Определение зон подтопления

Минприроды предложило упростить правила регулирования зон затопления

Регионы смогут не определять минимальные границы в 1% для зон затопления для территорий, затапливаемых при 3, 5, 10, 25 и 50-процентной обеспеченности.

Соответствующее предложение в виде проекта постановления Правительства опубликовано на федеральном портале проектов нормативной и правовой информации в пятницу.

В пояснительной записке к проекту постановления отмечается, что документ подготовлен Минприроды с учётом практики по определению границ зон затопления или подтопления, а также многочисленных обращений региональных органов власти о необходимости дополнительного финансирования проведения подобных работ.

Действующие правила определения границ зон затопления устанавливают методологию отнесения территорий к подобным зонам, в границах которых ‎запрещено строительство новых населённых пунктов без должной инженерной защиты.

Согласно своду утверждённых Минстроем правил застройки на названных территориях, при строительстве учитывается отметка наивысшего уровня воды повторяемостью один раз в 100 лет, то есть 1-процентная обеспеченность.

На практике в регионах обнаруживается чрезмерность детализации зон затопления, а именно выделение на территориях, которые прилегают к затапливаемым при паводках 1-процентной обеспеченности территорий, затапливаемых при максимальных уровнях воды ‎3, 5, 10, 25 и 50-процентной обеспеченности.

Проектируемые изменения не повлекут увеличения рисков для населения и объектов экономики относительно определения наибольшей площади, подверженной риску затопления при экстремальных условиях.

Действующим законодательством устанавливается, что полномочия региональных органов власти по определению границ зон затопления осуществляются субъектами Федерации за счёт регионального бюджета.

При этом в Минприроды обратили внимание, что в минувшем году регионы выполнили только 1% работ по определению зон затопления или подтопления на местах, объяснив этот показатель нехваткой финансирования на эти задачи.

Учитывая этот факт, для совершенствования процедуры ‎по определению границ зон затопления, подтопления проектом постановления исключается необходимость определения зон затопления для территорий, затапливаемых при 3, 5, 10, 25 и 50-процентной обеспеченности.

Принятие постановления Правительства Российской Федерации не повлечёт увеличения расходов бюджетной системы страны.

Возникновение рисков негативных последствий для хозяйствующих субъектов при реализации документа не предполагается.

Статья 55. Описание ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне затопления и подтопления паводком

1. Зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий, уничтожение других материальных ценностей (СНиП 2.07.01 — 89).

Катастрофическое затопление является основным последствием гидродинамической аварии гидротехнических сооружений (далее ГТС) и заключается в стремительном затоплении волной прорыва нижерасположенной местности и возникновении наводнения.

Катастрофическое затопление характеризуется следующими параметрами: высотой и скоростью волны прорыва, расчетным временем прихода гребня и фронта волны прорыва в соответствующий створ, максимальной глубиной затопления участка местности, длительностью затопления территории, границами зоны возможного затопления.

На свободных от застройки территориях вероятного катастрофического затопления необходимо до начала их использования выполнить мероприятия по инженерной защите и подготовке затапливаемых территорий путем искусственного повышения территории или строительства дамб обвалования; берегоукрепления; организации и очистки поверхностного стока; дренирования территории.

На застроенных территориях допустима реконструкция зданий и строений, не влекущая за собой увеличения существующей плотности, при условии отсутствия жилых помещений на первых этажах зданий.

В пределах зоны катастрофического затопления запрещается размещение новых объектов капитального строительства (новое строительство) без инженерной защиты территории от затопления.

О запрете строительства в зоне подтоплений

Обсуждение недопустимости строительства в зонах возможного затопления ведутся в России на протяжении нескольких лет. Очередной всплеск обсуждения случился после крупнейшего за сто лет наводнения на Амуре в августе-сентябре 2013 года, затопившего полтора десятка тысяч домов с населением 100 тысяч человек, в том числе целые районы крупных дальневосточных городов — Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Благовещенска, Биробиджана.

Общий объем ущерба был оценен в 527 млрд. руб., и на устранение этих последствий государством было выделено 40 млрд. руб.

По итогам совещания в Горно-Алтайске по ликвидации последствий паводковой ситуации 4 сентября 2014 года В.В. Путиным было дано поручение всем субъектам Российской Федерации принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, а также иных объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску затопления, подтопления.

О том, как эти меры претворить в жизнь обсуждалось на совещании в формате «круглого стола» с представителями органов исполнительной власти области, организованного департаментом архитектуры и строительной политики, и информация доведена и до всех органов местного самоуправления.

В связи с этим собственники земельных участков, расположенных в зонах подтопления, при обращении в органы местного самоуправления за выдачей разрешительной документации для строительства получают отказ.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения документов территориального планирования вправе оспорить их в судебном порядке.

Важное значение имеет правоприменительная практика, которая представляет собой единство властной деятельности компетентных органов, направленной на вынесение индивидуально-конкретных предписаний, и выработанного в ходе такой деятельности правового опыта.

Так в Семилукский районный суд Воронежской области с исковым заявлением к администрации Семилукского муниципального района обратился правообладатель земельного участка о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в связи с тем, что сведения о границе зоны затопления не внесены в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки земельный участок истца расположен в водоохранной зоне р. Ведуга и в зоне затопления паводковыми водами.

В ходе судебного разбирательства суд установил, что схема градостроительного зонирования, на которой указаны зоны затопления, составлена компетентной организацией, занимающейся топографо-геодезической деятельностью, оснований которой не доверять у суда не имеется и доводы истца о невнесении сведений о границе зоны затопления в государственный кадастр недвижимости не могут являться безусловным основанием для удовлетворения требований.

Фактически создан прецедент, которым четко несформулированный в федеральном законодательстве запрет, поддержан судом.

Это имеет крайне важное значение в правоприменительной практике и должно положительно отразиться при принятии решений по строительству объектов на территориях в зонах ограниченного использования.

Постановление Правительства РФ от 18.04.2014 N 360
(ред. от 17.05.2016)
«Об определении границ зон затопления, подтопления»
(вместе с «Правилами определения границ зон затопления, подтопления»)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2014 г. N 360

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ГРАНИЦ ЗОН ЗАТОПЛЕНИЯ, ПОДТОПЛЕНИЯ

В соответствии с частью 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила определения границ зон затопления, подтопления;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной им предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 18 апреля 2014 г. N 360

ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ЗОН ЗАТОПЛЕНИЯ, ПОДТОПЛЕНИЯ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения границ зон затопления, подтопления.

2. Границы зон затопления, подтопления определяются в отношении территорий в соответствии с требованиями согласно приложению.

3. Границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления (далее — предложения) и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее — сведения о границах зон затопления, подтопления). Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

4. При подготовке предложений учитываются:

а) геодезические и картографические материалы, выполненные в соответствии с Федеральным законом «О геодезии и картографии», а также данные обследований по выявлению паводкоопасных зон;

б) данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети;

в) данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности из фондовых материалов гидрологических и гидрогеологических изысканий под размещение населенных пунктов, мелиоративных систем, линейных объектов инфраструктуры, переходов трубопроводов, мостов;

г) данные проектных материалов, подготовленные в целях создания водохранилищ;

д) сведения, содержащиеся в правилах использования водохранилищ;

е) расчетные параметры границ затоплений пойм рек, определенные на основе инженерно-гидрологических расчетов;

ж) параметры границ подтоплений, определенные на основе инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий.

5. Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.

6. Заявление с приложением предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления (далее — заявление) перед направлением в Федеральное агентство водных ресурсов подлежит согласованию:

а) с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования — при определении границы зон затопления, подтопления;

б) с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды — при определении границы зон затопления;

в) с Федеральным агентством по недропользованию — при определении границы зон подтопления.

7. Документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил, могут быть представлены непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и должны быть рассмотрены соответствующими органами в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.

8. В согласовании заявления может быть отказано в случае, если представленные предложения не соответствуют требованиям к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусмотренным приложением к настоящим Правилам.

9. Отказ в согласовании заявления может быть обжалован в судебном порядке.

10. В случае принятия решения о согласовании заявления на графическом описании местоположения границ зон затопления, подтопления проставляется отметка, которая заверяется печатью и подписью уполномоченного должностного лица соответствующего органа, указанного в пункте 6 настоящих Правил.

11. Согласованное заявление либо отказ в его согласовании передается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации непосредственно или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

12. В случае непредставления в срок, указанный в пункте 7 настоящих Правил, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласованного заявления либо отказа в его согласовании заявление считается согласованным.

13. После согласования заявления орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет его в Федеральное агентство водных ресурсов непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

14. В определении границ зон затопления, подтопления Федеральным агентством водных ресурсов может быть отказано в следующих случаях:

а) отказ в согласовании заявления соответствующими органами, указанными в пункте 6 настоящих Правил;

б) представленные предложения не соответствуют требованиям к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусмотренным приложением к настоящим Правилам.

15. Отказ в определении границ зон затопления, подтопления может быть обжалован в судебном порядке.

16. Определение границ зон затопления, подтопления оформляется путем проставления отметки об утверждении графического описания местоположения границ зоны затопления, подтопления, которое заверяется печатью и подписью уполномоченного должностного лица Федерального агентства водных ресурсов.

17. После определения границ зон затопления, подтопления Федеральное агентство водных ресурсов:

а) направляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документы, необходимые для внесения сведений о границах зон затопления, подтопления в государственный кадастр недвижимости, в порядке и в сроки, которые определены Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

б) вносит сведения о зонах затопления, подтопления в государственный водный реестр;

в) представляет сведения о зонах затопления, подтопления в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

18. Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

19. Границы зон затопления, подтопления могут быть изменены в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, по следующим основаниям:

а) возникновение аварий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, сложившихся вследствие ливневого паводка, сложной ледовой обстановки, пропуска вод в катастрофически большом количестве. При этом изменение границ зон затопления, подтопления осуществляется не реже одного раза в 10 лет;

б) внесение изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий.

Приложение

к Правилам определения границ

зон затопления, подтопления

ТРЕБОВАНИЯ

К ТЕРРИТОРИЯМ, ВХОДЯЩИМ В ГРАНИЦЫ ЗОН

ЗАТОПЛЕНИЯ, ПОДТОПЛЕНИЯ

1. Зоны затопления определяются в отношении:

а) территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) либо в результате ледовых заторов и зажоров. В границах зон затопления устанавливаются территории, затапливаемые при максимальных уровнях воды 3, 5, 10, 25 и 50-процентной обеспеченности (повторяемость 1, 3, 5, 10, 25 и 50 раз в 100 лет);

б) территорий, прилегающих к устьевым участкам водотоков, затапливаемых в результате нагонных явлений расчетной обеспеченности;

в) территорий, прилегающих к естественным водоемам, затапливаемых при уровнях воды однопроцентной обеспеченности;

г) территорий, прилегающих к водохранилищам, затапливаемых при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища;

д) территорий, прилегающих к зарегулированным водотокам в нижних бьефах гидроузлов, затапливаемых при пропуске гидроузлами паводков расчетной обеспеченности.

2. Зоны подтопления определяются в отношении территорий, прилегающих к зонам затопления, указанным в пункте 1 настоящих требований, повышение уровня грунтовых вод которых обусловливается подпором грунтовых вод уровнями высоких вод водных объектов.

В границах зон подтопления определяются:

а) территории сильного подтопления — при глубине залегания грунтовых вод менее 0,3 метра;

б) территории умеренного подтопления — при глубине залегания грунтовых вод от 0,3 — 0,7 до 1,2 — 2 метров от поверхности;

в) территории слабого подтопления — при глубине залегания грунтовых вод от 2 до 3 метров.

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 18 апреля 2014 г. N 360

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В Положении об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. N 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 16, ст. 1921; 2009, N 18, ст. 2248; N 43, ст. 5080; 2011, N 29, ст. 4493; N 47, ст. 6660; 2013, N 24, ст. 2999):

а) в пункте 3:

в абзаце втором после слова «прогнозирование» дополнить словами «негативного воздействия вод, а также»;

в абзаце четвертом слова «контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» заменить словами «надзора в области использования и охраны водных объектов»;

б) абзац второй пункта 4 дополнить словами «, зон затопления, подтопления»;

в) в абзаце пятом пункта 6 слово «водоотведении» заменить словами «сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты»;

г) в пункте 10:

в абзаце третьем:

после слов «водоохранных зон» дополнить словами «, зон затопления, подтопления»;

слово «водоотведении» заменить словами «сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты»;

в абзаце четвертом после слов «водоохранных зон» дополнить словами «, зон затопления, подтопления»;

в абзаце шестом слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных вод»;

в абзаце восьмом после слов «водоохранных зон водных объектов,» дополнить словами «зон затопления, подтопления,»;

д) в пункте 14:

в абзаце втором после слов «водоохранных зон,» дополнить словами «зон затопления, подтопления»;

в абзаце третьем:

после слов «, находящихся в федеральной собственности,» дополнить словами «зон затопления, подтопления,»;

после слов «водоохранных зон водных объектов,» дополнить словами «зон затопления, подтопления,»;

слова «контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» заменить словами «надзора в области использования и охраны водных объектов»;

е) в абзаце втором пункта 16 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод».

2. В Положении о ведении государственного водного реестра, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253 «О порядке ведения государственного водного реестра» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 19, ст. 2357; 2009, N 18, ст. 2248; 2011, N 9, ст. 1246; 2012, N 43, ст. 5875; 2013, N 52, ст. 7215):

а) в пункте 8:

в подпункте «б» после слов «прибрежных защитных полосах,» дополнить словами «зонах затопления, подтопления,»;

в подпункте «в» слово «водоотведении» заменить словами «сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты»;

б) в пункте 12:

в подпункте «а» слово «водоотведения» заменить словами «сброса вод, в том числе сточных, в водные объекты»;

в подпункте «к» слово «водоотведении» заменить словами «сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты».

Что такое зоны затопления и подтопления? Их отличия

Зоны затопления и подтопления (далее — ЗЗП) относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на всех видах документации, разрабатываемой при планировании развития территорий. Это необходимо для того чтобы на данных территориях соблюдался определённый режим в целях предотвращения негативного воздействия на них. Это важно, поскольку затопление может привести не только к большим имущественным потерям, но и человеческим жертвам.

Для начала разберёмся, чем же отличается затопление от подтопления. Разница в том, что подтопление территории происходит за счёт того, что поднимаются из-под земли грунтовые воды. При затоплении же вода появляется не «снизу», а «сверху», то есть в результате впадения осадков или разлива водоёмов.

Зона возможного и катастрофического затопления

Важные определения понятий, касающиеся затопления, можно посмотреть в ГОСТе по чрезвычайным ситуациям. В нём зона возможного затопления определяется как территория, которая может быть покрыта водой в случае, например, если водоём выйдет из берегов или в случае разрушения гидротехнического сооружения (плотины, ГЭС, дамбы и пр.). Если в такой зоне предположительно могут погибнуть люди или повреждено имущество, то такая зона именуется зоной возможного катастрофического затопления.

Установление зон затопления и подтопления

Вопрос об установлении границ ЗЗП регулируется Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления». В Приложении к нему устанавливается, в отношении каких территорий должна быть установлена ЗЗП. Ведь в отношении не всех территорий целесообразно устанавливать ЗЗП. Это делается в отношении только тех территорий, которые входят в группу риска. В основном к ним относятся территории, которые прилегают к различным водным объектам (водотокам, водохранилищам, естественным водоёмам) и затапливаемые с определённой периодичностью или при определённом уровне воды. Среди зон подтопления выделяют различные уровни в зависимости от глубины залегания грунтовых вод: чем глубже под землёй грунтовые воды, тем менее опасен уровень подтопления.

В Постановлении также определяется порядок установления зон ЗЗП. Вкратце рассмотрим его.

Орган исполнительной власти субъекта РФ готовит заявление об установлении ЗЗП. Проект установления границ должен содержать текстовое и графическое описание границ ЗЗП. Оно должно быть согласовано одним из перечисленных в Постановлении органов в зависимости от того, является ли устанавливаемая зона зоной подтопления и затопления (МЧС), зоной затопления (Росгидромет) или зоной подтопления (Роснедра). После согласования заявления оно утверждается Росводресурсы. Срок согласования – 15 дней. После согласования границ ЗЗП Росводресурсы направляет сведения об этом в Росреестр и МЧС, а сведения об этом вносит в соответствующий реестр. ЗЗП считаются определёнными с того момента, когда соответствующая запись будет внесена в кадастр недвижимости. Затем также данная информация должна быть отображена в градостроительной документации. Росводресуры может отказать в определении границ ЗЗП только в случае, если заявление не было согласовано, либо если территория не соответствует установленным в Постановлении требованиям.

Определение границ зон затопления и подтопления

Определение границ ЗЗП – сложный процесс, требующий учёта многих факторов. Для того чтобы правильно спрогнозировать, какая территория может быть затоплена, каковы её размеры, необходимо произвести расчёты, используя при этом различные данные. Существуют различные методы расчёта границ ЗЗП. Наиболее используемыми являются картографическое моделирование и математическое моделирование. Методики расчёта не закреплены в каких-либо нормативных актах. Методику выбирает профильный специалист, который участвует в подготовке проекта при определении ЗЗП. Также существуют такие методы, как вероятностно-статистический и экономический (последний применяется для оценки возможного материального ущерба). Методику можно применять как при подготовке документов на установление границ ЗЗП, так и у ситуациях уже наступившего наводнения.

Каждый метод имеет свою область применения. Картографический метод не отличается точностью, зато является более простым и быстрым в применении. При таком методе используются данные о рельефе местности и особенностях водоемов. При построении математических моделей анализируется большее количество данных, что обеспечивает его большую точность. Но некоторые данные зачастую получить трудно, поэтому для предварительной оценки зачастую используется картографический метод.

Чтобы иметь хотя бы общее представление о том, как это происходит, приведём пример. Представим, что нам нужно определить границы затопления территории, прилегающей к реке. При этом можно использовать так называемый «пойменный подход». Он заключается в том, что при анализе мы будем использовать данные о пойме – это территория, которая обычно затапливается во время выхода реки из берегов (весной или в период длительных дождей). Сведения о ширине поймы можно взять из постов в Гидрологических ежегодниках. Однако гидропосты (точки наблюдения за состоянием реки) расположены друг от друга слишком далеко. Чтобы получить на выходе более точные данные, делим расстояние между гидропостами пополам и определяем в этой точке ширину поймы как среднее значение между шириной поймы на гидропостах. На местах, где таких постов нет, применим метод линейной интерполяции (если для Вас это просто набор букв – не растеривайтесь, значит, вы юрист до мозга костей). При этом также следует учесть следующие данные: как часто при паводках уровень воды превышает критический, насколько мощные обычно паводки в данной местности, как долго вышедшая из берегов вода не уходит и пр. Проанализировав данные, специалисты могут определить примерные границы территории, которая в следующий раз будет заполнена при розливе реки.

Однако ситуации затопления происходят не только на природных объектах, но и на гидротехнических сооружениях. В таких случаях картографического метода уже недостаточно, нужно прибегать к помощи формул. Чтобы определить границы ЗЗП при прорыве плотины, необходимы такие исходные сведения, как объем водохранилища; глубина воды перед плотиной (глубина прорана); ширина прорана, или участка перелива воды через гребень плотины; средняя скорость движения волны прорыва (попуска) — V, м/с; расстояние от плотины (водоема) до объекта (например, прилегающие к водохранилищу населённые пункты, заводы). При помощи формул можно вычислить высоту волны, дойдёт ли она до находящихся рядом объектов.

Расчёты по формулам – довольно специфическая деятельность. Интересующимся этой тематикой рекомендуем обратиться к следующим материалам:

http://window.edu.ru/resource/433/77433/files/prognoz_ch-s.pdf,

Если ситуация затопления всё-таки наступила, не смотря на все предпринятые меры, необходимо произвести расчёт возможных негативных последствий. Данный вопрос урегулирован Приказом Ростехнадзора от 29.03.2016 N 120 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)». Методика применяется для расчётов возможных человеческих и имущественных потерь социального ущерба. В Методике описаны методы математического моделирования, методы детальной оценки, планшетный метод оценки вероятностного вреда. В ней приведены конкретные формулы, необходимые для расчёта ущерба со всеми необходимыми показателями и значениями.

Разрешение на строительство

Разрешение на строительство может быть допустимо муниципалитетом и КБВУ по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 №-360, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположение границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Эти изменения можно отследить с помощью GPS-навигатора и публичной кадастровой карты.

В соответствии с п. 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в сответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В случае отсутствия сведений в ЕГРН (едином государственном реестре недвижимости) и указанных документах данная зона не может считаться установленной, а значит, государственные и муниципальные органы не вправе ссылаться на имеющиеся в ее границах ограничения, например, отказывая вам в выдаче разрешения на строительство. Это закреплено в судебной практике (см. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.07.2016 по делу N 33-а-11354/2016).

Далее, согласно ст. 67.1 ВК РФ в границах зон затопления, подтопления запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Здесь следует подчеркнуть, что исходя из буквального толкования указанной нормы, в ней не содержится безусловного запрета на строительство объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Вывод о том, что само по себе отнесение земельного участка к зоне затопления, подтопления не препятствует осуществлению на нем строительства, содержится в судебной практике (см. Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 01.07.2015 по делу N 33-5947-15)

Для того чтобы подтвердить свои права и согласовать процедуры с местными органами власти для получения разрешения на строительство, необходимо предоставить в КБВУ и орган местного самоуправления следующие документы:

1) ГПЗУ (градостроительный план земельного участка);

2) СПОЗУ (схема планировачной организации земльного участка);

3) иная проектная документация, которая имеется у вас на руках.

Ваш ключевой лейтмотив, которым вы должны оперировать при взаимодействии с местными властями, — водоохранные зоны должны быть внесены в кадастр, т.е. поставлены на кадастровый учет, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». В противном случае процесс согласования и получения разрешения на строительство может быть замедлен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *