Вопрос
Здравствуйте,
Ситуация: Генеральный директор ЗАО (он же учредитель 98%) занимает данную должность с апреля 2016г. по совместительству. С 01 июля 2016 года данное место работы становится основным. Вопрос: как оформить это документально, при этом, не прибегая к увольнению.
Ответ
При оформлении генерального директора, работавшего по совместительству, на основную работу в ООО работодатель должен оформить протокол решения участников. При этом в документах (протоколе, приказе, трудовой книжке) работодатель может указать «назначен» или «принят» на должность. По вопросу о том, как работодателю оформить переход работника с совместительства на основную работу, существует две позиции:
- Переход работника с совместительства на основную работу оформляется через процедуру «увольнение — прием»: трудовой договор о работе по совместительству расторгается и заключается новый трудовой договор по основному месту работы.
- Переход работника с совместительства на основную работу оформляется с помощью дополнительного соглашения об изменении условий трудового договора по совместительству.
Рассмотрим позицию 2 более детально.
Совместительство является одним из условий трудового договора, которое включается в него в соответствии с абз. 11 ч. 2 ст. 57 и ч. 4 ст. 282 ТК РФ.
Стороны вправе изменить это условие по письменному соглашению сторон в силу ст. 72 ТК РФ. Для перехода с совместительства на основную работу необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор о работе по совместительству, в частности о признании условия о совместительстве недействующим.
Согласился с данной позицией в том числе Роструд (письмо от 22.10.2007 N 4299-6-1).
Порядок действий в таком случае должен быть следующим.
Шаг 1. Получить от работника трудовую книжку.
Это необходимо, чтобы удостовериться в том, что работник уволен с основного места работы.
Шаг 2. Заключить дополнительное соглашение об изменении условий трудового договора по совместительству. На основании этого соглашения условие о совместительстве будет признано недействующим, а работник будет считаться принятым на основную работу.
В соглашении также следует отразить изменение условий:
— о режиме рабочего времени. Норма рабочего времени совместителя отличается от нормы рабочего времени основного работника (ст. 284 ТК РФ);
— оплате труда. Как правило, оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени (ч. 1 ст. 285 ТК РФ).
Шаг 3. Издать приказ о признании работы по совместительству основной работой.
Приказ издается в произвольной форме, поскольку унифицированная не установлена. Он необходим бухгалтерии для правильного начисления заработной платы работнику при ее изменении, а лицу, ответственному за ведение табеля учета рабочего времени, — для правильного указания продолжительности рабочего времени работника.
Шаг 4. Внести запись в трудовую книжку.
Законодательством в такой ситуации не установлены правила внесения записей в трудовую книжку. Варианты ее заполнения в качестве рекомендации предложил Роструд (письмо от 22.10.2007 N 4299-6-1). Выбор зависит от того, была ли внесена запись о работе по совместительству в трудовую книжку работника.
Шаг 5. Внести сведения об изменении условий работы в личную карточку (например, по форме N Т-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).
Законодательством не регламентирован порядок внесения сведений об изменении условий работы в личную карточку работника.
Личная карточка относится к первичной учетной документации по учету труда и оплаты (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1), однако в Указаниях по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (утв. данным Постановлением) не определено, как можно внести исправления в сведения о работе в личной карточке. Представляется обоснованным руководствоваться порядком внесения изменений и исправлений в первичные документы бухгалтерского учета в соответствии с положениями ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
Так, при внесении в личную карточку работника сведений об изменении условий работы имеющуюся запись нужно зачеркнуть одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Над зачеркнутым текстом необходимо написать новую информацию, на полях напротив соответствующей строки указать «Исправлено», заверить подписью кадрового работника и поставить дату исправления сведений. Это следует из анализа содержания п. п. 4.2, 4.3 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105.
Для того чтобы избежать возникновения проблем при проверке трудовой инспекцией, рекомендуется указывать, на основании какого документа были внесены в личную карточку работника сведения об изменении условий его работы. Это можно сделать в разделе «Дополнительные сведения» личной карточки, например, следующим образом: «Сведения о виде работы изменены с 23.12.2014 на основании дополнительного соглашения от 22.12.2014 N 20/13-тд-01 к трудовому договору от 03.09.2013 N 20/13-тд».
Процедура оформления перехода с совместительства на основную работу через дополнительное соглашение законодательно не регламентирована. В частности, не установлено, какую запись следует вносить в трудовую книжку. Письмо Роструда от 22.10.2007 N 4299-6-1, в котором даются рекомендации по данному вопросу, нормативным правовым актом не является. В связи с этим работодатель в случае возникновения претензий со стороны проверяющих не сможет подтвердить законность внесения таких записей.
Кроме того, при внесении в трудовую книжку записи, не соответствующей трудовому законодательству, возможны разногласия с органами ФСС РФ при подсчете страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Учитываемые при подсчете страхового стажа записи должны соответствовать трудовому законодательству, действовавшему на день их внесения в трудовую книжку (п. 24 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91). В данном случае указанное условие не соблюдается.
Запись может внести сотрудник, ответственный за ведение трудовых книжек в организации, или лицо, специально уполномоченное органом, который принимал решение об увольнении руководителя. В последнем случае это лицо должно быть указано в принятом решении (например, протоколе). Под записью об увольнении ответственный указывает свою должность, ставит подпись с расшифровкой и заверяет запись печатью организации. Далее знакомит с записью об увольнении руководителя, и тот тоже ставит свою подпись в трудовой книжке. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Роструда от 11 марта 2009 г. № 1143-ТЗ. Иван Шкловец,заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Переход сотрудника с совместительства на основную работу в рамках одной организации можно оформить несколькими способами. Например, такой перевод можно оформить через увольнение и прием на работу.
Перевод генерального директора с основного места работы на совместительство
Но что будет являться основанием для созыва собрания и принятия решения в данной ситуации?Полномочия собрания учредителей или иного коллегиального органа управления организации прописаны в уставе организации, установлены законодательством, в число которых входит, в том числе, избрание (назначение) руководителя организации и заключение с ним трудового договора.В данной ситуации по смыслу получается, что это будет не прием работника на новое место работы, а заключение трудового договора вновь, но на новых условиях, что не входит в состав полномочий собрания или иного коллегиального органа управления. Основание для созыва внеочередного собрания участников или коллегиального органа в данном случае отсутствует.В-третьих, при расторжении трудового договора с работником — руководителем с ним должен быть произведен расчет, а том числе за неиспользованную часть отпуска.
N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, в банк предоставляются документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, к которым относятся копии следующих документов: выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, решения о назначении исполнительного органа юридического лица, приказа о его назначении, а в некоторых случаях и трудового договора с исполнительным органом юридического лица.
Как перевести ген директора с основного места работы на совместительство
Если в обществе только один акционер (участник), то увольнение генерального директора оформите решением единственного акционера (участника). На основании решения издайте приказ об увольнении генерального директора по унифицированной форме № Т-8, утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, или по самостоятельно разработанной форме. В трудовой книжке генерального директора сделайте запись об увольнении со ссылкой на решение собственников (реквизиты протокола общего собрания или решения единственного учредителя), на основании которого увольняется генеральный директор (п.
5.1 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69, раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).
С (дата начала работы по совместительству) по (дата окончания работы по совместительству) осуществлял трудовую функцию в качестве совместителя». В качестве основания для внесения записи в графе 4 того же раздела укажите реквизиты приказа о приеме на работу по совместительству. Если же в трудовой книжке сотрудника имеется запись о работе по совместительству (внесенная в свое время по основному месту работы), то после записи об увольнении с основного места работы нужно указать полное и сокращенное (при наличии) наименование организации.
В графу 3 следующей строки раздела внесите запись такого содержания: «Работа в должности (наименование должности) становится основной с (дата перехода сотрудника с совместительства на основную работу)». В графу 4 той же строки впишите реквизиты соответствующего приказа (распоряжения). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Роструда от 22 октября 2007 г.
N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:— фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.Так как в ситуации с увольнением с работы по совместительству и приемом вновь на основное место работы лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности, не изменилось, то вносить изменения не нужно.Иное положение с банком, в котором открыт расчетный счет юридического лица. Согласно пп. «е» п. 4.1. Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г.