Сбор персональных данных

Какая организация попадает под требования Федерального закона «О персональных данных»?

Любая организация имеет возможность не регламентировать свои действия согласно главе 1 статьи 2 Федерального закона за № 152-ФЗ «О персональных данных», касающиеся обработки персональных данных, в таких случаях как:

1. Обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;
2. Организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;
3. Обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;
4. Предоставление уполномоченными органами информации о деятельности судов в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Когда же организация не попадает под вышеуказанные пункты, она должна в обязательном порядке подчиниться требованиям закона. Все остальные случаи, относящиеся к сбору, обработке и хранению персональных данных, регламентируются согласно Федеральному закону № 152 «О персональных данных». Практически все организации попадают под данные требования, так как почти все компании тем или иным образом производят обработку персональных данных своих сотрудников или других физических лиц. При этом все личные данные должны быть строго конфиденциальны.

Для того, чтобы риск претензий от владельцев персональных данных и государственных органов был минимальным, нужно выполнить комплекс работ, которые обосновывают необходимость обработки персональных данных. Также необходимо выполнить требования обеспечения конфиденциальности и при неавтоматизированной обработке, и в случае обработки персональных данных в информационных системах.

Сбор, хранение и обработка персональных данных

При необходимости получения персональных данных сотрудника или другого физического лица организация вправе собирать ее непосредственно у самого субъекта. Если же информацию можно получить только у третьих лиц, то субъект должен быть обязательно извещен, а также обязан дать свое письменное согласие на данную процедуру. В свою очередь, оператор обязан известить гражданина о целях, которые он преследует при получении и обработке его личных данных.

Все, что касается законных оснований обработки персональной информации, прописано в главе 2 статье 6 пункте 1 № 152 Федерального закона «О персональных данных»:

1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения, возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
3) обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);
4) обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг;
5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;
10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);
11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Если организация осуществляет обработку персональных данных, противоречащую вышеуказанным пунктам, то это является нарушением федерального законодательства.

Организация обязана обеспечить конфиденциальность, имеющихся персональных данных согласно статье 7 Федерального закона «О персональных данных». Исключения составляют те случаи, когда персональные данные обезличены или когда они являются общедоступными.
В статье 8 указано, что могут быть общедоступные источники персональных данных. Они могут содержать фамилию, имя, отчество, страну и год рождения, адрес проживания, номер телефона, информацию о профессии или же другие персональные данные субъекта, которые он предоставляет со своего письменного согласия. К ним относятся, например, справочники или адресные книги. Данные сведения могут быть лишены доступности по решению субъекта или государственных уполномоченных органов.

Принципы и условия обработки персональных данных

В процессе обработки персональных данных каждая организация должна придерживаться принципов, которые прописаны в главе 2 статьи 5 Федерального закона «О персональных данных»:

1. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.
2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.
4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.
5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
6. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.
7. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем, по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Условия, которые должна соблюдать организация в процессе обработки персональных данных, прописаны в статье 6 Федерального закона «О персональных данных» и заключаются в том, что оператор при осуществлении обработки персональных данных субъекта, имеет право обрабатывать их только с его письменного согласия.
Однако, в некоторых случаях такое согласие не требуется. Так, например, если обработка персональной информации производится в различных научных и статистических целях с обязательным условием обезличивания персональных данных. Или же когда обработка личных данных необходима для здоровья, жизни или других жизненно значимых интересов субъекта таких данных.

Обязанности оператора персональных данных

Глава 4 статьи 18 Федерального закона за 3 152 «О персональных данных» содержит полную информацию о том, что входит в обязанности оператора по обработке данных.
Рассматривая ключевые моменты данной статьи закона можно выделить несколько наиболее важных принципов.

Оператор обязан:

— проводить обработку персональных данных в соответствии с законом,
— иметь разрешение от владельца персональных данных в случаях предусмотренных законодательством,
— обеспечивать конфиденциальность,
— отвечать на все вопросы владельца, касающиеся его персональных данных, в поставленный законом срок,
— уничтожить персональные данные после того, как будут достигнуты сроки их обработки,
— извещать Управление Роскомнадзора на тему обработки персональных данных и о мерах, которые предпринимаются им для их защиты.

Также в данной статье говориться о том, что если владелец персональных данных отказывается предоставить персональную информацию, которую он обязан предоставить в соответствии с федеральным законом, оператор должен разъяснить владельцу о последствиях такого отказа.

Проверка деятельности по обработке персональных данных

Организация, которая проводит проверку на предмет законной обработки персональных данных, называется Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Роскомнадзор проводит государственный контроль и надзор за соблюдением требований действующего законодательства в сфере:
— СМИ, ТВР вещания и массовых коммуникаций — требования закона Российской Федерации за № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовых коммуникаций», а также соблюдение лицензионных условий,
— связи — требования Федерального закона за № 126 от 7 июля 2003 года «О связи», а также подзаконных актов, в том числе действие лицензии и использование радиочастотного спектра,
— персональных данных — Федеральный закон от 27 июля 2006 года за № 152 «О персональных данных».

Правовым основанием для осуществления государственного контроля и надзора является Федеральный закон от 26 декабря 2008 года за № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Роскомнадзор проводит несколько видов проверок:

1). Плановая проверка.
Данная проверка может быть проведена на основании и в точно поставленные сроки, которые указаны в плане проверок, подготовленного Роскомнадзором и утвержденного прокуратурой. Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона «О связи» такой вид проверки Роскомнадзор имеет право проводить не более чем один раз в 3 года.
В План проверок Роскомнадзора может попасть любая организация, занимающаяся обработкой персональных данных.
Основанием для проведения плановой проверки считается факт начала обработки оператором по обработке персональных данных, в том числе прохождение трех лет с момента государственной регистрации как оператора персональных данных или завершения проведения плановой проверки в отношении оператора по истечении трех лет с предыдущей плановой проверки.

2). Внеплановая проверка.
Основаниями для проведения такого вида проверки можно считать:
— проверка исполнения предписания о ликвидации выявленного нарушения, которое было выдано раньше,
— выявление нарушений обязательных требований в результате систематического наблюдения,
— требование прокурора о проведении внеплановой проверки на основании поступивших материалов и обращений в органы прокуратуры от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной и муниципальной власти,
— нарушения законных прав и интересов субъектов российской Федерации вследствие бездействия операторов, занимающихся обработкой персональных данных,
— приказ руководителя Службы, который издан согласно поручениям Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Проверка производится в срок не более 20 рабочих дней, но в то же время, в случае серьезных причин она может быть продлена на основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора еще на 20 дополнительных рабочих дней.
Кроме того, проверочные мероприятия могут проводиться одним из нижеперечисленных методов:
а) выездные, т. е. проверка проходит по месту нахождения проверяемого.
б) документарные, письменный запрос оператора о предоставлении необходимых документов и информации. Если документы не были предоставлены, а предоставление их должно производится по закону в обязательном порядке, то это влечет за собой наложение штрафа. Если же административный штраф не был уплачен, он может быть увеличен в два раза.
в) систематическое наблюдение, производится без взаимодействия с лицом, которое проверяют, также от проверяемого лица не требуют никаких документов и информации. Государственные специалисты-инспекторы территориального Управления Роскомнадзора делают выводы о деятельности проверяемого, основываясь на его действия в отношении неопределенного круга субъектов.

Ответственность за незаконную обработку персональных данных

Оператор не должен допускать сбор, хранение, использование и распространение информации, касающейся личной и семейной жизни, тайной переписки, телеграфных, почтовых или иных сообщений, телефонных переговоров, если на то нет судебного решения или законного основания для этих действий.

Оператор не имеет права использовать персональные данные с целью причинения морального и имущественного ущерба гражданам, а также затруднения реализации их свобод и прав. Более того, оператор персональных данных не имеет права ограничивать права граждан Российской Федерации, используя при этом их персональную информацию, касающуюся национальной, расовой, религиозной, языковой или партийной принадлежностей.
Физические и юридические лица, которые в соответствии со своими полномочиями, владеют какой-либо частной информацией о гражданах, используют ее, нарушая при этом Федеральный закон «О персональных данных» несут ответственность за данное деяние согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Те лица, которые своими действиями нарушили Федеральный закон «О персональных данных» несут гражданскую, административную, дисциплинарную, уголовную или иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

Кодекс об Административных Нарушениях (КоАП):

А) статья 13.11 Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Данная статья влечет за собой предупреждение или же наложение административного штрафа на:
— граждан в размере от 300-500 рублей,
— должностных лиц в размере от 500-1000 рублей,
— юридических лиц в размере от 5000-10000 рублей.

Б) статья 13.12 Нарушение правил защиты информации.
Согласно этой статье административный штраф возлагается на нарушителей закона в размере от 500 до 30 тысяч рублей. Кроме того, к юридическим лицам может быть применена конфискация или административное приостановление деятельности сроком на 3 месяца.
В) статья 13.14 Разглашение информации с ограниченным доступом.
В соответствии с данной статьей возможно наложение административного штрафа на:
— граждан в размере от 4 до 5 тысяч рублей.

Г) статья 19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Нарушителям этой статьи грозит административный штраф в размере от 300 рублей до 500 тысяч рублей, или же дисквалификация сроком до 3 лет.

Уголовный кодекс (УК).

Статья 137 Нарушение неприкосновенности частной жизни.
В этой статье говорится о том, что за незаконное собирание или распространение информации о частной жизни субъекта, которая является его семейной или личной тайной, без его на то согласия или же распространение такой информации посредством средств массовой информации несет за собой ответственность в виде
— штрафа размером до 200 тысяч рублей или же в размере равном заработной плате за 18 месяцев,
— обязательных работ сроком до 360 часов
— исправительных работ сроком до 1 года,
— принудительных работ сроком до 2 лет,
— запрета заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет,
— ареста сроком до 2 лет.

Трудовой кодекс (ТК).

Статья 90 Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника.
Данная статья предусматривает наказание в виде увольнения или же возможности наказания согласно Уголовному кодексу Российской Федерации.

Требования к защите персональных данных

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О персональных данных» требования к защите персональной информации считаются обязательными. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
5) учетом машинных носителей персональных данных;
6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных.

С целью достижения вышеобозначенных целей, все организации которые осуществляют обработку персональных данных, должны придерживаться следующих требований:

— выполнять требования Федерального закона за № 152 «О персональных данных», обеспечив при этом все необходимые доказательства законности сбора и обработки персональной информации,
— обеспечивать защиту от несанкционированного распространения персональных данных,
— разрабатывать нормативные локальные акты и техническую организационную документацию, для обеспечения регламентированной обработки персональных данных,
— уведомлять Управление Роскомнадзора.

Для того, чтобы выполнять эти требования нужно выполнить следующие работы:

1. Провести изучение процессов сбора и обработки персональной информации в компании. А именно, в каком месте, и каком виде они обрабатываются, в каком месте хранятся, кто отвечает за это и имеет к ним доступ, что за источник персональных данных и тому подобные вопросы. Необходимо собрать полную информацию о всех процессах, связанных с личными данными.

2. Нужно разработать пакет документов, которые относятся к процессу обработки персональных данных, а именно
А. Акт категорирования,
Б. Концепция создания системы защиты персональных данных,
В. Модель угроз,
Г. Модель нарушителя,
Д. Техническое задание на построение системы защиты персональных данных,
Е. Технический проект (пояснительную записку технического проекта) по построению системы защиты персональных данных,
Ж. Организационно распорядительная документация.

В общем, количество документов в средней организации составляет около 80 штук, в том числе журналы учета и приказы.

3. Внедрить в организации технические средства защиты, согласно разработанной документации.

4. Провести оценку соответствия или же аттестацию информационных систем.

Аттестация и оценка являются специальными установленными документами, благодаря которым организация имеет возможность подтвердить то, что она выполняет все требования действующего законодательства Российской Федерации.

Основанием для разработки утвержденных документов операторов персональных данных является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК) и Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ), что прописано в их нормативных методических документах и приказах.

Одним из таких документов является:

Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) от 5 февраля 2010 года за № 58 «Об утверждении Положения о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных».

В данном приказе для всех организаций прописаны такие методы и способы защиты персональных данных от несанкционированного доступа как,
— реализация разрешительной системы допуска пользователей (обслуживающего персонала) к информационным ресурсам, информационной системе и связанным с ее использованием работам, документам;
— ограничение доступа пользователей в помещения, где размещены технические средства, позволяющие осуществлять обработку персональных данных, а также хранятся носители информации;
— разграничение доступа пользователей и обслуживающего персонала к информационным ресурсам, программным средствам обработки (передачи) и защиты информации;
— регистрация действий пользователей и обслуживающего персонала, контроль несанкционированного доступа и действий пользователей, обслуживающего персонала и посторонних лиц;
— учет и хранение съемных носителей информации, и их обращение, исключающее хищение, подмену и уничтожение;
— резервирование технических средств, дублирование массивов и носителей информации;
использование средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия;
— использование защищенных каналов связи;
— размещение технических средств, позволяющих осуществлять обработку персональных данных, в пределах охраняемой территории;
— организация физической защиты помещений и собственно технических средств, позволяющих осуществлять обработку персональных данных;
— предотвращение внедрения в информационные системы вредоносных программ (программ-вирусов) и программных закладок.

Основные методы и способы защиты данных от несанкционированного доступа в случае взаимодействия информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена и информационных систем включают:

— межсетевое экранирование с целью управления доступом, фильтрации сетевых пакетов и трансляции сетевых адресов для скрытия структуры информационной системы;
— обнаружение вторжений в информационную систему, нарушающих или создающих предпосылки к нарушению установленных требований по обеспечению безопасности персональных данных;
— анализ защищенности информационных систем, предполагающий применение специализированных программных средств (сканеров безопасности);
— защита информации при ее передаче по каналам связи;
— использование смарт-карт, электронных замков и других носителей информации для надежной идентификации и аутентификации пользователей;
— использование средств антивирусной защиты;
централизованное управление системой защиты персональных данных информационной системы;
— фильтрация входящих (исходящих) сетевых пакетов по правилам, заданным оператором (уполномоченным лицом);
— периодический анализ безопасности установленных межсетевых экранов на основе имитации внешних атак на информационные системы;
— активный аудит безопасности информационной системы на предмет обнаружения в режиме реального времени несанкционированной сетевой активности;
— анализ принимаемой по информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена (сетям связи общего пользования) информации, в том числе на наличие компьютерных вирусов;
— использование атрибутов безопасности;
— создание канала связи, обеспечивающего защиту передаваемой информации;
— осуществление аутентификации взаимодействующих информационных систем и проверка подлинности пользователей и целостности передаваемых данных.

В дополнительные требования для организаций включены:

— создание канала связи, обеспечивающего защиту передаваемой информации;
— аутентификация взаимодействующих информационных систем и проверка подлинности пользователей и целостности передаваемых данных;
— обеспечение предотвращения возможности отрицания пользователем факта отправки персональных данных другому пользователю;
— обеспечение предотвращения возможности отрицания пользователем факта получения персональных данных от другого пользователя.

Теги: ПДн 152-ФЗ

Положение о персональных данных: структура

Чтобы не допустить разглашения персональных данных, создайте надежную систему их защиты. Порядок получения, обработки, передачи и хранения таких сведений установите в локальном акте организации, например в положении о работе с персональными данными сотрудников. Положение утверждает директор. Ознакомьте сотрудников с документом под подпись (ст. 8, п. 8 ч. 1 ст. 86, 87 ТК, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

С целью обеспечения выполнения требований к порядку обработки персональных данных работников и защите этих сведений работодатель может разработать и утвердить Положение о работе с персональными данными работников. Оно также может именоваться, например, Положением об обработке персональных данных работников, Положением о защите персональных данных или даже Положением о персональных данных работников.

Положение о персональных данных относится к тем локальным актам, которые обязательно должны быть в организации. Работодатель должен локальным нормативным актом (Положением о персональных данных) определить порядок хранения, обработки и использования персональных данных. Отсутствие Положения может быть квалифицировано государственной инспекцией труда как нарушение трудового законодательства. Такой вывод также подтверждается судебной практикой (см. Постановление ФАС Московского округа от 26.10.2006 N КА-А40/10220-06 по делу № А40-20745/06-148-194).

Структуру и содержание Положения о защите персональных данных работников (образец приведем ниже) работодатель определяет для себя самостоятельно.

При разработке Положения о персональных данных работодатель должен учитывать, в частности, следующие принципы:

  • обработка персональных данных работников производится только в целях соблюдения законодательства РФ, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;
  • все персональные данные работников нужно получать у него самого. Если какие-либо персональные данные работника можно получить только у третьей стороны, работник заранее должен быть уведомлен об этом, а от него должно быть получено письменное согласие;
  • работодатель должен за свой счет обеспечивать защиту персональных данных работников от неправомерного их использования или утраты;
  • работодатель должен под роспись ознакомить работников с порядком обработки их персональных данных, а также с их правами и обязанностями в этой области.

Образец положения о персональных данных 2019

Далее приведем возможный текст положения о защите персональных данных в 2019 году:

Общество с ограниченной ответственностью «Стелла»

(ООО Стелла»)

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ООО «Стелла»

__________ А.С. Пушкин

9 июля 2019 года

ПОЛОЖЕНИЕ

О работе с персональными данными работников

9 июля 2019 года Москва

1. Общие положения

1.1. Положение о работе с персональными данными работников ООО «Стелла» разработано в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ и нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок работы (сбора, обработки, использования, хранения и т. д.) с персональными данными работников и гарантии конфиденциальности сведений о работнике, предоставленных работником работодателю.

1.3. Настоящее Положение вступает в силу с 9 июля 2018 года.

2. Получение и обработка персональных данных работников

2.1. Персональные данные работника работодатель получает непосредственно от работника.
Работодатель вправе получать персональные данные работника от третьих лиц только при наличии письменного согласия работника или в иных случаях, прямо предусмотренных в законодательстве.

2.2. При поступлении на работу работник заполняет анкету, в которой указывает следующие сведения о себе:
– пол;
– дату рождения;
– семейное положение;
– отношение к воинской обязанности;
– местожительство и домашний телефон;
– образование, специальность;
– предыдущее(ие) место(а) работы;
– иные сведения, с которыми работник считает нужным ознакомить работодателя.

2.3. Работодатель не вправе требовать от работника представления информации о политических и религиозных убеждениях и о его частной жизни.

2.4. Работник представляет работодателю достоверные сведения о себе. Работодатель проверяет достоверность сведений, сверяя данные, представленные работником, с имеющимися у работника документами.

2.5. При изменении персональных данных работник письменно уведомляет работодателя о таких изменениях в разумный срок, не превышающий 14 дней.

2.6. По мере необходимости работодатель истребует у работника дополнительные сведения. Работник представляет требуемые сведения и в случае необходимости предъявляет документы, подтверждающие достоверность этих сведений.

2.7. Анкета работника хранится в его личном деле. В личном деле также хранится вся информация, относящаяся к персональным данным работника. Ведение личных дел возложено на отдел бухгалтерии, ответственный за ведение личных дел – бухгалтер организации.

3. Хранение персональных данных работников

3.1. Анкета работника хранится в его личном деле. В личном деле также хранится вся информация, которая относится к персональным данным работника. Ведение личных дел возложено на отдел бухгалтерии, ответственный за комплектование личных дел – бухгалтер организации.

3.2. Личные дела и личные карточки хранятся в бумажном виде в папках, прошитые и пронумерованные по страницам. Личные дела и личные карточки находятся в отделе бухгалтерии в специально отведенном шкафу, обеспечивающем защиту от несанкционированного доступа. В конце рабочего дня все личные дела и личные карточки сдаются в отдел бухгалтерии.

3.3. Персональные данные работников могут также храниться в электронном виде в локальной компьютерной сети. Доступ к электронным базам данных, содержащим персональные данные работников, обеспечивается двухступенчатой системой паролей: на уровне локальной компьютерной сети и на уровне баз данных. Пароли устанавливаются заместителем руководителя организации и сообщаются индивидуально работникам, имеющим доступ к персональным данным работников.

3.4. Изменение паролей заместителем руководителя организации происходит не реже одного раза в два месяца.

3.5. В целях повышения безопасности по обработке, передаче и хранению персональных данных работников в информационных системах проводится их обезличивание. Для обезличивания персональных данных применяется метод введения идентификаторов, то есть замена части сведений персональных данных идентификаторами с созданием таблиц соответствия идентификаторов исходным данным.

3.6. Доступ к персональным данным работника имеют руководитель организации, его заместитель, главный бухгалтер, а также непосредственный руководитель работника. Специалисты отдела бухгалтерии – к тем данным, которые необходимы для выполнения конкретных функций. Доступ специалистов других отделов к персональным данным осуществляется на основании письменного разрешения руководителя организации или его заместителя.

3.7. Копировать и делать выписки из персональных данных работника разрешается исключительно в служебных целях с письменного разрешения руководителя организации, его заместителя и главного бухгалтера.

4. Использование персональных данных работников

4.1. Персональные данные работника используются для целей, связанных с выполнением работником трудовых функций.

4.2. Работодатель использует персональные данные, в частности, для решения вопросов продвижения работника по службе, очередности предоставления ежегодного отпуска, установления размера зарплаты. На основании персональных данных работника решается вопрос о допуске его к информации, составляющей служебную или коммерческую тайну.

4.3. При принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного поступления. Работодатель также не вправе принимать решения, затрагивающие интересы работника, основываясь на данных, допускающих двоякое толкование. В случае если на основании персональных данных работника невозможно достоверно установить какой-либо факт, работодатель предлагает работнику представить письменные разъяснения.

5. Передача персональных данных работников

5.1. Информация, относящаяся к персональным данным работника, может быть предоставлена государственным органам в порядке, установленном федеральным законом.

5.2. Работодатель не вправе предоставлять персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом.

5.3. В случае если лицо, обратившееся с запросом, не уполномочено федеральным законом или настоящим Положением на получение информации, относящейся к персональным данным работника, работодатель обязан отказать лицу в выдаче информации. Лицу, обратившемуся с запросом, выдается уведомление об отказе в выдаче информации, копия уведомления подшивается в личное дело работника.

5.4. Персональные данные работника могут быть переданы представителям работников в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, в том объеме, в каком это необходимо для выполнения указанными представителями их функций.

5.5. Работодатель обеспечивает ведение журнала учета выданных персональных данных работников, в котором регистрируются запросы, фиксируются сведения о лице, направившем запрос, дата передачи персональных данных или дата уведомления об отказе в предоставлении персональных данных, а также отмечается, какая именно информация была передана.

6. Гарантии конфиденциальности персональных данных работников

6.1. Информация, относящаяся к персональным данным работника, является служебной тайной и охраняется законом.

6.2. Работник вправе требовать полную информацию о своих персональных данных, об их обработке, использовании и хранении.

6.3. В случае разглашения персональных данных работника без его согласия он вправе требовать от работодателя разъяснений.

Работники должны быть под подпись ознакомлены с Положением о персональных данных. Факт ознакомления с указанным Положением может фиксироваться как в тексте самого трудового договора (путем перечисления локальных нормативных актов, с которыми работник ознакомлен до подписания договора), так и в отдельном документе (в самом Положении на листе ознакомления с ним). Приводим для примера лист ознакомления работников с Положением о персональных данных

N п/п Ф.И.О. работника Дата ознакомления Подпись
1 Усиков Сергей Иванович 10.10.2019 Усиков
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)

Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 13.11, являются отношения в области связи и информации. При этом виновный нарушает положения не только Федерального закона от 27.07.06 N 152-ФЗ «О персональных данных», Закона об информации, но и ряда других законов (например, ГК, Закон об ОРД, НК, Воздушного кодекса, Таможенного кодекса, Трудового кодекса).

2. Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный нарушает установленный законом порядок:

1) сбора, хранения или использования персональных данных, т.е. сведений о фактах, событиях, обстоятельствах жизни гражданина, позволяющих идентифицировать личность гражданина. При этом виновный нарушает нормы упомянутых выше Федерального закона «О персональных данных, Закона об информации и др. о том, что перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации. Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных. Порядок лицензирования определяется законодательством о лицензировании;

2) распространения персональных данных. Речь идет не только о сборе (путем инкоптирования, письменных и иных запросов во всевозможные организации, подслушивания, подсматривания, слежки и т.п. мероприятий), но и о хранении (в папках, сейфах, в памяти ЭВМ), использовании (например, в целях шантажа, запугивания, вымогательства имущества граждан) либо распространении (путем опубликования, передачи в эфир, по кабельным сетям, во время устного выступления, за плату, бесплатно и т.п. случаи придания оснастке персональных данных). С другой стороны, нужно учесть, что в соответствии с указанными выше законами граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами. Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством.

Оконченным деяние считается с момента нарушения. Оно совершается либо в форме действий, либо путем бездействия (например, если виновный не принимает мер к надлежащей охране персональных данных). Объективной стороной анализируемое правонарушение отличается от уголовного преступления, предусмотренного в ст. 137 УК «Нарушение неприкосновенности частной жизни» (предусматривающей уголовную ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни гражданина, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан).

3. Субъектами данного правонарушения являются:

1) граждане (например, работники медицинского учреждения), см. коммент. к ст. 2.3, 2.8;

2) должностные лица (например, дознаватель, налоговый инспектор), см. коммент. к ст. 2.4, 2.5;

3) юридические лица (например, банки, страховые компании, лечебные учреждения, военкоматы), см. коммент. к ст. 2.1, 2.10.

4. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ст. 13.11, характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 13.11, показывает, что:

1) виновному может быть назначено или предупреждение, или административный штраф;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *