Разрешение на съемку квадрокоптером

Содержание

Запрещены ли дроны законом РФ

Законодательная база РФ не запрещает использовать дроны и прочие беспилотные аппараты с радиоуправлением.

Однако нужно помнить, что Россия внедрила в законодательство правила эксплуатации квадрокоптеров, исходя из которых все беспилотники (включая и квадрокоптеры), имеющие массу более 250 гр., должны пройти обязательную регистрацию.

Регистрацию беспилотного летательного средства осуществляет специально уполномоченный государственный орган, выдающий владельцу дрона соответствующую документацию. На ее основании пользователь может получить официальное разрешение на полет коптера.

Но, нужно помнить, что закон рекомендует не поднимать дрон на высоту более 50 м (ПДУ), дабы избежать возможного столкновения с воздушными судами.

Кроме того, федеральный закон устанавливает ряд специфических требований для владельцев квадрокоптеров и других летающих устройств с беспилотной системой управления. Чтобы беспрепятственно запускать дрон в воздушное пространство, необходимо получить разрешение от владельцев придомовых территорий или исполнительных органов власти.


Как зарегистрировать квадрокоптер, правила и порядок регистрации

После внесения правок в ключевые законодательные нормативы РФ, владельцы квадрокоптеров столкнулись с необходимостью проходить обязательную процедуру регистрации в случае, если дрон имеет массу более 250 граммов.

Закон о радиоуправляемых моделях предельно внимательно описывает процедуру регистрации квадрокоптера. Во многом она схожа с постановкой на учет транспортного средства. Дрону присваивается индивидуальный персонифицированный номер и радиометка, содержащая зашифрованные данные о владельце летательного аппарата и основных технических характеристиках квадрокоптера.

Для постановки дрона на учет необходимо написать заявление и указать в нем основные технические характеристики взлетающего устройства:

  • страна изготовления БПЛА;
  • название и идентификационный номер устройства;
  • наименование изготовителя и год производства;
  • максимальная взлетная масса;
  • тип используемого двигателя в устройстве (электрический, газотурбинный, внутреннего сгорания);
  • документ, подтверждающий факт покупки (для агрегатов, приобретенных за пределами России).

Также потребуется предоставить полный перечень сведений о владельце беспилотного аппарата, в частности паспортные реквизиты, данные о регистрации и фактическом месте проживания, номер налогоплательщика, контактная информация для связи.

Регистрация является платной процедурой, и соответственно с положениями закона, сумма пошлинного сбора устанавливается Министерством транспорта РФ (200-300 рублей в зависимости от региона).

Срок действия регистрации (отмена) может быть прекращен при наступлении одной из следующих причин:

  • беспилотный дрон вывезен за пределы РФ;
  • завершение эксплуатационного периода аппарата;
  • списание коптера в связи с неработоспособностью;
  • утерян пульт управления, дальнейшая эксплуатация невозможна;
  • переход права собственности (продажа дрона третьему лицу);
  • выявленные нарушения регистрационной процедуры.

Какие квадрокоптеры нужно регистрировать, а какие нет

Закон прямо указывает на то, что сертификацию должны пройти все квадрокоптеры, имеющие массу в пределах 0,25-30 кг. Это сделано для того, чтобы предотвратить возможные опасные ситуации, террористические акты.

Не подлежат регистрации беспилотные радиоуправляемые модели, имеющие массу менее 250 граммов, и обладающие ограниченным функционалом. Отметим, что действуют правила регистрации, по которым:

  1. Дрон приобретенный на территории РФ, при использовании регистрируется в момент покупки.
  2. Если квадрокоптер или иной беспилотик изготовлен пользователем самостоятельно, получить на него разрешение нужно до момента первого полета.
  3. При покупке беспилотного устройства заграницей на регистрацию выделяется 10-дневный срок с момента ввоза.

Где зарегистрировать квадрокоптер

Официально регистрацией и учетом беспилотных летательных аппаратов занимается ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Данная организация является структурным подразделением Министерства транспорта России.

Зарегистрировать беспилотник пользователи могут следующим образом:

  • оставив заявку на электронном портале оператора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»;
  • обратившись в отделение Почты России по месту регистрации (постоянного проживания);
  • подав заявление в МФЦ;
  • зарегистрировав приобретение через торговую организацию, занимающуюся продажей квадрокоптеров и имеющую соответствующее разрешение от оператора учета.

Права на дрон

В некоторых ситуациях регистрация дрона невозможна, и гражданин не сможет получить права на использование данного вида техники. Законодатель определяет следующие причины для отказа в регистрации:

  • заявитель состоит на учете в наркологическом или психиатрическом центре;
  • имеются нарушения правил использования воздушного пространства;
  • действует судебный запрет на деятельность с применением БПЛА;
  • технические характеристики дрона (сила, мощность и т.д.) не соответствуют требованиям российского законодательства;
  • в результате тщательной проверки выявлено, что квадрокоптер оснащен специальными устройствами для сбора закрытой и конфиденциальной информации;
  • нарушение экологических норм (повышенный уровень шума, СО и т.д.);
  • отсутствие сертификата допуска к использованию на территории России (пилот не может управлять беспилотником);
  • запрещены дроны, в которых установлено наличие опасных элементов. В частности датчиков с радиоактивными веществами, водородными блоками и мощными лазерными установками. Летать на таких приспособлениях нельзя.

Как получить разрешение на полет квадрокоптера или дрона

Порядок получения разрешения на использование воздушного пространства для гражданских БПЛА (квадрокоптеров и иных радиоуправляемых авиамоделей) в Российской Федерации на примере Калининградской области.

Авторство данной статьи — Штейн Денис.

Напомню, что для запуска любой радиоуправляемой авиамодели (самолета, вертолета, квадрокоптера, летающего крыла, трикоптера, гексакоптера, октокоптера и т.д.) независимо от веса: неважно, весит она 200 грамм или 20 килограмм и высоты полета: 0,1 метр или 1 километр, необходимо как минимум разрешение на использование воздушного пространства(ИВП).

Если вы планируете запускать авиамодель в населенном пункте, то вам также потребуется получить разрешение на полеты от органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

Ниже я опишу процесс получения разрешения на ИВП для БПЛА (именно к этой категории относятся радиоупраляемые модели). Методика работает на всей территории РФ, с той лишь разницей, что вы взаимодействуете с теми филиалами, в зоне ответственности которых планируется работа.

Для Калининградской области, в случае установления местного режима следует работать с ЗЦ ЕС ОрвД (Санкт-Петербург) и РЦ ЕС ОрВД (Калининград). Для получения временного режима следует обращаться в Главный Центр г. Москва по тел.8(495)601-06-64 Структурная карта РЦ и ЗЦ ОрВД.

Если вы собираетесь осуществлять фото/видеосъемку с воздуха, то вам прежде всего следует получить соответствующие разрешения от Генерального Штаба ВС РФ и ФСБ РФ (требуется рассекречивание,контроль полученных файлов), если полеты проходят в пределах населенного пункта — разрешение на полеты и съемку от органа местного самоуправления, а также если вы планируете проводить съемку, либо иные авиационные работы в полосе шириной до 25км от государственной границы, то вам потребуется отдельное разрешение от территориального органа ФСБ РФ. (Особенно актуально для Калининградской области) Единственное исключение — приграничная полоса вдоль государственной границы РФ в Северном Ледовитом океане не устанавливается.

Так как Калининградская область относится к особому региону (из-за ее географического положения, большого количества зон ограничений и запретных зон, режимных объектов), то перед составлением документации для получения разрешения на ИВП следует согласовать полеты с Калининградским Районным Центром Единой Системы Организации Воздушного Движения (Калининградский РЦ ЕС ОрВД) направив факс по телефону 8 (4012)57-99-20, либо с диспетчером планирования ИВП 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39; Требуется сообщить географические координаты точки(точек), предельную высоту, максимальный радиус полета, цель полетов.

Как получить разрешение на съемку квадрокоптером

В моем случае полеты производились недалеко от пос. Взморье, Светловского округа и ЗЦ ЕС ОрвД (Санкт-Петербург) отдельно настаивал на согласовании полетов с военным аэродромом Чкаловск. После того, как согласование на полеты было получено, РЦ ЕС ОрВД уведомит ЗЦ ЕС ОрвД (Санкт-Петербург)от том, что полеты в данном участке воздушного пространства возможны.

В представлении на установление местного/временного режимов, можно указать до трех основных и трех резерных дней для полетов БПЛА. В некоторых случаях это может быть полезно — не уверены в погоде или другие обстоятельства.

После этого, внешнему пилоту БПЛА следует подготовить представление на установление местного\временного режима. Представление на местный режим должно подаваться не позднее, чем за 3 суток, а временного — не позднее чем за 5 суток. В моем случае предполагалось установление местного режима и я заблаговременно подготовил соответствующее заявление. Его следует распечатать или написать от руки, подписать и отправить на электронную почту в ЗЦ ЕС ОрвД (Санкт-Петербург).

Если вы предполагаете производить съемку с воздуха, то все полученные разрешения нужно приложить к заявлению и указать в представлении. Время полетов нужно указывать в стандарте UTC (Гринвич). Для Калининградской области нужно просто отнять 2 часа от местного времени для того чтобы получить значение всемирного координированного времени (UTC). Также в представлении нужно указать фамилию и должность лица, с кем были согласованы полеты (РЦ ЕС ОрВД).

После того, как вы отправили представление на установление местного\временного режима, можно через час перезвонить в ЗЦ ЕС ОрвД по телефону 8(812)305-17-97 для контроля получения и согласования.

Если документ был составлен верно и полеты были утверждены, вам выдадут номер местного\временного режима (мой номер местного режима был МР-459) Выдача номера означает установление соответствующего режима. После этого можно составлять план полета БПЛА. Подавать план полета БПЛА следует не позднее чем за сутки до начала деятельности. Советую подавать все документы заранее, с учетом на всевозможные поправки.

Мой план полета выглядел следующим образом:
(СХР-ЗЗЗЗЗ
-ЗЗЗЗ1700
-М0000/М0015 /ЗОНА5443С02014В/
-ЗЗЗЗ0100
-ДОФ/170421 ДЕП/5443С02014В ДЕСТ/5443С02014В ЕЕТ/УМКК0001 ТЫП/БЛА
ОПР/ШТЕЙН ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ РМК/ЗОНА РАДИУСОМ 150М С ЦЕНТРОМ 5443С02014В, МР-459, ТЛФ ДЛЯ СВЯЗИ 89062175252)

Понять обозначения и правила составления плана полета поможет документ — Приказ Минтранса России «Об утверждении Табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации». Читать следует раздел IV. Сообщение о плане запуска шара-зонда,плане полета беспилотного летательного аппарата и пилотируемого аэростата.

Здесь же я помогу читателю понять обозначения в моем плане полета с тем, чтобы он мог составить свой план без больших затруднений.

Итак, структура плана полета напоминает скорее текст телеграммы, но она соответствует таблице Приложение №4 к Табелю сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

В первой строке указывается тип сообщения — для БПЛА указывается SHR, то есть в транслите СХР. Так как для авиамоделей опозновательный индекс воздушного судна не вводится, то указываем ZZZZZ — в транслите ЗЗЗЗЗ. Итого получаем СХР-ЗЗЗЗЗ.

Далее, указываем аэродром и время вылета. Так как авиамодель мы запускаем не с аэродрома, то указываем ZZZZ — в транслите ЗЗЗЗ. Время начала полета указывается как и везде, в стандарте UTC(Гринвич). Время соответствует значению, указанному в представлении на местный режим, т.е. 17.00. Указываем 1700. Итого получаем -ЗЗЗЗ1700.

В поле маршрут, указывается в десятках метров максимальная абсолютная высота — буква M и без пробела четыре цифры, обозначающие значение высоты в десятках метров, определенной по минимальному атмосферному давлению, приведенному к уровню моря, а необходимое количество цифр также дополняется слева нулями. В моем случае максимальная высота полета составляет 150м -М0000/М0015.

Границы зоны полета записываются после признака «/ZONA» (ЗОНА) и координат: четыре цифры — широта места в градусах и минутах с указанием буквы N (северная) или S (южная) и пять цифр — долгота места в градусах и минусах с указанием буквы E (восточная) или W (западная), при этом необходимое число цифр дополняется с помощью нулей. В моем случае — 5443С02014В. Законченная строка имеет вид -М0000/М0015 /ЗОНА5443С02014В/

Следующей строкой указывается аэродром назначения и общее расчетное истекшее время до посадки. Так как аэродром не используется, указывается ZZZZ (ЗЗЗЗ) и время 1 час — 0100, в соответсвии с представлением на установление местного режима. Запись принимает вид -ЗЗЗЗ0100

Теперь указывается прочая информация. Значение ДОФ/170421, означает DOF/ — дата вылета летательного аппарата в формате из шести цифр (YYMMDD, где YY — год, MM — месяц и DD — день).

Соответственно, дата вылета 21 апреля 2017 г — ДОФ/170421. ДЕП/5443С02014В ДЕСТ/5443С02014В означают координаты запуска DEP(ДЕП) и посадки DEST(ДЕСТ) БПЛА. В моем случае координаты совпадают. ЕЕТ/УМКК0001 обозначает основные точки или четырехбуквенные обозначения (индексы) районов Единой системы и нарастающее расчетное истекшее время с момента взлета до таких точек или границ районов ответственности. Обозначение Калининградского районного центра — УМКК. Цифровое значение — 0001, это время равно 1 минуте, для установления районного центра после взлета БПЛА. ТЫП/БЛА означает TYP/BLA, тип летательного аппарата — БПЛА. Финальная запись принимает вид -ДОФ/170421 ДЕП/5443С02014В ДЕСТ/5443С02014В ЕЕТ/УМКК0001 ТЫП/БЛА ОПР/ШТЕЙН ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ, обозначает OPR/ — указывается сокращенное наименование федерального органа исполнительной власти, название организации или данные физического лица (фамилия, имя, отчество), при этом применяются буквы русского алфавита. РМК/ — RMK/ — любые другие замечания произвольным текстом с применением букв русского или латинского алфавита, если считается необходимым.

В моем случае указывается радиус полета 150м, в точке с координатами 5443С02014В. Далее указан номер местного режима МР-459 и указан мобильный телефон для оперативной связи. В теории можно указать любую другую полезную информацию. Запись принимает вид —
ОПР/ШТЕЙН ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ РМК/ЗОНА РАДИУСОМ 150М С ЦЕНТРОМ 5443С02014В, МР-459, ТЛФ ДЛЯ СВЯЗИ 89062175252)

После того, как полетный план был подготовлен, вам следует его направить в ЗЦ ЕС ОрвД (Санкт-Петербург).

Отправлять план следует только в виде электронного текста, так чтобы его можно было выделить и скопировать средствами операционной системы компьютера (т.е. не в виде фотографии).

После отправки плана полета БПЛА, следует позвонить в ЗЦ ЕС ОрвД по телефону 8(812)305-17-97 и получить подтверждение получения плана. Вас проинформируют о том, что план был включен в систему и теперь уже можно ждать даты полета БПЛА.

При наступлении дня полета БПЛА, следует не позднее чем за 2 часа позвонить в ЗЦ ЕС ОрвД по телефону 8(812)305-17-97 назвать номер своего местного режима и сообщить о намерении выполнять полеты в соответствии с представленным планом полета.

После этого, не позднее, чем за 2 часа необходимо позвонить в группу планирования РЦ ЕС ОрВД Калининград по телефону 8(4012)57-99-38 назвать номер своего местного режима и запросить разрешение на ИВП.

С началом деятельности по ИВП (запуском БПЛА), не позднее, чем за 5 минут следует позвонить в группу планирования РЦ ЕС ОрВД Калининград по телефону 8(4012)57-99-38 и сообщить о фактическом времени начала деятельности по ИВП. Я звонил ровно в 17.00 UTC, сообщал перед запуском БПЛА. Теперь можно спокойно летать, имея ввиду, что в запасе есть ровно 1 час.

После окончания полетов необходимо позвонить в группу планирования РЦ ЕС ОрВД Калининград по телефону 8(4012)57-99-38 и сообщить об окончании деятельности. Сделать это следует не позднее, чем через 10 минут, после завершения работ.

Как легально запустить квадрокоптер в России

Кратко для тех, кому лень много читать. На данный момент в России самовольно запускать квадрокоптеры официально запрещено везде и карается штрафом, согласно ответам мне от гос. органов. В Москве нельзя совсем ни под каким предлогом, даже за МКАД. В Санкт-Петербурге в рамкам коммерческой деятельности можно у окраин. В других городах – по разрешению. Подробности и нюансы читайте в моей статье.

В конце прошлого года я, изучив противоположные мнения в интернете по поводу законности самовольного запуска квадрокоптеров в России (одни пугали чуть ли тюремным заключением за это, другие утверждали, что запускать можно где угодно), решил провести своё журналистское расследование, обратившись в инстанции за разъяснением по данному вопросу. Думаю, данный материал поставит точку в вопросе для интересующихся, пока не будут приняты новые изменения в законодательстве на этот счёт.

Сначала я обратился в ФСО России, посчитав, что этот вопрос может быть в их ведении. Подробный ответ этого ведомства я опубликовал в соответствующей записи на сайте. Здесь лишь повторю его кратко: разрешение на полёты надо спрашивать в центрах ЕС ОРВД, а в городах Москва, Санкт-Петербург и Севастополь необходимо ещё и разрешение от местной исполнительной власти. Что касается наказания за самовольный запуск квадрокоптера, то никто вас в Сибирь на каторгу не отправит, положен лишь административный штраф от 2 до 5 тысяч рублей.

Опубликовав на сайте этот промежуточный итог, я надеялся, что вторую запись с подробным разбором получения разрешения я размещу следом довольно быстро, но переписка с чиновниками разных рангов затянулась на полгода.

Найдя на сайте ЕС ОРВД страницу с координатами зональных центров, я решил не обращаться туда по е-майл или телефону за разъяснениями, а отправить бумажное письмо почтой со своими вопросами. В том числе меня интересовал вопрос использования селфи-дронов для съёмки себя с высоты нескольких метров. Будет ли запуск на такую высоту коптера являться нарушением воздушного пространства, если нет, то где кончается граница допустимого.

К сожалению, лаконичного и чёткого ответа на свои вопросы я не получил, вместо этого мне прислали 11 листов с выдержками из воздушного законодательства. Для рядового обывателя информация должна быть явно более наглядна и во всех этих хитросплетениях из правил простые люди вряд ли будут разбираться. Хотя начальника понять можно, с одной стороны дроны запускать без разрешения нельзя, но с другой стороны просить разрешение каждый раз, чтобы поднять дрон на 2 метра над землей на минуту и сделать селфи без селфи-палки – это бред.

Алгоритм действий при работе с ЕС ОРВД следующий. Заходите по указанной выше в тексте ссылке на сайт ЕС ОРВД, выбираете свой зональный центр, пишите или звоните туда, потом заполняете анкету в достаточно свободной форме. Они вам отвечают – разрешат полёт или нет. Если требуется разрешение от местной власти и вы его получили, то из ЕС ОРВД с ними связываются за подтверждением. По крайней мере такая информация в интернете от тех, кто получал разрешение. Я сам не пробовал, т.к. нет своего дрона.

Следом я отправил письмо на имя Мэра Москвы, Собянина С.С. с просьбой разъяснить, как можно получить разрешение на запуск дрона в столице. Мне прислали уведомление из Аппарата Мэра, что обращение переслали в Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, откуда ответ был следующим:

“Учитывая необходимость обеспечения высокого уровня безопасности жителей и объектов столицы приказом Минтранса России от 09.03.2016 г. № 48 установлена запретная зона над городом Москвой, в пределах которой полеты воздушных судов, в том числе беспилотных воздушных судов, запрещены.

В исключительных случаях, в целях решения оперативных заданий в интересах государства, проведения спасательных работ и работ по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях, а также использования воздушного пространства лицами, в интересах которых установлена запретная зона, может быть выдано разрешение на полеты в воздушном пространстве над Москвой.

Порядок выдачи разрешения на использование воздушного пространства над Москвой определен постановлением Правительства Москвы от 9 июля 2014 г. № 391-1111 «Об использовании воздушного пространства над Москвой». Этим постановлением утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы «Выдача разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, подъемов привязных аэростатов над Москвой».

В соответствии с приказом Минтранса РФ от 31.07.2009 № 128 авиационные работы в зависимости от их цели, правил выполнения и технологии их выполнения подразделяются на следующие виды: авиационно-химические работы; воздушные съемки; лесоавиационные работы; строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы; работы с целью оказания медицинской помощи; летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации.

С учетом изложенного Департамент выдает разрешение на полеты БПЛА в воздушном пространстве над Москвой только с целью выполнения авиационных работ, виды которых определены воздушным законодательством Российской Федерации. Полеты БПЛА в запретной зоне над Москвой с иными целями в настоящее время запрещены”.

Честно говоря, я не получил удовлетворения от такого ответа, ощущение типичной чиновничьей отписки. Начнём с расплывчатых формулировок. В начале указано, что запрет “для высокого уровня обеспечения безопасности жителей”, а потом “в исключительных случаях… использования воздушного пространства лицами, в интересах которых установлена запретная зона, может быть выдано разрешение”. Раз указано, что запрет установлен в интересах жителей, следовательно и жителям должно выдаваться разрешение. Но оставим этот эзопов язык бюрократического крючкотворства и перейдём к другому вопросу. Я задал вопрос про получение разрешения на воздушные съёмки, мне вместо внятного ответа, перечислив среди авиационных работ эти самые съёмки, заявляют, что “Департамент выдает разрешение на полеты БПЛА… с целью выполнения авиационных работ…воздушные съемки… Полеты с иными целями в настоящее время запрещены”. В общем, ответ не порадовал, т.к. на свой вопрос я не получил чёткого ответа. Кстати, я потом в интернете на сайте Mos.ru нашёл информацию, что не только в пределах МКАД, а даже в Новой Москве запускать дроны запрещают.

После этого я отправил аналогичное письмо в Санкт-Петербург на имя его Губернатора, Полтавченко Г.С. Из Управления по работе с обращениями граждан переадресовали вопрос в Комитет по Транспорту Санкт-Петербурга. Скажу честно, после московского ответа ожидал очередную отписку, но на удивление получил гораздо более внятный ответ по существу, да ещё и с картой города, где обозначены запретные зоны. Может, потому что Георгий Сергеевич служил в КГБ и там их приучили к чёткости формулировок. Ответ ФСО мне тоже понравился – всё по сути. Итак цитирую ниже часть письма из Санкт-Петербурга.

“В соответствии с приказами Минтранса России от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения полетов» и от 09.03.2016 № 48 «Об установлении запретных зон» в интересах Правительства Санкт-Петербурга установлены зона ограничения полетов ULR1 и запретные зоны ULP 10, ULP 11, ULP 12 (карта расположения указанных зон прилагается). Использование воздушного пространства (далее – ИВП) в указанных зонах осуществляются в соответствии с Рекомендациями по ИВП в Зоне ограничения полетов ULR1 над г. Санкт-Петербургом, утвержденными 29.12.2011 Федеральным агентством воздушного транспорта (далее – Рекомендации). Согласно п. 2.1.10 Рекомендаций полеты беспилотных воздушных судов (далее – ВВС) запрещены. Исключения составляют полеты на перехват воздушных судов-нарушителей, полеты в целях выполнения оперативных заданий в интересах государства, полетов в целях проведения поисково-спасательных работ и работ по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях.

Кроме того, Правительством Санкт-Петербурга установлен запрет на ИВП в зонах ULP 10, ULP 11, ULP 12. Исключения составляют случаи выполнения авиационных работ.

Согласно п. 6.2 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, воздушные съемки являются одним из видов авиационных работ.

В соответствии с п. 2.1 ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) юридические лица и индивидуальные предприниматели должны выполнять авиационные работы при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных лиц требованиям федеральных авиационных правил. Таким документом является сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ, выдача которого осуществляется территориальными органами Росавиации и регламентируется Федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утвержденными приказом Минтранса России от 23.12.2009 № 249.

В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации ВВС подлежат государственной регистрации и сертификации. Исключение составляют гражданские ВВС с максимальной взлётной массой 30 килограммов и менее, такие ВВС подлежат учету. На сегодняшний день подзаконные акты, регламентирующие процедуры регистрации, учета и сертификации, не утверждены. В условиях несовершенства воздушного законодательства безопасная эксплуатация ВВС над Санкт-Петербургом не представляется возможной.

Обращаю Ваше внимание, что в соответствии со ст. 11.4 Кодекса об административных правонарушениях, нарушение правил использования воздушного пространства влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа”.


Что тут скажешь, чиновникам Санкт-Петербурга ставлю лайк, а вот их московским коллегам – неудовлетворительно. В Севастополь я писать не стал, т.к., во-первых, там сейчас напряженная обстановка и потом туда я точно в ближайшее время не собираюсь.

Как мы видим, получить рядовому пользователю разрешение на легальный запуск, мягко говоря, не просто. С целью повлиять на ситуацию, я решил ради интереса написать в российский законодательный орган – Государственную Думу. Я там только Жириновского и Зюганова знаю. Но старик Геннадий Андреевич явно далёк от технических новинок, поэтому решил написать Владимиру Вольфовичу. Это произошло сразу после выборов. Возможно, он на них сильно потратился и не было денег на конверты, но письмо от него пришло аж через два с половиной месяца! Я уже и не надеялся на него. Ответ, если опустить рекламу партии, можно свести к одной фразе: “Ваши предложения по легализации дронов рассмотрены и приняты во внимание”.

После этого я уже хотел было написать в Министерство транспорта РФ, но потом, зная мир чиновничьих отписок, мне пришло в голову, что скорее всего я попаду в “карусель”, когда Вася ссылается на Петю, Петя на Диму, а Дима снова на Васю. Круг замкнулся. Поэтому я решил написать свои предложения на имя главы правительства РФ, Медведеву Д.А., зная его любовь к современным гаджетам. Думаю, пусть переправят оттуда письмо, куда следует.

Предложения по внесениям изменений в законодательство у меня было три:

1) Определение чёткого порядка регистрации дронов при её необходимости. Сейчас она вроде бы нужна, но механизма регистрации нет. Сайт, на который многие владельцы квадрокоптеров ломанулись регистрировать свои дроны, оказался фальшивкой, не имеющей к государственным органам отношения.

2) Создание в Москве зон, где полёты квадрокоптеров будут разрешены. Есть же площадки для фейерверков. Одно дело запрещать пользоваться дроном внутри Садового кольца, другое – в Измайловском парке или Коломенском, где многие их гоняют неофициально.

3) Разрешение использования селфи-дронов без всякого разрешения с установкой максимально допустимой высоты без наложения штрафа. Это актуально для видеоблогеров. Так нужно либо кого-то с собой брать, либо ставить камеру на штатив, либо использовать селфи-палку, либо нести камеру на вытянутой руке перед собой. Дрон бы решил все эти проблемы, запустил его на месте и стой перед ним, рассказывай что-то.

Из аппарата Правительства РФ мне прислали уведомление на половинке (!) листа А4, что обращение отправлено в Минтранс России и Правительство Москвы. Мне приходили письма, которые использовали две стороны листа, но чтобы половинку листа… Да, сразу видно, как Правительство РФ экономит каждую бюджетную копейку!

Из Минтранса мне пришёл ответ, который я и ожидал. Они сослались на необходимость получать разрешение у ЕС ОРВД и местной исполнительной власти. В то время как те ссылались на приказ Минтранса РФ. В конце написали, что мои предложения, касающиеся внесения изменений в действующее Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, будут учтены при проработке вопроса о внесении изменений в соответствующие нормативные правовые акты.

Понятно, что никто там, что называется, чесаться из-за единичных писем не будет, ответили и забыли, вот если будут уже происходить какие-то активные процессы в обществе на эту тему, может и зашевелятся. В своё время сняли же запрет на съёмку на вокзалах и на территории Кремля. Так что всё в ваших руках, организовывайте общественное движение любителей дронов, действуйте коллективно, если хотите нормально летать, не всовывая боязливо голову в плечи и воровато оглядываясь по сторонам.

Что касается правительства Москвы, то из уже знакомого столичного Управления по организации работы с документами мне пришло стандартное уведомление, что моё обращение на этот раз отправлено в Управление заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Ответа за 4 месяца я так и не дождался. Тут есть некоторые странности. Во-первых, я такого управления в структуре правительства не нашёл, на сайте Mos.ru есть Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Во-вторых, моя фамилия в ответе впервые за всё время переписки была написана с ошибкой, делающей её смешной. В первый раз, когда я обращался к Мэру Москвы, мою фамилию указал этот же работник Аппарата Мэра правильно. Я вот думаю, может, всё это не случайно. Какой-то скрытый чиновничий юмор – нечего тут умствовать со своими предложениями.

Отправив в начал сентября запрос о судьбе обращения через сайт mos.ru, получил из Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы точно такой же ответ как и в первый раз слово в слово, судя по всему у них стандартная заготовка для всех. Таким образом моё расследование можно считать завершённым, официальную позицию всех инстанций по вопросу я узнал и донёс до общественности.

Можно было бы согласно постановлению Правительства Москвы №391 от 9 июля 2014 года: “Об использовании воздушного пространства над Москвой” попытаться пробить разрешение на авиационные работы, как ИП, но, во-первых, у меня нет своего квадрокоптера, а, во-вторых, воздушное судно должно иметь согласно форме свидетельство о государственной регистрации, а беспилотники сейчас нигде не регистрируют.

Российские власти, похоже, не в состоянии увидеть между этими двумя вариантами разницу.

Разрешив свободную продажу квадрокоптеров в РФ, но не дав любителям дронов внятных и удобных правил их эксплуатации, российские власти только множат своей позицией нарушения день ото дня. Купить – покупай, но использовать без разрешения не смей. Если только где-нибудь заграницей. Но бегать за разрешениями, чтобы запустить модельку на сельском поле на расстоянии 10 метров над землей – никто в здравом уме не будет. Это тоже самое, что просить разрешение автомобилистам, чтобы каждый раз выехать на трассу. А ведь ежегодно в России гибнет в автомобильных катастрофах десятки тысяч людей, ранены – сотни тысяч! К примеру, за прошлый 2017 год количество дтп – 169432, погибших – 19088, раненых – 215374. Ущерб от всех ДТП составляет около 2,5 % ВНП России. За 5 лет ущерб российской экономике по оценкам экспертов, согласно Википедии, составил 5,5 триллиона рублей! Даже если там преувеличили, всё равно ущерб существенный. Не уверен, что хоть один человек погиб от дрона в РФ. Так почему до сих пор разрешены совсем не безопасные автомобили, но запрещены дроны? Автомобильное лобби сильнее?

Подведём итог. Для обычных владельцев дронов на территории Москвы летать легально сейчас практически невозможно, согласно ответам из официальных инстанций. В Питере, если работать как ИП или ООО, может быть, и реально вне запретной зоны пробить разрешение, мне показалось, что там во власти более адекватные в этом отношении люди. Что касается полётов на территории остальной России, то каждый раз надо обращаться в ЕС ОРВД и там будут решать, разрешать или нет. Но судя по опыту людей, получить там разрешение для полётов вполне реально даже на территории городов.

Конечно, некоторые любители дронов скажут, зачем какие-то бумажки, я и так летаю. Но в ответ я им замечу, это раньше можно было “так летать”. Максимум к тебе подходили охранники или полицейские и вежливо просили прекратить полёты. Мне известен лишь один случай, когда в прежние времена к владельцу дрона применили какие-то санкции – у мужика ФСОшник отнял флешку после полёта над Кремлём. Теперь с популяризацией дронов (старые модели стали вполне доступны широким массам населения), всё ужесточилось. Полицейские к тебе подбегают, арестовывают, изымают дрон, отвозят в отделение и составляют там протокол об административном нарушении. Потом вызывают в суд, судья назначает штраф от 2 до 5 тысяч рублей, оплачиваешь его и получаешь назад дрон. Сумма штрафа не слишком большая, но сам процесс это канители – неприятный. Случаи подобного уже есть в Москве. Кроме этого повсеместно ставят глушилки, от которых дроны сходят с ума и перестают слушаться управления. Правда, на авито умельцы предлагают переделать ваш дрон, чтобы он стал к глушилкам более устойчивым, но цены на это весьма приличные, минимум пол стоимости дрона. Про эффективность не знаю.

Любителям квадрокоптеров грозят и новыми средствами борьбы с ними: электромагнитными ружьями, которые будут сажать дроны принудительно (на Западе такие уже давно есть) и системами, которые будут обнаруживать владельца дрона, даже если он спрячется.

В прежние времена можно было запустить коптер, чтобы он парил над головам полицейских, а те только задирали головы с немым вопросом на лице: “Где этот сукин сын, его владелец?!” Любители воздушной съёмки придумывали пути отхода, летали даже над Красной площадью и у Кремлёвских звёзд. Теперь всё стало по другому.

Архив с основными ответами различными инстанций на мои письма по вопросу квадрокоптеров (42 мб) вы можете скачать и изучать . Учитывая большое количество сканов, не стал размещать их в статье. Я разрешаю распространять эти ответы в интернете, свои личные данные я оттуда убрал. Не забывайте указывать источник.

В заключении привожу статью на тему.

Дроны вблизи стадионов ЧМ-2018 будут сбивать особым оружием

Над стадионами, где пройдут матчи чемпионата мира по футболу-2018, объявлена настоящая бесполетная зона. В первую очередь это касается беспилотной авиации. Тут все строго — вплоть до ликвидации квадрокоптеров. Но чем сбивать небольшие дроны? Не использовать же для этого в черте города автоматы, пулеметы или ракеты! Оказывается, против назойливых карманных беспилотников уже разработали несколько спецсредств. Особую надежду возлагают на электромагнитные ружья. «МК» выяснил, как лёгкие и компактные «стволы» смогут подарить болельщикам чистое небо над головой.

Электромагнитные пушки и турели уже вошли в арсенал средств борьбы с вражескими военными беспилотниками. Множество сверхсекретных объектов давно прикрыты таким «куполом». Другое дело — массовые мероприятия, где большое скопление гражданских людей. Такие места сверхмощными электромагнитными «глушилками» не прикроешь — иначе и телетрансляцию достойную не организуешь. На этот случай как раз и поможет компактная электромагнитная «винтовка», которая сейчас тестируется специалистами Росгвардии, а также еще некоторых силовых структур.

Главный секрет такого оружия, рассказал «МК» замгендиректора предприятия-производителя Станислав Гулак, — точечность воздействия.

— Появление доступных для населения дешевых летательных аппаратов малого класса диктует новые задачи. Все чаще нужно им противодействовать. И делать это точечно. Здесь поможет электромагнитное ружье REX-1: нашел цель, «выстрелил» и забыл. При этом мы легко можем отследить координаты нарушителя, который управляет дроном, и если нужно — задержать его.

Электромагнитное ружье REX-1 – гроза дронов.

Собственно, от винтовки у электромагнитного ружья — только внешняя оболочка да приборы прицеливания. Дальше идут чисто специфические элементы: блоки подавления сигнала, специальная видеокамера, лазер, стробоскоп. И все это заключено в эргономичный корпус массой 4,5 килограмма.

Работает прибор очень просто. «Залетные» квадрокоптеры сначала можно ослепить. После «выстрела» вместо приятной HD-картинки оператор дрона увидит лишь белую муть. Если это не образумит его, то воздушный нарушитель будет посажен. Не уничтожен, как могут многие опасаться, а именно посажен. Правда, для особых воздушных авантюристов может быть предусмотрена специальная «ловчая сеть». С ней ни один коптер безнаказанно не улизнет.

Если потребуется, электромагнитная «винтовка» перекроет сигнал с любых спутниковых систем. Это и российский ГЛОНАСС, и американский GPS, и даже экзотические европейцы Galileo с китайским Beidou. Более того, в радиусе до 1 километра можно блокировать GSM, 3G, LTE плюс «зашуметь помехами» частоты от 900 МГц до 5,8 ГГц.

Кстати, наличие лазера и стробоскопа выдает и еще одну способность «Рекса» — физическое обезвреживание потенциального террориста. Дальше радиоэлектронное подавление лишит его «глаз, ушей и рук» — возможный сигнал на взрывное устройство будет заблокирован, а возможные сообщники не получат призыва о помощи.

— Предстоящий чемпионат мира по футболу — отличная возможность проверить наш прибор в деле, — подчеркивает собеседник «МК» Станислав Гулак.

Если все сложится удачно, то зрители и участники футбольного праздника получат «чистое небо», а силовики, в том числе и Силы специальных операций, — хорошую «пушку» против мелкой и часто очень назойливой летающей электронной «саранчи».

Источник: газета “Московский комсомолец”

Тэги:законодательство

Где в Москве можно запускать квадрокоптеры и дроны?

Как-то раз Шерлок Холмс с доктором Ватсоном взяли кэб и отправились на очередное расследование, но заблудились в лондонском тумане. Они долго блуждали во мгле, и вдруг впереди показался странный человек в сапогах, трусах, тельняшке и шапке-ушанке без кокарды.
«Где мы?» – тихо спросил у него Холмс, и услышал в ответ: «Где, где… В пи*де!»
Холмс повернулся к доктору и произнес: «Ватсон, мы в России».
Скверный анекдот.

Предлагаем неограниченному кругу читателей сайта nix.ru рассказ о том, как наша компания пыталась найти просвет в правовом тумане вопроса о легализации частных беспилотных летательных аппаратов в безоблачном небе столицы.
В 2017 году мы решили зарегистрировать квадрокоптер, чтобы смотреть на мир сверху вниз на законных основаниях. Но как осуществить это высокое устремление? За инструкциями мы заглянули на сайт правительства Москвы, где обнаружили страницу, которая обнадеживающе (или издевательски) названа «Где в Москве можно запускать квадрокоптеры и дроны».
Первый раздел этой страницы – «Можно ли запускать коптеры и дроны в Москве?» – сообщает: «В Москве в пределах внутренней границы МКАД полеты воздушных судов, в том числе беспилотных (коптеры, дроны, авиамодели и другие), запрещены приказом Минтранса России № 48 от 9 марта 2016 года. Разрешение на полеты воздушных судов над этой территорией может быть выдано только в исключительных случаях». Далее разъясняется, что эти исключения связаны с решением оперативных заданий в интересах государства, проведением спасательных работ и т.п. И добавляется: «На полеты коптеров и дронов над Москвой за пределами МКАД также нужно получать разрешение».
Второй раздел, который называется «Почему в Москве нельзя запускать беспилотные воздушные суда без разрешения?», разъясняет, что это запрещено, «чтобы обеспечить высокий уровень безопасности жителей и объектов города», а за нарушение этого запрета штраф частным лицам составляет от 3000 до 5000 руб., должностным лицам – от 30 000 до 50 000 руб., а юридическим – от 300 000 до 500 000 руб.

Штаб-квартира НИКСа на Звездном бульваре с высоты птичьего полета. Эта съемка сделана с квадрокоптера, запущенного частным лицом на свой страх и риск. Компания НИКС не имеет к этому полету никакого отношения, а лишь публикует полученные в его ходе фотографии.

Казалось бы, все ясно. Закон суров, но это закон. Однако вслед за первыми двумя пунктами идет следующий, который называется «Как получить разрешение на запуск?» Оказывается, для этого всего-то и нужно, что сообщить лично или по почте свои паспортные и контактные данные в Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы. Никаких справок участника спасательной операции не требуется.
Мы обратились за разъяснениями в Управу Останкино, и она… согласовала нам без всякой волокиты проведение полетов и видеосъемки. «Мы не собираемся никому подрезать крылья, – всплеснул руками чиновник. – Летите хоть на Луну. Правда, при условии согласования с региональным управлением ФСБ России и Зональным Центром Госкорпорации по организации воздушного движения (ЗЦГоВД)».
Для разрешения ФСБ требовалось предоставить Ф.И.О, телефон, адрес и ИНН владельца, а также ТТХ аппарата. В общем, плевое дело. ФСБ мы решили оставить на десерт и отправились во Внуково в заковыристый ЗЦГоВД.
«Вы что, с Луны свалились? – сразу дал бой воздушным хулиганам страж неба из Внуково. – Не знаете, что все воздушное пространство над Москвой от 0 до 8000 метров является запретной зоной?».
Просьбу подкрепить свои слова ссылками на документы организатор воздушного движения с презрением отверг: «Я на личном опыте знаю, что получить разрешение на полет квадрокоптера реально лишь на удалении от Москвы не менее чем на 100 км».
Мы ответили, что хотим все же попробовать такую бумагу получить. Неземной регулировщик посмотрел на нас, как Аполлон на Икара: «Имейте в виду, что согласно регламенту использования воздушного пространства РФ беспилотными летательными аппаратами вам нужно будет получать у нас разрешение на каждый полет, для чего придется заполнять табель сообщений о движении воздушного судна, составлять флайт-план и все это присылать диспетчеру по электронной почте не менее чем за сутки до взлета».
Мы поблагодарили за ценную информацию и попросили все же принять нашу заявку, после чего хозяин неба с небрежной улыбкой предложил показать документ о постановке нашего БПЛА на учет: «Без него заявления не то что не согласовываются, но даже не рассматриваются».
Такого документа у нас не оказалось. Сведения о возможности постановки на учет мы нашли в четвертом разделе упомянутой выше страницы на сайте правительства Москвы, который озаглавлен «Нужно ли регистрировать дрон, коптер или авиационную модель?». Там «беспилотов» радостно информируют, что БПЛА массой от 250 г до 30 кг регистрировать не надо. В самом деле, к чему лишняя бюрократия. Требуется всего лишь ставить БПЛА на учет. Как говорится, почувствуйте разницу. Правда, тут же сообщается следующее: «Постановка на учет летающей техники сейчас не производится. Это связано с тем, что еще не принят нормативный акт о порядке регистрации беспилотных воздушных судов весом менее 30 кг».
Мы кинулись в Управу, где нам указали на некий ФГУП «ЗащитаИнфотранс», сотрудники которого, опять же в личной беседе, подтвердили, что вопросами учета БПЛА скорее всего будет заниматься именно их организация, как «лояльная Минтрансу контора». Но сейчас поставить на учет они не могут даже бумажный самолетик в поддержку Дурова, потому что по закону ставить на учет надо, но постановление правительства о процедуре постановки на учет еще в работе. В декабре 2017 года сотрудники ФГУП прогнозировали, что ставить БПЛА на учет начнут не раньше февраля 2018 года, но вот уже август на дворе, а ничего не изменилось: «Учет не производится, так как правительством не разработан порядок этого учета».
Мы обратились в правительство, и сотрудник департамента гражданской авиации Минтранса с некоторой даже обидой опроверг информацию о том, что правительство что-то там не разработало: «Правила учета БПЛА от 0,25 до 30 кг уже разработаны, но еще не согласованы всеми ведомствами».
В общем, до ФСБ мы так и не дошли. А ответ на вопрос, вынесенный с сайта правительства Москвы в заголовок этой статьи, звучит так, как он сформулирован в ее эпиграфе.
Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям; это агропромышленный комплекс «Тюринский» площадью 19 100 га в Тульской области, который по производительности труда сопоставим с немецкими фермерскими хозяйствами.>Как получить разрешение на съемку с квадрокоптера

Как получить разрешение на съемку с квадрокоптера

Сотрудники студии расскажут, как получить разрешение на съемку с квадрокоптера (how to get permission to survey from a quadrocopter). Возможность аэровидеосъемки сегодня строго регулируется законом.

Как получить разрешение на съемку с квадрокоптера

Для проведения работ необходима лицензия, а также разрешающие съемку документы. В нашем офисе вы сможете заказать воздушную видеосъемку любых мероприятий, празднований. Посетите сайт для заказа услуг профессиональных операторов.

УСЛУГИ И ЦЕНЫ

Услуга Описание Стоимость
Видеосъёмка с воздуха (почасовая) От 2 часов. Качество 4К 5 000 руб.\час
Видеосъёмка с земли (почасовая) От 2 часов. Качество 4К 2 000 руб.\час
Топографическая ортофотосъёмка В зависимости от площади (Га) 5000 руб.\Га
Съёмка и монтаж под ключ 2 часа работы + монтаж 15 000 руб.
Монтаж видеоролика Ролик до 5 минут 5 000 руб.
Монтаж фильма Фильм до 30 минут 10 000 руб.
Дополнительное оборудование Стабилизация, освещение, микрофоны от 5 000 руб.

ЭТАПЫ РАБОТ

Этап Описание Пояснение
1 этап Обсуждение деталей заказа, сроков съёмки, составление ТЗ Предварительные обсуждения проекта
2 этап Оформление Договора и условий оплаты Возможна поэтапная оплата
3 этап Предоплата по проекту В соответствии с договором
4 этап Съёмка в соответствии с условиями договора Работа на территории
5 этап Монтаж видео или склейка карты местности Второй этап работ (постобработка \ склейка)
6 этап Составление акта приёмки и финальная оплата Закрывающие документы

НАШЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Наше оборудование Пояснение
Квадрокоптер DJI Phantom 4 Фото\Видео – 4К
Квадрокоптер DJI Phantom 4 PRO Фото\Видео – 4К
Квадрокоптер DJI Mavic 2 Pro Фото\Видео – 4К
Камера Panasonic Lumix GH5 Фото\Видео – 4-6К
Камера Sony A7 Фото\Видео – HD
Стабилизатор Zhiyun Crane 2

Работы производятся исключительно по договору. В случае отсутствия договора, осуществляется 100% оплата после проведения съёмки, но до передачи материалов заказчику. Оплату работ также возможно разбить на этапы, по согласованию. Работа над крупными проектами возможна со скидками.

Как получить разрешение на съемку с коптера самостоятельно

Закон регулирует аэровидеосъемку посредством всех беспилотных летательных аппаратов. Их регистрация является необходимым процессом. Она производится в государственном учреждении. О том, как получить разрешение на съемку с квадрокоптера, вы можете почитать на нашем сайте.

Преимущества съемки с воздуха

Возросшая популярность квадракоптеров и доступность их для населения, а также их многофункциональность и непредсказуемость в руках злоумышленников побудило властей приять ряд законодательных актов ограничивающих свободное использование дронов весом свыше 250 граммов. Для получения разрешения на съемку с квадрокоптера придётся столкнуться с разными проблемами и испытаниями.

Для совершения законного полета нужно будет зарегистрировать непосредственно сам летательный аппарат и получить разрешение на произведение полета в конкретной местности. Это очень трудная процедура. Грамотнее всего обратиться к нашим специалистам за осуществлением подобной услуги.

Как получить разрешение на съемку с квадрокоптера

Процесс напоминает постановку транспортного средства на учет. Каждому устройству присваивается индивидуальный номер, радиометка. Но помимо получения лицензии необходимо также вести переговоры с органами местного управления, где планируется съемка. Например, стремясь проводить видеосъемку в парке, нужно обратиться в городской совет для получения соответствующего документа. Перед тем, как получить разрешение на съемку с квадрокоптера, обратитесь в нашу студию, специалисты помогут в проведении съемок.

Квадрокоптер – летающий робот с четырьмя моторами, позволяющий осуществлять видеосъемку в воздухе. Сегодня это устройство используют многие телекомпании и простые пользователи.

Государственная дума РФ отменила обязательную регистрацию квадрокоптеров, вес которых не превышает 30 кг.

Если у вас есть дрон, то анализируйте логи DJI онлайн и получайте заказы на съемку с квадрокоптера на Pilothub.ru

Регистрация на сайте

В июле 2016 года закон о внедрении правок в Воздушный кодекс России был подписан президентом РФ. Ознакомиться с законом и его положениями можно на официальном сайте правовой информации.

Квадрокоптеры не подлежат государственной регистрации, но для их запуска необходимо получить разрешение на полеты от местных органов государственной власти. Как это сделать расскажем в конце статьи.

Регистрация квадрокоптеров в России в 2018 году

Обновление (03.09.2018)

На сентябрь 2018 года новой информации о регистрации квадрокоптеров в России не появилось. Закон по-прежнему находится в разработке и на сегодняшний день нет регламентов, регулирующих поставновку БВС на учет.

Обновление (18.09.2017)

По заявлению Минтранса порядок учета беспилотных воздушных судов (БВС) будет направлен на утверждение в правительство в ноябре 2017 года, затем назначат оператора системы учета, которым должна стать ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» . Учет предполагают вести в единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности ( ЕГИС ОТБ). В качестве способа идентификации планируется использовать радиочастотные метки, которые будут действовать в радиусе до 300 метров. По заявлению Министертсва транспорта — система учета гражданских БВС уже работает в тестовом режиме и скорее всего будет будет представлена общественности в апреле 2018 года, после прохождения всех юридических процедур.

Обновление (05.07.2017)

С 5 июля 2017 г. все ввезенные или произведенные на территории Российской Федерации беспилотные гражданские воздушные суда максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг подлежат обязательному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По состоянию на 4 июля 2017 г. Указанный порядок Правительством Российской Федерации не принят.

Вместо того, чтобы читать про неработающие законы РФ — посмотрите наш новый обзор квадрокоптера, который управляется руками!

Закон, регулирующий использование квадрокоптеров получил множество негативных отзывов от фотографов, видеооператоров и людей, чья деятельность так или иначе связана со съемкой в воздухе с помощью дронов. 4 июля 2016 В.В. Путин подписал изменения об отмене обязательной регистрации БПЛА массой до 30 кг года и все выдохнули с облегчением.

Ходят слухи, что Госдума РФ рассмотрит новый закон, призванный обязать владельцев регистрировать дроны в России в 2017 году, но на данный момент он не выносился на рассмотрение.

ФГУП «ЗащитаИнфо Транс» придумала простой способ регистрации квадрокоптеров при помощи RFID-меток, которые крепятся на корпус и яяляются, по сути, транспондером, информацию с которого может получить оператор считывающего устройства. По задумке ФГУП «ЗащитаИнфо Транс» подать заявку на регистрацию квадрокоптера можно через интернет и стоить это будет до 500 рублей.

Если эти требования примут, то регистрация дронов на территории РФ будет обязательна для устройств массой от 250 г.

На сегодняшний день нет конкретной формы заявления, владельцу необходимо предоставить технические данные о квадрокоптере, включая название компании-производителя, наименование модели, серийный номер и прочие параметры. После этих манипуляций беспилотнику будет выдан специальная RFID-метка, которую следует установить на корпус дрона, а его владелец получит соответствующий документ. Вести учет БПЛА будет и ФСБ.

Документы, регламентирующие полеты квадрокоптеров:

  • Воздушный кодекс РФ;
  • Административный кодекс России (статья 11.4 о «Нарушении правил эксплуатации воздушного пространства над территорией РФ»);
  • Уголовный кодекс (ст.271.1);
  • Федеральные правила эксплуатации воздушного пространства над территорией России.

Правила безопасности полетов квадрокоптеров

Всем пилотам дронов во время съемок рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Полеты в местах с большим скоплением людей нежелательны, так как некорректная работа коптера или неправильное управление могут повлечь за собой получение людьми травм.
  2. Не стоит запускать дрон над охраняемыми объектами, полигонами, военными базами.
  3. Поднимать аппарат на высоту более 150 м опасно. Так, во многих моделях дронов установлено специальное программное обеспечение, не позволяющее повысить скорость или преодолеть конкретную высоту в определенных зонах.

Если вы работаете с квадрокоптером, осуществляете коммерческую съемку, стоит получить разрешение на полет. Вы сможете спокойно решать основные задачи, не боясь неприятных ситуаций со стражами порядка.

Конечно же, процесс получения разрешения не обойдется без традиционных бюрократических проволочек, может обернуться финансовыми и временными тратами. Собираясь запустить дрон над центром города или историческим объектом, лучше заранее узнать, предполагает ли полет над этой местностью наличие соответствующих документов!

Регистрация квадрокоптеров в России

Закон касается всех видов гражданских беспилотных летательных аппаратов (игрушечных вертолётов, дронов, самолётов на дистанционном управлении). Модели, вес которых превышает 0,25 кг, составляют примерно семьдесят процентов техники беспилотных аппаратов, продающихся в России. Как уже было сказано ранее, регистрация дронов проводится в госучреждениях.

В законе описана процедура регистрации коптера. Она напоминает постановку на учёт транспортных средств. Всем квадрокоптерам присваивают индивидуальный номер и соответствующую радиометку. Радиометка является зашифрованными данными о владельце, а также информацией о технических характеристиках квадрокоптера.

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка учёта гражданских беспилотных воздушных судов, ввезённых в РФ или произведённых в РФ» описывает, каким должен быть порядок регистрации такой техники. На его основе регистрируют БЛА (беспилотные летательные аппараты).

В законе говорится о том, что беспилотники, взлётная масса которых варьируется от 250 грамм до 30 килограмм, произведённые в России или за рубежом, регистрируются в государственной базе данных о беспилотных воздушных судах.

Соответственно Федеральному закону № 60 Министерством транспорта РФ устанавливается размер и порядок оплаты.

Регистрацию прекращают в таких случаях:

1) при вывозе квадрокоптера за границу;

2) при снятии его с эксплуатации;

3) в случае списания;

4) при переходе права собственности;

5) если имеются нарушения, касающиеся государственной регистрации.

Перечень необходимой документации, после предоставления которой можно получить разрешение на полёт дрона:

· удостоверение дрона на пригодность к полётам;

· разрешение на использование воздушного пространства;

· документ, подтверждающий, что пилот может управлять квадрокоптером.

Регистрация стоит 200-300 рублей (зависимо от региона РФ).

Кстати, нужно ли разрешение на квадрокоптер с камерой в России? Действительно, для проведения съёмки с высоты тоже нужно специальное разрешение.

В Федеральном законе № 60 указано следующее: если при проверке контролирующими органами юридического или физического лица у него не будет необходимой документации, то придётся платить штраф. Для физических и юридических лиц он составляет 5 000 рублей и 20 000 рублей соответственно.

Дрон в законе. Как запустить беспилотник в Москве без проблем

Всем московским любителям квадрокоптеров посвящается эта история. Из нее вы узнаете, как нужно обращаться с беспилотным транспортом в столице и что нужно для его законного использования.

Морозным мартовским утром мы направляемся на встречу с Андреем (имя изменено) у метро. Он предлагает всем желающим заснять виды Москвы с высоты птичьего полета. Мы нашли такую услугу на популярной площадке объявлений в интернете. Позвонили по телефону и представились друзьями жениха, которые хотят сделать сюрприз и заснять молодоженов с коптера.

На встрече Андрей заметно нервничает, но с большим энтузиазмом рассказывает, насколько популярна данная услуга среди москвичей. У него на плече висит крупная сумка, содержимое которой он показывает нам в парке, когда мы удаляемся от забитых людьми дорожек.

Это популярная модель беспилотника, у него встроенная камера с возможностью записи в формате 4К и он легко управляется с помощью планшета или мобильного телефона. Мы согласились заплатить оговоренную в объявлении сумму, чтобы протестировать качество видео.

Как ни странно, при движении и наборе высоты картинка на коптере почти не дрожит. Плавное перемещение, как будто камера висит на невидимых тросах и двигается в пространстве. Нам нравится.

Андрей улыбается и говорит, что за сегодня мы четвертые, кто заплатил за тестирование. Двое уже готовы подписать контракт и оплатить 40 минут съемок с интервалом по 20. Мы резонно замечаем, что длина полета достаточно мала и хотелось бы больше. На что получаем удивленный ответ, что сейчас это предел в отрасли и мало кто из конкурентов предлагает горячую замену аккумуляторов на месте для нескольких этапов съемки.

Довольные результатом, мы прощаемся с Андреем.

***

Сроки аренды коптера вы без труда найдете в интернете по простому поисковому запросу. Однако если вы захотите самостоятельно запустить летательный аппарат в Москве или надумаете вести бизнес в этой сфере, то столкнетесь с буквой закона.

Он строго отсылает к приказу Минтранса России № 48 от 9 марта 2016 года, согласно которому полеты воздушных судов, в том числе беспилотных – коптеров, дронов, авиамоделей и т.д., в Москве в пределах внутренней границы МКАД запрещены. Стоп, как так?

Все очень просто. Для осуществления полета коптера требуется получить разрешение. И на портале мэра Москвы указано, что такой документ выдается «в целях решения оперативных заданий в интересах государства, проведения спасательных работ и работ по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях».

Умники, решившие запустить коптер в обход закона над Москвой или даже за пределами МКАД, могут столкнуться с неотвратимостью наказания. Если для физлиц это штраф от трех до пяти тысяч рублей, то юридические лица могут рассчитывать на штраф от 300 до 500 тысяч рублей или даже административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Между тем, в законе есть важная ремарка: если действие «не содержит уголовно наказуемого деяния».Такая строгость в отношении коптеров не возникла из пустого места. Еще до военного использования дронов в Воздушный кодекс были внесены поправки. К примеру, в статье 32 пункт 5 гласит, что любой коптер, дрон или авиамодель расценивается как беспилотное воздушное судно, а вы считаетесь внешним пилотом.

Поэтому, планируя любые полеты над городом, в том числе для съемок дня рождения, юбилея или свадьбы, будьте готовы к непредвиденным последствиям, если у вас нет нужной бумажки и разрешения. Административная ответственность в таком случае наступит по части 2 статьи 11.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Более того, поправки в статью 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 291 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» обязали регистрировать все беспилотные гражданские воздушные суда весом от 250 граммов до 30 килограммов. Есть понимание, что любые представители гражданских беспилотных судов представляют угрозу для авиации, мешают работе операторов и диспетчеров.

Другая сторона медали – это пилоты-неумехи, которые, не обладая элементарными знаниями, лезут в небо со своими авиамоделями. Нарушения в воздухе могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Но постановка на учет пока не ведется, из-за того, что не принят нормативный акт о регистрации беспилотников весом менее 30 кг.

Чтобы получить разрешение и право на запуск беспилотного аппарата придется потрудиться. Разрешения на полеты над Москвой выдает департамент региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы.

Вы подаете лично или по почте заявление в департамент с указанием своих данных:

  • ФИО;
  • СНИЛС;
  • место жительства и паспортные данные;
  • контактный номер телефона и адрес электронной почты;
  • дату, время и место запуска, высоту и длительность полета.

При этом общий срок выдачи не может превышать 24 рабочих дней.

После получения соответствующего разрешения перед запуском коптера нужно известить Московский зональный центр единой системы организации воздушного движения, где диспетчеры проведут проверку, что рядом с вами не будет иных воздушных судов.

Регистрация квадрокоптера в 2019 году — зачем регистрировать дрон и как это сделать?

Приветствуем всех читателей, которые так или иначе проявляют интерес к техническим достижениям гражданской авиации! В настоящее время актуальной становится тема оформления приобретаемых беспилотников – особый интерес вызывает регистрация квадрокоптера в 2019 году.

Как зарегистрировать квадрокоптер, есть ли тут подводные камни и трудности? Почему и за какие нарушения назначается административная ответственность? Какие модели подлежат обязательной регистрации дронов в России, а какие могут без нее обойтись? Какие документы необходимо собрать чтобы зарегистрировать дрон? Какой надо регистрировать дрон с камерой для получения разрешения на использование и съемку в других странах? Где можно, а где нельзя летать в соответствии с действующими ограничениями по закону?

На эти и другие вопросы мы будем искать ответы в нашем сегодняшнем материале. Информации по этой теме на просторах интернета, как правило, хватает, однако достаточно редко она представлена в исчерпывающем, структурированном варианте. Постараемся восполнить этот пробел и как можно более исчерпывающе осветить данный вопрос.

Очевидно, что мультикоптеры с камерой совершили значительный технологический прорыв в последние годы, что, безусловно хорошо с точки зрения научного прогресса. Однако есть у этой медали и другая сторона – меры безопасности. По началу даже паровые двигатели воспринимались, как адские механизмы. В свое время предлагалось ставить людей с красными флажками перед тем, как запускать автомобили для безопасности полетов.

А после инцидента с мультикоптером возле Белого дома правительство США всерьез озаботилось вопросом обязательной регистрации коптера. Очень быстро его актуальность дошла и до других государств мира, включая РФ.

Документальная часть Воздушный кодекс России размещена на официальном сайте по предоставлению правовых инфо-данных.

В соответствии с поправками БПЛА не подлежат обязательной процедуре госрегистрации, однако для запуска таких беспилотных агрегатов требуется лицензия на пилотирование. Разрешение на полеты квадрокоптера и на на управление им на определенных локациях должны выдавать местные госинстанции.

Вы имеете право эксплуатировать БПЛА, если являетесь обладателем моделей дронов следующих брендов:

  • Syma
  • Gopro Karma
  • Yuneec
  • DJI (Inspire, Mavic, Phantom 2,3,4)
  • + Аналогичные модификации других производителей

Порядок госрегистрации квадрокоптеров в России в 2019 году

  • Новости по госрегистрации (обновление): 5 июля 2017 (закон о квадрокоптерах)

Начиная с 05.07.17 года каждый произведенный и ввезенный на территорию России воздушный, беспилотный гражданский аппарат весом от 250 граммов до
— 30 кг в обязательном порядке подлежит учету, в соответствии с установленным правительственным органом РФ порядком. Указанный порядок регистрации по состоянию на 04.07.17 правительственным органом РФ не принят.

  • Обновление: 18 августа 2017

Как заявило представительство Минтранса учет БВС, организованный в требуемом порядке будет передан к утверждению в правительственный орган 11.17, после чего будет назначен оператор учетной системы. Им должна стать «Защита-Инфо-Транс» ФГУП. Предлагаемый порядок учета будет вестись в рамках единой госинформационной системы обеспечения безопасности транспорта. Для идентификации будут использованы радиочастотные метки, действующие в пределах 300 метрового радиуса.

Закон о госрегистрации, определяющий права использования коптеров, собрал множество негативных отзывов от людей, занятых в фото и видеопроизводством, в частности видеосъемкой с воздуха при помощи квадов. В начале июля 2016 года президентом РФ была подписана поправка, отменяющая обязательную регистрационную процедуру беспилотников, масса которых не достигает 30 кг.

Представительство «Защита-Инфо-Транс» выдвинуло новый способ зарегистрировать дроны с применением меток RFID – они крепятся к корпусу устройства и выполняют функцию трансподера.

Любой оператор считывающего устройства может в любой момент считать с него информацию о коптере. ФГУП планирует сделать возможной подачу заявки при помощи сети интернет, что обойдется пользователям в сумму до 500 руб.

В настоящее время определенного заявительного бланка не предусмотрено, а потому владельцы авиатехники должны предоставлять техданные о своем устройстве вместе с наименованием модификации, указанием компании-производителя, серийного номера и другими регистрационными параметрами. После подачи заявления на госрегистрацию беспилотник получит свою RFID-метку, которая будет установлена на корпус устройства. Владельцу же выдадут соответствующую документацию. Поставить устройство на учет и согласовать все соответствующим образом нужно будет также в ФСБ.

Вот полный список документов, регламентирующих пилотирование мультикоптеров:

  • Воздушный кодекс Российской Федерации
  • УК, статья 271.1 ФЗ
  • АКРФ, статья 11.4 (Нарушение правил эксплуатации российского воздушного пространства)
  • Правила эксплуатации воздушного пространства РФ федерального уровня

Регистрация дронов в других странах

Вышеупомянутые США перевели вопрос об эксплуатации мультикоптеров в правовое поле намного раньше, чем это было сделано в России. По тамошним законам разрешительный документ необходимо получать владельцам гражданских воздушных судов с массой 0,50 – 55 фунтов.

Согласно процедуре, заявителю нужно отправить полные контактные данные, включая имя и фамилию, а также контакты по e-mail. Эта информация вносится в базу данных, после чего владелец получает личный номер на свое устройство. С этим номером заявитель получает регистрационные данные в ответном электронном письме. Приобретаемые в дальнейшем квады будут закреплены за полученным номером владельца. Процедура обходится заявителю в 5 долларов.

В Канаде разрешают запуск беспилотников на высоту до 90 метров, а в странах Евросоюза ограничения на планирование не подкреплено едиными нормативами – в каждой стране установлен собственный порядок.

Материал оказался полезным? Подпишитесь на циклы наших статей и обзоров современных БПЛА. Пригласите к подписке друзей и знакомых, чтобы вместе с ними следить за актуальными событиями и трендами в этой сфере. Удачных стартов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *