Налоговая подала на банкротство

Заявление

В случае когда к заявлению налогового органа о признании организации банкротом не приложены доказательства, подтверждающие наличие у нее имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, заявление подлежит оставлению без движения с последующим возвращением (при непредставлении соответствующих доказательств в установленный судом срок).

В качестве документов, свидетельствующих об отсутствии средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедур банкротства, судами, в частности, могут приниматься во внимание:

  • акты судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания;
  • справки налогового органа об отсутствии у него сведений об имуществе должника, полученных от Росреестра, ГИБДД, и т.п.;
  • банковские выписки, указывающие на отсутствие остатка по счетам и несовершение по ним операций в течение длительного времени;
  • сведения о непредставлении организацией бухгалтерской или налоговой отчетности.

В ситуации, когда названные документы об отсутствии у должника имущества или их часть имеются в поступивших в суд материалах и уполномоченным органом не представлены какие-либо иные доказательства, обосновывающие обратное, в том числе возможность фактического поступления в конкурсную массу денежных средств вследствие привлечения контролирующих лиц к ответственности, суд выносит определение о возвращении заявления о признании должника банкротом, указав в мотивировочной части обстоятельство, послужившее основанием для возвращения, — отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Если указанное обстоятельство обнаружится после принятия к производству заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, суд выносит определение о прекращении производства по делу, указав в мотивировочной части на отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Между тем в документе говорится, что после возвращения заявления уполномоченного органа о признании должника в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение банкротных процедур, налоговики вправе обратиться в суд в общеисковом порядке с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или о возмещении ими убытков.

Напомним, недавно свое слово в деле банкротства юрлиц сказал Конституционный суд. Речь шла о возмещении части расходов на процедуру банкротства с бывшего директора компании. КС в своем Постановлении указал, что налоговикам следовало подумать, прежде чем затевать процедуру банкротства компании, у которой не хватит средств на оплату услуг арбитражного управляющего. Ведь в случае нехватки средств платить их придется инициатору банкротства — то есть УФНС, а это бюджетные средства. А переложить эти расходы на плечи директора — неправильно, отметил КС.

Суд вступился за экс-директора, с которого налоговики требовали деньги при банкротстве.

Что с недоимкой

Что же будет с налоговыми долгами компании, если суд отказался принимать у налоговиков заявление о ее банкротстве? Их надо списать, указано в Обзоре.

В этом случае надо руководствоваться пп.4.3 п.1 ст.59 НК, где сказано, что принятие судом в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение банкротных процедур, определения о возвращении заявления уполномоченного органа, является самостоятельным основанием для признания недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию.

Для списания задолженности по указанному основанию не требуется устанавливать каких-либо дополнительных обстоятельств.

При этом такое списание задолженности само по себе не препятствует последующей подаче налоговиками в общеисковом порядке заявления о привлечении лица, контролирующего должника, к ответственности по списанным обязательствам и не может служить единственным основанием для исключения списанной задолженности из общего размера ответственности контролирующего лица.

Кроме того, если после возвращения уполномоченному органу заявления о признании организации-должника банкротом в связи с отсутствием средств, необходимых на покрытие расходов по делу о банкротстве, будут выявлены имущество должника, скрываемое им, или иные обстоятельства, указывающие на возможность поступления имущества в собственность должника (например, посредством фактического получения имущества через процедуру оспаривания сделок), которые не были и не могли быть достоверно известны уполномоченному органу, по его заявлению определение о возвращении заявления может быть пересмотрено.

В случае пересмотра определения суд, устанавливая общий объем обязательств должника перед бюджетом, проверяет, были ли налоговым органом восстановлены в соответствии с законодательством РФ суммы, списанные ранее на основании отмененного судебного акта.

Обучающий курс от команды «Клерка» «Налоговые проверки. Тактика защиты» Способы защиты, проверенные на практике, от Ивана Кузнецова, налогового эксперта, работавшего в ОБЭП.

  • Первое видео — бесплатно.
  • Даем сертификат в конце обучения.
  • Дистанционное обучение.

Записаться на курс за 5 500 руб.

Налоговая подала на банкротство что делать

  • Когда о банкротстве должника заявляет ИФНС
  • Растущий налоговый долг
  • Какие действия предпринять если налоговая подала на банкротство
  • Банкротство юридического лица по инициативе федеральной налоговой службы
  • Как отстоять недвижимость, если налоговая подала в суд на банкротство нашей НКО
  • Налоговая подала на банкротство что делать
  • Банкротство предприятия по заявлению налогового органа
  • Четвертый миф
  • Что делать если возникли долги перед налоговой
  • Процедура банкротства ООО с задолженности ми в 2018 г.У

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

Размер задолженности для инициации процесса банкротства налоговым органом

При процедуре банкротства налоговый орган имеет статус кредитора, то есть они также имеют право на участие в собрании кредиторов, а также вправе определять судьбу как имущества должника, так и его самого. Физлицо, коммерческая компания, налоговый орган или любой другой кредитор может осуществлять контроль деятельности арбитражных и финансовых управляющих, а также обжаловать из действие или бездействие.

Важно! Самым частым инициатором банкротства является налоговый орган (ФНС), который является уполномоченным органом в этой процедуре. Поэтому при проведении такой процедуры, налоговая консолидирует задолженность компании перед государственными внебюджетными органами и органами исполнительной власти.

300 000 рублей является порогом, достаточным для инициации процедуры банкротства. При этом суммируется совокупный долг компании по налогам, страховым взносам, а также иным обязательным платежам. Когда инициатором банкротства по налоговой задолженности выступает налоговый орган, то помимо подачи заявления в суд, инспекция также уведомляет государственные внебюджетные фонды, госведомства, а также запрашивает сведения по долгам этой компании. После этого полученные сведения направляют в судебный орган для того, чтобы общая задолженность была включена в реестр требований всех кредиторов.

Оспаривание решение налогового органа

В НК РФ указывается о вступлении решения налогового органа в силу после того, как его утвердило УФНС. Для дальнейшего оспаривания решения в суде не нужно будет дожидаться решения арбитражного суда. В связи с этим необходимо своевременно реализовать свои права, то есть обратиться в арбитражный суд нужно сразу же с момента получения решения от УФНС, а также подать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения.

Кроме этого, ИФНС проводит только инициацию процедуры банкротства юрлица. Дальнейшей процедурой уже руководит арбитражный управляющий, кандидатура которого представлена заявителем в арбитраж. Это может быть кредитор или уполномоченный орган (Читайте также статью ⇒ Банкротство управляющей компании: причины, последствия).

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Как уже отмечалось выше, для того, чтобы налоговый орган инициировал банкротство компании, ее задолженность по налогам должна быть не менее 300 тыс. рублей. В том случае, если должник не выполняет требования, ФНС направляет в арбитражный суд заявление о признании компании банкротом. Сделать это можно:

  • не раньше чем через 30 дней, но не позднее 90 дней с даты направления постановления налоговой о взыскании долга за счет имущества или исполнительного листа судебному приставу;
  • в срок до 30 дней с момента получения уведомления от органов исполнительной власти о наличии задолженности по обязательным платежам.

Важно! Если обратиться к судебной практике, то будет понятно, что подать заявление в суд для признания компании банкротом ФНС может и после окончания 90 дней.

Заявление, которое налоговый орган подает в арбитражный суд для признания юрлица банкротом должно отвечать требованиям, которые предусмотрены для заявления кредитора. Одним из них является указание в заявлении ссылки на доказательства оснований возникновения долга, а также его размера. Кроме того, требуется приложение к заявлению соответствующих доказательств. Среди них должно быть решение уполномоченного органа о взыскании долга за счет имущества компании должника, а также иные документы, подтверждающие взыскиваемую сумму и соблюдение процедуры по ее взысканию.

Можно ли избежать процедуры банкротства?

Важно! Компания не сможет избежать процедуры банкротства при исключении юрлица из ЕГРЮЛ в соответствии с решением ИФНС.

Даже в том случае, если владельцы бизнеса бросают свою компанию в надежде на то, что налоговый орган исключит ее из ЕГРЮЛ как недействующую, то это не поможет избавиться от фирмы и ее долгов.В соответствии с законом №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП», существует возможность закрытия юрлица без ее длительной ликвидации. То есть в том случае, когда происходит ее исключение из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Без обращения в суд налоговый орган может ликвидировать компанию в случае соблюдения определенных условий:

  • юрлицо в предыдущие 12 месяцев не предоставляло отчетов по налогам и сборам;
  • хотя бы по одному из счетов юрлица не производились операции.

Налоговым органом принимается решение о том, чтобы исключить юрлицо из ЕГРЮЛ, после чего оно подлежит публикации в «Вестнике государственной регистрации». Далее происходит ожидание трехмесячного срока с момента публикации заявлений от заинтересованных лиц возражениями относительно исключения фирмы из ЕГРЮЛ. Если заявлений не поступит, то юрлицо будет признано недействующим.

В настоящее время в Закон о регистрации внесены изменения, согласно которым введен запрет на принятие решения об исключении компании из ЕГРЮЛ в том случае, если по ней ведется производство по делу о банкротстве (Читайте также статью ⇒ Банкротство супруга, созаемщика или поручителя по ипотеке).

Один из законных вариантов избавления от долгов – банкротство. При наличии достаточных обстоятельств (задолженность определенного размера, неисполнение обязательств по ее погашению и очевидная невозможность сделать это в предстоящее время) гражданин или организация могут быть признаны банкротом. Напомним, что задолженность, при неспособности погасить ее в течение 3-х месяцев, для юрлица должна составлять минимум 300 тыс. руб., а для физлиц (включая ИП) – 500 тыс. руб.

Инициатором процедуры банкротства может стать сам должник, любой из его кредиторов или уполномоченный государственный орган. В качестве последнего чаще всего выступает Федеральная налоговая служба России. И ситуации, когда налоговая подала на банкротство, случаются все чаще. Отметим, что такие заявления подаются преимущественно в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В отношении «физиков» вероятность такого обращения очень мала т.к. налоговая задолженность, превышающая полмиллиона рублей, у данной категории налогоплательщиков встречается крайне редко, и налоговики находят иные пути ее погашения.

Что такое «налоговое банкротство»

Такого термина официально в законодательстве нет, но на практике его используют все чаще. Под ним понимают процедуру банкротства, начатую по обращению налогового органа.

Нередко ФНС в таких делах – основной или единственный кредитор. Отметим, что законодательство предусматривает ряд преимуществ для налоговой службы по сравнению с другими кредиторами:

  • срок подачи требований в конкурсном производстве можно продлить до полугода;

  • усложненный порядок пересмотра полученных ИФНС платежей в рамках обжалования сделок должника;

  • возможность заявлять о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника, при условии, что более половины задолженности возникло в результате нарушений законодательства.

Также отметим, что действующее законодательство предусматривает возможность налоговых органов привлекать к погашению задолженности не только самого должника и его руководителя, но и бенефициаров или аффилированных лиц. Нередко это происходит в рамках процедуры банкротства.

Уже два года действует порядок, при котором заключение соглашения об отступном в пользу одного из конкурсных кредиторов, предусматривает его обязанность внести часть стоимости получаемого имущества в конкурсную массу. Для налоговых органов это стало возможностью частично погашать свою задолженность т.к. ранее подобные соглашения позволяли закрыть требования всех кредиторов, кроме уполномоченного государственного органа, который не вправе принимать в качестве погашения имущество и обязательства имущественного характера.

Как отмечают руководители налогового ведомства, долгое время бизнес пытался избавиться от проблем через банкротство, налоги при этом в бюджет практически не попадали и списывались как безнадежные. Расширение возможностей взыскания как на предбанкротной стадии, так и в самой процедуре, изменили процент погашения налоговых долгов в большую сторону. Фактически, законодательство о банкротстве в настоящее время не дает умышленно обанкротить компанию с целью уйти от задолженности по налогам.

Налоговая подала на банкротство: последствия

Для должника вариант, когда налоговая служба подает на банкротство, не желателен т.к. в этом случае арбитражный управляющий будет выбираться заявителем и, следовательно, будет отстаивать интересы этого кредитора. Формально арбитражный управляющий должен сохранять независимость по отношению и к должнику, и к кредитору. Но практика показывает, что привлеченные налоговой арбитражные управляющие чаще остальных подают заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, взыскивают неосновательное обогащение или убытки с бывших руководителей. Это возможно по той причине, что действующая редакция закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 27.12.2018) содержит презумпцию вины руководителя юридического лица, т.е. изначально считается, что его виновные действия привели организацию к невозможности расплатиться со своими долгами в том числе, произвести положенные выплаты в бюджет.

Таким образом, один из главных рисков, которое несет в себе налоговое банкротство – возможность взыскания налоговых долгов с руководителя, учредителей и иных лиц, связанных с организацией.

Читайте также: Как узнать о банкротстве юридического лица по ИНН?

Поводом для субсидиарной ответственности может стать:

  • Отказ в передаче документов по деятельности должника;

  • Совершение сделок, заведомо невыгодных для организации;

  • Непринятие мер по погашению налоговой задолженности;

  • Отсутствие плана погашения долгов перед контрагентами и бюджетом.

И множество иных случаев, когда уполномоченный орган или арбитражный управляющий могут убедить суд, что недобросовестные или неправомерные действия руководителя юридического лица привели к его несостоятельности.

Читайте также: Банкротство юридического лица: ответственность директора

Как избежать налогового банкротства

Исключить вероятность обращения налоговых органов с заявлением о несостоятельности и последующие неприятные моменты можно. Для этого собственники и руководители бизнеса должны регулярно контролировать уровень налоговой задолженности. Безусловно, лучший вариант – своевременно исполнять обязанности перед бюджетом и по другим обязательным платежам, но реалии бизнеса таковы, что не всегда это становится возможным. Если же кризисное положение компании очевидно, то лучший выход – самостоятельная подача заявления на банкротство. Долги по налогам в этом случае никуда не денутся, но даже если основным кредитором будет ФНС, то самостоятельное обращение позволит выбрать арбитражного управляющего, который будет лоялен к должнику.

В некоторых случаях претензии налоговых органов оказываются не совсем обоснованными. В судебной практике встречаются дела, когда должникам удавалось оспорить сумму задолженности, предъявляемой налоговиками. В результате отпадали основания для признания должника банкротом т.к. размер налоговой задолженности оказывался менее установленной законодательством суммы для банкротства. Таким образом, даже заявление налоговой о банкротстве компании-должника не всегда означает ее окончательную гибель.

Читайте также: Банкротство индивидуального предпринимателя

Аналитика Публикации

Общие правила

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов при наличии задолженности, превышающей 300 000 рублей и не исполненной свыше трех месяцев. Это общее правило, которое позволяет кредитору обратиться с заявлением о признании должника банкротом.

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) содержит специальные нормы, позволяющие ФНС России инициировать процедуры банкротства. Обычному кредитору для обращения в суд с таким заявлением нужен вступивший в силу судебный акт. Налоговой службе достаточно решения инспекции о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника. При бесспорном взыскании налогов через 30 дней после принятия такого решения можно подавать иск. Если обязательные платежи взыскивают в судебном порядке, то право подать заявление о банкротстве возникает у ФНС России через 30 дней после вступления в силу решения суда.

Участие ФНС России в процедуре банкротства регулирует специальное положение (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», далее – Положение). В соответствии с ним налоговики должны решить обращаться с заявлением о банкротстве или нет в срок от 30 до 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления о принудительном взыскании задолженности либо иного исполнительного документа.

Используйте в работе

Одним из признаков неплатежеспособности должника является размер суммарной задолженности по обязательным платежам – не менее 300 000 руб. В нее не должны входить требования по уплате НДФЛ. Дело в том, что они относятся ко второй очереди. А размер обязательств второй очереди не учитывают для определения признаков банкротства. Даже если налоговики учтут требования по уплате НДФЛ при расчете задолженности и полученная сумма позволит обратиться в суд с заявлением о введении процедуры наблюдения, им будет отказано (постановления АС Волго-Вятского округа от 14.03.2016 № Ф01-311/2016, от 16.10.2015 № Ф01-4117/2015).

Как отложить процедуру банкротства

Положением предусмотрены два основания, которые заставят налоговый орган отложить подачу заявления о банкротстве (п. 4 Положения).

Первое. Должник получит решение суда об отсрочке или рассрочке погашения долга.

Второе. Должник представит документы, которые докажут, что он намерен взыскать просроченную «дебиторку», ее размер превышает его налоговые долги, и приложит к ним график погашения задолжености. Обратите внимание, что судебный акт по взысканию «дебиторки», вынесенный в пользу компании-должника, сам по себе таким доказательством не является.

Пример

Компания-должник выиграла в суде дело о взыскании с контрагента дебиторской задолженности, которой хватает для погашения обязательств потенциального банкрота. Наличие судебного решения в пользу должника суд первой инстанции расценил как основание, позволяющее отказать ФНС России во введении процедуры наблюдения. Однако апелляция и кассация требования налоговиков поддержали. Они указали, что наличие судебного акта о взыскании с контрагента задолженности свидетельствует только о возможном поступлении денежных средств для погашения «дебиторки». Но вовсе не доказывает реальность такого взыскания (постановление АС Поволжского округа от 12.03.2015 № Ф06-20862/2013).

***

Указанные выше два основания помогут отложить процедуру банкротства на срок до 6 месяцев. Но если за это время должник не исполнит свои обязательства, то повторного отложения не будет. Исключение может быть сделано для стратегических предприятий или организаций оборонно-промышленного комплекса и только по решению Президента или Правительства РФ.

Если уполномоченный орган, несмотря на указанные основания, все-таки обращается с заявлением о признании должника банкротом, суд вправе вернуть заявление ФНС России до принятия к производству. Однако такой сценарий не слишком распространен, так как Закон о банкротстве не обязывает инспекцию указывать на наличие обстоятельств, позволяющих отложить подачу заявления. Чаще всего суд узнает о них уже в процессе рассмотрения заявления налогового органа. И это является самостоятельным основанием для отказа во введении процедуры несостоятельности либо для прекращения производства по делу о банкротстве (постановление ФАС Московского округа от 20.03.2014 № Ф05-1900/2014).

Другие причины, при которых ФНС России вправе либо отсрочить подачу заявления на срок до двух месяцев либо отказаться от инициирования процедуры банкротства, перечислены в п. 5 Положения. Подчеркнем – это именно право налоговой службы, но не обязанность.

Первая. Фирма обжалует решение инспекции о взыскании или действия должностных лиц в административном порядке или обратится в суд с требованием признать их незаконными при условии, что обжалование может привести к прекращению оснований для подачи заявления о признании должника банкротом.

Вторая. Налоговый орган получит информацию о восстановлении платежеспособности должника, т. е. обнаружит ликвидное имущество, либо руководитель должника или собственник имущества совершит действия, направленные на создание условий для погашения задолженности и т. д.

В случае же, когда у налоговиков нет информации об активах должника, достаточных для погашения судебных расходов по делу о банкротстве, они могут взять тайм-аут для поиска имущества. Тогда время на подачу заявления о банкротстве увеличивается до 1,5 лет.

Если у ФНС России нет сведений об имуществе должника, то, скорее всего, инспекция отложит подачу заявления о банкротстве, так как суды в настоящее время требуют, чтобы уполномоченный орган предоставил сведения об имуществе должника. Налоговый орган должен приложить к заявлению о признании должника банкротом доказательства наличия у него имущества. Это связано с обязанностью заявителя в делах о банкротстве возместить судебные расходы, а также выплатить вознаграждение арбитражному управляющему.

Обратите внимание!

Суд принимает в качестве доказательства наличия имущества должника:

— ответы Росреестра на запросы о зарегистрированной на должника недвижимости;

— справки из ГИБДД о транспортных средствах должника.

— ответы, иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.

— доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества, вследствие привлечения лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника (подробнее о субсидиарной ответственности директора и учредителей читайте на стр. 48 – пример ред.)

***

Применительно к субсидиарной ответственности уполномоченный орган должен обосновать как наличие оснований, так и реальную возможность привлечения к ней конкретных лиц, например, директора или участника. В этом случае арбитражный суд примет заявление (постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67, АС Западно-Сибирского округа от 06.10.2015 № Ф04-24871/2015).

Важно!

ФНС России не будет инициировать процедуру банкротства, если у должника недостаточно имущества для погашения налоговых обязательств.

***

Как видим, у руководителя компании есть инструменты, позволяющие отсрочить или не допустить банкротство. Главное при такой угрозе – получить дополнительное время для погашения налоговой задолженности.

Права и возможности предприятий – налогоплательщиков по противодействию обвинительной политике налогового органа

В последнее время все чаще и чаще сталкиваюсь с ситуацией, когда налоговый орган для реализации функции по выявлению и взысканию недоплаченных налогов использует следующую схему. Проводит выездную налоговую проверку, устанавливает получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, направляет требование о взыскании задолженности по налогам, штрафам и пеням в обслуживающую кредитную организацию, подает в арбитражный суд заявление о признании налогоплательщика банкротом, с использованием подконтрольного арбитражного управляющего обращается с заявлением о привлечении руководителя и учредителей (участников) к субсидиарной ответственности по долгам банкрота. Очевидно, что таким образом налоговый орган фактически выполняет превентивную деятельность для «ретивых» налогоплательщиков, не согласных на стадии проведения выездной налоговой проверки приходить к своеобразному мировому соглашению с руководством инспекции, создавая свою базу арбитражных обвинительных прецедентов.

В статье я хотел бы обсудить права, обязанности и возможности предприятий по противодействию фискальной деятельности, направленной на формирование излишней недоимки по налогам, штрафам и пеням, и привлечению по этим обязательствам физических лиц, контролирующих деятельность организаций.

Как я уже указал, алгоритм действий у налоговых органов един (даже обосновывающие доказательства и доводы в достаточной мере схожи):

  • инициирование выездной (в некоторых случаях, камеральной) проверки, работа исключительно над «неблагонадежными контрагентами», о которой я подробно писал в статье “Необоснованная налоговая выгода и привлечение к ответственности” (поиск массовых руководителей, учредителей, адресов; анализ банковских выписок на предмет существа платежей; допросы генеральных директоров контрагентов и др.)
  • вынесение решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по обязательным платежам и утверждение этого решения апелляционной инстанцией – УФНС;
  • выставление требования об уплате недоимки, штрафов и пеней; направление в банк инкассового поручения, постановления о приостановлении движения по счетам организации, возбуждение исполнительного производства;
  • обращение в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом;
  • подача в рамках дела о банкротстве заявления о привлечении генерального директора и учредителей (участников) общества к субсидиарной ответственности.

Действия налогового органа и подконтрольного арбитражного управляющего

Учитывая, что порядок вынесения решения по результатам проверки мной описан ранее, как и сложившаяся арбитражная практика рассмотрения налоговых споров по необоснованной налоговой выгоде, то далее я рассмотрю мероприятия, инициируемые банкротными отделами налогового органа.

Поскольку НК РФ указывает на вступление решения инспекции в законную силу после утверждения УФНС (в качестве апелляционной инстанции), то, в случае его дальнейшего оспаривания в судебном порядке, не требуется дожидаться решения арбитражного суда. По этой причине, важно реализовывать свои права своевременно: обращаться в арбитражный суд незамедлительно, после получения решения УФНС по апелляционной жалобе налогоплательщика и подавать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения.

Тем не менее, налоговый орган инициирует процедуру банкротства предприятия. Насколько известно юристам по банкротству, дальнейшей процедурой будет руководить тот арбитражный управляющий, кандидатура которого была представлена в арбитраж заявителем: кредитором или уполномоченным органом. Безусловно, существует ряд арбитражных управляющих, негласно аккредитованных при государственных структурах, которые сотрудничают с ними на взаимовыгодных началах. По результатам проведения наблюдения, арбитражный управляющий обязан составить два документа: анализ финансового состояния должника и заключение о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Вероятность, что у налогоплательщика-банкрота найдутся признаки недобросовестного поведения в виде попытки получения необоснованной налоговой выгоды, очень высока в таком случае.

Субсидиарная ответственность учредителей (участников) и руководителя налогоплательщика

Подтверждением действий должника-налогоплательщика не в интересах кредиторов и государства (бюджета) будут являться не только заключения арбитражного управляющего, но и вступившее в законную силу решение налогового органа.

В процедуре конкурсного производства, на собрании кредиторов уполномоченный орган несомненно проголосует за обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении руководителя и участников (учредителей) должника к субсидиарной ответственности. А рассматривая данное заявление, арбитражный суд обязательно проверит вышеуказанные мной сведения, в том числе содержащиеся в заключении о наличии признаков преднамеренного банкротства предприятия.

Результатом указанных мероприятий будет взыскание всего объема непогашенной налогоплательщиком задолженности с контролирующих его физических (иногда – юридических) лиц. Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что смена контролирующих должника лиц (купля-продажа долей, смена единоличного исполнительного органа, реорганизация компании в какой-либо форме и др.) не снимет ответственность с указанных лиц, т.к. к субсидиарной ответственности привлекаются именно те лица, в период осуществления функций которых и возникла задолженность.

Таким образом, в случае отсутствия своевременного юридического реагирования со стороны налогоплательщика, налоговый орган имеет все возможности для взыскания всего объема недоимки по налогам и сборам, штрафов и пеней с руководителя и участников предприятия-налогоплательщика. При этом, львиная доля принимаемых налоговиками решений не отвечает требованиям материального и процессуального законодательства и может быть отменена на начальных этапах путем подачи юристом по налоговым спорам грамотного заявления в арбитражный суд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *