Лицензия на дополнительное образование

Содержание

Документы для получения лицензии

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Что будет, если работать без лицензии

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

  • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

Советуем посмотреть интересное видео, в котором рассмотрен порядок лицензирования образовательной деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» предусмотрено лицензионное требование к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности: «наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам».

В соответствии со ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Для должности «преподаватель» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 года № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» установлены следующие квалификационные требования: «высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года» либо «при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы».

Для должности «преподаватель» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» установлены следующие квалификационные требования: «высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы» либо «высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы».

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (п. 9 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н).

В соответствии со ст. 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признаются иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, полученным в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации1. В случае, если иностранное образование и (или) иностранная квалификация не соответствуют указанным условиям, признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) на основе экспертизы2.

Таким образом, работник по должности «преподаватель иностранного языка», имеющий иностранное образование (диплом бакалавра колледжа США) и удостоверение о повышении квалификации в Российской Федерации, соответствует требованиям законодательства (лицензионным требованиям) при соблюдении одного из условий:

— имеется высшее или среднее профессиональное образование, полученное в образовательной организации из Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2015 № 2777-р, и отвечающее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, а также дополнительное профессиональное образование, что подтверждается наличием удостоверения о повышении квалификации;

— имеется свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации (может быть получено в Рособрнадзоре), отвечающего квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, а также дополнительное профессиональное образование, что подтверждается наличием удостоверения о повышении квалификации;

— имеется решение аттестационной комиссии образовательной организации о рекомендации работодателю заключить трудовой договор с преподавателем, не соответствующим квалификационным требованиям (в порядке исключения из общих правил с обоснованием данного решения).

1 Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 № 2777-р «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации»

2 Приказ Минобрнауки России от 24.12.2013 № 139 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве»

19.12.2015 • Эксперты Ладнушкина Н.М., Фёклин С.И. • Постоянная ссылка: http://mosobrnadzor.ru/licensing/faq/27#27

Сложности процесса

Перед тем как получить лицензию на образовательную деятельность, учреждению необходимо провести ряд подготовительных мероприятий. Положение, в котором регламентируется процесс выдачи разрешения, предусматривает определенные условия для заинтересованных субъектов. Необходимость их соблюдения делает всю процедуру достаточно трудоемкой и продолжительной. Стоит сказать, что с даты регистрации организации и до момента получения лицензии может пройти несколько месяцев. При этом сбор необходимых бумаг является далеко не самым сложным этапом.

Перед тем как получить лицензию на образовательную деятельность, следует внимательно изучить требования к помещению, преподавательскому составу, оборудованию, учебным программам. Их набор будет зависеть от типа организации, возраста учащихся, времени, которое они будут находиться на занятиях. Отдельное внимание нужно уделить санитарным и пожарным нормам, методическим рекомендациям по разработке программ. Обязательным этапом является формирование предварительного расписания.

Помещение

Учебному заведению недостаточно иметь только юридический адрес. Учреждению необходимо помещение, которое соответствует целям деятельности и всем установленным нормативам. В зависимости от типа заведения могут предъявляться требования к минимальному числу комнат, габаритам, наличию отдельных входов, состоянию территории и пр.

Заинтересованному субъекту придется самостоятельно изучить СНиПы и СанПиНы, выбрать соответствующие предписания для конкретного типа деятельности и подобрать помещение. Его нужно будет привести в надлежащий вид. Для этого следует сделать ремонт, используя рекомендуемые материалы, установить сигнализацию, обеспечить необходимый температурный режим и так далее.

После окончания всех работ приглашаются служащие Госпожнадзора и СЭС. Они проводят проверку и составляют заключение о безопасности. Не следует забывать о том, что оборудование, мебель, инвентарь также должны соответствовать установленным требованиям. Все товары, которые приобретаются, должны иметь сертификат. Если предполагается обеспечение учащихся питанием, необходимо отдельно оборудовать кухню и помещение для приема пищи. Соответствие их нормам проверяет Роспотребнадзор.

Дополнительно

К указанным выше бумагам прилагаются:

  1. Правоустанавливающая документация на сооружение/помещение и территорию (если учреждение занимает целое здание). Это может быть арендный договор, св-во о праве собственности и пр.
  2. Утвержденные директором учебные программы. При необходимости их согласовывают и заверяют с профильным учреждением.
  3. Учебные планы. В них указывается вид образования, название программы, время ее освоения, уровень, преподавательский состав.
  4. Информация о сотрудниках. В частности, предъявляются копии трудовых книжек и дипломов.
  5. Справка, удостоверяющая материально-техническую обеспеченность деятельности. Она составляется на бланке, утвержденном Минобрнауки, и подписывается руководителем.
  6. Санитарное заключение о пригодности помещения для обучения. Оно выдается Роспотребнадзором.
  7. Документ о наличии условий для предоставления питания, обеспечения охраны здоровья обучающихся (при необходимости).
  8. Акт Госпожнадзора.
  9. Копия квитанции, подтверждающая уплату пошлины.

Если осуществляется оформление лицензии для структурного подразделения, дополнительно прилагается решение о его создании, а также св-во о госрегистрации и Положение об организации его работы.

Процедура

Департамент образования принимает бумаги по описи и поставляет отметку. Процесс выдачи разрешения проходит в несколько этапов:

  1. В трехдневный срок специалисты проверяют документацию на предмет правильности и полноты заполнения. В случае выявления ошибок она возвращается субъекту на исправление. При этом устанавливается период, в течение которого можно осуществить доработку. Он составляет не больше месяца.
  2. Если претензии к бумагам отсутствуют, начинается стадия проверок. Специалисты изучают достоверность сведений, соответствие фактических условий требованиям лицензии. Для этого могут осуществляться выездные проверки. Они должны быть согласованы с заявителем и не нарушать его интересов.

В течение 60 дней принимается решение о предоставлении разрешения или об отказе в этом. Течение данного периода начинается с даты регистрации заявления. Если специалистами будет признана нецелесообразность выдачи разрешения по результатам проверки, заинтересованному лицу направляется соответствующий ответ. В нем должны быть указаны основания отказа. Стоит отметить, что неудовлетворение заявления допускается в случае, если сведения, которые были предоставлены, являются недостоверными, или условия, которые создал субъект, не подходят для ведения образовательной деятельности. Отказ уполномоченной структуры заинтересованный субъект может оспорить в суде. Срок действия лицензии на образовательную деятельность не ограничен. Однако органы Минобрнауки могут ее приостановить или отозвать в случае нарушения юрлицом или предпринимателем установленных предписаний.

Переоформление лицензии на образовательную деятельность

Оно может потребоваться при:

  1. Необходимости дополнить выданное ранее разрешение информацией об адресах оказания услуг в сфере обучения, о филиалах или учебных программах.
  2. Изменении местонахождения или наименования учреждения.
  3. Возникновении нового заведения при реорганизации юрлица.
  4. Прекращении реализации учебных программ.

Переоформление лицензии на образовательную деятельность потребует дополнительных бумаг от заинтересованного лица. Например, при реорганизации нужно будет предъявить соответствующее решение, выписки из ЕГРЮЛ, новый устав. В законодательстве также предусматривается временная лицензия на образовательную деятельность. Она выдается на год. Такое разрешение необходимо юрлицам, предоставляющим услуги в сфере обучения, возникшим в связи с реорганизацией учреждения в форме выделения или разделения.

В ряде случаев субъект может продлить лицензию. В законе установлены условия, при которых это допускается. В документы для продления лицензии нужно будет включить бумагу, подтверждающую наличие ранее выданного разрешения. На практике к такой процедуре прибегают достаточно редко. Как правило, заинтересованные лица осуществляют переоформление лицензии.

Ответственность

Трудоемкость процедуры получения лицензии зачастую становится причиной нарушения многими организациями и предпринимателями законодательных требований. Между тем работа без разрешающих документов предполагает:

  1. Административную ответственность в виде взыскания от 2 тыс. руб. (для физлиц) до 50 тыс. (для организаций).
  2. Наказание в форме штрафа до 300 тыс. руб., до 5 лет лишения свободы с взысканием до 500 тыс. руб.

Указанные виды ответственности предусматриваются для коммерческих организаций, предоставляющих образовательные услуги без лицензии. Что касается госучреждений, то у них нет иного выхода, кроме как работать при наличии разрешения Минобрнауки. Если же образовательное заведение допустило нарушение законодательства, КоАП (ст. 19.20, ч. 1) устанавливает штраф. Его величина – до 250 тыс. руб. Стоит сказать, что последствия, которые наступают при допущении нарушений, несоизмеримы с усилиями, которые необходимо приложить для получения лицензии.

На форуме «Вопрос-ответ» рассматриваются вопросы социально-экономического развития Владимирской области. Данный форум не подменяет собой действие Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Для всех пользователей форума действуют единые правила, обязательные к исполнению. Участие в форуме подразумевает принятие настоящих правил.
1. Чтобы задать вопрос, выберете соответствующий раздел в категории «Вопросы и ответы». В выбранном разделе нажмите «Начать тему», сформулируйте вопрос в нескольких словах в заголовке и полный вопрос в тексте сообщения. В ранее созданных темах не допускается создание новых тем. В противном случае опубликованные вопросы в ранее созданных темах будут удалены. Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в течение 10 рабочих дней (чтобы получать уведомления о работе с Вашим вопросом, при его публикации необходимо включить функцию «Подписаться» и следить за ответами в этой теме). Обращаем Ваше внимание, что в темах не допускается обсуждение и размещение комментариев по заданному вопросу. В противном случае они будут удалены.
2. Для обсуждения вопросов, комментирования ранее заданных вопросов создан раздел «Обсуждение». Если Вы разместили вопрос не в тот раздел (вопрос не входит в компетенцию органа или структурного подразделения, курирующего раздел), то модератор раздела имеет право в течение двух рабочих дней переадресовать Ваш вопрос в соответствующий (тематический Вашему вопросу) раздел Проекта. При этом, отсчёт даты ответа на Ваш вопрос начинается с даты переноса в соответствующий раздел Проекта. В течение 10 рабочих дней в разделе, куда Вы задали вопрос, будет размещена ссылка на раздел, в который Ваш вопрос был перенесен.
3. Чтобы начать обсуждение интересующей Вас проблемы, присоединиться к существующему обсуждению или начать обсуждение по тем вопросам, которые не получили должного ответа в разделе «Вопросы и ответы», зайдите в необходимый форум категории «Обсуждение» и создайте новую тему, либо выберите существующую.
4. Прежде чем задавать вопрос, воспользуйтесь поиском, вероятно подобный вопрос уже задавался и ответ на него есть.
5. Если на Ваш вопрос не ответили в установленный срок (10 рабочих дней), то Вы можете написать жалобу на модератора в соответствующем разделе «Жалобы на модераторов». В своём обращении Вы должны указать, в какой подраздел проекта адресован вопрос и сколько прошло времени со дня его размещения.
6. Для общественного обсуждения социально значимых вопросов развития региона, проектов нормативно-правовых актов создан раздел «Дискуссионная площадка». Темы для общественного обсуждения выносят органы и структурные подразделения администрации области. Не допускается создание тем в разделе пользователями. В противном случае они будут удалены.
7. Обращаем Ваше внимание, что за размещаемый контент наступает персональная ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Гражданским и Уголовным кодексами РФ, КоАП РФ.
8. Недопустимы и подлежат удалению без предупреждения:
— сообщения, содержащие грубость, нецензурные или оскорбительные выражения (прямые или косвенные), ложную информацию и клевету в адрес государственных или муниципальных органов власти и их должностных лиц, общественных объединений и организаций, участников и пользователей форума, а также провоцирующие разжигание любых видов розни или склоняющие к нарушению действующего законодательства Российской Федерации;
— повторные вопросы, заданные одним и тем же пользователем на одни и те же темы, ответы на которые раннее уже были опубликованы, а также вопросы, продублированные пользователем на нескольких ветках форума;
— вопросы, представляющие собой перепечатку публикаций, а также ссылки на материалы, размещенные в печатных, электронных СМИ, в социальных сетях или на сетевых ресурсах и форумах.
9. Для бесперебойного функционирования ресурса и удобства пользования им модераторы форума без предупреждения удаляют любые сообщения, которые не соответствуют вышеуказанным правилам форума.
10. Администрация форума оставляет за собой право закрывать чрезмерно затянутые дискуссии, а также блокировать интернет-пользователей в случае неоднократного нарушения ими правил форума или рассылки ими спама.

Что такое доп образовательная деятельность?

Программы ДО для детей и взрослых имеют различные цели. Первые направлены на развитие ребёнка, его кругозора. Услуги для детей предоставляются в кружках и клубах.

ДО для взрослых представляет собой последипломное повышение квалификации. Потребность в нём возникает у специалистов различных сфер деятельности.

Дополнительные знания и профессия повышают ценность любого сотрудника на рынке рабочей силы. Получить ДО можно на платной и бесплатной основе. Для этого необходимо иметь высшее или среднеспециальное образование.

Программы дополнительного профессионального обучения ведутся по 3-м направлениям:

  • Повышение квалификации (предназначена для обучения новым навыкам работников различной сферы деятельности в рамках их профессии).
  • Переподготовка (в рамках программы люди получают новую профессию).
  • Стажировка (цель обучения — закрепления теоретических знаний на практике).

Важно! Наличие ДО подтверждается дипломом, сертификатом или удостоверением.

Эти документы имеют юридическую и имиджевую силу, если они выданы учебными заведениями, ведущими свою деятельность на основании соответствующей лицензии. Все программы дополнительного образования соответствуют государственным стандартам.

Нормативные акты, определяющие перечень документов для оформления лицензии на образовательную деятельность

Основные требования и условия получения лицензии на образовательную деятельность, включая перечень необходимых для этого документов, содержатся в следующих нормативных актах:

  • Закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ», датированный 29.12.2012 года;
  • Закон №99-ФЗ «О лицензировании…», изданный 04.05.2011 года;
  • Постановление Правительства России №966, подписанное 28.10.2013 года.

Необходимо отметить, что оба указанных Федеральных закона разработаны и введены в действие относительно недавно. Это свидетельствует о том, что именно в последнее время была существенно изменена законодательная база, регулирующая рассматриваемую деятельность.

По сути, с начала 2013 года действуют новые правила оказания образовательных услуг, которые затем были скорректированы вышедшим несколько позднее Постановлением российского кабмина. Именно в нем подробно описаны основные требования, предъявляемые к организациям, которые планируют оказывать услуги в сфере дополнительного образования, и перечень документов, необходимый для получения ими лицензии на образовательную деятельность.

Необходимые условия и документы на лицензирование дополнительного образования

Для того чтобы иметь возможность оказания услуг по дополнительному образованию, необходимо выполнить два основных условия:

  1. Пройти регистрацию в качестве некоммерческой организации.
  2. Подготовить перечень необходимых документов и получить лицензию на образовательную деятельность.

Вполне логично рассмотреть каждое из указанных условий отдельно.

Регистрация некоммерческой организации

Действующее законодательство допускает оказание услуг в сфере дополнительного образования только со стороны некоммерческих организаций (НКО). НКО представляет собой юридическое лицо, созданное не с целью получения прибыли (как коммерческая организация), а имеющее задачу реализовать какую-либо социальную функцию, связанную с образованием (как в рассматриваемом случае), культурой, здравоохранением, охраной правопорядка или другими подобными целями. Данное требование, предъявляемое к учреждению, планирующему оказание услуг по дополнительному образованию, объясняется тем, что именно этот вид образовательной деятельности наиболее ориентирован на удовлетворение нематериальных потребностей человека, относящихся, главным образом, к духовной сфере.

Наиболее распространенными видами НКО являются:

  • общественная или религиозная организация;
  • некоммерческое партнерство;
  • общественный фонд;
  • государственная корпорация;
  • бюджетное учреждение;
  • автономная некоммерческая организация.

Именно две последних организационно-правовых формы наиболее часто применяются в тех случаях, когда осуществляется оказание услуг по дополнительному образованию.

Перечень документов, необходимых для лицензирования дополнительного образования

Одно из основных требований, обязательных для выполнения при получении образовательной лицензии – это подготовка документов, перечень которых содержится в указанных выше нормативных актах. Они подаются в соответствующий орган при министерстве образования РФ, а именно Федеральную службу по надзору (Рособрнадзор). Список документов четко показывает, какие требования предъявляются к организации, для получения лицензии на образовательную деятельность.

Заявление на получение лицензии. Форма бланка заявления, которое подается в Рособрнадзор, определяется территориальными органами Минобразования на основе общих правил и требований, содержащихся в указанных в первом разделе статьи федеральных законодательных документах. Бланк заявления и образец его заполнения выглядят следующим образом.

Заполнение заявления не представляет особой сложности. Практически все данные, необходимые для этого, содержатся в прилагаемых документах на получение образовательной лицензии, перечисленных ниже. Особое внимание следует обратить на указание всех программ дополнительного образования, которые организация планирует оказывать. Только в этом случае подобная деятельность становится легальной.

Обязательным условием рассмотрения заявления и приложенных к нему документов является оплата государственной пошлины. Указание о ее осуществлении обязательно должно содержаться в заявлении. Кроме того, необходимо также разместить возможные варианты связи с руководителем соискателя или ответственным лицом. Это может понадобиться при возникновении вопросов или необходимости доработать список представленных документов.

Уставные документы организации и свидетельства о регистрации и постановке на учет. Данный документы входят в стандартный пакет, который оформляется практически всегда, как при получении каких-либо лицензий или разрешений, так и при регистрации сделок и других подобных операциях, производимых юридическим лицом. При этом необходимо учесть, что документы должны быть в виде нотариально заверенных копий.

Свидетельство о праве собственности или аренде учебных помещений.

Учебные планы и программы. Данные документы должны соответствовать ведомственным требованиям, быть утверждены руководителем. Кроме того, обычно также указываются их сроки, продолжительность и преподаватели, для каждого из которых указываются сведения о квалификации (с приложением копий дипломов) и предыдущей трудовой деятельности (данные подтверждаются копиями трудовых книжек).

Документы, подтверждающие соответствие требованиям законодательства для получения образовательной лицензии:

  • справка о материально-технической оснащенности;
  • санитарное заключение о пригодности помещения (выдается Роспотребнадзором);
  • справка о наличии необходимых условий для организации питания учащихся и сотрудников образовательного учреждения, а также охраны их здоровья (если это необходимо);
  • заключение органов Госпожнадора.

Документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.

Опись всех представленных документов.

После получения указанного перечня документов, территориальный орган Рособрнадзора в течение 60 дней обязан либо выдать лицензию на ведение образовательной деятельности, либо направить соискателю мотивированный отказ.

Оформление образовательной лицензии под ключ от 48 000 рублей в любом регионе России

Дополнительное образование

Различают несколько видов образовательных программ. Они отличны друг от друга, как по составу, так и по требованиям, выдвигающимся к учащимся гражданам.

Под дополнительным образованием подразумевают учебный процесс, в ходе которого лицо совершенствует ранее приобретенные навыки и знания, повышает деловые качества либо проходит переквалификацию для осуществления деятельности в другой сфере.

Условием для прохождения учебного процесса является наличие документа, свидетельствующего о получении начального, среднего или высшего образования. То есть, лицо не получает абсолютно новые знания, а совершенствует уже имеющиеся, получает дополнительные навыки в уже знакомой сфере.

В большинстве случаев за предоставление подобных услуг приходится платить. То есть, государство не оплачивает получение ее гражданами дополнительного образования. Однако в некоторых случаях заинтересованность в этом высказывают работодатели.

Если юридическому лицу выгодно иметь сотрудника с высокой квалификацией, оно может само оплатить его обучение. Заинтересованность в дополнительном образовании есть также у тех граждан, которые изначально получили не ту специальность, по причине отсутствия доступа к обучению необходимой профессии.

Выделяют следующие виды дополнительного образования:

  1. Переподготовка. Особенность данной формы – получение новой квалификации. Отличие от стандартных учебных программ, преподаваемых в высших учебных заведениях – акцент только на тех предметах, которые необходимы для трудовой деятельности. Благодаря этому, минимальная длительность курсов – двести пятьдесят часов (в ВУЗах на получение специальности уходит от трех лет и более).
  2. Повышение квалификации. В большинстве случаев заказываются определенными предприятиями. Необходимы для увеличения знаний работников в определенной сфере, обучению их новым навыкам. Минимальная длительность курса – шестнадцать часов. Возможно обучение без отрыва от работы.
  3. Стажировка. Практические занятия на производстве, позволяющие усилить имеющиеся навыки и получить новые.

Важно! После завершения обучения, учащиеся получают сертификаты, дипломы и удостоверения, которые свидетельствуют о получении новой квалификации.

Эти документы позволяют подтвердить полученные знания и навыки. Поскольку на законодательном уровне ко всем учебным заведениям, которые после обучения выдают аттестаты, выдвигается требование по получению лицензии, лицензирование дополнительного профессионального образования является обязательным.

Когда нужно получать лицензию

Лицензию на образовательную деятельность необходимо получать в том случае, если после обучения граждане будут проходить аттестацию, по итогам которой им будет выдан документ об окончании обучения (сертификат/диплом/удостоверение).

В таком случае наличие документа подтверждает квалификацию работника, его услугами будут пользоваться предприниматели. Поскольку обучение происходит по установленным в государстве программам, для гарантии соответствия знаний полученному документу образовательные учреждения должны получать лицензии.

Получать лицензию на образовательную деятельность не нужно предприятиям, которые по окончании учебного процесса не выдают каких-либо официальных документов, подтверждающих квалификацию. То есть, заниматься лицензированием не нужно, если гражданин будет проходить простую стажировку либо ему будет зачитана разовая лекция. Кроме того, можно не лицензировать профессиональную подготовку, проходящую индивидуально. Однако зарегистрировать данный вид деятельности необходимо, в противном случае можно получить штраф.

Штрафные санкции за образовательную деятельность без получения лицензии

Обучение без получения лицензии на повышение квалификации наказуемо. Данная сфера регулируется Административным и Уголовным кодексами. Наказания разные, в зависимости от регистрации виновника.

Административная ответственность прописана в статьях 14.1 и 19.20 КоАП РФ. Первая статья регулирует коммерческую деятельность, вторая – некоммерческую.

В соответствии с этими нормативными актами физическое лицо может получить следующие штрафы:

  1. До 2 500 рублей за коммерческую образовательную деятельность без лицензии.
  2. До 1 000 р., если обучение производится на безвозмездной основе.

Для должностных лиц штрафы за организацию учебного процесса без получения лицензии на образовательную деятельность более высокие:

  • до пяти тысяч рублей при платном обучении;
  • до пятидесяти тысяч, если имеет место обучение без получения прибыли.

Наибольшие штрафы прописаны для предприятий. Если обучение осуществляется на платной основе, размер санкции составит от сорока до 50 тысяч рублей. Если же обучение платное, то штраф увеличивается до 170 – 250 тысяч рублей. Для индивидуальных предпринимателей предусмотрен штраф в размере не более 40 тысяч рублей.

Если государству или населению в процессе обучения без лицензии был нанесен ущерб, вступают в действие 76.1 и 171 статьи Уголовного кодекса. В соответствии с ними, виновник может заплатить штраф в размере до 300 тысяч рублей, сесть в тюрьму на срок до пяти лет. Также в качестве наказания могут быть использованы принудительные работы (не больше пяти лет).

Порядок получения документа

Для получения лицензии сначала нужно собрать необходимые документы и обратиться в Рособрнадзор либо региональный орган, занимающихся выдачей лицензий. Первый вариант подходит для учреждений федерального значения и филиалов иностранных организаций. В остальных случаях для открытия учреждения, занимающегося дополнительным образованием, необходимо обращаться в органы местной власти.

С момента подачи документов до даты выдачи лицензии может пройти не более 45 дней. За это время сотрудники лицензирующего органа проверят документы и вынесут решение по заявке. Наиболее сложный этап в получении лицензии на дополнительное образование – сбор необходимой документации. Чтобы собрать все бумаги, придется обратиться в несколько государственных служб (СЭС, ФНС).

Потребуется собрать следующие документы для лицензирования образовательной деятельности:

  1. Заявление.
  2. Устав.
  3. ИНН, ОГРН.
  4. Документы, свидетельствующие о наличии у лица права на использование помещений.
  5. Справки из СЭС (о пригодности помещения).
  6. Квитанция.
  7. Заключение из пожарного надзора.

Под квитанцией подразумевается документ об уплате государственной пошлины. Ее размер – 7 500 рублей. Если документы подаются третьим лицом, необходимо подготовить нотариально заверенную доверенность.

Требования к помещению

Перед тем как получить лицензию на обучение, необходимо позаботиться о подходящем для этого помещении. Оно может быть собственностью предприятия, но допускаются также отношения аренды.

Обязательным является оснащение помещения всеми средствами безопасности (пожарными сигнализациями, системами кондиционирования, освещения).

Для проведения учебного процесса помещение должно быть оснащено гардеробом, мебелью, оргтехникой, всем другим необходимым оборудованием.

Площадь должна быть рассчитана таким образом, чтобы на каждого ученика приходилось не менее 2,5 кв.м. Если планируется устроить пункт питания, необходимо получить справки из Роспотребнадзора.

Обязательными являются справки из СЭС и пожарной службы, которые подтвердят безопасность помещений.

Требования к сотрудникам

Определенные требования также выдвигаются и к педагогическому составу. Сотрудники учреждения, преподающие отдельные предметы, должны иметь достаточную квалификацию для проведения подобной деятельности. Важно подбирать педагогический состав таким образом, чтобы предприятие могло в полной мере реализовать выбранную им образовательную программу.

Справка! Квалификация педагогов подтверждается дипломами об успешном завершении учебных заведений по соответствующей специальности.

Таким образом, для предоставления населению дополнительного образования необходимо сначала получить лицензию на дополнительное образование. Для этого следует позаботиться о помещении, штате, справках из контролирующих органов.

Лицензия нужна в том случае, если после завершения обучения учащимся представляются документы, свидетельствующие о получении ими определенной квалификации. Образовательная деятельность без лицензии наказуема.

Дополнительное образование в России

В сущности дополнительное образование — это мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

История развития дополнительного образования

Система дополнительного образования в России формировалась из российских форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создано общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.

Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А. С. Макаренко и таких его сподвижников как руководитель всей клубной работы в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского Заслуженный учитель РСФСР В. Н. Терский. Особенностью их подхода было то, что у Макаренко считали, что «человек не воспитывается по частям» (то есть на отдельных предметах, кружках, секциях и т. д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи. Содержание и существенные особенности их подхода в постановке внеклассной деятельности было достаточно подробно отражено в книгах В. Н. Терского, в том числе переиздававшихся в ГДР и Венгрии.

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодёжная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Попытки создания большинства альтернативных молодёжных структур рано или поздно подавлялись, даже при достижении ими весьма высоких показателей в воспитании молодёжи и самообеспечении организации по затратам, о чём свидетельствует, к примеру, педагогический опыт В. А. Ерёмина. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребёнка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.

Многие звёзды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей.

В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн детей).

Нормативная база по дополнительному образованию

Предоставление дополнительного образования регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 10 Дополнительное образование), Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»), а также иными приказами, распоряжениями и методическими рекомендациями, регулирующими деятельность по по дополнительному образованию детей и взрослых.

По поручению Президента РФ В. В. Путина разрабатывается «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации».

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»

Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам в 2016 году.

Целью приоритетного проекта является обеспечение к 2020 году охвата не менее 70-75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными общеобразовательными программами, в том числе на базе создающихся модельных центров дополнительного образования детей. Проект направлен на равное обеспечение детей современным, вариативным и востребованным дополнительным образованием с учетом интересов ребёнка и его родителей, потребностей социально-экономического и технологического развития страны.

Проектным офисом по разработке этого проекта является ФГАУ «Фонд новых форм развития образования».

Направленности (профили) реализации программ дополнительного образования

Дополнительное образование детей и взрослых в России осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. Предпрофессиональные программы реализуются в области физкультуры и спорта (спортивные школы) и области искусства (школы искусств, художественные и музыкальные школы).

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются по шести направленностям в разных образовательных организация от детского сада до вуза, а также иных организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность (некоммерческие организации, музеи, библиотеки, ИП, клуб и др.):

  • естественнонаучное;
  • техническое творчество;
  • туристско-краеведческое;
  • художественное (танцы, изо, музыка, литература и др.);
  • социально-педагогическое (волонтёрство, добровольчество, работа с группами детей, имеющими ограничения по здоровью, с одарёнными и талантливыми детьми);
  • физкультурно-спортивное (массовый спорт, общая физическая подготовка, школьный спорт).

Детские технопарки «Кванториум»

«Кванториум» — это дополнительное образование для детей по различным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям: промдизайнквантум, промробоквантум, биоквантум, наноквантум, геоквантум, автоквантум, аэроквантум, космоквантум, энерджиквантум, IT-квантум, VR/AR-квантум, Data-квантум, хайтек.

Дополнительное образование в регионах

Москва

Дополнительное образование учащихся московских школ включено в систему непрерывного образования. Обучение проходит в специализированных учреждениях дополнительного образования детей, а также в кружках и профильных центрах, созданных непосредственно в школах. Основными направлениями развития дополнительного образования в Москве являются:

  • Развитие технического творчества и предметного дополнительного образования;
  • Сотрудничество государственных организаций дополнительного образования с частными организациями ;
  • Развитие новых форматов дополнительного образования.

Более 44 000 дополнительных учебных программ реализуются в подведомственных образовательных организациях системы общего, дополнительного и профессионального образования в творческих объединениях, секциях, студиях и др.

С 2015 года критерии в области дополнительного образования школьников учитываются при расчете рейтинга образовательных учреждений города Москвы, введенного Департаментом образования города Москвы в 2011 году.Так, при расчете рейтинга учитывается результативность работы школы по использованию социально-культурных ресурсов города в обучении. (Засчитываются результаты участия учеников в городских олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервется связь поколений».)

Школы, в зависимости от результатов учеников, получают умножение своих баллов на коэффициент:

  • высокий уровень (наличие не менее четырёх дипломов, из них не менее двух победителей) — 1,02,
  • хороший уровень (не менее трех дипломов, из них не менее одного победителя) — 1,01,
  • работа только началась (наличие не менее одного диплома призёра или победителя) — 1,005,
  • результаты не показаны или отсутствуют — 1,00.

Свердловская область

С 2015 года на территории Свердловской области началась экспериментальная работа по стандартизации условий предоставления услуг дополнительного образования детей. Как сказано в паспорте проекта, итоговой целью является создание комплекта научно-методических и инструктивных материалов, системы минимально-допустимых требований к условиям, процессу и результату реализации услуги дополнительного образования детей, позволяющей достичь определённого уровня качества в разрезе подходов оценки качества, государственного контроля и удовлетворённости потребителей.

Опыт дополнительного (неформального) образования детей в других странах

Русский опыт внешкольного (дополнительного) образования был и остается уникальным в мировой педагогической практике. Но вместе с тем он впитал в себя передовые традиции педагогических идей многих других стран, стал примером для реализации практического опыта в других странах (помимо стран СНГ, где повсеместно при общем сокращении численности сохранились эти учреждения, прежде всего в странах Восточной Европы, Китая, Кубы, Вьетнама, КНДР и т. д.).

Отдельные элементы системы внешкольного образования были восприняты в странах Азии, Европы. Например, опыт внешкольного воспитания был перенесён для адаптации бывших юных граждан СССР в Израиле. В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору!) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства. В большинстве стран Европы имеется система клубов по интересам, как правило существующая на муниципальные средства или за счёт финансирования общественных и религиозных организаций, а также на родительские средства. В педагогической практике эти виды деятельности называются как правило «неформальным образованием» (Non-formal education), альтернативным образованием (alternative education).

> См. также

  • Детский университет

Примечания

  1. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2002
  2. (Народное образование, наука и культура в СССР. Стат. сб. — М., 1971.)
  3. Наш Бруднов. Сб. статей. М., 2004
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
  5. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»).
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва. Российская Газета (8 сентября 2014).
  8. Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (30 ноября 2016).
  9. ФГАУ «Фонд новых форм развития образования». .
  10. Портал открытых данных Правительства Москвы.
  11. Куда пойти учиться: как составляется рейтинг столичных школ. Москва24 (18 августа 2015).
  12. Виктория Молодцова. . Учительская газета (4 августа 2015).
  13. Постановление Правительства Свердловской области № 1115-ПП «Об утверждении перечня региональных инновационных площадок в Свердловской области» (22.12.2015).
  14. Краткая справка по проекту «Разработка и внедрение регионального стандарта качества предоставления услуги дополнительного образования детей» — Информационная открытость образования. iac66.ru. Дата обращения 17 февраля 2016.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *