Европротокол при ДТП сумма

Что делать виновнику ДТП после составления европротокола

Возмещение ОСАГО по ДТП по европротоколу будет, если виновник с пострадавшей правильно оформят извещение, без привлечения инспекторов. Им необходимо при этом соблюдать все правила поведения при аварии. На месте заполнить извещение, составить схему, а также сделать фото и видеоотчет происшествия.

Важно! Упрощенная процедура – шаг, который должен быть согласован между сторонами. Если один участник не согласен с европротоколом при ДТП, то он может вызывать инспекторов и проводить оформление по всем правилам.

Каждая сторона в течение 5 дней должна подать заполненный по всем правилам экземпляр извещения своему страховщику. Изначально, на месте стороны совместно заполняют лицевую часть бланка, каждый выбирает свою колонку. Тыльная сторона листа может быть оформлена по отдельности, не обязательно в день аварии.

Форма извещения от страховщика удобна тем, что содержит в себе вкладыш для копирования информации. Таким образом, внося информацию на титульный лист, водители получают два идентичных по содержанию образца.

Как правильно сдавать извещение

Копию протокола виновники присылают по почте, приносят лично или передают через представителя в течение 5 дней после аварий. Если вы прислали по почте бланк с сопутствующими документами и страховая не оглашает об экспертизе, не назначает возмещение, то можно подать претензию в вышестоящую инстанцию.

Внимание! Виновнику ДТП по европротоколу придется покрывать стоимость ремонта пострадавшей стороны в случае, если страховая компания не покроет расходы полностью.

При передаче свое экземпляра извещения в страховую фирму, лучше сделать для себя копию. На документе, которым подтверждается факт приема бланка страховой компанией, должна стоять гербовая печать фирмы, дата приема и название принятого бланка вместе с ФИО клиента.

Если отправлять бланк по почте, то лучше отправлять бумаги по описи. Вы прописываете, какие конкретно бланки отправляете, сотрудник почты проверяет их наличие и потом запечатывает конверт. После того как письмо будет вручено представителю страховой фирмы, он поставит в извещении о доставке подпись о получении. Позже это подтверждение будет передано отправителю.

Экспертиза авто

Если виновник аварии сделает все в срок, то его страховая фирма потребует авто на экспертизу. Клиент обязан, при оформлении происшествия по европротоколу, своевременно передать ТС. На основании этого технического осмотра устанавливается фактическая стоимость ущерба.

В пункте первом ст. 11 ФЗ об ОСАГО, страховщик может письменно требовать у клиента поврежденное авто для проведения экспертной его проверки.

Предоставить автомобиль следует в течение пяти дней с момента получения соответствующего извещения. До момента окончания проверки нельзя производить ремонта автомобиля, так как будет проблематично доказывать наличие и размер ущерба.

Действия виновника ДТП по европротоколу, который не предоставляет автомобиль на экспертизу, могут быть оправлены, если он не получал письменного требования от страховой фирмы. Звонок агента, другая форма устного оповещения может быть расценена как ненадлежащее информирование.

Стандартная схема

После того как пострадавшая сторона проходит всю стандартную процедуру взаимодействия со страховой фирмой. Ей выплачивают компенсация в пределах фактических трат ремонт и законных лимитов. Далее уже страховая компания требует возмещение с фирмы, оформлявшей ОСАГО виновнику, потраченную сумму.

Внимание! В определенных случаях страховая фирма виновника может потребовать со своего клиента возврат, перечисленных по его страховому случаю средств.

Если виновник ДТП не отправил европротокол страховщику

С европротоколом, где в поле ДТП и других обязательных графах заполнено что необходимо, стоят подписи обеих участников, делать ничего особенного не надо. Участнику нужно лишь заполнить вторую сторону листа и отправить свой экземпляр извещения в страховую фирму.

Если лицо не выполнит требования, то страховая компания может потребовать регресс. Что это, в каких случаях его применяют, расскажем далее.

Внимание! Европротокол дает право на возмещение лишь в ситуации, когда у обоих сторон есть действующий полис.

Регресс и его последствия

Под регрессом принято понимать ситуацию, при которой вместо виновного в аварии лица, возмещение выплачивает второе лицо. Страховщик, выплативший компенсацию может потребовать возврат денежных средств в случаях, когда клиент не соблюдает договоренности.

В ст. 14 акта по ОСАГО прописаны случаи возникновения регресса и основания страховой фирмы для его оглашения.

Подать в суд иск, с требованием взыскания с виновника средств, перечисленных по его страховому случаю на возмещение урона пострадавшей стороны, может в случаях, когда лицо:

  • не подало в пятидневный срок свой экземпляр протокола;
  • не представило ТС для экспертизы;
  • приступило к ремонту автомобиля до завершения проверки;
  • отправляет машину на утилизацию до окончания проверочных процедур.

Важно! Компенсировать по регрессу придется всю сумму затрат, а также судебные издержки страховщика.

Материальный урон виновника

При оформлении европротокола нужно внимательно следить за тем, чтоб причиненный транспортному средству урон, был в пределах 100 000 рублей. Именно такой предельный лимит действует по территории всей страны. То значит, что страховая фирма, независимо от фактической стоимости ремонта, не вернет больше этой суммы.

В столице и в Московской области, а также в СПБ и Ленинградском регионе действует безлимитный европротокол. Это значит, что тут вернуть могут сумму в пределах 400 000 рублей. При этом должны быть соблюдены обязательные условия, в числе которых фиксация ДТП на регистраторы + нажатие кнопки «SOS».

Повторно подавать заявление на возврат средств со страховой фирмы, в рамках одного страхового случая, клиент не вправе. К примеру, фактическая стоимость ремонта составила 150 000, страховая погасила 100 000, больше вытребовать не получится.

Все затраты сверх страховой компенсации пострадавшая сторона может требовать непосредственно у виновника. Причем запрашивать можно сумму без учета износа, а значит стоимость новых комплектующих деталей. Редко когда, виновник соглашается добровольно на такую схему. Тогда вопрос решается в судебном порядке.

Размер долга, образовавшегося у виновника перед пострадавшим лицом, из-за недостаточного страхового возмещения, формируется из стоимости фактических затрат. Собираются все квитанции, счета за ремонт. Дополнительно нарушитель будет платить издержки на судебные процедуры.

Как обезопасить себя от непредвиденных расходов

Что избежать в дальнейшем судебных разбирательств со страховой компанией и вторым участником аварии, виновнику нужно обдуманно действовать на месте происшествия. Итак, стоимость ущерба. Наглядно нужно оценить, какие детали повреждены. Лучше связаться с дилером конкретной марки автомобиля, чтобы узнать актуальную стоимость деталей.

Не полагайтесь на мнение пострадавшей стороны относительно стоимости ремонта. Он может непреднамеренно ввести вас в заблуждение из-за банальной неосведомлённости. Или же действовать так он намеренно, чтоб получить возврат без учета износа.

Что касается взаимодействия со страховой фирмой. Вовремя выполняйте требования компании. Руководствуйтесь нормами закона, а не устными рекомендациями агентов. Обязательно требуйте бумагу, подтверждающую прием пакета документов от вас. Если будут доказательства вашей правоты, то доказать ее можно будет в судебном порядке.

Если у виновника есть хоть малейшие сомнения относительно суммы ущерба, правильности всей процедуры, нужно вызвать ГИБДД инспекторов. Да, придется потратить время, силы на вызов, проведение всех обязательных стадий. При этом вы получите гарантию того, что с вас не будут требовать в будущем возмещения.

Выводы

Выступая виновной стороной в аварии, будьте внимательны при заполнении и подаче европротокола в страховую фирму, соблюдайте правила заполнения бланка, сроки подачи извещения. Обязательно получите от страховщика извещение, подтверждающее прием бланка.

Ведь если у вас не будет доказательств на руках, то с вас могут вытребовать регрессионный возврат. При принятии решения о европротоколе, реально оцените причиненный ущерб. Если он выше того лимита, что может вернуть страховая, то пострадавшее лицо вправе будет потребовать компенсацию недостающих сумм.

Важно! Если страховая выплачивает возмещение с учетом износа деталей, то с виновника можно вытребовать сумму фактических затрат на ремонт.

Вопрос: Как авария отразится на стоимости ОСАГО виновника?
Ответ: Нужно понимать, что страховая фирма выплачивает за виновника возмещение пострадавшей стороне. Это влечет за собой продление действия страховки и автоматическое удорожание полиса. Теряется балл, начисленный за безаварийную езду.

Вопрос: Законен ли отказ в компенсационной выплате, если есть исправления в европротоколе?
Ответ: Одно из основных требований, предъявленных к заполненному бланку – отсутствие исправлений. Если они есть, то в примечаниях каждое «проблемное место» должно быть уточнено и заверено подписями двух сторон. Если нет, то страховая фирма может потребовать дополнительное расследование или отказать в компенсации.

Как правильно виновнику уведомить страховую, если ДТП оформлено европротоколом?

Важные факты из статьи

  1. Уведомить свою страховую о ДТП обязан не только виновник, но и потерпевший в ДТП.
  2. За нарушение этого требования последствий для виновника нет, если ДТП случилось после 1 мая 2019 года, если до этой даты, то виновного ждёт регресс (для потерпевшего последствий нет).
  3. Срок направления европротокола составляет 5 рабочих дней.
  4. У виновника есть ещё одна обязанность – не ремонтировать автомобиль в течение 15 дней или пока страховая не проведёт осмотр. За невыполнение также предусмотрен регресс во всех случаях.
  5. Если вторая сторона ДТП обращаться за выплатой не будет, уведомить всё равно нужно. КБМ от этого не повысится.

При оформлении ДТП по европротоколу как у виновника ДТП, так и у потерпевшей стороны есть определённые обязанности. И если для потерпевшего их неисполнение не представляет рисков, то виновник может попасть на регрессное требование. Одна из таких обязанностей – обязательно уведомить страховую компанию по ОСАГО о случившемся страховом случае. Как это сделать правильно, какие тонкости могут поджидать водителей и порядок действий выясняем в статье.

После аварии, оформленной без участия сотрудников ГИБДД по европротоколу, потерпевший вправе обратиться за возмещением ущерба в свою страховую компанию. А у виновника появляются 2 важные обязанности:

  1. уведомить страховую компанию о случившемся ДТП, направив бланк извещения в течение 5 рабочих дней после факта аварии – это предписывает часть 2 статьи 11.1 ФЗ-40 Об ОСАГО,
  2. не приступать к ремонту своего автомобиля в течение 15 календарных дней или пока страховая не потребует предоставить автомобиль для осмотра или экспертизы – часть 3 этой же статьи ФЗ.

Эти сроки едины, прописаны законодательно и не зависят от конкретной страховой компании – будь то Росгосстрах, Ингосстрах или другие.

Обратите внимание, срок для уведомления страховой считается именно рабочими днями, а срок запрета ремонта – календарными.

До 1 мая 2019 года страховая имела право за нарушение срока представления бланка извещения виновником в свою страховую выставить тому регресс – истребование всей выплаченной потерепевшему суммы.

Но с указанной даты такое право страховщика отменено соответствующим ФЗ-88. Таким образом, если ДТП случилось и европротокол оформлен до 1 мая, то регресс будет вполне законен, и избежать его очень сложно. Если же позже, то требования страховщика на действующем законодательстве не основаны.

Как мы указали выше, до 1 мая 2019 года мог быть регресс от страховой компании. То есть требование возместить всю сумму, выплаченную потерпевшему, но выплатить не самому потерпевшему, а страховой компании. Как видим, если самостоятельно со второй стороной аварии договориться и удалось бы, то тут выгодоприобретателем выступает уже страховщик, и занизить сумму регресса вряд ли удастся.

Регрессное требование ожидало во всех случаях:

  • если не отправить извещение европротокола в страховую вообще,
  • если направить уведомление о ДТП позднее 5 дней,
  • если приступить к ремонту ранее 15 дней или не предоставить автомобиль для осмотра/экспертизы в страховую.

На сегодняшний день актуальным остался только последний пункт. Право такого требования регулировал подпункт «ж» части 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО, который, соответственно, утратил свою законную силу.

Судебная практика полна судебных решений в пользу страховых компаний по таким делам (раз, два, три), а сами страховые, конечно же, не брезгуют требовать выплаченные потерпевшим суммы денег, в том числе через суд.

Итак, оба участника ДТП по состоянию на 2019 год всё ещё обязаны отправить бланк извещения европротокола в страховую компанию в течение 5 рабочих дней. Если убрали последствия, то сама обязанность есть до сих пор.

Если для потерпевшей стороны всё просто – так как он или она будет обращаться за выплатой или ремонтом в свою страховую, то в этот период и предоставит свой бланк, то для виновника нужны отдельные действия для этого.

Заполненный бланк европротокола подаётся виновником именно в свою страховую компанию. При этом, недостаточно просто позвонить в организацию или отнести извещение в этот срок. Необходимо именно направить заполненный бланк ОСАГО – передать его страховщику и обязательно получить доказательства вручения европротокола.

И здесь возможны 2 варианта такого вручения:

  • отправка европротокола по почте (при этом, датой уведомления будет считаться дата отправки письма),
  • вручение его лично в офисе страховщика.

В первом случае необходимо вложить извещение в конверт и отправить письмо с описью вложений, объявленной ценностью и желательно с уведомлением о вручении. Квитанцию, уведомление о вручении (в том числе полученное после такого вручения) и опись вложений ни в коем случае не терять и хранить в течение 3 лет – это общий срок исковой давности.

Если Вы решили самостоятельно добраться до офиса страховщика, то это не лучшее решение. Возможно, проблем с этим не будет, а, возможно, будут, если работники страховой откажутся фиксировать сам факт вручения и давать Вам какие-либо подтверждения принятия бланка европротокола. Вам нужно получить входящий номер уведомления или акт принятия документа. Это также очень важно, потому что если у Вас не будет доказательств передачи извещения, то суд Вы проиграете, а если страховщик понимает, что не вручал Вам ничего взамен принятого европротокола, то вполне может воспользоваться таким Вашим упущением.

Нет. Как для виновника ДТП, так и для потерпевшей стороны обязательным из документов является лишь уведомление путём направления извещения европротокола.

Страховая компания не вправе требовать другие, не предусмотренные законом документы, да и не делает этого на практике 2019 года.

Нет. Но и последствий за это тоже не будет – страховая в таком случае ведь ничего ни копейки не заплатит потерпевшему, значит, и оснований для регресса у неё не будет к виновнику аварии.

Другое дело, что если невиновный участник ДТП Вам говорит о том, что обращаться не будет, то Вы не можете быть уверены в том, что он не передумает, поэтому гораздо лучше уведомить и сделать это правильно.

По закону не должна. Скидка за безаварийную езду зависит вовсе не от факта страхового случая – ДТП, как полагают многие автолюбители. Она применяется именно за факт возмещения. Об этом прямо говорит описание самого коэффициента бонус-малус Указания Банка России о предельных базовых ставках страховых тарифов.

Таким образом, если Вы просто уведомите свою страховую компанию об аварии, направив бланк европротокола, чем выполните требования закона 2019 года, то Ваш КБМ не увеличится в следующем страховом периоде. Он возрастёт только в том случае, если потерпевший обратится за выплатой или осуществлением ремонта в качестве возмещения.

Это ДТП произошло до 1 мая 2019 года, то, будем честны, шансов выиграть суд мало. Но они есть.

Единственный вариант для Вас, если Вы виновник ДТП – это связаться с потерпевшим и, если он ещё не успел обратиться в страховую, договориться с ним о переоформлении европротокола с новой свежей датой, чтобы Вы срочно уведомили страховщика сейчас.

Авария без ГАИ с доплатой

Страховые компании уже начали выносить регрессные требования таким неаккуратным виновникам. И можно быть уверенным, что суд в этой ситуации встанет на сторону страховщика.

Напомним, что Европротокол — упрощенный способ оформления аварии без вызова ГИБДД. Условия — просты. Воспользоваться им можно в том случае, если в аварии пострадали только два автомобиля, нет пострадавших, оба водителя застрахованы по ОСАГО. И они согласны с обстоятельствами аварии.

Им необходимо сфотографировать место происшествия с машинами, сами машины с разных ракурсов, места повреждения. Потом надо отогнать машины с проезда, заполнить извещение о ДТП. Этот бланк выдается вместе с полисом ОСАГО.

Соблюдение правил оформления Европротокола позволит и выплату получить, и в долгу не остаться

В нем необходимо четко указать обстоятельства происшествия, данные о водителях, причиненные повреждения автомобилям, нарисовать схему происшествия. Отметить, кто какой маневр совершал. Каждый водитель должен подписать свою часть этого извещения. После этого, разделив извещение, каждый из участников аварии должен отнести свой лист в свою страховую компанию в течение пяти дней.

И вот встретились на дороге два водителя. Повреждения машин вполне укладываются в сумму. Решили разойтись, не вызывая ГИБДД, не перегораживая дорогу и не создавая проблем другим водителям. Оба водителя наслышаны о Европротоколе и захотели воспользоваться его преимуществами.

Оформив все что положено, они разъехались. Водитель, пострадавший в аварии, подал свой экземпляр извещения о ДТП в свою страховую компанию. И это понятно. В конечном итоге, именно ему хочется компенсировать траты на ремонт. А второй участник аварии забыл это сделать.

Вспомнил он про это не в течение пяти дней, а спустя полгода. Когда ему на почту пришла претензия от страховой компании, которая выплатила пострадавшему соответствующую сумму по Европротоколу.

В претензии четко указывалось, что виновник не направил в течение пяти суток в свою страховую компанию своего бланка извещения, то есть не выполнил требования закона об ОСАГО. В связи с тем, что страховая компания заплатила пострадавшему, то право требования возмещения потраченных средств переходит ей.

Дело в том, что пострадавший обращается в свою страховую компанию, которая выплачивает ему деньги. Затем эта страховая компания требует от страховщика виновника возмещения средств. Но страховщик виновника не знает ничего об этой аварии. Соответственно он не просто не может рассчитаться с компанией-оппонентом, но даже не имеет для этого законных оснований. Таким образом страховщику пострадавшего приходится выставлять регресс виновнику. Это соответствует закону. И судебная практика в данной ситуации на стороне страховщиков.

С одной стороны, такие требования не прибавляют привлекательности Европротоколу. С другой стороны, для пропаганды упрощенного оформления ДТП было предпринято все возможное. Большинство компаний даже памятку выдают, в которой прописан весь порядок оформления Европротокола.

А соблюдение этого порядка, как видно, требуется не только для того, чтобы получить деньги со своего страховщика, но так же для того, чтобы не остаться в долгу перед страховщиком пострадавшего.

Напомним, что в прошлом году было урегулировано по Европротоколу почти 224 тысячи случаев. Средняя доля Европротокола в заявленных убытках составляет 28 процентов. При этом количество отказов в выплате по Европротоколу в прошлом году составило лишь 16 процентов. Виной тому — ошибки в оформлении извещения о ДТП.

Инфографика «РГ» / Мария Пахмутова / Владимир Баршев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *