53 1 УК РФ

Статья 80 УК РФ. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания

Ст 80 УК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

1. Лицу, отбывающему содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, возместившему вред (полностью или частично), причиненный преступлением, суд с учетом его поведения в течение всего периода отбывания наказания может заменить оставшуюся не отбытой часть наказания более мягким видом наказания, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии с частью второй настоящей статьи. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.

2. Неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным к лишению свободы за совершение:

  • преступления небольшой или средней тяжести — не менее одной трети срока наказания либо не менее одной четвертой срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами;
  • тяжкого преступления — не менее половины срока наказания либо не менее одной трети срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами;
  • особо тяжкого преступления — не менее двух третей срока наказания либо не менее половины срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами;
  • преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также преступлений, предусмотренных статьей 210 настоящего Кодекса, — не менее трех четвертей срока наказания;
  • преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, — не менее четырех пятых срока наказания.

3. При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в статье 44 настоящего Кодекса, в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом для каждого вида наказания, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии с частью второй настоящей статьи.

4. При рассмотрении ходатайства осужденного или представления администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, о замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления. В отношении осужденного, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, суд также учитывает применение к осужденному принудительных мер медицинского характера, его отношение к лечению и результаты судебно-психиатрической экспертизы.

Комментарий к Статье 80 УК РФ

1. В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 172 УИК замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания является одним из оснований освобождения лица от отбывания наказания.

2. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания допускается в отношении лица, осужденного по приговору суда к ограничению свободы, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы за совершение преступления любой категории тяжести, с учетом поведения этого лица в период отбывания наказания и при условии фактического отбытия им: а) не менее 1/3 срока назначенного наказания за преступление небольшой или средней тяжести; б) не менее 1/2 срока назначенного наказания за совершение тяжкого преступления; в) не менее 2/3 срока назначенного наказания за особо тяжкое преступление (см. ч. 2 коммент. статьи). Категории преступлений см. в коммент. к ст. 15.

3. Объективная оценка возможности замены осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания складывается из анализа поведения этого лица в течение всего периода отбывания наказания. При этом учитывается соблюдение осужденным условий отбывания наказания, его отношение к учебе и труду во время отбывания наказания, участие в общественной жизни исправительного учреждения, изменилось ли и в какой степени его отношение к совершенному преступлению, и т.д.

4. Данное основание освобождения от дальнейшего отбывания наказания относится к безусловному виду освобождения от наказания. Поэтому при совершении тем лицом, которому неотбытая часть наказания заменена более мягким наказанием, нового преступления суд, назначая наказание за совершение нового преступления, неотбытую часть замененного наказания не присоединяет к наказанию, назначенному по новому приговору. Наряду с этим суд присоединяет к новому наказанию полностью или частично неотбытую часть более мягкого наказания (см. п. 19 Постановления Пленума ВС СССР N 9).

5. При замене неотбытой части наказания более мягким осужденный может быть освобожден (полностью или частично) и от отбывания дополнительного вида наказания.

6. Фактически отбытый осужденным срок наказания исчисляется со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до дня вынесения судом постановления о замене неотбытой части наказания более мягким наказанием.

6.1. О вступлении обвинительного приговора суда в законную силу см. в п. 4.3 коммент. к ст. 82.

7. Если к моменту замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания основное наказание осужденному уже смягчено решением суда, актом об амнистии или о помиловании, то суд, применяя ст. 396, 397, 399 УПК (ст. 80 УК), должен исчислять фактическую часть отбытого наказания, исходя из установленного решением суда, актом об амнистии или о помиловании (см. п. 13 Постановления Пленума ВС СССР N 9). По этому же правилу исчисляется фактическая часть отбытого наказания при условно-досрочном освобождении.

7.1. Лицу, совершившему новое преступление после замены ему наказания в виде ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы более мягким видом наказания в порядке ст. 80, 84 или 85, выносится обвинительный приговор и назначается новое наказание, к которому присоединяется неотбытая часть более мягкого наказания (см. абз. 2 п. 35 Постановления Пленума ВС РФ от 11.01.2007 N 2).

8. Отбытие установленного ч. 2 коммент. статьи минимума назначенного наказания не означает автоматической замены неотбытой части наказания более мягким видом: требуется (и это главное), чтобы осужденный твердо встал на путь исправления. При этом учитывается возможность «доисправления» лица более мягким наказанием, назначаемым взамен более строгого.

9. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания осуществлялась ранее и осуществляется в настоящее время судьей по месту отбывания осужденным наказания по представлению администрации учреждения или органа, исполняющего наказание (см. ст. 363 УПК РСФСР, ч. 3 ст. 396, п. 5 ст. 397 УПК, приложение 58 к ст. 477 УПК).

9.1. Содержание представления о замене наказания более мягким и порядок его внесения в суд регламентируются уголовно-исполнительным и уголовно-процессуальным законодательствами РФ (см. ч. 3 ст. 175 УИК, п. 5 ст. 397, п. 5 ч. 1 ст. 399 УПК).

10. Положения прежней ч. 10 ст. 175 УИК о возможности замены совершеннолетнему осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания в случае отбывания им наказания в облегченных условиях а несовершеннолетним осужденным — в льготных условиях, утратили юридическую силу вследствие ФЗ от 09.03.2001 N 25-ФЗ. Подробнее см. п. 7 коммент. к ст. 79.

11. Содержание в дисциплинарной воинской части военнослужащего, увольняемого с военной службы по основанию, предусмотренному законодательством РФ (например, в связи с окончанием срока службы по призыву), может быть заменено судом более мягким видом наказания по представлению командира воинской части (см. п. 19 ст. 397 УПК, ст. 148 и ч. 2 ст. 174 УИК).

12. В случае отказа суда в замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания повторное внесение в суд представления о замене может иметь место не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения постановления суда об отказе (см. ч. 10 ст. 175 УИК).

13. Лицо, осужденное к ограничению свободы в порядке замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания и направленное в исправительное учреждение в случае, предусмотренном законом, может быть вновь представлено к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания не ранее чем по истечении одного года со дня вынесения определения о замене более мягкого вида наказания лишением свободы (ч. 12 ст. 175 УИК).

14. Более мягким считается наказание, которое в законодательном перечне наказаний (ст. 44) занимает более высокую строку.

Другой комментарий к Ст. 80 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Данный вид освобождения от наказания применяется по усмотрению суда в отношении лиц, отбывающих лишение свободы, а также содержание в дисциплинарной воинской части или принудительные работы с учетом их поведения в период отбывания наказания. Замена неотбытой части наказания более мягким видом допустима лишь в отношении положительно характеризующихся осужденных.

2. Осужденный, отбывающий лишение свободы, может быть представлен к замене неотбытой части наказания не ранее чем по отбытии определенной части назначенного ему срока лишения свободы. При замене содержания в дисциплинарной воинской части фактически отбытая часть наказания может быть любой.

3. Как и при условно-досрочном освобождении, при замене неотбытой части более мягким видом наказания осужденный может быть полностью или частично освобожден от отбывания дополнительного вида наказания (см. комментарий к ст. 79 УК РФ).

4. Осуществляя замену, суд вправе на основании ст. 44 УК РФ избрать любой более мягкий вид наказания, применимый к конкретному осужденному. Определяя его срок, суд должен руководствоваться общими пределами, установленными для каждого вида наказания (ст. ст. 46, 47, 49 — 55 УК РФ).

5. Замена неотбытой части наказания более мягким видом осуществляется судом по месту отбывания заменяемого наказания по представлению учреждения или органа, его исполняющего (ч. 3 ст. 175 УИК РФ, ч. 3 ст. 396, п. 5 ч. 1 ст. 399 УПК РФ). Следует, однако, учитывать, что указанные нормы не препятствуют осужденному обращаться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом (Определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 г. N 388-О).

Суть поправок в УК о принудительных работах

Принятый депутатами Госдумы закон вносит поправки в две статьи Уголовного кодекса — №53.1 и №80.

Статья 53.1 описывает порядок применения принудительных работ как меры наказания за уголовные преступления. Собственно принудительные работы как наказание были введены еще в 2011 году, но до 2017 года на практике они не применялись. Все дело в том, что в России не существовало необходимой инфраструктуры — в первую очередь, общежитий строгого режима для заключенных.

Сейчас таких общежитий также не так много — на принудительные работы во всей России можно направить около 6000 заключенных.

Свежие поправки в эту статью уточняют, что принудительные работы не могут назначаться как единственный вид наказания, если человек приговорен к пяти годам заключения и более.

В то же самое время делается ссылка на статью 80 УК РФ и допускается замена части срока наказания принудительными работами.

Какая именно часть срока может быть заменена принудительными работами, зависит от степени тяжести преступления. Новые нормы закона устанавливают, что человек должен реально отбыть следующую часть своего заключения до получения права на замену срока в колонии сроком принудительных работ:

  • небольшая или средняя тяжесть — минимум ¼ срока (до этого было ⅓),
  • тяжкое преступление — минимум ⅓ срока (было ½),
  • особо тяжкое преступление — минимум ½ срока (было ⅔).

Общий срок принудительных работ при этом должен находиться в границах от 2 месяцев до 5 лет.

Принудительные работы теперь являются промежуточным звеном между отбытием наказания в тюрьме или колонии и получением права на условно-досрочное освобождение. Прежде, чем просить УДО, заключенный должен будет работать там, куда его направят.

Смысл нового закона о принудительных работах

Новые правила вступили в силу 8 января 2019 года. Изначально предполагалось, что закон о принудительных работах в свежей редакции начнет работать с 1 января, но его подписание чуть-чуть затянулось.

Поправки в УК РФ преследуют сразу несколько целей. Во-первых, это задача гуманизации наказаний и социальной адаптации заключенных перед выходом на свободу.

В зависимости от степени тяжести преступления, заключенный может проводить на принудительных работах от половины до трех четвертей своего срока. Это значит, что он занят каким-то делом, физической работой, а не втягивается в сомнительную романтику тюрьмы и тюремных представлений о жизни. Он живет в менее строгих условиях и переход к свободной жизни будет для него более гладким. А значит, и вероятности рецидивов будет меньше.

Во-вторых, заключенные таким образом сами зарабатывают на свое содержание — государство будет удерживать из заработка от 5% до 20%. Помимо прочего, какая-то реальная работа позволит возместить ущерб потерпевшим.

Есть ли шансы на амнистию по уголовным делам в России в 2019 году

Если говорить откровенно, шансы на то, что в 2019 году в России пройдет уголовная амнистия в привычном понимании этого слова, практически нулевые.

Для любой амнистии мало желания заключенных, их родственников или правозащитников. Для государства важен определенный символизм, и для амнистии нужен более или менее веский повод.

Такие поводы были и в 2017 году, и в 2018-м, но власть не захотела ими воспользоваться.

В 2017 году хорошим поводом для амнистии было столетие событий октября 1917 года. Спустя век отношение к этим событиям остается очень разным. Для одних это один из величайших моментов в истории государства, для других — трагическая дата исторической катастрофы. Со стороны государства было бы мудрым шагом попытаться примирить россиян по этому вопросу и продемонстрировать некое человеколюбие к своим гражданам. В том числе и путем амнистии.

Тем не менее, современная российская власть, которая сама до паники боится любых революций или переворотов, предпочла вообще не заметить юбилей 1917 года.

В 2018 году повод снова был — 25-летие Конституции страны в декабре. Благо, в 2013 году 20-летний юбилей основного закона уже был поводом для амнистии. Увы, но и этой возможностью не воспользовались. К юбилею Конституции прозвучали только намеки на возможные изменения в основном законе в скором будущем.

В 2019 году ждать амнистию по уголовным делам очевидно не стоит. Во-первых, в этом году даже поводов в виде исторических дат нет. Во-вторых, такой повод появится весной 2020 года, когда будет отмечаться 75-летие Победы в Великой Отечественной Войне.

Все юбилеи Победы в последние десятилетия неизменно становятся поводом для акта гуманизации. И со стороны государства было бы очень некрасиво пропустить очередную “полукруглую” дату.

Вместо уголовной амнистии — поправки в законодательство

В Государственной Думе в 2019 году обсуждается более системное решение проблемы амнистий. Часть депутатов предлагает пересмотреть законодательство таким образом, чтобы необходимости в широких амнистиях вообще не возникало.

Суть предложения парламентариев в следующем — перевести те статьи УК РФ, по которым чаще всего проводятся амнистии, из статуса уголовных преступлений в статус административных.

Например, если человек обвиняется в экономическом преступлении, а ущерб оценивается в сумму менее 500 тысяч рублей, на него можно было бы возбуждать не уголовное дело, а наказать в административном порядке. Штрафом на сумму ущерба и обязанностью ущерб возместить.

Один из авторов такой инициативы — бывший министр юстиции Павел Крашенинников. По своей бывшей работе депутат прекрасно знаком с системой исполнения наказаний и ее проблемами.

Крашенинников призывает не “тащить людей по судам”, чтобы затем выпустить по амнистии, а принципиально изменить подход к некоторым преступлениям.

Широкие уголовные амнистии в России всегда затрагивают примерно один и тот же набор статей небольшой и средней степеней тяжести, а также экономических статей УК РФ. Если людей не сажать в колонии по таким статьям, то и амнистировать никого не придется.

Это позволило бы в том числе сэкономить большие деньги — содержание одного заключенного в России обходится примерно в 100 тысяч рублей ежегодно.

Если такой проект закона будет внесен в Думу и принят депутатами, он, вероятнее всего, будет иметь обратную силу. По этому закону в 2019 году сможет выйти на свободу до 46 тысяч человек. Это 10% всех российских заключенных, и это именно те, кто больше всего надеется на амнистию в этом году.

Таким образом, хотя амнистия по уголовным делам в России в 2019 году вряд ли пройдет, есть шанс, что она будет проведена косвенно, через смягчение законодательства и применение нового закона к уже осужденным людям.

История принятия

Основная статья: История уголовного права России

Работа над проектами нового кодифицированного уголовного законодательства началась сразу после распада СССР. Первый проект Уголовного кодекса был внесён Президентом России в Верховный Совет 19 октября 1992 года, он уже предусматривал многие изменения, определившие облик нового уголовного законодательства России: приоритет охраны жизни и здоровья человека, верховенство норм международного права и гуманизация ответственности за преступления небольшой тяжести; тем не менее, этот проект так и не был рассмотрен Верховным Советом, поскольку был отвергнут Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе.

В 1993—1994 годах велась также работа по разработке альтернативных проектов Уголовного кодекса. Если Особенная часть этих проектов в целом совпадала с проектом 1992 года, то в Общей части имелись значительные расхождения: предусматривались такие новации, как введение уголовной ответственности юридических лиц, разделение уголовного законодательства на кодифицированное и некодифицированное, понижение возраста уголовной ответственности, введение кары как цели наказания и т. д.

В октябре 1994 года на рассмотрение в Государственную Думу поступают два проекта Уголовного кодекса: президентский (основанный на проекте 1992 года) и депутатский (основанный на итогах разработки альтернативных проектов); начинается долгая и кропотливая работа по согласованию двух проектов, в ходе которой было рассмотрено более 2 000 замечаний, поступивших от депутатов. Наконец, 19 июня 1995 года проект принимается Государственной Думой в третьем чтении, однако Совет Федерации его отклоняет. 24 ноября 1995 года Государственная Дума, проголосовав в четвёртый раз, повторно принимает проект, но в декабре на него накладывает вето Президент; создаётся новая согласительная комиссия и проект отправляется на повторную доработку.

Наконец, 24 мая 1996 года окончательный вариант Уголовного кодекса РФ принимается Государственной Думой. 5 июня 1996 года он одобряется Советом Федерации, а 13 июня 1996 года он подписывается Президентом России.

Отличия от предыдущих актов

Принятый в 1996 году Уголовный кодекс Российской Федерации сменил Уголовный кодекс РСФСР 1960 года. Среди наиболее существенных изменений можно назвать достаточно полное отражение в нём новых экономических и политических реалий российского общества, переход к приоритетной защите прав и свобод человека, а не интересов государства, усиление ответственности за наиболее тяжкие преступления и снижение ответственности за преступления небольшой тяжести, совершённые впервые, новые основания освобождения от уголовной ответственности и другие нововведения, призванные усилить профилактический потенциал уголовного закона.

Значительно изменена была Особенная часть: введено около 70 новых составов преступлений, декриминализовано более 80 составов, ранее предусматривавшихся УК России; в диспозиции и санкции практически всех статей, которые перешли из УК РСФСР в УК России, были внесены изменения.

Уголовное законодательство Российской Федерации

В Российской Федерации в соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации принятие уголовного законодательства отнесено к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Органы власти субъектов Российской Федерации не имеют права принимать акты уголовного законодательства.

В соответствии со статьей 105 Конституции России, органом, уполномоченным принимать федеральные законы, является Государственная дума.

Хотя истории уголовного права России известны некодифицированные акты уголовного законодательства, с середины XIX века российское уголовное законодательство является кодифицированным. В настоящее время в России также действует кодифицированный уголовный закон — Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие 1 января 1997 года.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Уголовного кодекса, он является единственным уголовным законом, подлежащим применению на территории России. Все остальные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Уголовный кодекс. Поэтому все законодательные акты такого характера принимаются в форме изменений и дополнений к Уголовному кодексу.

В условиях военного времени допускается принятие самостоятельного уголовного закона об уголовной ответственности за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке (часть 3 статьи 331 УК РФ).

Уголовный кодекс Российской Федерации основан на Конституции России, общепризнанных принципах и нормах международного права, а также на нормах, содержащихся в международно-правовых обязательствах России.

Структура Уголовного кодекса

Кодекс представляет собой кодифицированный нормативный акт (кодекс), отличающийся внутренним единством и состоящий из двух частей (Общей и Особенной).

Общая часть включает 6 разделов, 15 глав и статьи 1 — 1045. Её нормы определяют общие принципы и положения уголовного права, пределы действия уголовного закона во времени и в пространстве, понятие и категории преступлений, лиц, подлежащих уголовной ответственности, понятие вины, её форм и видов, положения, касающиеся неоконченной преступной деятельности, соучастия в преступлении, наказания, его видов, целей и порядка назначения, случаи, когда лицо может быть освобождено от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, понятие и содержание иных мер уголовно-правового характера.

Особенная часть кодекса состоит из шести разделов, девятнадцати глав и статей 105—361, и описывает составы конкретных преступлений, а также перечисляет санкции (виды и размеры наказаний) за их совершение. Система Особенной части УК России отражает приоритеты уголовно-правовой охраны: на первое место в ней ставятся преступления против личности, и только затем преступления в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества.

Уголовно-правовые нормы содержатся в статьях кодекса, при этом в одной статье может содержаться как одна, так и несколько уголовно-правовых норм. Большинство статей кодекса делится на части, которые выделяются в отдельный абзац и имеют цифровое обозначение (1, 2, 3 и т. д.). Части статей включают пункты, имеющие буквенное обозначение. Кроме того, в некоторых статьях Особенной части кодекса есть примечания, где раскрываются уголовно-правовые понятия или формулируются уголовно-правовые институты.

В кодексе применяется сплошная нумерация статей, глав и разделов. Если в кодекс включаются новые статьи или главы, нумерация уже существующих не изменяется, а добавившиеся статьи или главы получают номер наиболее близкой по содержанию структурной единицы кодекса с добавлением цифрового обозначения, записываемого через точку или верхним индексом: 104.1 или 104¹. В случае исключения статьи нумерация других статей также не изменяется, а на месте исключённой статьи делается соответствующая запись.

Действие УК России во времени

Порядок введения в действие Уголовного кодекса России изложен в специальном федеральном законе «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации». Согласно ему, Уголовный кодекс России вступил в силу с 1 января 1997 года, за исключением некоторых положений. Согласно ст. 4 этого закона, отдельные положения о наказаниях вводятся в действие по мере создания необходимых условий для их исполнения, но не позднее определённого срока: нормы о наказании в виде обязательных работ — не позднее 2004 года, о наказании в виде ограничения свободы — не позднее 2005 года, и о наказании в виде ареста — не позднее 2006 года.

В федеральных законах, вносящих изменения и дополнения в УК России, также может указываться особый срок вступления их в силу. Если такой срок не указан, используется общий порядок, изложенный в Федеральном законе от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно ему, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. Официальными также являются тексты законов, которые размещаются (публикуются) на «Официальном интернет-портале правовой информации». При этом отсчёт 10-дневного срока начинается от даты публикации в «Парламентской газете» или «Российской газете», либо от даты размещения на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно ст. 9 УК России, преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. При этом временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. В продолжаемых преступлениях этот момент определяется моментом совершения последнего из действий, в длящихся — моментом добровольного или принудительного прекращения преступления.

В порядке исключения уголовному закону может придаваться обратная сила, то есть его действие распространяется на лиц, совершивших преступление до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Ст. 10 УК России устанавливает, что обратную силу имеет уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление. Ни в каких других случаях обратная сила уголовному закону придаваться не может, это запрещено ст. 54 Конституции России.

В случае, если новый уголовный закон декриминализует (признаёт непреступным) какое-либо деяние, с момента его вступления в силу должны быть прекращены все уголовные дела о таком деянии, по которым ведётся предварительное расследование или судебное рассмотрение, а лица, уже отбывающие наказание за такое деяние, подлежат освобождению. Согласно ч. 2 ст. 10 УК России, если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Спорным является вопрос о возможности применения обратной силы закона, если декриминализация происходит в силу изменения нормативного акта другой отрасли права, к которому делает отсылку Уголовный кодекс (например, Правил дорожного движения). В одном из своих определений Конституционный суд России дал такое толкование закона: «декриминализация тех или иных деяний может осуществляться не только путём внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство, но и путём отмены нормативных предписаний иной отраслевой принадлежности, к которым отсылали бланкетные нормы уголовного закона, либо ограничения объёма уголовно-правового регулирования в результате законодательного признания какого-либо деяния не представляющим общественной опасности, свойственной именно преступлениям, и влекущим на данном основании административную или иную более мягкую ответственность». В другом случае Конституционным судом России установлено, что положения об обратной силе относятся только к нормам уголовного закона, а не к нормам законодательства, относящегося к другим отраслям права; нужно отметить, что с данным толкованием согласились не все члены Конституционного суда: судьи Т. Г. Морщакова и А. Л. Кононов выразили противоположное особое мнение.

В практике встречаются случаи, когда в период между совершением преступления и вынесением приговора уголовный закон изменяется неоднократно, причём «промежуточный» уголовный закон является более мягким (вплоть до декриминализации деяния), чем действовавший в момент совершения деяния или действующий в момент вынесения приговора.

Так, Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ была признана утратившей силу с 8 декабря 2011 года статья 129 УК РФ, предусматривавшая ответственность за клевету. Федеральный закон от 28 июля 2012 года № 141-ФЗ (вступивший в силу с 10 августа 2012 года) вновь ввёл ответственность за клевету (ст. 1281 УК РФ). В результате закон от 7 декабря 2011 года приобрёл характер промежуточного уголовного закона, на время отменившего уголовную ответственность за преступление. Аналогичная ситуация возникла в связи со вступлением в действие УК РФ 1 января 1997 года. Ч. 3 ст. 126 УК («Похищение человека») в редакции данного нормативного акта предусматривала наказание от 5 до 15 лет лишения свободы. Ст. 1251 УК РСФСР, действовавшая до 1 января 1997 года предусматривала за аналогичное деяние наказание от 10 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой, а редакция ч. 3 ст. 126 УК, вступившая в силу с 12 февраля 1999 года — наказание от 8 до 20 лет лишения свободы.

В такой ситуации возникает вопрос о применении промежуточного уголовного закона к деяниям, совершённым до его вступления в силу, если вынесение приговора осуществляется после вступления в силу нового уголовного закона. Позиции учёных и судебной практики по данному вопросу являются противоречивыми и неустойчивыми. Так, после принятия УК РСФСР 1960 года в судебной практике наблюдались как примеры неприменения промежуточного уголовного закона, так и его применения; Верховный суд СССР при этом встал на позицию неприменения такого закона. В. Н. Кудрявцев указывал, что «промежуточный» закон не может применяться, так как он не действовал ни в момент совершения преступления, ни при рассмотрении дела судом. Противоположной точки зрения придерживались такие учёные, как Л. Зайцев, И. Тишкевич, И. Горелик, Н. Д. Дурманов, Я. М. Брайнин и др.

Современные российские учёные и судебная практика придерживаются точки зрения, согласно которой промежуточному уголовному закон придаётся обратная сила.

Действие УК России в пространстве

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Уголовного кодекса России он распространяет своё действие на всю территорию Российской Федерации (территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве). К территории Российской Федерации для целей определения границ действия УК России относятся:

  • Суша — земельная территория, находящаяся в пределах Государственной границы России, в том числе территория эксклавов (Калининградская область, Медвежье-Саньково, деревня Дубки).
  • Внутренние воды рек, озёр и иных водоемов, находящихся в пределах Государственной границы России.
  • Внутренние морские воды Российской Федерации, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.
  • Территориальное море Российской Федерации — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от указанных в международных правовых актах исходных линий (линия наибольшего отлива вдоль берега и др.).
  • Недра — часть земной коры в границах территории России, расположенная ниже почвенного слоя (земной поверхности, дна водоёмов) и простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
  • Воздушное пространство — воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем. Законодательством не установлен максимальный предел высоты, являющейся верхней границей воздушного пространства; в международной практике обычно принимается, что открытое космическое пространство, на которое распространяется международный режим, начинается с высоты 100—110 км.
  • Континентальный шельф — морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения её сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка, но не менее 200 морских миль, если иное не установлено международным договором РФ.
  • Исключительная экономическая зона России — морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации, имеющий протяжение 200 морских миль от исходных линий территориального моря (если иное не установлено международным договором РФ).

На территории континентального шельфа уголовная юрисдикция России не распространяется на покрывающие его воды и воздушное пространство и в связи с этим осуществляется только в отношении преступлений, связанные с нарушением режима этой территории (в том числе касающихся находящихся на них искусственных объектов: буровых установок, искусственных островов, подводных кабелей). Аналогичным образом обстоит ситуация и с осуществлением уголовной юрисдикции на территории исключительной экономической зоны: она распространяется только на деяния, связанные с незаконным созданием в ней зон безопасности и использованием её природных ресурсов.

Действие Уголовного кодекса России распространяется также на пилотируемые объекты, запускаемые Российской Федерацией в космическое пространство, приписанные к порту или аэропорту России водные и воздушные суда под флагом или с опознавательными знаками России, находящиеся в открытом море или открытом воздушном пространстве, а также военно-морские корабли и военные воздушные суда, находящиеся под флагом или опознавательными знаками России (независимо от их места нахождения).

Международным правом устанавливаются ограничения в отношении осуществления уголовной юрисдикции России по преступлениям, совершённым на борту морских судов под флагом иностранных государств, находящихся в пределах территориального моря России, и воздушных судов таких государств, находящихся в пределах воздушного пространства России. Ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года устанавливает, что юрисдикция прибрежного государства распространяется только на случаи, когда последствия преступления распространяется на прибрежное государство, либо преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море, либо если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель государства флага обратится с просьбой о помощи к местным властям, либо если эти меры необходимы для пресечения незаконного оборота наркотических или психотропных средств.

Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года устанавливает, что в отношении преступлений, совершённых на борту воздушных судов других государств, находящихся в территориальном воздушном пространстве, уголовная юрисдикция осуществляется лишь если преступление имеет последствия на территории государства, либо совершено гражданином (резидентом) или в отношении гражданина (резидента) такого государства, либо направлено против безопасности государства, либо связано с нарушением правил воздушных полётов, либо если вмешательство требуется для выполнения международных обязательств данного государства.

Таким образом, в отношении всех прочих преступлений, совершённых на борту воздушных и морских судов применяется закон государства флага. Это же относится и к морским и воздушным судам России, находящимся в пределах территориального моря и воздушного пространства иностранных государств.

Международным правом могут устанавливаться исключения из территориальной уголовной юрисдикции России. Одним из наиболее известных таких исключений является дипломатический и консульский иммунитет.

УК России также распространяет своё действие на граждан России и постоянно проживающих в России лиц без гражданства, совершивших преступление на территории иностранного государства, при условии, что в отношении их не имеется решения суда этого государства (принцип гражданства), а также на военнослужащих воинских частей России, дислоцирующихся за пределами России (если иное не предусмотрено международным договором). Применение мер ответственности в этом случае (в соответствии с изменениями, внесёнными в УК России в 2006 году) не ставится в зависимость от того, считается ли совершённое деяние преступлением в иностранном государстве (ст. 12 УК России).

Ответственности по УК России подлежат также иностранные граждане и лица без гражданства, не являющиеся резидентами России, если совершённое ими преступление направлено против интересов России или её граждан или резидентов (реальный принцип действия уголовного закона), либо ответственность за данное деяние предусматривается международным договором Российской Федерации (универсальный принцип действия уголовного закона).

Направления совершенствования уголовного законодательства России

Уголовный кодекс России постоянно изменяется, за 10 лет его действия (с 1 января 1997 года по 1 января 2007 года) было принято 25 законов, внёсших в него более 300 изменений.

Учёными называются следующие основные направления совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации:

  • Разработка новых, более эффективных видов наказания и совершенствование существующих с целью снизить долю лишения свободы в структуре применяемых наказаний.
  • Обновление и совершенствование норм об экономических преступлениях в связи с развитием правовой базы экономических отношений, появлением их новых форм.
  • Обновление и совершенствование норм об ответственности за совершение преступлений террористического характера, а также норм, направленных на противодействие организованной преступности.
  • Разработка норм уголовного законодательства, предназначенных для применения во время военных действий и в боевой обстановке.
  • Имплементация в уголовное законодательство норм международного права, приведение УК России в соответствие международным правовым актам.
  • Декриминализация многих преступлений небольшой тяжести с установлением за них административной ответственности (например, недавний пакет законов о декриминализации репостов в блогосфере).

> См. также

  • Уголовное право России

Примечания

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации на сайте КонсультантПлюс
  2. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 56.
  3. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 57.
  4. 1 2 Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 58.
  5. Крылова Н. Е. Уголовное право. Учебник. Практикум. М., 2000.
  6. Якубов А. Е. Обратная сила уголовного закона: некоторые проблемы совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации. СПб., 2003. С. 31.
  7. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред. А. И. Рарога. М., 2008. С. 15—16.
  8. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред. А. И. Рарога. М., 2008. С. 18.
  9. Главная страница портала
  10. Пункт 6 Постановления Конституционного Суда России от 24.10.1996 N 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах».
  11. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред. А. И. Рарога. М., 2008. С. 22.
  12. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред. А. И. Рарога. М., 2008. С. 22—23.
  13. Определение Конституционного Суда России от 10.07.2003 N 270-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Курганского городского суда Курганской области о проверке конституционности части первой статьи 3, статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 5. 2003.
  14. Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. М., 2007. С. 27; Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2001 года № 1-О «По делу о проверке конституционности примечания 2 к статье 158 УК России» // Российская газета. 2001. 3 февраля.
  15. Якубов А. Е. Обратная сила уголовного закона: некоторые проблемы совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации. СПб., 2003. С. 173.
  16. Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 1972. С. 336—337.
  17. Зайцев Л., Тишкевич И., Горелик И. Действуют ли промежуточные законы? // Советская юстиция. 1966. № 1. С. 7.
  18. Дурманов Н. Д. Советский уголовный закон. М., 1967. С. 275.
  19. Брайнин Я. М. Уголовный закон и его применение. М., 1967. С. 150—153.
  20. См.: Бойцов А. И. Действие уголовного закона во времени и в пространстве. СПб., 1995. С. 92-95; Медведев А. М. Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право. 1995. № 3. С. 72; Пределы действия Уголовного кодекса Российской Федерации. Практическое пособие. М., 1998. С. 37; Иногамова-Хегай Л. Конкуренция уголовно-правовых норм, изданных в разное время // Уголовное право. 2000. № 3. С. 23.
  21. Якубов А. Е. Обратная сила уголовного закона: некоторые проблемы совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации. СПб., 2003. С. 179—180.
  22. 1 2 Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ России. 03.08.1998. № 31. Ст. 3833.
  23. Закон России от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 26.06.2007) «О недрах» // Российская газета. 15.03.1995. № 52.
  24. Ст. 1 Воздушного кодекса России.
  25. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 93.
  26. Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 04.11.2006) «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Российская газета. 07.12.1995. № 237.
  27. Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 04.11.2006) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // Российская газета. 24.12.1998. № 244.
  28. Уголовное право. Общая часть / Отв. ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова. М., 2001. С. 39.
  29. Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. СПб., 2005. С. 71.
  30. Договор о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.
  31. Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 24.
  32. Наумов А. В. Российское уголовное право. Курс лекций. В 2-х тт. Т. 1. Общая часть. М., 2004. С. 151.
  33. Госдума приняла закон о декриминализации репостов.

> Ссылки

  • Уголовный кодекс Российской Федерации на сайте Pravo.gov.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *