Могут ли учителя забирать телефоны

Новости DELFI — Крупнейший новостной портал на русском языке в Эстонии

«Несложно представить себе, какие мысли проносятся в голове у матери, чей ребенок, учащийся младших классов, не отвечает на звонки. Ты не знаешь, где он, с кем, не случилось ли чего», — рассказала Марина.

«К счастью, ребенок пришел домой, и мы узнали, что телефон у него отобрал на уроке учитель. Но, что удивительно, телефон не был возвращен после урока или в конце учебного дня. А если у ребенка нет ключей? Если его должен забрать кто-то из родных и надо связаться с ребенком? Да мало ли еще какие бывают ситуации, когда необходимо быть на связи! Нас тоже никто из школы не поставил в известность о том, что телефон находится у учителя. Не вызвали в школу, чтобы отдать телефон лично в руки, например. То есть телефон у учителя, ребенок дома, а родители в шоке. Неужели теперь вот так легко можно забирать у детей вещи, тем более ценные и важные?» — резюмировала она.

По словам присяжного адвоката Евгения Твердохлебова из Advokaadibüroo Vindex, этот вопрос регулируется внутренним распорядком школы, который в каждом учебном заведении свой, и Законом об основной школе и гимназии (п. 6 ч. 3 ст. 58).

”Во-первых, в пункте 6 говорится, что школа может изъять на хранение предметы, которые используются не в соответствии с внутренним распорядком школы, — объясняет адвокат. — Чтобы найти ответ на возникший вопрос, нужно взять внутренний распорядок конкретной школы и найти там, как нужно использовать телефон, и после этого сравнить эту норму с тем, как было на деле”.

Имеет ли право учитель собирать телефоны учеников перед уроком?

Смартфоны на уроке — враги или помощники?

Мы уже писали о принятии парламентом Франции закона о запрете использования смартфонов в школе. Законопроект спорный, есть как сторонники такой инициативы, так и ярые противники. Российские педагоги тоже отреагировали неоднозначно. Например, одни учителя считают, что невозможно отрицать цифровой прогресс, нужно лишь научиться использовать его во благо. Так, директор института неформального образования INO Дмитрий Зицер в своём интервью каналу «360» поделился мнением: «Смартфон — это часть жизни. Сейчас надо говорить о том, как научиться учителям использовать то, что дети постоянно с телефонами. Смартфон надо сделать верным помощником, а не превращать во врага. Учителям необходимо делать уроки нескучными, интересными, можно подключать телефоны. Я уверен, что телефоны в руках детей влияют только на психику взрослых».

А вот министр образования России Ольга Васильева высказывается против мобильных телефонов. «Что касается запрета айфонов как помощи на уроках учеников — я думаю, что здесь вопрос очень сложный. На мой взгляд, у нас есть планшеты во многих школах, те, которые являются рабочими и которых достаточно, чтобы посмотреть рабочий материал», — прокомментировала «мобильную» ситуацию в школах Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания в прошлом году.

Тогда же министр отметила, что запрещать или разрешать использовать мобильные телефоны в школе — собственная прерогатива каждого учебного заведения. В пример Васильева привела использование во многих общеобразовательных учреждениях специальных коробок для сбора телефонов. На входе в класс стоит «красивый ящичек», куда школьники сдают свои гаджеты, которые они забирают оттуда лишь после занятий.

Действительно, практика изъятия на время урока гаджетов у школьников имеет успех у многих преподавателей. Но правомерен ли такой «отъём у населения» имущества и чем подобные действия могут грозить учителю? Разбираемся в ситуации при помощи «буквы закона».

Юридическая сторона вопроса

Имущество

В нашем анализе будем руководствоваться Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.

Итак, семья приобрела своему ребёнку мобильное устройство, которое он стал носить с собой в школу. Следовательно, был совершён акт дарения, а ребёнок стал собственником гаджета.

В школе преподаватель требует ребёнка сдать смартфон на временное хранение, так как наличие гаджета у школьника будет отвлекать ребёнка от процесса обучения. В конце урока учитель обязуется вернуть телефон владельцу.

Дети, которые проходят обучение в школах, дееспособны, следовательно, могут приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять свои гражданские обязанности. Объем прав и обязанностей регулируется Гражданским кодексом РФ. Статьи 21, 26 и 28 определяют понятие дееспособности, а также перечисляют варианты возможных сделок в зависимости от возраста несовершеннолетнего («Дееспособность гражданина»; «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»; «Дееспособность малолетних»).

Школьник, став собственником смартфона, обрёл права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Ребёнок вправе распоряжаться личным имуществом, как ему вздумается, совершая любые действия, естественно, при этом не нарушая закон, права и охраняемые законом интересы других лиц. Такие действия регулируются Гражданским кодексом РФ, описываются в статье 209 (ст. 209) «Содержание права собственности». Таким образом, всю ответственность за свои действия с личным имуществом, в данном случае — с телефоном, ребёнок несёт самостоятельно (ст. 210 «Бремя содержания имущества» и ст. 211 «Риск случайной гибели имущества»).

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя Купить

Хранение

Итак, с актом дарения и получением ребёнка телефона в собственность разобрались, теперь рассмотрим момент «честного отъёма» сотового телефона у ученика и пребывание гаджета в коробке (или ящике, или любом другом месте, куда поместит его ученик или учитель).

В подобной ситуации из всех вышеперечисленных действий логически «вытекает» лишь один вид сделки — хранение. Согласно договору хранения «одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности» (ГК РФ ст. 886 «Договор хранения»). Несмотря на то что договор хранения предполагает простую письменную форму, отсутствие оной «не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем» (ГК РФ ст. 887 п. 3 «Форма договора хранения»).

Согласно п. 1 ст. 900 ГК РФ («Обязанность хранителя возвратить вещь») «хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением». В данном случае под «хранителем» понимаем преподавателя, забирающего сотовый телефон, а под «поклажедателем» — школьника.

Кстати, стоит отметить, что преподаватель не имеет права требовать у своих учеников сдавать телефоны перед уроком. Личное имущество должно сдаваться добровольно, иначе педагог нарушает положения ст. 209 ГК РФ («Содержание права собственности») и п.1 ст. 35 гл. 2 Конституции РФ («Право частной собственности охраняется законом»).

Читайте ещё:

  • Где находится школа без классов, кабинетов и смартфонов
  • 10 советов молодым учителям
  • Конфликт между учителем и учеником: кто прав?
  • Правовой статус педагогических работников
  • Мобильные телефоны на уроке: запретить или разрешить?

В чём же подвох?

Все «роли» распределены, действия расписаны, казалось бы, где может притаиться опасность? Однако вероятность того, что «что-то может пойти не так», вполне велика.

Представьте ситуацию, в которой ученик решает проучить или отомстить преподавателю. Причин может быть масса — некорректное замечание педагога, неудовлетворительная отметка, наказание за провинность и т.д. Или, возможно, что гаджет ребёнка уже сломан, он боится реакции родителей и ищет, на кого бы «повесить» вину. Так или иначе, но ученик вполне может отдать преподавателю на хранение уже сломанный аппарат.

Согласно п. 1 ст. 901 ГК РФ («Основания ответственности хранителя») «хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401» Гражданского кодекса. П.2 ст.401 ГК РФ (Основания ответственности за нарушение обязательства) гласит, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство». В описанной ситуации именно педагог становится «лицом, нарушившим обязательство», поэтому ему самостоятельно придётся доказывать, что он не причинял вред гаджету.

Также важно обратить внимание на то, что хоть это и был акт хранения, но протекал он на безвозмездной основе. А для такого варианта тоже существуют свои правила. Согласно п.2 ст. 902 ГК РФ («Размер ответственности хранителя»):

«При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:

1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость».

В помощь учителю

Помочь доказать свою невиновность смогут видеокамеры, если таковые есть в кабинете. Но, во-первых, не все классные комнаты в российских школах (да что там «не все», если брать показатели по стране, то можно сказать «почти нигде») оснащены видеокамерами, а во-вторых, на видео должно быть чётко видно, что преподаватель никак не мог сломать телефон. К примеру, если учитель и коробка будут не под тем углом к камере, даже при наличии видео невозможно будет доказать невиновность преподавателя.

Поддержать своего учителя могут остальные ученики в классе, давая показания о том, что учитель не ломал гаджет. Но ведь школьник может получить свой телефон обратно последним, когда все ученики уже покинут класс. Тогда учитель остаётся без свидетелей и без записи с камеры.

В целом, учитель вполне может справиться с доказательством своей невиновности. Но легко представить, скольких сил и нервов ему это будет стоить. Поэтому, в данной ситуации, стоит предусматривать ВСЕ варианты развития событий и лучше лишний раз себя обезопасить, не беря на хранение имущество учеников. По возможности стоит объяснить школьникам важность самостоятельного отказа от использования мобильных телефонов во время урока (то есть ученики сами не будут доставать сотовые), либо построить урок так, что эксплуатация гаджетов станет частью обучения.

Также, как вариант, администрация может принять в пределах своей компетенции локальный акт, описывающий порядок сдачи гаджетов на хранение. Таким образом, ответственность за сохранность имущества будет нести не один учитель, а вся администрация общеобразовательного учреждения.

Естественно, никто не говорит о том, что ученики только и ждут того момента, как «подставить» своего учителя. Нет, подобных ситуаций на практике происходит не так много, но они есть. Поэтому для преподавателя разумнее учесть все «опасные» моменты ситуации и обезопасить себя заранее.

Имеет ли учитель право забирать телефон в учебном заведении

Если возник вопрос, имеет ли учитель право забирать телефон? То это видимо неспроста. Наверное, ваш ребенок уже сталкивался с подобной проблемой и теперь никто не знает, правдиво ли все это.

Так имеет ли учитель право забирать телефон?

Практически каждый малолетний гражданин подвержен соц деформации. Но лишь не сформированный человек, словно губке будет постоянно впитывать в себя самые разные аспекты по той или иной деятельности. Здесь учитываются как положительные, так и отрицательные качества. Основным местом нахождения ребенка является именно школа. Большую значимость на детей в частности оказывают преподаватели. Но где именно обозначены все данные границы этого же влияния? Что же все-таки дозволено, а что запрещается учителю? Имеет ли право преподаватель забирать телефон учащегося, ограничивать в использовании специализированных вещей, но или вообще устанавливать любые нестандартные запреты?

Организация общеобразовательного процесса

Учебные заведения уже много лет как специализируются только на нормативной морали, а также нравственности. Где-то в 2012 году было установлено законодательство, предусматривающее все правила относительно образовании в любом учебном заведении. Именно здесь закрепляются правила поведения учащихся, а также преподавателей. Здесь же рассматриваются методики по организации учебной процедуры. И только на основе данного законодательства учебные заведения стали выставлять собственные уставы, где в частности закрепляются требования и правила общеобразовательного процесса.

Основная проблема по пользованию телефонным гаджетом проявились еще в 2000 году. В это самое время учащиеся только-только получали в подарок мобильные телефоны и уже после, чтобы похвастаться приносили с собой в школу. Это все вызвало целую волну недовольства со стороны преподавателей. К тому же сами школьники и их родители начали задаваться вопросом о том, имеет ли право преподаватель забирать личный мобильный телефон школьника.

Обязанности преподавателя

Конечно, учитель был наделен целым рядом основных обязанностей. Основная и важнейшая функция преподавателя — это качественно выполненная реализация общеобразовательного процесса. Общеобразовательная процедура в частности включает в себя учебный процесс и воспитание. Все это два основных взаимосвязанных направлений. Преподаватель не сможет правильно и даже качественно организовать тот или иной процесс без уважительных причин к любому ребенку. И только проявление уважительного отношения, этичности, а также толерантности считается другой обязанностью каждого преподавателя. Высококвалифицированный педагог должен будет показать своим ученикам правильный пример. Этот банальный тезис так и не был предусмотрен до конца, к тому же не поддается осмыслению некоторым преподавателям общеобразовательных учреждений.

Многие преподаватели всегда отдаю предпочтение постоянному запугиванию, а также авторитаризму. И вместо постоянного поучительного общения о неуместности мобильных телефонов на уроке преподавателя зачастую прибегают к частым спорам и даже конфликтам. Здесь же придется к любому делу подходить особенно тщательно. К тому же найти вопрос на то, имеет ли право учитель забирать телефон учащегося не так уж просто, как кажется.

Преподаватель, учащийся, телефон

Вся работа преподавателя в частности предполагает множество разных обязанностей, где учителю всегда приходится выходить из разных ситуаций. Но только ничтожная заработная плата учителей приводит к невысокой мотивации специализации, отчего превращают преподавателя в безалаберного, и халатного сотрудника учебного заведения. Частенько преподаватель практически ничем не отличается от учащихся. Он начинает постоянно хамит, ленится, и конечно, без особой причины начинает раздражаться. А тем временем мобильные телефоны у детей оказываются прекрасным средством для появления конфликта. Именно в порыве гнева преподаватель может отобрать, выкинуть или даже переломать устройство. С подобными случаями все, итак, уже понятно, так как сотрудник учебного заведения ведет себя не столь профессионально, и намерен попортить имущество третьих лиц. Но как поступить именно с изъятием? Да и вообще имеет ли право преподаватель забирать мобильный телефон? Ответ от профессиональных юристов оказывается однозначным. Оказывается ни один учитель, не должен покушаться на собственность учащегося. Это относится всех, кто работает в этой области.

У любого человека имеется три основных прав на собственность, то есть обладать, пользоваться и распоряжаться. Ни один из подобных прав на собственности не может ограничиваться, если при этом дело не дойдет до судебного дела. Если же преподаватель решил забрать мобильный телефон у учащегося, то это конечно, является прямым правонарушением личных прав. Правовая норма в уставе учебного заведения о возможном запрете по пользованию телефонами в частности противоречит Гражданскому и Конституционному кодексу. Но как самому преподавателю вести себя, если же, все дети в частности больше внимание уделяют своим телефонам, вместо того, чтобы получать знания? Можно рассмотреть все это с разных сторон. Что именно позволяется преподавателю, а что нет. И только справедливости ради необходимо будет особой отметить, что отличающихся прав у преподавателя практически нет.

Основным приоритетом в общеобразовательном учреждении, является процесс обучения, в котором и заключается возможность передачи детям знаний, хоть они сами этого вообще и не замечают. Основной приоритет в любой учебной процедуре в частности отдается только детям, они соответственно всего этого не замечают. Преподаватель в частности превышается собственные полномочия. К примеру, в ситуации с телефоном учащегося это все не очень сложно проследить. С легкостью представив всю основную ситуацию: преподаватель в течение тридцати минут пытается всем детям объяснить всю проходимую программу. Но в некоторых случаях дети должны были бы добродушно отнестись к процессу обучения, но оказывается, что современным детям далеко не интересно обучение и получение знания в целом.

Дети всегда вместо того, что проходить обычный учебный процесс, утыкаются в свой телефон и начинают там что-то искать. И это вместо того, чтобы получать знания. Как же поступит в данном случае профессиональный преподаватель? При разумном отношении учитель должен будет применять собственные навыки и должен будет проводить с учениками разъяснительную беседу. За счет чего должен будет увеличить им полную учебную мотивацию, а также постарается максимально довести до учащихся о разрушительном влиянии так называемой пусто информации. Наконец-то придется поделиться личным опытом при избавлении от любых пагубных привычек.

Но только организовать подобную беседу будет практически сложно. Более простым действием в этом окажется просто изъять мобильные телефоны, но и дополнительно подпитать школьников ненавистью к самому себе. В этом деле есть еще один более простой вариант по официальной борьбе с подобной зависимостью.

Соответственно в связи со всем этим следует организовать собрание родителей. Преподаватель должен будет рассказать о проблемах родителям собственных учащихся и после просит принимать основные меры. И тут поднимается вопрос обо всем том, имеет ли преподаватель основное право, чтобы забирать телефоны учащихся, которые также считаются имуществом их родителей. В качестве итогового результата, то добросовестный родитель лично сам не позволит собственному ребенку ходить с телефоном в руках в учебное заведение.

Права на собственность у учащегося в России, РБ, РК

Имеет ли основное право преподаватель забирать мобильный телефон школьника в другом государстве, так называемого постсоветского пространства, помимо России? Если же в конституционном законодательстве, но или в любом другом законе в частности регламентируются права на собственность, то любой подобной возможности у преподавателя практически нет. Устав любого общеобразовательного учреждения не могут дополнять преподавателя в его основных правах. К тому же все это оказывается лишь локальным актом, который в полной мере не должен будет противоречить основным федеральным нормативам и некоторым статьям.

Преподаватель вообще не имеет права в дальнейшем забирать мобильный телефон у своего школьника. И только разобравшись со всем этим, следует особое внимание обращать на школьников. Какими именно правами школьники при этом обладают? В данном же случае необходимо будет обратиться именно в Конвенцию прав любого ребенка. Еще в старом законодательстве данный документ мог закрепить право на жизнедеятельность и даже здоровье, на последующее получение образования. Но секрет, что многие преподаватели частенько превышают собственные полномочия.

Кроме того, поведение самого ребенка правда практически не оправдывает каких-либо нарушений со стороны преподавателя. Педагоги частенько давят на учащихся, после чего угрожают им или даже пытаются применить силы. При некоторых случаях возникают моменты, когда необходимо будет обратиться за помощью. Следует вернуться к ситуации с любыми электронными приборами. Что же делать, если преподаватель тем временем забрал у школьника и в последующем не желает отдавать? Поначалу ребенок должен будет обращаться к родителям, после они совместно могут обратиться к директору учебного заведения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *