План проверок 44 ФЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК В СФЕРЕ ЗАКУПОК

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТУЛЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2015 года N 5637

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК В СФЕРЕ ЗАКУПОК

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением администрации города Тулы от 11 апреля 2014 года N 1034 «Об определении органов, осуществляющих контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд», на основании Устава муниципального образования город Тула администрация города Тулы постановляет:
1. Утвердить Порядок проведения плановых проверок в сфере закупок (приложение).
2. Опубликовать настоящее Постановление на официальном сайте муниципального образования город Тула (http://www.npracity.tula.ru) в сети «Интернет» и разместить на официальном сайте администрации города Тулы в сети «Интернет».
3. Контроль за исполнением Постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Тулы.
4. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Первый заместитель
главы администрации
города Тулы
И.И.БЕСПАЛОВ

Приложение. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Приложение
к Постановлению
администрации города Тулы
от 28.10.2015 N 5637

1. Общие положения

1.1. Настоящим Порядком устанавливается процедура проведения предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон) плановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования город Тула.
1.2. Настоящий Порядок не распространяется на отношения, связанные с проведением плановых проверок осуществления закупок в сфере государственного оборонного заказа, а также осуществления закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну.
Настоящий Порядок не распространяется на отношения, связанные с проведением плановых проверок осуществления закупок в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций).
1.3. Плановые проверки проводятся управлением правовой работы и контроля администрации города Тулы (далее — управление) в лице отдела по контролю и основным направлениям деятельности администрации города (далее — отдел по контролю), являющимся уполномоченным органом на осуществление контроля в сфере закупок, в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчиком, контрактной службой, контрактным управляющим, комиссией по осуществлению закупок и ее членами, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования город Тула, специализированной организацией, выполняющей в соответствии с Законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд (далее именуемые также Субъекты контроля).
1.4. Проведение плановой проверки осуществляется инспекцией, в состав которой входят сотрудники отдела по контролю, а также иные лица, в случаях, предусмотренных настоящим Порядком. Состав инспекции утверждается распоряжением администрации города Тулы о проведении плановой проверки.
1.5. Предметом плановой проверки является соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг Субъектом контроля.

2. Порядок проведения плановых проверок

2.1. Процедура проведения плановых проверок состоит из:
1) подготовки к проведению плановой проверки;
2) проведения плановой проверки в два этапа:
первый этап проверки предусматривает рассмотрение закупок товаров, работ, услуг, находящихся на стадии определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), до заключения контракта на предмет их соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
второй этап проверки предусматривает рассмотрение закупок товаров, работ, услуг, контракты по которым уже заключены, на предмет их соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
3) оформления результатов плановой проверки.
2.2. При проведении плановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
2.3. В отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения плановые проверки проводятся управлением не чаще чем один раз в шесть месяцев.
2.4. Плановые проверки проводятся в отношении каждой специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки, за исключением указанной в п. 2.3 настоящего Порядка комиссии, не чаще чем один раз за период проведения каждого определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2.5. Общий срок подготовки и проведения плановой проверки, оформления акта по результатам ее проведения не должен превышать 30 рабочих дней. Указанный срок может быть продлен главой администрации города Тулы на 30 рабочих дней на основании мотивированной служебной записки начальника управления. Решение о продлении срока проведения плановой проверки оформляется распоряжением администрации города Тулы.

3. Подготовка к проведению плановой проверки

3.1. Плановые проверки осуществляются на основании плана проверок, утверждаемого постановлением администрации города Тулы.
План проверок должен содержать следующие сведения:
наименование органа, осуществляющего проверку;
наименование, ИНН, адрес местонахождения Субъекта контроля, в отношении которого принято решение о проведении проверки;
цель и основания проведения проверки;
месяц начала проведения проверки.
3.2. План проверок утверждается на полугодие.
3.3. Внесение изменений в план проверок допускается не позднее чем за месяц до начала проведения проверки, в отношении которой вносятся такие изменения.
3.4. План проверок, а также вносимые в него изменения должны быть размещены не позднее трех рабочих дней со дня их утверждения в единой информационной системе.
3.5. Перед проверкой управление готовит следующие документы:
1) распоряжение о проведении проверки;
2) уведомление о проведении проверки.
Уведомление о проведении проверки должно содержать следующие сведения:
1) предмет проверки;
2) цель и основания проведения проверки;
3) дату начала и дату окончания проведения проверки;
4) проверяемый период;
5) документы и сведения, необходимые для осуществления проверки.

4. Проведение плановой проверки

4.1. Члены инспекции при проведении плановой проверки в соответствии с их полномочиями вправе запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а также по предъявлении служебных удостоверений и распоряжения о проведении проверки имеют право беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, для получения документов и информации о закупках, необходимых инспекции.
4.2. Субъекты контроля обязаны:
по требованию членов инспекции представлять им документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения;
обеспечивать условия для работы инспекции и ее членов, в том числе предоставлять помещения для работы, оргтехнику, средства связи (за исключением мобильной связи) и иные необходимые для проведения проверки средства и оборудование, указанные в уведомлении о проведении проверки.
4.3. В случае если Субъект контроля не имеет возможности представить членам инспекции истребуемые документы (их копии) и (или) сведения в установленный срок, по письменному заявлению Субъекта контроля срок представления указанных документов и сведений продлевается на основании письменного решения инспекции, но не более чем на пять рабочих дней.
При невозможности представить истребуемые документы Субъект контроля обязан представить инспекции письменное объяснение с обоснованием причин невозможности их представления.
4.4. Проверка осуществляется инспекцией в два этапа, которые могут проводиться одновременно.

5. Порядок осуществления первого этапа плановой проверки

5.1. Первый этап плановой проверки предусматривает рассмотрение закупок, находящихся на стадии определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), до заключения контракта на предмет их соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В случае выявления признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок инспекция:
назначает дату заседания инспекции;
направляет уведомления о заседании инспекции лицам, действия (бездействие) которых содержат признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, с указанием даты, времени и места заседания инспекции;
проводит заседание инспекции;
рассматривает представленные инспекции документы и сведения, относящиеся к предмету проверки;
заслушивает объяснения лиц, чьи действия содержат признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
принимает решения по результатам заседания инспекции и выдает предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5.2. Уведомление о заседании инспекции направляется Субъектам контроля, действия (бездействие) которых содержат признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, телефонограммой, либо нарочно с отметкой о получении, либо любым иным способом, позволяющим доставить уведомление в срок не позднее чем за 3 рабочих дня до даты заседания инспекции.
5.3. Субъекты контроля, действия (бездействие) которых содержат признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, вправе присутствовать на заседании инспекции лично либо направить своих представителей, представлять в инспекцию пояснения по фактам установленных признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также осуществлять с предварительного уведомления руководителя инспекции аудиозапись заседания инспекции.
5.4. На заседание инспекции приглашаются все члены инспекции. При этом заседание инспекции считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов инспекции.
5.5. Инспекция в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований, в том числе на основании ходатайств Субъектов контроля, вправе принять решение о переносе заседания инспекции на более позднее время и (или) дату с направлением уведомления в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 5.2 настоящего Порядка, а также после начала заседания инспекции — решение о перерыве в заседании инспекции.
5.6. Инспекция непосредственно перед заседанием должна удостовериться в наличии полномочий представителей Субъектов контроля, в отношении которых проводится проверка.
В случае если полномочия представителей не подтверждены надлежащим образом, такие представители вправе присутствовать на заседании инспекции без права давать пояснения по существу проверки.
5.7. Руководитель инспекции либо заместитель, осуществляющий его обязанности (председательствующий на заседании):
открывает заседание инспекции и объявляет предмет проверки;
разъясняет Субъектам контроля (их представителям), в отношении которых проводится проверка, их права и обязанности;
разъясняет порядок проведения заседания инспекции;
руководит заседанием инспекции, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в заседании инспекции;
принимает меры по обеспечению установленного порядка заседания инспекции.
5.8. Инспекция получает в письменной форме, форме электронного документа и (или) устной форме объяснения Субъектов контроля по предмету проверки, запрашивает необходимые документы для ознакомления, совершает иные действия, направленные на всестороннее рассмотрение предмета проверки.
5.9. Субъекты контроля, в отношении которых проводится проверка, вправе давать свои пояснения по предмету проверки, а также заявлять ходатайства и делать иные заявления.
5.10. Результаты осуществления первого этапа проведения проверки оформляются решением инспекции.
Решение принимается инспекцией простым большинством голосов членов инспекции, присутствовавших на заседании инспекции. В случае если член инспекции не согласен с решением инспекции, он излагает письменно особое мнение.
При принятии решения учитываются все обстоятельства, установленные инспекцией на заседании.
По результатам заседания инспекция принимает решение о наличии (отсутствии) в действиях (бездействии) проверяемых лиц контроля нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5.11. Решение инспекции должно состоять из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.
Вводная часть решения должна содержать:
наименование органа, осуществляющего проверку;
номер, дату и место принятия решения;
дату и номер распоряжения о проведении проверки;
фамилии, имена, отчества, наименования должностей членов инспекции, принимавших решение;
наименование, адрес местонахождения Субъектов контроля, в отношении которых принято решение о проведении проверки, а также фамилии, имена, отчества представителей Субъектов контроля и лиц, присутствовавших на заседании.
В мотивировочной части решения должны быть указаны:
обстоятельства, установленные на заседании инспекции, на которых основываются выводы инспекции;
нормы законодательства, которыми руководствовалась инспекция при принятии решения;
сведения о нарушении требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Резолютивная часть решения должна содержать:
выводы инспекции о наличии (отсутствии) со стороны Субъектов контроля, действия (бездействие) которых проверяются, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок со ссылками на конкретные нормы законодательства о контрактной системе в сфере закупок, обосновывающие выводы инспекции;
сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
другие меры по устранению нарушений, в том числе об обращении с иском в суд, о передаче материалов в правоохранительные органы.
5.12. Решение инспекции подлежит немедленному оглашению по окончании заседания инспекции. При этом оглашается только его резолютивная часть.
5.13. Решение инспекции оформляется в полном объеме, подписывается всеми присутствующими на заседании членами инспекции и размещается в единой информационной системе с учетом требований части 21 статьи 99 Закона в срок не позднее трех рабочих дней со дня его оглашения.
Копия решения в срок не позднее трех рабочих дней со дня его оглашения направляется Субъектам контроля, в отношении которых проведена проверка, почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо нарочно с отметкой о получении, либо в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью уполномоченного лица управления.
5.14. В случаях если инспекцией выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, инспекция выдает предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, когда инспекция пришла к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
5.15. В предписании должны быть указаны:
дата и место выдачи предписания;
состав инспекции;
сведения о решении, на основании которого выдается предписание;
наименование, адрес лиц, которым выдается предписание;
требования о совершении конкретных действий, которые должен совершить Субъект контроля, получивший такое предписание, для устранения указанного нарушения;
сроки, в течение которых должно быть исполнено предписание;
сроки, в течение которых должно поступить подтверждение исполнения предписания.
Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
5.16. Под действиями, направленными на устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, понимаются:
отмена решений комиссий по осуществлению закупок, принятых в ходе проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Предписание об отмене решений комиссий по осуществлению закупок выдается также в том случае, если выдается предписание о внесении изменений в извещение о проведении закупок (конкурсов (открытых конкурсов, двухэтапных конкурсов), запроса котировок, запроса предложений) и (или) в документацию таких закупок;
внесение изменений в документацию закупок, извещение о проведении закупок. При этом срок подачи заявок на участие в таких закупках должен быть продлен таким образом, чтобы с момента размещения таких изменений он соответствовал срокам, установленным законодательством о контрактной системе в сфере закупок, в случае внесения изменений в указанные документы;
аннулирование процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
проведение процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок. При этом должны быть указаны конкретные действия, которые необходимо совершить лицу, в отношении которого выдано предписание.
5.17. Резолютивная часть предписания оглашается вместе с резолютивной частью решения, принятого по результатам заседания инспекции.
5.18. Предписание подлежит исполнению в срок, установленный таким предписанием.
5.19. Предписание изготавливается одновременно с решением и подписывается всеми присутствующими на заседании членами инспекции.
5.20. Предписание размещается в единой информационной системе и направляется Субъекту контроля в порядке, предусмотренном пунктом 5.13 настоящего Порядка.
5.21. Субъект контроля, которому выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, вправе направить в инспекцию мотивированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания, установленного таким предписанием.
Поступившее ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается инспекцией в течение пяти рабочих дней со дня его поступления в инспекцию. По результатам рассмотрения указанного ходатайства инспекция изготавливает в письменной форме мотивированное решение о продлении срока исполнения предписания с одновременным установлением нового срока исполнения предписания в случаях, когда неисполнение предписания вызвано причинами, не зависящими от лица, которому выдано предписание, либо об отказе в продлении срока исполнения предписания.
Решение инспекции о продлении срока исполнения предписания либо об отказе в продлении срока исполнения предписания подписывается всеми ее членами, размещается в единой информационной системе и направляется Субъекту контроля в порядке, предусмотренном пунктом 5.13 настоящего Порядка.

6. Порядок осуществления второго этапа плановой проверки

6.1. При осуществлении второго этапа проводится проверка в отношении закупок, контракты по которым уже заключены, на предмет их соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
6.2. Результаты проверки оформляются актом (далее — акт проверки) в сроки, установленные распоряжением администрации города Тулы о проведении проверки. При этом решение и предписание инспекции по результатам первого этапа проведения проверки (при их наличии) являются неотъемлемой частью акта проверки.
6.3. Акт проверки состоит из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.
Вводная часть акта проверки должна содержать:
наименование органа, осуществляющего проверку;
номер, дату и место составления акта;
дату и номер распоряжения о проведении проверки;
основания, цели и сроки осуществления плановой проверки;
период проведения проверки;
предмет проверки;
фамилии, имена, отчества, наименования должностей членов инспекции, проводивших проверку;
наименование, адрес местонахождения Субъекта контроля, в отношении закупок которого принято решение о проведении проверки, или наименование, адрес местонахождения лиц, осуществляющих в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок функцию по осуществлению закупок товаров, работ, услуг или выполняющих отдельные полномочия в рамках осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчика и (или) уполномоченного органа.
В мотивировочной части акта проверки должны быть указаны:
обстоятельства, установленные при проведении проверки и обосновывающие выводы инспекции;
нормы законодательства, которыми руководствовалась инспекция при принятии решения;
сведения о нарушении требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, оценка этих нарушений.
Резолютивная часть акта проверки должна содержать:
выводы инспекции о наличии (отсутствии) со стороны Субъектов контроля, действия (бездействие) которых проверяются, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок со ссылками на конкретные нормы законодательства о контрактной системе в сфере закупок, нарушение которых было установлено в результате проведения проверки;
сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
другие меры по устранению нарушений, в том числе об обращении с иском в суд, передаче материалов в правоохранительные органы.
6.4. Акт проверки подписывается всеми членами инспекции.
6.5. Копия акта проверки направляется Субъекту контроля в срок не позднее трех рабочих дней со дня его подписания сопроводительным письмом за подписью начальника управления в порядке, предусмотренном пунктом 5.13 настоящего Порядка.
При этом решение и предписание инспекции по результатам первого этапа проведения проверки (при их наличии), являющиеся неотъемлемой частью акта проверки, не подлежат повторному направлению и приобщаются к материалам проверки.
6.6. Субъекты контроля в течение пяти рабочих дней со дня получения копии акта проверки вправе представить в инспекцию письменные возражения по фактам, изложенным в акте проверки, которые приобщаются к материалам проверки.
6.7. В случаях если по результатам второго этапа проведения проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, инспекция выдает предписание об устранении таких нарушений, за исключением случаев, когда инспекция пришла к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом предписание инспекции по результатам второго этапа проведения проверки является неотъемлемой частью акта проверки и приобщается к материалам проверки.
Содержание предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок по результатам второго этапа проведения проверки должно соответствовать требованиям раздела 5 настоящего Порядка. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок по результатам второго этапа проведения проверки направляется одновременно с актом проверки в порядке, предусмотренном пунктом 5.13 настоящего Порядка.
6.8. Субъекты контроля, которым выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, вправе направить в инспекцию мотивированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания, которое рассматривается инспекцией в порядке, установленном пунктом 5.21 настоящего Порядка.
6.9. При выявлении в результате проведения проверок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, управление обязано передать в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы, подтверждающие такой факт, в течение трех рабочих дней с даты выявления такого факта.
6.10. Полученные инспекцией при осуществлении своих полномочий сведения, составляющие государственную тайну, и иная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
6.11. Материалы проверки хранятся в управлении не менее чем три года.
6.12. Несоблюдение инспекцией, членами инспекции положений настоящего Порядка влечет недействительность принятых инспекцией решений, актов, выданных предписаний.

7. Обжалование результатов проведения плановой проверки

Обжалование решения, акта, предписания инспекции, предусмотренных настоящим Порядком, осуществляется в судебном порядке в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

8. Контроль за соблюдением порядка проведения плановых проверок

Контроль за соблюдением инспекцией порядка проведения плановых проверок осуществляет первый заместитель главы администрации города Тулы.

Государственные закупки: всегда ли прав контролирующий орган? (Часть 22)

Олег Толстобоков,
эксперт по комплексному контролю государственных и общественных закупок

Эксперт по комплексному контролю государственных и общественных закупок Олег Толстобоков ответил на некоторые злободневные вопросы читателей портала ГАРАНТ.РУ.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, согласовал заказчику закупку у единственного поставщика работ по строительству здания. В результате прокурорской проверки установлен факт значительного завышения начальной цены контракта. Какая ответственность за это может грозить должностным лицам контролирующего органа?

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Часть 4
  • Часть 5
  • Часть 6
  • Часть 7
  • Часть 8
  • Часть 9
  • Часть 10
  • Часть 11
  • Часть 12
  • Часть 13
  • Часть 14
  • Часть 15
  • Часть 16
  • Часть 17
  • Часть 18
  • Часть 19
  • Часть 20
  • Часть 21
  • Часть 22
  • Часть 23
  • Часть 24
  • Часть 25

Факт завышения начальной цены контракта сам по себе не может рассматриваться в качестве самостоятельного основания привлечения к ответственности должностных лиц контролирующего органа.

Надзорные органы должны ориентироваться на наличие у контролирующего органа полномочий на осуществление проверки обоснованности определения начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК). А такой контроль при планировании и осуществлении закупок у единственного поставщика реализуют другие субъекты – органы финансового контроля на уровне субъекта федерации или муниципалитета (п. 3 ч. 8 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», (далее – Закон № 44-ФЗ). Следовательно, этот вид деятельности не входит в компетенцию органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, и привлекать последнего за согласование завышенной НМЦК нельзя. Практика антимонопольных органов подтверждает эту позицию (решение ФАС России от 16 марта 2015 г. № К-185/15).

Годовой объем закупок бюджетной образовательной организации составляет 600 тыс. руб. Все закупки организация осуществляла у единственного поставщика (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). По итогам проверки, проведенной прокуратурой, контрактный управляющий был оштрафован на сумму 50 тыс. руб. за нарушение законодательства о защите конкуренции в связи с тем, что все закупки были осуществлены у единственного поставщика. Правомерны ли действия сотрудников прокуратуры?

О том, можно ли обжаловать постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, узнайте в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Исчерпывающий ответ на этот вопрос можно дать только исходя из оценки фактических обстоятельств, на которые опиралась прокуратура.

Закон № 44-ФЗ дает заказчику право самостоятельно принимать решение о том, каким показателем руководствоваться при определении совокупного годового объема закупок, осуществляемых у единственного поставщика в порядке п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: 5% от совокупного годового объема закупок или 2 млн руб. Таким образом, если весь совокупный годовой объем закупок не превышает 2 млн руб., заказчик вправе осуществить все закупки у единственного поставщика на основании данного пункта. При этом стоимость каждого контракта не должна превышать 100 тыс. руб. Однако это только общее правило, из него могут быть исключения в зависимости от ситуации.

Например, принимая решение о выборе поставщика услуг по водоснабжению, заказчики обязаны руководствоваться специальной нормой п. 8 ч. 1 ст. 93, а не положениями п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. За допущенные заказчиками нарушения при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

ФАС России вынесла решение о привлечении заказчика к административной ответственности за нарушения при составлении документации о закупке (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ). Ведомство обосновало свое решение тем, что в проекте контракта не была определена формула расчета размера пеней за просрочку исполнения поставщиком своих обязательств по правилам постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063). Вместе с тем, в проекте государственного контракта положения об определении размера пеней содержатся, они воспроизводят текст ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и определяют, что пени начисляются в порядке, установленном указанным постановлением правительства. Нарушено ли заказчиком законодательство о контрактной системе?

Да, нарушено.

В контракте помимо фиксированного размера штрафов за нарушение контракта сторонами необходимо установить порядок определения пеней, начисляемых в случае просрочки исполнения контрагентом обязательств по контракту (ч. 5, ч. 7-8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Он должен соответствовать порядку, установленному правительством (постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063; далее – Правила). Так, в соответствии с п. 6 Правил пени за просрочку исполнения обязательств определяются как произведение значения цены контракта (цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и не менее 1/300 значения ставки рефинансирования Банка России. Исходя из буквального прочтения указанных норм, положения контракта об ответственности сторон за нарушение обязательств должны быть определены с учетом Правил и содержать фиксированные суммы неустоек и порядок их определения. Иными словами, ограничиться при составлении контракта отсылкой к Правилам, не указав конкретную формулу расчета пени, нельзя. На справедливость такого вывода указывает и судебная практика (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2015 г. № 05АП-2138/15, решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 января 2015 г. № А40-174128/2014).

Обращаю внимание, что правила расчета размера неустоек (штрафов, пеней) подлежат включению заказчиком в проект контракта еще до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, поскольку после этого момента заказчик уже не имеет права вносить изменения в конкурсную документацию. При этом, за заключение контракта с нарушением объявленных условий торгов, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 30 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ). Исключение составляют только условия о цене и информация о товаре, предложенном победителем соответствующей закупки (ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Эту позицию подтверждают антимонопольные органы и суды (решения ФАС России от 6 октября 2014 г. № К-1451/14, решение ФАС от 10 октября 2014 г. № К-1469/14, Решение ФАС от 10 октября 2014 г. № К-1468/14, решение Арбитражного суда Челябинской области от 31 июля 2014 г. по делу № А76-11597/2014/).

Заказчик приобрел автоматизированную информационную систему (далее – АИС). Она состоит из 12 отдельных модулей, каждый из которых является самостоятельным продуктом – программой ЭВМ, и 50 рабочих мест. Программные модули и рабочие места были закуплены по отдельности у единственного поставщика (п. 4. ч 1. ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В результате было заключено 62 договора на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. каждый. По итогам проведенной проверки антимонопольный орган пришел к выводу, что объектом всех закупок является именно АИС, как комплекс. По мнению ФАС России, исходя из общей стоимости АИС заказчик не имел оснований для заключения договоров у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а обязан был осуществить закупку одним из конкурентных способов. Насколько обоснованна позиция антимонопольного органа?

Антимонопольный орган прав. Несмотря на то, что Закон № 44-ФЗ не содержит специальных требований к формированию предмета контракта, это не исключает предъявления претензий со стороны контролирующих органов в случае «дробления» предмета закупки – совершения ряда отдельных закупок идентичных или технологически и функционально дополняющих друг друга товаров, работ, услуг.

Определенные ограничения при формировании лотов вытекают из антимонопольного законодательства, однако они относятся только к прямо противоположной ситуации. Так запрещается препятствовать конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которой установлен). Однако при этом запрета на разделение закупки связанных между собой товаров, работ, услуг на предметы нескольких работ законодательство не содержит.Определенные ограничения при формировании лотов вытекают из антимонопольного законодательства, однако они относятся только к прямо противоположной ситуации. Так запрещается препятствовать конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которой установлен). Однако при этом запрета на разделение закупки связанных между собой товаров, работ, услуг на предметы нескольких работ законодательство не содержит.

Вместе с тем, так как закупка у единственного контрагента допускается только в качестве исключения, контролирующие органы могут придерживаться и иной позиции (ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ). В том случае, если товары, работы, услуги, приобретаемые по нескольким контрактам, действительно технически и (или) функционально дополняют друг друга, то они могут квалифицироваться как притворные сделки, прикрывающие другую сделку, объектом которой является весь комплекс товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 170 ГК РФ). В таком случае можно ставить вопрос о закупке на сумму свыше 100 тыс. руб. без надлежащих к тому оснований. А принятие решения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных в Законе № 44-ФЗ, может быть квалифицировано как административное правонарушение (ст. 24, ст. 48, ст. 50, ст. 93 Закона № 44-ФЗ, ч. 1, ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ). Тем не менее, окончательно вопрос о «дроблении» предмета закупки может быть решен только судом, исходя из конкретных обстоятельств дела, поэтому могу порекомендовать обжаловать решение антимонопольного органа в установленном порядке.

В конце июля наша компания была признана победителем электронного аукциона. После подведения итогов закупки, в ходе заключения контракта, на действия заказчика было подано две жалобы. Обе жалобы в итоге были признаны необоснованными, однако антимонопольный орган рассматривал их вместо предусмотренных законом пяти рабочих дней (ч. 3 ст. 106 Закона № 44-ФЗ) дольше месяца. При этом процесс заключения контракта был приостановлен. Согласно проекту контракта, поставщик обязан выполнить свои обязательства до 31 августа, однако контракт мы получили для подписания только в середине сентября. Мы направили протокол разногласий заказчику с просьбой изменить условия проекта контракта, однако тот отказывается корректировать условия поставки в контракте. Какие действия мы можем предпринять, чтобы выйти из этого положения и не попасть в реестр недобросовестных поставщиков?

Необходимо обратиться в антимонопольный орган.

Контролирующий орган в сфере закупок был вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежал бы продлению на срок рассмотрения жалобы (ч. 7 ст. 106 Закона № 44-ФЗ).

В рассматриваемой ситуации контролирующий орган в своем решении не указал новые сроки исполнения контрактных обязательств, в связи с чем заказчик действительно не может выполнить Вашу просьбу без проблем для себя: заключение контракта на отличных от указанных в документации условиях может быть квалифицировано как нарушение им ч. 1 ст. 70 Закона № 44-ФЗ, регламентирующей порядок заключения контракта (постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении Ямало-Ненецкого УФАС России № 04-02/75-2015 от 16 марта 2015 г.1)

Несмотря на то, что Закон № 44-ФЗ не содержит конкретных инструкций по разрешению подобных ситуаций, на практике встречаются аналогичные дела. Так, согласно протоколу, электронный аукцион от 29 декабря 2014 года был признан несостоявшимся в связи с отсутствием предложений участников о цене контракта. Заказчик принял решение заключить контракт с участником аукциона, первым подавшим заявку на участие. При этом согласно проекту контракта, поставщик должен был исполнить свои обязательства не позднее 22 декабря 2014 года – и даже до даты определения победителя закупки. Антимонопольный орган установил, что 20 января 2015 года заказчик направил в адрес контрагента проект контракта, а 23 января 2015 года победитель составил протокол разногласий и потребовал внести изменения в пункты контракта о сроках оплаты и сроках исполнения контракта. Заказчик отказался сделать это, посчитав, что основания для такого изменения отсутствуют: проект контракта соответствует извещению и документации о закупке. Таким образом причины для внесения изменений в положения контракта отсутствуют. Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что заказчик правомерно отказался вносить изменения в контракт. Вместе с тем ФАС России выдала предписание об аннулировании закупки в связи с невозможностью заключения и исполнения контракта на установленных документацией условиях (решение ФАС России от 29 января 2015 г. № К-69/15, решение ФАС России от 8 сентября 2014 г. по делу № К-1312/14).

В результате проведенной проверки прокуратура выявила нарушение заказчиком требования к обязательному объему закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Прокуратура передала материалы проверки в ФАС России и потребовала привлечения к административной ответственности за это нарушение членов комиссии по осуществлению закупок. Правомерно ли это, или ответственность должен нести контрактный управляющий?

Административная ответственность за это нарушение, допущенное должностными лицами заказчиков, установлена ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ. При этом должностными лицами, в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, являются, в том числе, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти и лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Следовательно, при решении вопроса о том, кто именно должен быть привлечен к административной ответственности – контрактный управляющий, или члены закупочной комиссии – необходимо установить в чью компетенцию входит обеспечение осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства (далее – СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНО), установление требований о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО и разработка план-графика, в котором указывается информация о проведении закупок для СМП и СОНО.

Как правило, должностные обязанности контрактных управляющих и членов закупочной комиссии заказчиков закрепляются соответствующими приказами (регламентами). Так, в должностные обязанности членов закупочных комиссий, помимо прочего, обычно входят полномочия по определению соответствия поступивших от участников закупок заявок установленным требованиям, но не планирование и обеспечение закупок в установленном объеме у СМП и СОНО. Соответственно, если последние должностные обязанности членов закупочной комиссии в регламентирующих документах не установлены, то действия указанных должностных лиц не могут образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, и привлечению к административной ответственности подлежит контрактный управляющий (постановление Брянского УФАС России от 6 апреля 2015 г. № 2122).

При этом ошибки сотрудников прокуратуры в части неправильного определения субъекта административной ответственности, обусловливают прекращение административного производства в отношении членов закупочной комиссии за отсутствием состава правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, постановление Ямало-Ненецкого УФАС России от 30 января 2015 г. № 04-02/26-20153).

Но повторюсь, это только наиболее часто встречающийся вариант распределения полномочий – в каждом конкретном случае надо внимательно изучать регламенты комиссии и управляющего.

Внесение изменений в план проверок

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Узнать больше

Если в вопросе речь идёт о плане проверок, подготавливаемом на основании Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 30.06.2010 № 489 (далее — Правила), то предельный срок для внесения изменений не установлен.

Необходимо сведения о внесенных изменениях направить в течение 3 рабочих дней со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном пунктом 6 Правил, в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений.

Документы, предоставляемые при проведении плановой (внеплановой) проверки ФАС России

В настоящее время отсутствует нормативно-правовой акт, определяющий пакет документов, запрашиваемый и представляемый при проведении проверок ФАС России. Анализ законодательства показывает, что это может быть любой документ, необходимый для проверки, — такая необходимость определяется на усмотрение ФАС России и доводится до сведения проверяемого лица в соответствующем документе о проведении проверки или указывается перечень информации и документов.

Согласно постановлению Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено определить Федеральную антимонопольную службу (далее также — ФАС России) федеральным органов исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляет в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч. 5, 8 и 10 ст. 99 Закона о контрактной системе, с учетом ч. 4 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:

В соответствии с ч. 12 ст. 99 Закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.

а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с этим законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок;

б) внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

Следуя ч. 13 ст. 99 Закона о контрактной системе, в отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, операторов электронной площадки плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще одного раза в шесть месяцев.

Согласно ч. 14 ст. 99 Закона о контрактной системе плановые проверки проводятся в отношении каждой специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки, за исключением указанной в ч. 13 ст. 99 Закона о контрактной системе комиссии, контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз за период проведения каждого определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:

  • получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном гл. 6 настоящего Федерального закона. В случае если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
  • поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
  • истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с п. 2 ч. 22, п. 3 ч. 27 ст. 99 Закона о контрактной системе предписания.

Внеплановая проверка по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 15 настоящей статьи, проводится контрольным органом в сфере закупок, выдавшим предписание в соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, исполнение которого контролируется.

В соответствии с ч. 26 ст. 99 Закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок должностные лица контрольного органа в сфере закупок в соответствии с их полномочиями вправе запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а также по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) указанного органа о проведении таких проверок имеют право беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу в сфере закупок.

Перечень документов и информации в Законе о контрактной системе не уточняется, указано только на документы, «необходимые для проведения проверки».

Краткий анализ иного законодательства также показал, что такого перечня документов в отношении Закона о контрактной системе и проводимых в соответствии с ним проверок нет.

Письмо ФАС России от 25.05.2007 № АЦ/8325 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами), согласно которому указывается следующее. В соответствии с п. 3.4 Методических рекомендаций в письме руководителю проверяемой организации о проведении проверки должны содержаться:

  • уведомление о проведении проверки;
  • основание проведения проверки (ссылка на нормы закона, приказ и т. д.);
  • срок проведения проверки;
  • проверяемый период;
  • требование о создании условий для работы инспекции;
  • требование к руководителю проверяемой организации о предоставлении информации и документов, необходимых для проведения проверки, с указанием срока предоставления, в т. ч.:
    — перечень всех конкурсов, аукционов и запросов котировок, объявленных в проверяемый период (далее — Реестр № 1);
    — перечень всех контрактов, заключенных в проверяемый период, с указанием основания заключения (если контракт заключен по результатам конкурса, аукциона либо запроса котировок, то указывается номер записи в Реестре № 1) (далее — Реестр № 2);
    — перечень размещений заказов, произведенных без применения запроса котировок либо торгов, осуществленных в проверяемый период, с приложением реестра закупок, осуществленных без заключения государственных и муниципальных контрактов, в соответствии со ст. 93 Бюджетного кодекса РФ (далее — Реестр № 3) (в данном письме должностные лица проверяемой организации должны быть предупреждены о том, что при выявлении фактов закупки либо заключения контракта, совершенных в проверяемый период и не вошедших ни в один из вышеуказанных реестров, виновные в этом будут привлечены к ответственности в порядке, предусмотренном нормами Кодекса РФ об административной ответственности за предоставление недостоверной информации);
    — перечень предписаний (предложений), выданных контрольными органами, и документов, подтверждающих их исполнение;
    — документы, подтверждающие полномочия на осуществление деятельности по размещению заказов, документы и сведения, предусмотренные требованиями Закона о размещении заказов, размещение которых начато в проверяемый период, в т. ч.:
    — извещения о размещении заказов,
    — конкурсная документация и документация об аукционе, включая все изменения, дополнения и разъяснения,
    — протоколы, составленные в ходе размещения заказа,
    — аудиозаписи заседаний конкурсной и аукционной комиссий,
    — заключенные контракты с приложениями и дополнительными соглашениями,
    — иная информация и документы по запросам инспекции, связанные с предметом проверки;
  • перечень прав и обязанностей участников инспекции.

Как мы видим, перед перечислением документов указывается «в том числе», что говорит о том, что перечень не является закрытым и могут быть истребованы иные документы.

Представляется, что в связи с отсутствием «свежего» перечня ФАС России при запросе документов и информации может «брать за основу» вышеуказанный перечень. При этом, повторимся, что перечень является открытым.

Также существует приказ ФАС России от 25.05.2012 № 340 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации» (далее — Приказ) (не законодательство о закупках, а, в частности, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно п. 3.8 Приказа предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности, а в случае проведения внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания предметом такой проверки является исполнение проверяемым лицом ранее выданного предписания.

Проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверок (п. 3.9 Приказа).

В процессе проведения документарной проверки должностными лицами антимонопольного органа в первую очередь рассматриваются документы проверяемого лица, имеющиеся в распоряжении антимонопольного органа, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения в отношении проверяемого лица дел о нарушениях антимонопольного законодательства и об административных правонарушениях, иные документы о результатах осуществленных в отношении проверяемого лица действий по государственному контролю, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.50 Приказа проверка проверяемого лица на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации осуществляется членами инспекции путем:

  • анализа правовых актов проверяемого лица;
  • анализа соглашений и договоров, заключенных проверяемым лицом;
  • анализа финансовых, бухгалтерских, отчетных, контрольных, плановых, аналитических документов проверяемого лица;
  • анализа служебных документов на электронных носителях информации;
  • анализа иных документов, необходимых для установления признаков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации;
  • осмотра производственных мощностей;
  • осмотра и анализа процессов производства продукции;
  • осмотра производственно-технических и иных объектов проверяемого лица.

Согласно п. 3.52 Приказа должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию (не устанавливается также четкого перечня и опять указывается на документы, «необходимые для проверки»).

При проведении документарной проверки истребование документов и информации у проверяемого лица допускается в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении антимонопольного органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение проверяемым лицом требований, установленных антимонопольным законодательством.

При проведении документарной проверки мотивированное требование о предоставлении документов и информации направляется проверяемому лицу по почте с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под расписку.

В случае необходимости должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, вправе ознакомиться с подлинниками документов, представляемых проверяемым лицом.

Если требование о предоставлении документов и информации не исполнено в установленный срок, то руководителем инспекции (или должностным лицом, проводящим проверку, в случае проведения документарной проверки одним должностным лицом) решается вопрос о возбуждении в отношении виновного лица дела об административном правонарушении (п. 3.60 Приказа):

При проведении документарной проверки антимонопольный орган не вправе требовать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены антимонопольным органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (п. 3.63 Приказа).

Журнал «Госзакупки.ру» — единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >> Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» — уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

>Узнайте, кто и когда придет проверять вашу организацию в 2019 году

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *