Содержание
- Что такое запрос цен по 223-ФЗ
- Как провести запрос цен
- Для чего требуется запрос коммерческих предложений
- Регламент проведения запроса ценовой информации (коммерческих предложений)
- Требования к запросу коммерческого предложения
- Требования к ответу на запрос
- Запрос на коммерческое предложение по 44-ФЗ + Образец 2019
- Что такое запрос коммерческих предложений в закупках
- Запрос коммерческих предложений по 223-ФЗ
- Запрос коммерческого предложения и запрос предложений: различия
- Законодательное регулирование
- Разновидности запроса предложений
- Порядок проведения
- Основания для отмены
Что такое запрос цен по 223-ФЗ
Под запросом цен понимают конкурентную закупочную процедуру, проводимую по нормам 223-ФЗ, согласно которой заказчик размещает в ЕИС информационное приглашение об участии в определении поставщика с целью приобретения необходимых товаров, работ, услуг. Существуют и другие названия данного способа закупки — мониторинг цен, запрос ценовых котировок или же просто запрос котировок.
В процессе осуществления ЗЦ заказчик размещает информацию о соответствующем заказе, а потенциальный исполнитель, соглашаясь с условиями тендера, подает заявку на заключение контракта. В результате у организации-заказчика образуется ряд предложений, среди которых ему и предстоит сделать выбор наиболее выгодной в ценовом отношении заявки.
В настоящее время ЗЦ проводится как в бумажном, так и в электронном виде. Однако согласно 505-ФЗ от 31.12.2017, все конкурентные закупки, начиная с 01.07.2018, должны будут осуществляться в электронной форме. ЗЦ может быть открытой или закрытой процедурой, проводиться с переторжкой или без. Также для запроса цен возможны ситуации проведения предварительного ценового отбора и определения нескольких победителей торгов.
Проведение мониторинга цен регулируется положением о закупках заказчика, в котором прописаны основные требования к заказу, порядок подготовки закупочной документации и извещения, ключевые условия торгов, регламент заключения договоров.
Правила проведения конкурса закрепляются в положении заказчика. При этом, как правило, заказчик проводит ЗЦ в следующих случаях:
- если максимальная сумма заказа не превышает 10 млн руб.;
- если он имеет как минимум трех потенциальных исполнителей;
- если заказчиком выступает самофинансируемая государственная организация, муниципальное или бюджетное учреждение, которые проводят торги, используя внебюджетные средства.
Как провести запрос цен
Процедура проведения мероприятия осуществляется в несколько этапов. Предлагаем пошаговую инструкцию.
Для проведения мониторинга котировочных цен заказчику необходимо выполнить следующие действия:
- Выявление потребности в приобретении ТРУ и определение способа закупки.
- Планирование закупки с учетом качественных, количественных и финансовых показателей.
- Определение основных требований для предстоящего тендера.
- Формирование закупочной документации.
- Публикация в ЕИС извещения о заказе.
- При поступивших запросах разъяснение условий закупочной документации.
- Вскрытие заявок, поступивших от участников торгов.
- Проведение процедуры рассмотрения и оценки поступивших предложений, подведение итогов и дальнейшее определение победителя.
- Заключение договорных отношений с участником-победителем ЗЦ, а также публикация соответствующих сведений в ЕИС.
Основные требования к приобретаемым путем запроса цен ТРУ устанавливаются к качеству продукции, к условиям будущего контракта (проект договора в обязательном порядке прикладывается к закупочной документации), к участникам закупки (в том числе субподрядчикам и соисполнителям). Также при составлении закупочной документации рассчитывается НМЦК и определяется размер обеспечения заявки и исполнения поставщиком обязательств по договору.
Заказчик может прописать дополнительные требования к участникам ЗЦ, порядок подачи заявок на участие и документальный состав предложения, указать место, дату начала и окончания подачи заявок, сроки рассмотрения заявок и заключения договора с победителем закупки.
Так как 223-ФЗ не регулирует временной период публикации извещения о ЗЦ, такие сроки размещения прописываются самим заказчиком в рамках положения о закупке. Зачастую данный период не превышает 5-10 дней до момента окончания срока предоставления заявок на участие.
Потенциальный исполнитель в вышеуказанный период предоставляет свое предложение, которое содержит все необходимые, в соответствии с закупочной документацией, данные, бланки и декларации. В настоящий момент заявка может быть подана как в бумажном виде (в запечатанном конверте), так и электронно. Запрос цен признается состоявшимся в том случае, если заказчик получил не менее трех таких заявок.
Победителем признается участник, который предложил наиболее выгодные ценовые, качественные и договорные условия.
В самом извещении необходимо указать информацию о том, что ЗЦ — это не торговая процедура, соответственно, заказчик вправе (но не обязан) заключить договор с победившим участником.
Актуальные примеры запроса цен по 223-ФЗ будут представлены далее.
Одним из обязательных этапов при подготовке технической документации на проведение закупки является определение и обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Она может определяться различными способами, но наибольшей популярностью среди заказчиков пользуется метод сопоставимых рыночных цен.
Именно в процессе анализа рынка заказчику требуется запросить коммерческие предложения от потенциальных поставщиков.
Для чего требуется запрос коммерческих предложений
Независимо от того, каким способом будет проводиться закупка, заказчик в обязательном порядке должен привести обоснование начальной максимальной цены контракта. Рассчитанная им цена будет фигурировать во всей документации по закупке: в извещении, в документации по государственному контракту и в разосланных поставщикам приглашениях принять участие в закупке.
Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Правила определения и обоснования НМЦК приведены в ст. 22 ФЗ-44. Правильная и справедливая цена контракта способствуют эффективному расходованию бюджетных средств и привлечению к торгам надежных заказчиков, а также служит дополнительной гарантией получения качественных товаров.
По ч. 1 ст. 22 ФЗ-44 цена контракта может определяться с учетом метода сопоставимых рыночных цен, затратного, проектно-сметного, тарифного или нормативного метода.
Метод сопоставимых рыночных цен является самым популярным и предполагает анализ рынка поставляемых товаров или услуг. Для того чтобы процедура проведения рыночного анализа была унифицирована и стандартизирована, Минэкономразвития разработало рекомендации №567, содержащие перечень мероприятий, которые нужно провести заказчику для сбора данных.
Согласно указанному документу, заказчик перед проведением закупки должен запросить как минимум три коммерческих предложения.
Если количество ответов, полученных от поставщиков, будет больше, чем три, то при дальнейших расчетах используются те, которые содержат минимальные значения стоимости услуг или товаров.
Коммерческое предложение, которое запрашивается у поставщика, – это документ, подтверждающий стоимость товаров и услуг, предполагаемых к закупке. Все товары и услуги при этом должны соответствовать заявленным характеристикам. Коммерческое предложение, полученное исполнителем, не влечет обязательств по заключению договора.
Регламент проведения запроса ценовой информации (коммерческих предложений)
В целях получения предложений от поставщиков заказчику необходимо подготовить запрос и разослать его поставщикам необходимых товаров и услуг.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Хотя заказчику необходимо получить ответы от 3 поставщиков, лучше изначально отправить запросы большему количеству компаний, так как никто не гарантирует, что все компании ответят (они предоставляют коммерческие предложения по своему усмотрению и закон не принуждает их к этому).
При выборе поставщиков для направления запроса заказчику следует придерживаться рекомендаций п. 3.7.1. Приказа №567. Так, здесь указано, что:
- Запросы направляются поставщикам, обладающим аналогичным опытом поставок за последние 3 года (это, например, те, с кем ранее работал поставщик).
- Информация о компании не должна присутствовать в реестре недобросовестных поставщиков.
При формировании и рассылке коммерческих предложений заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:
- Сформировать описание объекта закупки. Это необходимо сделать максимально детально, чтобы получить корректные коммерческие предложения. В запросе следует указать количественные и качественные характеристики закупки, условия поставки (время, место и пр.), которые могут повлиять на цену контракта.
- Определить потенциальных поставщиков необходимого товара или услуги. В процессе поиска можно пользоваться общедоступными базами данных и каталогами, а также реестром контрактов в ЕИС.
- Составить официальный запрос на предоставление ценовой информации.
- Разослать его отобранным на предыдущем этапе поставщикам с помощью электронной почты (или иным способом).
- Дождаться ответов и провести анализ полученной информации.
- Рассчитать НМЦК.
Также ФЗ-44 допускает возможность размещения в ЕИС запроса цен от поставщиков, чтобы не заниматься их поиском самостоятельно. При этом в извещении о запросе коммерческих предложений необходимо указать финальную дату, до которой их требуется предоставить.
Заказчик может комбинировать способы получения нужной информации: одновременно направив запросы по почте и разместив данные в ЕИС.
Если же запросы не привели к получению нужной информации, то провести анализ цен можно на основании ранее заключенных контрактов в отношении аналогичной продукции. Для этого можно воспользоваться реестром контрактов из ЕИС.
Стоит отметить, что заказчик не вправе рассматривать для расчета НМЦК предложения, поступившие от анонимных поставщиков, а также те, которые не соответствуют установленным требованиям.
Требования к запросу коммерческого предложения
Требования к запросу на предоставление коммерческого предложения содержится в п. 3.10 Приказа №567. Данный документ должен содержать в себе следующие сведения:
- Описание объекта закупки, количество предполагаемого к закупке товара, единица измерения (либо объем необходимых услуг и работ).
- Сведения, позволяющие определять идентичность товаров и услуг, которые предлагаются поставщиками.
- Условия будущего контракта, который будет заключен на основании государственной закупки, сроки и место поставки товара, величина обеспечения, порядок перечисления платы.
- Финальная дата предоставления коммерческого предложения.
- Наименование и реквизиты заказчика.
- Номер запроса, согласно внутренней системе нумерации.
- Дата передачи запроса.
- Наименование и реквизиты поставщика.
Запрос необходимо также сопроводить текстом о том, что коммерческое предложение не обязывает поставщика подписывать контракт. Также нужно прописать, что ответ поставщика должен позволить однозначно определить предложенные товары и услуги, а также сроки действия данного ценового предложения.
Запрос подписывается директором бюджетной организации или ответственным за проведение закупки лицом. Обычно он оформляется на фирменном бланке заказчика. Образец запроса коммерческих предложений можно скачать .
Желательно сопровождать письмо на электронную почту телефонным звонком поставщику, так как письмо может уйти в спам, или на сайте могут быть указаны некорректные сведения.
Можно дополнить текст письма дополнительной фразой, которая бы стимулировала поставщика к предоставлению коммерческого предложения.
Требования к ответу на запрос
Коммерческое предложение оформляется поставщиком в установленные сроки на фирменном бланке организации. В данном документе должны содержаться такие сведения:
- Реквизиты компании (ИНН, КПП, наименование, фактический и юрадрес).
- Актуальная стоимость товаров и услуг, в отношении которых формировался запрос.
- Упоминание о том, что все расходы на доставку, отгрузку и пр. были включены в стоимость закупаемых товаров.
- Срок действия предоставленного коммерческого предложения.
- Дата отправки коммерческого предложения и его исходящий номер.
Оно должно быть заверено официальной печатью компании (если такая есть) и подписью руководителя. Стоит отметить, что коммерческие предложения без синей печати поставщики принимают с определенной опаской, так как в рекомендациях указано на необходимость такого заверения полученного предложения.
Поставщику желательно прямо указать в тексте, что коммерческое предложение не является публичной офертой (это означает, что поставщика не могут привлечь на основании него к заключению договора).
Стоит отметить, что коммерческое предложение имеет ограниченный срок действия. Связано это с постоянными изменениями рыночной конъюнктуры, что может потребовать от поставщика изменения ценовой политики. Срок действия цен на предлагаемые товары и услуги определяется поставщиком по своему усмотрению. Обычно в тексте ответа исполнителем указывается дата, до которой предложенные цены считаются действительными.
Если поставщик не пропишет в коммерческом предложении временные рамки, то такое предложение будет признано бессрочным. Но по рекомендациям Минэкономразвития №567 п. 3.14 при расчете НМЦК следует учитывать только те предложения, которые поступили не позднее, чем за полгода до проведения рыночного анализа. Поэтому перед проведением закупки следует всегда запрашивать актуальные предложения от поставщиков.
Только в исключительных случаях заказчику разрешают использовать старые сведения из коммерческих предложений. При этом актуальная стоимость товаров и услуг пересчитывается с учетом поправочного коэффициента (методика расчета приводится в п. 3.18 Приказа №567).
Обычно предложение направляется заказчику на указанную им электронную почту. Но заказчик в запросе вправе прописать иной предпочтительный способ получения предложений от исполнителей. Образец ответа на запрос коммерческих предложений можно скачать .
В Методических рекомендациях указано, что полученные от поставщиков коммерческие предложения подлежат хранению вместе с остальной закупочной документацией. Это могут быть как оригиналы коммерческих предложений, так и снимки экрана, содержащие изображения поступивших предложений и даты их формирования.
Таким образом, запрос рыночных предложений в рамках государственных закупок производится в целях анализа рынка при определении и обосновании НМЦК методом сравнимых рыночных цен. Рекомендации Минэкономразвития №567 содержат перечень информации для формирования запроса коммерческих предложений. Требования к определению НМЦК на основании полученных предложений прописаны в 22 ст. 44-ФЗ. Запрос допускается отправить на личную почту поставщика либо опубликовать извещение о запросе ценовой информации в ЕИС. Полученное от поставщика коммерческое предложение носит только ознакомительный и информационный характер и не может служить основанием для принуждения его к заключению договора на указанных условиях.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Запрос на коммерческое предложение по 44-ФЗ + Образец 2019
Законодателем установлено несколько способов определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Самым востребованным на данный момент является метод сопоставимых рыночных цен. Чтобы по нему провести расчет заказчику необходимо проанализировать рынок. Самый простой способ получить актуальную информацию – запросить коммерческие предложения на требуемые товары или услуги у потенциальных поставщиков. В этой статье мы рассмотрим особенности составления такого запроса.
Что такое коммерческое предложение
Коммерческим предложением принято называть документ, который подтверждает стоимость товаров или услуг, отвечающих заявленным характеристикам. Он составляется на официальном бланке организации, предоставляющей информацию. Передача коммерческого предложения не влечет за собой обязательств по заключению договора (однако лучше прямо указать, что оно не является офертой).
Необходимость сбора государственным заказчиком предложений от потенциальных поставщиков установлена статьей 22 44-ФЗ. Чтобы унифицировать процедуру сбора такой информации и расчета НМЦК Министерство экономики и развития России разработало рекомендации № 567 от 02.10.2013 г. В них содержится перечень мероприятий, которые должен провести заказчик для анализа рынка.
Согласно действующим рекомендациям перед проведением закупки заказчик должен получить не менее трех коммерческих предложений. Если документов поступит больше, то в расчете НМЦК разрешено использовать те из них, которые содержат минимальные значения стоимости товаров или услуг.
Срок действия коммерческого предложения
Экономическая ситуация в стране постоянно меняется, следовательно, коммерческие предложения поставщиков могут быстро потерять актуальность. Чаще срок действия цен на товары и услуги компания определяет самостоятельно и указывает эту информацию в своем прайс-листе. В тексте коммерческого предложения при этом прописывается дата, до которой цены считаются действительными.
Если поставщик не определил срок действия коммерческого предложения, то оно признается бессрочным. Однако, согласно пункту 3.14 приказа Минэкономразвития №567, при расчете НМЦК целесообразно использовать информацию, предоставленную заказчику не более чем за 6 месяцев до даты проведения анализа рынка. Поэтому перед каждой закупкой рекомендуется собирать обновленные коммерческие предложения.
В ситуациях, когда нет возможности обновить ценовую информацию, разрешено использовать старые данные. При этом стоимость товаров и услуг пересчитывается с учетом поправочного коэффициента. Методика расчета приведена в пункте 3.18 Приказа №567.
Порядок получения коммерческих предложений
Для получения коммерческих предложений заказчик должен составить соответствующий запрос и разослать его потенциальным поставщикам. Рекомендуется отправлять просьбу пяти и более компаниям. Заказчик должен будет провести следующие мероприятия:
- Сформировать описание закупаемого объекта. Указать все требуемые количественные и качественные характеристики. Обозначить условия поставки, которые могут отразиться на итоговой стоимости продукции или работ.
- Определить компании, которые могли бы выступить в роли поставщиков.
- Составить запрос о предоставлении ценовой информации и оформить его на официальном бланке организации.
- Разослать подготовленный документ всем выбранным поставщикам. Для этого можно использовать факсимильную связь, а также электронную почту.
- Получить ответ и проанализировать предоставленную информацию.
- Произвести расчет НМЦК.
В случаях, когда заказчику не удается собрать коммерческие предложения, Минэкономразвития рекомендует провести анализ ранее заключенных аналогичных договоров. Сделать это можно, пользуясь реестром контрактов, размещенным в ЕИС. Ценовую информацию из них допустимо использовать при расчете НМЦК.
Запрос на предоставление коммерческого предложения
Порядок формирования запроса ценовой информации описан в пункте 3.10 Приказа № 567. Документ должен содержать в себе следующие сведения:
- Описание закупаемого объекта, количество товара и единицу его измерения, объем необходимых услуг или работ.
- Сведения, которые помогут определить идентичность товаров или услуг предлагаемых поставщиком.
- Ключевые условия контракта, заключаемого по итогам будущей закупки. Обязательно прописываются сроки и место поставки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контакта, требования о наличии гарантийных обязательств.
- Информация о том, что предоставление коммерческого предложения не обязывает заказчика заключать контракт.
- Ссылка на то, что из ответа поставщика должны быть однозначно понятны предлагаемые им цены на товары или услуги, а также срок их действия.
- Крайняя дата подачи коммерческих предложений.
В тексте документа должны быть прописаны наименование и реквизиты заказчика, а также контакты лица, ответственного за сбор коммерческих предложений. Перед тем как отправить запрос рекомендуется известить об этом потенциального поставщика посредством телефонного звонка. Если документ отправляется по электронной почте, то в теме письма желательно указать фразу, которая пробудит в контрагенте желание предоставить информацию.
Пример документа:
На фирменном бланке
Исх. № 12/17 от 01.04.2018 г. Директору ООО «Ромашка» Петрову П.П.
Запрос о предоставлении ценовой информации
Уважаемый Директор ООО «Ромашка», МУП «Горсвет» планирует проведение электронного аукциона на поставку моющего средства. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в целях изучения рынка цен на закупаемый товар, просим предоставить информацию о стоимости поставки товара, соответствующего указанным характеристикам.
Наименование товара | Технические и функциональные характеристики товара | Ед. измерения | Количество |
Средство для мытья посуды | Флакон 500 мл. Срок годности не менее 1 года. | штука | 100 |
Ключевые условия контракта, заключаемого по результатам закупочной процедуры:
Срок поставки: в течение 10 рабочих дней с момента заключения договора.
Место поставки: г. Москва, ул. Спортивная, д.1
Порядок оплаты: в течение 15 дней с момента поставки товара.
Размер обеспечения заявки: 1500 рублей.
Размер обеспечения контракта: 10000 рублей.
В ответ просим указать цену на предлагаемый товар, а также срок ее действия. Коммерческое предложение должно быть передано заказчику не позднее 20.02.2018г. на электронный адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Ответ на запрос не влечет за собой возникновения каких-либо договорных обязательств.
Директор МУП «Горсвет» ____________________ Иванов Иван Иванович
У кого запрашивать коммерческие предложения
Согласно требованиям пункта 3.7.1 Приказа №567 запросы на предоставление ценовой информации рассылаются поставщикам, имеющим опыт аналогичных поставок. Информация о таких компаниях должна отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков. Для расчета НМЦК не могут быть использованы сведения, полученные из анонимных источников. Коммерческие предложения на товар, не отвечающий требуемым параметрам, также не рассматриваются.
Для поиска потенциальных поставщиков заказчикам разрешено использовать различные информационно-поисковые системы и прочие общедоступные источники. Поможет также и реестр контрактов, опубликованный в ЕИС.
Образец коммерческого предложения
Поставщик оформляет коммерческое предложение на официальном бланке своей компании. Оно должно быть заверено подписью руководителя и печатью. В нем должна содержаться следующая информация:
- Реквизиты фирмы.
- Актуальная на момент оформления предложения цена запрашиваемых товаров или услуг.
- Упоминание о том, что все дополнительные расходы включены в стоимость товаров.
- Срок действия предоставляемой информации.
Пример документа:
На фирменном бланке
10.02.2018г. Директору МУП «Горсвет» Иванову И.И.
От Директора ООО «Ромашка» Петрова П.П.
Коммерческое предложение
ООО «Ромашка» (юр. и почтовый адрес: г. Москва, ул. Ленина д.2, ИНН 11111111, КПП 2222222, ОРГН 333333333) в лице директора Петрова Петра Петровича в ответ на ваш запрос №12/17 от 01.02.2018г. сообщает запрошенную информацию
>Составляем запрос на коммерческие предложения
Что такое запрос коммерческих предложений в закупках
Коммерческое предложение в закупках — это ответ поставщика на просьбу заказчика предоставить ценовую информацию.
Запросы же бывают двух типов: общедоступные и персональные. В первом случае заказчик на своем сайте или в ЕИС размещает сообщение о том, что он заинтересован в будущей покупке и предлагает всем желающим присылать данные по стоимости. Во втором — обращение направляется непосредственно конкретным поставщикам, их должно быть не менее пяти, согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России (утв. Приказом от 02.10.2013 № 567).
Закон не устанавливает требования к содержанию запроса. Но желательно оформить его на официальном бланке организации. В содержании следует максимально точно описать товар, работу или услугу, которые планируете закупать. Как правило, такое письмо содержит:
- Описание объекта закупки.
- Основные технических характеристики.
- Существенные условия исполнения контракта.
- Срок представления ценовой информации.
Информация о стоимости необходима заказчику, чтобы сформировать начальную максимальную цену контракта (НМЦК). Коммерческое предложение при этом должно полностью учитывать все условия закупки, для которой его запрашивают. Также оно должно иметь срок действия, в нем не просто должна быть отражена реальная стоимость товаров, работ, услуг без умышленного завышения или занижения, но и подробно указано, из чего она складывается (за единицу, с НДС или без, есть ли доставка и т.д.).
Запрос коммерческих предложений по 223-ФЗ
Для определения НМЦК по 223-ФЗ можно воспользоваться одним или несколькими способами.
1. Поискать данные о стоимости на продукцию в реестре закупок, которые проводились в соответствии с 223-ФЗ и 44-ФЗ. Все нужные данные размещается в ЕИС, при этом для целей определения НМЦК можно использовать информацию о ценах того участника, с которым заключается договор.
2. Поискать данные о рыночных ценах в едином реестре договоров по 223-ФЗ и в едином реестре государственных и муниципальных контрактов, по 44-ФЗ.
3. Собрать и проанализировать общедоступную информацию о рыночных ценах. К ней относится в том числе:
- сведения о стоимости продукции из каталогов, рекламы, описаний товаров;
- сведения о котировках на российских и иностранных биржах;
- сведения о стоимости на продукцию на ЭТП;
- данные государственной статистической отчетности о ценах продукции.
4. Осуществить поиск в официальных источниках уполномоченных государственных и муниципальных органов.
5. Если применимо, можно поискать данные о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, которое регулирует оценочную деятельность в РФ.
6. При возможности можно использовать данные информационно-ценовых агентств.
7. Наконец, можно запросить информацию о рыночных ценах на продукцию минимум у трех поставщиков, которые специализируются на поставке нужной продукции. Их контакты всегда есть в открытом доступе. Чтобы их получить, можно воспользоваться любой поисковой системой.
Запрос предложений является одним из наиболее популярных способов закупок по 223-ФЗ наряду с запросом ценовых котировок. Это конкурентная закупка, которая проводится в открытой форме и не предполагающая ограничений численности участников.
Ее особенностью является то, что заказчик оценивает заявки, поступившие от участников по комплексу критериев, включая ценовые и неценовые параметры.
Запрос коммерческого предложения и запрос предложений: различия
Запрос предложений как форму закупок следует отличать от запроса коммерческих предложений в рамках мониторинга рынка заказчиком. Запрос коммерческих предложений требуется заказчику для определения начальной максимальной цены контракта, которая будет указана им в закупочной документации. Это та цена, выше которой заказчик не планирует заключать договор на заданных условиях.
Для определения максимальной цены контракта заказчик может использовать разные методы. Наиболее популярным методом является методика сопоставимых рыночных цен. Опираясь на данную методологию, заказчик запрашивает цены у нескольких поставщиков нужного ему товара или услуги. Затем он определяет средневзвешенное значение или берет за основу наиболее высокую предложенную цену в качестве НМЦК.
Ответ на запрос заказчика и предоставление ценового предложения не будет считаться офертой и не принуждает участника в дальнейшем заключить договор на предложенных им условиям.
Целью запроса предложений как закупочной процедуры является выбор наилучших условий исполнения договора среди поступивших заявок.
При запросе предложений как формы закупок своей заявкой участник подтверждает готовность к подписанию договора в перспективе. При его отказе или уклонении от подписания договора сведения об участнике передаются в реестр недобросовестных поставщиков, что может создать определенные сложности при участии компании в закупках.
Законодательное регулирование
При осуществлении закупок товаров и услуг заказчики по 223-ФЗ должны руководствоваться законодательством о закупках, Конституцией, ФЗ «О защите конкуренции», другими нормативно-правовыми актами. При этом определяющее значение при выборе закупочной процедуры принадлежит Положению о закупках, утвержденному заказчиком.
В нем заказчик может прописать используемые им закупочные процедуры при выборе поставщика нужных товаров и услуг. В том числе здесь может упоминаться запрос предложений и условия его выбора. При этом запрос предложений не является обязательным способом закупок как, например, аукцион или конкурс. 223-ФЗ не требует от заказчика его применения, этот вопрос остается на его усмотрение.
Заказчик должен не только определиться со способами закупки товаров и услуг, но и прописать это в плане закупок. Это документ составляется заказчиком в установленной форме с учетом требований Постановления Правительства №908. В графе «Способ закупок» заказчик должен прописать выбранный им вариант закупки, например, запрос предложений.
Запрос предложений как форма закупок обладает следующими преимуществами для заказчика:
- Запрос предложений не является торгами. Поэтому на него не распространяют действие ст.ст. 447-449 ГК РФ. Это значит, что на заказчика не возлагаются обязанности по подписанию договора с победителем запроса предложений по итогам проводимой закупки.
- Заказчик вправе регламентировать процедуру проведения закупки в своем положении.
- Заказчик вправе в любой момент отказаться от проведения закупки, при этом он не должен будет компенсировать издержки участникам (например, на подготовку и отправку предложения).
- Запрос предложений позволяет заказчику оперативно выбрать подходящего поставщика, так как сроки подачи заявок определяются им самостоятельно.
В Положении о закупке, утвержденном заказчиком, прописывается полный алгоритм проведения запроса предложений и требования к закупке, включая следующее:
- подача заявок;
- форма заявки;
- требования к ней;
- отказ от проведения закупки;
- обеспечение заявки;
- порядок подачи заявки на участие в закупке;
- порядок оценки и определения победителя;
- последствия признания закупки несостоявшейся;
- сроки заключения договора с победителем;
- прочие условия.
При подготовке Положения о закупке и регламента проведения запроса предложений заказчику не стоит забывать об антимонопольных требованиях 135-ФЗ.
Условия выбора открытого запроса предложений определяются заказчиком на собственное усмотрение. Обычно он применяет данную процедуру в том случае, если ему важны не только ценовые параметры исполнения условий договора.
Заказчик обладает сжатыми сроками на проведение закупки: у него в запасе есть не более 20 дней. В эти временные рамки обычно удается уместить весь процесс: от размещения извещения до подписания контракта.
Запрос предложений используется при небольшой начальной цене договора: в пределах 10 млн. р. Заказчик также отдает предпочтение такой закупке, если ему важна возможность необремененного отказа от закупки.
Заказчики по 223-ФЗ при выборе закупки через запрос предложений могут ориентироваться на рекомендации ФАС по данному аспекту. Специалисты антимонопольной службы указывают, что запрос предложений нужно применять для закупки в целях срочных и неотложных нужд при небольшой начальной цене договора.
Разновидности запроса предложений
Запрос предложений может проводиться среди неограниченного круга лиц, тогда он называется открытым запросом предложений. В такой закупке может принимать участие любой желающий.
Участвовать в открытом запросе предложений вправе любое юридическое или физическое лицо, предприниматели, которые соответствуют условиям закупочной документации.
Обычно заказчик прописывает ряд требований к участнику закупочной процедуры:
- Он должен соответствовать законодательным требованиям (например, иметь лицензию на выполнение работ или поставку товаров или состоять в профильном СРО).
- Он не должен находиться в стадии ликвидации.
- Его деятельность не должна быть приостановлена в порядке КоАП.
- Сведения о нем не должны содержаться в реестре недобросовестных поставщиков.
Закрытый запрос предложений предполагает приглашение к закупке определенных участников. Информация о закупке не подлежит публикации в ЕИС.
К закупкам с ограниченным участием относятся те, которые предполагают допуск участников, прошедших предварительный квалификационный отбор. Такая закупка проводится при необходимости приобрести технически сложный или уникальный товар.
В настоящее время запрос предложений проводится заказчиками в электронной или бумажной форме.
Но согласно последним изменениям в 223-ФЗ (по 503-ФЗ), в законодательстве не будет предусмотрена неэлектронная форма закупок в виде запроса предложений или цен.
Запрос предложений в электронной форме проводится на одной из электронных площадок, выбранных заказчиком. Их перечень не ограничивается, как в случае в 44-ФЗ. Электронные закупки более удобны для заказчика, так как позволяют ему автоматизировать процедуру.
Порядок проведения
Механизм закупки и этапы запроса предложений по 223-ФЗ не прописаны. Данные аспекты должны самостоятельно прописать заказчики в Положении о закупке (согласно ч. 3 ст. 3 223-ФЗ).
Запрос предложений производится поэтапно.
Этап 1. Разрабатываются условия приобретения товаров и услуг, а также требования к поставщикам.
Этап 2. Готовится закупочная документация и размещается извещение о проведении закупки в ЕИС.
В извещении указываются сроки подачи заявок, требования к предмету закупки и заказчику, размер обеспечения по заявкам, условия исполнения контракта и пр. важные условия.
Участники закупки вправе направлять дозапросы в целях получения разъяснений от заказчика по непонятным аспектам закупочной документации. Заказчик обязан предоставить официальный письменный ответ по всем запросам.
При необходимости заказчик вправе изменять извещение о закупке, о чем должна публиковаться информация в ЕИС.
Этап 3. Прием и рассмотрение заявок от участников закупки.
Оценивать поступившие заявки можно только на основании тех критериев, которые были прописаны в извещении на запрос предложений. Так, согласно ч. 6 ст. 3 223-ФЗ требования к объекту закупки должны предъявляться строго в соответствии с утвержденной и опубликованной информацией.
Этап 4. Определение победителя.
Победителем становится участник, который предложил наиболее оптимальные условия исполнения договора.
В ходе оценки заявок на участие в запросе предложений комиссия присваивает каждому участнику свой порядковый номер с точки зрения предпочтительности. Первый номер получает победитель торгов, набравший наибольшее количество баллов.
Если в обеих поступивших заявках содержались одинаковые условия, то побеждает та, которая была подана раньше.
Этап 5. Публикация протокола в ЕИС.
После того как итоги подведены, заказчик должен опубликовать на официальном сайте госзакупок итоговый протокол.
Этап 6. Подписание договора с победителем.
После выбора победителя ему направляется проект договора для ознакомления и подписания.
Основания для отмены
Заказчик имеет право отменить запрос предложений при необходимости. Если он принял такое решение, то ему следует разместить его в ЕИС, а также скорректировать план-график закупки.
Строгого перечня оснований для отмены закупки в 223-ФЗ не содержится. Заказчик вправе прописать его в Положении о закупке.
Отменить закупку допускается не только в добровольном порядке со стороны заказчика, но и в принудительном по предписанию, выданному ФАС. Сотрудники антимонопольной службы наделены правом на отмену закупки, если она не соответствует требованиям законодательства (например, в закупочной документации содержатся противоречащие закону требования к участникам закупки).
Таким образом, заказчик по 223-ФЗ может провести закупку через запрос предложений, если такая возможность содержится в его Положении о закупке. Если 44-ФЗ четко регламентирует порядок запроса предложений, механизм и условия его применения, то в 223-ФЗ такие ограничения отсутствуют. Запрос предложений позволяет заказчику в сжатые сроки определить поставщика товара и услуги при относительно невысокой цене контракта и при необходимости учета как ценовых котировок, так и прочих нестоимостных критериев.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!