Молодые специалисты

Система работы старшего воспитателя ДОУ с молодыми специалистами

Система работы старшего воспитателя детского сада с молодыми специалистами

За последние годы статистика неумолима: педагогический состав дошкольных учреждений стремительно «стареет». На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя.

В последнее время число молодых специалистов, приходящих в ДОУ, очень мало. И поэтому их появление в коллективе – это радость и для заведующего ДОУ, и для педагогов. Задача заведующего, старшего воспитателя, педагога-психолога – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Решать эту задачу нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:

І этап – 1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;

ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые городские мероприятия: методические объединения воспитателей. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фиксирует в «Творческой тетради». На этом этапе старший воспитатель ДОУ предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада;

ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;

ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Первый год работы молодого специалиста в ДОУ

Поскольку I этап является одним из самых важных и сложных, остановимся подробнее на работе старшего воспитателя с молодым специалистом в этот период.

Заведующий ДОУ при приеме на работу молодого специалиста беседует с ним, знакомит его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определяет рабочее место. Воспитатель заполняет анкету с общими данными о себе (приложение 1). По возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель ДОУ, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.

Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя ДОУ проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т. е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т. д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет:

  • отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике;

  • освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому.

Знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и в его корректировке.

Адаптация молодого воспитателя

Затем наступают первые дни самостоятельной работы – самые трудные. И здесь очень важно оказать молодому специалисту помощь, сделать так, чтобы период поступления на работу и первые дни стали для него не серьезным испытанием, а радостным событием. Решение этой задачи мы считаем приоритетным для нашего педагогического коллектива. Адаптация молодого воспитателя во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда и т. д.

«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»
А.С. Макаренко

В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста.

Около полутора веков назад немецкий общественный деятель и создатель детских садов Фридрих Фребель назвал дошкольное учреждение «садом», считая, что ребенок подобен цветку и его развитие зависит от внимательного и заботливого ухода. А воспитатели – неустанные садовники, любовно и бережно растящие эти сокровища.

В нашем ДОУ замечательной традицией стало проведение мероприятия «Посвящение в Садовницы».

На этом празднике молодой специалист проходит различные испытания: поет детские песни, колыбельные, марширует под музыку, решает проблемные педагогические ситуации, произносит клятву молодого воспитателя и т. д. Сценарий готовит музыкальный руководитель. От наставника новичок получат памятку «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ» (приложение 2). В завершение проводится чаепитие.

Старший воспитатель ДОУ с самого первого дня ориентирует педагога на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов воспитания. Одна из основных функций старшего воспитателя – оказание помощи в организации педагогического процесса.

Свою работу с молодыми специалистами мы строим с учетом трех аспектов их деятельности:

«Старший воспитатель – молодой специалист» – создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками;

«Молодой специалист – ребенок и его родитель» – формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;

«Молодой специалист – коллега» – оказание всемерной поддержки со стороны коллег.

Между тем основной задачей является развития особого внимания к навыкам практического применения полученных педагогом теоретических знаний. Недостаточное владение этими навыками заставляет новичка заняться самообразованием. И здесь незаменима роль старшего воспитателя, который знакомит молодого педагога с оснащением и часами работы методического кабинета, делает подборку методической литературы и периодических изданий по интересующим вопросам.

Помощь молодому специалисту неизбежно влечет за собой оценку его педагогической деятельности. Старший воспитатель должен быть максимально тактичным в своих высказываниях, особенно если они носят критический характер. Важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».

Молодой воспитатель ДОУ испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Нередко мы анализируем работу воспитателя, руководствуясь внешними признаками. Спокойно в группе – значит, все в порядке. А что за этим скрывается? Главное ведь не внешняя дисциплина, а то, сумел ли педагог воспитать детей вежливыми, научил ли с уважением относиться к окружающим, умеет ли вовремя оказать помощь всем, кто в ней нуждается. Именно на это в первую очередь нужно обращать внимание, а, заметив педагогические успехи новичка, непременно отметить их вслух. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу.

В коллективах, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.

Определить стратегию и тактику деятельности старшего воспитателя по отношению к работе молодого специалиста поможет специальная анкета (приложение 3).

Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

Школа молодого воспитателя

В нашем ДОУ функционирует «Школа молодого воспитателя», целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности (приложение 4). Заседания проходят раз в месяц по плану, составленному с учетом запросов и трудностей начинающих педагогов. К работе «Школы молодого воспитателя» привлекаются опытные, творческие специалисты. В рамках школы рассматриваются теоретические и практические вопросы. Для молодого воспитателя, проработавшего 1–2 мес, проводится дискуссия на тему «Адаптация молодого специалиста в ДОУ». Педагог делится своими трудностями и проблемами, и коллектив совместно ищет пути их решения. Успехом пользуются дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики. Каждый воспитатель высказывает свое мнение и отстаивает его. Активно используются открытые занятия с последующим обсуждением увиденного, семинары-практикумы, где теоретический материал подкрепляется примером из практики, показом отдельных приемов и способов работы.

Адаптация социальная – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса.

Стиль управления – это совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых задач, возникающих в процессе руководства, приемов общения руководителя с членами коллектива.

Социально­-психологический климат – это вид психологического климата, вызванного межличностными отношениями или влияющего на них.

Морально­-психологический климат – вид социально­-психологического климата, связанный с моральным состоянием группы.

Вопросы воспитания и обучения также обсуждаются в ходе круглых столов с участием педагогов-наставников.

При проведении занятий в «Школе молодого воспитателя» применяются разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, «мозговой штурм», решение кроссвордов. Все это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.

Психологический кружок «Познай себя»

Большое значение в работе оказывает осознание собственных индивидуальных возможностей. Низкая самооценка не стимулирует педагогический процесс. С целью организации работы по самопознанию и раскрытию своих внутренних ресурсов в ДОУ работает психологический кружок «Познай себя», руководителем которого является педагог-психолог.

Так, педагог-психолог сначала предлагает молодому специалисту шуточный тест (приложение 5), а потом с ним проводит беседу, о том, как он оценивает себя как педагога в реальности и каким видит себя в идеале. Такой тест, несмотря на кажущуюся юмористическую направленность, позволяет определить одно из самых важных качеств для молодого специалиста – его «педагогическую стрессоустойчивость».

Педагог-наставник также заполняет тест, который поможет оценить эффективность его работы (приложение 6).

Модифицированный «Психогеометрический тест» К.Б. Малышева и В.К. Толмачева позволяет определить не только направления деятельности, но и основные способности педагогов ДОУ, которыми руководствуются при составлении программы наставничества для молодых специалистов детского сада.

Педагог-психолог ДОУ изучает личность молодого специалиста, выявляет положительные и отрицательные свойства характера. Для анализа личностной сферы используются следующие методики: тест Айзенка (определяется тип темперамента), тест фигур (раскрывается типология личности), социометрии (устанавливается социометрический статус) и т. д. Степень практической подготовленности отслеживается в результате наблюдений за организаций воспитательно-образовательного процесса в группе. Педагог-психолог также проводит с молодым специалистом консультации, коррекционную работу, деловые игры, тренинги, релаксирующие упражнения, сеансы музыкотерапии и т. д.

Советы старшему воспитателю ДОУ для успешной работы с педагогами

  • Систематически совершенствуйте свой стиль работы, анализируйте и устраняйте недостатки, ищите новые, более рациональные формы и методы деятельности.

  • Авторитет старшего воспитателя определяется его компетентностью и деловитостью, общей культурой, способностью показать другим пример в работе.

  • Учитесь своевременно принимать решения, в которых должны быть сформулированы конкретные цели и задачи работы коллектива, наиболее актуальные в настоящее время. Решения, направленные на достижения показных результатов, расхолаживают коллектив и мешают его сплочению.

  • Развивайте, формируйте способность располагать к себе людей. Привлечь людей можно глубокими теоретическими и практическими знаниями психологии ребенка, доброжелательным, уважительным, ровным и справедливым отношением к людям, умением помочь им в работе. Не забывайте своевременно отмечать инициативу и достижения в работе воспитателей, поблагодарить их в присутствии других сотрудников за хорошую работу.

  • Распределяйте поручения и задания между воспитателями соответственно их опыту, способностям и старанию.

  • Учитесь распределять обязанности, распоряжаться и контролировать, поощрять и взыскивать, опираться на силу общественного мнения коллектива. Требовательность должна быть систематичной. Эпизодическая требовательность чревата конфликтами и не дает нужных результатов.

  • Распоряжения давайте в форме поручений и просьб. Они должны быть предельно четкими и ясными. Изложите требование к качеству работы, ее объему и сроку исполнения.

  • Дисциплинарные требования должны быть одинаковы ко всем. Требования к качеству работы предъявляйте с учетом возможностей воспитателя. Непосильные требования вызывают протест, портят людям настроение.

  • Главный путь познания воспитателя – наблюдение и анализ его деятельности. Оценивайте людей исключительно по их делам.

  • Никогда не теряйте самообладание. Всплески раздражения воздействуют на воспитателя меньше, чем спокойный, тактичный анализ его поведения. Невыдержанность, крикливость – свидетельство низкой культуры, признак его слабости, а не силы.

  • От вас, вашего поведения, в первую очередь зависит создание бодрой, жизнерадостной атмосферы в детском саду. Настроение воспитателей зависит от успешности его работы, теплоты общения и взаимопомощи в коллективе. Равное обращение со всеми членами коллектива – одно из главных условий сплочения. Будьте оптимистичны и в сложных ситуациях не теряйте бодрости духа: это вселяет в воспитателей уверенность в успех дела.

  • Учитесь правильно реагировать на критику. Услышав о себе нелестное мнение, терпеливо опровергайте его делами и только делами, тогда люди легко разберутся, где истина и где ложь.

  • Рационально организуйте свой труд, планируйте работу. Приучайте себя и других соблюдать установленный распорядок дня. Никогда и никуда не опаздывайте и требуйте этого от других.

  • Контролируйте выполнение поручений, заданий, принятых решений: отсутствие контроля может навести воспитателей на мысль о ненужности выполняемой работы; в то же время следует избегать мелочной опеки над педагогами. Если в вашем коллективе имеется хоть один недобросовестный работник, сделайте все необходимое, чтобы заставить его работать, иначе он может подорвать дисциплину во всем коллективе.

Приложение 1
Анкета для воспитателя ДОУ

1. Ф. И. О.

2. Дата рождения

3. Сведения об образовании (название учреждения, год окончания, специальность, квалификация)

4. Семейное положение

5. Паспортные данные

6. ИНН

7. Страховое свидетельство

Приложение 2
Памятка для молодых специалистов
«Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»

Старайтесь:

  • Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

  • Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

  • Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

  • Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

  • Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

  • Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

  • Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.

  • Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

  • Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

  • «Терпение – дар Неба». Обладающий терпением не унизится до раздражения.

  • Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

  • Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

  • Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

  • Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

  • Не скупитесь на похвалу.

  • Не создавайте конфликтных ситуаций.

  • Следите за внешностью и поведением.

  • Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

  • Любить ребенка таким, каков он есть.

  • Уважать в каждом ребенке личность.

  • Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

  • Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

  • Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

  • Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

  • Кричать и наказывать детей.

  • Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

  • Приходить к детям с плохим настроением.

  • Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

  • Оставлять детей одних.

  • Унижать ребенка.

Приложение 3
Анкета молодого специалиста

1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?

2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?

8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • новизна деятельности;

  • условия работы;

  • возможность экспериментирования;

  • пример и влияние коллег и руководителя;

  • организация труда;

  • доверие;

  • возможность профессионального роста.

9. Что Вам хотелось бы изменить?

Приложение 4
Примерный план работы «Школы молодого воспитателя» на учебный год

Тема

Месяц

Ответственный

Планирование воспитательно-образовательного процесса

Сентябрь

Формы работы с родителями

Октябрь

Организация предметно-развивающей среды

Ноябрь

Организация и проведение занятий по развитию связной речи

Декабрь

Вопросы методики ознакомления с окружающим миром

Январь

Планирование работы с родителями

Февраль

Организация труда на природе

Март

Игры по звуковой культуре речи

Апрель

Диагностика детей

Май

Приложение 5
Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

1. Поступление на работу в детский сад:

А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.

Б. Ехал к вам, да заехал к нам.

В. Попался, как ворона в суп.

2. Посвящение в должность воспитателя:

А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

Б. Летать летаю, а сесть не дают.

В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

3. Первый самостоятельный опыт:

А. Прежде веку не помрешь.

Б. Его пошли, да сам за ним иди.

В. Как ступил, так и по уши в воду.

4. Отношение к наставничеству:

А. Наука учит только умного.

Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.

5. Проведение занятий с детьми:

А. Не бьет стрела татарина.

Б. Учи других – и сам поймешь.

В. Ехала кума неведомо куда.

6. Проведение режимных моментов:

А. День в день, топор в день.

Б. Жив, жив Курилка.

В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

7. Родительские собрания:

А. Не трудно сделать, да трудно задумать.

Б. Первый блин комом.

В. Жаловался всем, да никто не слушает.

8. Участие в педагогических советах в ДОУ:

А. Живет и эта песня для почину.

Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.

В. Фасон дороже приклада.

9. Конец учебного года:

А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что
доброго мастерства.

Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.

В. Вечер плач, а заутре радость.

Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:

«А» – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать), «потенциальном педагоге» (каким бы Вы могли стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.

«Б» – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.

«В» – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

Стрессоустойчивость:
для ответов типа «А» – нормальная.

для ответов типа » Б» – неустойчивая.

для ответов типа «В» – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.

Приложение 6
Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы
(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответст-вуют представлениям о Вашей деятельности:

1. Воспитатель детского сада – это:

А. Добрая лошадка все свезет.

Б. Без матки пчелки – пропащие детки.

В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом
копия вскормлены.

2. Педагогический коллектив – это:

А. В мире, что в море.

Б. У одной овечки да семь пастухов.

В. Склеенная посуда два века живет.

3. Обучать детей – значит:

А. Что посеешь – то и пожнешь.

Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.

В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести.

4. Воспитывать детей – значит:

А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.

Б. Перемелется – все мука будет.

В. Наказом воевода крепок.

5. Развивать детей – значит:

А. Сей день не без завтра.

Б. Высоко летаешь, да низко садишься.

В. Палка о двух концах.

6. Работа с родителями – это:

А. Бумага некупленная, письмо домашнее.

Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.

В. По способу пешего хождения.

Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:

«А» – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, «поучающего» стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее!

«Б» – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях.

«В» – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1–2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать формирование у него представлений о Вас как об идеальном педагоге, уровня которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам чувством юмора объяснить, что Вы начинали точно так же.

>Кто является молодым специалистом в сфере образования

Социальные льготы молодым учителям в 2019 году

Или получить компенсацию в виде денежной выплаты за часть отпуска, превышающую стандартные 28 дней.В течение одного года с даты выпуска, молодой специалист может быть принят на работу без испытательного срока. Но только в том случае, если идет работать в школу по специальности.Рассмотрим структуру зарплаты молодого специалиста-учителя в 2019 году.Базовая ее часть зависит от размера нагрузки (ставки), педагогического стажа и уровня образования. Понятно, что у молодого специалиста, только что получившего диплом, она будет невелика. Однако, есть ряд способов увеличить итоговую сумму за счет стимулирующей части.В нее входят доплаты:

  1. за совмещение нескольких предметов;
  2. за выполнение общественной нагрузки;
  3. за работу в спецклассах и т. д.
  4. за режим работы (например, в две смены);
  5. за классное руководство;

Кроме того, для педагога возможно и совместительство.

Трудовой договор, трудовое законодательство и трудовые отношения: гарантии и льготы

Однако, возможность установления дополнительных льгот и преимуществ работникам конкретной организации (учреждения, предприятия) напрямую зависит от финансово-экономических возможностей работодателя. Соглашение — правовой акт, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями. Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли. В настоящее время заключено значительное количество отраслевых соглашений, в которых установлены общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли.

Молодой специалист в образовании

Они касаются различных отраслей и могут содержать требования к условиям обучения (бюджет, очная система), типам организаций (бюджетная сфера, учреждение), возрасту специалиста (до 30-35 лет) и к другим обстоятельствам.

Федеральными законами России не предусмотрена социальная помощь молодым работникам. На общегосударственном уровне было принято Постановление Правительства №821 от 22.06.2012 года, которое рекомендовало принять закон, регламентирующий выплату (подъемные) молодым работникам на протяжении первого месяца работы.

В последующем указанный закон был принят, однако специальные льготы и размер доплат устанавливаются различными региональными нормативными актами и программами. Зачастую поддержка специалистов заключается в следующем: Для получения необходимых средств выпускнику необходимо осуществить несколько действий. Подъемные станут доступны только после заключения первого трудового договора.

Перед его подписанием, выпускник обязан представить работодателю свой диплом о полученном образовании. С момента его получения должно пройти нем более года,только в этом случае можно претендовать на помощь государства.

Кто считается «молодым специалистом»

Таким образом, это определение можно считать официальным для тех, кто является «молодым работником» или «молодым специалистом».Согласно ему, чтобы стать участником некоторых региональных программ, поддерживающих эти категории работающих, и получать льготы, предусмотренные для них, вы должны соответствовать следующим критериям:- иметь диплом об образовании, выданный высшим образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию;- впервые начать работать по специальности, полученной в вузе;- устроиться на эту работу в течение года после окончания вуза.Льготы, предусмотренные для выпускников педагогических и медицинских вузов, в связи с нехваткой специалистов, существуют во многих субъектах РФ.В некоторых субъектах РФ, в которых действуют подобные программы, могут быть предусмотрены дополнительные требования и критерии, содержащие нормы трудового права и распространяющиеся только на работников конкретной отрасли.

Второе условие — трудоустройство по той специальности, которая указана в дипломе. Если, например, педагог устраивается на работу продавцом, то это не дает ему право на получение подъемных.

Какие существуют льготы молодым специалистам

Вдобавок, во многих организациях работают положения о статусе молодого специалиста.

В данных документах детально оговорены условия труда новоиспеченных специалистов, количество и суммы выплат, механизмы предоставления социальных льгот и прочие важные моменты. Максимальный возрастной порог молодого специалиста для получения им положенных льгот составляет 30-35 лет. Этот показатель зависит от региона, где трудится вчерашний студент. С момента заключения трудового договора статус будет законным в течение 3 лет.

Второй раз, данный статус получить невозможно. Есть ряд случаев, когда статус молодого специалиста могут увеличить до 6 лет: Специалист проходит обучение в аспирантуре или адъюнктуре на очной форме. Во время прохождения срочной воинской службы или альтернативной службы.

Все они – молодые специалисты.Молодым специалистом считается работник, который получил начальное, среднее или высшее профессиональное образование, и впервые поступил на работу по полученной специальности в течение одного года после окончания образовательного учреждения.До принятия нынешнего Трудового кодекса молодыми специалистами считались выпускники образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Сегодня в Трудовом кодексе понятие «молодой специалист» отсутствует.Поскольку молодым выпускникам без опыта сейчас сложно найти работу, государство старается всячески способствовать их трудоустройству.

Понятие и признаки определения молодого специалиста.

Тем не менее «молодой специалист» находит место в нормативно-правовых актах специального и местного действий, устанавливающих некоторые льготы, выплаты и преимущества для молодых специалистов.

Государственные послабления призваны компенсировать затраты работодателя на содержание убыточной, по сути, категории молодых сотрудников.До принятия Трудового кодекса РФ молодыми специалистами именовались лица, окончившие образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. Однако меры социальной поддержки и гарантии распространяются лишь на узко определённый круг лиц, по различным критериям подпадающим под действие данных законодательных актов. Например, в соответствии с Законом г. Москвы от 30.09.2009 N 39 «О молодежи» основным из направлений поддержки молодежи является поддержка молодых специалистов (ст.

33), с целью осуществления которой органы исполнительной власти г. Москвы предоставляют социальные гарантии молодым специалистам и содействуют их профессиональной адаптации.

Однако конкретные социальные меры, направленные на работу с молодыми специалистами, не указаны, а отмечено лишь то, что порядок и условия предоставления социальных гарантий молодым специалистам устанавливаются Правительством Москвы, а также например льготы молодым специалистам предусмотрены в педагогической сфере Постановлением Правительства Москвы

«О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы»

: гражданам, относящимся, в соответствии с этим Постановлением, к категории «молодые специалисты», в течение первых трех лет работы устанавливаются доплаты в размере 40% ставки заработной платы, а имеющим диплом с отличием — в размере 50% ставки заработной платы.

Когда выпускник является молодым специалистом. Памятка нанимателю

Солнечным августовским утром раздался стук в дверь. «Войдите!»
— «Здравствуйте. Я — Сергей Круглов, выпускник юридического факультета, буду работать у вас юристом. И еще… Я — молодой специалист».

Разберемся, какие выпускники являются молодыми специалистами и как нанимателю убедиться в том, что новый сотрудник относится к этой категории <1>.

Кто он, молодой специалист?

Принимая на работу выпускника <2>, наниматель в первую очередь должен определить, является ли он молодым специалистом. Это связано с тем, что для молодых специалистов законодательством предусмотрены дополнительные гарантии и компенсации.

Исходя из анализа норм законодательства об образовании, можно сделать вывод, что выпускник является молодым специалистом, если <3>:

1) получил образование:

— в дневной форме обучения;

— в государственном учреждении образования <4>;

— с оплатой за счет средств бюджета как минимум половины срока обучения;

2) принимается на работу в порядке распределения или направления;

3) имеет свидетельство о направлении на работу (далее — свидетельство).

Нагляднее — в приведенной ниже таблице.

Таблица

Выпускник = Молодой специалист
Получил образование:

— в дневной форме обучения;

— в государственном учреждении образования;

— с оплатой за счет средств бюджета как минимум половины срока обучения

Распределен или направлен на работу, что подтверждается свидетельством

Обратите внимание!
Статус молодых специалистов выпускники приобретают только на период обязательной работы <5>

Как определить, что выпускник — молодой специалист?

Для того чтобы установить, относится ли выпускник к молодым специалистам, нанимателю нужно выполнить определенные действия.

В первую очередь необходимо проверить диплом или документ об образовании. Затем наниматель обязан потребовать у выпускника свидетельство или справку о самостоятельном трудоустройстве <6>, если из информации, указанной в документе об образовании, видно, что выпускник получил в государственном учреждении образования:

— высшее, среднее специальное образование и с момента окончания обучения прошло не более двух лет;

— профессионально-техническое образование и с момента окончания обучения прошло не более одного года.

На заметку
Желательно уточнять наличие указанных документов у выпускников, получивших послевузовское образование за счет средств республиканского бюджета, если с момента окончания их обучения прошло <7>:
— не более двух лет — для получивших послевузовское образование I ступени;
— не более одного года — для получивших послевузовское образование II ступени.

Если выпускник получил высшее образование I ступени, среднее специальное или профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, целесообразно узнать у него, отработал ли он срок обязательной работы. Для таких выпускников срок отработки составляет не менее пяти, трех и двух лет соответственно <8>

Если выпускник предъявил справку о самостоятельном трудоустройстве — молодым специалистом он не является <9>.

Если же он представил свидетельство <10> — следует изучить его. Само по себе наличие свидетельства не говорит о том, что выпускник, его предъявивший, является молодым специалистом. Ведь свидетельство может быть выдано, к примеру, выпускнику, обучавшемуся в дневной форме в государственном учреждении образования, но за счет собственных средств. Молодым специалистом такой выпускник не будет, поскольку источником финансирования его обучения являются не средства бюджета <11>.

Вместе с тем наличие свидетельства является главным признаком того, что выпускник является молодым специалистом. Ведь в свидетельстве указываются следующие сведения:

— за счет каких средств получил образование выпускник (бюджетные, средства юридических лиц, собственные средства и т.д.);

— наименование учреждения образования, из которого можно сделать вывод о принадлежности его к государственной или частной организации. К примеру, Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка — государственное учреждение образования, а «БИП — Институт правоведения» — частное.

К тому же свидетельство выдается только тем выпускникам, которые получали образование в дневной форме <12>.

Таким образом, вся необходимая информация о том, является ли выпускник молодым специалистом, содержится в свидетельстве <13>.

Основные критерии получения статуса

В термине “молодой специалист” прежде всего важна часть, указывающая на возраст, который предполагает определенную планку.

Но кроме него, есть и другие критерии, дающие право считаться молодым специалистом и претендовать на мотивационную выплату:

  • человек закончил учебное учреждение, которое имеет действующую аккредитацию от государства. При этом оно должно иметь статус среднего или высшего учебного заведения;
  • обучение производилось на дневном (очном) отделении, при этом финансировалось за счет государства;
  • специалист получил диплом государственного образца, который подтверждает его знания и навыки;
  • трудоустройство производится в течение года после окончания учебы;
  • работа по полученной специальности первая, это же считается и при трудоустройстве по направлению из заведения;
  • для работы было выбрано учреждение, финансируемое из государственного бюджета.

Если хотя бы одно из этих условий не будет выполнено, то получать социальную выплату человек не имеет права. Это же касается и выпускников с несоответствующим возрастом, которые соблюли все условия, связанные с обучением и трудоустройством — для них получение пособия также будет невозможным.

Вместе с тем, для статуса молодого специалиста не нужно дополнительных документов, достаточно только удостоверения личности с указанным годом рождения и диплом об образовании со справкой из учебного заведения.

Особенности получения статуса и его использования оговариваются в региональном законодательстве, к примеру, в Москве ценятся педагоги, но начать работу они должны не позднее, чем через 3 месяца после выдачи диплома.

Даже если у педагога до 35 лет нет специального образования, но он работает в школе или другом учебном заведении, имея любой другой диплом, он все равно будет молодым специалистом.

В Санкт-Петербурге условия схожие, но при этом возраст ниже — на уровне 30 лет, такие же требования и в Саратове, что оговорено в местных правовых актах.

До какого возраста действует

Молодым специалистом может считаться тот человек, который выполнив все вышеперечисленные условия, на момент поступления на работу не достиг возраста старше 35-ти лет.

В некоторых случаях понятие молодого снижается до 30-ти лет, к примеру, при ипотечном кредитовании, но в большинстве случаев принимается именно величина в 35 лет. Кроме выплаты, люди с таким статусом вполне могут рассчитывать и на другие льготы, связанные с трудовым процессом.

Так, если трудоустройство производится в первый год после получения диплома, то испытательный срок специалистами не проходится, но только в случае с работой по полученной специальности.

Если выпускник закончил высшее или среднеспециальное заведение с красным дипломом, то он вполне может рассчитывать на доплату к заработной плате.

Размер выплат подъемных

Размер, в котором выплачиваются поощрительные “подъемные” выплаты, оговаривается отдельно в каждом регионе. В городах получить такое пособие могут только учителя, медики же должны отправиться в сельскую местность.

Молодой специалист в области педагогики, который трудоустраивается на первую работу в Москве, будет получать надбавку к заработной плате в размере 40% от стандартной ставки.

Те выпускники, которые имеют диплом с отличием, так называемый “красный”, могут рассчитывать на 50% от ставки. Но выплачиваться эти суммы будут только первые три года.

В столице России также предусмотрена доплата размером в 15% ставки, которая необходима для компенсации половины цены проездного на общественный транспорт.

Если у молодого сотрудника больше чем одна ставка, к примеру, две или полторы, то доплата будет все равно рассчитываться по размеру одной ставки. Закон не предусматривает увеличения сумм при дополнительной нагрузке.

Санкт-Петербург не предоставляет своим молодым педагогам ежемесячные надбавки к заработной плате, впрочем, он заменяет их единоразовыми выплатами в начале работы.

Просчитать получаемую специалистами сумму достаточно легко, ведь специалистам со стандартным дипломом будет выплачено 6 базовых единиц, а тем, кто имеет документ с отличием — 8 базовых единиц.

Под базовой единицей подразумевается база расчета заработных плат в СПб работникам бюджетного сектора, и в 2019 году она составляет 11 138 рублей. Обычный выпускник получит сразу 66 828 рублей, а краснодипломнику полагается уже 89 104 рубля.

Кроме единоразовой выплаты, учителям Санкт-Петербурга, которые не достигли 30-ти лет, ежемесячно компенсируются расходы на общественный транспорт в размере половины его стоимости.

Медики же получают на федеральном уровне гарантированный 1 000 000 рублей, а некоторые регионы устанавливают дополнительные выплаты.

К примеру, в Псковской области, специалист, уехавший в село по программе “Земский доктор”, может получить еще 100 000 рублей если это должность врача, а медсестры и фельдшера получат 30 000 рублей.

Последняя категория может получить и 50 тыс рублей поощрения, но только при трудоустройстве в фельдшерско-акушерские пункты.

Условия выдачи в сферах деятельности

В разных сферах деятельности существуют отличающиеся условия получения мотивационных выплат, и на данный момент наиболее проблемными являются медицинские специальности и педагогические.

В любом случае, запрашиваться деньги должны на первом месте работы, куда предоставляется диплом об образовании, но при условии, что прошло не более года, и работать человек будет по полученному уровню квалификации и профессии.

Процесс трудоустройства представляет собой не только формирование трудового договора, но и приказа о приеме. Его должны представить новому сотруднику для ознакомления и подписи, и там же оговариваются основные нюансы работы, а также информация о человеке.

Пока приказ не подписан работником, он не считается вступившим в силу. После трудоустройства сотрудник пишет на имя руководителя заявление о желании получить подъемные средства. Бланк заявления можно скачать здесь.

Документы предоставлять дополнительно не нужно, поскольку при устройстве на работу все бумаги уже переданы.После проверки заявления и его подписи, начальник создает приказ о выплате мотивационных средств молодому специалисту. Он, как и прочие приказы, обязательно предоставляется для ознакомления.

Если его все устраивает в документе, то ставится подпись, и средства выплачиваются либо на зарплатную банковскую карточку, либо же в наличной форме через кассу. Это не касается федеральной суммы, она перечисляется сугубо на карту.

Написать правильное заявление поможет этот образец:

Медикам

В отличие от специалистов педагогической сферы, молодые медики могут рассчитывать на более суровые условия получения выплат, ведь пособие будет предоставлено только при соблюдении жестких условий.

Специалист в сфере здравоохранения должен:

  • быть в возрасте до 35-ти лет;
  • жить и быть трудоустроенным в сельской местности после окончания обучения;
  • заключить трудовое соглашение на срок не меньше, чем 5 лет.

Если эти условия выполнены, то молодой медик получает миллион рублей по программе “Земский доктор”, для которой требуется заключенный договор с органами власти по месту работы.

Выплаты предоставляются медицинским сотрудникам, которые имеют соответствующее образование и желающим работать по профилю.

Пятилетний срок заключения договора является основополагающим при получении пособия, а если человек досрочно уволится, то средства за неотработанный срок он будет обязан вернуть.

Кроме этого, молодые медики могут также получить помещение для жизни, земельный участок для строительства, либо компенсировать часть ипотечного кредита.

Миллион рублей получится потратить только на приобретение или ремонт жилья, поскольку помощь имеет целевой характер, и если государство погашает часть ипотеки, то оставшаяся часть финансируется из программы “Земский доктор”.

Педагогам

Для педагога особенности предоставления мотивационной выплаты оговариваются в региональном законодательстве и могут существенно отличаться.

Обычно учитель обязуется заключить трудовой договор на 3 года, а после увольнения восстановить его нельзя, поскольку статус молодого специалиста дается один раз.

В остальном учителя имеют более выгодное положение, чем медики, так как могут получить пособие даже при трудоустройстве в городе, а не только в селах.

Обе категории имеют право на продление звания молодого специалиста на срок до 6 лет, но для этого должны быть веские основания. Таковыми могут стать служба в армии по призыву, обучение в аспирантуре на очной форме или декретный период, когда женщина не могла работать.

Молодые специалисты, работающие в некоторых сферах Российской Федерации, могут получить так называемые подъемные — выплаты для стимуляции работать.

Так государство планирует повысить престиж профессии и привлечь молодежь, но для получения средств нужно соблюсти условия, связанные с возрастом и периодом трудоустройства, только тогда поощрение будет выдано.

Видео: реализация программы «Земский доктор»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *