Избирательные цензы

Введение

Современная избирательная система должна соответствовать определенным международно-правовым стандартам, выработанным в основном после Второй мировой войны, когда интенсивно начался процесс переосмысления значения основных политических и гражданских прав и свобод личности, ставших предметом пристального внимания международных организаций и превратившихся из внутригосударственного дела в вопрос межгосударственного значения. Важнейшие из них нашли свое отражение в таких международных правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, Европейская хартия о местном самоуправлении и др.

Практика выборов связана с наличием избирательных цензов.Избирательные цензы — это специальные условия, ограничивающие приобретение избирательного права. Цензы пассивного избирательного права, как правило, жестче цензов активного права.

Проблема цензов избирательной системы не так проста, как может показаться на первый взгляд. Существуют разночтения как по названию и содержанию цензов, так и по их количеству. Поэтому целью своей работы считаю, что мне необходимо уяснить для себя, какова сущность избирательных цензов, какая существует классификация цензов в зарубежных странах.

Избирательные цензы: понятие, сущность, классификация

Термин ценз (лат. census от лат. censeo — делаю опись, перепись) имеет несколько значений и происходит из Древнего Рима. Под этим словом подразумевалась периодическая перепись граждан с оценкой их имущества с целью разделения их на социально-политические, военные и податные разряды. Современное значение термина может обозначать какие-либо ограничительные условия, а именно:

1. Избирательный ценз — установленное законом условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению определённых политических прав или условие, необходимое для внесения предприятия в определённый список, реестр; надзор или цензура за содержанием печатной продукции и деятельностью СМИ;

2. Ценз пола — законодательное ограничение избирательного права (активного или пассивного) по признаку пола, а именно отказ в избирательном праве женщинам;

3. Возрастной ценз — возрастное ограничение на занятие определенной должности, вид деятельности или же статистическая перепись.

4. Имущественный ценз (англ. property qualification) — ограничение в правах людей, имущество (или доход) которых меньше некоторой определённой величины. http://ru.wikipedia.org/Ценз

В данном случае, меня интересует понятие «избирательный ценз». В истории права использовались самые разнообразные цензы — возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовтельный, оседлости, служебный, языковой и др. Причем прослеживается тенденция отказа от цензов, ущемляющих права различных социальных групп (происходит отказ от ранее распространенного «полового ценза «, по которому избирательное право предоставлялось только лицам мужского пола). В XIX — начале XX в. были распространены сословный и имущественный цензы. Первый выражался в том, что к участию в выборах не допускались лица, относившиеся к определенным слоям населения (например, рабочие, крестьяне, военнослужащие и др.); второй — что избирательное право предоставлялось только лицам с определенным доходом или собственностью. В настоящее время во многих странах применяются цензы: возрастные (достаточно часто); социальные (неучастие в выборах военнослужащих действительной службы в Турции, пэров в Великобритании, злостных банкротов в Италии, Франции, и др.): политические (неучастие в выборах бывших членов компартии в Индонезии); оседлости (Германия, Бельгия, Голландия. Австрия, Швеция и др.).

О необходимости избирательных цензов (как ограничений всеобщего избирательного права) в октябре 1904 года высказывался Д.И. Менделеев. «Спрашивается теперь, как достичь того, чтобы между членами Государственной думы преобладали по возможности люди, любящие Россию, в ее будущность верящие и способные ту любовь отстаивать явно, умом поддерживать голос любящего сердца? Задача та сложна и опытным путем — по примерам других народов, — мне кажется, еще далеко не решенная с ясностью. «Всеобщий, прямой и тайный» выбор народных представителей, чего желает немалое количество наших передовиков, мне представляется не только неосуществимым на деле, но и отнюдь не могущим дать желаемых представителей потому же, что такой выбор при всякого рода допущениях предполагает готовых, ранее намеченных кандидатов и развитие сознательности более или менее равномерным во всем народе. Последнего нигде допускать нельзя, а у нас и подавно, а первое уже по существу говорит против всеобщности и тайны. Признаюсь, что лично я боюсь больше всего преобладания между членами Государственной думы теоретиков, будут ли они из либералов или из консерваторов, и боюсь потому, что, любя свои созревшие мысли более всего окружающего, они должны предпочесть идейное жизненному, а в законах, по мне, это вредно и допустимо лишь в малой дозе. А лицами, имеющими данные склонить к себе всеобщий голос, то есть выступить кандидатами при «всеобщем» голосовании, следует считать лишь идейных теоретиков. Они народу в жизни нужны, честь им и слава, но без преобладания в Думе. Поэтому мое личное мнение против всеобщего голосования. Избрание через выборщиков, установленное у нас, есть единственное доныне возможное, и вся судьба дела определяется не столько количеством выборщиков, сколько их качеством, т.е. цензом». Менделеев Д. Желательное для блага России устройство правительства // Молодая гвардия. 2000. №3. С. 17.

Эволюция избирательных цензов во всем мире осуществляется в направлении либерализации и отмены большинства цензов — расового, имущественного, национального, полового и др. Однако этот процесс происходил не одинаково для различных групп и видов избирательных цензов.

В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов (требований к потенциальному избирателю). общие требования — регламентируют активное избирательное право — право голосовать, и дополнительные требования — предъявляются к кандидатам на выборные должности.

Традиционно деление избирательных цензов на три группы: технические, охранные и дискриминационные.

Технические цензы представляют собой условия, выводящие из числа избирателей тех лиц, которые не могут «адекватно» голосовать, т.е. они позволяют упорядочить процедуру и итоги выборов. К числу таких ограничений относятся возрастной ценз, оседлость, гражданство, дееспособность, судимость (нахождение в местах лишения свободы), образование, языковой ценз, религиозный и др.

Наибольшее число разногласий возникает при определении возраста, с которого человеку необходимо предоставлять избирательное право. Развитие избирательного права в этом направлении ведет к снижению возрастного порога как пассивного, так и активного избирательного права. Так, предоставление избирательного права с 15 — 16 лет характерно для Бразилии, Ирана, Кубы, Никарагуа и некоторых других стран. Тенденция снижения возрастного ценза связана со снижением возраста гражданского совершеннолетия.

Вместе с тем по Конституции Бразилии 1988 года граждане старше 70 лет участвуют в голосовании лишь в том случае, если по собственной инициативе подадут заявку в качестве избирателей. По мнению А.С. Автономова, это имеет положительную сторону. Ведь отдельные граждане в преклонном возрасте по состоянию здоровья не всегда могут сделать осознанный выбор или попросту не имеет интереса к политике. Поэтому их не лишают избирательного права, но оставляют на их собственное усмотрение, а также практически ставят в зависимость от их состояния здоровья реальное участие в голосовании Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник. М., 2005. С. 176 — 177.. История знает примеры и однозначного лишения избирательного права пожилых граждан.

Ценз гражданства означает, что избирательные права как разновидность политических прав предоставляются только гражданам государства. В ряде государств (Испания, Финляндия, Венгрия и др.) к выборам местных органов власти допускаются «неграждане», которые постоянно (длительное время) проживают в стране, уплачивают налоги и т.п.

В странах, не закрепляющих принцип равного гражданства, при определении избирательных прав граждан делается различие по основанию приобретения гражданства и времени нахождения в гражданстве. Например, в США правом избрания в президенты страны обладают лишь урожденные граждане (натурализованные такого права лишены), а желающие быть избранными в сенат или палату представителей должны состоять в гражданстве США не менее 9 и 7 лет соответственно. А в Аргентине натурализованному гражданину избирательное право предоставляется только лишь через 3 года.

Основываясь на гражданстве, в ряде стран избирательный корпус был расширен при формировании высших органов власти за счет граждан, проживающих за границей (1979 год — Тунис, 1989 год — Исландия, 1991 год — Швейцария). Решение вопроса голосования таких избирателей различно. В Швейцарии эту проблему решили путем голосования по почте (приказ федерального совета от 16 октября 1991 года), в Италии были созданы избирательные округа за рубежом (ст. 8 Закона «О выборах в сенат» от 4 августа 1993 года), в Турции избирателям, проживающим за границей более шести месяцев и не внесенным в списки избирателей, было предоставлено право голосовать на пограничных пунктах при въезде или выезде из страны в течение 70 дней до выборов и до 17 часов в день выборов Чиркин В.Е Сравнительное конституционное право : учебное пособие..- М., 2002. — С.203..

Ценз оседлости обозначает необходимость проживания на территории государства в течение определенного срока для получения избирательного права. Этот срок может варьироваться от нескольких месяцев (6 — во Франции, 3 — в Японии и др.) до нескольких лет (США: кандидат в президенты должен проживать на территории страны не менее 14 лет).

Технический ценз судимости предполагает, что лица, находящие в местах лишения свободы, а также обладающие судимостью, не участвуют в выборах. Так, в большинстве штатов США бывшие заключенные в течение нескольких лет по отбытии наказания не участвуют в выборах Никифорова М.А. Гражданские права и свободы в США. М., 1991. С. 34.. Технический ценз судимости не нужно путать с охранным цензом судимости, при котором лишение избирательного права осуществляется за совершение преступлений против государственного строя и т.п.

Языковой ценз и ценз грамотности практически всегда рассматривались в качестве антидемократических. В США ценз грамотности и знания языка был отменен лишь в 1975 году, когда в Акт об избирательном праве 1970 года, были внесены поправки: наложен запрет на использование тестов и иных средств проверки способности читать, понимать и толковать вопросы, связанные с проведением выборовАлебастрова И.А., Рыжов В.А. Основы конституционного права США// Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2001. С.62..

Религиозный ценз требует, чтобы носитель избирательного права исповедовал определенную религию. Это требование — относительная редкость и обычно распространяется на пассивное избирательное право. В частности, в Иране быть избранным может только мусульманин. Рассматриваемый ценз в некоторой мере обладает дискриминационной направленностью.

Охранные цензы представляют собой условия, выводящие из числа избирателей тех лиц, голос которых не угоден (не желателен) государству, которые могут «негативно» проголосовать. К числу таких ограничений относятся должностной ценз (ценз рода занятий), судимость за преступления против государства, банкротство и др.

По мнению К.В. Арановского, применение охранных цензов выводит из числа участвующих в выборах те категории лиц, влияние которых на политику может оказаться опасным для государственного строя, противоречит существу политического режима, но не связано с нарушением представлений о справедливости Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: учеб. пособие. М., 2000. С. 296..

Наиболее распространено среди этой категории цензов ограничение избирательного права военных и государственных служащих. Конституция Эквадора 1977 года закрепляет положение, согласно которому лица, находящиеся на действительной военной службе, не могут пользоваться правом голоса. В других латиноамериканских странах (Перу, Панама, Аргентина, Бразилия и др.) лишены права участия в голосовании унтер-офицеры и рядовой состав армии, флота, полиции, служители тюрем, военнообязанные, не прошедшие обязательную военную подготовку, и др. Отстранение военнослужащих от участия в голосовании формально объясняется концепцией «армия — вне политики».

Дискриминационные цензы представляют собой условия, выводящие из числа избирателей ряд лиц по дискриминационным признакам: имущества, пола, расы, национальности и др.

По мнению К.В. Арановского, действительно дискриминационными можно считать лишь те ограничения, которые воспринимаются значительной частью общества как несправедливость, неосновательное ущемление прав.

Введение полового ценза в арабских странах (Кувейт, Иран, ОАЭ) обосновывалось предписаниями ислама о статусе женщин. Первоначально почти во всех странах выборы были чисто «мужским делом». Официальная трактовка этого ценза объяснялась широко распространенным мнением, что уделом женщины всегда должна быть рутина домашнего хозяйства (известное сочетание трех «К» — Kirche, Kuche, Kinder).

Лишь в 1893 году половой ценз был отменен в Новой Зеландии. До 1917 года женщины имели активное избирательное право также в Австралии, Дании, Исландии. И только в 1918 году женщины обрели избирательное право в Великобритании, в 1920 году — в США, в 1944 году — во Франции, в 1945 году — в Италии, в 1956 году — в Греции, в 1971 году — в Швейцарии Поулсен, Ч. Избирательное право для женщин // Журнал о выборах. 2006. №1. С. 27..

Дискриминационные цензы имели место в ЮАР, где чернокожее население было лишено избирательного права, в США до 1963 года представители коренных малочисленных народов, проживающие в резервации, не участвовали в выборах.

В теории конституционного права существуют условия, ограничивающие избирательное право, не относящиеся ни к техническим, ни к охранным, ни к дискриминационным цензам.

Среди таких ограничений — моральный ценз. В Пакистане кандидат должен быть благоразумным, справедливым и не склонным к расточительству, и честным, и амином («ameen» можно перевести как «заслуживающий доверия», «надежный», «правоверный»)Москаленко В.Н., Топычаков П.В. Исламская республика Пакистан. Эволюция избирательной системы // Журнал о выборах. 2006. №3. С.22.. В Мексике не голосуют лица, употребляющие наркотики, а в Нидерландах — лица, лишенные родительских прав.

В Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел хороший образ жизни и обладал добрым нравом, свободно распоряжался свои имуществом (т.е. не находился под опекой). Так, статья 34 Конституции Республики Исландия 1944 года гласит: «Всякий гражданин, обладающий правом голоса на выборах в Альтинг и незапятнанной репутацией, может быть избран в Альтинг».

Следующим цензом является ценз несовместимости. Заключается он в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность либо занимающееся определенной деятельностью. Например, согласно французскому избирательному кодексу нельзя одновременно быть депутатом и сенатором. Данный ценз очень схож с должностным охранным цензом (ценз занятий), но преследует несколько иную цель.

В отношении пассивного избирательного права во многих странах устанавливается ценз неизбираемости. Так, в США нельзя участвовать в президентских выборах лицу, занимающему эту должность более двух сроков подряд.

Само по себе существование избирательных цензов не означает, что избирательное право является недемократическим. Важно, какие это цензы и каков масштаб ограничений, обусловленный их применением. Наличие цензов возраста, гражданства, оседлости можно считать разумным. Относительно высокая планка для кандидатов на выборные должности обусловлена тем, что властные полномочия должны находиться в руках тех, кто достиг определенного возраста и накопил определенный жизненный опыт. Разумным следует считать и то, что участие в управлении обществом и государством оговорено наличием гражданства. Что касается ценза оседлости, то его наличие дает возможность гражданам избрать того представителя, который хорошо знаком с проблемами округа и воспринимает их как часть собственных.

ИЗБИРА́ТЕЛЬНЫЕ ЦЕ́НЗЫ

ИЗБИРА́ТЕЛЬНЫЕ ЦЕ́НЗЫ, ус­та­нов­лен­ные в за­ко­не тре­бо­ва­ния для осу­ще­ст­в­ле­ния ак­тив­но­го и пас­сив­но­го из­би­рат. пра­ва. И. ц. раз­ли­ча­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от форм уча­стия ли­ца в го­ло­со­ва­нии (из­би­ра­тель, кан­ди­дат на вы­бор­ную долж­ность) и ви­да вы­бо­ров. К ли­цам, бал­ло­ти­рую­щим­ся на вы­бор­ную долж­ность, предъ­яв­ля­ют­ся бо­лее серь­ёз­ные тре­бо­ва­ния, чем к из­би­ра­те­лям. Как пра­ви­ло, на пре­зи­дент­ских вы­бо­рах ус­та­нав­ли­ва­ют­ся бо­лее жё­ст­кие тре­бо­ва­ния для кан­ди­да­тов, чем на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах. При из­бра­нии обе­их па­лат пар­ла­мен­та бо­лее стро­гие цен­зы пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся для лиц, бал­ло­ти­рую­щих­ся в верх­нюю па­ла­ту. Кро­ме то­го, раз­ли­ча­ют­ся про­стые (на­ли­чие гра­ж­дан­ст­ва) и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные И. ц. (от­сут­ст­вие вто­ро­го гра­ж­дан­ст­ва, при­об­ре­те­ние гра­ж­дан­ст­ва по ро­ж­де­нию, со­стоя­ние в гра­ж­дан­ст­ве в те­че­ние ус­та­нов­лен­но­го сро­ка, на­ли­чие род­ст­вен­ни­ков по вос­хо­дя­щей ли­нии – гра­ж­дан стра­ны). Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные И. ц. обыч­но пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся для кан­ди­да­тов на вы­бор­ные долж­но­сти.

С какого возраста граждане могут осуществлять свои избирательные права?

Избирательные права в нашей стране предоставлены подавляющему большинству граждан РФ, достигших необходимого возраста. Согласно части 3 статьи 32 Конституции РФ, «не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

Что касается возраста, то активное избирательное право гражданин приобретает по достижении 18 лет. С этого же возраста он приобретает и право участвовать в различных избирательных действиях. Правда, в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» есть в этом отношении некоторая нестыковка. В пункте 1 статьи 4 говорится, что право участвовать в предусмотренных законом избирательных действиях имеет «гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет».

Это общая норма, из нее следует, например, что право ставить подпись в поддержку выдвижения кандидата имеет гражданин, который еще не достиг 18 лет, но достигнет этого возраста ко дню голосования. В то же время в некоторых случаях специально оговаривается требование достижения 18-летнего возраста к моменту совершения действия. Так, членом избирательной комиссии может быть только гражданин, достигший 18 лет, право сбора подписей также принадлежит только гражданам, достигшим 18 лет к моменту сбора подписей.

Возраст, при достижении которого гражданин приобретает пассивное избирательное право, различается для выборов разного вида и уровня. Наиболее высокий возрастной ценз предусмотрен для выборов Президента РФ — 35 лет (согласно части 2 статьи 81 Конституции РФ). Для выборов депутатов Государственной Думы возрастной ценз составляет 21 год (часть 1 статьи 97 Конституции РФ).

Законодатели субъектов РФ вправе самостоятельно устанавливать возрастные цензы для кандидатов на выборах в законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления, но не выше 21 года (на день голосования). Во многих регионах подходят к этому вопросу дифференцированно. Так, в Москве для депутатов муниципальных Собраний возрастной ценз составляет 18 лет, а для глав муниципальных образований и депутатов Московской городской Думы — 21 год.

Аналогичные ограничения установлены в Алтайском крае, Белгородской, Воронежской, Костромской областях и др. В Республике Коми, Хабаровском крае, Тверской области и др. возрастной ценз в 21 год установлен для всех выборов.

Избирательные цензы

Рассмотрим понятие и виды избирательных цензов, а также выявим их содержание.

Принцип всеобщности предполагает ряд законодательных ограничений в виде избирательных цензов.

Избирательный ценз – это требование или их набор, которым должен удовлетворять избиратель или кандидат для получения допуска к участию в выборах.

В зависимости от того, какое право они ограничивают, различаются два вида избирательных цензов: активный и пассивный.

Избирательный ценз гражданства предполагает, что избирательные права не имеют иностранцы и лица без гражданства, которые проживающие в стране проведения выборов. Например, для приобретения активного избирательного права в Аргентине необходимо наличие гражданства на протяжении не менее трех лет.

Ценз оседлости предполагает существование срока, который нужен для включения человека в списки избирателей либо его регистрации в качестве кандидата на выборную должность. Например, для кандидата на пост президента Республики Казахстан он составляет 15 лет, а в Республике Беларусь – 10 лет.

Возрастной ценз формирует требования к возрасту избирателя или кандидата. В большинстве государств активное избирательное право дается лицам старше 18 лет, в некоторых странах (Бразилия, Куба, Никарагуа) – с 16 лет, а в отдельных государствах – лицам старше года. Пассивное избирательное право обладает более высоким возрастным цензом (для Президента Италии – 50 лет, Германии – 40 лет, США и Беларуси – 35 лет).

Ценз языка предполагает, что кандидат и избиратель должны уметь читать и писать на государственном языке. В настоящее время он имеется в конституциях ряда стран Африки (Руанда), государств СНГ (Казахстан, Узбекистан, Молдова), а также в странах Балтии.

Ценз пола как избирательный ценз выступает явно дискриминационным и не используется в избирательном законодательстве большинства современных государств.

Религиозный ценз имеет распространение в основном в мусульманских странах. Например, для избрания в парламент Ирана нужно исповедовать ислам. Однако имеются исключения для граждан, которые исповедуют традиционные для национальных меньшинств конфессии и постоянно проживают в данном государстве.

Образовательный ценз предусматривает допущение к выборам только тех лиц, которые имеют определенный уровень образования. Его разновидностью считают ценз грамотности, предполагающий умение писать и читать на государственном языке. В некоторых государствах имеется избирательное требование, согласно которому необходимо знать и понимать конституцию.

Имущественный ценз как избирательный ценз предполагает наличие у кандидата или избирателя определенного объема имущественной массы как условия для получения активного или пассивного избирательного права. Его разновидностью выступает избирательный залог, вносимый кандидатом в избирательную комиссию перед его регистрацией.

Общим правилом является недопущение к участию в выборах лиц, которые признаны судом недееспособными.

В некоторых государствах установлен избирательный ценз неопороченности, согласно которому не принимают участия в голосовании лица, находящиеся под стражей по приговору суда.

Ценз несовместимости предполагает запрет одновременно находиться на выборной и иной публичной должности. Несовместимость также предусматривает для выборного лица необходимость освобождения ранее занимаемой им должность в случае его избрания на иную должность. В ряде стран предусмотрен предварительный уход в отставку до выдвижения в кандидаты на выборную должность.

Избирательный ценз

Избирательный ценз — устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения, или осуществления гражданином избирательного права. В конституционной практике различных государств используются следующие виды избирательного ценза: возрастной, гражданства, имущественный, образовательный, оседлости, половой, расовый, служебный, языковой (англ.)русск.. Имущественный, расовый, половой цензы всегда носят дискриминационный характер и несовместимы с современными демократическими принципами избирательного права. Другие избирательные цензы сами по себе не считаются дискриминационными, но могут быть использованы в дискриминационных целях (например, при чрезмерном завышении ценза оседлости). В мировой практике наиболее распространены имущественный ценз (необходимость обладания установленным минимумом собственности), образовательный ценз (определенный минимум образования), ценз оседлости (требование длительного проживания в данной стране или в данной местности), ценз гражданства (необходимость быть гражданином данного государства). В ряде стран практикуются так называемые моральные цензы (требование хорошей репутации). Во многих странах мира право участвовать в голосовании имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств.

25. Избирательные цензы: понятие, виды, целесообразность введения.

Круг лиц, за кот. конституция и избиратель­ные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или иных поли­тических прав.

Возрастной ценз означает признание за лицом избира­тельных прав по достижению определенного возраста. В 109 странах активное избирательное право признавалось за ли­цами старше 18 лет: напр., с 18 лет — в США, Великоб­ритании, Германии, Италии, Для пассивного избира­тельного права возрастные цензы выше. Напр., прези­дентом Италии можно стать по достижении 50 лет. Президентом РФ-45 лет . Верхний возрастной предел для избрания в гос-ные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демокра­тических государствах не устанавливается.

Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время. Напр., во. Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии — 3 месяца, кот-е нужно прожить на территории избиратель­ного округа. В России для активного избират. Права ценз оседлости отсутствует. Для активного – требования к кандидату на должность президента РФ – пост. Проживание в РФ не менее 10 лет

Ценз гражданства означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длитель­ностью проживания в стране и не требует сам по себе этого проживания. Напр., по Конституции США членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не Менее 7 лет, а сенатором — не менее 9 лет.

Ценз грамотности и образовательный ценз

Предполагают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объе­мом образования. В настоящее время он почти не встреча­ется. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковы­вать конституцию страны. Применяется данный ценз в основ­ном тогда, когда речь идет о пассивном избирательном пра­ве. Напр., согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны неграмотные.

Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на опре­деленную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенно­го размера. В XX в. этот ценз практически везде был отме­нен.

Моральный ценз предполагает опр. нравствен­ные требования к избирателю. Напр., в Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах — лишенные родительских прав и т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свобо­ды по приговору суда (Великобритания, Россия).

Религиозный ценз предполагает принадлежность избира­теля к опр. религии. Напр., в иранский парла­мент могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.

Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин. До конца XIX в. он существовал почти во всех странах. Сегод­ня повсеместно отменен. Расовый ценз в настоящее время отсутствует. Рассмотренные цензы представляют собой ограничения как активного, так и пассивного избирательного права. К ограничениям пассивного избирательного права относятся несовместимость и неизбираемость.

Несовместимость заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять). Напр., во Франции депутат и сенатор не могут осуществлять руководящие ф-ции в частных компаниях, предприятиях, если их деят-ть как-то связана с правами государства, не допускается совме­щение более двух выборных мандатов, кадровые военнослу­жащие не могут быть депутатами Национального собрания и т. п.

Неизбираемость — это достаточно специальные случаи. Так, во Франции генеральные инспекторы административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои ф-ции или выполняли их в последние три года до выборов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *