На ходатайстве ставится печать

Нужно ли ставить печать организации на подписанные должностные инструкции и Положения о структурных подразделениях?

Рассмотрев Ваш вопрос, можно сказать, что должностные инструкции и положения о структурных подразделениях относятся к локальным нормативным актам организации.

В свою очередь, утверждение локального нормативного акта возможно двумя способами:

  • документ утверждается должностным лицом (руководителем организации);

  • документ утверждается специально издаваемым документом (т.е. приказом).

В первом случае. Необходимо руководствоваться нормами «Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003» (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст).

На локальном акте, подлежащем утверждению, гриф утверждения проставляется справа на верхнем поле первого листа документа. При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения должен состоять из слова «Утверждаю» (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения.

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
АО «Электронные технологии»
Личная подпись Л.В. Кузнецов
Дата

В данной графе «Утверждаю» руководитель организации ставит свою подпись и дату утверждения. С этого момента документ вступает в силу и действует до ее замены новым документом.

При этом, необходимо отметить, что при утверждении документов грифом в дальнейшем не требуется издавать приказ об утверждении.

Во втором случае.

В данном случае издается приказ (распоряжение). При этом, унифицированной формы для такого приказа не предусмотрено, поэтому работодатель вправе определить его самостоятельно. В приказе об утверждении локального нормативного акта необходимо отразить:

  • дату введения локального акта в действие;

  • указание об ознакомлении работников с локальным актом и сроки для этого;

  • фамилии и должности лиц, ответственных за соблюдение локального акта;

  • другие условия.

При утверждении документа приказом, гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕН (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕНО), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты, номера. Например:

УТВЕРЖДЕНА
Приказом № 12 от 22.01.2007 года.

Рассмотрев оба способа утверждения локальных нормативных актов организации, перейдем к вопросу проставления печатей.

Как правило, перечень используемых в организации печатей и случаи их применения определяются учредительными документами, локальными нормативными актами и приказами (распоряжениями) работодателя. Например, оттиск печати обычно не проставляется на организационно-распорядительных документах, в том числе на кадровых приказах. Однако, на некоторых унифицированных формах печать является обязательным реквизитом, место для которого обозначено отметкой «М.П.» (например, форма командировочного удостоверения № Т-10, где предусмотрены подпись руководителя организации на лицевой стороне документа и заверение печатями организаций отметок о выбытии работника в командировку, прибытии его в пункты назначения, выбытии из них и прибытии на место постоянной работы). При этом, многие кадровики, стремясь подтвердить подлинность документов, ставят печать на всех кадровых документах. Однако, это не является грубым нарушением, и не отражается на «действительности» документов и не требует их переоформления.

Таким образом, если локальные нормативные акты утверждены грифом «Утвердить», то Вы можете поставить на них печать организации. В случае утверждения локальных нормативных актов приказом, ставить печать на приказ не целесообразно.

Подробности в материалах Системы:

  1. Ответ: Как оформить должностную инструкцию

Составление должностной инструкции

Обязанность по составлению установлена только для государственных органов (). Оштрафовать организацию, не являющуюся госорганом, за отсутствие инструкций нельзя ().

Вместе с тем, есть веские аргументы в пользу оформления должностной инструкции. Ее наличие позволит организации:

  • обосновать ;

  • равномерно распределить обязанности между похожими должностями;

  • доказать в суде правомерность наложения дисциплинарного взыскания на сотрудника;

  • корректно провести аттестацию персонала и т. п.

Должностные инструкции составляют по каждой штатной должности.

Совет редактора: именные инструкции не составляйте, иначе их придется утверждать заново при каждой смене кадров. Если несколько сотрудников занимают одинаковые должности и выполняют одинаковые обязанности, то достаточно составить единую для всех должностную инструкцию и ознакомить с ней каждого сотрудника. Если сотрудники занимают одинаковые должности, а выполняют разные обязанности, то лучше переименовать должности и назвать их по-разному.

Порядок составления должностной инструкции законодательством не урегулирован, поэтому работодатель самостоятельно решает, как ее оформлять. На практике должностная инструкция может быть оформлена как или как . Аналогичные разъяснения содержатся в .

Разделы должностной инструкции

Независимо от способа оформления должностная инструкция, как правило, состоит из следующих разделов:

Раздел «Общие положения»

В разделе «Общие положения» укажите:

  • название должности в строгом соответствии со ;

  • требования, предъявляемые к сотрудника;

  • непосредственную подчиненность (например, бухгалтер подчиняется непосредственно главному бухгалтеру);

  • порядок назначения и освобождения от должности;

  • наличие и состав подчиненных;

  • порядок замещения (кто замещает сотрудника во время его отсутствия и кого он может замещать);

  • перечень документов, которыми сотрудник обязан руководствоваться в своей деятельности.

Раздел «Должностные обязанности»

В разделе «Должностные обязанности» перечислите все обязанности, возлагаемые на сотрудника в соответствии с практикой распределения трудовых функций, сложившейся в структурном подразделении. При составлении раздела можете использовать , , утвержденный , и , утвержденный . В них приведен примерный перечень обязанностей различных должностей.

Раздел «Права»

В разделе «Права» пропишите перечень прав, которыми в пределах своей компетенции обладает сотрудник при исполнении должностных обязанностей.

Раздел «Ответственность»

В разделе «Ответственность» принято конкретизировать виды возложенной ответственности в соответствии с законодательством в зависимости от должностных обязанностей сотрудника.

Если должностная инструкция составлена как самостоятельный документ, утвердите ее руководителя организации и знакомьте с ней сотрудников, принимаемых на соответствующую должность, под подпись (, ТК РФ).

Нина Ковязина
заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России

На утверждаю ставиться печать

Республики Беларусь.К числу таких нормативных актов относится инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, согласно требованиям которой проставление печати необходимо во всех случаях удостоверения прав, свобод и обязанностей физических и юридических лиц, при санкционировании расходования денежных средств и материальных ценностей.В соответствии с СТБ 6.38-2004 подпись ответственного лица заверяется печатью на документах, «связанных с расходованием денежных и материальных ценностей».Методические указания по практическому применению СТБ 6.38-2004 определяют, что печать ставится на договорах, трудовых книжках, дипломах, финансовых документах, уставах (положениях) организаций, доверенностях, удостоверениях и др., а также во всех случаях удостоверения прав физических и юридических лиц.

Раздел «Должностные обязанности» В разделе «Должностные обязанности» перечислите все обязанности, возлагаемые на сотрудника в соответствии с практикой распределения трудовых функций, сложившейся в структурном подразделении. При составлении раздела можете использовать профессиональные стандарты, Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93, утвержденный постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 298, и Квалификационный справочник, утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37. В них приведен примерный перечень обязанностей различных должностей.

Раздел «Права» В разделе «Права» пропишите перечень прав, которыми в пределах своей компетенции обладает сотрудник при исполнении должностных обязанностей.

На должностной инструкции ставится печать

Разделы должностной инструкции Независимо от способа оформления должностная инструкция, как правило, состоит из следующих разделов: Раздел «Общие положения» В разделе «Общие положения» укажите:

  • название должности в строгом соответствии со штатным расписанием;
  • требования, предъявляемые к квалификации сотрудника;
  • непосредственную подчиненность (например, бухгалтер подчиняется непосредственно главному бухгалтеру);
  • порядок назначения и освобождения от должности;
  • наличие и состав подчиненных;
  • порядок замещения (кто замещает сотрудника во время его отсутствия и кого он может замещать);
  • перечень документов, которыми сотрудник обязан руководствоваться в своей деятельности.

В каких случаях нужно ставить печать на приказах Печать на приказах организации не ставится, поскольку приказ является внутренним организационно-распорядительным документом (приказы о приеме на работу, приказы о предоставлении трудовых отпусков, приказы об увольнении). Копии приказов о приеме на работу и иные копии кадровых документов, исходящие документы требуют надлежащего заверения, поэтому на них необходимо проставлять печать. Таким образом, можно сделать вывод, что удостоверению печатью подлежат копии только тех документов, которые созданы в самой организации. В порядке исключения разрешается изготавливать и заверять копии документов, выданных другими организациями, при решении вопросов, находящихся в компетенции самой организации.

Подскажите, ставиться ли печать на гриф утверждения на внутренний документ.

Перечень документов, на которых проставляется печать, определяется организацией на основании законодательства Республики Беларусь. Проставление печати необходимо на подлинниках документов и их копиях, в т.ч. факсимильных, удостоверяющих права, свободы и (или) законные интересы граждан, права и обязанности юридических лиц, санкционирующих расходование денежных средств и материальных ценностей.
Примерный перечень документов, на которых проставляется гербовая печать, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 25.02.1993 № 100.
Данный перечень включает в т.ч. документы, на которых воспроизведение оттиска гербовой печати предусмотрено нормативными актами Республики Беларусь.
К числу таких нормативных актов относится инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, согласно требованиям которой проставление печати необходимо во всех случаях удостоверения прав, свобод и обязанностей физических и юридических лиц, при санкционировании расходования денежных средств и материальных ценностей.
В соответствии с СТБ 6.38-2004 подпись ответственного лица заверяется печатью на документах, «связанных с расходованием денежных и материальных ценностей».
Методические указания по практическому применению СТБ 6.38-2004 определяют, что печать ставится на договорах, трудовых книжках, дипломах, финансовых документах, уставах (положениях) организаций, доверенностях, удостоверениях и др., а также во всех случаях удостоверения прав физических и юридических лиц. В последнем случае имеются в виду так называемые личные справки, к которым относятся справки о месте работы (учебы), о трудовом стаже, о размере заработной платы и т.п. Конкретный перечень документов, заверяемых печатью, определяется организацией на основании действующих нормативных правовых актов.
Печатью заверяются также архивные справки, выдаваемые на основании документов, хранящихся в архиве организации. Соответствующий порядок определен в Основных правилах работы архивов центральных органов местной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь, утвержденных решением коллегии Белкомархива от 30.04.1997 № 5.
СТБ 6.38-2004 также установлено, что печать должна проставляться на заверительных подписях на копиях документов при их пересылке в другие организации или передаче на руки.
Согласно Положению о порядке изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь печатью должны заверяться также все копии документов, оформленных на гербовом бланке, при тиражировании их средствами оперативной полиграфии (ксерокса) для рассылки. Копии таких документов могут заверяться как гербовой печатью, так и простой печатью (например, структурного подразделения или для заверения документов).
Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30, печатью в трудовой книжке заверяются раздел «Сведения о работнике» (титульный лист) и запись об увольнении работника в разделе «Сведения о работе».
Перечисленные выше нормативные акты, определяющие перечень документов, на которых проставляется печать, не исчерпывающий. Упомянутым постановлением Совета Министров РБ от 25.02.1993 № 100 министерствам и иным государственным органам, в т.ч. местным, разрешено определять для подведомственных организаций перечень документов, на которых может ставиться печать, с учетом важности содержания этих документов.
Несмотря на то что перечень документов, подлежащих удостоверению печатью, достаточно велик, на практике проставление печати иногда оказывается излишним. Например, в ряде случаев организации заверяют печатью информационные письма, письма-запросы и письма-ответы, первые экземпляры приказов и т.д. «Подпись» и «печать» — взаимоисключающие реквизиты и в большинстве случаев подписи на документе достаточно для придания ему юридической силы. Лишь в особых случаях указанные документы могут кроме подписи удостоверяться также и печатью. Например, печатью удостоверяются гарантийные письма (связаны с расходованием денежных ценностей), ксерокопии приказов, изданных на гербовых бланках, при передаче их в подведомственные организации (требование постановления Совета Министров РБ от 31.07.2000 № 1172) и т.д.
Ответ подготовлен с использованием материала Андрея Рыбакова, директора Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела, кандидат исторических наук «Реквизит «Печать»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *