Лицензия на навоз

На навоз лицензии не нужно! Минприроды РФ опубликовал разъяснения по вопросу необходимости оформления лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности при обращении с навозом. Напомним, что согласно ФЗ № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», вступающему в силу с 1 июля 2016 года, сельхозпредприятия больше не имеют права осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение органических отходов животноводства без соответствующей лицензии. Навоз отнесён к отходам 4 класса опасности. Для нарушителей предусмотрены серьёзные штрафные санкции: от 10 до 30 тыс. руб. на должностное лицо и от 100 до 250 тыс. руб. – на юрлицо. Законопроект вызвал большой резонанс у сельхозпроизводителей. В адрес МСХ и Минприроды были направлены многочисленные обращения по поводу предстоящего лицензирования животноводческих хозяйств. 27 мая на сайте Минприроды РФ появились специальные разъяснения по этому вопросу. Из документа следует, что аграриям НЕ НУЖНО ОФОРМЛЯТЬ ЛИЦЕНЗИЮ на сбор и транспортировку отходов животноводства. Вот этот документ: «В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее – отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии данным Федеральным законом. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию. Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 № 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов. Также, в соответствии с пунктом 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 № 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного (в течение 12 месяцев) выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев. Отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией. Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании». По мнению Минприроды России, навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:

  • при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
  • при наличии разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы,
  • при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;
  • при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Также необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее – отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии данным Федеральным законом.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию.

Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 № 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.

Также, в соответствии с пунктом 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 № 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного (в течение 12 месяцев) выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев.

Отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.

Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

По мнению Минприроды России, навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:

  • при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
  • при наличии разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы,
  • при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;
  • при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Также необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.

Опубликовано на официальном сайте Минприроды Росии : 23 Мая 2016 (17:48)

Лицензия на навоз: законная глупость и властный произвол

Уфа, 11 августа 2016, 15:16 — REGNUM В Башкирии нашло поддержку высказывание главы Татарии Рустама Минниханова о недопустимости штрафования фермеров за отсутствие лицензии на обращение с навозом. Как заявил ИА REGNUM уфимский общественный деятель Азамат Галин, в Башкирии перед фермерами эта проблема стояла не только в этом году, и слепое исполнение федерального законодательства в сфере обращения с навозом может привести к росту коррупции.

Напомним, 4 августа Рустам Минниханов прокомментировал на заседании Совета предпринимателей при главе Татарии ситуацию с введением обязательной лицензии на утилизацию отходов жизнедеятельности животных, то есть навоза и птичьего помета, назвав этот закон «глупостью».

«Закон оказался не проработанным, а федеральные власти не информировали бизнес должным образом, теперь производителям грозят серьезные штрафы и даже уголовная ответственность, — отметил уфимский экономист Константин Кузьминых. — В то же время, критика федерального закона Рустамом Миннихановым показывает уверенность и амбициозность лидера Татарии».

Когда навоз приравняли к свинцу

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

К отходам III класса, умеренно опасным, относятся навоз от свиней свежий, а также помет утиный, гусиный, куриный свежий; к отходам IV класса, малоопасным — навоз от мелкого и крупного рогатого скота свежий, а также перепревший навоз от свиней и перепревший птичий помет.

По мнению Минприроды России, навоз и помет могут быть реализованы в качестве продукции при наличии соответствующей документации, технических условий и технологического регламента. Минприроды допускает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать навоз для собственных нужд в качестве удобрения, однако требует при этом соответствия «с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства».

После множества обращений возмущенных граждан в мае 2016 года от Минприроды поступило разъяснение, в котором утверждалось, что в случае отнесения навоза к продукции и (или) его использования для собственных нужд, «требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду на навоз распространяться не будут».

«Но, похоже, разъяснения Минприроды РФ не дошли до региональных министерств природоохраны, иначе чем объяснить, что фермеров до сих пор штрафуют или пугают штрафами, — отметил Азамат Галин. — Это не смешно, для села это вопрос выживания. Особенно сейчас, когда денег на покупные удобрения нет, использование навоза от своих коров для фермеров подчас единственный способ вырастить урожай».

При этом фермеры как никто другой осознают обоснованность отдельных требований Минприроды. «Навоз, особенно свиной, а также птичий помёт, действительно может быть опасен, но лишь в том случае, когда речь идёт о промышленном производстве, — рассказывает фермер Рим Арсланов. — В огромных комплексах с тысячным и многотысячным поголовьем скот и птицу кормят специальными кормами с разного рода добавками, их навоз действительно ядовит. Но самое опасное — уборка стойл методом гидросмыва, когда навоз смывается струями воды, которая потом, минуя очистительные сооружения, оказывается в близлежащих реках и озёрах».

По рассказам фермеров, на земле, где протекала такая жижа, долгие годы ничего не растет, кроме гигантской травы, которую нельзя скармливать скоту. Вода в водоемах, куда попали сточные воды, становится непригодной даже для полива, не говоря уже о водопое, происходит массовая гибель рыбы. «Также загрязняются подземные грунтовые воды, отравляется вода в колодцах и родниках, — напоминают республиканские экологи. — Почему «у них», то есть в европейских и иных странах гидросмыв не столь катастрофичен? Потому, что у них есть современные очистные сооружения, которыми не могут похвастаться многие, если не большинство крупных комплексов как в Башкирии, так и по всей России».

«Но от буренок, содержащихся на небольших и средних фермах, окружающей среде нет никакого вреда, — уверяют сельчане. — Все дело в количестве, переходящем в качество».

Гришкины коровки или естественный круговорот навоза в природе

«На моих глазах проходит жизнь деревенского фермера Григория, — рассказывает Галин. — У него 20 коров, которых ему помогают растить еще 3−4 человека, это значит, что трудоустроены кормильцы 3−4 семей, а в деревне найти работу очень трудно». Коровы питаются «естественными» кормами: травой, сеном, соломой, ботвой, иногда, если посчастливится, комбикормом местного производства, то есть ничем таким, из-за чего отходы становятся опасными.

Навоз из стойл убирается по старинке, вилами и лопатами, и отвозится в корыте на навозную кучу, откуда потом вывозится на поле или в огород в качестве удобрения. Осуществляется своеобразный естественный круговорот навоза в природе. «Никакого вреда от коров Гриши нет и быть не может, — считает общественник. — Но теперь, согласно законодательству, Гриша должен определиться: осуществляет ли он хранение отходов четвертого класса опасности или является производителем органического удобрения. И, следуя букве закона, обращаться с навозом он должен, обладая соответствующей лицензией».

И хранить, и перерабатывать навоз в удобрение Григорий должен в навозохранилище, а старая добрая навозная куча, испокон служившая таковым, проверяющих не устраивает. «В Минэкологии от Гриши требуют построить емкость с бетонным дном, это дорого и нецелесообразно, — поясняет Галин. — Простое, как мир, разведение коров обременяется множеством странных условий и требований, слепое выполнение которых делает фермерство нерентабельным. Григорий должен или тратить драгоценное время на бумажную работу, или платить огромные суммы юристам. В конце концов он пустит своих коров под нож, к тому дело идёт».

Как считает собеседник агентства, чиновники вместо того, чтобы добиваться строительства полноценных очистных сооружений и установок по обеззараживанию от собственников крупных комплексов, терроризируют мелких производителей. «Кто проиграет, если Григорий уйдёт из фермеров и переедет в город или райцентр? — спрашивает общественник. — Не только он сам и его семья, а также семьи его работников, не только покупатели экологически чистых продуктов. В небольших населенных пунктах такие фермеры, являясь единственными производителями сельхозпродукции, поддерживают жизнь всей деревни».

Кому это выгодно

«Кому выгодно излишнее бремя на фермерские плечи? Не фермеру, не государству, тогда кому? — задает вопросы Галин и выдвигает свою версию. — Создается впечатление, что тем, кто будет небескорыстно помогать фермерам оформлять «лицензии на навоз». Я не исключаю, что эти юридические фирмы в той или иной степени будут аффилированы с отдельными чиновниками из нашего Минпророды».

Общественник напомнил, что президент страны Владимир Путин в 2011 году отметил, что «контрольно-надзорные органы обросли целым рядом карманных, аффилированных с чиновниками фирм», а процедуры выдачи разрешений и согласований непрозрачны и запутаны и «создают почву для коррупции и вытягивания денег из карманов граждан» и из бизнеса, в то время как проверки и контроль не обеспечивают ни безопасности, ни качества.

Как подчеркивает общественник, проблема является общероссийской, но в разных регионах имеются свои особенности. «Минприроды Башкирии готово обложить данью фермеров не только по отходам, но и по воде, до этого додумались далеко не во всех регионах, — добавил Галин. — Если в деревне нет централизованного водоснабжения, для воды надо бурить скважину. Если вода нужна для производства, допустим джема из местных фруктов и ягод, для этой скважины нужно получать лицензию. Так решило башкирское Минприроды».

По словам общественника, чиновники приняли временную инструкцию, по которой лицензия обязательна. «Если получение очередной лицензии хлопотно, то утверждение проекта санитарно-защитной зоны рядом со скважиной просто неподъемно для индивидуального предпринимателя, это обходится от 500 тыс. рублей, — возмущен Галин. — При этом федералы полномочия по воде меньше 100 кубов в сутки отдали регионам для «смягчения», это чисто региональная инициатива». По мнению общественника, для фермеров и мелких производителей надо отменить бремя получения лицензии на воду меньше 100 кубов в сутки, и сделать простой уведомительный характер с фиксацией объема добычи воды.

По словам общественника, он был готов стоя аплодировать главе Татарии за поднятие этого вопроса. «Руководители регионов должны не только вскрывать острые вопросы и критиковать федеральные власти, но и не давать вершить произвол чиновникам из министерств и ведомств своих регионов, — заключил собеседник ИА REGNUM. — Иначе нам никогда не победить коррупцию».

Цифры и факты

Штрафы за отсутствие лицензии на обращение с навозом составляют от 10 до 30 тыс. рублей на должностное лицо и от 100 до 250 тыс. рублей — на юрлицо.

Стоимость лицензии начинается от 100 тыс. рублей и доходит до 1,5 млн рублей.

На крупнейших птицефабриках Башкирии в совокупности накапливается до 400 тонн птичьего помета в сутки. Ежегодно на поля Башкирии выбрасывается 8 — 10 млн тонн навоза и помёта.

В сентябре 2013 года сельхозпредприятие «Алатау» допустило попадание навозных стоков с полей в ручей Ташингер, что полностью разрушило его естественную экосистему. Проведенные анализы показали, что концентрация фенолов в водоеме превысила норму более чем в 1000 раз, а производные аммиака — в 500 раз. Предприятие было оштрафовано на 200 тыс. рублей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *