Если лопнула подошва

Причины появления трещин

Нижняя деталь обуви подвергается постоянным механическим нагрузкам, что и приводит к ее деформации. Если материал при этом не обладает хорошей износостойкостью, то за короткое время происходит нарушение его целостности.

Причинами появления трещин также выступают следующие факторы:

  • частый контакт с влагой и химическими веществами, разъедающими материал;
  • состав основы не приспособлен к перепадам температур;
  • плохие эксплуатационные свойства материала;
  • повреждение супинатора. Трещины появляются рядом с каблуком. Несвоевременный ремонт приведет к разлому обуви.

Выделяют некоторые особенности различных видов подошвы, которые влияют на ее износостойкость. Если она сделана из полиуретана, то вследствие высокой плотности при низких температурах эластичность материала сильно падает. В области сгибов образуются дефекты, напоминающие по своему виду разрывы.

Подошва из ПВХ изначально не обладает высокой морозоустойчивостью, поэтому зимой часто трескается. Этому способствует и потеря со временем материалом эластичности, что происходит вследствие испарения пластификаторов.

Важно!

Покупка обуви, залежавшейся на складе, становится причиной короткого срока ее эксплуатации. Соблюдение правил по уходу при этом не поможет.

Еще одной причиной появления трещины на подошве обуви являются механические повреждения. На дорогах нередко валяются острые предметы, сконтактировав с которыми, на ней появляются небольшие проколы. Постепенно они будут увеличиваться в размере и превратятся в большой разрыв. Поэтому при появлении любых дефектов нужно сразу относить в ремонт вещь с лопнувшей подошвой, а при отсутствии такой возможности самостоятельно ее реанимировать.

Что необходимо иметь для выполнения ремонта?

Для осуществления действий по самостоятельному восстановлению нижней детали обуви нужно приобрести следующие инструменты и материалы:

  • наждачка с классом абразива от 0 до 3;
  • обувной клей. При его выборе нужно учитывать, какие материалы вы будете приклеивать друг к другу. Можно воспользоваться универсальным товаром;
  • сапожный нож;
  • жесткая кожа;
  • нитки капроновые;
  • резина;
  • маркер или карандаш;
  • шило;
  • зажигалка;
  • ацетон или бензин (для обезжиривания поверхности);
  • сапожный крючок (для натягивания нити):
  • болгарка или угловая шлифмашина;
  • гиря или другой тяжелый предмет, выступающий в роли груза при склеивании.

Проводите ремонт в хорошо проветриваемом помещении, чтобы пары клея, ацетона или бензина не стали причиной отравления. Все источники тепла расположите подальше от места выполнения процедуры во избежание возникновения пожароопасной ситуации. Учитывайте, что работа требует сосредоточенности и внимания, поэтому ее нужно осуществлять в спокойных условиях.

Самостоятельно отремонтировать подошву обуви дома, если она лопнула, не намного дешевле. В отличие от мастера вам придется покупать необходимые средства по розничной цене.

Способы ремонта

Подошву обуви можно восстановить в домашних условиях 4 способами. Выбор каждого зависит от вида ее материала, наличия протектора или шипов, характера дефекта и места его расположения.

Важно!

Чтобы ваши действия по ремонту не оказались напрасными, заклеивайте лопнувшую подошву только после предварительной ее промывки и полного высушивания.

Классический метод

Этот способ выбирайте для восстановления гладкой нижней детали обуви, выполненной из резины или полиуретана. Процедура предполагает проведение сшивания подошвы в области трещины после ее склеивания, поэтому необходимо иметь следующие материалы:

  • шило;
  • капроновая нить;
  • сапожный нож и крючок;
  • клей моментального эффекта;
  • спички или зажигалка;
  • карандаш;
  • наждачка;
  • ацетон или бензин.

Секреты правильного ухода за лакированной обувью

Уход за лакированной обувью – дело деликатное. Если вы любите выглядеть стильно и модно – пара лакированных туфель…

Этапы ремонта:

  1. Наждачкой зачистите испорченную деталь.
  2. Согните ее и извлеките из трещины сапожным ножом всю грязь и старый клей.
  3. Место разрыва обработайте обезжиривающим средством, нанесите внутрь небольшой объем клея и прижмите его стенки.
  4. Нарисуйте карандашом поперек дефекта линии, напоминающие по форме зигзаги.
  5. Прорежьте ножом борозды, глубиной примерно 2,5 мм.
  6. По бороздам сшейте разрыв капроновой нитью, крючком и шилом. Мастера по ремонту рекомендуют выполнять 2 слоя стежков, чтобы верхний защитил нижний от истирания. Это позволит увеличить срок носки. Скройте узелок в окончании любой борозды.
  7. Край нити опалите, и сразу приклейте к ранту.

Починенную таким способом обувь можете сразу носить. Но не надевайте ее в дождливую погоду, так как подошва все равно будет пропускать влагу. Еще одним недостатком классического способа считается быстрое истирание ниток.

Приклеивание полной латки

Такой вариант ремонта выбирайте при обнаружении дефекта на гладкой подошве. Для его проведения нужно иметь следующие материалы:

  • обезжиривающее вещество;
  • клей;
  • мелкая и крупная наждачка;
  • маркер;
  • сапожный нож;
  • груз;
  • деревянная палочка;
  • материал для латки (резина);
  • фен.

Выполните следующие действия:

  1. Заклейте подошву в зоне разрыва.
  2. Обработайте проблемный участок ацетоном, а затем ошкурьте его наждачкой, начиная с мелкой.
  3. Установите обувь на материал, выбранный для изготовления накладки.
  4. Обведите ее нижнюю часть по контуру маркером и вырежьте по линии.
  5. Ошкурьте неровности накладки в зонах срезов и сторону, которую будете приклеивать к нижней части обуви.
  6. Выдавите клей на подошву, разровняйте его деревянной палочкой и высушите феном.
  7. Эти же действия выполните с накладкой, и приклейте ее после того, как на испорченную деталь обуви повторно нанесете клей.
  8. Аккуратно прижмите наклеенный материал, чтобы он не сдвинулся.
  9. Сверху поставьте груз на 24 ч.
  10. Через сутки проверьте, насколько прочно приклеена накладка.

Этот метод не используют при ремонте подошвы из вспененной резины, а также при наличии на ней протекторов.

Частичное замещение

Если треснула подошва с высоким протектором, то реанимирование обуви выполняют своими руками путем приклеивания к дефекту небольшой латки. Этот метод используют при некоторых особенностях трещин:

  • неглубокая;
  • поперечная или продольная;
  • с ровными контурами;
  • расположена только на протекторе.

Ремонт включает в себя следующие действия:

  1. Вырежьте из резины латку на всю длину разрыва. Толщина ее должна быть примерно равной высоте поврежденного протектора, а ширину – около 2 см, иначе латка не будет держаться.
  2. Обезжирьте проблемный участок.
  3. Срежьте ножом шипы с каждой стороны дефекта на расстоянии 1,5 см.
  4. Ошкурьте и повторно обработайте ацетоном рабочую зону.
  5. Нанесите клей на обе детали и крепко прижмите их друг к другу, чтобы ни одна не сдвинулась.
  6. Прижмите грузом на 24 ч.

Таким способом можно воспользоваться, если трескается гладкая подошва. Латку изготовьте из камеры велосипеда. Ширину накладки рассчитывайте путем прибавления 1,5 см к глубине трещины.

Этапы ремонта:

  1. Обработайте проблемный участок ацетоном и наждачкой.
  2. Вдоль по краям разрыва срежьте ножом около 5 мм подошвы на глубину 1 мм.
  3. Зачистите и обработайте ацетоном подготовленную латку, а затем нанесите клей с обеих сторон (первую покройте полностью, а на второй оставьте по 5 мм сухого края с каждого конца).
  4. Согните обувь, чтобы трещины хорошо раскрылась, и обработайте всю зону разрыва клеем.
  5. Просуньте латку внутрь дефекта и распрямите обувь.
  6. Придавите края накладки к подошве и установите груз на 24 ч.

При хождении вы будете ощущать приклеенную полоску, что может вызвать некоторое неудобство. Но при этом вы выиграете несколько месяцев времени для покупки новой пары.

Экспресс-метод

Для осуществления процедуры кроме обезжиривающего состава и наждачки возьмите паяльник с капроном. Выполните следующие действия:

  1. Зачистите и обработайте ацетоном чистую подошву.
  2. Нагрейте паяльник и проведите им внутри разрыва. На материале появятся пузыри, и он станет липким.
  3. Положите капрон на проблемное место и надавите на него рукояткой паяльника.
  4. Аккуратно заполните расплавленным капроном трещину.

Такой ремонт проводите при появлении трещин возле каблука или на носке.

При экспресс-методе можете использовать и клей, застывающий за 10-15 мин. Для этого разогните подошву и влейте его внутрь трещины. Затем крепко сожмите место склеивания на 10-15 мин. После этого обувь можно носить.

Важно!

Повторно трещина может возникнуть в любой момент, поэтому используйте метод только в экстренных случаях.

При проведении ремонта придерживайтесь мер безопасности, ведь клей является токсическим веществом. При его попадании на слизистые сразу же промойте их. Капли вещества могут испортить и верхнюю или внутреннюю часть обуви, поэтому наносите его аккуратно.

Методы заклеивания летней и зимней обуви

Босоножки и летние туфли с плоской подошвой ремонтируйте путем приклеивания тонкой резиновой накладки. Если они кожаные, то предварительно сделайте кромку под углом 45 градусов. При ремонте полиуретановой основы вырежьте из хлопковой ткани ее шаблон и приварите его горячим утюгом, а потом клейте накладку.

Зимняя обувь имеет решетчатую или сотовую подошву, поэтому после появления трещины в ней образуются пустоты. Это приводит к тому, что проваливается пятка. Мастера рекомендуют выполнить следующие действия:

  1. Удалите стельки и снимите резину, которая закрывает пустоты, и удалите всю грязь со старым клеем.
  2. Заполните их обрезками микропоры и залейте силиконовым герметиком.
  3. Вырежьте новые стельки, пропитайте их клеем и после затвердевания герметика приклейте к подошве.
  4. Установите груз на время, указанное в инструкции для клея.
  5. Зачистите и обезжирьте место разрыва.
  6. На его внутреннюю сторону нанесите клей.
  7. Через 10 мин. повторите манипуляцию.
  8. Прогрейте клей феном в течение 5-10 мин. и прижмите стороны трещины друг к другу.

По истечении 10-12 ч. в сапогах или ботинках можно выходить на улицу.

Способ 1

Для починки лопнувшей подошвы приготовьте:

  • нож сапожный;
  • наждачную бумагу;
  • обезжиривающее средство, например, ацетон;
  • моментальный клей, который быстро схватывается;
  • крючок;
  • нитки.

Технология проведения ремонта:

  1. Зачистите поверхность подошвы наждачкой.
  2. Согните подошву, добиваясь раскрытия трещины. Оттуда нужно будет удалить всю грязь, остатки старого заводского клея, используя при этом сапожный нож.
  3. Обезжирьте место разлома ацетоном или бензином, нанесите моментальный клей и прижмите стенки друг к другу. На заметку: сапожники советуют использовать клей «Десмакол» или «Наирит». Для ремонта подошвы можно также взять резиновый клей «Момент», эпоксидный герметик «Очумелые ручки».
  4. Трещину заклеили, но на этом ремонт не закончен. Чтобы обувь можно было носить, лопнувшую подошву необходимо еще и прошить. Карандашом, поперек всей трещины нанесите зигзагообразные линии. Ручной болгаркой или сапожным ножом сделайте по всей разметке неглубокие борозды, около 2.5 мм. Теперь, используя крючок, сшейте место разлома, укладывая стежки в сделанные бороздки. Желательно выполнить несколько рядов стежков: так будет более надежно, к тому же верхний слой защитит нижние нити от истирания.

Способ 2

Для работы понадобятся следующие материалы:

  • сапожный нож;
  • наждачная бумага;
  • ацетон или бензин;
  • кусок камеры от велосипеда;
  • резиновый клей.

Что нужно сделать:

  1. Как и в первом случае, лопнувшую подошву нужно зачистить, обезжирить. Сапожным ножом удалите часть подошвы: срежьте вдоль каждого края трещины по 5 мм. Глубину среза выдерживайте примерно в 1 мм.
  2. Следующим шагом предстоит измерить глубину разлома на подошве. К полученной величине прибавьте 15 мм – это будет ширина полосы, которую нужно вырезать из камеры.
  3. Вырезанную полоску зачистите, хорошо обезжирьте, нанесите на нее резиновый клей. Одну сторону полностью промажьте клеем, на второй же оставьте 5 мм края сухой поверхности.
  4. Возьмите испорченную обувь, согните так, чтобы как можно больше раскрыть трещину. Удерживая в таком положении и не закрывая в течение 10 минут, промажьте клеем поврежденное место.
  5. Подготовленную полоску из камеры согните пополам и просуньте в трещину. Теперь подошву можно распрямить. С нажимом придавите края полоски, выступающие из трещины, к поверхности подошвы. Поместите обувь подо что-то тяжелое на сутки.

Видео

(Продолжение. Начало см. «Наука и жизнь» №№ 11, 12, 1996 г.; №№ 1-11, 1997 г.)

Рис. 1. Рис. 2. Рис. 3. Рис. 4. Рис. 5. Рис. 6. Рис. 7. Рис.8. Рис. 9. Рис. 10. Рис. 11. Рис. 12. Рис. 13. Рис. 14. Рис. 15. ‹

Предлагаем читателям познакомиться с одним из способов устранения небольших трещин кожи обувного верха. Простой и надежный, он часто дает возможность отказаться от установки традиционных заплаток, а выполненная работа может выглядеть настолько незаметно, что редко кто догадается о былом повреждении.

15. Устранение небольших трещин кожи верха, расположенных вблизи верхнего края подошвы, без установки заплаток

Если подошва отходит от верха из-за недостаточной прочности клеевого соединения (см. «Наука и жизнь» № 4, 1997 г.), то трещины появляются, наоборот, из-за его высокой прочности в сочетании с плохим качеством кожи.

Именно тогда, когда кожа верха и подошва надежно соединены между собой, у самого верхнего края от частых перегибаний во время ходьбы и возникают сперва совсем незаметные, а затем и сквозные трещины. Обычно это бывает в зоне изгиба (рис. 1), реже — у пятки или носка. Чаще всего «болезнью» трещин страдает обувь, подошва которой изготовлена из жесткого материала. Для того чтобы лучше понять, как это происходит, представьте себе два одинаковых кусочка мягкой проволоки, один из которых зажат в тисках, а другой — между пальцами. Оба отрезка необходимо переломить, совершая качательные движения свободным концом проволоки. Очевидно, что отрезок, зажатый между эластичными пальцами, выдержит большее число изгибов, так как будет сгибаться по большему радиусу (рис. 2). Аналогичное явление наблюдается и около верхнего края подошвы. Изготовленная из жесткого материала, она не может изгибаться вслед за кожей, то есть является как бы жесткими «губками тисков». Эластичная подошва, наоборот, делает изгиб более плавным и смягчает рывки (рис. 3).

Многое зависит и от самой кожи. Толстая и сухая быстро выходит из строя, более тонкая и мягкая служит дольше. Имейте это в виду при покупке обуви.

Иногда участок кожи над верхним краем подошвы может быть утончен, и тем самым ослаблен еще при изготовлении обуви на фабрике — во время обработки специальным инструментом, снимающим слой краски и создающим царапины на поверхности (рис. 4). Понятно, что здесь скорее всего и появится трещина или разрыв. На этот дефект также следует обратить внимание, покупая новую обувь.

Кожу верха может продавить и верхний край подошвы, если в сечении он имеет форму острого клина, а материал, из которого изготовлена подошва, довольно жесткий (рис. 5). Чаще всего это случается у обуви с неудачной конструкцией — когда подошва мала, а верх как бы нависает над ее краем.

Прежде чем приступить к работе, необходимо решить, удастся ли вам обойтись без заплатки, которая часто ухудшает внешний вид обуви. Внимательно осмотрите повреждение. Если длина трещины не превышает 30-40 мм (в районе задника длина не ограничена), расположенная выше трещины кожа в хорошем состоянии — без глубоких трещин на поверхности, а поперечные разрывы края имеют длину не более 3-4 мм (рис. 6), стоит попробовать выполнить ремонт без наложения заплатки.

Попросите владельца надеть поврежденное изделие на ногу с обычным количеством носок, колгот, словом, так, как ему привычно носить данную обувь. Поинтересуйтесь, не тесно ли изделие? Если жмет в том месте, где трещина, придется устанавливать заплатку. Если же изделие сидит на ноге достаточно свободно и владелец не будет возражать против того, что размер несколько уменьшится, ремонт без заплатки вполне возможен. Чтобы владельцу дать возможность почувствовать, каким изделие может стать после ремонта, захватите край кожи плоскогубцами и сместите его вниз на 5-7 мм (рис. 7). Если кожа довольно мягкая и тонкая, можно поступить и иначе, зажав ее пальцами чуть выше трещины (рис. 8). В том случае, когда обувь треснула в районе задника, «испытания» можно и не проводить, так как при затягивании кожи под край подошвы изменится только высота, но не внутренние размеры обуви (рис. 9).

В некоторых случаях бывает очень непросто захватить край кожи плоскогубцами и невозможно зажать ее между пальцами из-за того, что она сама довольно жесткая. Тогда для того, чтобы сдвинуть кожу вниз, попытайтесь использовать силу трения между нею и поверхностью пальцев (рис. 10).

Итак, приступим к делу. Сперва выньте из изделия вкладную стельку, шнурки и т. п., чтобы все это не мешало выполнению основной работы. Затем с помощью шила или небольшой отвертки отделите кожу от подошвы напротив трещины, а также по обе стороны от нее, отступив от краев на 20-25 мм (рис. 11) (см. «Наука и жизнь» № 9, 1997 г., способ отделения подошвы с помощью шила и стамески). После этого маникюрными ножницами удалите ту часть кожи верха, которая находится ниже трещины (рис. 12). Если этого не сделать, то при затягивании кожи под край подошвы внутри изделия образуется «валик», который будет натирать ногу во время ходьбы (рис. 13). К тому же именно в этом месте внутренние размеры обуви будут уменьшены, станет теснее, чем прежде. Для вырезания лишней кожи можно использовать и сапожный нож, но действовать им нужно очень осторожно, чтобы не повредить край подошвы.

Описанную операцию постарайтесь выполнить без спешки. Советую линию разреза предварительно наметить шариковой ручкой.

С целью экономии места следует также удалить часть утепляющей подкладки, но так, чтобы ее край выступал за край кожи на 4-6 мм. Если же подкладку обрезать вровень с кожей, она не сможет «принять участие» в процессе удержания нитки, поскольку, являясь трикотажным материалом, быстро растреплется. Обрезав край подкладки, необходимо сразу же пропитать его клеем «Момент» и склеить с кожей верха (рис. 14).

После этого определите место на торце подошвы, где лучше проложить шов, и выберите способ защиты наружной нитки (подробно об этом уже было рассказано, см. «Наука и жизнь» №№ 4, 5, 1997 г.). Сделайте разметку линии шва, затем, если нужно, надрез или канавку. Разметьте центры отверстий. Длина шва должна быть на 30-40 мм больше длины отделенного от подошвы участка кожи верха, то есть в одну и в другую сторону необходимо отступить на 1-2 стежка (рис. 15).

Можно ли починить трещину на подошве ботинка?

Подробный рассказ о том, как самостоятельно ремонтировать обувь, печатался более чем в десяти номерах журнала в 1997 и 1998 годах. В этот раз предлагаем вашему вниманию метод, которым можно «победить» распространенную «болезнь» обуви — трещину в подошве.

Подошвы из микропористой резины часто трескаются. Наклеивание накладки хорошего результата в большинстве случаев не дает: ослабленная подошва продолжает промокать, а накладка быстро отрывается. Обувь с еще вполне приличным верхом приходится выбрасывать. Однако есть несложный способ ремонта такой обуви в домашних условиях.

Тщательно очистите трещину от грязи, зачистите внутренние поверхности наждачной шкуркой и обезжирьте бензином или ацетоном. Разделайте кромки трещины, то есть вокруг трещины срежьте края подошвы на ширину 5-7 мм. Глубина разделки должна быть около 1 мм. Вырежьте из старой велосипедной камеры полоску шириной, равной удвоенной глубине трещины +10-15 мм. Полоску зачистите, обезжирьте и промажьте резиновым клеем, клеем № 88Н или «Моментом». С одной стороны полоску намажьте по всей поверхности, а с другой — оставьте сухими края на ширину 5-7 мм. Согните подошву так, чтобы трещина раскрылась, смажьте ее внутреннюю поверхность клеем и, не закрывая трещину, дайте клею просохнуть 10-15 минут. После этого аккуратно вставьте в трещину сложенную пополам полоску, распрямите подошву, а оставшиеся снаружи края полоски плотно прижмите к подошве. Оставьте башмак под грузом на сутки. Опыт показывает, что после такого ремонта башмаки еще достаточно долго служат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *