии проверяемых, в Федеральном законе от 11.01.1995 N 4-ФЗ вообще никак не регламентированы.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 4-ФЗ от 11.01.1995 контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в том числе на предприятия и организации вне зависимости от видов и форм собственности, если они:
- получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею;
- имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Полномочия Счетной палаты ограниченны
Вправе ли Счетная палата проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия по вопросам, не связанным с использованием средств федерального бюджета, управлением государственным имуществом, использованием налоговых либо таможенных льгот и преимуществ?
Полагаем, что Счетная палата имеет ограниченные полномочия, связанные исключительно с контролем за исполнением федерального бюджета. Данные полномочия не могут дублировать функции иных государственных органов, а тем более затрагивать оперативно-хозяйственную деятельность субъекта предпринимательской деятельности.
Такой вывод основан на следующем.
- Частью 5 ст. 101 Конституции РФ определено, что Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета.
Данное положение нашло развитие в ст. 2 Федерального закона от 11.01.1995 N 4-ФЗ «О Счетной палате», из которой следует, что задачи Счетной палаты в области контрольно-проверочной деятельности связаны исключительно с исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
В соответствии со ст. 245 Бюджетного кодекса РФ исполнением федерального бюджета по доходам является:
- перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;
- распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
- возврат излишне уплаченных сумм доходов;
- учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Таким образом, очевидно, что вопросы текущей хозяйственной деятельности предприятия, проводимой в пределах общей гражданской правоспособности, как то: заключение договоров, принятие решений об участии в юридических лицах, сделки по распоряжению имуществом и т.п. — не имеют никакого отношения к исполнению федерального бюджета.
Следовательно, проверка Счетной палатой организации может быть признана законной только в части использования и управления федеральной собственностью, использования средств федерального бюджета либо налоговых льгот. В остальном проверка не будет соответствовать задачам, стоящим перед Счетной палатой и установленным ст. 2 Федерального закона от 11.01.1995 N 4-ФЗ.
- Правовая доктрина разделяет все правоотношения на публичные и частные. Первые основаны на отношениях власти и подчинения, вторые — на принципе независимости их участников и невмешательства государства в частные дела.
Так, в учебнике Гражданского права под редакцией Е.А. Суханова отмечено: «Гражданское (частное) право во всяком правопорядке регулирует прежде всего различные отношения по принадлежности или использованию имущества, отличающиеся тем, что они основаны на юридическом равенстве участников, автономии их воли и их имущественной самостоятельности (обособленности). Имущественные отношения могут и не основываться на указанных признаках, например отношения по формированию государственного бюджета путем взимания налогов или уплаты штрафа за правонарушение. В этих случаях между участниками существуют отношения не равенства, а власти и подчинения, исключающие автономию воли (т.е. усмотрение) самих сторон. Такого рода отношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой, например налоговые и другие финансовые отношения, составляют предмет регулирования административного и финансового (публичного) права».
При этом даже в сфере властного подчинения существует разграничение компетенции органов государственного контроля. Контрольная функция, как следует из правовой позиции КС РФ, выраженной в Постановлении от 01.12.1997 N 18-П, присуща всем органам государственной власти в пределах компетенции, закрепленной за ними Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, федеральными законами.
Так, в отличие от контроля за исполнением федерального бюджета налоговый контроль регулируется нормами НК РФ и направлен на проверку правильности исчисления и уплаты налогов. Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, а иные государственные органы не вправе проверять порядок исчисления и уплаты налогов. Данный вывод следует в том числе из позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П, в котором Суд четко разграничил налоговые и бюджетные правоотношения.
Что касается проверки Счетной палатой хозяйственной деятельности предприятия, проводимой в рамках гражданских правоотношений, то в соответствии:
- с прямым запретом на вмешательство в оперативную деятельность проверяемых объектов, установленным абз. 6 ст. 15 Федерального закона от 11.01.1995 N 4-ФЗ;
- с п. 1 ст. 1 ГК РФ, в котором определены принципы ведения предпринимательской деятельности: «равенство участников регулируемых гражданским законодательством отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав», такая проверка представляет собой недопустимый способ государственного контроля и противоречит конституционным принципам правового государства и свободы предпринимательской деятельности.
- В Постановлении от 16.07.2004 N 14-П Конституционный Суд РФ указал, что «в том случае, когда контрольные полномочия государственных органов выходят за рамки предоставленных им полномочий, осуществляемый контроль превращается в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 — 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо; превышение должностными лицами органов государства своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства (статья 1, часть 1; статья 17, часть 3 Конституции Российской Федерации)».
Включение в предмет проверки вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации, не связанной с использованием и управлением федеральной собственностью, использованием средств из федерального бюджета либо использованием льгот, является произвольным вмешательством в предпринимательскую деятельность хозяйствующего субъекта как независимого участника гражданских правоотношений и свидетельствует о превышении должностными лицами Счетной палаты своих полномочий.
Полагаем, что в таком случае у предприятия есть все основания для обращения в суд с иском о признании действий по назначению проверки незаконными.
Возможность обжалования подобных действий государственных органов вытекает из ст. ст. 46 и 53 Конституции РФ и признана Конституционным Судом РФ, который в уже упомянутом Постановлении от 16.07.2004 N 14-П указал, что «необходимость обеспечения баланса частных и публичных интересов в налоговой сфере как сфере властной деятельности государства предполагает возможность проверки законности соответствующих решений, принимаемых в ходе налогового контроля, — о проведении встречных проверок, истребовании документов, назначении экспертизы и т.д. Как следует из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации, предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности предопределяет право налогоплательщика обратиться в суд за защитой от возможного произвольного правоприменения».
Выраженная Конституционным Судом РФ правовая позиция в силу универсальности должна быть распространена не только на проверки, проводимые налоговым органом, но и на все виды государственного контроля, в том числе и проводимого Счетной палатой.
При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Счетной палаты по назначению проверки организация может ходатайствовать о принятии судом обеспечительных мер. В качестве обеспечительной меры в соответствии со ст. 91 АПК РФ арбитражным судом должен быть установлен запрет на проведение проверки Счетной палатой до вступления в силу решения суда.
Проверка состоит из совокупности самостоятельных процессуальных действий — решение о проведении проверки, истребование документов и др. И в случае непринятия обеспечительных мер в виде запрещения Счетной палате совершать действия по проведению проверки часть действий, составляющих проверку, до рассмотрения дела в суде уже будет совершена <**>.
<**> В Постановлении от 13.10.2003 N Ф09-3369/03-АК ФАС Уральского округа подтвердил законность определения суда, которым были предоставлены обеспечительные меры компании, обжаловавшей правомерность проведения проверки налоговыми органами.
Инициатива Счетной палаты по внесению изменений в Уголовный кодекс РФ не должна напугать те компании, которые знают о своих правах и юридических способах защиты. Однако такую инициативу можно квалифицировать как проявление неадекватных мер воздействия на хозяйствующих субъектов: ведь никто, например, не устанавливает уголовное наказание за непредставление информации налоговым и иным органам государственного контроля. Вместе с тем именно процедура проведения контроля Счетной палатой РФ отличается нечеткостью законодательного регулирования. В результате контролеры Счетной палаты часто оказываются вовлеченными в конкурентную борьбу и испытывают на себе влияние политических кругов.
При таких обстоятельствах внесение изменений в УК РФ будет только способствовать расширению полномочий Счетной палаты де-факто, поскольку организации предпочтут выполнение незаконных требований Счетной палаты риску подвергнуться уголовной ответственности.
Уголовная ответственность — это крайнее средство воздействия, применять которое нужно, во-первых, при наличии реальной угрозы причинения вреда важным общественным отношениям и интересам, а во-вторых, при уверенности, что норма уголовного закона будет применяться по назначению. Однако предложение Счетной палаты не соответствует ни первому, ни второму условию, поэтому от внесения изменений в УК РФ необходимо отказаться.
М.В.Андреева
Руководитель налоговой практики
Юридическая компания
«Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
г. Санкт-Петербург
Н.Л.Иголкина
Юрист
Юридическая компания
«Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
Вся электронная библиотека >>> |
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО >> |
Учебные пособия
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Раздел: Экономика
Счетная палата Российской Федерации
Постоянно действующим органом государственного финансового контроля является Счетная палата Российской Федерации, образуемая Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетная ему. Действует она на основе федерального Закона от 11 января 1995 года «О счетной палате Российской Федерации». Ее задачи: контроль за своевременным исполнением федерального бюджета, за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке Российской Федерации и других финансово-кредитных учреждениях, контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за федеральными внебюджетными фондами, за банковской системой и т.д. По результатам контрольных мероприятий (проверок и ревизий) Счетная палата направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных должностных лиц. При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, Счетная палата вправе давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания. Неоднократное неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний может повлечь решение Счетной палаты (согласованное с Государственной Думой) о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций. Инспектора Счетной палаты вправе беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и другие объекты независимо от форм собственности. Их требования обязательны для проверяемых объектов.*
________________________
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 167.
В целях координации работы и усиления контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и других государственных средств Правительством Российской Федерации образован Межведомственный совет по государственному контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет. Совет является постоянно действующим консультативным органом по вопросам работы федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право финансового контроля.
Совет формирует методологию финансового контроля, разрабатывает его механизм с целью устранения дублирования и параллелизма при его осуществлении, утверждает программы совместных проверок и ревизий, проводимых по решению Совета, обобщает опыт государственного финансового контроля. Совет может запрашивать и получать от органов исполнительной власти необходимые материалы, заслушивать объяснения руководителей этих органов.*
_______________
* См.: Там же. 1996. № 6. Ст. 586.
В осуществлении финансового контроля в разнообразных организационно-правовых формах активно также участвуют все финансовые, кредитные и налоговые органы.
К содержанию книги: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Разработка управленческого решения Система государственного управления Социология управления
Административное право России
Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. … которые…
Административное право – совокупность правовых норм, с помощью…
§ 1. Что регулирует административное право? Изложенные позиции подводят к чисто … Как уже отмечалось, существует особая отрасль правовой системы Российской Федерации, основным…
Административное право
Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. … которые…
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Вопросы курса административного…
Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. … которые…
Сущность административного права. Административное право…
Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с … К содержанию книги: Административное право. Смотрите также. … огромное разнообразие специальных…
Административное право – самостоятельная отрасль российского…
Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности…
… системность, ее структура. Система административного права
Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер.
Особенности метода административного права. Административное…
Административное право практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управленческие…
Нормы административного права. Критерий предела действия норм….
К содержанию книги: Административное право России. Смотрите также: Административное право Административное право. Экологический контроль.
Проверки Счетной палаты Российской Федерации (Горшкова Л.Л.)
Счетная палата РФ, осуществляя внешний государственный аудит (контроль), проводит камеральные и выездные проверки объектов аудита (контроля). Такие проверки имеют свою специфику по сравнению с проверками, проводимыми другими контролирующими органами. В статье рассматриваются основные вопросы, которые могут возникнуть у объектов контроля при проведении проверок Счетной палатой РФ.
Счетная палата РФ проводит проверки в отношении следующих объектов аудита (контроля):
— федеральных государственных органов (в том числе их аппаратов), органов государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ (в том числе структурных подразделений), федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах — при осуществлении внешнего государственного аудита (контроля);
— государственных органов субъектов Российской Федерации (в том числе их аппаратов), органов местного самоуправления — при осуществлении внешнего государственного аудита (контроля) в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации»;
— юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, юридических лиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании федеральных законов в части аккумулирования и инвестирования сумм страховых взносов Пенсионным фондом РФ, учета средств пенсионных накоплений, передачи средств пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику, расходов на инвестирование, осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также получающих средства по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов — при осуществлении внешнего государственного финансового аудита (контроля);
— иных организаций — при осуществлении внешнего государственного аудита (контроля) в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, а также обращениями Президента РФ и Правительства РФ.
Эти проверки проводятся Счетной палатой РФ на основании утвержденного Коллегией Счетной палаты РФ годового плана работы Счетной палаты РФ, в котором сроки проведения проверок устанавливаются с учетом подготовительного, основного и заключительного этапов проверок.
Проведение проверки оформляется распоряжением Председателя Счетной палаты РФ, а в случае его отсутствия — распоряжением заместителя Председателя Счетной палаты РФ.
Проверки проводят инспекторы Счетной палаты РФ (инспектор, старший инспектор, ведущий инспектор, главный инспектор, заместитель начальника инспекции, начальник инспекции, директор департамента в составе направления деятельности Счетной палаты РФ, а также департамента, имеющего в своей структуре инспекции) и иные сотрудники Счетной палаты РФ с возможностью привлечения представителей государственных контрольных органов, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, правоохранительных органов, негосударственных аудиторских и специализированных организаций, а также отдельных специалистов.
Проверки делятся на камеральные и выездные. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения Счетной палаты РФ на основании документов, представленных по запросу Счетной палаты Российской Федерации, а выездные проверки — по месту нахождения объекта аудита (контроля).
На подготовительном этапе проверки утверждается программа ее проведения, которая должна, в частности, содержать основание ее проведения, предмет и перечень объектов проверки, перечень государственных или иных органов (организаций), которым планируется направление запросов о предоставлении информации, необходимой для проведения проверки, цели и вопросы проверки, критерии оценки эффективности по каждой цели (в аудите эффективности), сроки начала и окончания проведения проверки на объектах, состав ответственных исполнителей и сроки представления отчета на рассмотрение Коллегии Счетной палаты Российской Федерации.
После утверждения программы проведения проверки подготавливается рабочий план проведения проверки, содержащий распределение конкретных заданий по выполнению программы проведения проверки между членами группы инспекторов и иных сотрудников с указанием содержания работ (процедур) и сроков их исполнения. Руководитель проверки подписывает рабочий план и доводит его под расписку до сведения всех его участников.
Член Коллегии Счетной палаты Российской Федерации, ответственный за проведение проверки, может принять решение, что до начала основного этапа проверки руководителю объекта проверки направляется уведомление о проведении проверки, в котором указываются наименование проверки, основание для ее проведения, сроки проведения проверки, состав группы инспекторов и иных сотрудников и предлагается создать необходимые условия для проведения проверки.
К уведомлению могут прилагаться:
— копия утвержденной программы проведения проверки (или выписка из программы);
— перечень документов, которые должностные лица объекта проверки должны подготовить для представления инспекторам и иным сотрудникам аппарата Счетной палаты;
— перечень вопросов, на которые должны ответить должностные лица объекта до начала проведения проверки на объекте;
— специально разработанные для проверки формы, необходимые для систематизации представляемой информации.
Член Коллегии Счетной палаты РФ, ответственный за проведение проверки, в течение трех рабочих дней со дня оформления распоряжения о проведении проверки уведомляет главных распорядителей бюджетных средств о проведении в отношении подведомственных им распорядителей и (или) получателей бюджетных средств проверки.
На основном этапе проверки проводятся контрольные действия непосредственно на объектах проверки, сбор и анализ фактических данных и информации, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями и вопросами проверки, содержащимися в программе ее проведения.
Совершенные объектом аудита (контроля) финансовые и хозяйственные операции проверяются на соответствие законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Каковы полномочия проверяющих
Инспекторы и иные сотрудники Счетной Палаты РФ на основании письменных и устных запросов собирают фактические данные и достоверную информацию в формах копий документов, представленных объектом проверки, подтверждающих документов, представленных третьей стороной, а также статистических данных, сравнений, результатов анализа, расчетов и других материалов.
Все доказательства собираются путем проведения инспектирования, которое заключается в проверке документов, полученных от объекта проверки, аналитических процедур, представляющих собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей объекта контрольного мероприятия с целью выявления нарушений и недостатков в финансовой и хозяйственной деятельности, а также причин их возникновения, последующего пересчета, который заключается в проверке точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях, либо выполнения самостоятельных расчетов, а также подтверждения, представляющего процедуру запроса и получения письменного подтверждения необходимой информации от независимой (третьей) стороны.
Как оформляются результаты проверок
По итогам проверки оформляется рабочая документация и акт, который должен иметь следующую структуру:
— основание для проведения проверки;
— предмет проверки;
— проверяемый период деятельности объекта проверки;
— перечень вопросов, которые проверены на данном объекте;
— срок проведения проверки на объекте;
— краткая характеристика объекта проверки (при необходимости), объем которой не должен превышать двух-трех страниц печатного текста;
— результаты контрольных действий по каждому вопросу программы (рабочего плана).
Если в ходе проверки установлено, что объект не выполнил какие-либо предложения (рекомендации), которые были даны Счетной палатой РФ по результатам предшествующего контрольного мероприятия, проведенного на этом объекте, данный факт отражается в акте с указанием причин их невыполнения.
К акту прилагается перечень законов и иных нормативных правовых актов, исполнение которых проверено в ходе проверки, а также при необходимости таблицы, расчеты и иной справочно-цифровой материал, пронумерованный и подписанный составителями.
При выявлении на объекте проверки нарушений и недостатков, а также причиненного ущерба государству они отражаются в акте, при этом указываются:
— наименования, статьи законов и пункты иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
— виды и суммы выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по годам (бюджетным периодам), видам средств (средства бюджетные и внебюджетные, средства государственных внебюджетных фондов), а также видам объектов государственной собственности и формам их использования;
— наименование нарушения в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), соответствующее выявленному нарушению;
— причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
— виды и суммы выявленного и возмещенного в ходе проверки ущерба государству;
— информация о выявленных нарушениях, которые могут содержать коррупционные риски;
— конкретные лица, допустившие нарушения;
— принятые в период проведения проверки меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.
Кроме того, в акте указываются:
— по доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации — расшифровка сумм нарушений и ущерба государству (при наличии) по кодам классификации доходов бюджетов;
— по расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации — расшифровка сумм по кодам классификации расходов бюджетов, по которым выявлено нарушение и (или) ущерб государству, а также коды классификации расходов, на которые их следовало отнести (в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств);
— по источникам финансирования дефицита федерального бюджета — расшифровка сумм нарушений по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (при их наличии).
Как оформить возражения к акту проверки
Акт проверки представляется для ознакомления руководителю и (или) иному ответственному должностному лицу объекта проверки при необходимости с сопроводительным письмом, подписанным руководителем группы инспекторов или руководителем контрольного мероприятия. Ознакомление с актом производится в срок не более суток, а в случаях большого объема и особой сложности — на срок до трех суток под роспись.
В случае несогласия ответственных должностных лиц объекта проверки с фактами, изложенными в акте, им предлагается подписать акт с указанием на наличие замечаний. Замечания излагаются в письменном виде (в свободной форме) сразу или направляются в Счетную палату РФ в течение пяти рабочих дней после представления акта для ознакомления.
В случае несогласия должностного лица подписать акт даже с указанием на наличие замечаний либо в случае истечения срока, установленного для ознакомления с актом, сотрудники Счетной палаты РФ, осуществляющие проверки, делают в акте специальную запись об отказе должностного лица ознакомиться с актом либо подписать акт.
К какой ответственности может быть привлечено учреждение (его должностные лица) по результатам проверки
При непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 — 15.15.16, ч. 20 ст. 19.5, ст. 19.6 КоАП РФ, инспектор Счетной палаты РФ, участвующий в контрольном мероприятии, в соответствии со ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.2 и п. 3 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, составляет протокол об административном правонарушении.
Инспектор Счетной палаты РФ, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 28.3 КоАП, вправе составить протокол об административном правонарушении при создании инспектору и (или) иному сотруднику аппарата Счетной палаты РФ препятствий для проведения проверки, выражающихся:
— в неповиновении законным требованиям инспектора или иного сотрудника аппарата Счетной палаты РФ, связанным с исполнением ими своих служебных обязанностей при проведении проверки (ст. 19.4 КоАП РФ);
— воспрепятствовании законной деятельности инспектора или иного сотрудника аппарата Счетной палаты по проведению проверки или уклонении от нее (ст. 19.4.1 КоАП РФ);
— непредставлении или несвоевременном представлении в Счетную палату Российской Федерации, инспектору или иному сотруднику аппарата Счетной палаты РФ, участвующему в проведении проверки, сведений (информации), необходимых для проведения проверки, либо представлении таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ).
В зависимости от содержания результатов проверки могут быть подготовлены представление Счетной палаты РФ, предписание Счетной палаты РФ и уведомление Счетной палаты РФ о применении бюджетных мер принуждения.
К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:
— бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы РФ;
— бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
— бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
— приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
— передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
В случаях, если выявленные на объектах проверки нарушения законодательства Российской Федерации содержат признаки действий должностных лиц, влекущих за собой уголовную ответственность или требующих иных мер реагирования, Счетная Палата РФ обращается в правоохранительные органы.
Литература
1. Бюджетный кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
3. Регламент Счетной палаты Российской Федерации, утвержденный Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013 N 3ПК.
4. СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденный Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 02.04.2010 N 15К (717).
Вас проверяет Счетная палата
Вас проверяет Счетная палата
Все учреждения сталкивались с разнообразными проверками. Чего ожидать тем, кому предстоит ревизия, проводимая контролерами Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов РФ? Об этом расскажет А.В. Бликанов, ведущий специалист Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики.
Сроки, объемы и способы проведения комплексных ревизий и тематических проверок устанавливает Счетная палата Российской Федерации (ст. 15 Закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации“ (далее — Закон)). Их прописывают в программе предстоящей проверки. Рассмотрим основные направления, которыми могут заинтересоваться проверяющие.
Проверка сметы доходов и расходов
В смете доходов и расходов приводятся направления ассигнований в структуре классификации расходов бюджетов Российской Федерации. При проверке правильности составления и утверждения сметы необходимо руководствоваться требованиями статей 161 и 221 Бюджетного кодекса, статьи 298 Гражданского кодекса, приказами Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее — Инструкция N 25н) и от 8 декабря 2006 г. N 168н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“.
В ходе проверки правильности составления сметы доходов и расходов ревизоры выясняют, отражены ли в ней все доходы учреждения, получаемые как из бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления).
На данном этапе проверки ревизоры исследуют также, выполняет ли учреждение требования нормативно-правовых актов в части обоснованности расчетов к смете доходов и расходов и утверждения сметы, правомерности внесенных в нее изменений (на основании какого документа, когда и кем утверждены).
Анализ исполнения сметы
Здесь исследуют своевременность получения от распорядителя средств бюджета уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и объемов финансирования, своевременность и правильность отражения их в учете.
Проверка исполнения сметы доходов и расходов учреждений осуществляется как по кассовым, так и по фактическим расходам.
Следует иметь в виду, что в соответствии с Инструкцией N 25н учет кассовых расходов ведется по кодам классификации операций сектора государственного управления, а фактических — по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации и по кодам экономической классификации.
При анализе исполнения сметы доходов и расходов также проверяют выполнение основных показателей деятельности учреждения (объем работы, койко-дни, дето-дни, количество врачебных посещений, число учащихся и т.п.).
Основными направлениями ревизии могут быть нижеследующие статьи.
Статья 210 “Оплата труда и начисления на оплату труда“. В ходе проверки правильности ведения учета и расходования средств на оплату труда необходимо руководствоваться нормативными документами, регламентирующими оплату труда работников в бюджетной сфере, нормативными документами и указаниями вышестоящей организации, приказами, распоряжениями, положениями проверяемого учреждения.
Статья 300 “Поступление нефинансовых активов“. В данном случае устанавливают:
— целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы;
— правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе мягкого);
— соответствие произведенных расходов утвержденным объемам бюджетных ассигнований и ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации;
— полноту оприходования и правильность списания оборудования и инвентаря, нематериальных активов;
— правильность расходования средств на приобретение продуктов питания и обоснованность их списания;
— правильность расходования средств на приобретение горюче-смазочных материалов, соблюдение при их списании “Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте“, утвержденных Министерством транспорта России 29 апреля 2003 г. (руководящий документ N Р 3112194 — 0366-03);
— соблюдение порядка закупки товаров и услуг.
Помимо этого при проверке бюджетных средств на приобретение оборудования и прочего имущества ревизоры исследуют, используется ли данное оборудование по целевому назначению. Не уйдет от внимания инспекторов и законность предоставления такого имущества в аренду.
Статья 310 “Увеличение стоимости основных средств“ в части капитальных вложений. При анализе расходов на проведение капитального строительства и капитального ремонта проверяются следующие документы:
— проектно-сметная документация (кем разработана и утверждена, правильно ли применены коэффициенты пересчета сметной стоимости СМР, а также лимитированных затрат (плановые на копления, накладные расходы, затраты на возмещение дополнительных затрат в зимнее время); — договоры подряда (правильность оформления и соблюдение условий договоров);
— лицензии подрядчиков на осуществление деятельности (строительства, строительно-монтажных работ);
— акты о приемке выполненных работ (ф. КС-2);
— справка по оплате стоимости выполненных строительно-монтажных работ за месяц и с начала года в текущих ценах (ф. КС-3);
договоры на поставку оборудования в соответствии со спецификацией проектно-сметной документации;
— накладные на отпуск материалов по заявкам подрядчиков.
В ходе проверки устанавливают, насколько правильно и обоснованно учреждение списало бюджетные средства за выполненные работы, материалы для строительных работ. При необходимости производится обмер фактически выполненных работ с составлением промежуточного акта.
При наличии в смете учреждения подстатей 241 “Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям“ и 242 “Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций“ проверяется полнота и своевременность поступления, законность, эффективность и целевое использование данных средств.
Подстатьи 310 “Увеличение стоимости основных средств“, 320 “Увеличение стоимости нематериальных активов“, 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“. При анализе расходов по указанным статьям проверяют порядок отнесения имущества к той или иной группе объектов нефинансовых активов, оприходования, списания, начисления амортизации, проведения инвентаризации, начисления налогов. Ревизоры изучают правильность отнесения расходов учреждения по оплате договоров на приобретение или создание подрядным способом объектов, относящихся к нематериальным активам, которые не имеют материально-вещественной структуры и на которые оформлены документы, подтверждающие исключительное право учреждения на них.
Подробно
При проверке целевого использования средств в учреждениях здравоохранения в обязательном порядке осуществляют контроль за целевым использованием средств территориального государственного фонда обязательного медицинского страхования.
Заметим, указания по обеспечению целевого и рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования утверждены приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 9 декабря 1999 г. N 105 “Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования“.
Проверка целевого использования бюджетных средств
В данном случае необходимо иметь в виду, что приказом Минфина России от 26 апреля 2001 г. N 35н утверждена Инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации. В соответствии с ней нецелевое использование средств бюджета выражается в виде:
— использования средств бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
— использования средств бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;
— использования средств бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на предоставление бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;
— использования средств бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций, на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;
— иных видов нецелевого использования средств бюджета, установленных бюджетным законодательством.
Средства, выделяемые из бюджета в порядке сметного финансирования деятельности учреждений, являются бюджетными вплоть до их фактического использования и подлежат контролю как с точки зрения целевого использования, так и с точки зрения процедуры финансирования.
Выводы об использовании бюджетных средств делаются на основании анализа данных о финансировании, выписок из лицевых счетов, первичных документов (чеки, платежные поручения, приходные и расходные ордера и т.п.), регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Проверка организации и ведения бухгалтерского учета и достоверности представляемой отчетности
На данном этапе проверяют, выполняются ли требования Инструкции N 25н в части разграничения учета средств, получаемых из бюджета и из внебюджетных источников, правильно ли присвоены коды вида деятельности.
В ходе проверки организации бухгалтерского учета изучают структуру бухгалтерской службы, формы и методы ведения бухгалтерского учета. При этом выясняется: соблюдает ли учреждение требование законодательства о подчинении главного бухгалтера непосредственно руководителю; утверждены ли должностные инструкции для работников бухгалтерии; распределены ли служебные обязанности в бухгалтерии по функциональному признаку. Также проверяется наличие и соблюдение утвержденного руководителем графика документооборота, применение унифицированных форм финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации, ведение предусмотренных нормативными документами регистров бухгалтерского учета. Исследуются правильность и своевременность оформления журнала-ордера, оборотных ведомостей и соответствие итогов оборотов и остатков, приведенных в них, данным синтетического учета, соответствие остатков на начало года остаткам в регистрах учета за предыдущий год. Кроме того, контролеры проверят, как хранятся вышеперечисленные документы текущего года и прошлых лет.
Инспекторы могут изучить и правильность оформления первичных документов (правильность заполнения реквизитов, наличие исправлений, не оговоренных в установленном порядке, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц, правильность подсчетов в документах, достоверность первичных документов).
Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок контрагентов учреждения.
Оформление результатов проверки
К сожалению, сроки подготовки актов ревизии законодательно не определены. На практике они составляют от полутора до двух недель.
Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Первая должна содержать: тему ревизии; дату и место составления акта; сведения о том, кем и на каком основании проведена проверка (номер и дата выдачи удостоверения), ссылку на плановый характер ревизии, на задание; проверяемый период и сроки проведения ревизии; полное наименование и реквизиты учреждения, ИНН; ведомственную принадлежность и наименование вышестоящей организации; сведения об учредителях; основные цели и виды деятельности учреждения; сведения об имеющихся лицензиях; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, перечень лицевых счетов, открытых в органах казначейства; сведения о том, кто в проверяемый период имел право первой подписи и кто являлся главным бухгалтером, кем и когда проводилась предыдущая ревизия и какие меры приняты по ее результатам.
В описательную часть акта входят разделы, соответствующие вопросам, прописанным в программе проверки. Здесь должна присутствовать такая информация: характер нарушения, когда и какими распоряжениями оно обусловлено, чем вызвано (объяснение руководителя проверяемого учреждения в дополнение к акту), последствия нарушения, какая сумма нецелевого использования и санкций возмещена в процессе проверки (если возмещение производилось), какие меры приняты для устранения нарушения до окончания проверки. Заметим, при ссылке на какую-либо статью ЭКР инспекторы должны указать не только код статьи, но и его точное наименование.
В обязательном порядке делают ссылки на соответствующие нормативные документы, которые нарушены или не соблюдены, и на внутренние документы учреждения, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей (приказы, распоряжения руководителя (его заместителей), выполнение которых привело к нецелевому использованию средств бюджета).
Сведения о нарушениях отражаются в акте отдельно по каждому факту нарушения с обязательным приложением к нему заверенных копий документов, которые подтверждают факт нецелевого использования бюджетных средств.
Должностные лица учреждения вправе ознакомиться с актом в течение одного-трех дней. Если они не согласны с фактами, изложенными в акте, то могут подписать его со своими замечаниями. Замечания могут быть сформулированы сразу при ознакомлении с актом или направлены в адрес Счетной палаты в течение пяти рабочих дней. При несогласии должностного лица подписать акт даже с замечаниями контролеры фиксируют отказ с обязательным указанием даты, времени, обстоятельств отказа и данные свидетелей.
Датой окончания проверки считается дата принятия решения по результатам проверки коллегией Счетной палаты, которой направляется отчет о проверке за подписью аудитора Счетной палаты. Рассмотрев все материалы, коллегия может:
— принять решение о завершении проверки либо о продолжении ревизии с утверждением программы дополнительной углубленной проверки;
— выслать учреждению представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц (ст. 23 Закона). Представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок (если же срок не указан — в течение 20 дней со дня получения). О принятом решении и мерах по его реализации следует уведомить Счетную палату;
— при выявлении на проверяемых объектах нарушений ведения хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых учреждений обязательные для исполнения предписания (ст. 24 Закона);
— направить результаты ревизии в вышестоящую организацию;
— направить материалы в правоохранительные органы;
— направить материалы по итогам контрольных мероприятий в налоговую инспекцию (в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия между Счетной палатой и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам от 10 июля 2001 г. N 01-810/15 и БГ-16-06/70).
Обратите внимание: Счетная палата не вправе применять к учреждению санкции. Кодекс об административных правонарушениях в данном случае предусматривает лишь возможность наложения штрафа за невыполнение вынесенных Счетной палатой распоряжений, требований, предписаний, представлений (п. 1 ст. 19.4, п. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 КоАП РФ). Однако в любом случае такие дела рассматривает суд (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), Счетная палата может только составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ). Правда, при неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний ревизоров коллегия Счетной палаты может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых учреждений (ст. 24 Закона), предварительно получив согласие Государственной Думы.
Заметим, законодательство не предусматривает возможности обжалования актов (отчетов), решений Счетной палаты в административном порядке. Отменить предписание или внести в него изменения может только коллегия Счетной палаты (ст. 24 Закона). Что касается судебного обжалования, то отменить можно только предписание. Обращаться к служителям Фемиды за отменой представлений, распоряжений о проведении проверки зачастую бывает бессмысленно (постановление ФАС Московского округа от 18 января 2005 г. по делу N КА-А40/12501-04).
А.В. Бликанов,
ведущий специалист Контрольно-счетной палаты
Кабардино-Балкарской Республики
“Бюджетный учет“, N 6, июнь 2007 г.
Детский сад «Рябинка»
города Переславля-Залесского
- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Учебный план по группам
- Взаимодействие ДОУ со школами и другими учреждениями
- Наши достижения
- Численность обучающихся
- Образовательная программа
- Руководство. Педагогический состав
- Образовательные стандарты
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Вакантные места для приема (перевода)
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Новости учреждения
- Поздравляем
- Объявления
- Доступное дополнительное образование для детей
- Обращения граждан
- Нормативные правовые акты
- Личный прием граждан
- Обращения на сайт
- Письменные обращения
- Информация о рассмотрении обращений
- Безопасность
- Безопасность на воде
- Пожарная безопасность
- Защити свои персональные данные
- Дорожная безопасность
- Документы
- Профилактическая работа
- Ресурсы, акции, проекты
- Информационная безопасноть
- Антикоррупционная политика
- Горячая линия
- Антикоррупционная политика МДОУ
- Работа с детьми ОВЗ и инвалидами
- Закупки товаров, работ, услуг (по 223 ФЗ)
- Экскурсия по учреждению
- Методическая копилка
- Личная страница педагога
- Лапина Валентина Владимировна
- Воробьева Елена Михайловна
- Для вас родители
- Добро пожаловать к нам!
- Наши группы
- Наши группы
- Советы специалистов
- Меры социальной поддержки
- Интересные и полезные интернет-ресурсы для родителей и их детей
- Уполномоченный по правам детства
- Телефон горячей линии
- Информационно-образовательные ресурсы
- Предписания органов осуществляющих государственный контроль в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний
- Карта сайта
- Фотогалерея
- Форма обратной связи
- Другие организации
Ревизии и проверки, осуществляемые Счетной палатой РФ
Согласно статье 15 Закона, Счетной палатой проводятся комплексные ревизии и тематические проверки.
В адрес объекта контроля направляется уведомление о проведении ревизии. В уведомлении дается информация об основании ревизии, сроках ее проведения и составе инспекторской группы, а также предлагается создать необходимые условия для осуществления ревизии. Уведомление подписывается аудитором. Выезд инспекторов на объект осуществляется на основе распоряжения Председателя Счетной палаты. Чхиквадзе В.В.: Правовой статус Счетной палаты / В.В. Чхиквадзе // Финансовое право. — 2011. — №12. — С. 25.
На подготовительном этапе контрольного мероприятия на объект контроля направляется перечень вопросов, которые необходимо подготовить к приезду инспекторской группы. Так, например, для администрации региона это могут быть следующие вопросы по капитальному строительству:
1. Какие приняты в регионе администрацией и ее органами нормативные акты (приказы, постановления, распоряжения, указания, договоры, соглашения, утвержденные перечни и т.д.), регламентирующие использование средств федерального бюджета, выделяемых предприятиям и организациям?
2. Сколько и какие конкретно проверки предприятий и организаций проведены (указывается период) контрольными органами по целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета. Вскрытые недостатки и их влияние на деятельность предприятий, какие меры приняты по их устранению?
3. Количество и характер объектов, утвержденных к строительству с использованием средств федерального бюджета. Какие объемы финансирования (лимиты) предусматривались для этих строек, как и в какой форме и мере они профинансированы?
4. Аргументы (принципы), послужившие основанием для включения строек в перечень объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Принадлежность к форме собственности, значимость объекта — федеральная, региональная. Дефицит мощностей; включение в федеральные и региональные целевые программы.
5. Документы, подтверждающие выделение лимитов (приказы, письма министерств и ведомств).
6. Ведение строительства и ввод в эксплуатацию объектов АПК, использующих средства федерального бюджета.
7. Иные вопросы в соответствующей тематической сфере.
Предприятию (организации), использовавшему средства федерального бюджета на капитальные вложения, могут быть предложены, например, следующие вопросы:
1. Какова организационно-правовая форма предприятия, когда и кем утверждено положение (устав), полный почтовый адрес и телефоны предприятия, количество, номера счетов и местонахождение финансово-кредитных учреждений, где они находятся, фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера предприятия?
2. Сколько, когда, на какой счет, в какой форме (деньги, продовольствие, ГКО, взаимозачет и т.д.) и на какие цели было выделено и фактически получено из федерального бюджета средств на капитальные вложения и затраты капитального характера на возвратной и безвозвратной основе?
3. Кем, когда и в каком объеме выделены лимиты финансирования из федерального бюджета на строящийся объект (дать по форме: номер, дата, фамилия, имя и отчество, должность уведомителя)?
4. Характеристика строящегося объекта (назначение, проектная мощность, способ строительства и его сроки, источники финансирования), наличие обоснований целесообразности и оснований для начала строительства и его финансирования (утвержденная проектно-сметная документация и титульные списки, сводные сметные расчеты стоимости строительства, заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы).
5. Иные вопросы в соответствующей тематической сфере.
Одновременно с перечнем вопросов направляются и специально разработанные формы, количество которых может колебаться от 1 — 2 до 20 форм в зависимости от специфики объекта контроля.
При выезде на объект контроля инспекторская группа проводит совещание со всеми заинтересованными организациями. Например, при проверке использования бюджетных средств, выделенных АПК администрации региона, совещание проводится под руководством губернатора или его заместителя с участием федерального казначейства, налоговой службы, контрольно-ревизионного управления региона, департамента АПК, финансового департамента с приглашением руководителей проверяемых объектов.
В процессе проверки руководитель инспекционной группы координирует деятельность инспекторов, решает вопросы с руководителями проверяемых объектов по представлению необходимой информации и созданию нормальных условий для проведения контрольного мероприятия.
По завершении контрольного мероприятия оформляется акт ревизии (проверки), с которым знакомятся руководитель проверяемого объекта и главный бухгалтер. При наличии разногласий по содержанию акта составляется протокол разногласий. При работе в регионах рекомендуется знакомить с результатами проверки руководителей исполнительной и законодательной власти, а также привлекать к контрольной работе специалистов контрольно-счетной палаты. Левакин И.В. Совершенствование правовой основы деятельности Счетной палаты РФ и международные стандарты государственного аудита / И.В. Левакин, А.М. Абрамов // Российская юстиция. — 2012. — №1. — С. 18.
В организации контрольных мероприятий имеются следующие проблемы:
1) чрезмерная глобализация комплексных документальных ревизий исполнения бюджета за отчетный год. В результате для их проведения привлекается до одной трети инспекторского состава, но результативность их с точки зрения принятия решений по отчету на уровне Федерального Собрания явно не прослеживается. То есть затраты труда не оправдываются результатами;
2) не всегда имеется достаточное время для проведения проверки, в результате нет возможности глубоко рассмотреть вопросы финансово-хозяйственной деятельности и эффективности использования бюджетных средств.
Статьей 15 Закона не определяется процедура проведения Счетной палатой ревизий и проверок, в частности сроки проведения проверок, права проверяемых, возможности обжалования результатов актов (отчетов) проверок.
Согласно Закону сроки, объемы и способы проведения комплексных ревизий и тематических проверок устанавливает Счетная палата, и такие вопросы, как правило, определяются в программе предстоящей проверки. Вместе с тем статьей 11 Закона внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, а именно: распределение обязанностей между ее аудиторами, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности, определяются Регламентом Счетной палаты.
Регламентом Счетной палаты установлены общие требования к проведению и оформлению результатов контрольных мероприятий.
В случае выявления на проверяемых объектах или в предъявленных документах нарушений законодательства инспекторы оформляют акты о выявленных нарушениях. Акт может оформляться на проверку в целом или на ряд взаимосвязанных фактов, а при необходимости — на один конкретный факт. Сведения и информация, которые должны быть отражены в акте (отдельные перечни при оформлении акта на контрольное мероприятие в целом и на один конкретный факт), отражены в Регламенте Счетной палаты.
Регламентом Счетной палаты предусматривается возможность ознакомления ответственных должностных лиц проверяемых предприятий, организаций или учреждений с актами по результатам проверок.
В случае несогласия должностного лица проверяемого предприятия, организации, учреждения с фактами, изложенными в акте, оно вправе подписать акт со своими замечаниями. Они могут быть сформулированы сразу при ознакомлении с актом или направлены в адрес Счетной палаты в течение пяти рабочих дней.
Согласно Регламенту Счетной палаты ответственное должностное лицо может снять копии с акта, за исключением случаев, когда он содержит секретные сведения.
В случае несогласия должностного лица подписать акт даже с замечаниями инспекторы фиксируют отказ в акте с обязательным указанием даты, времени, обстоятельств отказа и свидетелей. Также в документ заносится период, в течение которого не получен ответ должностного лица на предложение подписать акт.
Регламентом Счетной палаты запрещается вносить какие-либо изменения в подписанный инспекторами акт на основании замечаний ответственных должностных лиц, а также знакомить их с проектами готовящихся актов.
Регламентом Счетной палаты сроки подготовки актов по результатам контрольных мероприятий не определены. Ознакомление с актом руководителя (должностного лица) проверяемой организации или государственного органа производится в срок не более суток, в случаях большого объема и большой сложности — в срок не более 3-х суток. Ознакомление производится под расписку. Грачева Е.Ю. Финансовое право России / Е.Ю. Грачева. — М.: ТЕИС, 2009. — С. 126.
По результатам контрольного мероприятия оформляется отчет за подписью аудитора Счетной палаты, где указываются все необходимые сведения и обстоятельства. Должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность за достоверность отчета. Все отчеты в обязательном порядке представляются в Коллегию Счетной палаты в десятидневный срок с момента подписания последнего акта в рамках контрольного мероприятия.
Датой окончания проверки считается дата принятия решения по результатам проверки Коллегией Счетной палаты. Рассмотрев все материалы, Коллегия может утвердить либо не утвердить отчет. Кроме того, Коллегия уполномочена принять решение о завершении проверки либо продолжить мероприятие с утверждением программы дополнительной углубленной ревизии.
Коллегией принимается следующее решение:
1) о направлении предписания или принятия иных мер в соответствии полномочиями Счетной палаты, включая, при необходимости, обращение в Государственную Думу с предложением согласовать меры по приостановлению финансовых платежных и расчетных операций по счетам предприятия, учреждения или организации;
2) о направлении материалов в правоохранительные органы.
На заседании Коллегии Счетной палаты при рассмотрении отчета о проведенном контрольном мероприятии могут присутствовать только руководители проверяемых предприятий, организаций или учреждений.
3. Статьей 15 Закона определяется обязанность Счетной палаты доводить до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, информировать Совет Федерации и Государственную Думу о результатах проведенных ревизий и проверок. Демин А.А. Правовой статус Счетной палаты Российской Федерации и проблема административной юстиции по финансовым вопросам / А.А. Демин // Гражданин и право. — 2011. — №8. — С. 12.
Согласно статье 23 Закона Счетная палата направляет руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, если же срок не указан — в течение 20 дней со дня получения. О принятом по представлению решении и мерах по его реализации Счетную палату следует уведомить незамедлительно. Законом не предусмотрен срок для вступления представления в силу либо его обжалования.
При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих прямой непосредственный ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, контрольный орган уполномочен направлять администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания. Аналогичным образом Счетная палата действует в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения ее представлений, а также при создании препятствий для проведения контрольных мероприятий.
Статья 15 Закона не закрепляет за Счетной палатой каких-либо полномочий самостоятельно накладывать санкции на проверяемые предприятия и их должностных лиц.
КоАП РФ предусматривает для Счетной палаты только возможность наложения санкций за невыполнение вынесенных ею распоряжений, требований, предписаний, представлений.
Статья 19.5 КоАП РФ (ч. 1) за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 19.4 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Однако такие дела рассматривает суд (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Счетная палата вправе лишь составлять протоколы об административных правонарушениях (КоАП РФ, ст. 28.3, ч. 2, п. 11).
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В протоколе об административном правонарушении также указываются фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении должен содержать статью КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Осипова И.Н. Комментарий к Федеральному закону от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» / И.Н. Осипова. — М.: НОРМА-М, 2008. — С. 146.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, деятельность Счетной палаты по результатам контрольных мероприятий ограничивается составлением протокола в случае административного правонарушения. Счетная палата не наделена полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях. Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.
Только в случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения данных предписаний Коллегия Счетной палаты может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций, предварительно получив согласие Государственной Думы.