Рабочий день сотрудника полиции

Статья 37. Особенности режима служебного времени сотрудников полиции

Комментарий к статье 37
1. Комментируемая статья определяет особенности режима служебного времени сотрудников полиции. В соответствии с ч. 1 данной статьи для сотрудников полиции устанавливается нормальная продолжительность служебного времени не более 40 часов в неделю. Тем самым воспроизведено положение ч. 3 ст. 20 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ).
Изложенное правило согласуется с нормой ч. 2 ст. 91 ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ), устанавливающей, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Понятие рабочего времени определено в ч. 1 указанной статьи как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.
Часть 1 ст. 44 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел, устанавливая, что на сотрудников органов внутренних дел распространяется установленная законодательством РФ о труде продолжительность рабочего времени, по сути, отсылает к норме ч. 2 ст. 91 ТрК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 44 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел для сотрудников органов внутренних дел, исполняющих служебные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенный рабочий день. В части 3 указанной статьи предусмотрено, что перечень должностей сотрудников органов внутренних дел, для которых устанавливается сокращенный рабочий день, а также порядок и условия предоставления им сокращенного рабочего дня определяются Министром внутренних дел РФ. Как указано в п. 14.3 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел, перечень должностей сотрудников органов внутренних дел, для которых устанавливается сокращенный рабочий день, и условия его предоставления определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами МВД России.
Согласно части 5 ст. 44 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел при сменной работе устанавливается одинаковая продолжительность дневной, вечерней и ночной смен.
2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность привлечения сотрудников полиции к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Аналогичное положение ранее содержалось в ч. 3 ст. 20 Закона 1991 г. о милиции и содержится в ч. 4 ст. 44 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел (только указывалось на установленное время, а не на установленную продолжительность еженедельного служебного времени). В отличие от указанных норм в ч. 2 комментируемой статьи прямо указано на делегирование федеральным законодателем федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России полномочий по определению порядка привлечения сотрудников полиции к выполнению служебных обязанностей в указанных случаях. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего ведомственного нормативного правового акта.

3 — 4. В части 3 комментируемой статьи определен механизм компенсации выполнения сотрудником полиции служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни:
выполнение сотрудником полиции в указанных случаях служебных обязанностей компенсируется предоставлением ему отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели;
для ситуации, когда предоставление такого отдыха невозможно, предусмотрено, что время выполнения служебных обязанностей в указанных случаях суммируется и сотруднику полиции предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности. По желанию сотрудника полиции эти дни могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.
по просьбе сотрудника полиции вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
В части 4 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал полномочие по определению порядка предоставления сотруднику полиции дополнительного отдыха, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, предусмотренных ч. 3 данной статьи, федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России.
Положения ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи содержат нововведения, поскольку в ч. 2 ст. 22 Закона 1991 г. о милиции предусматривалось, что за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам милиции предоставляется только компенсация. Кроме того, при этом в отношении порядка предоставления компенсации содержалась отсылка к законодательству о труде. Такое же регулирование содержится и в ч. 4 ст. 44 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел.
Нормы законодательства о труде, к которым сделана отсылка, содержатся в ст. ст. 152 — 154 ТрК. Согласно этим нормам (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ):
сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно;
работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит;
каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

———————————
СЗ РФ. 2008. N 30. Ч. II. Ст. 3640.
Соответственно изложенному в п. 113 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 14 декабря 2009 г. N 960 , предусмотрено, что за работу, выполняемую сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа), в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам производятся компенсационные выплаты за каждый час работы в соответствующих условиях исходя из часовой ставки в следующих размерах (часовая ставка определяется делением оклада денежного содержания сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов в данном календарном году, устанавливаемое по производственному календарю с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников): в ночное время — доплата в размере 35%; в выходные и нерабочие праздничные дни — доплата в размере: одинарной часовой ставки — если работа осуществлялась в пределах нормы рабочего времени за учетный период; двойной часовой ставки — если работа осуществлялась сверх нормы рабочего времени за учетный период;
———————————
РГ. 2010. 24 февраля. N 37.
в сверхурочное время: за первые два часа — в размере полуторной часовой ставки; за последующие часы — в размере двойной часовой ставки.
Согласно части 6 ст. 44 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел имеет право на компенсацию за выполнение им дополнительных обязанностей за временно отсутствующего сотрудника в порядке, определяемом Министром внутренних дел РФ в соответствии с действующим законодательством.
5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает возможность установления особых условий и дополнительных ограничений в отношении режима служебного времени сотрудников полиции в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций. Данная норма является нововведением.
Речь идет об изменении режима служебного времени сотрудника полиции, возложении на него дополнительных обязанностей, командировании его в другую местность, временном переводе в другое подразделение без изменения характера службы, а также об установлении иных особых условий и дополнительных ограничений.
Установление таких особых условий и дополнительных ограничений допускается на срок не более шести месяцев в течение календарного года. Полномочие по определению порядка установления особых условий и дополнительных ограничений федеральный законодатель делегировал федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего ведомственного нормативного правового акта.
Особые условия и дополнительные ограничения в отношении режима служебного времени сотрудников полиции согласно рассматриваемой норме устанавливаются без его согласия. В этой связи следует отметить, что после общественного обсуждения проекта комментируемого Закона из него была исключена норма, устанавливавшая, что отказ сотрудника полиции от выполнения служебных обязанностей в случаях, предусмотренных ч. 5 комментируемой статьи, является основанием для освобождения его от замещаемой должности и увольнения со службы в полиции. Как отмечалось Общественной палатой РФ, это основание не содержится в статье, регламентирующей увольнение со службы в полиции, и неясно, какое отношение это имеет к особенностям режима служебного времени сотрудников полиции (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980). Соответственно, это положение перенесено в ст. 40 комментируемого Закона — в п. 21 ч. 1 указанной статьи предусмотрено такое основание увольнения сотрудника полиции со службы в полиции, как отказ от выполнения служебных обязанностей в случаях, предусмотренных ч. 5 комментируемой статьи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *