Эквивалентный товар

Как заказчику определять параметры эквивалентности товара

При размещении муниципального заказа путем открытого аукциона в электронной форме на укладку тротуарной плитки в аукционной документации (в ведомости объемов работ) указаны конкретное название коллекции плитки и требование о соответствии плитки конкретному ГОСТу. Название коллекции не сопровождается словами «или эквивалент».
Является ли это нарушением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ? Как заказчику определять параметры эквивалентности товара?

Ответ на этот вопрос знают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Надежда Верхова и Аркадий Серков.

Документация об открытом аукционе в электронной форме (далее — Аукцион) должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.ч. 1-3.2, 4.1-6 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 41.6, ч. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме, в числе прочего, должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности при выполнении работ максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, значения которых не могут изменяться.
Таким образом, заказчик сам устанавливает требования к закупаемому товару, соответственно, он может предъявить и требования, предусмотренные ГОСТом, техническими условиями, техническим регламентом (см. решение УФАС по Тамбовской области от 29.03.2011 N 58-2-09/1010, решение УФАС по Новосибирской области от 02.09.2009 N 08-01-270, постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2011 N Ф07-1513/11, ФАС Центрального округа от 28.10.2010 N А08-766/2010-26). Неправомерным требование заказчика о соответствии закупаемого товара (работ, услуг) ГОСТу может быть признано только в том случае, если такой ГОСТ фактически не существует (решение комиссии УФАС по Челябинской области от 14.02.2011 N 54-ж/2011).
Согласно ч. 3 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об Аукционе может содержать указание на товарные знаки. Однако при указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент». Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 данной статьи. В связи с этим отметим, что «эквивалент» — латинское слово, которое означает «равнозначный», «равноценный». Отсюда следует, что эквивалентность товара определяется его равноценностью для удовлетворения потребностей заказчика товара, указанного в документации об Аукционе, соответствием указанными там же показателям. Можно сказать, что фактически в указании ч. 1 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ обороты «соответствие потребностям заказчика» и «эквивалентность» используются как синонимы: «для определения соответствия потребностям заказчика или (что то же самое) эквивалентности».
Иными словами, Закон N 94-ФЗ фактически запрещает заказчику по общему правилу размещать путем проведения Аукциона заказ на конкретный, обозначаемый конкретным товарным знаком товар. Заказчик может указать в документации об Аукционе лишь диапазон показателей или отклонения от приведенных твердых показателей. Конкретный товарный знак может быть указан только для обозначения примера товара, соответствующего показателям, указанным в документации об Аукционе, а значит, потребностям заказчика. Однако любой товар, характеристики которого лежат в определенном документацией об Аукционе диапазоне, признается эквивалентным, то есть равноценным тому, товарный знак которого указан в документации об Аукционе как пример.
Указание в документации об аукционе показателей, которым может соответствовать только один товар, товар, обозначаемый одним товарным знаком, может быть расценено как нарушение закона (смотрите, например, решение УФАС по Хабаровскому краю от 29.08.2011 N 164, постановление УФАС по Республике Татарстан от 27.07.2011 N А04-668/2011, решение Федеральной антимонопольной службы от 27.04.2012 N К-724/12; постановление Семнадцатого ААС от 30.08.2012 N 17АП-8066/12, тему 3 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, январь 2013), тема 1 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при размещении заказов на оказание услуг в сфере строительства (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2012)).
Исключения указаны в той же ч. 3 ст. 34 Закона N 94-ФЗ: случаи необходимости обеспечения совместимости приобретаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаи размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком (что, на наш взгляд, является частным случаем предыдущего).
Таким образом, в документации об Аукционе необходимо указать диапазон показателей или отклонения от приведенных твердых показателей и привести указание на товарный знак товара, соответствующего этим показателям, в качестве примера. При этом любой товар, характеристики которого определяются показателями, лежащими в указанном диапазоне, признается эквивалентным приведенному в качестве примера.
В любом случае требования к эквивалентности товара устанавливает именно заказчик исходя из своих потребностей (тема 3 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2011 г.)).
В рассматриваемой ситуации в документации об Аукционе указано название «коллекции». Такого термина в отношении товаров законодательство не содержит. На практике под «коллекцией» понимают ряд объединенных конструктивными и (или) дизайнерскими решениями товаров (видов, моделей товаров), обозначаемых определенным товарным знаком. То есть наименование коллекции, по сути, является следующей ступенью конкретизации определения товара, после указания товарного знака. Поэтому велика вероятность, что контролирующие органы сочтут указание названия коллекции тротуарной плитки без сопровождения словами «или эквивалент» неправомерным (смотрите, например, тему 2 Обзора административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2011), решение ФАС России от 11.01.2013 N К-30/13).

Источник: Объединенная редакция изданий Мэра и Правительства Москвы

>Что значит «или эквивалент» в описании объекта закупки

Что означает «или эквивалент»

В целях соблюдения принципа обеспечения конкуренции контрактной системы, Федеральный закон № 44 запрещает заказчикам указывать в тендерной документации такие требования к продукции, которые могут сократить число участников (п. 1 ч. 1 ст. 33). Одним из таких требований выступает товарный знак. Поэтому заказчики обязаны в описании закупаемой продукции указывать фразу «или эквивалент» (п. 1 ч. 1 ст. 33 № 44-ФЗ), то есть возможность использовать или поставить аналогичный по свойствам продукт других производителей.

В электронных аукционах торговые марки используют при приобретении продукции (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66) либо если заключают контракт на работы (услуги), для выполнения которых она используется (пп. «а» п. 3 ч. 3 ст. 66).

В этих случаях в документации всегда указывают страну происхождения товара, а также (при наличии):

  1. Товарный знак или его словесное обозначение.
  2. Знак обслуживания.
  3. Фирменное наименование.
  4. Патенты.
  5. Полезные модели.
  6. Промышленные образцы.

Участник аукциона может полностью согласиться с требованиями документации в первой части заявки или предложить аналогичную продукцию. Здесь важно, чтобы ее конкретные показатели не выходили за рамки эквивалентных характеристик, которые указаны в техническом задании.

В документации указаны сведения о производителе товара без уточнения «или эквивалент»

Высший суд: Указание в документации о закупке сведений о товарном знаке без уточнения возможности поставить эквивалент неправомерно, если у товара отсутствует специфика.

Применимые нормы: п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

Верховный Суд РФ

Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018)

«…Объект проведенной закупки имеет свои технические характеристики… Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.

…Указание… товарного знака может быть признано допустимым… когда закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду заказчика. Такие затраты, например, могут быть связаны с необходимостью переобучения персонала, увеличения затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей и др.».

Арбитражные суды: Две позиции (обе отличаются от позиции высшего суда).

Позиция судов 1. Указание в документации о закупке сведений о производителе товара и (или) товарном знаке, торговой марке без уточнения возможности поставить эквивалент правомерно.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.02.2015 N Ф03-6041/2014 по делу N А51-9605/2014

«…Установление заказчиком специального требования к предмету закупки не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку не препятствует участию в закупке всех потенциальных поставщиков масла моторного…

…Потребность заказчика в масле моторном конкретного производителя обоснована наличием автомобилей марки… в связи с чем указанное масло является лучшим для заказчика.

<…> …Заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар, обосновав необходимость именно в этом товаре. Указание в документации о закупке производителя товара без сопровождения словами «или эквивалент» не ограничивает количество участников заказа, поскольку… товар может быть поставлен несколькими поставщиками. Иных доказательств в материалах дела не имеется».

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2015 N Ф04-16003/2015 по делу N А45-10724/2014

«…Требования пункта 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ… соблюдены, в том числе определен предмет договора, установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара.

…Указание конкретных марок товара и… производителя… обусловлено потребностями заказчика, спецификой его деятельности… и не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона N 135-ФЗ».

«…Документация… должна содержать показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара… потребностям .

<…> …Установление требований к качеству, техническим характеристикам товара, соответствующим потребностям заказчика, не может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

<…> …Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции».

Позиция судов 2. Указание в документации о закупке сведений о производителе товара и (или) товарном знаке, торговой марке без уточнения возможности поставить эквивалент правомерно, если предмет закупки является уникальным.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 по делу N А43-11640/2015

«…Антимонопольный орган и суд… на основании свидетельства изготовителя продукции… установили, что ООО… является единственным на территории Российской Федерации производителем… пленки Р5.

Согласно письму ФГУП… о взаимозаменяемости… для пленок… Р5 возможна как ручная, так и автоматическая фотообработка, для пленки РТ-К — только ручная.

Данное отличие явилось принципиальным… поскольку товар… с учетом целей данной закупки не имел… аналогов и ни один другой хозяйствующий субъект, кроме ООО… в данном случае не мог поставить искомый уникальный товар, какими бы ни были условия закупки, определенные заказчиком в документации о закупке.

…Суд пришел к правильному выводу о соответствии требованиям… действующего законодательства действий… выразившихся в организации закупки… в соответствии с извещением… в котором не указано на возможность поставки эквивалентного товара…»

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу N А43-24206/2014

Госорганы: три позиции (все отличаются от позиции высшего суда).

Позиция госорганов 1. Указание в документации о закупке сведений о производителе товара и (или) товарном знаке, торговой марке без уточнения возможности поставить эквивалент правомерно.

ФАС России, управления ФАС России

Решение ФАС России от 06.04.2016 N 223ФЗ-138/16

«В… Документации Заказчиком установлены требования о поставке товара производства ЗАО…

…Выбор оборудования конкретного производителя обусловлен необходимостью его совместимости с ранее установленным оборудованием.

…У Заказчика имеются договорные обязательства на поставку оборудования данных производителей, что не позволяет поставку эквивалентного оборудования.

…Заявителем… не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что иное оборудование совместимо с ранее установленным у Заказчика».

Позиция госорганов 2. Указание в документации о закупке сведений о производителе товара и (или) товарном знаке, торговой марке без уточнения возможности поставить эквивалент правомерно, если это предусмотрено положением о закупке.

Минэкономразвития России

Письмо Минэкономразвития России от 23.03.2017 N Д28и-1243

«Положения Закона N 223-ФЗ не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования… которыми должны руководствоваться заказчики.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом N 223-ФЗ положения о закупке. <…>

…Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

…Заказчик вправе самостоятельно определять, какие сведения о закупаемом товаре (в том числе исключение возможности поставки товара-эквивалента) в зависимости от видов осуществляемой деятельности должны быть указаны в положении о закупке с учетом положений части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ».

Управления ФАС России

Решение Татарстанского УФАС России от 14.04.2016 по жалобе N Т04-122/2016

«…Положением о закупках заказчика не установлен запрет на закупку конкретного оборудования и не установлен запрет на невозможность поставки эквивалентного оборудования. …Закон о закупках не содержит каких-либо ограничений в части указания в документации о закупке как конкретного вида товара, так и его изготовителя.

Следовательно, указание в документации… конкретных технических требований без сопровождения словами «или эквивалент» не ограничивает количество участников запроса предложений…

Согласно пояснениям… заказчика… ПАО… объявило закупку без предложения аналогов исходя из… критериев… совместимости с ранее закупленной… продукцией… <…> …Имеется… положительный опыт использования оборудования …»

Позиция госорганов 3. Указание в документации о закупке сведений о производителе товара и (или) товарном знаке, торговой марке без уточнения возможности поставить эквивалент правомерно, если это не приводит к ограничению конкуренции.

ФАС России, управления ФАС России

Письмо ФАС России от 31.03.2014 N АЦ/11870/14

«…При проведении закупки заказчики должны указывать в документации о закупке сведения (в том числе наименование желаемого к поставке товара, работы, услуги, сведения о модели, марке, товарном знаке, технических характеристиках и иные сведения о товарах, работах, услугах, являющихся предметом закупки), определенные положением о закупке, с учетом требований антимонопольного законодательства.

…Установление… требований в том числе конкретной торговой марки закупаемых товаров без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов является правом заказчика при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства».

Что такое параметры эквивалентности и как их прописывать

Что такое параметры эквивалентности и как их прописывать?

Эквивалент (от ср.-век. лат. aequivalens (aequivalentis) — равноценный) — предмет (или количество), равнозначащий или соответствующий в каком-либо отношении другому, который может заменить его или служить его выражением.

В соответствии с ч. 2 ст. 22, п. 1 ч. 4 ст. 41.6, п. 4 ст. 43 Закона заказчик в документации о торгах или в извещении о проведении за­проса котировок указывает в том числе требования к техническим характеристикам товара, работ, услуг.

Согласно ч. 3 ст. 22, ч. 1 ст. 41.6, ч. 2 ст. 45 Закон документация о торгах или извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки, которые должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

При этом эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 34, п.4 ст. 43 Закона соответственно.

Вместе с тем должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

В соответствии с ними участник делает предложение по поставке эквивалентного товара, а заказчик определяет соответствие предлагаемого товара своим потребностям.

Таким образом, помимо указания на товарные знаки, которые должны сопровождаться словами «или эквивалент», заказчик обязан установить в документации о торгах или в извещении о проведении запроса котировок параметры эквивалентности, в соответствии с которыми участник делает предложение по поставке эквивалентного товара, а заказчик определяет соответствия предлагаемого товара своим потребностям. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 22, ч. 3.1 ст. 34, ч. 2 ст. 45 Закона и ч. 1 ст. 17 Федерального закона -ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов или запроса котировок запрещаются действия, которые при­водят или могут привести к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие, к ограничению или устранению конкуренции.

ЭКВИВАЛЕНТ

Смотреть что такое «ЭКВИВАЛЕНТ» в других словарях:

  • ЭКВИВАЛЕНТ — (ново лат., от aeque равно, и valere стоить). 1) в химии: число, обозначающее количество какого нибудь вещества, которое может заменить собою другое вещество в известном химическом соединении, причем характер и свойства последнего останутся те же … Словарь иностранных слов русского языка

  • Эквивалент — (от позднелат. equivalent «равнозначный», «равноценный»): Электрохимический эквивалент. Эквивалент вещества. Эквивалент сети. Эквивалент антенны. Механический эквивалент тепла. Тротиловый эквивалент … Википедия

  • эквивалент — а, м. équivalent m. &LT;лат. equivalens. Нечто равноценное другому, заменящее его. Ож. 1986. Его величество повелит разорить все фортификации Дюнкеирхена немедленно после мира за эквивалент, или равное награждение, к удовольству его. 1712. АК 5… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЭКВИВАЛЕНТ — (1) химический масса хим. элемента, которая присоединяет или замещает массу водорода, равную его атомной массе (1,0079) (или массу кислорода, равную половине его атомной массы). Так, хим. Э. хлора в НСl равен атомной массе хлора (35,45).… … Большая политехническая энциклопедия

  • эквивалент — сущ., кол во синонимов: 2 • гамма эквивалент (1) • колорэквивалент (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • ЭКВИВАЛЕНТ — (от позднелатинского aequivalens равнозначный, равноценный), предмет или определенная мера чего либо, равноценные, равнозначные или соответствующие в каком либо отношении другим и могущие служить им выражением или заменой … Современная энциклопедия

  • ЭКВИВАЛЕНТ — (от позднелат. aequivalens равнозначный равноценный), предмет или количество, равноценные, равнозначные или соответствующие в каком либо отношении другим и могущие служить им выражением или заменой … Большой Энциклопедический словарь

  • ЭКВИВАЛЕНТ — (от лат. aequus равный и valens, valentis имеющий значение, силу) равнозначащий, равносильный продукт. Эквивалентность особенно важна при сравнении товаров и их обмене друг на друга. С этой целью применяются товарные эквиваленты, то есть товары,… … Экономический словарь

  • ЭКВИВАЛЕНТ — ЭКВИВАЛЕНТ, а, м. (книжн.). Нечто равноценное другому, вполне заменяющее его. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ЭКВИВАЛЕНТ — (от лат. aequus равный и valeus – действенный) предмет или количество, равноценные, равнозначные или соответствующие в каком либо отношении другим и могущие служить им выражением или заменой; эквивалентный – равнозначный; эквивалентность –… … Философская энциклопедия

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки, в случае если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

По мнению Департамента, обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», в случае если документация о закупке товаров, работ, услуг содержит указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы или наименование производителя.

Следовательно, указание в описании объекта закупки товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя с указанием слов «или эквивалент» при подготовке документации об аукционе на выполнение ремонтных работ с использованием товара (строительных и отделочных материалов) правомерно.

2. В соответствии с частью 2 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 части 1 данной статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона N 44-ФЗ). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9 и 34 части 1 данной статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

Согласно пункту 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация, в том числе наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации.

Согласно части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

Таким образом, требования, предусмотренные статьей 31 Закона N 44-ФЗ, распространяются также и на участников, осуществляющих закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Частью 3 статьи 37 Закона N 44-ФЗ установлено, что к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Таким образом, в случае, указанном в обращении, участнику закупки для подтверждения своей добросовестности достаточно будет внести полуторакратное обеспечение исполнения контракта либо предоставить информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки и однократное обеспечение исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Законом N 44-ФЗ не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта.

Таким образом, в проекте контракта должен быть предусмотрен размер обеспечения исполнения контракта, в том числе при предоставлении информации о добросовестности участника закупки.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *