Монополия государства

Монополия – состояние экономики, при котором в определённой нише бизнеса доминирует единственный субъект, определяющий цены и количество продукта. Модель считается наименее эффективной для потребителя, поскольку отсутствие конкуренции вызывает стагнацию и дефицит.

Монополия – это естественное или искусственное состояние рынка, при котором средства производства на один или несколько товаров (услуг) целиком находятся во владении одного игрока. В качестве монополиста может выступать государство, частная фирма, международная организация. Эксклюзивное право на добычу ресурса и его обработку, поставку товара или оказание услуги может привести как к защите прав потребителя, так и к их нарушениям.

В экономике для оценки реального состояния дел в стране и мире используется «Индекс Херфиндаля». Данный показатель демонстрирует степень концентрации конкретного рынка в руках конкретных его игроков: условная величина HHI высчитывается как возведенная в квадрат сумма процентов выручки от общего «пирога» каждого участника.

Чистый монополизм, 1 участник: HHI = 1002 =10000

2 игрока: HHI = 502 + 502 = 5000

10 игроков: HHI = 102 х 10 = 1000

Критика монополии

Монополия: что это такое простыми словами? Это желание группы людей полностью завладеть каналом сбыта, «сидеть на трубе». Во все времена противники излишней концентрации рынков высказывали доводы в пользу развития конкуренции. Чем больше компаний борются за свою долю бизнес-пирога, тем выгоднее потребителю.

15 лет назад, когда сотовые телефоны производили исключительно высокотехнологичные гиганты, позволить себе их покупку могли только самые обеспеченные потребители. Спустя годы предложения от сотен мелких компаний медленно, но уверенно обвалили цену на девайсы, в то время как уровень гаджетов вырос до небес.

Монополизация отраслей обеспечивает снижение технического прогресса – производителю не к чему стремиться. Это в полной мере могли ощутить на себе жители СССР, где было всего несколько крупных автозаводов, а очереди на машины были расписаны на годы вперёд. В результате «Автоваз» выпускал одни и те же модели транспорта в течение десятилетий, а мировой прогресс двигался вперёд, оставив всю отрасль позади.

Тем самым обнажается ещё одна нелицеприятная часть процесса – жёсткий дефицит товаров и услуг. Он может возникать искусственным или случайным (вследствие плохого расчёта) путём. При отсутствии конкуренции производитель сам решает, сколько благ ему «выбросить» в продажу. А перенасыщение спроса будет означать для такого гиганта снижение прибыли.

Монополизация рынков в России

Перечень отраслей экономики, в которых допускается концентрация большой доли прибыли в руках одного участника, перечислена в ФЗ №147 от 17.08.1995 – «О естественных…». В данных сферах осуществляется жёсткое государственное регулирование посредством установления предельных цен. Отсутствие конкуренции негативно сказывается на отраслях: в этом можно убедиться на примере корпорации «РЖД».

Все остальные проявления монополизма преследуются государственными органами и не являются допустимыми. Антимонопольные органы следят за степенью концентрации рынков в руках того или иного игрока, за сговорами между крупными производителями товаров или поставщиками услуг.

За 6 месяцев 2016 г. антимонопольные службы одной лишь Воронежской области привлекли к ответственности нарушителей по 12 фактам нарушения законодательства (речь идёт об использовании доминирующего положения ЖКХ, энергетиков), общая сумма штрафов составила 180 миллионов рублей.

Основные монопольные отрасли в РФ:

  1. Центральное водоснабжение и водоотведение (ОАО «Мосводоканал», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»);
  2. Топливно-энергетический комплекс (ОАО «Газпром», ОАО «Мосгаз» и другие);
  3. Железнодорожные перевозки (ОАО «РЖД»);
  4. Услуги аэропортов (ОАО «Аэропорт Внуково», ОАО «МАШ»);
  5. Порты, терминалы, внутренние водные пути;
  6. Общедоступная почтовая и электросвязь (к примеру, ФГУП «Почта России», ОАО «Московская городская телефонная сеть»);
  7. Захоронение радиоактивных отходов (ФГУП «»Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами»).

Виды монополий

  • Естественная монополия (железная дорога, системы водоснабжения) — предприятия, объединённые единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. При этом может быть такая ситуация, когда услуги компании имеют аналоги, но по общепризнанным нормам такая компания всё равно считается монополией (например, пассажироперевозки ж/д транспортом конкурируют с авиаперевозками, однако некоторые железнодорожные компании всё равно считаются монополией).
  • Государственная (закрытая) монополия — монополия, созданная силой законодательных барьеров, определяющих товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
  • Открытая монополия — временная ситуация, существующая в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке

  • Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данных видов товаров и услуг.
  • Конгломерат, Концерн (в юридической практике — группа лиц) — несколько отрасле-разнородных, но финансово интегрированных субъектов (например, в России — ЗАО «Газметалл»).
  • Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.
  • Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (например, «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).

Монополии и эффективность

Жёлтым треугольником показан размер неэффективности распределения ресурсов при монополии: «мёртвый груз» (англ. Deadweight loss)

В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (P>MR=MC), что приводит к неэффективности распределения ресурсов — «мёртвый груз» (англ. Deadweight loss), когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным. То есть по факту провоцируется ещё и дефицит производимого товара.

Кроме несправедливого распределения дохода, монополии и другими способами способствуют снижению экономической эффективности, не используют всех доступных производственных ресурсов, не так активно как конкурирующие с другими фирмы снижают производственные издержки и не стремятся использовать достижения научно-технического прогресса.

Регулирование монополий

Основная статья: Антимонопольное законодательство

В каждой стране создаются различные органы для регулирования монополий. Их целью является поддержание конкуренции на рынке, контроль над ценами товаров, предотвращение зависимости других фирм от монополий. Для регулирования монополий создается законодательство, в котором указывается правило их функционирования на рынке. По сравнению с другими видами естественные монополии регулировать сложнее всего. Тогда возникает вопрос об экономической обоснованности их деятельности, законодательное установление цен или доходности. Также применяется контроль отношений собственности — выясняются конкретные бенефицианты и лица, принимающие решения о деятельности монополии.

Первым шагом является выявление видов деятельности, которым свойственна естественная монополия. Следующим шагом является проверка обоснованности затрат и цен. После проверки обоснованности затрат и цен и их утверждения государством дальнейшие изменения, которые провоцируют монополии будут наблюдаться только после проверки антимонопольными органами. Для более эффективного регулирования естественных монополий государство их национализирует. В этом случае наблюдается проблема закрытости информации в деятельности монополий.

Влияние монополии на политические процессы

,

ст. пр., к. п.н.

Влияние монополии на политические процессы

Современные политические процессы свидельствуют о неразрывных связях экономики и политики. Политика создает необходимые условия для развития экономики и ее сфер и правовую защиту интересов субьектов рынка, определяет приоритеты. Экономика обеспечивает экономическую безопасность страны и благосостояния населения. Проблемы взаимосвязи экономики и политики, а также политизированность экономики существовали во все периоды исторического развития. «В действительности политика и экономика никогда не были отдалены друг от друга. Практически нет такого политического движения, в котором не отражались бы экономические интересы, или такой экономической системы, в сохранении которой политический порядок не выступал бы важнейшим фактором». Поворотом в истории развития экономических отношений был переход от прямого вмешательства государства в экономику к другим методам управления экономической жизни общества. Многие страны постепенно переходили на более эффективный метод, как частичное вмешательство, предоставив относительную свободу хозяйствующим субъектам. Именно такой подход был более приемлемым в современных демократических странах. В свободном, открытом обществе вмешательство государства в экономику, использование властных методов должно быть минимальным . Но в последнее время взаимосвязь и взаимозависимость экономики и политики усиливаются, наблюдается существенное влияние политики на экономические процессы и экономика стала политически ангажированной. В нашей стране экономическая власть тесно переплетается с политической. Политика проникла в экономику, оказывая на нее не всегда благоприятное влияние. Ведущую роль в казахстанской экономике играют крупные монополисты, которые злоупотребляют доминирующим положением на отечественном рынке, зачастую вмешиваясь в политику и нарушая принципы конкуренции. Особо выделяются представители крупного бизнеса, занятые на топливно — энергетическом секторе экономики. Регулируя экономические процессы через государственный аппарат монополия старается решить многие проблемы. В настоящее время на рынке монополистами грубо нарушаются антимонопольное законодательство, ресурсы распределяются не по законам рынка, цены на товары и услуги растут необоснованно, ущемляются права потребителей. Здесь уместно подчеркнуть что такие негативные явления усложняют пути повышения конкурентоспособности национальной экономики. Стремления владельцев корпораций не ограничиваются экономической властью, так как они стараются влиять на политические процессы в стране. Об этом свидетельствует то, что монополисты стремятся к влиянию на политическую, исполнительную сферу, изменению их в «нужном» направлении. Например, Евразийская группа в политической жизни республики участует через Гражданскую партию, группы депутатов в маслихатах, Парламенте. … Антимонопольное агентство не может повлиять на такие монополии, как «Алюминий Казахстана» . Вклады крупного бизнеса в экономику открывают им доступ к политической власти. Таким образом, бизнесмены вовлекаются в политическую сферу, активно включаются в «политическую игру», расширяя круг своих влияний. Политическая власть, смешанная с экономической элитой теряет свою легитимность, и как следствие политическая система не будет в состоянии обеспечить высокие темпы экономического развития. В этом направлений антимонопольные ведомства государства должны нести как контролирующую, так и регулирующую функции.. Сложность регулирования монополистической деятельности заключается в двойственности природы монополий; с одной стороны государство поддерживает рост крупных монополий, способствуя повышению их конкурентоспособности на внешнем рынке; с другой стороны ограничивает деятельность монополистов, злоупотребляющих своим доминирующим положением на внутреннем рынке. Только взвешенная антимонопольная политика может добиться реальных результатов в регулировании проблем взаимосвязи экономики и политики.

В экономической истории чрезмерная государственная опека монополистов приводила к разного рода последствиям. Японские монополисты «дзайбацу» всегда требовали к себе особого внимания со стороны правительства. Монополисты, доминирующие на рынке, устанавливали контроль не только над национальным богатством страны, но и над политической жизнью и государственной властью Японии . Тесная взаимосвязь монополиии и власти явлилась причиной таких последствий, как нарушение законов рынка, несбалансированность внутреннего и внешннего рынка, отсталость малого и среднего бизнеса, неравномерное распределение доходов населения и др. В конечном итоге такое положение монополиии на рынке породило экономический кризис в Японии в середине 90-х годов. Господство монополий в экономике ведёт к господству монополий в политике. Отношения между монополиями и правительством строятся на основе использования монополистическим капиталом государственного аппарата, финансовых экономических ресурсов, экономической политики для непосредственного вмешательства в процесс воспроизводства капитала… Где же золотая середина во взаимодействии экономики на политику и наоборот? Так как отсутствие сдерживающих факторов и противовесов в этой сфере приводит государства к крайним полюсам: это либо крайнее политизированность экономики, либо неограниченная экономическая власть . Как показывают отдельные факты, в нашей стране монополисты и олигархы действуют в ущерб интересам общества. Государственные органы слабо контролируют эгоистичные действия владельцев крупных фирм, которые пользуясь определенной властью прибегают к незаконным действиям. «В ряде случаев монополисты достигли и поддерживают свое положение благодаря тесным связам с государственными чиновниками, которые содействуют продвижению их интересов. Эти связи держатся либо на наличии у данных чиновников своей доли в бизнесе соотвествующих коммерческих структур, либо на получении от них разовых денежных вознаграждений в процессе решения тех или иных вопросов. Благодаря этому определенные субъекты частного предпринимательства имеют возможность получать от государства при содействии данных чиновников различные льготы, благоприятствующие их бизнесу. Это же обстоятельство помогает им сравнительно легко вытеснить позиции своих конкурентов на рынке тех или иных товаров или услуг . В законодательстве должностным лицам государственной власти запрещено вести частный бизнес, иметь долю в бизнес структурах. Нарушение законодательств тормозит развитие демократии в стране и припятствует реализации поставленных задач. В условиях рынка только свободная конкуренция хозяйствующих субъектов способна в полной мере обеспечить права человека, поэтому нарушение антимонопольного законодательства в той или иной мере всегда нарушает права и свободы человека, не говоря уже о прямом нарушении законов рынка. Аналогичные явления можно встретить и на финансовом рынке. При всем положительном эффекте иностранных инвестиции на экономику Казахстана необходимо выделить факты недобросовестной конкуренции. Иностранные инвесторы грубо нарушают законы нашей страны в разных сферах. Соответствующие структуры особое внимание должны уделять на соблюдения национальных законодательств иностранными инвесторами. По С. Хаймеру, зарубежный инвестор – это монополия на каком-то рынке. Зарубежное инвестирование осуществляется с целью удушения конкуренции и сохранения контроля над рынком. Инвестор настаивает на сохранении контроля над предприятиями, отказывается разделить собственность с целью удержать эти предприятия от конкуренции со своими другими подразделениями и так же для того, что бы сохранить в безопасности все свои секреты. Следовательно, антимонопольные ведомства строго должны следить за действиями иностранных инвесторов на отечественном рынке, принять меры в случае малейшего нарушения законов, а также необходимо параллельно вести разумную политику протекционизма. Вот что пишет по данному вопрос исследующий казахстанско — британские отношения политиолог Р. Матишев:»Конкуренция между странами стала более цивилизованной, но не стала менее острой…. Говоря о государственных структурах и механизмах осуществления власти можно отметить, что традиционнные демократические учреждения теряют свою роль в Великобритании. Основным источником власти все более становятся влиятельные финансовые структуры и транснациональные корпорации. Финансово-экономические монополии стремятся осуществлять свою политику через государственные структуры. В интересах английских компаний британские политики зачастую вмешиваются во внутренние дела Казахстана. Официальные представительства нередко выступают посредниками между государственными органами Казахстан и английскими компаниями в решении вопросов и проблем частных компаний и фирм.» С целью захвата рынка иностранные инвесторы прибегают к вышеприведенным методам недобросовестной конкуренции, а отдельные государственные чиновники лоббируя интересами иностранных фирм во многих случаях игнорируют антимонопольным законодательством. Эгоистичные интересы большого бизнеса и крупных монополий вызывают вполне справедливые возмущения населения. В экономике Казахстана наблюдается тенденция не только восстановления и усиления монополизации, которая исходит уже не от государства, а от частного и иностранного капитала и оказания мощного лоббистского давления на правительственные органы с целью получения льгот и преференции. Монополисты использует политическую власть для того, чтобы стать основными получателями выгоды от контрактов, налоговых лазеек и других привилегий. Регулирование взаимоотношений экономической и политической власти также должны входит в компетенцию антимонопольных органов, важнейшей задачей которых является устранение последствий, порождаемых усилением политической власти в экономической сфере. Но следует отметить, что захватнические действия иностранных фирм на отечественном рынке незаконным путем редко разбираются в судебном порядке. Защита интересов отдельных финансовых групп со стороны государственной власти должна строго пресекаться соответствующими ведомствами. В демократических странах действует жесткое антимонопольное законодательство. Государственные органы строго следят за тем, чтобы доля монопольных фирм на рынке была строго соблюдена. Законодательством этих стран установлены жесткие параметры допустимого доминирования на рынке. Во Франции и в Великобритании доминирующее положение субъектов характеризуются 25 %-ная долей одного субъекта определенной продукции (в Японии и Республике Корее критерии оценки доминирования 50%). В европейских странах с целью государственной защиты крупных компаний и их клиентов контролируются действия монополистов антимонопольными ведомствами. Такая взвешенная политика способствует ускоренному развитию новых конкурентоспособных предприятий, развитию всей экономики и повышению благосостояния граждан. Таким образом, предприятия победившие в условиях жесткой конкуренции на внутреннем рынке получают возможность выхода на мировой рынок. Но на внешнем рынке в последнее время возникают проблемы, связанные с международными монопольными корпорациями, особенно на топливно-энергетическом рынке. Усиливается влияние международных монополий на политический климат международных отношений. Девять известных сенаторов США представили в сенат законопроект под заглавием «Акт об энергетической дипломатии и безопасности», где говорится о том, что энергетика становится почти столь же весомым компонентом международных отношений, каким прежде было атомное оружие…возможность подачи нефти и газа зависит от политической воли добывающих их стран, и соперничество между правительствами разных стран за доступ к этим запасам может перерасти в политический, экономический и вооруженный конфликт, — отмечается в законопроекте . Политические институты стран, которые экспортируют сырьевые ресурсы вынуждены повысить свою регулирующую роль. Изменения в политическом климате должны ускорить процесс принятия совместных мер против усиления политического влияния монополистических корпораций на международные отношения стран. Производители нефтегазового сектора должны направить доходы от продажи на решение социальных и экологических проблем. В этой области антимонопольная политика должна быть направлена на защиту государственных ценностей и реализацию задач в становлении демократического общества.

Литература

1. Мерриам Ч. Новые аспекты политики. /Политология: хрестоматия/ сост. проф. , доц. . М.: Гардарики, 2000,С.46

2. «Основы политологии», Алматы. — стр.13

3. Международное право и согласованная антимонопольная политика государственных участников СНГ. Национальные интересы Казахстана и вызовы глобализации / сост. , , –Алматы. – 2004. – 194 с.

4. Латышев И. Связи монополии с государственным и политическим аппаратом. – М., 1963 . – 75 с.

5. . Государственная монополия.

6. Влияние экономики на политические процессы в обществе / Проблемы современной экономики №3 (15),с.7

7. Азимбаев механизмы борьбы с коррупцией в Республике Казахстан: политологический анализ: исс. канд. полит. наук. 23.00.02. – Алматы. 2006. – 151 с.

8. Ахметов о согласовании антимонопольной политики 1993 г. – как первый договорной акт государств-участников СНГ в сфере антимонопольного регулирования // Политические, экономические, исторические и правовые аспекты развития независимого Казахстана. СПб. научно-теоретической конференции по секции международного права. –Алматы: Қазақ Университеті, 2004. – С. 17-22.

9. Сағадиев К. А., , Сабильянов управление в экономике Республики Казахстан. – Алматы: 2001. – С.164

10. Матишев аспекты экономического сотрудничества Республики Казахстан и Великобритании. Авореферат канд. дисс. полит. наук. 23.00.02. – Алматы, – 2006. – 24 с.

11. Жумагельдиева политика и развитие конкурентных отношений в национальной экономике // Казахстан — Спектр.–2005. – №1. – 46

Bchigarev. В Конгрессе США подготовили закон об энергетической безопасности / http://energydialogue. *****/?q=node/67

Признаки государства

Все темы данного раздела:

Зарождение политической науки
Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с возникновением первых государственных образований. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологич

Политология как самостоятельная дисциплина
Собственно, политология как самостоятельная научная дисциплина в современном ее понимании сложилась в конце XIX – начале XX вв.. Это стало возможно в результате развития публичной политики как отно

Политология в СССР и СНГ
Что касается бывшего СССР и ряда других социалистических стран, то здесь политология как самостоятельная наука не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные по

Понятие и сущность политики
Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных об

Политика как наука и искусство
Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и

Предмет политологии
Указав на сферу политики как объект политологии, постараемся определить ее предмет. В научной литературе вопрос о предмете политологии трактуется далеко не однозначно. Имеются существенные разногла

Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
Тесная связь характерна для политологии и философии. Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Политическ

Функции политологии
Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, ме

Подходы к пониманию политической системы
В политические отношения включено множество субъектов. Субъекты политики могут быть индивидуальными и коллективными, институционально, организационно оформленными и неинституциализированными, но вс

Компоненты политической системы
Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего, это политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разны

Модель политической системы
В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы системы, называются «в

Общая характеристика функций политической системы
Т.Парсонс считал, что фундаментальной функцией политической сферы является целедостижение. Процесс целедостижения заключается в формировании и утверждении приоритетов среди

Политическая система и государственная политика
Государственная политика – это выражение целей политической системы и средств, с помощью которых они достигаются. Традиционно государственную политику делят на внутреннюю и внешнюю

Понятие политического режима
В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием – политическая сис

Тоталитарный режим
Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Тоталитарный режим характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно па

Демократический режим
Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власт

Определения власти
В политологической литературе существуют многочисленные определения власти. Например, Т.Гоббс считал, что власть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремл

Соотношение политики и власти
Власть и политику иногда отождествляют, считая их нераздельными и взаимообусловленными. Действительно, власть является центральным началом политики, представляет собой средство осуществления полити

Субъект и объект власти
Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к действию и его соверше

Функции власти
Проявление власти естественно для человека и заложено в биологических, природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение – два универсальных принципа власти, кото

Концепции власти
В современной литературе существуют различные концепции власти. Так, системные концепции рассматривают власть как свойство политической системы. Т.Парсонс считает, что власть как свойство системы с

Ресурсы власти
Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют соб

Легитимность власти
Термин «легитимность» возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово прио

Традиционная легитимность
Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществ

Харизматическая легитимность
В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен харизматический тип властвования. Харизма означает особый дар, призван

Легальная или рационально-правовая легитимность
Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются ус

Средства легитимации власти
В литературе выделяются следующие средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические. Речь идет о научном и техническом обеспечении политического курса

Причины возникновения государства
Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнооб

Сущность государства
Понимание природы и сущности государства представляет собой весьма трудную задачу политической науки ввиду многогранности и сложности данного социального образования. Теория государства выделяет тр

Функции государства
Место и роль государства в политической системе общества во многом определяются его функциями. Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Общеприня

Государственный механизм
Для осуществления указанных функций государство формирует комплекс специальных органов и учреждений, составляющих в совокупности организационную структуру государства или государственный ме

Форма государства
От типов государства следует отличать формы государства. Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства раскрывает,

Монархия
Монархия (от греч. monarhia – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля,

Форма государственного устройства. Унитарное государство
Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные фо

Понятие правового государства
Концепция правового государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказывалась еще в древности. Платон подчеркивал: &qu

Отличительные признаки правового государства
Теория и практика правового государства позволяет выделить следующие его отличительные признаки: Суверенитет народа, конституционно-правовая регламент

Социальное государство
Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социально

Гражданское общество
Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Долгое время в истории общественно-политической мысли понятие «государство» и «общество&qu

Понятие политического процесса
Политология изучает не только политические институты, например, государство, партии, сущность политики и политической власти, но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия

Структура политического процесса
Содержание политического процесса может быть самым разнообразным. Это может быть разработка какой-либо концепции (перестройка, демократизация, приватизация, разгосударствление и т.д.), формирование

Режимы существования политического процесса
В научной литературе различают следующие режимы существования политического процесса: режим функционирования, развития и упадка (Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведе

Стадии (фазы) политического процесса
Политический процесс можно условно разделить на 5 стадий: формирование (вызревание) политических приоритетов, выдвижение политических приоритетов на авансцену (повестку дня) политического процесса,

Риск принятия политических решений
Риск – неустранимый элемент принятия политического решения любого уровня, заключающийся в выборе не всегда просчитанных действий, линии поведения. Зачастую рисковое решение принима

Типология политического процесса
По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с др

Утопии в политическом процессе
Политический процесс – это цепь последовательно решаемых задач и соответствующих действий. Он таит в себе альтернативы, расчеты на успех, определенные шансы достичь желаемых резуль

Понятие политического участия
Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в проц

Прямое и опосредованное участие
Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических об

Типы политического участия
Для политического участия граждан важное значение имеют как объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества), так и их субъективное отношение к политической систем

Причины неучастия в политической жизни
Люди, интересующиеся политикой и активно участвующие в ней, составляют, как правило, меньшинство. Большинство же проявляет апатию и безразличие, что является характерным признаком многих политическ

Элитистский подход к управлению социумом
Ученые — элитисты отстаивают мнение, что в любом государстве, вне зависимости от формы правления, типа политического режима и формы государственного устройства, осуществляется

Плюралистический подход
Основными представителями плюралистического подхода являются американский исследователь Роберт Даль и австрийский ученый Йозеф Шумпетер. По их мнению, ресурсы политической в

Инструментально-функциональный подход
Признавая значительный вклад, который сделали как элитисты, так и плюралисты в исследовании структуры общества и механизмов социального взаимодействия, ряд учёных отмечает и слабые стороны данных м

Рекрутирование элит
Рекрутирование является одним из наиболее важных механизмов функционирования политической системы, в ходе которого происходит выявление и заполнение политически значимых позиций. В

Основные типологии элит
Г.Моска и В.Парето акцентировали внимание в большей степени на структуре и общих принципах функционирования элит, поэтому предполагавшиеся основания классификации элит теоретиков-основателей достат

Элиты в трансформирующемся государстве
Для государств, находящихся на стадии трансформации, характерно повышение роли элит в политической системе. Это обусловлено возрастанием уровня ответственности правящего слоя, так как именно в пере

Происхождение и сущность политических партий
Политические партии и партийные системы представляют собой продукт длительного исторического развития. Термин «партия» происходит от латинского partis, что означает часть чего-то ц

Типы политических партий
Мир политических партий чрезвычайно многолик. Разобраться в этом многообразии помогает типология политических партий. Тип партии – это понятие, отражающее наиболее существен

Функции политических партий
Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу на

Понятие и типы партийных систем
В процессе своей деятельности политические партии вступают в определенные отношения друг с другом, а также с государством и другими политическими институтами. В подобном взаимодействии они и образу

Многопартийная система
Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть. Многопартийность обеспечивает наиболее полное представите

Двухпартийная система
Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побе

Однопартийная система
Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции. Правящая партия не допускает рядом с собой

Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осущ

Политическая роль общественных организаций и движений
Как указывалось выше, общественные организации и движения не ставят своей целью завоевание и осуществление политической власти, не добиваются открытого контроля над ней. Они занимаются политической

Функции общественных организаций и движений
Важное теоретическое и практическое значение имеет выявление функций общественных организаций и движений, поскольку это помогает уяснить их место в системе гражданского общества и правового государ

Социальные движения
Переломные моменты общественного развития характеризуются, как правило, интенсивным «всплеском» самодеятельной активности масс. Так, в 70-е годы в странах Запада на смену старым традицион

Сущность выборов
В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органо

Основные принципы избирательного права
Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представитель

Активное избирательное право
Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и

Пассивное избирательное право
Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют

Порядок выдвижения кандидатов
Во многих странах граждане, прежде чем стать кандидатами, должны подумать об определенной сумме денег, которую они обязаны внести в качестве избирательного залога. Например, в Великобритании кандид

Тип голосования
Избирательное право определяет тип голосования (вотирования) в ходе выборов. Сам термин «голосование» пришел к нам из античной Спарты, где высший орган государственной власти формировался

Абсентеизм
Этим термином принято обозначать равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение абсентеизм получает в уклонении избирателей от участия

Понятие избирательной системы
В избирательном праве каждой страны закрепляется определенная система представительства. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов,

Мажоритарная система абсолютного большинства
В основе этого типа избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший устано

Мажоритарная система относительного большинства
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства (плюральной избирательной системе) кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обяза

Достоинства и недостатки мажоритарных систем
Главным достоинством мажоритарного представительства является учет мнения большинства избирателей определенного округа при формировании органов государственной власти. Выборы по мажоритарной систем

Пропорциональная система
Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными манда

Достоинства и недостатки пропорциональной системы
О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует тот факт, что в десяти из двенадцати стран ЕС (исключение составляют Великобритания и Франция) используется именно эта система.

Смешанные избирательные системы
Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем – мажоритарной и пропорциональной. Степень работоспособности органа государственной власт

Концепции роли депутата
В практическом осуществлении различных избирательных систем огромную роль играет политическая культура населения и самого депутатского корпуса. Важное значение имеет также сложившееся представление

Политическое сознание и политическая идеология
Изучение политического сознания является составной частью политической науки. Политическое сознание не только отражает политическую жизнь, но выступает как важнейший момент общественного бытия. Пол

Сущность политической идеологии
Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии&quo

Функции политической идеологии
Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимиру

Либерализм
В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций XVIII-XIX вв. Теоретики классического

Либеральный реформизм
Идеология классического либерализма начала видоизменяться в XIX веке. Либерализм эволюционировал в сторону либерального реформизма. Одним из первых среди идеологов либерализма, увидевшим необходимо

Социалистическая идеология
Социалистическая идеология имеет длительную историю. Однако термин «социализм» впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторс

Марксизм как идеология пролетариата
В 40-е годы XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения. К.Маркс (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельс (1820-1895 гг.) создали философскую, экономическую и

Демократический социализм
Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к реформистскому течению во II Интернационале (1889-1914 гг.), представленному Э.Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др.,

Консерватизм
Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку ко

Неоконсерватизм
Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либе

Понятие политической культуры и ее структура
Проблема политической культуры занимает одно из ведущих мест в курсе политологии. Политическая культура прямо либо косвенно влияет на поведение людей и деятельность их организаций, на восприятие на

Функции политической культуры
Каковы функции политической культуры? Прежде всего, необходимо иметь в виду, что политическая культура обеспечивает накопление и передачу политического опыта, что необходимо для поддержания устойчи

Политическая социализация
Политическая культура выступает важным фактором социализации личности, ибо социализация – это процесс, с помощью которого политическая культура передается, а также приобретается и

Сущность и понятие международных отношений
Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами госуда

Уровни международных отношений
Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали). По вертикали – масш

Виды международных отношений
И, наконец, для полного представления о системе международных отношений необходимо выделить виды международных отношений. Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим в

Понятие и сущность внешней политики государств
По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение, прежде всего, по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной власти, наук

Специфические и базовые черты внешней политики
Можно выделить некоторые специфические и базовые черты внешней политики. Одной из ее важнейших черт является выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности. Конечно, формулирование пр

Виды внешней политики
Реализация внутренних функций государства приобретает различные форма в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерн

Цели внешней политики
Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы

Функции внешней политики
Внешняя политика выполняет некоторые принципиальные функции. Среди них выделяются охранительная и информационно-представительская. Охранительная функция связана

Средства внешней политики
Существенным элементом процесса внешнеполитической деятельности является выбор средств и оценка их результативности. Выбор средств внешней политики обычно свидетельствует о ее рациональности и эффе

Основные термины и определения
Абсентеизм — равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение получает в уклонении избирателей от

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *