Дети с ОВЗ

Образцы и примеры характеристик детей с ОВЗ

ОБРАЗЕЦ №1

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ВЫДАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Общие сведения:

— фамилия, имя, отчество ребенка;

— дата рождения ребенка;

— адрес регистрации по месту жительства (населенный пункт, улица, дом, квартира, пр.);

— адрес фактического проживания;

— сведения о родителях (законных представителях);

— с кем проживает ребенок;

— контактная информация семьи.

История обучения ребенка до обращения на ПМПК:

— обучался ли где-либо до поступления в эту образовательную организацию;

— оставался ли на второй год, в каких классах (для детей школьного возраста);

— причины перевода из другой образовательной организации (в случаях, — если ребенок поступил на обучение из другой образовательной организации).

Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной организации:

— класс/группа;

— программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная;

— форма обучения (указывается, если ребенок обучается на дому, дистанционно и др.);

— возраст поступления в образовательную организацию, степень подготовленности; сколько времени находится ребенок в данной образовательной организации;

— особенности адаптации ребенка к данной образовательной организации;

— отношение к учебной (в ДОО — к детской продуктивной, игровой, познавательной) деятельности, — отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на нее, — сформированность учебных (для дошкольника — коммуникативных, навыков самообслуживания, игровых и др.) навыков;

— как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы (для дошкольника — принимает ли участие в организуемых занятиях, в т.ч. дополнительных; в чем особенности его участия, как ведет себя во время занятий: проявляет заинтересованность, стремление выполнить задания; в игровой деятельности — наличие стремления включиться в игру, использование предметов-заместителей; характер действий с игрушками: стереотипные манипуляции, хаотическая смена игрушек или осмысленные и целенаправленные действия, принятие на себя роли, возможность игры с правилами, предлагает сам игру и стремится быть понятым сверстниками и т.п.), — характер ошибок (отдельно по математике, письму, чтению и другим предметам);

— развитие моторики (общая моторная неловкость, двигательная расторможенность, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую деятельность затрудняют) и речи (речью не пользуется, речь малопонятна, пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на занятиях, формулировать свои мысли);

— для младших школьников информация о том, с какой степенью готовности ребенок пришел в школу (абсолютно не готов, слабо подготовлен, подготовлен удовлетворительно) и какую динамику дал в процессе обучения (почти никакой, очень слабую, недостаточную, достаточную).

Ниже предлагаются образцы формулировок, которые могут использоваться школьными педагогами при составлении психолого-педагогической характеристики младшего школьника. Соответствие объема школьных знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:

Математика. Указать, пришел в школу, зная порядковый счет в пределах…, умея пересчитывать предметы (в пределах…), зная цифры. Как быстро их усвоил. Мог ли сравнить количества (больше, меньше, столько же). Легко ли научился обозначать количество цифрой? Легко ли научился понимать математические знаки (+, -, =,,

Научился ли ориентироваться в пространстве? Понимает ли смысл арифметических действий (сложения, вычитания, умножения, деления). Понимает ли смысл арифметических задач? Может ли записать их решение?

Чтение. Указать, пришел в школу, зная буквы, умея сливать их в слоги, умея читать. Чему научился? Какие ошибки в чтении (выбрать нужное): не может запомнить буквы, путает сходные по написанию буквы, не может сливать в слоги, ошибается при прочтении слогов со стечением согласных, не может читать слова (или читает их побуквенно, не понимая смысла). Читает, но допускает следующие ошибки: пропуски, замены, искажения, дополнения слов или частей слов; медленный темп чтения, попытки начинать чтение заново, длительные запинки, потеря места в тексте, неточное чтение фраз, перестановка слов в предложении или букв в словах, Читает достаточно бегло, но отмечается неспособность пересказать содержание прочитанного, сделать выводы из прочитанного.

Письмо. Пишет правой или левой рукой. Указать, пришел в школу, умея писать печатными буквами (только свое имя, отдельные слова с большим количеством ошибок, количество ошибок зависело от сложности слова). При усвоении письма наблюдались трудности (выбрать нужное): в написании элементов букв, в написании букв, при необходимости перевода печатной буквы в письменную, смешение букв, сходных по начертанию. Нарушено списывание. Нарушено преимущественно самостоятельное письмо.

Другие предметы (обязательно указать, справляется ли ребенок с заданиями на уроках рисования, труда; охарактеризовать уровень моторного развития на уроках физкультуры). В чем вероятная причина недостатков в обучении: — нет понимания материала, — понимание есть, но резко нарушено внимание, — понимание есть только при индивидуальной работе, в классе самостоятельно работать не может, — понимание есть, но мотивация к обучению отсутствует.

Характеристика обучаемости: Должно быть указание на то, какие виды помощи использует учитель: объяснение после уроков, подсказку на уроках, прямой показ того, как надо делать. Насколько эффективна помощь: недостаточная (эффективность помощи неравномерна, в некоторых видах деятельности или заданиях помощь не дает результата), низкая (помощь малоэффективна, ребенок быстро все забывает).

Конкретизировать информацию о соблюдении учебной дисциплины можно с помощью выбора подходящих из следующих формулировок: Нарушений учебной дисциплины практически нет. Нарушений учебной дисциплины нет, но ребенок не включается в учебное взаимодействие. Нарушает учебную дисциплину преимущественно из-за непонимания учебных норм (например, может встать, ходить по классу и т.п.). Не может правильно вести себя весь урок, мешает другим детям ненамеренно, поскольку очень активен. Специально мешает другим детям.

Для учеников подросткового возраста в характеристике указывается, с какого года обучения (класса) проблемы стали очевидными, в чем они заключались (недостаточное понимание материала по большинству (всем) предметам, по отдельным предметам — указать каким, недостатки усвоения учебного материала предположительно связывались с плохим посещением занятий).

Рекомендуется приводить сведения о формальной успеваемости по основным предметам, обратить особое внимание на описание частоты и характера конфликтов с соучениками, педагогами, поведения в конфликте, проявлений переживаний по поводу конфликтов.

Перечислить основные проступки, вызывавшие тревогу у педагогов. Указать, с обучающимися какого возраста предпочитает общаться (младшими, старшими, своего возраста). Охарактеризовать интересы, увлечения.

Для ребенка любого возраста в характеристику включаются сведения о его работоспособности (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству и т.п.) и особых трудностях (дисфункциях), наблюдаемых в учебном процессе (отвлекаемость, утомляемость, невозможность сосредоточиться, недостаток ориентировки на листе бумаги, неразличение правой и левой сторон и т.п.);

В завершение характеристики оценивается:

— уровень общего развития (степень отставания от большинства детей в классе/группе),

— общая осведомленность ребенка о себе (оценивается в соотнесении с календарным возрастом);

— взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен.

Отметить, как относятся к нему другие дети; — какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и пр.); — особенности семейного воспитания (строгое, попустительское, непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания), — отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное или неадекватное отношение, пр.).

В Характеристике отражаются возможности ребенка, на которые можно опираться в педагогической работе, а также обобщенные выводы педагога и его пожелания по организации дальнейшего обучения ребенка.

Следует указать цель составления документа, дату его оформления, характеристика заверяется подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица).

Оригинал Характеристики предоставляется родителями (законными представителями ребенка) на Комиссию и хранится в Карте ребенка

ХАРАКТЕРИСТИКА

ФИО ребенка,

_____________года рождения

ученика 1 класса,

находящегося

на индивидуальном обучении

по программе для детей с ОВЗ

(с умеренной умственной отсталостью)

ФИ проживает по адресу: п. Семейкино, ул._____, дом____. Обучается преподавателем ГОУ ЛНР «Семейкинская средняя общеобразовательная школа – Д/С № 31» с 01.09.2015 года на дому по 2 дня в неделю (5 учебных часов). ФИ программу 1 класса усваивает тяжело (небольшая учебная недельная нагрузка). Познавательные процессы сформированы на низком уровне. Мышление заторможено, память механическая кратковременная, отвлекается на посторонние предметы и звуки, быстро утомляется. Определяется низкий уровень развития способностей вербального и интуитивно-практического мышления. Преобладает наглядно-действенный вид мышления, выявлена несформированность мыслительных операций, объем памяти значительно снижен. _________различает буквы, цифры и геометрические предметы, цвета. Писать без посторонней помощи он не может.

Имеют место нарушения общей и мелкой моторики. Наблюдается выраженная двигательная неловкость, неуклюжая манера держаться. Уровень социально-бытовых знаний и представлений об окружающем мире низкий. Словарный запас беден. Речевой контакт затруднён.

Ребенок любит заниматься игровой деятельностью. Требует повышенного внимания, доброжелательного отношения.

В любом виде деятельности необходима постоянная психологическая поддержка, частый отдых. Учителю приходится корректировать программу, применять массу методов и приемов индивидуального обучения.

Родители ________ с большой заботой и вниманием относятся к обучению сына, гордятся его маленькими достижениями. В семье всегда царит взаимопонимание и взаимоуважение.

__________ в условиях класса обучаться не может. Необходимо продолжить индивидуальное обучение с большим количеством часов недельной учебной нагрузки.

Директор школы: ________________

Учитель: _________________

ХАРАКТЕРИСТИКА

ФИО ребенка,

_____________ года рождения

_____________ проживает по адресу: пгт. Семейкино, ул.__________. Обучалась индивидуально в Семейкинской ОШ в __________ учебном году. Девочка страдает на эпилепсию, имеет очень слабое физическое и умственное развитие. Познавательные процессы не сформированы. Мышление, память практически отсутсвуют. Определяется крайне низкий уровень развития способностей вербального и интуитивно-практического мышления. Преобладает наглядно-действенный вид мышления, выявлена несформированность мыслительных операций, объем памяти значительно снижен. Девочка не различает буквы, цифры и геометрические предметы, цвета. Писать она не может.

Имеют место нарушения общей и мелкой моторики. Наблюдается выраженная двигательная неловкость, крайне неуклюжая манера держаться. Уровень социально-бытовых знаний и представлений об окружающем миреотсутсвует. Словарный запас отсутствует. Речевой контакт затруднён.

Ребенок не любит заниматься игровой деятельностью. Требует повышенного внимания, доброжелательного отношения.

В быту __________ полностью не самостоятельна, не может обходится без помощи взрослых, особенно после приступов эпилепсии. Постоянно требует еды. Может непроизвольно справлять нужду.

Директор школы: ____________________

ХАРАКТЕРИСТИКА

ФИО ребенка

____________ года рождения

ученицы 6 класса,

находящегося

на индивидуальном обучении

по программе для детей с ОВЗ

(программа для слепых и слабовидящих детей)

_________ проживает по адресу: п. Семейкино, ул. _____________. Обучается преподавателями ГОУ ЛНР «Семейкинская средняя общеобразовательная школа – Д/С № 31» с 01.09.2015 года на дому по программе для слепых и слабовидящих детей, 6 класс 2 дня в неделю (10 учебных часов). В 6 класс поступила подготовленной. За время обучения показала себя добросовестной, ответственной ученицей. Не достаточно грамотно излагает свои мысли, владеет хорошим запасом слов. Читать не может, изучает таблицу Брайля с помощью родителей. Пересказывает изложенное, отвечает на вопросы, учит стихи. Память у _________ хорошая. Темп речи нормальный. Наблюдается бессвязность в речи, но она способна к диалогу. Речевой контакт адекватный. Понимание обращённой речи ограничено и требует от педагога упрощённой инструкции, конкретных вопросов. Навыки словоизменения и словообразования развиты. Связная речь находится на хоршем уровне развития.

__________ проявляет слабый интерес к учёбе. Школьная мотивация отсутствует. Девочка постоянно нуждается в стимулировании.

Культурно-гигиенические навыки развиты. Навыки самообслуживания в стадии формирования. Эмоционально-волевая сфера нарушена, бывает неуправляемой, наблюдается эмоциональная лабильность (начинает нервничать). Может самостоятельно выполнять элементарные задания. Любые минимальные помехи выбивают её из учебного настроя. У _______ нет внутренних глубоких эмоциональных контактов с окружающими детьми и взрослыми. Ни с кем из детей не дружит, привязанности ни к кому нет. Любит находиться одна.

Родители _________ с большой заботой и вниманием относятся к обучению дочери, гордятся ее учебными достижениями. В семье всегда царит взаимопонимание и взаимоуважение.

__________ в условиях класса обучаться не может. Необходимо продолжить индивидуальное обучение с большим количеством часов недельной учебной нагрузки.

Директор школы: __________

Учитель: ____________

ОБРАЗЕЦ №2

ФИ очень тяжело сосредоточиться на уроке, внимание крайне неустойчивое, легко отвлекаемое, концентрация внимания низкая, объём внимания значительно снижен. Отмечается нарушение пространственного и конструктивного праксиса: очень плохо ориентируется в схеме собственного тела, не сформирована ориентировка в схеме противоположного тела, очень плохо ориентируется в пространстве и на листе бумаги. Пространственно-временные представления не сформированы. Имеют место нарушения общей и мелкой моторики. Графомоторные навыки сформированы плохо. Наблюдается выраженная двигательная неловкость, неуклюжая манера держаться, медлительность. Стереотипии в поведении в виде раскачивания, однообразных поворотов головой, подпрыгивания, ходьбы на цыпочках, сосание пальца. Уровень социально-бытовых знаний и представлений об окружающем мире определяется, как крайне низкий.

Словарный запас беден. Экспрессивная речь представлена на крайне низком уровне развития. Грубое недоразвитие фонетико-фонематических процессов. Темп речи ослабленный, аритмия. Наблюдается бессвязность в речи, неспособность к диалогу. Голос тихий. Речь монотонная, вялая, невыразительная. Речевой контакт затруднён. Понимание обращённой речи ограничено и требует от педагога упрощённой инструкции, конкретных вопросов и многократного повторения. Навыки словоизменения и словообразования не развиты. В устной и письменной речи наблюдаются грубые и стойкие аграмматизмы. Связная речь находится на очень низком уровне развития.

ФИ проявляет слабый интерес к учёбе. Школьная мотивация отсутствует. На уроках занимается посторонними делами. Часто встаёт со своего места, ползает под партами, может ударить без причины, часто щипается и кусается. На замечания девочка не реагирует.

Игровая деятельность сформирована недостаточно. Самостоятельно играть не может. Быстро теряет интерес к игре.

Культурно-гигиенические навыки не развиты. Навыки самообслуживания в стадии формирования.

Эмоционально-волевая сфера нарушена, часто бывает неуправляемой, наблюдается эмоциональная лабильность (начинает плакать, затем громко смеяться, громко разговаривает с воображаемыми людьми). Не может самостоятельно выполнять самые элементарные задания. Любые минимальные помехи выбивают её из учебного настроя. У ФИ нет внутренних глубоких эмоциональных контактов с окружающими детьми и взрослыми. Ни с кем из детей не дружит, привязанности ни к кому нет. Любит находиться одна .

Затруднения, возникающие при усвоении учебного материала, связаны с очень низким уровнем развития когнитивных функций. ФИ постоянно нуждается в стимулировании.

Не усвоены знания, умения и навыки по следующим предметам:

Не усвоено: величина, масса, размеры, слова их обозначающие положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга части суток, порядок их следования дни: вчера, сегодня, завтра состав чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых.

Не научилась: сравнивать предметы по величине, размеру, массе на глаз, наложением, приложением оценивать и сравнивать количество предметов в совокупности на глаз, путём установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишнее, недостающее увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности определять положение предметов в пространстве относительно себя устанавливать и называть порядок следования предметов классифицировать геометрические фигуры определять форму знакомых предметов узнавать количество из двух-трёх предметов без пересчитывания, производить действия сложения и вычитания чисел в пределах 5 решать элементарные задачи на нахождение суммы и остатка, выполняя самостоятельно практические действия.

Чтение и письмо:

Не усвоено: название некоторых предметов своего ближайшего окружения названия времён года, месяцев, дней недели названия многих предметов, явлений, действий, признаков предметов по многим лексическим темам. Имеют место дисграфия. дислексия.

Не научилась: писать под диктовку составлять простые предложения по несложной ситуативной картинке правильно произносить сонорные, свистящие звуки и аффрикаты выделять первый и последний звук в слове, слышать заданный звук пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть простейшим орнаментальным рисованием в тетради, самостоятельно соблюдать строчки, интервал между графическими изображениями в строке, соотносить печатные буквы с письменными. Слогослияние затруднено.

ФИ в условиях класса обучаться не может. Необходимо продолжить индивидуальное надомное обучение.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Гетьман Богдана Геннадьевича,

ученика 9 класса, находящегося

на индивидуальном обучении

по программе общеобразовательной школы

Гетьман Богдан проживает по адресу: п. Семейкино, ул. Карла Маркса д.6. Обучается преподавателями ГОУ ЛНР «Семейкинская средняя общеобразовательная школа – Д/С № 31» с 01.09.2015 года на дому. Обучается индивидуально по программе общеобразовательной школы (12 учебных часов в неделю, 3 дня занятий на дому). За время обучения показал себя добросовестным, ответственным учеником. Не достаточно грамотно излагает свои мысли, владеет хорошим запасом слов. Читать умеет, пишет как под диктовку так и самостоятельно переписывает тексты с учебника. Пересказывает прочитанное, отвечает на вопросы, учит стихи. Память у Богдана кратковременная. Темп речи нормальный. Наблюдается бессвязность в речи, но он способен к диалогу. Речевой контакт адекватный. Понимание обращённой речи ограничено и требует от педагога упрощённой инструкции, конкретных вопросов. Навыки словоизменения и словообразования развиты. Связная речь находится на достаточном уровне развития.

Богдан проявляет интерес к учёбе. Школьная мотивация отсутствует. Учащийся постоянно нуждается в стимулировании.

Культурно-гигиенические навыки развиты. Навыки самообслуживания развиты. Может самостоятельно выполнять простые задания. У Богдана наблюдаются эмоциональные контакты с близкими.

Родители Богдана с большой заботой и вниманием относятся к обучению сына, гордятся ее учебными достижениями. В семье всегда царит взаимопонимание и взаимоуважение.

Гетьман Богдан в условиях класса обучаться не может. Необходимо продолжить индивидуальное обучение.

Директор школы: Е. М. Осипенко

Учитель: Р.Г. Чижов

Что такое ограниченные возможности здоровья

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как «ограниченные возможности здоровья». К данной группе относятся инвалиды в возрасте от 0 до 18 лет, которые нуждаются в специальных условиях воспитания. Сюда же причисляют подростков, имеющих постоянные или временные отклонения в психофизическом развитии. Состояние здоровья малышей препятствует применению стандартных методов обучения, для развития инвалидов необходимо использовать только специальные программы. Правильный подход к воспитанию способен помочь улучшить состояние человека с ОВЗ.

Большинство рядовых граждан воспринимают термин «детская инвалидность» несколько иначе, чем то, как эта проблема описана в законодательстве. Согласно правовым документам, для малышей установлена специальная классификация, которая разделяет их по категориям относительно имеющихся недугов. Нормативно закреплены виды болезней и степени потери жизнеобеспечения среди детей-инвалидов разного возраста. Даже при внешнем отсутствии признаков отклонений, малыш по закону может относиться к группе ОВЗ из-за критического состояния здоровья.

Шкала ограниченных возможностей

В 19 веке Всемирной организацией здравоохранения была принята трехзвенная шкала ограниченных возможностей человека. ​Первая ступень называется «недуг», к ней относятся люди с утратой или аномалией одной из основных функций (анатомической, физической, психологической и т.д). Вторая ступень – «ограниченные возможности», в эту группу входят пациенты с дефектами, которые не позволяют им исполнять нормальную для обычного человека деятельность.

К третьей ступени применим термин «инвалидность» или «недееспособность». Сюда попадают люди с ограниченными возможностями, неспособные выполнять характерную им социальную, возрастную или половую роль. В нормативно-правовой документации Российской Федерации людей с ОВЗ причисляют к инвалидам только на определенных основаниях, которые описаны в законодательстве.

Любая тяжелая травма может послужить причиной попадания человека в категорию людей с ограниченными возможностями здоровья. Данное утверждение справедливо, если вышеупомянутый недуг привел к снижению уровня трудоспособности или появлению необходимости жизнеобеспечения. Эта группа пациентов не только нуждается в помощи, государство должно предоставлять им возможность для социальной реабилитации.

Кто такие дети с ОВЗ

Отличить здорового человека от инвалида можно с помощью характерных признаков. Некоторые из них незаметны на первый взгляд, но дети с ограниченными возможностями здоровья страдают от врожденных или приобретенных дефектов в развитии. В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделяют ряд признаков, которые разделяют пациентов с ОВЗ на 4 вида. Таким людям необходим особый подход в воспитании, обеспечивающий индивидуальные условия для каждого малыша. Основные виды отклонений, известные современной науке:

  • нарушение психических процессов;
  • изменение статодинамической функции;
  • нарушение сенсорных функций;
  • патологии дыхания, обмена веществ, пищеварения и т.д.

При нарушении психических процессов у человека наблюдаются дефекты в речи, мышлении или восприятии мира. Очень часто дети с ОВЗ подвержены эмоциональным скачкам, страдают от проблем с памятью или вниманием. Ко второй категории относятся пациенты с нарушениями работы сенсорных функций, характерным проявлением недуга считается неспособность концентрироваться на определенной задаче. Детская нервная система ­не справляется с большими объемами поступающей информации, что приводит к появлению таких внешних реакций, как невнимательность.

Третий вид нарушений касается больных­ с патологиями внутренней секреции, кроветворения, обмена веществ, кровообращения. Дитя может страдать от проблем с пищеварительным, выделительным или дыхательным аппаратом, что проявляется через конкретные характерные симптомы. Последняя группа пациентов с выраженными изменениями статодинамических функций обладает дефектами, связанными с координацией движения, состоянием туловища и конечностей. Большая часть инвалидов относится к первой, второй или четвертой категории, различают детей по выраженности отклонений.

Категории детей с ОВЗ — педагогическая классификация

Врачи выделяют два типа пациентов, нуждающихся в системе специального образования. Государственные медицинские учреждения предоставляют регулярную помощь для детей-инвалидов, которая включает комплексные оздоровительные процедуры. Профессиональное лечение приводит к положительному изменению состояния здоровья малышей, но только при условии правильной диагностики специалиста. Для облегчения распределения пациентов была разработана педагогическая классификация инвалидов, состоящая из двух пунктов:

  • люди с нарушениями в развитии;
  • люди с отклонениями в развитии.

Детки из первой категории страдают от органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), у них наблюдаются нарушения в работе слухового, двигательного, речевого или зрительного анализаторов. Из-за вышеперечисленных проблем со здоровьем, дитя отстает в физическом или психическом развитии. Дети с отклонениями в развитии страдают от тех же самых недугов, но данные патологии ограничивают их возможности в меньшей степени. Помимо педагогической классификации, выделяют 8 групп ОВЗ:

  • отсталость в умственном (интеллектуальном) развитии;
  • нарушения слуха (слабослышащие, глухие);
  • задержка психического развития (ЗПР);
  • проблемы со зрением (слабовидящие, слепые);
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • речевые отклонения;
  • расстройства общения и поведения;
  • множественные проблемы со здоровьем (сочетание нескольких патологий одновременно).

От умения врачей и знания ими специфики работы зависит будущее миллионов инвалидов по всей стране. Очень часто из-за неправильного диагноза психолога, логопеда или педагога маленький пациент теряет единственный шанс на социальную адаптацию. Профессиональные навыки воспитателей должны быть направлены не только на удовлетворение базовых потребностей, но и на укрепление мотивации учеников с помощью специальных технологий. Каждый ребенок с ОВЗ, будь то аутизм, глухота или детский церебральный паралич (ДЦП), обязан развиваться по мере своих возможностей.

Степени нарушения здоровья

Перед составлением плана обучения детей-инвалидов распределяют по группам согласно степени нарушения здоровья. Такой подход помогает объединить малышей с похожими отклонениями и предоставить им максимально комфортные возможности для адаптации. Согласно международной классификации выделяют 4 степени развития патологий, относительно которых пациенту присваивается определенный статус:

  1. Легкие и умеренные нарушения функций.
  2. Выраженные отклонения.
  3. Высокая выраженность патологий.
  4. Резко выраженные нарушения.

Люди с ОВЗ первой степени обладают патологиями, которые часто являются показанием для признания инвалидности. Тем не менее, не все малыши из этой категории становятся инвалидами, поскольку при правильном обучении и адекватной нагрузке они способны восстановить отстающие в развитии системы организма. Ко второму виду относятся взрослые пациенты с третьей группой инвалидности и дети с выраженными отклонениями. Патологии ограничивают возможности социальной адаптации этих людей, поэтому они нуждаются в особых условиях для жизни.

Третья степень ОВЗ соответствует второй группе инвалидности у взрослого человека. Детки из данной категории сильно ограничены в процессах жизнедеятельности из-за высокой выраженности нарушений здоровья. К четвертой степени относят пациентов с резко проявленными патологиями функций органов. По причине вышеуказанных отклонений, люди вынуждены жить в условиях социальной дезадаптации. Реабилитационные и лечебные мероприятия на данном этапе редко проходят успешно, поскольку большинство поражений имеют необратимый характер.

Обучение детей с ОВЗ

Формирование доступной образовательной среды ­требует соблюдения правил, поскольку ученики с ОВЗ – это особая группа учащихся. Обучение должно происходить в специально обустроенных помещениях, которые будут гарантировать безопасность. Дитя с ограниченными возможностями может получить полноценное образование только в школах, где применяются адаптированные курсы и коррекционные схемы. Существует возможность направления детей-инвалидов в обычные общеобразовательные учреждения, где они смогут учиться на равных со сверстниками.

Инклюзивное образование считается редкостью в России, но иногда можно встретить школы, которые принимают учеников с различными отклонениями здоровья. Программа данных учреждений основана на обеспечении инвалидов всеми необходимыми приспособлениями для преодоления психофизических барьеров во время обучения. Педагоги мотивируют малышей к проявлению активности на уроках, совместная работа психологов и родителей способствует достижению хороших результатов. Высокое качество инклюзивного образования зависит от взаимодействия инфраструктур школы.

Принципы обучения

Учебный процесс для детей­ с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений. Например, во время работы с малышами, у которых присутствуют нарушения в работе органа зрения, учителя применяют развивающие компьютерные игры. Использование специальных технологий помогает в игровой форме улучшить состояние зрительного анализатора. Основными принципами обучения являются:

  • мотивирование к учебному процессу;
  • психологическая безопасность;
  • единство совместной деятельности;
  • помощь в приспособлении к окружающим условиям.

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) занимаются формированием начального сотрудничества между воспитателем и учениками. Задача средней школы состоит в реализации творческого потенциала, овладении дополнительными полезными навыками. Личностное становление малыша зависит от биологических и социокультурных факторов. Выполнение рекомендаций педиатра является одним из этапов успешного развития инвалида.

Федеральный государственный образовательный стандарт

Программа ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) занимается предоставлением соответствующих условий обучения для образования подрастающему поколению с ОВЗ. Стандарт обеспечивает учреждения для инвалидов кадрами с высокой компетенцией, которые будут осуществлять медико-психологическое сопровождение малышей.

Процесс распределения базируется на оценке состояния здоровья учеников, решение выносится специальной комиссией. Малыш принимается на обучение только с согласия родителей. Каждая категория учащихся должна выполнять требования, заявленные в нормативно-правовых документах ФГОС согласно направлению коррекционной работы. Одна из главных задач образования состоит в формировании жизненной компетенции инвалидов. Стандарт предусматривает 4 типа детских программ обучения:

  1. Первый учебный план подходит для дошкольников, которые успели к моменту поступления достичь уровня развития сверстников. Они обучаются наравне со здоровыми учениками, но имеют право проходить аттестацию с помощью других форм опроса.
  2. Второй тип программы предусматривает пролонгированные сроки обучения для малышей с ОВЗ. Ученик может получать образование вместе с другими детьми или учиться в специализированном классе. Процесс обучения подразумевает обязательное использование дополнительного оборудования, которое поможет расширить возможности школьника.
  3. Третья категория учеников получается образование по совершенно другой программе, нежели сверстники. Для таких малышей создается адаптированная индивидуальная среда, сроки обучения и формы аттестации выбираются экспертной комиссией.
  4. Четвертая программа предназначена для инвалидов со множественными нарушениями здоровья. Образование школьников происходит согласно индивидуальному плану, возможно обучение на дому. По окончанию школы ученикам выдается свидетельство установленного образца.

Инклюзивное образование

В переводе с латинского языка слово инклюзивный означает «включение, заключение». Подобного рода образование подразумевает совместное обучение детей вне зависимости от наличия у них отклонений в здоровье. Например, ученик с синдромом Дауна может учиться в классе со здоровыми малышами. Инклюзивный метод основополагается на идее равенства всех индивидуумов, каждый из которых имеет особые потребности в обучении.

Для представителей обоих групп учащихся такой опыт является весьма полезным. Здоровые дети учатся воспринимать инвалидов как естественную часть социума, кроме того, они ведут себя гораздо более активно, чем в классах с неинклюзивным обучением. Малыши получают возможность участвовать в большом количестве общеобразовательных программ вместе со сверстниками, изучить групповое взаимодействие во время занятий спортом.

Задачи­

Для успешной социализации детей-инвалидов государство предоставляет им возможность получить образование в специальных учреждениях. Обучение в школах проводится по особой программе, которая учитывает психофизические особенности каждого человека. Характер и уровень развития малыша задают темп учебной деятельности. Диапазон возможностей образовательного процесса включает огромное количество вариантов обучения для людей с ОВЗ.

Влияние родителей на состояние отпрыска сложно переоценить, поэтому опекуны должны принимать активное участие в дифференциации подготовительного процесса. Программа направлена на формирование необходимых теоретических и практических знаний у родителей для обеспечения комфортного обучения детей-инвалидов. Основными задачами обучения любой инклюзивной школы являются следующие пункты:

  1. Развитие личности. Воспитатели способствуют полноценному раскрытию потенциала каждого малыша, учитывая его индивидуальные склонности.
  2. Проведение психологическое и коррекционной работы с детьми-инвалидами. Психологи стабилизируют эмоциональное состояние малыша, происходит постепенное внедрение новых методов взаимодействий.
  3. Осуществление полноценной социальной адаптации в группе сверстников. Общение с другими учениками помогает быстрее адаптироваться к социальной среде, занятия часто проходят в игровой форме.
  4. Консультирование родителей по вопросам детского воспитания. Педагоги оказывают морально-нравственную поддержку для законных представителей детей-инвалидов, помогают выстроить гармоничные взаимоотношения в домашней обстановке.

Сопровождение детей с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение малышей с ограниченными возможностями осуществляется такими специалистами, как логопеды, психологи, педагоги, учителя-дефектологи. Вышеперечисленные кадры помогают родителям в процессе воспитания и обучения детей-инвалидов. Комплексная технология поддержки подразумевает участие специалистов разного профиля для обеспечения положительной динамики развития подрастающего поколения.

Психологи вместе с родителями выстраивают основные положения стратегии сопровождения, которая имеет вид индивидуального образовательного маршрута. На основании коррекционной программы малыши учатся говорить, читать, писать и т.д. Музыкальные занятия являются дополнительным средством обучения, оказывающим влияние на развитие людей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы и трудности

Организация образовательного процесса для детей-инвалидов требует решения многих проблем. Основная часть трудностей заключается в недостатке финансирования государством, поскольку для обеспечения людей с ограниченными возможностями необходимо большое количество ресурсов: квалифицированные педагоги, специализированные учреждения, развивающие программы и т.д. Непонимание со стороны общества, предосудительное отношение, отсутствие мотивации к гуманитарной помощи – все эти проблемы являются преградой для социализации детей-инвалидов.

Дети с ОВЗ в общеобразовательной школе

Инвалиды могут обучаться только в специализированных школах, которые предусматривают возможность инклюзивного образования. Такие учреждения применяют адаптирующие курсы и коррекционные схемы развития, помогающие быстрее приспособиться к безбарьерным условиям среды. Происходит формирование эмоционально-волевой сферы малыша, даже если он будет сильно отставать от сверстников в обучении. Неоднородность учащихся помогает представителям обоих групп научиться понимать и взаимодействовать друг с другом.

Вопреки все более возрастающим достижениям медицины, с каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ, нуждающихся в специальном уходе и особых условиях для их формирования. Они отличаются многообразными видами нарушений общего развития различной степени, которые не всегда ограничивают их общение с внешним миром. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья производит пересмотр своих ценностных ориентиров и мотивационных установок, воспитание детей с ОВЗ требует от родителей систематической корректировки и контроля.

Классификация видов ОВЗ у детей

Уровни отклонений различных категорий ОВЗ

По общепринятой классификации, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) условно делятся на 4 категории, обусловленные степенью отклонения от нормы и вероятностью приспособления к повседневной жизни.

Таблица классификации детей с ОВЗ по видам и степеням тяжести.

Степень Характеристика
1 степень Отличается легким и умеренным поражением возможностей организма, которое в отдельных случаях может служить основанием для установления инвалидности, однако при корректной работе по реабилитации существует вероятность реставрации всего функционала. Организация благоприятных условий для маленьких пациентов с ОВЗ позволяет устранить множество проблем в развитии.
2 степень Классификация соответствует 3-й взрослой группе нетрудоспособности и характеризуется значительной патологией деятельности организма. Вопреки интенсивности терапии отклонения полностью не устраняются, при этом необходимы специфические условия для жизни и развития.
3 степень Классификация совпадает с 2-й группой инвалидности взрослых. Имеют место быть значительные проявления поражений органов, серьезно ограничивающих функции и потенциал жизнедеятельности маленького человека с ОВЗ и требующих больших усилий от окружающих.
4 степень Отчетливо проявляются нарушения систем и функциональности органов, приводящих к невозможности нормальной жизни в обществе. Патология не подлежит излечению, терапевтические и реабилитационные меры обычно малоэффективны. Старания медиков ориентированы на сохранение положения и недопущение ухудшения состояния.

Официальная классификация ОВЗ

В 80-е гг. ХХ столетия ВОЗ утвердила шкалу определения ограничений возможностей, состоящий из 3 стадий и принятую в Британии. Классификация детей с ОВЗ по видам содержит поступательные этапы:

  1. Болезнь, заключающаяся в любом осложнении, ущербе или неправильности анатомического строения, физиологии либо психологии.
  2. Какой-либо изъян и невозможность выполнения функций, обыденных и привычных для других людей.
  3. Нетрудоспособность.

Некоторые из ребят с ОВЗ характеризуются серьезным отставанием физического и психического развития в результате органического поражения ЦНС и утраты функций слуховых, зрительных, двигательных или речевых видов деятельности. Другие обладают сходными дефектами, ограничивающими их способности в несколько меньшей мере. Вследствие этого затруднена адаптация детей с ОВЗ в коллективе.

Классификация по группам функциональных нарушений

Выделяются следующие категории нарушений:

  • слуховая группа, к которой относят глухих, слабослышащих и позднооглохших ребятишек;
  • нарушение зрения, в которую входят слепые и слабовидящие детки;
  • вербальные сбои разной степени;
  • отставание интеллектуального развития;
  • повреждение опорно-двигательной системы;
  • задержка психо-речевого развития;
  • отклонения в эмоциональной и волевой области.

Важно! К отдельной категории в этой классификации относятся дети с множеством расстройств, отличающиеся комбинацией двух и более отклонений.

Дети с нарушением слуха

Утрата способности слышать обделяет ребенка существенным ресурсом получения сведений и сдерживает этим его умственное развитие. Производится дополнительная классификация на несколько категорий детей с дефектами слуха:

  1. Совершенно не слышащие, отличающиеся абсолютной дисфункцией слуховых анализаторов, не позволяющей им накапливать словарный запас.
  2. Слабослышащие, характеризующиеся фрагментарной слуховой неполноценностью, напрямую воздействующей на развитие речевых способностей и обусловливающей отклонения в формировании мыслительных способностей и памяти.

Отличительные черты личности и манеры поведения неслышащих и слабослышащих не считаются детерминированными и весьма неплохо корректируются в случае организации надлежащих условий. Большую роль в постижении окружающего мира играют остальные чувства:

  • осязание,
  • движение,
  • зрение,
  • вибрация.

Специфика мышления ребенка с расстройством слуха обусловлены заторможенным освоением словесных понятий. Нарушение слуха воздействует на становление всех интеллектуальных процессов, вызывая трудности применения теоретических навыков в жизни и отставание от общего уровня своих ровесников.

Серьезные нарушения речи

Специфика вербального развития воздействует на становление личности и интеллекта. Расстройство речевых функций усложняет приспособление в социуме и нуждается в исправлении отклонений, которые влияют на иные сферы – чувственную, мыслительную и волевую. Взаимосвязь словесных нарушений с иными моментами развития психики выражается в особенностях мыслительной деятельности. Такие детки располагают осуществимостью для нормального интеллекта, однако запаздывают с совершенствованием словесно-логического, им трудно даются операции сопоставления и подведения итогов. Вследствие этого затруднена адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе.

Соматические заболевания

Дети, страдающие болезнями отдельных органов, отличаются сохранностью интеллектуальных способностей и внешне выглядят как обычные, тем не менее они в классификации выделяются в отдельную группу. Таких ребят характеризует различные недоразвития:

  • личностных качеств,
  • мыслительная инерция,
  • приятие минимального объема информации,
  • отсутствие интереса к новому

и др.

Умственное отставание

Довольно значительную категорию среди детей с умственными и психическими нарушениями развития представляют отстающие в формировании интеллекта, большая часть которых страдает олигофренией. Этот вид недоразвитости является результатом поражения коры головного мозга в период внутриутробного созревания, в момент или сразу после рождения. Формирование интеллектуально отсталых детей серьезно разнится с эволюцией обычных. У них наблюдается задержка физического формирования, психологическая заторможенность, недоразвитость речевого аппарата.

Многие из них осваивают первые слова лишь к 4-5 годам. Умственно отсталые дети с ограниченными возможностями здоровья являются недееспособными, их должны опекать родители или замещающие лица.

Отклонения психического развития (ЗПР)

Такие дети отличаются непостоянством внимания, несосредоточенностью, перманентной трудоспособностью, отсутствием целенаправленной деятельности. Многие дети сложно воспринимают окружающее. Память таких детей, особенно вербальная, имеет особенности нечеткого воссоздания и скорой утраты информации. Отстают они в процессе оперирования пространственными понятиями, выделения фрагментов из целого и их соединения. Ребенка с ЗПР выделяют проявления тревожности в отношении к человеку, который рядом, усиливающейся с возрастом. Они также формируют довольно большую группу в классификации.

Нарушение и расстройство опорно-двигательных функций

Для ДЦП, наступающего ввиду поражения головного мозга (внутриутробного, в процессе или после рождения) характерны расстройства движений и речевых возможностей, а также им свойственно отставание развития психики, объясняющееся замедлением созревания лобных долей мозга, взаимосвязанных с эмоциями и волевыми качествами, хотя умственная активность отвечает возрастным нормам. Такие ребята также выделяются в отдельную большую группу в классификации. Обычно такие дети эгоистичны, не считаются с интересами других, не могут взаимодействовать в составе группы.

Аутизм

Заболевание представляет собой удаление ребенка от реальной обстановки в выдуманный мир. Возникновение болезненного состояния связано с патологией или воздействием психотропных и других препаратов. Важными признаками аутизма являются:

  • абсолютное отсутствие нужды в коммуникации с посторонними;
  • замкнутость;
  • совершенная бесчувственность к родственникам;
  • повышенная восприимчивость к слабым стрессорам;
  • единообразное поведение, склонное к стереотипам;
  • всевозможные вербальные расстройства.

Проблемы детей с ОВЗ приходится решать их родителям, хотя в наши дни общество начинает проявлять внимание к таким семьям. Умственно отсталые дети с ограниченными возможностями здоровья являются недееспособными, их должны опекать родители (замещающие лица). Их развитием – как органическим, так и психическим – необходимо заниматься регулярно, создавать им благоприятные условия для комфортного существования. Социальная поддержка детей с ОВЗ основывается на международных и отечественных правовых нормах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *