Изменение целевого назначения земельного участка

Особенности смены статуса УЗ

Виды и требования к целевому назначению земли

С целью обеспечения разумного использования УЗ их подразделяют на разные категории. К таковым относятся земли:

  • Населённых пунктов. Предназначены для постройки зданий, ведения подсобного хозяйства.
  • Сельскохозяйственные. Располагаются за городской чертой и используются для производства сельхозпродукции.
  • Промышленные. Находятся за пределами населённых пунктов. Предназначены для деятельности энергетических, транспортных, военных и других объектов.
  • Лесного фонда.
  • Водного фонда.
  • Запаса.
  • Рекреационные.
  • Особо охраняемые.

Требования к целевому назначению земель регламентированы Земельным кодексом Российской Федерации, основываясь на следующих критериях:

  • Категория земли, на которой расположен надел.
  • Статус владельца земли.
  • Права на УЗ.
  • Цель использования территории.

Например, человек купил участок под строительство дома, а земля предназначена для ведения с/х. Для реализации поставленной цели УЗ необходимо переоформить в другую категорию.

Можно ли поменять целевое использование земельного участка и зачем это нужно?

Целевое назначение надела изменить можно. Для этого законодательство предусматривает различные варианты:

  • Изменение разрешения. При этом категория остаётся прежней.
  • Смена категории.

СПРАВКА. Процедура изменения целевого назначения земли длительная и достаточно сложная. Когда при этом есть выгода, труды обязательно окупятся.

Смена статуса УЗ обуславливается объективной социальной или экономической целесообразностью. Например, возведение промышленного объекта или здания, корректировка площади, строительство дороги.

Как изменить целевое назначение?

Перевод надела в другую категорию находится в компетенции органов местного самоуправления, исполнительных органов РФ. Российское законодательство закрепляет, какие категории можно переводить:

  • Земли, находящиеся в собственности частных лиц.
  • Сельскохозяйственные угодья, ведением которых занимаются местные органы самоуправления.
  • Территории, состоящие в собственности Правительства РФ, субъектов РФ.

Этапы изменения целевого назначения:

  • Подача заявления в уполномоченный орган.
  • Рассмотрение запроса специальной комиссией.
  • Проведение слушания через 5 дней после подачи заявки.
  • Вынесение решения.

ВАЖНО! В ходатайстве обязательно указывают весомые основания, причины для смены назначения надела.

Если принято положительное решение, оформляют акт и направляют его заинтересованной стороне. Чтобы изменение целевого предназначения вступило в силу, его необходимо документально зафиксировать в кадастровой палате.

Для рассмотрения заявки закон отводит срок 2 месяца. Если вопрос находится в компетенции Правительства РФ, ответ придёт в течение 3 месяцев. При отказе пакет документов возвращают заявителю через один месяц.

Заявитель оплачивает государственную пошлину за внесение записи о новом целевом назначении участка в кадастровые документы в сумме 350 рублей. Владелец надела несёт и прочие финансовые расходы, связанные с переводом надела в другую категорию.

Тонкости процедуры перевода земли

Случаи, когда могут отказать

Отказ в изменении целевого предназначения компетентные органы обосновывают вескими причинами:

  • Не собран перечень требуемой документации.
  • Отсутствует ряд согласований.
  • Запрос не достаточно аргументирован.
  • Земли разрешается использовать только в определённой цели, поскольку они уникальные.
  • Неверно заполнены бумаги.
  • Вывод экологической экспертизы о несоответствии стандартов.
  • Выявлены расхождения в сведениях относительно ЗУ.
  • Запрет на перевод в другой статус региональным или местным законом.
  • Земля переведена в лесной фонд.

СПРАВКА. Отказ категоричен не во всех случаях. Если запрос отклонён по причине отсутствия нужных бумаг, их достаточно оформить и обратиться с ходатайством повторно.

Какие документы нужно собрать?

Для обращения в компетентные органы необходимо иметь перечень документов:

  • Паспорт владельца земельного надела.
  • Правоподтверждающие бумаги на УЗ.
  • Выписку из Единого Росреестра.
  • Кадастровый паспорт.
  • Квитанцию об оплате государственной пошлины.

СПРАВКА. Наличие выписки не всегда обязательно, но лучше позаботиться о ней заранее, чтобы избежать возможных недоразумений.

Заполнение заявления

Документ составляют на имя главы администрации района или населённого пункта. С запросом обращаются в личном порядке. Закон допускает возможность направить бумагу ценным или заказным письмом по почте.

В заявлении в верхнем правом углу указывают:

  • Фамилию и инициалы лица, подающего запрос.
  • ФИО без сокращений (предлог «от» не пишется).
  • Адрес проживания.
  • Данные паспорта.
  • Номер телефона.

В содержании документа указывают имеющееся целевое назначение надела и обоснованные причины его изменения. Аргументацию излагают в деловом стиле: не должно быть лишних фраз. Обязательно использовать юридическую терминологию. Можно обратиться к юристу, если есть затруднения.

В конце документа ставят дату и подпись, перечисляют перечень прилагаемых документов.

ВАЖНО! Если заявление с пакетом обязательных бумаг направляется повторно, необходимо это отметить. Обозначить причину отказа и указать, как был устранён недочёт.

Таким образом, чтобы изменить целевое предназначение участка, следует обратиться в районную администрацию с ходатайством и перечнем документов. Ответ может быть, как положительным, так и отрицательным. Поэтому необходимо приводить чёткие аргументы и обоснования причин смены статуса земельного надела.

Изменение целевого назначения земельных участков

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется путем перевода земель и земельных участков из одной категории в другую. Данные отношения регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

  • 1) кадастровый номер земельного участка;
  • 2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
  • 3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
  • 4) права на земельный участок.

К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются:

  • 1) выписка из государственного кадастра объектов недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
  • 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • 3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
  • 4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  • 5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;
  • 6) расчеты потерь сельскохозяйственного производства.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:

  • 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;
  • 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также — акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также — акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки:

  • 1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;
  • 2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

  • 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
  • 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  • 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

В случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется после его изъятия, выкупа.

§ 3. Изменение целевого назначения земельных участков

  • •Земельное право
  • •В.Х. Улюкаев, в.Э. Чуркин, в.В. Нахратов, д.В. Литвинов
  • •Раздел I. Теоретические основы правового регулирования земельных правоотношений
  • •Глава 1. Основные положения земельного права
  • •§ 1. Предмет земельного права
  • •§ 2. Метод земельного права
  • •§ 3. Система земельного права
  • •Глава 2. Принципы земельного права
  • •§ 1. Понятие, правовое значение
  • •§ 2. Особенности реализации
  • •1) Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.
  • •2) Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
  • •3) Приоритет охраны жизни и здоровья человека.
  • •4) Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.
  • •5) Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
  • •6) Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.
  • •7) Платность использования земли.
  • •8) Деление земель по целевому назначению на категории и дифференцированный подход к установлению правового режима земель.
  • •9) Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
  • •10) Сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
  • •11) Разграничение действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.
  • •Глава 3. Земельные правоотношения
  • •§ 1. Понятие и общие положения о правоотношениях
  • •§ 2. Земельные правоотношения
  • •§ 3. Классификация земельных правоотношений
  • •§ 4. Земельно-имущественные правоотношения
  • •§ 5. Земельно-правовые нормы
  • •§ 6. Возникновение, изменение
  • •§ 7. Правовое регулирование земельных правоотношений
  • •Раздел II. Частноправовые основы правового регулирования земельных правоотношений
  • •Глава 4. Право собственности на землю
  • •§ 1. Общая характеристика права собственности на землю
  • •§ 2. Государственная собственность на землю
  • •§ 3. Разграничение государственной собственности на землю
  • •§ 4. Муниципальная собственность на землю
  • •§ 5. Частная собственность на землю
  • •§ 6. Права и обязанности собственников земельных участков
  • •Глава 5. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков
  • •§ 1. Понятие и общая характеристика
  • •§ 2. Право постоянного (бессрочного) пользования землей
  • •§ 3. Право пожизненного наследуемого владения землей
  • •§ 4. Право безвозмездного срочного пользования землей
  • •§ 5. Право ограниченного пользования
  • •§ 6. Аренда земель
  • •Глава 6. Частноправовые основания возникновения прав на землю
  • •§ 1. Оборотоспособность земельных участков
  • •§ 2. Виды сделок с земельными участками
  • •2.1. Купля-продажа земельных участков
  • •2.2. Ипотека (залог) земельных участков
  • •2.3. Аренда земельных участков
  • •2.4. Переход прав на земельные участки по наследству
  • •2.5. Дарение, мена и рента земельных участков
  • •2.6. Внесение земельных участков
  • •2.7. Доверительное управление земельными участками
  • •§ 3. Приобретение прав на земельные участки,
  • •3.1. Общие положения о приватизации земель
  • •3.2. Порядок приватизации земельных участков
  • •3.3. Особенности приобретения прав на земельные участки
  • •3.3.1. Переход права на земельный участок при переходе
  • •3.3.2. Исключительное право на приватизацию
  • •3.4. Упрощенный порядок оформления земельных участков
  • •Глава 7. Прекращение и ограничение прав на землю
  • •§ 1. Основания прекращения права собственности на землю
  • •1. Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам.
  • •2. Отказ собственника от права собственности на земельный участок.
  • •3. Принудительное изъятие земельного участка у собственника.
  • •§ 2. Основания прекращения иных прав на землю
  • •§ 3. Понятие и основания ограничений прав на землю
  • •Раздел III. Публично-правовые основы правового регулирования
  • •§ 2. Понятие и виды функций управления земельными ресурсами
  • •Глава 9. Правовой режим земельных участков
  • •§ 1. Структура земельных ресурсов Российской Федерации
  • •§ 2. Первичное установление категории земельного фонда
  • •§ 3. Изменение целевого назначения земельных участков
  • •§ 4. Изменение вида разрешенного использования земель
  • •Глава 10. Землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними
  • •§ 1. Понятие и содержание землеустройства
  • •1.2. Виды и содержание основных землеустроительных действий
  • •1.2.1. Изучение состояния земель
  • •1.2.2. Планирование и организация
  • •1.2.3. Описание местоположения и установление на местности
  • •§ 2. Государственный контроль
  • •§ 3. Содержание и формы осуществления кадастрового учета
  • •3.1. Общие положения о Государственном кадастре недвижимости
  • •3.2. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости
  • •3.3. Порядок согласования местоположения
  • •3.4. Формы осуществления кадастровой деятельности
  • •§ 4. Правовые условия образования земельных участков
  • •§ 5. Государственная регистрация прав
  • •5.1. Общие положения
  • •5.2. Порядок государственной регистрации
  • •Глава 11. Правовое регулирование предоставления земельных участков для строительства и иных целей
  • •§ 1. Предоставление земельных участков
  • •§ 2. Правовой порядок предоставления
  • •2.1. Общие положения о предоставлении
  • •2.2. Особенности предоставления земельных участков
  • •2.3. Особенности предоставления земельных участков
  • •2.4. Организация и проведение торгов
  • •§ 3. Предоставление земельных участков для целей,
  • •Глава 12. Правовая охрана земель и контроль за соблюдением земельного законодательства
  • •§ 1. Правовой статус и содержание охраны земель
  • •§ 2. Общие положения о земельном контроле
  • •§ 3. Государственный земельный контроль
  • •3.1. Органы, осуществляющие контроль,
  • •3.2. Содержание и порядок проведения
  • •§ 4. Иные виды земельного контроля
  • •1) Муниципальный земельный контроль.
  • •2) Производственный земельный контроль.
  • •3) Общественный земельный контроль.
  • •§ 5. Мониторинг земель
  • •Глава 13. Экономический механизм регулирования земельных правоотношений
  • •§ 1. Платность использования земли
  • •§ 2. Формы платы за землю
  • •2.1. Порядок исчисления и уплаты земельного налога
  • •2.2. Льготы по уплате земельного налога
  • •2.3. Особенности исчисления и уплаты
  • •2.4. Арендная плата за землю
  • •§ 3. Кадастровая и рыночная стоимость земельных участков.
  • •§ 4. Льготный порядок выкупа земельных участков
  • •Глава 14. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
  • •§ 1. Понятие и задачи ответственности
  • •§ 2. Виды ответственности за нарушение
  • •2.1. Уголовная ответственность
  • •2.2. Административная ответственность
  • •2.3. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность
  • •2.4. Дисциплинарная ответственность
  • •2.5. Принудительное изъятие земельного участка
  • •Раздел IV. Правовой режим различных категорий земель
  • •Глава 15. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
  • •§ 1. Понятие и общая характеристика земель
  • •§ 2. Особенности правового регулирования оборота
  • •§ 3. Реорганизация отношений в сфере владения
  • •§ 4. Субъекты права на земельные участки
  • •§ 5. Правовой режим земель коммерческих
  • •5.1. Право землевладения и землепользования
  • •5.2. Право землевладения и землепользования
  • •§ 6. Право землевладения и землепользования
  • •§ 7. Право землевладения и землепользования
  • •7.1. Правовой режим земель, предоставленных
  • •7.2. Правовой режим земель, предоставленных
  • •7.3. Правовой режим земель, предоставленных
  • •7.4. Правовое регулирование отношений,
  • •§ 8. Прекращение прав на земельные участки
  • •§ 9. Особенности изменения правового режима
  • •Глава 16. Правовой режим земель населенных пунктов
  • •§ 1. Общая характеристика земель
  • •§ 2. Состав градостроительной документации
  • •§ 3. Правовой режим пригородных зон
  • •§ 4. Особенности изменения правового режима
  • •Глава 17. Правовой режим земель промышленности, транспорта,
  • •§ 2. Правовой режим земель обрабатывающей промышленности
  • •§ 3. Право недропользования и правовой режим
  • •§ 4. Правовой режим земель железнодорожного транспорта
  • •§ 5. Правовой режим земель автомобильного транспорта
  • •§ 6. Правовой режим земель водного транспорта
  • •§ 7. Правовой режим земель воздушного транспорта
  • •§ 8. Правовой режим земель трубопроводного транспорта
  • •§ 9. Правовой режим земель, предоставляемых
  • •§ 10. Правовой режим земель, предоставленных для нужд
  • •§ 11. Особенности изменения правового режима
  • •Глава 18. Правовой режим земель водного фонда
  • •§ 1. Общая характеристика правового режима
  • •§ 2. Государственное управление землями водного фонда
  • •§ 3. Правовая охрана водных объектов
  • •Глава 6Водного кодекса рф, осуществляя специальное природоохранное правовое регулирование, непосредственно посвящена охране отдельных видов водных объектов.
  • •§ 4. Особенности изменения правового режима
  • •Глава 19. Правовой режим земель лесного фонда
  • •§ 1. Понятие и общая характеристика лесного фонда
  • •§ 2. Государственное управление в сфере лесного фонда
  • •§ 3. Особенности изменения правового режима
  • •Глава 20. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов
  • •§ 1. Правовой статус земель
  • •§ 2. Правовой режим земель
  • •§ 3. Правовой режим земель природоохранного назначения
  • •§ 4. Правовой режим земель рекреационного назначения
  • •§ 5. Правовой режим земель историко-культурного назначения
  • •§ 6. Правовой режим особо ценных земель
  • •§ 7. Особенности изменения правового режима
  • •Глава 21. Правовой режим земель запаса
  • •§ 1. Земли запаса как самостоятельная целевая категория
  • •§ 2. Современное правовое положение земель запаса
  • •§ 3. Особенности изменения правового режима земель запаса

Комментарий :

В ч. 1. Отнесение земель к определенной категории происходит при их передаче в собственность или предоставлении в пользование путем утверждения соответствующих землеустроительных проектов или принятия решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения (см. ч. 2 ст. 20 ЗКУ и комментарий к ней).

Относительно понятия «целевое назначение земель» см. комментарий к ч. 1 ст. 19 ЗКУ.

К сожалению, в настоящее время возможности или невозможности изменения целевого назначения определенного земельного участка определяется субъективной позицией соответствующих органов, которые согласовывают проекты землеустройства и утверждают их.

В ч. 2. Относительно изменения целевого назначения земельных участков при передаче их в собственность и предоставлении в пользование, в том числе в сочетании с выкупом и изъятием земельных участков, см. ст. ст. 118, 123, 146, 149 — 151, 186 ЗКУ и комментарий к ст. ст. 118, 123, 146, 149 — 151, 186 ЗКУ.

Особенности изменения целевого назначения земельных участков при создании объектов природоохранного назначения см. в разделе VII «Порядок создания и объявления территорий и объектов природно-заповедного фонда» Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины».

Относительно изменения целевого назначения земельных участков при создании объектов историко-культурного назначения см.. п. 14 ст. 5 Закона Украины «Об охране культурного наследия», что относит «определение границ территорий памятников национального значения и утверждение их зон охраны, охраняемых археологических территорий, исторических ареалов населенных мест» к полномочиям центрального органа исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия (на сегодня — Министерство культуры Украины), и другие нормы названного закона, которые определяют компетенцию по объявлению объектами историко-культурного назначения (ст. ст. 4, 5, 31, 33).

В ч. 3. В настоящее время законодательство, на наш взгляд, несколько искусственно «разрывает» процедуры изменения целевого назначения земельных участков, находящихся в собственности физических и юридических лиц, и изменения целевого назначения прочих земельных участков. Между тем, как представляется, принципиальных различий в этих процедурах нет и быть не должно.

Комментируемая норма предусматривает, что изменение целевого назначения «земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется по инициативе собственников земельных участков в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины». На реализацию этой нормы КМУ принято постановление от 11.04.2002 N 502 «Об утверждении Порядка изменения целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц».

Большое практическое значение, которое приобретают в современных условиях вопрос изменения целевого назначения земельных участков, обусловливают потребность остановиться на процедуре изменения целевого назначения детально.

Процедура изменения целевого назначения земель включает в себя:

• подачи заявления с прилагаемыми документами собственником земельного участка «в сельский, поселковый, городской совет, если земельный участок расположен в пределах населенного пункта, или районной госадминистрации, если земельный участок расположен за пределами населенного пункта» (п. 2 Порядка, утв. Упомянутым постановлением от 11.04.2002 N 502). Среди документов, которые должны прилагаться к заявлению, упомянутое «обоснование необходимости изменения целевого назначения». В правоприменительной деятельности отсутствует единое понимание этого термина. Часто требуется предоставление обоснования в форме градостроительного обоснования, проекта строительства, типового проекта и т. п.. На наш взгляд, обоснование может быть выполнено в произвольной форме;

• предоставление разрешения на подготовку (пересогласование) проекта отвода (п. 3 Порядка), срок на который составляет 1 месяц. Его соблюдение является проблематичным, особенно в случае принятия решений органами местного самоуправления;

• составление проекта отвода в срок, определенный договором, практически составляет не менее 1 месяца (см. также постановление КМУ «Об утверждении Порядка разработки проектов землеустройства относительно отведения земельных участков» 26.05.2004 N 677, «Об утверждении Типового договора о разработке проекта землеустройства по отводу земельного участка «04.03.2004 N 266);

• согласование или пересогласование (в Киевской области, например, практика «пересогласование» проектов отсутствует — во всех случаях составляется новый проект отвода) проекта отвода (п. 6 Порядка) (1) органом земельных ресурсов, (2) санитарно-эпидемиологическим органом, ( 3) органом архитектуры, (4) органом охраны культурного наследия, (5) природоохранным органом. Относительно земель, занятых лесами, см. также ч. 4 комментируемой статьи. В настоящее время представители всех перечисленных органов осуществляют положения в составе «комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству» (см. ст. 1861 ЗКУ и комментарий к ней);

• проведение государственной землеустроительной экспертизы (п. 6 Порядка предусматривает ее проведения во всех случаях, однако следует учитывать, что обязательной экспертизе подлежат лишь некоторые проекты отвода земельных участков — см. Абз. 7 ст. 9 Закона Украины «О государственной землеустроительной экспертизе землеустроительной документации «). Относительно правового регулирования проведения экспертизы см. Закон Украины «О государственной землеустроительной экспертизе землеустроительной документации», ч. 3 ст. 186 ЗКУ и комментарий к ней;

• в случае, если решение об изменении целевого назначения (п. 9 Порядка) принимается областной государственной администрацией или КМУ, предоставляется заключение районной государственной администрации;

• в случае, если решение об изменении целевого назначения принимается КМУ (п. 10 Порядка), предоставляется также заключение областной государственной администрации;

• в некоторых областях существует практика предоставления заключений областных советов, что законодательством не предусмотрено;

• принятие решения относительно изменения целевого назначения органом, определяется в соответствии с п. п. 7 — 10 Порядка. По существующей практике, в случае несогласия с изменением целевого назначения соответствующие органы не принимают решение об отказе, а просто воздерживаются от вынесения какого-либо решения. Таким образом, процедура отвода просто «зависает» в воздухе. Такая практика, несомненно, незаконным;

• перенос проекта отвода в натуру (на местность), выдача и регистрация государственного акта на право собственности с измененным целевым назначением (см. комментарий к ст. 126 ЗКУ).

На практике встречаются отклонения от процедуры изменения целевого назначения земель, предусмотренной указанным порядком. Например, распоряжением Киевской областной государственной администрации от 05.05.2005 N 236 «О временном изменении полномочий в связи с проведением комплексной проверки соблюдения требований законодательства, реализации государственной политики в сфере регулирования земельных отношений, использования и охраны земель в соответствии с Распоряжением Президента Украины от 20.04 .2005 N 985/2005-рп «было предусмотрено согласование вопроса изменения целевого назначения земельного участка с т. з. «Рабочей группой». Есть практика вымогательства документов об оплате «услуг» по согласованию проекта отвода, существует также практика вымогательства акта согласования места расположения объекта или акта обследования земельного участка, на незаконность чего верно указал Государственный комитет Украины по земельным ресурсам в письме от 07.02.2006 года N 14-17-100165/952.

Фактическая общая длительность процедуры изменения целевого назначения, если все решения принимаются максимально оперативно, составляет от 3 (если решение принимается районной государственной администрацией) до 12 месяцев (если решение принимается КМУ). Однако в ситуациях, когда рассмотрение вопроса затягивается, процедура может длиться бесконечно.

В ч. 4. Положение комментируемой части о том, что изменение «целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды и лесного хозяйства» корреспондируют нормам ст. 62 Лесного кодекса Украины.

Закон не содержит указания на безусловную обязательность указанных в ч. 4 ст. 20 ЗКУ выводов, однако на практике понимается именно так. На наш взгляд, основанием для отказа в изменении целевого назначения может быть не сам факт наличия отрицательного заключения, а лишь предусмотренные законодательством основания для отказа, которые могут быть (или не быть) указаны в заключении.

В ч. 5. Целевое использование (использование по целевому назначению) земельного участка считается одним из принципов земельно-правового регулирования (см. ст. Ст. 91, 96 и др.. ЗКУ). Вместе с тем, в земельном законодательстве без должной последовательности и четкого разграничения употребляются термины «основное целевое назначение», «целевое назначение», «функциональное назначение», «целевое использование», «вид использования» земельного участка, часто они смешиваются. В общем, часто трудно сказать, что же является целевым назначением конкретного земельного участка. Существовала порочная практика слишком узкого определения целевого назначения в правоустанавливающих документах на земельные участки (например, «строительство трехэтажного офисного здания с подземным паркингом»), что давало повод считать любое отклонение от него нецелевым использованием (в описанном примере построить четырехэтажное здание без паркинга было уже проблематично). Существенные проблемы возникали при использовании приусадебных участков для различных видов предпринимательской деятельности — как правило, владельцев, которые хотели устроить маленький магазин, кафе и т. д., заставляли проходить сложную и обременительную процедуру изменения целевого назначения земельного участка (см. ч. 3 ст. 20 ЗКУ и комментарий к ней).

Новая ч. 5 комментируемой статьи (статья дополнена частью 1 Закона Украины от 05.11.2009 N 1702-VI) направлена ??на решение описанной проблемы «ручного» и слишком узкого определения целевого назначения земельных участков. Согласно ей, земельный участок может использоваться в любой способ, который соответствует категории земельного участка. Поэтому, например, для того, чтобы построить на земельном участке, который был предоставлен в собственность как приусадебный, кафе, менять ее целевое назначение необходимости нет, поскольку строительство кафе полностью соответствует категории «земли жилой и общественной застройки», к которой была отнесена земельный участок при ее предоставлении в собственность как приусадебного (см. ст. 38 ЗКУ и комментарий к ней).

Конечно, кроме принадлежности земельного участка к категории режим ее использования определяется также другими обстоятельствами градостроительной документацией (см. ст. 39 ЗКУ и комментарий к ней), наличием зон с особым режимом использования (см. ст. Ст. 112 — 115 ЗКУ) подобное.

Исключения из описанного правила (на наш взгляд, не совсем оправданы) установлены абзацем комментируемого части по некоторым земель сельскохозяйственного назначения (см. ст. Ст. 31, 33 — 37 ЗКУ и комментарий к статьям 31, 33, 34, 35, 36, 37 ЗКУ). Положения настоящего абзаца следует понимать расширительно — конечно, нельзя рассматривать как нецелевое использование земельных участков, скажем, для товарного сельскохозяйственного производства, что в этом абзаце не упомянуто — такой вид использования сельскохозяйственных земель предусмотрено, в частности, п. «а» и «б» ч. 3 ст. 22 ЗКУ).

Предостережение относительно земель обороны в абзаце третьем комментируемой части особой смысловой нагрузки не несет, поскольку Закон Украины «Об использовании земель обороны» слишком декларативным и конкретики в определении целевого назначения не несет (см. ст. 77 ЗКУ и комментарий к ней).

На настоящем правовом веб-портале Вы обладаете прекрасной возможностью получить всё, что потребуется для эффективного реализации Вашего вопроса: терминологический словарь юриста, комментарии к действующему законодательству, случаи разрешения дел судами, все актуальные нормативно-правовые акты, заготовки процессуальных документов и контактны компетентных органов и организаций Украины.

Информационно-юридический веб-сайт ООО «Право Украины» предоставляет отличную возможность Вам — использовать квалифицированную правовую консультацию — помощь юриста онлайн от наших профессиональных юристов. В целом, если Вы столкнулись с правовой проблемой, и Вам необходима компетентная помощь юриста онлайн – заполните форму вопроса. Мы выполним всё, чтобы Ваши права и свободы были надежно обеспечены!

Можно ли поменять назначение земельного участка?

Назначение земли обусловливается классом, к которому принадлежит участок. Сведения об этом введены в концепцию кадастровых списков, наравне с данными о местоположении, количестве собственников и других характеристиках, внесенных в реестр. На основании этих данных участку присваивается определенная категория назначения.

Назначение сменить можно, для этого есть разные варианты:

  • Изменение разрешения. Происходит в рамках одной категории. Например, участок имеет назначение «овощеводство», а владелец захотел разводить скот, и ему нужны земли под пастбища. В данном случае меняется разрешение, но сама категория (сельскохозяйственное назначение земли) не меняется. Читайте также – изменение вида разрешенного использования земельного участка.
  • Изменение категории. Когда владелец земли, назначение которой – «садоводство и огородничество» решил построить гостиничный комплекс, необходимо собирать бумаги на смену категории назначения территории.

Чтобы поменять назначение участка, придётся провести большую работу. В том случае, когда выгода очевидна, труды окупаются сполна.
В зависимости от того, в чьем ведомстве находится земля, решение принимается на разном уровне.
После подачи заявления состоится слушание, на котором и будет решен вопрос о смене назначения площади. Ответ собрания может быть, как положительным, так и отрицательным, все зависит от того, насколько убедительны аргументы владельца.

Отказ всегда обосновывается вескими доводами:

  • Нет достаточной аргументации запроса.
  • Собраны не все документы, не проведен ряд согласований.
  • Запрет на смену назначения по региональным или федеральным законам.
  • Земли уникальные и могут быть использованы только в одной определённой сфере.
  • Неправильно заполнены бумаги.
  • Вывод экологической экспертизы.
  • Перевод земли в лесной фонд Российской Федерации.

Не во всех случаях отказ категоричен. Если причина, по которой запрос отклонён, состоит в пакете документов, есть возможность собрать недостающие бумаги, оформить их правильно и обратиться с заявлением повторно.

Порядок изменения целевого назначения земельного участка

Процедура изменения назначения участка состоит из следующих шагов:

  • Собрать необходимые бумаги.
  • Написать заявление и подать его с пакетом документов в администрацию для назначения даты слушания.
  • Проведение слушания (как правило – в течение 5-ти дней после подачи запроса).

Поменять решение без смены категории не так уж сложно, а вот сменить категорию назначения земли бывает очень затруднительно.
В видеоролике профессиональный адвокат рассказывает о процедуре изменения назначения земельного участка:

Какие документы нужно собрать

В список нужных бумаг входит:

  • паспорт;
  • кадастровый документ на надел;
  • документ, подтверждающий право собственности;
  • выписка из Единого ГосРосреестра потребителей.

Выписка требуется не всегда, но во избежание недоразумений и откладывания слушания лучше приготовить её заранее.

Заявление пишется на имя главы администрации населенного пункта или района. Желательно подать его лично, но при отсутствии такой возможности не запрещается и отправка по почте заказным или ценным письмом.
В правом верхнем углу заявления пишется должность, фамилия и инициалы лица, которому подается заявление. Далее – ваши фамилия, имя и отчество без сокращений (перед фамилией не пишется предлог «от»). Далее указывается адрес проживания, паспортные данные и номер телефона.
В самом содержании указывается назначение земельного участка и обоснование причин, по которым владелец хочет его изменить. Аргументация должна излагаться в деловом виде, без излишних фраз, с использованием юридических терминов. При затруднениях не лишним будет обратиться к юристу.
пример заявления о смене назначения земельного участка в формате .docx (Word)
В конце ставится дата и подпись, а также прописывается список прилагаемых документов.
В том случае если документы подаются повторно, в заявлении обязательно нужно это отметить, прописать причину отказа при подаче бумаг в предыдущий раз, и указать, как недочет был устранён.

Сроки и стоимость

Если собрание приняло положительное решение, которого иногда приходится ждать 1,5 месяца, следует зарегистрировать новое назначение участка. Пока не выполнена регистрация, изменение категории не вступит в силу.

Регистрация нового назначения проходит в организации учета кадастра населенного пункта. С собой нужно иметь разрешение, новое заявление и те же документы, которые подавались главе администрации на рассмотрение.
Госпошлина за внесение новой записи в кадастр составляет 350 рублей.
Процедура изменения назначения земельного участка довольно сложная, но если собрать все необходимые документы и правильно составить заявление, это вполне реально. Если же вы получили отказ, не отчаивайтесь, а изучите причину. Возможно, достаточно получить недостающую справку – и ваш запрос будет удовлетворён.

Наша страна занимает первое место в мире по размеру территории. Казалось бы, вот где простор для реализации любых проектов, ведь земли у нас с избытком. Однако не все так просто. Каждый земельный участок предназначен для использования в определенных целях, перечень которых закреплен в Земельном Кодексе.

Нередко у владельцев возникает необходимость изменить категорию участка для более эффективного его использования. Возможно ли сменить целевое предназначение земли? И каким образом подать заявку? Что делать в случае отказа? – обо всем этом вы узнаете из этой статьи.

Характеристики и категории использования земельных участков

Любой земельный участок является либо частной собственностью (физических или юридических лиц), либо собственностью государства, в лице органов власти федерального, регионального и муниципального уровня.

В свою очередь, земля, как объект права собственности, имеет ряд индивидуальных характеристик: установленные границы, размер, кадастровый номер, адрес, категорию использования. Все эти параметры зафиксированы в государственной службе регистрации и кадастрового учета – Росреестре.

Категория участка – это назначение использования земли, которое сформировалось в процессе многолетней эксплуатации и на основе территориального зонирования.

Согласно положениям Земельного Кодекса, в России существует 7 категорий земель:

  1. земли сельскохозяйственного назначения, в том числе участки для садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства;
  2. территории городов, поселков, деревень, и других поселений;
  3. территории, занятые промышленными производствами, сооружениями инфраструктуры, телерадиовещания, энергетики, обороны, науки и космоса, земли государственных учреждений;
  4. заповедники и заказники, природоохранные земли;
  5. территории, занятые лесными массивами;
  6. территории, занятые объектами водного фонда;
  7. земли, находящиеся в запасе.

В свою очередь, каждая категория земель имеет свою градацию. Например, земельные участки городов могут разделяться на зоны под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), зоны многоквартирной застройки, деловые, культурные и производственные территории.

Самая распространенная категория участков для частной застройки — ИЖС. На таких земельных участках запрещено возводить магазины, либо многоквартирные дома. К сожалению, во многих населенных пунктах сегодня это практикуется, а документы оформляются задним числом, либо не оформляются совсем. Это влечет штрафные санкции, а также снос самовольных построек.

Если владелец ЗУ хочет построить на земле, отведенной под ИЖС, дом выше 3-х этажей или какой-либо коммерческий объект, он сначала должен сменить целевое назначение участка.

Причины смены целевого назначения участков

В процессе экономической деятельности людей и предприятий постоянно меняется облик территорий. Строятся новые населенные пункты, открываются и закрываются промышленные производства, возводятся новые объекты, сооружения и коммуникации.

Все эти преобразования должны производиться в рамках законодательства. Целевое назначение использования земельного участка – главное требование, которое должен соблюдать каждый собственник.

Если категория земель не соответствует планам бизнеса или развития территории, можно изменить назначение участка. Это происходит в следующих случаях:

  1. Расширение территории населенного пункта (когда под застройку попадают земли сельскохозяйственного назначения, ранее принадлежащие совхозам и колхозам);
  2. Возведение загородных поселков коттеджного типа;
  3. Застройка пустующих территорий, принадлежащих Министерству обороны;
  4. Жилая застройка промышленных зон, заброшенных или используемых не по назначению;
  5. Создание новых садоводческих товариществ (СНТ), дачных кооперативов (ДНП);
  6. Создание фермерских хозяйств на территории населенного пункта;
  7. Создание новых предприятий;
  8. Строительство спортивных сооружений и баз на территории лесного фонда (потребуются согласования и допуски во многих инстанциях);
  9. Строительство дорог, мостов и коммуникаций, проходящих через земли лесного и водного фонда.

Сегодня самая распространенная причина смены категории участка земли — когда физическому лицу необходимо построить жилой дом на землях сельскохозяйственного назначения.

В каких случаях могут выдать отказ? И что делать?

Отказать владельцу участка могут в следующих случаях:

  • обнаружены противоречия в правоустанавливающих документах по текущему целевому использованию земли;
  • документы оформлены с нарушениями;
  • земельный участок уникален, и менять его назначение запрещено;
  • имеются возражения у экологов;
  • смена категории запрещена федеральным, региональным или местным законодательным актом;
  • необходимы согласования органов власти более высокого ранга;
  • представленный пакет документов не полный.

На основании положительного решения составляется акт об изменении разрешенного использования земельного участка. Собственник передает копию акта в органы кадастрового учета для корректировки информационной базы и правоустанавливающих документов.

Оспаривание решения комиссии

К сожалению, оспорить заключение комиссии достаточно сложно.

Практика показывает, что добиться пересмотра решения возможно лишь в случаях, когда первоначальный отказ связан с оформлением документации. Тогда заявитель вновь собирает необходимый пакет документов, уточняет и корректирует содержащиеся в них сведения, и вновь обращается в администрацию.

При необходимости изменить категорию земельного участка — это сделать вполне реально. Особенно высока вероятность если речь идет о землях в частной собственности и не предназначенной для сельхозназначения.

Для этого достаточно собрать необходимые документы и подать заявку в исполнительные органы власти той территории, где расположена земля. Перечень документов следует уточнить в администрации, поскольку на местах требования к пакету могут отличаться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *