Содержание
- I. Общие положения
- II. Порядок проведения проверки
- III. Требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций
- IV. Требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии
- V. Требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований
- Критериинадежности теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий
- Подготовка многоквартирного дома к отопительному сезону
- Федеральное законодательство о подготовке к отопительному сезону
- Что входит в подготовку к отопительному сезону
- Подготовка жилого фонда к отопительному сезону 2017-2018
- Оснащение теплового узла современными приборами учета
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4159; 2011, № 23, ст. 3263; № 30 (ч. 1), ст. 4590; 2012, № 50, ст. 7359; № 26, ст. 3446; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2012, № 0001201212310042) и пунктом 4.2.14.6 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2577; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 33, ст. 4088; № 52 (ч. 2), ст. 6586; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251; № 47, ст. 6128; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 44, ст. 6269; 2012, № 11, ст. 1293; № 15, ст. 1779; № 31, ст. 4386; № 37, ст. 5001; № 40, ст. 5449), приказываю:
Утвердить прилагаемые Правила оценки готовности к отопительному периоду.
Министр | А.В. Новак |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 апреля 2013 г.
Регистрационный № 28269
I. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4159; 2011, № 23, ст. 3263; № 30 (ч. 1), ст. 4590; 2012, № 50, ст. 7359; № 26, ст. 3446; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2012, № 0001201212310042) (далее — Закон о теплоснабжении) и определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее — проверка).
2. Проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее — уполномоченные органы).
3. К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее — потребители тепловой энергии).
4. В отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям настоящих Правил:
лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду;
лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключивших в соответствии с жилищным законодательством договоры теплоснабжения с теплоснабжающей организацией.
II. Порядок проведения проверки
5. Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее — комиссия).
Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее — программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются:
объекты, подлежащие проверке;
сроки проведения проверки;
документы, проверяемые в ходе проведения проверки.
В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию.
В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и жилищной инспекции.
В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.
В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
6. При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III-V настоящих Правил (далее — требования по готовности). Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных настоящими Правилами, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.
В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости — проводят осмотр объектов проверки.
7. Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее — акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.
В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:
объект проверки готов к отопительному периоду;
объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;
объект проверки не готов к отопительному периоду.
8. При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее — Перечень) с указанием сроков их устранения.
9. Паспорт готовности к отопительному периоду (далее — паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.
10. Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября — для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября — для муниципальных образований.
11. В случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.
12. Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.
III. Требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций
13. В целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций:
1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении;
2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;
3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами;
4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;
5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно:
укомплектованность указанных служб персоналом;
обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения;
6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей;
7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии;
8) обеспечение качества теплоносителей;
9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;
10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии с Законом о теплоснабжении;
11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно:
готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготавления и топливоподачи;
соблюдение водно-химического режима;
отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;
наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;
наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;
наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;
проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей;
выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения;
выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;
наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива;
12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями;
13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления;
14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.
14. В отношении объектов по производству тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки проверяется только наличие документа о готовности к отопительному сезону, полученного в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
15. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требований, указанных в подпунктах 1, 7, 9 и 10 пункта 13 настоящих Правил.
IV. Требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии
16. В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:
1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;
3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;
4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;
5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;
6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;
7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;
8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;
9) работоспособность защиты систем теплопотребления;
10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;
11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;
12) плотность оборудования тепловых пунктов;
13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;
14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;
15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;
16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;
17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к настоящими Правилами.
17. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении потребителей тепловой энергии составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относятся несоблюдение требований, указанных в подпунктах 8, 13, 14 и 17 пункта 16 настоящих Правил.
V. Требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований
18. В целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:
1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;
2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;
3) наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;
4) выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
19. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 настоящих Правил.
Приложение № 1
к Правилам
Рекомендуемый образец
АКТ
проверки готовности к отопительное периоду _______/_______ гг.
__________________________ “_____”_______________ 20__ г.
(место составление акта) (дата составления акта)
Комиссия, образованная _________________________________________________,
(форма документа и его реквизиты, которым образована комиссия)
в соответствии с программой проведения проверки готовности к
отопительному периоду от “____”________________ 20__ г., утвержденной
________________________________________________________________________,
(ФИО руководителя (его заместителя)органа, проводящего проверку
готовности к отопительному периоду)
с “___”____________20__ г. по “___”_____________ 20__ г. в соответствии с
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»
провела проверку готовности к отопительному периоду _____________________
(полное наименование муниципального образования, теплоснабжающей
организации, теплосетевой организации, потребителя тепловой энергии в
отношении которого проводилась проверка готовности к отопительному
периоду)
Проверка готовности к отопительному периоду проводилась в отношении
следующих объектов:
В ходе проведения проверки готовности к отопительному периоду комиссия
установила:_____________________________________________________________.
(готовность/неготовность к работе в отопительном периоде)
Вывод комиссии по итогам проведения проверки готовности к отопительному
периоду:_________________________________________________________________
Приложение к акту проверки готовности к отопительному периоду __/__ гг.
Председатель комиссии: ________________________________________________
(подпись, расшифровка подписи)
Заместитель председателя
комиссии: ________________________________________________
(подпись, расшифровка подписи)
Члены комиссии: ________________________________________________
(подпись, расшифровка подписи)
С актом проверки готовности ознакомлен, один экземпляр акта получил:
“___”____________ 20__ г. ______________________________________________
(подпись, расшифровка подписи руководителя
(его уполномоченного представителя)
муниципального образования, теплоснабжающей
организации, теплосетевой организации,
потребителя тепловой энергии в отношении
которого проводилась проверка готовности к
отопительному периоду)
* При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности
или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень
замечаний с указанием сроков их устранения.
Приложение № 2
к Правилам
Рекомендуемый образец
ПАСПОРТ
готовности к отопительному периоду _______/______ гг.
Выдан __________________________________________________________________,
(полное наименование муниципального образования, теплоснабжающей
организации, теплосетевой организации, потребителя тепловой энергии
в отношении которого проводилась проверка готовности к отопительному
периоду)
В отношении следующих объектов, по которым проводилась проверка
готовности к отопительному периоду:
Основание выдачи паспорта готовности к отопительному периоду:
Акт проверки готовности к отопительному периоду от __________ №_________.
(подпись, расшифровка подписи и печать уполномоченного
органа, образовавшего комиссию по проведению проверки
готовности к отопительному периоду)
Приложение № 3
к Правилам
Критерии
надежности теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий
1. Потребители тепловой энергии по надежности теплоснабжения делятся на три категории:
первая категория — потребители, в отношении которых не допускается перерывов в подаче тепловой энергии и снижения температуры воздуха в помещениях ниже значений, предусмотренных техническими регламентами и иными обязательными требованиями;
вторая категория — потребители, в отношении которых допускается снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч:
жилых и общественных зданий до 12°С;
промышленных зданий до 8°С;
третья категория — остальные потребители.
2. При аварийных ситуациях на источнике тепловой энергии или в тепловых сетях в течение всего ремонтно-восстановительного периода должны обеспечиваться (если иные режимы не предусмотрены договором теплоснабжения):
подача тепловой энергии (теплоносителя) в полном объеме потребителям первой категории;
подача тепловой энергии (теплоносителя) на отопление и вентиляцию жилищно-коммунальным и промышленным потребителям второй и третьей категорий в размерах, указанных в таблице № 1;
согласованный сторонами договора теплоснабжения аварийный режим расхода пара и технологической горячей воды;
согласованный сторонами договора теплоснабжения аварийный тепловой режим работы неотключаемых вентиляционных систем;
среднесуточный расход теплоты за отопительный период на горячее водоснабжение (при невозможности его отключения).
Таблица № 1
Наименование показателя | Расчетная температура наружного воздуха для проектирования отопления t °C (соответствует температуре наружного воздуха наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 0,92) | ||||
---|---|---|---|---|---|
минус 10 | минус 20 | минус 30 | минус 40 | минус 50 | |
Допустимое снижение подачи тепловой энергии, %, до | 78 | 84 | 87 | 89 | 91 |
Подготовка многоквартирного дома к отопительному сезону
Подготовка к отопительному сезону — самый важный комплекс мероприятий для каждого жилого дома. Особенно актуально это в регионах с выраженной сменой сезонов, таких как Екатеринбург и весь Урал
От того, насколько хорошо подготовлен дом к зиме, зависит не только комфорт жильцов, но и состояние и долговечность самого строения. Именно поэтому подготовке МКД к сезону отопления уделяется столь серьезное внимание, вплоть до законодательных норм и государственного контроля. Даже краткое отключение отопления МКД в мороз влечет за собой целый каскад взаимосвязанных проблем, вплоть до того, что дом может стать нежилым.
Сроки подготовки МКД к отопительному сезону
Подготовка к отопительному сезону начинается весной, при этом, чем крупней объект, тем масштабней и сложней предстоят работы. Программу подготовительных мероприятий устанавливает Департамент топливно-энергетического хозяйства, а ее реализацией занимаются регионы, города, районы и так далее, вплоть до управляющей компании или ТСЖ конкретного жилого дома.
Основополагающим документом, определяющим сроки и порядок выполнения работ по подготовке МКД к отопительному сезону, является план-график подготовки дома и инженерного оборудования. Его составляет управляющая организация или ТСЖ, а утверждают органы местного самоуправления. По закону все работы должны быть выполнены в следующие сроки:
- До 10 марта должны стартовать испытательные работы по теплообменным системам
- 12 марта — проверка тепломагистралей и отопительных станций
- 25 мая – завершение ремонтных и других подготовительных работ
- 15 октября – последний день начала отопительного сезона*
*Отопительный сезон может начаться раньше этого срока в исключительных случаях, если среднесуточная температура в течение 5 дней держится на уровне +8 градусов и ниже. Возможен и более поздний старт, но в порядке исключения, так как речь не только о комфорте жильцов, но и о состоянии здания в целом.
Общая подготовка МКД к отопительному сезону
Подготовка многоквартирного дома к зиме касается не только отопительных приборов, трубопроводов и вентиляции. Это всегда комплексная работа, включающая большой перечень процедур:
- Проверка состояния фундаментов и отмосток, восстановление гидроизоляции
- Проверка состояния стен и перекрытий, выявление и заделка трещин, заделка и гидроизоляция стыков панелей и примыканий элементов
- Оценка состояния окон и дверей, их герметичности, плотности, целостности стекол и т.д. Восстановление поврежденных элементов, оснащение доводчиками
- Проверка вентиляции, особенно в домах с газовым и печным отоплением
- Проверка и устранение любых дефектов систем тепло- водо- и электроснабжения.
Перечень и порядок выполнения работ по подготовке к отопительному сезону конкретного МКД определяется индивидуально и зависит от его текущего состояния.
Подготовка отопительной системы
Проверка и подготовка отопительной системы — ключевой этап подготовки МКД к холодам. Обследуют и восстанавливают все системы и приборы, отвечающие за подачу тепла в квартиры и нежилые помещения дома. В первую очередь, это внутридомовые сети — трубопроводы и батареи, а также тепловые пункты в домах и, если дом имеет автономное отопление, котельные. Внимательно изучают состояние системы вентиляции, так как она обеспечивает полноценный теплообмен и поступление свежего воздуха.
Законодательное регулирование и контроль
Правила оценки готовности к отопительному периоду утверждены приказом №103 Минэнерго от 12 марта 2013 года. Так, например, подготовка к отопительному сезону потребителями тепла (в нашем случае – МКД) должна быть завершена до 15 сентября. Порядок и перечень работ, а также критерии их оценки приведены в «Рекомендациях по подготовке жилищного фонда к зиме МДС 13-18.2000».
Кроме того, каждый город разрабатывает собственных план мероприятий по подготовке к отопительному периоду. В Екатеринбурге в текущем году он выглядит так:
- Гидравлическое испытание теплосетей;
- Установка и замена арматуры там, где это необходимо;
- Восстановление теплоизоляции труб;
- Поверка манометров и другой контролирующей аппаратуры.
Контроль за ходом и качеством выполнения работ осуществляют собственники, их уполномоченные представители (УК и ТСЖ), а также органы местного самоуправления и жилищного надзора.
За ненадлежащую подготовку МКД согласно части 2 ст. 14.1.3 КоАП предусмотрены штрафы — для организаций и индивидуальных предпринимателей от 250 до 300 тыс. руб, для должностных лиц до 100 тыс. руб. Кроме того, закон предполагает дисквалификацию ответственных лиц до 3 лет.
Вопросы о подготовке МКД к отопительному сезону в Екатеринбурге можно задать по телефону:
Федеральное законодательство о подготовке к отопительному сезону
Подготовка к отопительному сезону регламентируется статьей 20 Федерального закона от 27 мая 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а оценка проведения мероприятий – Правилами оценки готовности к отопительному сезону, которые утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 (далее – Приказ 103).
В связи с тем, что единый закон о подготовке к отопительному сезону отсутствует, лицам, ответственным за данные мероприятия, необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:
- Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;
- Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»;
- Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»;
- Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
- правила благоустройства придомовых территорий, утвержденные органами местного самоуправления;
- иные распоряжения региональных и муниципальных органов власти.
Помимо указанных выше нормативно-правовых актов, одним из важнейших аспектов подготовки к осенне-зимнему периоду является соблюдение требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В соответствие с требованиями части 7 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», ТСЖ или управляющая компания обязаны разрабатывать и не реже одного раза в год доводить до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности управляемых МКД.
Что входит в подготовку к отопительному сезону
Основные задачи комплекса мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2017-2018 сводятся к обеспечению бесперебойной подачи тепловой энергии (теплоносителя) в отапливаемые помещения, независимо от их назначения.
Обязательными мероприятиями в рамках подготовки к зиме являются:
- наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом узле;
- проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка систем теплоснабжения и вентиляции, котельных, внутридомовых сетей, групповых и местных тепловых пунктов;
- проверка работоспособности запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления устройств газового хозяйства.
В соответствии с Приказом 103 отчитаться о подготовке к отопительному сезону в центральных регионах России необходимо не позднее 15 сентября текущего года. Сроки подготовки к отопительному сезону в северных и восточных районах сокращены до 01 сентября, для южных – продлены до 01 октября.
Провести подготовительные работы необходимо до 1 сентября.
Контроль за всем комплексом мероприятий возложен на органы местного самоуправления, собственников жилых и нежилых помещений в МКД, органы жилищного надзора и другие уполномоченные структуры.
Подготовка жилого фонда к отопительному сезону 2017-2018
Комплексная подготовка объектов ЖКХ к сезонной эксплуатации регламентируется нормативными требованиями к проживанию людей в осенне-зимний период.
Рекомендации по подготовке к отопительному сезону включают в себя десятки мероприятий:
- устранение трещин и дыр в наружных стенах, цоколе, чердачных перекрытиях, крыше и местах их стыковки друг с другом, окнами или дверьми;
- восстановление штукатурного покрытия, кровли и т.п.;
- приведение в порядок технических помещений;
- проверка целостности оконных и дверных заполнений, доводчиков и притворов;
- проведение пробных топок центрального отопления и печей;
- обеспечение отвода атмосферных и талых вод от спусков в подвал, оконных приямков;
- проверка качества гидроизоляции фундаментов, стен подвала и цоколя;
- проверка работоспособности отопительных печей и установок с газовыми нагревателями, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения.
На основе данных рекомендаций, а также недостатков, выявленных в результате весеннего осмотра МКД и его инженерных систем, управляющая компания или ТСЖ разрабатывает план мероприятий подготовки к отопительному сезону и утверждает его в органах местного самоуправления.
План подготовки к отопительному сезону управляющей компании помимо технических работ включает в себя ряд организационных мероприятий:
- переподготовка и повышение квалификации сотрудников, обеспечивающих эксплуатацию и экстренный ремонт котельных, тепловых пунктов, инженерных систем;
- инструктаж работников аварийной службы, рабочих текущего ремонта, дворников;
- проведение технического осмотра и обслуживания автотранспорта, средств связи, оборудования, инструментов, уборочной техники, инвентаря;
- подготовка или восстановление схем внутридомовых инженерных систем;
- проведение ревизии тепловых узлов, работоспособности приборов учета (с заменой, при необходимости), удостоверение в целостности пломб.
Кроме этого, управляющие компании и ТСЖ при подготовке к отопительному сезону должны учитывать иные требования Правил 103:
- степень готовности теплопотребляющих установок к работе и обеспечение ими режима потребления тепловой энергии, указанного в договоре ресурсоснабжения;
- отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию, теплоноситель;
Основной проблемой в подготовке к отопительному сезону остается высочайший уровень задолженности потребителей за поставленные энергоресурсы. Задолженность в сфере ЖКХ составляет более одного триллиона рублей, из которых 800 миллиардов приходятся долги управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.
Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ
В соответствие с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491), обязанности по подготовке внутридомовых инженерных систем к сезонной эксплуатации возлагаются на собственников жилых помещений многоквартирного дома (в случае непосредственного управления) или ТСЖ и управляющие компании. Финансирование мероприятий осуществляется за счет собственников.
Закон об «альтернативной котельной»
Что касается подготовки к отопительному сезону 2017-2018 теплосетевого хозяйства, контроль за ним будет возложен на новые структуры – единые теплоснабжающие организации (ETO).
31 июля 2017 года Президент Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».
Президент подписал закон об оплате содержания жилья по ОДПУ
Документ, который получил народное название «Закон об «альтернативной котельной» изменил систему регулирования тарифов на тепло. Новая модель предусматривает установление предельного уровня цены на теплоноситель, которая получила название «альтернативной котельной». Это расчетный показатель. Он соответствует стоимости одной гигакалории тепловой энергии в случае, если потребители захотят построить собственную (альтернативную) котельную.
Кроме обеспечения бесперебойного процесса доставки тепла от производителя к потребителю, ЕТО будут отвечать за весь комплекс мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов теплоснабжения, а также за их подготовку к сезонной эксплуатации.
Однако обслуживание внутридомовых сетей, установка теплосчетчиков и подготовка теплоузла к отопительному сезону останутся в ведении управляющих компаний и ТСЖ.
Оснащение теплового узла современными приборами учета
Среди требований по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии Приказ 101 наличие и работоспособность приборов учета, а также отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель. Достоверный учет потребляемых энергоресурсов и своевременная оплата рассматриваются федеральным законодательством как эффективные способы энергосбережения.
Как показала практика, установка общедомовых приборов учета тепловой энергии сделало процесс начисления платы за ресурс более прозрачным и понятным для потребителей, открыло для них необходимость и пути экономии тепла.
Многие собственники жилых и нежилых помещений в МКД пошли еще дальше: обращаются в РСО и управляющие организации с просьбой установить индивидуальные теплосчетчики. В том числе – с возможностью дистанционного снятия показаний и диспетчеризации данных в режиме реального времени.
Это позволяет каждому собственнику платить только за то тепло, которое он фактически потребил в своих помещениях, плюс расходы на ОДН. В ситуации, когда дом оборудован только общедомовым прибором учета, собственники вынуждены платить за тепло соразмерно площади принадлежащих им помещений.
Мы помогаем автоматизировать учет любых ресурсов: тепло, вода, электричество, газ.
Плюсы автоматизированной диспетчеризации для управляющей организации:
- почасовая статистика расхода в режиме онлайн — смотрите демо личного кабинета;
- формирование Excel-файлов с почасовыми данными расхода коммунальных ресурсов;
- у бухгалтера будут все данные на руках к 25-му числу;
- подключение до 2 000 000 приборов учета в радиусе 10 км без необходимости приобретения дополнительной базовой станции, ретрансляторов и концентраторов.
Система «СТРИЖ» использует технологию LPWAN с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.
Беспроводные решения для диспетчеризации ресурсов в многоквартирных домах