Лицензия на коллекторскую деятельность

Содержание

Коллекторские агентства: проблемы правового регулирования

На данный момент в России продолжается наблюдавшийся в последние годы рост объемов кредитования населения. По данным Банка России, с начала 2013 года он составил 21,5%. Одновременно за этот период увеличилась и доля просроченной задолженности в общем объеме кредитов, предоставленных физическим лицам – с 4 до 4,5%1. В связи с этим все большую актуальность приобретают коллекторские агентства – коммерческие организации, специализирующиеся на взыскании долгов.
Как отмечает Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, в 2012 году банки реализовали через коллекторские агентства примерно 45% просроченной задолженности граждан. Согласно его оценке, по итогам 2013 года доля продаж коллекторам также выйдет на уровень 40-45%. При этом наиболее часто банки уступают коллекторам задолженность по необеспеченным потребительским кредитам, поскольку величина каждого из них невелика относительно издержек на самостоятельное или судебное взыскание.
Тем не менее, если на Западе деятельность таких компаний имеет давнюю историю и достаточно хорошо урегулирована (например, в США с 1978 года действует Закон «О добросовестной практике взимания долгов» (The Fair Debt Collection Practice Act), то в России она пока не имеет надлежащей правовой основы. Результатом этого являются систематические жалобы граждан на действия коллекторских агентств в контролирующие и надзорные органы, противоречивая судебная практика и, наконец, недовольство самих коллекторов сложившимся в обществе негативным представлением о них.

Главная проблема заключается в том, что все участники соответствующих правоотношений вынуждены руководствоваться крайне разрозненными положениями гражданского и банковского законодательства, нормами в области защиты прав потребителей, которые изначально принимались без учета данного рынка услуг и не позволяют сегодня однозначно и комплексно его регулировать.

Наибольшую известность коллекторские агентства получили в связи со своей деятельностью по взысканию задолженности по кредитам. Однако стоит отметить, что они также занимаются долгами по ЖКХ, телекоммуникационным услугам, проверкой залогового имущества, долговым консалтингом. Также существует отдельное направление – корпоративные коллекторы, которые специализируются на долгах организаций.

Простая теория

В рамках деятельности, направленной на взыскание задолженности, коллекторские агентства и банки прямо или косвенно руководствуются положениями таких нормативных актов как: ГК РФ; Федеральный закон от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – закон о персональных данных); Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (далее – закон о банковской деятельности); Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителей), Федеральный от 30 декабря 2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях»; Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – закон об исполнительном производстве). Ответственность данные компании и их должностные лица несут в соответствии с КоАП РФ и УК РФ.

Стоит иметь в виду, что коллекторские агентства – это коммерческие организации с общей правоспособностью, не обладающие каким-либо особым правовым статусом или властными полномочиями. Сама по себе деятельность коллекторов не лицензируется, данные компании не аккредитуются, а их услуги не стандартизируются. Инструменты разрешения споров и конфликтных ситуаций для коллекторов такие же, как и для других граждан и организаций: суды, правоохранительные органы, претензионная работа и переговоры.

Цитата

Павел Михмель, Генеральный директор ОАО «Первое Коллекторское Бюро»

«По нашим оценкам объем продаж банками долгов коллекторам в 2013 году закроется на уровне 145 млрд.руб., и это превышает показатели 2012 года на 40%. Банки все активнее стали продавать проблемные долги коллекторам. Даже самые крупные игроки на рынке подключились к этому процессу.
Рынок агентирования растет менее активно, так за 2013 год увеличение произошло всего на 5,6% и к концу года объем задолженности, передаваемой на взыскание коллекторам по агентской схеме, составит около 300 млрд.руб. Этот сегмент коллекторского рынка остается стабильным и будет увеличиваться незначительно.
Если говорить о соотношении рынка цессии и агентирования, то сегодня в основном все банки работают как по агентской схеме, так и по цессионной».

На сегодняшний день коллекторские агентства для осуществления своей профессиональной деятельность по взысканию задолженности применяют две основные формы сотрудничества с банками:

1. Агентский договор (ст. 779 ГК РФ). В данном случае коллектор по поручению банка за вознаграждение совершает действия, направленные на взыскание задолженности. Коллектор в рамках указанной правовой конструкции может выступать как от своего имени, так и от имени банка, в зависимости от условий агентского договора. Правоотношения между должником и банком в такой ситуации сохраняются в неизменном виде. Наличие агентского договора между банком и коллектором не лишает должника права взаимодействовать напрямую с банком по всем вопросам, связанным исполнением кредитного договора. При этом для совершения действий от имени банка агенту требуется доверенность.

2. Уступка права требования (цессия) (гл. 24 ГК РФ). В данном случае банк фактически продает право взыскания задолженности по кредитному договору коллекторскому агентству, а сам устраняется из указанных правоотношений. При этом банк передает коллектору все документы, удостоверяющие данное право, и сообщает сведения, имеющие значение для его осуществления (ст. 385 ГК РФ). Тем не менее, стоит отметить, что при такой правовой конструкции коллекторскому агентству переходит только право требования по кредитному договору. Остальные права и обязанности банка, сохраняются, а сам договор продолжает действовать.

Как отмечает Генеральный директор ОАО «Первое коллекторское бюро» Павел Михмель, при передаче в работу коллекторам просроченной задолженности по агентской схеме размер вознаграждения определяется в зависимости от сроков просрочки, ее объема и количества передаваемых счетов.

«Если брать некую среднюю величину, т. е. по тем портфелям, которые наиболее часто передаются коллекторам, то вознаграждение составляет порядка 15-30%», – пояснил он.

Цена же уступки прав требования по договору цессии, по его словам, определяется более сложно. Здесь в расчет идут множество характеристик переуступаемого портфеля задолженности, и стоимость устанавливается на момент получения данных.

«Если также брать некое среднее значение, то цена уступки прав требования в основном колеблется от 2 до 6%», – отметил Павел Михмель.

Нелегкая практика

Когда в работу по взысканию проблемной задолженности по кредитным договорам в той или иной форме включаются коллекторские агентства у потребителей и, как следствие, контролирующих органов и судов возникает ряд вопросов:
1. Имеют ли право банки и другие кредитные организации, осуществляющие лицензируемую в соответствии с законом деятельность, передавать право требования по кредитному договору организации, которая такой лицензии не имеет?
2. Может ли банк или иная кредитная организация передавать коллекторам информацию, составляющую банковскую тайну, а также персональные данные должника?
3. Наконец, требуется ли на совершение указанных выше действий согласие должника или же банк (иная кредитная организация) может совершить их по своему усмотрению?

Именно на этом этапе и возникают основные противоречия, причина которых – отсутствие комплексного правового регулирования деятельности коллекторских агентств и, как следствие, консолидированной позиции государственных органов по данному вопросу.

Роспотребнадзор и Генпрокуратура РФ

Отношение уполномоченных контрольно-надзорных государственных органов к коллекторам преимущественно жесткое, особенно в случаях, когда банки уступают им права требования по кредитным договорам. Наиболее радикальная точка зрения на деятельность коллекторов у Роспотребнадзора, и с ней нельзя не считаться, поскольку ведомство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области защиты прав потребителей – в том числе, клиентов кредитных организаций.

Свою позицию относительно рынка коллекторских услуг ведомство заявляло неоднократно (см. Письмо Роспотребнадзора от 23 августа 2011 г. № 01/10790-1-32; Письмо Роспотребнадзора от 2 ноября 2011 г. № 01/13941-1-32; Письмо Роспотребнадзора от 23 июля 2012 г. № 01/8179-12-32; Доклад Роспотребнадзора о состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере, 2013 г.3). В целом она сводится к следующему:
1. Коллекторы не являются субъектами банковской деятельности (не имеют соответствующей лицензии) и не могут заменить банк в качестве нового кредитора, равнозначного по объему прав и обязанностей (ст. 384 ГК РФ).
2. Личность кредитора (то есть правовой статус коммерческой организации в качестве именно банка) в рамках обязательства по кредитному договору, по мнению ведомства, имеет существенное значение для должника. Поэтому уступка может производиться только с его согласия (ст. 388 ГК РФ).
3. Необходимо в каждом случае достоверно устанавливать факт действительного наличия добровольного волеизъявления заемщика на включение в кредитный договор условия о возможности уступки требования третьему лицу, не равноценному банку (иной кредитной организации) по объему прав.
4. Банк при уступке коллекторскому агентству права требования по кредитному договору нарушает банковскую тайну, которую он обязан гарантировать в силу требований ст. 26 закона о банковской деятельности. Любая «договоренность», приводящая к нарушению данной нормы закона – ничтожна.
5. Коллекторская деятельность нуждается в лицензировании, ведении государственного реестра коллекторских агентств, стандартизации и в более полном законодательном регулировании;
6. Также ведомство активно выступает против передачи коллекторам персональных данных должника без наличия отдельного согласия, а не только пункта в кредитном договоре, предусматривающего такую возможность.

Сходного мнения придерживается и Генеральная прокуратура РФ. В частности, надзорное ведомство отмечает, что продажа банками кредитных портфелей коллекторским агентствам противоречит взаимосвязанным положениям ГК РФ и закона о банковской деятельности, которые прямо запрещают банковским организациям передачу сведений, касающихся непосредственно самого заемщика, лицам не указанным в законе.2

Верховный Суд РФ

Похожую позицию занимает Верховный Суд РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»):
1. Законом о защите прав потребителей не предусмотрено право кредитных организаций передавать право требования по кредитному договору с потребителем лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности.
2. Исключением является ситуация, когда данное условие предусмотрено законом или договором, при заключении которого оно было согласовано сторонами.

Развивая эту позицию, суды общей юрисдикции отмечают, что стороной по кредитному договору может быть только банк или иная кредитная организация (п. 1 ст. 819 ГК РФ). Согласно ст. 1 закона о банковской деятельности, кредитной организацией является юридическое лицо, осуществляющее банковские операции на основании специального разрешения (лицензии). Вступление гражданина в заемные отношения именно с организацией, имеющей такую лицензию, означает, что личность кредитора имеет для должника существенное значение. Следовательно, на основании п. 2 ст. 388 ГК РФ, уступка банком своих прав требования третьему лицу, которое не равноценно ему по объему прав и обязанностей в рамках лицензируемого вида деятельности, допускается только с согласия должника. Подобный подход, например, содержится в Определении Санкт-Петербургского городского суда от 27 августа 2013 г. № 33-12180/13; Апелляционном определении Московского городского суда от 2 ноября 2012 г. по делу № 11-24416.

При этом некоторые суды дополнительно подчеркивают, что если в кредитном договоре есть пункт о возможности уступки прав требования другому лицу, то из него должно явно вытекать о каком именно лице идет речь – обладающем лицензией на право осуществления банковской деятельности или нет (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 29 мая 2013 г. № 33-8151). Нарушение данного требования, в частности служит основанием для признания договора уступки права требования по кредитному договору ничтожным на основании п. 1 ст. 16 закона о защите прав потребителей и ст. 168 ГК РФ (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 26 сентября 2012 г. по делу № 33-6877).

Также суды общей юрисдикции активно соглашаются с доводами о нарушении банками банковской тайны при уступке права требования по кредитному договору организации, не имеющей лицензии на осуществление банковской деятельности. Суды исходят из того, что банк, обязан гарантировать тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов (ст. 26 закона о банковской деятельности). Также банк должен гарантировать тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом (п.п. 1 и 2 ст. 857 ГК РФ).

Суды общей юрисдикции, как правило, встают на сторону должников. Обычно это связано с отсутствием согласия заемщика на уступку права требования организации, не имеющей лицензии на осуществление банковской деятельности. Также часто договоры об уступке признаются ничтожными в связи с нарушением банковской тайны.

Нарушение банковской тайны, неизбежно сопутствующее исполнению договора уступки права требования по кредитному договору, свидетельствует о недействительности такого договора в силу ничтожности, как противоречащего закону на основании ст. ст. 168, 388 ГК РФ. Такая позиция изложена в Апелляционном определении Омского областного суда от 24 июля 2013 г. по делу № 33-4848/2013, Апелляционном определении Московского городского суда от 28 февраля 2013 г. по делу № 11-6511/13; Апелляционном определении Верховного суда Республики Бурятия от 1 апреля 2013 г. по делу № 33-956; Апелляционном определении Верховного суда Республики Бурятия от 5 июня 2013 г. по делу № 33-1685; Апелляционном определении Рязанского областного суда от 14 августа 2013 г. № 33-1744.

Связанная с уступкой перемена лица в обязательстве помимо прочего не позволяет должнику реализовать свое право на выдвижение против требования нового кредитора, не являющегося исполнителем банковской услуги, возражений, которые он имел или мог иметь против первоначального кредитора – банка (Апелляционное определение Вологодского областного суда от 8 июня 2012 г. № 33-2265/2012). Также ряд судов отмечают, что по смыслу норм ГК РФ и закона о защите прав потребителей соблюдение банковской тайны является одним из критериев качества соответствующей финансовой услуги, оказываемой банком потребителю. В связи с этим, уступка права требования в потребительских отношениях если и возможна, то только в ситуации, когда новый кредитор является банком, обязанным, как и первоначальный кредитор, качественно обслуживать клиента-потребителя, в том числе с соблюдением банковской тайны (Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 2 июля 2013 г. по делу № 33-2370-2013).

Тем не менее, в практике судов общей юрисдикции встречается и противоположная позиция. Так, в Апелляционном определении Ростовского областного суда от 30 июля 2013 г. по делу № 33-9559/2013 указывается, что предметом уступки является право требования взыскания задолженности, а не банковская тайна, как таковая. Обязанность нового кредитора обеспечивать конфиденциальность сведений, составляющих банковскую тайну, в данном случае следует не из заключенных соглашений об уступке, а из императивных требований ст. 857 ГК РФ и ст. 26 закона о банковской деятельности. Эта обязанность является публично-правовой, находящейся за пределами заключенного соглашения об уступке, в связи с чем заключение договоров уступки прав (требований) не могли быть нарушены права и охраняемые законом интересы заемщика. Если же в результате уступки произошло разглашение информации, относящейся к банковской тайне, заемщик вправе защищать свои права в установленном законом порядке (ст. 857 ГК РФ, ст. 26 закона о банковской деятельности).

По мнению суда, действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений при заключении договора уступки прав требования, вытекающих из кредитного договора, несоблюдение требований законодательства о банковской тайне не влияет на решение вопроса о действительности сделки по уступке прав по кредитному договору. При этом не найдя доказательств тому, что для должника при исполнении условий кредитного договора о возврате долга и выплате процентов имеет существенное значение личность кредитора, суд счел, что оснований для признания ничтожным договора уступки прав (требований) не имеется. Сходная позиция также отражена, например, в Определении Пермского краевого суда от 29 апреля 2013 г. по делу № 33-4023-2013, Определении Пермского краевого суда от 1 апреля 2013 г. по делу № 33-3058, Апелляционном определении Верховного суда Чувашской Республики от 17 июня 2013 г. по делу № 33-2047/2013).

Таким образом, как правило, суды общей юрисдикции по указанным выше основаниям отказывают коллекторам во взыскании с граждан задолженности по кредитным договорам, не дававших согласие на уступку права требования организации, не имеющей лицензии на осуществление банковской деятельности. Также, когда перед ними ставится соответствующий вопрос, они признают соответствующие договоры уступки ничтожными в связи с нарушением банковской тайны.

Высший Арбитражный Суд РФ

Наиболее либерально к институту коллекторства относится Высший Арбитражный Суд РФ: (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 октября 2007 г. № 120; Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 сентября 2011 г. № 146). Его позиция заключается в следующем:

1. Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих банку уступить права по кредитному договору организации, не являющейся кредитной и не имеющей лицензии на занятие банковской деятельностью.
2. Уступка права требования по кредитному договору не относится к числу банковских операций, указанных ст. 5 закона о банковской деятельности. Из названной нормы следует обязательность наличия лицензии только для осуществления деятельности по выдаче кредитов за счет привлеченных средств. С выдачей кредита лицензируемая деятельность банка считается реализованной. Ни закон, ни ст. 819 ГК РФ не содержат предписания о возможности реализации прав кредитора по кредитному договору только кредитной организацией.
3. Требование возврата кредита, выданного физическому лицу по кредитному договору, не относится к числу требований, неразрывно связанных с личностью кредитора.
4. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 382 ГК РФ). При этом в законодательстве отсутствует норма, которая бы устанавливала необходимость получения согласия гражданина на уступку кредитной организации требований, вытекающих из кредитного договора.
5. Уступка требований, вытекающих из кредитного договора, не нарушает нормативных положений о банковской тайне, так как коллекторское агентство, его должностные лица на основании ст. 26 закона о банковской деятельности несут установленную законом ответственность за ее разглашение (в том числе и в виде обязанности возместить заемщику причиненный разглашением банковской тайны ущерб).
6. При уступке требования по возврату кредита (в том числе и тогда, когда цессионарий не обладает статусом кредитной организации) условия кредитного договора, заключенного с гражданином, не изменяются, его положение при этом не ухудшается (ст. ст. 384 и 386 ГК РФ), гарантии, предоставленные гражданину-заемщику законодательством о защите прав потребителей, сохраняются.

Арбитражные суды обычно признают уступку права требования коллекторским агентствам законной, руководствуясь позицией ВАС РФ: действующее законодательство не запрещает банкам уступать право требования по кредитному договору коллекторам. Однако арбитражные суды, как правило, поддерживают должников в спорах, связанных с передачей их персональных данных коллекторам в связи с отсутствием специально оформленного согласия.

Специфика рассмотрения подобных дел арбитражными судами, как правило, связана с оспариванием банками постановлений Роспотребнадзора о привлечении их к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя). При этом Роспотребнадзор привлекает банки к административной ответственности, исходя из своей правовой позиции, позиции ВС РФ и судов общей юрисдикции, описанной выше. Арбитражные суды руководствуются совершенно противоположными им по своей сути разъяснениями ВАС РФ.

В итоге, в подавляющем большинстве случаев, решения выносятся в пользу банков, а значит и коллекторов (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 июня 2013 г. по делу № А33-20408/2012, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2013 г. по делу № А19-739/2013, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2013 № 15АП-11120/2013 г. по делу № А53-6905/2013, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2012 г.по делу № А68-6484/12, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2012 № 06АП-2276/2012 по делу № А04-1523/2012).

Также арбитражные суды, рассматривая заявления об обжаловании постановлений Роспотребнадзора о привлечении банков к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (непредоставление потребителю информации об услугах), в ряде случаев, отмечают, что банк не обязан даже уведомлять должника о планируемом или фактическом заключении договора уступки права требования по кредиту (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2013 № 17АП-8820/2013-АКу по делу № А60-16262/2013)

Несмотря на это, арбитражные суды активно встают на сторону Роспотребнадзора (а также Роскомнадзора) в вопросах, связанных с указанием в кредитных договорах условий о согласии заемщика на передачу банком его персональных данных третьим лицам для целей взыскания просроченной задолженности (применяется та же ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ). Как отмечают суды, согласно закону о персональных данных гражданин должен иметь возможность принять самостоятельное решение, дать согласие на передачу персональных персональные данных третьим лицам или отказать. При этом такое согласие должно включать в себя необходимые реквизиты, в частности, кому именно могут быть переданы сведения о персональных данных, какая именно информация о заемщике станет известна третьим лицам, срок действия такого согласия, порядок его отзыва и др. (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2012 г. № 06АП-4042/12).

Суды отмечают, что банки, как правило, используют типовые договоры присоединения, которые не содержат подобной информации, а специальное заявление о согласии на обработку и передачу персональных данных третьим лицам потребителем не заполняется. В связи с этим, по мнению судов, названное условие договора фактически является обязательным и не представляет право выбора. В случае его исключения, договор заключен с гражданином не будет, что нарушает права потребителя и противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 г. № 4-П, в котором указано, что гражданин является экономически слабой стороной и нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость ограничить свободу договора для другой стороны, т. е. для банков (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2013 г. № 09АП-25306/2013, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2013 г. № 09АП-24400/2013).

Помимо этого, некоторые арбитражные суды частично солидарны с судами общей юрисдикции и отмечают, что для уступки права требования коллекторам в условиях кредитного договора необходимо указывать, что речь идет именно об организации, не имеющей лицензии на осуществление банковской деятельности. В противном случае, это является нарушением права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге) (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 августа 2012 г. по делу № А19-5360/2012).

Таким образом, как правило, арбитражные суды по указанным выше основаниям признают законной уступку права требования по кредитным договорам коллекторским агентствам. При этом условия кредитных договоров о согласии заемщика на передачу его персональных данных третьим лицам, как правило, признаются нарушающими права потребителей.

Продолжение: О позиции ФССП России по отношению к коллекторам, основных этапах коллекторской деятельности, взаимоотношениях коллекторов и общества, способах защиты прав должника и законодательных инициативах в данной сфере .

Антон Филимонов, www.garant.ru

Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.

1 Информация опубликована на официальном сайте Банка России.
2 Информация опубликована на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.
3 Текст доклада размещен на официальном сайте Роспотребнадзора.

Это были люди, выполнявшие посредническую миссию. Она заключалась и заключается теперь в оказании помощи кредиторам по взысканию кредитов за определенное вознаграждение. В Украине правительство только в 2009 году разрешило банкам обращаться к третьим лицам за помощью по возврату кредитов. Примерно в это же время Казахстан узаконил деятельность КА. В России коллекторское движение началось много позже, в 2004-м. Это были не самостоятельные фирмы, а «дочки» банков, полномочия которых не выходили за рамки взыскательной деятельности. Сегодня компании сами выбирают организационный формат:

  • Фирма заключает с банком договор цессии, покупает у кредитора часть плохих кредитов по цене, составляющей 15-50% фактического размера долга.

Коллекторские агентства: проблемы правового регулирования

ВниманиеОн также пригодится для того, чтобы учредители ООО могли внести на него сумму уставного капитала. 5 Для успешной работы коллекторского агентства необходимо нанять опытных специалистов. Кроме коллекторов понадобятся юрист, бухгалтер, инспектор по кадрам. 6 Далее есть два варианта работы: можно выкупить задолженность у кредитных организаций, то есть заключить договор переуступки долга, либо работать с ними за определенный процент (как правило, от 15 до 35%), то есть заключить договор оказания услуг. 7 Деятельность ваших сотрудников должна укладываться в рамки закона, поэтому у них должны быть четко прописаны должностные инструкции и правила работы с должниками. Как правило, коллекторы совершают телефонные звонки, осуществляют выезды на дом к должникам для личной беседы, но если уговоры не помогают, тогда передают дело в суд.

В таком случае комиссионные составляют 25–30%.Потенциальные клиенты компаний, которые занимаются взысканием долгов – это различные финансовые учреждения, торговые компании, операторы сотовой связи и прочее. Некоторые организации создают в своей структуре специальный отдел, который занимается сбором долгов. Перед тем как открыть коллекторское агентство, необходимо в первую очередь определиться с направлением деятельности и разобраться, как работают коллекторы с должниками.

Этот поможет вам выработать правильную стратегию ведения бизнеса. Регистрация бизнеса Все коллекторские агентства – это юридические лица, поэтому такие фирмы регистрируют так же, как и любую другую компанию. Самый подходящий вариант – это ООО. На процедуру регистрации вы потратите не более 5 дней.

Лицензия на коллекторскую деятельность как получить

Правовые аспекты Нового Закона для коллекторов общество ждет давно. Это не значит, что фирмы по взысканию долгов действовали ранее вне правового поля. Юридическое право работать с должниками коллекторам предоставляет Гражданский Кодекс России, где указано, что долги граждан могут быть переданы от кредиторов третьим лицам на основании договора цессии. Исходя из норм ГК РФ, коллектором может быть любой из нас, если станет покупать чужие долги. Таким образом, Закон для коллекторов может и нужен, но исключительно регулирующий их деятельность, а не разрешающий ее. Разобравшись с правовой сферой, можно приступить к регистрации фирмы.

Сотрудники компании имеют право (согласно проекту закона):

  • Собирать все сведения о должнике, запрашивать нужную им информацию у органов власти, а также беседовать на эту тему с третьими лицами, например, сотрудниками заемщика или его соседями;
  • Проводить торги, чтобы продать залоговое имущество должника;
  • Хранить арестованное имущество;
  • Отказаться от выполнения заказа, если кредитная организация нарушает условия договора;
  • Проводить реструктуризацию долга или его частичное списание по согласованию с кредитной организацией.

Обязанности:

  • Сотрудники должны действовать в соответствии с законом;
  • Информация о заемщике, которой располагает агентство, должна быть предоставлена в бюро кредитных историй.

Выводы Если вы хотите открыть коллекторское агентство как бизнес, его финансовая выгода очевидна.

Лицензия коллекторского агентства

1. Банк продал мой просроченный кредит коллекторскому агентству с лицензией (звонила в банк, факт продажи подтвердился). В договоре с банком есть фраза о том, что я не против переуступки прав третьим лицам. При этом письменно банк меня об этом не известил, хотя оператор на линии сказал что бумаги мне высланы (ничего не получала, хотя прошло уже два месяца с момента переуступки). Имеет ли мне смысл получать договор цессии в банке, если по закону я имею право не платить коллектору в случае не предоставления полного пакета документов из банка по переуступке прав? Просьба ответить письменно. Благодарю.

1.1. Имеете право НЕ платить.
Статья 385 ГК РФ гласит, что Должник вправе НЕ исполнять обязательство новому кредитору до предоставления ему доказательств перехода права к этому кредитору, за исключением случаев, если уведомление о переходе права получено от первоначального кредитора.
Может никакого договора и в помине нет, кроме их слов ничего это не подтверждает.

2. Как узнать есть ли у коллекторского агенства лицензии от ЦБРФ и что может ли коллекторское агентство без лицензии Центрального банка.

2.1. Здравствуйте. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 № 1402 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном осуществлять ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц включенных в указанный реестр»
В соответствии с пунктoм 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Определить Федеральную службу судебных приставов федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в указанный реестр.»
Таким образом, интересующую Вас информацию Вы можете найти на официальном сайте ФССП.

3. Нужно ли коллекторскому агентству в соответствии с новым законодательством иметь лицензию или достаточно того, что агентство внесено в госреестр?

3.1. В соответствии с ФЗ-230 они не только должны быть зарегистрированы в гос органах но и иметь уставной капитал. Почитайте внимательно закон.

3.2. Нет, не нужно, само по-себе включение в реестр уже означает, что юридическое лицо прошло проверку и соответствует всем требованиям закона. Предыдущий ответ не верен.
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и… «
Статья 12. Включение сведений о юридическом лице, осуществляющем деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в государственный реестр
1. Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр, со дня внесения сведений о нем в государственный реестр и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра, если иное не предусмотрено настоящей главой.
C Уважением, Адвокат в г. Волгограде — Степанов Вадим Игоревич.

4. Получило ли лицензию коллекторское агентство «Вымпел-М»?

4.1. Здравствуйте, данный вопрос не является юридическим, в законодательных актах не написано, получена лицензия или нет. Спасибо за выбор нашего сайта, всего доброго, до свидания.

5. Банка лишили лицензии, коллекторское агентство ликвидировалось. Правомерны ли долг передать другому коллекторскому агентству?

5.1. Если передача долга состоялась до ликвидации, то правомерно.

6. У банка, где брал кредит отозвана лицензия, коллекторское агентство указало свой счет. Никаких документов не предоставляет-просто смс, телефон, электронная почта с требованием платить им,мои действия в данной ситуации?

6.1. ждите, когда назначат конкурсного управляющего, и узнавайте у него

6.2. НИЧЕГО и НИКОМУ не оплачивайте без вступившего в силу Решения суда и по возбуждённому ФРСП исполнительному производству.
Звоните, я в Челябинске — разъясню.

7. Может ли банк продать долг по договору цессии коллекторскому агентству, у которого нет лицензии на осуществление банковской деятельности. Заранее спасибо.

7.1. Может продать только с вашего согласия.Изучите условия договора.

7.2. судебная практика не однозначна, но лично я склоняюсь к тому, что не может. Основное — в договоре с банком заемщик прямо и недвусмысленно должен дать согласие на такую переуступку именно лицу, не являющемуся банковской организацией.

8. Есть ли у коллекторских агентств лицензии цб.

8.1. Добрый день!
Нет, таких лицензий нет.

9. Пожалуйста коллекторские агентства которые имеют лицензию ЦБ.

9.1. Такие организации не могут иметь лицензию ЦБ в силу закона

9.2. Коллекторская деятельность не лицензируется.

10. Должена ли у коллекторского агентства быть лицензия, если он выкупает по договору цессии у банка проблемные кредиты (договор цессии от октября 2012 г.) Банк признан банкротом в 2009 году.

10.1. Жаннета, коллекторская фирма не имеет права выкупать кредиты, т.к. не имеет лицензии на такой вид деятельности .

>Лицензия на осуществление банковских операций

Может ли право требования быть передано лицу не имеющему лицензии на право осуществления банковской деятельности?…

Вопрос юристу:

Может ли банк не сообщать заемщику о переуступке прав требования другой кредитной организации? Может ли право требования быть передано лицу не имеющему лицензии на право осуществления банковской деятельности?

Ответ юриста на вопрос : лицензия на осуществление банковских операций
Может. В этом случае, если Вы произведете оплату долга этому банку, это будут проблемы банка, а не Ваши.

По второму вопросу — может, если это было оговорено при заключении кредитного договора.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос : лицензия на осуществление банковских операций
Нет, сообщить обязан (Статья 385. Доказательства прав нового кредитора.

1. Должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу.). Теоретически так происходит при передаче дел коллекторным фирмам.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос : лицензия на осуществление банковских операций
обязан вас уведомить
———————————————————————

Какую еще нужно найти информацию, чтобы банк лишился лицензии на право осуществления банковской деятельности?…

Вопрос юристу:

Есть задолженность перед Банком Восточный Экспресс в связи с потерей работы (о чем уведомляла Банк в устной и письменной форме и просила рассрочку или кредитные каникулы, в чем мне было неоднократно отказано).

Банк благополучно передал мою информацию коллекторскому агентству, которое не только проинформировало о моей проблеме все контакты из списка (разглашение персональной информации), прозвонив также по предыдущим местам работы, но и настоятельно порекомендовало моим друзьям погасить за меня имеющуюся задолженность (вымогательство).

У меня есть идея подать коллективный иск против банка и коллекторского агентства, чтобы у банка отозвали лицензию оператора персональных данных и вообще поставили под вопрос возможность заниматься банковской деятельностью.

Какую еще нужно найти информацию, чтобы банк лишился лицензии на право осуществления банковской деятельности?

Сколько мне нужно собрать для этого подписей? Мне уже прислали письма другие клиенты Банка, набралось 57 жалоб.

У коллекторского агентства, как и у Банка (да-да!!) нет лицензии оператора персональных данных, в реестре Роскомнадзора они отсутствуют!! Хочу, чтобы с них взыскали деньги в пользу меня и других людей. Во сколько и как оценивается моральная компенсация (звонки с оповещением на предыдущие места = потеря деловой репутации), испорченные отношения с друзьями = компенсация морального вреда.

Также я готова сделать платный заказ по истории всех исковых заявлений к Банку заемщиками.

Сколько это будет стоить?

Ответ юриста на вопрос : лицензия на осуществление банковских операций
Требовать отзыва лицензии вы вправе, но это прерогатива Центробанка. В судебном порядке вы можете требовать компенсации морального вреда. ЕЕ размер вы определяете сами на свое усмотрение, но по практике, размер присуждаемой судом компенсации в РФ невелик.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос : лицензия на осуществление банковских операций
Выбираете сами специалиста!

1.ст385 ГК РФ дает Вам право не платить до выполнения банком ст382 ГК РФ

2.Заявление в полицию-ст137 и 159 и 163 и 330 УК РФ

3.Иск в суд в соответствии со ст131-132 ГПК РФ
———————————————————————

07.07.2014 у банка в котором я работаю была отозвана лицензия на осуществление банковской деятельности. 19.08.2014…

Вопрос юристу:

07.07.2014 у банка в котором я работаю была отозвана лицензия на осуществление банковской деятельности. 19.08.2014 арбитражным судом банк признан банкротом и назначен конкурсный управляющий из агентства по страхованию вкладов. Все сотрудники получили уведомление о сокращении за два месяца, т.е. 18 последний рабочий день. На данный момент нам задерживают зарплату уже 12 дней, так же многим сотрудникам, которые увольняются по собственному желанию конкурсный управляющий соглашается оплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск не более 49 дней, ссылаясь на конвенцию 1970 года, хотя у многих сотрудников больше!!! Сотрудники, которые уволились и забрали трудовые до сих пор не получили расчетов. Законны ли эти действия? Куда можно подать жалобу?

Ответ юриста на вопрос : лицензия на осуществление банковских операций
Законны ли эти действия? Куда можно подать жалобу?

— нет не законны, по сути это текущие платежи и должны платиться согласно срокам, указанным в ТК- то есть сразу в день расчета плюс компенсация за отпуск тоже должна быть за все дни, для продолжающих работать з/п также должна выплачиваться в сроки- от решения о банкротстве это не зависит.
———————————————————————

Есть ли лицензия на осуществление банковской деятельности у ОАО Первое коллекторское бюро…

Вопрос юристу:

Есть ли лицензия на осуществление банковской деятельности у ОАО Первое коллекторское бюро

Ответ юриста на вопрос : лицензия на осуществление банковских операций
Нет лицензии и быть не должно, это же не кредитная организация.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос : лицензия на осуществление банковских операций
Здравствуйте! нет лицензии у ОАО Первое коллекторское бюро
———————————————————————

Юридические вопросы

  • Может ли право требования быть передано лицу не имеющему лицензии на право осуществления банковской деятельности?…
  • Имеет ли ОАО Первое коллекторское бюро лицензию на осуществление банковской деятельности???На сколько я слышал, договор…
  • Может ли организация (ОАО), не имеющая лицензии на осуществление банковской деятельности, выдавать кредит под залог…
  • Обязано ли коллекторское бюро иметь лицензию на осуществление банковской деятельности?…
  • Может ли банк передать долг по кредиту организации не имеющей лицензии на право осуществления банковской деятельности…
  • Какую еще нужно найти информацию, чтобы банк лишился лицензии на право осуществления банковской деятельности?…
  • Каков риск, если в банковской гарантии указана неверно дата Генеральной лицензии Центрального банка РФ на осуществление…
  • 07.07.2014 у банка в котором я работаю была отозвана лицензия на осуществление банковской деятельности. 19.08.2014…
  • Есть ли лицензия на осуществление банковской деятельности у ОАО Первое коллекторское бюро…

Основания для работы с должниками

В соответствии с законодательством, осуществление продажи задолженности коллекторам обязано оформляться за счет соглашения цессии, что напрямую регулируется Гражданским кодексом. Для того чтобы заключить цессию, нужен определенный перечень условий, таких как наличие согласия должника и его уведомление, однако такие условия не считаются значимой преградой к продаже задолженности.

В основном, нынешние соглашения по кредиту сразу же содержат условия о согласии заемщика на передачу задолженности, поэтому ситуации, когда банковское учреждение передает задолженность коллекторам без соглашения, практически не встречается.

Коллекторы при требовании долга обязаны:

  • наладить контакт с заемщиком за счет телефонных звонков, писем и личных встреч;
  • подготовить и вручить претензию;
  • осуществлять другие методы воздействия на заемщика и вести переговоры.

Если коллекторы работают по агентскому договору, то основной целью коллекторского агентства в этой ситуации является взимание заемных средств в пользу изначального заимодавца. А если по договору цессии, то долг у банка полностью выкуплен и теперь вы должны не банку, а тому агентству, что выкупило долг.

Банковскому учреждению подобное сотрудничество представляется выгодным, так как это помогает не держать в штате службу досудебного урегулирования. В основном, в соответствии с договором с агентством, коллекторам предоставляется за собственную работу конкретный процент от взимаемой суммы.

Основанием для работы агентств, которые занимаются возвратом задолженности, становится подписание соглашения с кредитором либо выкуп долгов

Предоставление документов заемщику

Какие документы должны предоставить должнику коллекторы? Изначально должник обязан получить от коллекторской фирмы официальное письменное заявление. В нем должна содержаться информация о том, что все взаимоотношения с должником банка по вопросам возмещения финансовых средств, которые были взяты в заем, теперь непосредственно относятся к ним. А коллекторы являются посредниками между банком и должником.

В основном такой документ предоставляется заемщику заказным письмом. К нему также прилагаются уведомления. После этого сотрудники конторы осуществляют многочисленные телефонные звонки и способны наведываться непосредственно домой или на рабочее место к человеку. При встрече нужно в обязательном порядке спросить у него соответствующую документацию.

Так какие в итоге документы должен предъявить коллектор должнику? При общении коллектор должен назвать собственное ФИО полностью, должность, которую он занимает, сообщить рабочий номер телефона и юридический адрес коллекторской конторы.

Когда сотрудник агентства не желает сообщать данную информацию, нужно сразу же прекратить с ним разговор.

Если на каждый вопрос получен четкий ответ, то стоит попросить показать документы, подтверждающие личные полномочия коллекторского сотрудника. Таким образом, то, что коллекторы должны предоставить должнику, четко прописывается в законе.

После получения от коллекторов претензии и копии договора надо обязательно позвонить в банк и проверить, сотрудничает ли он с этой фирмой. Таким путем можно предохраниться от мошенничества

Должностная инструкция коллекторского сотрудника

На данный момент полномочия коллекторских контор ограничиваются жесткими рамками, что предусматривает должностная инструкция.

Закон прописывает компетенцию сотрудников таких контор следующим перечнем действий:

  1. Сбор необходимой информации. Работник организации может определить финансовое положение, источники прибыли и территориальное нахождение заемщика. Правда, тут сотрудник не выходит за границы законодательства и не предоставляет персональные сведения гражданина иным лицам.
  2. Оповещение должника о возникшей просрочке. Тут может допускаться пересылка сообщений и писем, телефонные звонки и посещения граждан. Нужно сказать, что тут законодательство будет отводить для такого общения конкретные рамки.
  3. Устное убеждение. Коллекторские работники могут проводить беседы с заемщиком. Тут приходится предоставлять клиенту настоящие данные о личности взыскателя, полный адрес офиса организации, телефонный номер. Естественно, запугивание человека и преднамеренное скрывание информации о способах оплаты задолженности в подобной ситуации не допускается.
  4. Обращение в орган суда. Хоть и представители кредитора будут избегать такой меры вследствие остановки повышения процентных платежей и риска проигрыша, подобный исход включается в права взыскателей задолженности.

Постоянное беспокойство заемщика на данный момент напрямую запрещается. Сюда стоит отнести и ночные звонки должнику или его близким. Что затрагивает общение коллектора с родными, тут действуют особенные правила в виде должностной инструкции коллектора.

Не стоит забывать, что граждане, которые не считаются поручителями человека, взявшего кредит, не могут быть привлечены к взысканию заемных средств.

Естественно, в таких моментах близкие люди должника могут пояснить коллектору собственные права. Когда представитель кредитора будет настаивать на последующем диалоге, целесообразнее всего будет жаловаться на такие действия.

Должностная инструкция коллектора утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения

Законодательство позволяет агентству изучать информацию о заемщике – место работы и жительства, уточнить уровень официальной прибыли. При учете того, что на данный момент найти подобные данные нетрудно, коллекторы с легкостью справляются с такой работой. Но законодательство не позволяет таким людям распространять полученную информацию иным лицам.

Коллекторские сотрудники способны уведомлять о долге заемщика в личной беседе, без присутствия третьих лиц. Расклейка объявлений и осуществление различных надписей о займе клиента также считается нарушением закона.

Лицензирование коллекторской деятельности

Процедура получения лицензии на коллекторскую деятельность является довольно стандартной. Но тут стоит понять, что легальной считается лишь та контора, которая входит в одну из саморегулируемых компаний, объединяющих коллекторских работников.

Одним из первостепенных условий при подборе саморегулируемой организации является требование о включении в ее составляющие как минимум 10 коллекторских контор. Лишь таким образом СРО способна признаться действующей в рамках правового поля. Однако условия вхождения в подобную организацию способны значимо различаться в зависимости от ее устава: где-то требуется членский взнос или обязательные платежи каждый месяц.

Каждое коллекторское агентство подлежит регистрации в специальном реестре – иначе их работа по взаимодействию с заемщиками будет считаться незаконной. Помимо этого, новым законом устанавливается запрет на совмещение работы по взиманию проблемного долга с предоставлением микрозаймов – так исключается вероятность досудебного взимания задолженности работниками МФО.

Читайте также, какие организации, занимающиеся взиманием долгов, входят в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).

Страхование ответственности агентства

Страховое покрытие распространяется на ситуации наступления гражданской ответственности коллекторского бюро, которое произошло в результате:

  • разглашения данных должника;
  • порчи, ликвидации, утраты документов, которые связаны с обязательствами перед кредитором;
  • преследование граждан, которые не являются заемщиками;
  • передача заемщикам или иным лицам информации, которая не соответствует действительности.

Важно быть осведомленным о том, что:

  • исходя из законодательства, страхование коллекторской работы обязано оформляться на сумму, не ниже 10 млн. руб.;
  • страхование деятельности коллекторов оформляется в пользу пострадавших лиц;
  • умышленные преступные деяния против людей считаются исключением.

Закон о страховании ответственности коллекторского агентства значимо сокращает давление на заемщиков. Ведь, кроме большой величины чистых активов и страхования профессиональной ответственности коллекторов, законодательством также предусматриваются ограничения по поводу беспокойства человека в определенный период времени.

Сотрудники коллекторских контор обязаны уведомлять должника о передаче им полномочий по взысканию долга. При контакте с заемщиком, коллекторы должны предъявлять свои документы по первому требованию.

Любому гражданину, на котором висит долг, полезно знать, какие действия по отношению к неплательщику могут осуществлять работники агентства. В случае несоблюдения норм, четко установленных законом, должник сможет защитить себя в суде.

>Изменения в законе о коллекторской деятельности

Закон о коллекторской деятельности в Российской Федерации

Новый законодательный акт:

  • Вводит обязательную регистрацию и лицензирование деятельности коллекторских компаний.
  • Устанавливает ограничения на время, продолжительность и частоту общения с должниками.
  • Запрещает угрозы и применение силы, а также любые действия находящиеся вне правового поля.
  • Оговаривает возможности общения с родственниками должника и его поручителями.

Все компании, занимающиеся взысканием задолженностей, должны получить разрешение на деятельность. Подтверждением легитимности работы служит включение фирмы в особый государственный реестр, который находится в общем доступе. Таким образом, любой человек, которому поступают звонки или письма от коллекторов, сможет узнать находится ли данная организация в правовом поле. Если компания не включена в список на сайте ФССП, гражданин имеет право обратиться в полицию. С начала года исключено и общение с должником лиц, имеющих криминальное прошлое.

Отныне коллекторы не имеют права нарушать часы тишины клиента: осуществлять звонки с 22-00 до 8-00 в будние дни и с 20-00 до 9-00 в выходные и по праздникам.

Кроме того, общаться с должником можно:

  • не чаще 1 раза в день;
  • 2 раз в неделю;
  • 8 раз в месяц.

Парламентарии уделили серьезное внимание безопасности граждан, запретив коллекторам:

  • Причинять ущерб здоровью должника (или его близких), а также пугать такой возможностью.
  • Применять любые формы психологического давления.
  • Представляться другими именами и выдавать себя за работников других служб.
  • Искажать данные о сумме долга.
  • Обсуждать потенциальные судебные иски, конфискацию имущества судебными приставами и другие возможные последствия невыплаты долга.

При этом, звонить и писать по новым правилам, можно исключительно должнику. Для контактов с семьей, знакомыми и работодателями заемщика понадобится его письменное разрешение.

Даже если вы дали согласие на общение кредитора и его представителей с вашими родственниками во время оформления договора займа, вы вправе отозвать свое согласие при передаче долга коллекторам. Это правило распространяется и на согласие на обработку персональных данных.

Что изменилось после введения закона № 230-ФЗ для должников

Помимо исключения угроз и причинения вреда здоровью заемщика и его семьи, повреждения имущества и т.д., вступили в действие ограничения по взысканию средств у граждан, которые:

  • Оформляют банкротство.
  • Проходят стационарное лечение.
  • Имею ограниченную дееспособность.

Еще одним нововведением стал запрет на общение коллекторов с несовершеннолетними гражданами.

Должник имеет право отказаться от общения с коллекторами, если те нарушают требования Закона или каким-то образом ущемляют свободы заемщика.

Должник может обратиться с соответствующим требованием к самой компании или в одну из государственных структур, регулирующим отношения на данном рынке:

  • Центральный банк.
  • Генеральный прокурор РФ.
  • ФССП РФ.
  • Роскомнадзор.
  • Роспотребнадзор.

Если вы стали жертвой недобросовестных взыскателей долгов, необходимо написать заявление в одну из этих структур, или обратиться полицию, в случае, если поступали угрозы, и вы полагаете, что в отношении вас или ваших близких может быть применена сила.

Коллекторские фирмы обязаны хранить все звонки своих сотрудников должникам в течение трех лет, а значит, даже если вы не ведете запись разговоров своими силами, при обращении к любому из регуляторов, недостатка в доказательствах не будет. Попытка скрыть записи, может послужить основанием для серьезных проверок компании с последующим рассмотрением вопроса об отзыве лицензии.

Позволяет ли новый закон избавиться от коллекторов навсегда

Вы вправе отказаться взаимодействовать с организацией, взыскивающей долги, двумя способами:

  • Наняв адвоката или назначив доверенное лицо.
  • Уведомив коллектора, что вы отказываетесь общаться с ним.

Должник имеет право нанять адвоката для представления своих интересов. В этом случае необходимо передать контактные данные вашего представителя коллекторам, после чего все звонки и письма будут направляться доверенному человеку, а не вам.

Второй способ представляется более привлекательным для злостных неплательщиков. Казалось бы, достаточно сказать, что вы не желаете больше получать уведомления о задолженности в какой бы то ни было форме, и забыть о некогда взятом кредите раз и навсегда. Это мнение ошибочно. Во-первых, речь идет исключительно о прекращении воздействия на вас только коллекторов, но не избавляет вас от потенциального судебного разбирательства. Во-вторых, долг остается за вами.

Кредитная организация вправе подать на вас в суд и при положительном решение о принудительном взыскании с вас задолженности, в дело вступают государственные исполнители – служба судебных приставов. Так же, как и коллекторы, они не смогут оказывать на вас психологическое давление и угрожать вам. Однако их возможности по взысканию, куда серьезней, чем у частных структур. Им разрешается, в том числе, и конфисковать имущество в счет погашения долга, ограничивать вас в свободах и производить другие действия в соответствии с Законом.

Новостные ленты нередко сообщают и о судебных приставах, правда, их действия все чаще квалифицируются, как курьезные, а не криминальные. Впрочем, известные случаи изъятия домашних животных или кухонной мебели не станут приятным сюрпризом для должника.

Единственным способом гарантированно избавиться от любых покушений на вашу собственность станет полное погашение задолженности.

Подавляющее большинство банков склонны идти навстречу лицам с серьезными просрочками и давать им возможность урегулировать финансовый спор. Это и пересмотр долга, и замораживание пени, и увеличение срока действия договора о займе.

Недостатки закона о коллекторской деятельности

На первый взгляд, закон серьезно ограничивает возможности некогда полубандитских структур и возвращает их в правовое поле. Стоит ли рассчитывать на то, что страшные истории о коллекторах навсегда уйдут в прошлое. Скорее всего, да. Но при этом не следует забывать и о некоторых недочетах Закона, которые, впрочем, свойственны почти всем актам, действующим непродолжительный срок.

Отношения между заемщиками и кредиторами складывались более двух десятилетий, и наивно полагать, что один документ, пусть и имеющий высочайший статус, способен разом их перечеркнуть.

У экспертов вызывают сомнения некоторые пункты, допускающие разночтения. Например, что конкретно подпадает под понятие «обман должника»? Стоит ли считать обманом обещание передать дело заемщика в суд, если после такой передачи не последовало?

Несмотря на ряд недочетов, в целом акт стал очень важным документом для нашего государства, прекратив практически легальную деятельность организаций, ограничивающих свободы и нарушающих права граждан, и осуществив перевод такого неоднозначного рынка услуг, как взыскание долгов, в правовое поле.

Наименование

услуги

Стоимость, руб. Примечание
1

Регистрация (лицензирование)

коллекторского агентства (коллектора) в Федеральной службе судебных приставов

(ФССП России)

170 000

В стоимость входит:

  1. Проверка наименования юрлица на уникальность.
  2. Разработка Устава коллекторского агентства (коллектора), подбор соответствующих кодов ОКВЭД и регистрация юридического лица в форме ООО.
  3. Внесение сведений о юрлице в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
  4. Получение в Роскомнадзоре выписки по юрлицу из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
  5. Получение выписки из ЕГРЮЛ.
  6. Подбор специализированного программного обеспечения (ПО) и оборудования.
  7. Консультация по обеспечению стоимости чистых активов (СЧА) в установленном размере, заключению договора страхования, оплате госпошлины и соблюдению иных лицензионных требований.
  8. Подготовка полного комплекта документов для их направления в ФССП России в целях внесения сведений о юрлице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
  9. Консультация по организации деятельности коллекторского агентства с «нуля».

Дополнительные расходы: госпошлина за регистрацию юрлица (4 000 руб.), госпошлина за внесение в реестр коллекторов (100 000 руб.), нотариальные расходы (2 800 руб.), почтовые расходы (1 000 руб.), страхование ответственности (от 70 тыс. руб. за 1 год), создание Интернет-сайта (от 13 тыс. руб.), покупка специализированного программного обеспечения (от 60 тыс. руб.), покупка необходимого оборудования и оргтехники (от 50 тыс. руб.), стоимость чистых активов (СЧА) в размере 10 млн. руб. на балансе юрлица.

2

Подготовка отчета коллектора

для его представления в ФССП России

5 000

(нулевой отчет)

7 500

(для действующей организации)

Отчетность коллекторского агентства (коллектора) составляется за 6 мес. или год на основании предоставлнных клиентом данных в соответствии с требованиями законодательства РФ и направляется клиенту для ее последующего представления в ФССП России.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — ФЗ № 230) установлены следующие лицензионные требования для коллекторских агентств в целях их внесения в реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности:

  1. соответствие стоимости чистых активов (СЧА), рассчитанной на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, размеру не менее 10 (десяти) миллионов рублей;
  2. заключение договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности со страховой суммой не менее 10 (десяти) миллионов рублей в год;
  3. наличие оборудования, программного обеспечения (ПО), соответствующего требованиям, установленным Приказом ФССП России от 28.12.2016 № 825 «Об утверждении требований к оборудованию и программному обеспечению юридического лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности» (далее – Приказ ФССП № 825);
  4. наличие сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

  5. включение в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

  6. наличие уникального наименования, в том числе не имеющего сходства с наименованием органа государственной власти;

  7. соответствие владельцев и лиц, входящих в органы управления, установленным ФЗ № 230 требованиям.

Государственная пошлина за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, составляет 100 000 (сто тысяч) рублей.

Срок регистарции (лицензирования) коллекторского агентсва (коллектора) в ФССП России составляет 40 рабочих дней, из которых 20 рабочих дней документы лицензиата рассматриваются в ФССП России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *