Закупка вне электронного магазина

Как стать поставщиком государства: пошаговая инструкция

В прошлой статье я рассказывал о способе регистрации в качестве индивидуального предпринимателя через интернет. Сегодня хочу продолжить тему и рассказать как найти первых клиентов по средствам электронной сети.

Итак, что такое электронный магазин Московской области?

— Расположен он по адресу https://market.mosreg.ru/

— Для работы требуется электронная подпись ИП или на организацию, сделать ее можно в том же контуре за пару часов. (в конце статьи напишу как)

— Поставщиком услуг может быть, индивидуальный предприниматель или организация, форма налогообложения может быть любая.

— Заказчиками в основном выступаю муниципальные бюджетные учреждения (детские сады, школы, библиотеки, дома культуры, администрации городских поселений…)

— Предметами закупок может быть все что угодно от поставки туалетной бумаги до замены электропроводки или ремонта здания.

— Стоимость закупки не может превышать 400 тр.

— Заказ получает тот предприниматель или организация чья цена ниже чем у конкурентов.

Давайте на примере попробуем найти заказы. Допустим вы занимаетесь установкой видеонаблюдения.

1. Заходим на сайт https://market.mosreg.ru/Account/RegisterParticipa…

2. Регистрируемся с помощью ЭЦП.

3. Переходим на витрину поставщика, далее кликаем — Прием предложений

4. В строке наименование закупки пишем — видео

5. Видим 3 страницы закупок по 100 заявок…

6. Заходим в любую закупку.

7. Смотрим документы закупки. Анализируем количество поданных заявок. считаем бюджет. Если готовы выполнить заказ, то нажимаем подать предложение.

Закупки в электронном виде — как по госзаказу, так и коммерческие — проводятся на электронных торговых площадках. Для аккредитации на них, отправки заявок и подписания контрактов поставщикам необходим сертификат электронной подписи.

Как сделать эцп?

1.Переходим на сайт контура

2.Выбираем электронная подпись для торгов.

3.Оставляем заявку.

Но, что бы поставщику увидеть на какую сумму подал предложение другой поставщик — нужно так же подать от себя заявку (хотя не понятно зачем скрывать изначально, если после подачи предложения, когда будут доступны цены других поставщиков, в любой момент до окончания срока подачи заявки можно предложение изменить или отозвать…)

Сразу скажу, что площадка сырая «донельзя» и если поставщику еще более менее все понятно (сформировал кп — подал предложение — ждешь результатов — получаешь контракт на подпись — подписываешь и отправляешь обратно), то у гос. заказчиков все связано с планом графиком, ПИКом, ЕАСУЗом и другими приблудами, и что бы закупка ушла в ЭМ — нужно пройти перед этим 7 кругов ада.

Контрактные управляющие во многих учреждениях — это прошедшие доп. обучение сотрудники, которые в фз — 44 плавают как ….. на поверхности, а в образовательных учреждениях — вообще пиши пропало.

Попросил нас наш постоянный заказчик осуществить нам поставку по средствам электронного магазина, говорит сами не хотим, но придется на следующий год все контракты так заключать ( основной контракт у нас на достаточно крупную сумму), а тут на небольшую поставку — можем потренироваться оба. Ну ОК, договорились, что заключимся.

Все на удивление прошло достаточно хорошо и без заморочек, если не считать того, что заказчик не понимал, что нужно подписать договор в ЭМ электронной подписью и на бумаге он уже не требуется. Заключились, поставку выполнили, все Ок.

И показалась нам эта идея очень даже ничего. Начали искать закупки подходящие нам. Когда искали, честно диву давались, какой бардак и что вообще за дич заказчики публикуют…. (заказчик к слову публикует тех. задание со спецификацией и проект контракта).

1. Заявки с откровенно «невыполнимыми» ТЗ, с заниженной стоимостью товара до степени «ниже себестоимости»
2. Заявки с размытыми или противоречащими самим себе тех. заданиями.

3. Заявки, к которым они прикладывают пустые вордовские файлы или файлы в которых есть только и написано «Техническое задание» .

4. Заявки, в которых ТЗ составлено на столько плохо и неграмотно, что его можно выполнить, но заказчик не получит то, что он хотел или подразумевал.

5. — Отдельный вид заявок, где вместо ПК и ТЗ уже приложен подписанный счет от поставщика….(WTF это вообще что =)))))

Нашли значит мы интересную нам закупку и подали предложение. Смотрим, предложение наше выгодное и по идее заключиться должны именно с нами. Срок подачи заявок прошел, статус закупки с «подача предложений» изменился на » согласование». Ничего специально не делаем, ждем (хотели посмотреть как вообще это все работает и как действовать будет заказчик. По идее он должен был связаться с нами или направить в ЭМ контракт на подписание).

Проходит дней 5 (все это время закупка в стадии «согласование»). Учреждение образовательное, бюджетное, думаю ну они там умом не отличаются, так что может тупят и продолжаем ждать.

В тот же день захожу в карточку закупки и вижу статус «договор заключен вне электронного магазина» и тут же уже выложен сам подписанный договор. Думаю, как так то? (при этом наша заявка не отклонена, но там видимо не предусмотрено такой функции. По типу если с тобой не заключили — значит тебя отклонили…)

Немного теории:

— По регламенту работы ЭМ, Заказчик договор должен заключить с тем поставщиком, который предложил наименьшую цену. Заключить он его может либо в ЭМ либо вне ЭМ.

Открываю заключенный договор и вижу, что сумма в нем значится начальная (то есть больше, чем предложил любой из поставщиков в ЭМ).

Ладно, думаю позвоню представителю заказчика.

Звоню, (Я — Я. Т — Тетка контрактник)

Я: Здравствуйте, мы такие то, прошу объяснить причину отклонения заявки.

Т: Вы не соответствуете критериям.

Я: Эмммм каким критериям?
Т: Ну у вас коммерческое не соответствует ТЗ (к слову в коммерчское было скопировано их ТЗ и написано согласие, что согласны выполнить все в соответствии с ним).

Я: В смысле не соответствует? В КП все как и ТЗ, все цены прописаны все соответствует.

Т: Ну вы не представили квалификационную анкету и не предоставили отзывы о своей организации.

Я: Ты сдурела совсем что ли? Извините, но требований таких в условиях участия в закупке не было.

Т: Да отъебись ты уже, достал ей богу, чаю попить не дадут. Ну вы не соответствуете.

Я: Вы понимате, что вы отклонили нашу заявку не законно и заключились на большую сумму вне ЭМ.

Т: (переходя на крик) МАЛАДОЙ ЧЕЛАВЕК!!!! ВЫ НЕ СООТВЕТСТВУЕТЕ НАШИМ ТРЕБОВАНИЯМ!!!!!

Я: Ок, ваше право так думать, но Вы не правы и нам в таком случае придется подать жалобу в УФАС и в комитет по конкурентной политике.

Т: Что хотите то и делайте. Кидает трубку.

Жалобы подали, ждем ответа.

Есть об одной процедуре закупки в следующем посте.

>Что важно знать о несостоявшихся закупках?

В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

1. По 44-ФЗ

Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:

Для конкурса

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.

Для аукциона

  • Не подано ни одной заявки;
  • После рассмотрения первых частей всем участникам отказано в допуске;
  • После рассмотрения вторых частей все заявки не соответствуют требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • После рассмотрения первых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
  • В результате рассмотрения вторых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт (он имеет на это право, санкций не будет).

Для запроса котировок

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям.

2. По 223-ФЗ

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.

Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась?

Если не было ни одного соответствующего требованиям поставщика

В первую очередь заказчик вносит изменения в свой план-график. Через 10 дней после этого он имеет право объявлять:

  • Повторный конкурс или запрос предложений, если закупка проводилась в форме конкурса;
  • Запрос предложений или другую процедуру, если не состоялся аукцион;
  • Новый запрос предложений после несостоявшегося запроса предложений.
  • Новую котировку после несостоявшегося запроса котировок.

Для запроса котировок и электронных конкурсов надо продлить срок подачи заявок: на 4 и 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и проводит новую закупку указанным выше способом.

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

Заказчик должен:

  1. Если проводился электронный аукцион или запрос котировок — заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям;
  2. Если был конкурс или запрос предложений — согласовать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом;
  3. Если закупка согласована, заключить контракт.
  4. Привлечь внешних экспертов к приемке товаров или работ по контракту, заключенному в соответствии с п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Если вы стали победителем такой закупки, будьте внимательны и соблюдайте все условия контракта. К мелочам, на которые заказчик может не обратить внимание, чтобы быстрее принять нужный товар, внешняя комиссия может придраться.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником закупки или только ваша закупка соответствует требованиям, то после ее завершения:

  • Если это был аукцион, вы обязаны подписать контракт в установленные сроки, даже если не подавали ценовые предложения. Например, как .
  • Если участвовали в конкурсе или запросе предложений, сначала дождитесь, когда заказчик согласует закупку у единственного поставщика с контролирующим органом. Заказчик сам отправляет заявку на согласование в ФАС и через 10 дней оповестит вас о решении.
  • В котировках согласование не нужно. Заказчик заключит контракт по цене, указанной в вашей заявке.
  • Итоги аукциона также не нужно согласовывать. Если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронных торгов, контракт будет заключен по максимальной цене. Если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям, контракт будет заключен по цене, до которой вы снизились.

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло в этой закупке.

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Что делать если закупка по 44-ФЗ не состоялась: аукцион, конкурс и др.

Основная цель создания 44-ФЗ – реализация закупок продукции и услуг государственными учреждениями по результатам конкурентных процедур. Однако реализовать это удается не всегда. Нередко бывают ситуации когда заказчик не получает ни одного предложения от потенциальных поставщиков или все они не соответствуют требованиям. В таких случаях приходится признавать закупку несостоявшейся. При этом встает вопрос, что же дальше делать заказчику. Как получить необходимый товар и как правильно оформить документацию?

Конкурс

Порядок реализации открытых конкурсов регламентируется статьями 48-58 44-ФЗ. Если процедура признается несостоявшейся, первым шагом заказчика становится внесение всей информации в итоговый протокол. Если закупка не состоялась из-за отклонений всех заявок, то в протоколе обязательно фиксируются причины не допуска участников. В дальнейшем действия заказчика будут зависеть от конкретных обстоятельств:

Результат процедуры

Действия заказчика

Основания по 44-ФЗ

На день исхода срока предоставления предложений получена единственная заявка. Она полностью отвечает требованиям документации. (Статья 51 пункт 13)

Договор заключается с единственным поставщиком.

Часть 1 пункта 1 статьи 55

Единственная заявка из всех поступивших отвечает требованиям заказчика. (Статья 53 пункт 6)

Часть 2 пункта 1 статьи 55

В ходе предквалификационного отбора допускается к процедуре единственная заявка. (Статья 56 пункт 9)

Часть 3 пункта 1 статьи 55

На момент истечения периода подачи предложений не представлено заявок на участие в конкурсе. (Статья 51 пункт 13)

Заказчик корректирует план-график и если требуется план закупок. После документального оформления признания конкурса несостоявшимся закупка проводится еще раз. При этом закупаемый объект, его характеристики и объемы поставки должны остаться теми же, что и в первичной закупке. НМЦК может быть увеличена не более чем на 10% от НМЦК первоначального конкурса.

Часть 1 пункта 2 статьи 55

Все предложения поставщиков не удовлетворяют требованиям документации. (Статья 53 пункт 6)

Часть 2 пункта 2 статьи 55

Участник, чья заявка получила второй номер по итогам процедуры, отказывается от оформления контракта. (Статья 54 пункт 6)

Часть 2.1 пункта 2 статьи 55

По итогам предквалификационного отбора все заявки отклонены из-за несоответствия требованиям документации. (Статья 56 пункт 9)

Часть 3 пункта 2 статьи 55

Если по результатам закупки реализовывался повторный конкурс, и он также не состоялся, заказчик должен провести другую процедуру по закупке требуемой ему продукции. Эта норма установлена частью 4 статьи 55 44-ФЗ.

Аукцион

После того как аукцион признают несостоявшимся, оформляют соответствующий протокол. Заказчик может предпринять следующие действия:

Итог процедуры

Действия заказчика

Основания по 44-ФЗ

На день завершения срока представления предложений участниками подана единственная заявка. (Статья 66 пункт 16)

Оператор ЭТП передает организатору закупки вторую часть заявки. Одновременно с этим уведомление о передаче второй передается участнику. В последующие три рабочих дня комиссия рассматривает единственную заявку. Если она отвечает нормам документации, то с этим поставщиком заключается контакт.

Пункт 1 статьи 71

После оценки первых частей заявок, предложение одного участника соответствует требованиям заказчика. (Статья 67 пункт 8)

Пункт 2 статьи 71

После завершения торгов не поступило ценовых предложений от участников. (Статья 68 пункт 20)

Действия заказчика аналогичны указанным выше. При этом контракт оформляется с участником, передавшим свою заявку раньше других.

Пункт 3 статьи 71

По итогам оценки 2-х частей заявок единственная заявка удовлетворяет требованиям. (Статья 69 пункт 13)

Контракт оформляется с поставщиком, заявка которого одобрена заказчиком.

Пункт 3.1 статьи 71

Не поступило ни одной заявки или все предложения участников не удовлетворяют требованиям документации. (Статья 66 пункт 16, статья 67 пункт 8 или статья 69 пункт 13)

Заказчик изменяет план-график и план закупок. После он проводит закупку повторно путем запроса предложений или новую закупку любым способом.

Пункт 4 статьи 71

Запрос котировок

Весь процесс проведения запроса котировок рассмотрен в статьях 72-79 44-ФЗ. В случае признания процедуры несостоявшейся заказчик совершает следующие действия:

Итог процедуры

Действия заказчика

Основания по 44-ФЗ

По завершению периода подачи предложений предоставлена единственная заявка, и она отвечает требованиям документации. (Статья 77 пункт 6)

Заказчик оформляет договор с поставщиком, заявка которого одобрена.

Часть 1 пункта 1 статьи 78

Из всех предоставленных заявок единственная признана полностью удовлетворяющей требованиям закупочной документации. (Статья 78 пункт 9)

Часть 2 пункта 1 статьи 78

Все заявки отклонены закупочной комиссией, как несоответствующие требованиям документации (Статья 78 пункт 9)

Заказчик продлевает срок предоставления предложений на 4 рабочих дня. Одновременно он пересылает приглашения к участию в запросе котировок не трем и более потенциальным поставщикам.

Пункт 2 статьи 78

После переноса срока проведения запроса котировок не поступило заявок.

Заказчик корректирует план-график и план закупок. После можно снова проводить закупку.

Пункт 4 статьи 78

Запрос предложений

Порядок реализации запросов предложений регламентируется статьями 83- 44-ФЗ.

Итог процедуры

Действия заказчика

Основания по 44-ФЗ

На момент получения доступа к заявкам участников подано единственное предложение. (Статья 83 пункт 8)

Контракт оформляется с единственным поставщиком, подавшим заявку.

Пункт 18 статьи 83

Не поступило заявок на участие в запросе предложений. (Статья 83 пункт 8)

Заказчик корректирует план-график и план закупок. После этого закупка проводится повторно.

Пункт 19 статьи 83

Действия заказчика при проведении закрытых процедур аналогичны. Исключение составляет лишь тот факт, что после согласования с контролирующими органами заказчик имеет возможность провести закупку у единственного поставщика. Это правило прописано в статье 92 44-ФЗ.

Электронный магазин по 44-ФЗ: что это такое

В 2018 году заказчиков обязали проводить малые закупки и некоторые другие у едпоставщика через единый электронный магазин по 44-ФЗ. Официальное название — единый агрегатор торговли. В нем могут работать и заказчики по 223-ФЗ. Подробнее об электронном магазине по 44-ФЗ расскажем в статье.

Единый агрегатор торговли — это электронный магазин на федеральном уровне. Поставщики предлагают свои товары, работы и услуги, а заказчики закупают их без проведения конкурентной процедуры. Обязанность использовать агрегатор возникла после вступления в силу распоряжения Правительства от 28.04.2018 г. № 824-р. Доступ к нему даётся только после регистрации в ЕИС.

Функционировать агрегатор начал с июля 2018 года, а с 1 ноября его применение сделали обязательным для закупок малого объема. Правда, позже вышло Распоряжение Правительства РФ от 27.10.18 № 2326-р, в котором требования изменили. С 1 ноября обязательно закупать через электронный магазин только канцтовары. Все остальные малые закупки у едпоставщика нужно проводить через ЕАТ с 1 марта 2019 года.

Использование электронного магазина по 44-ФЗ

Сайт электронного магазина — agregatoreat.ru. О его использовании можно узнать, прочитав раздел с информационными материалами. В нем представлены видеоматериалы, нормативно-правовые акты в сфере закупок, инструкции по работе на ЕАТ, образцы платёжных документов, порядок взаимодействия ЕАТ с ЕИС и др.

Как работает заказчик в электронном магазине по 44-ФЗ

Чтобы заказчик мог работать на ЕАТ, он должен быть зарегистрирован в ЕИС. Для входа в личный кабинет электронного магазина используйте тот же сертификат квалифицированной электронной подписи, что и для работы в ЕИС. Регистрация проходит автоматически на основе данных из единой системы. При первом входе в личный кабинет останется только подтвердить заявку на регистрацию, назначить пользователям полномочия для доступа к функционалу агрегатора. Если пользователей пока нет, придется добавить их в ЕИС, после чего они автоматически перенесутся на ЕАТ.

Чтобы провести закупку через электронный магазин, заказчику нужно сформировать и разместить объявление, предварительно выбрав объект закупки в классификаторе ЕАТ или каталоге предложений, и указать условия закупки. После выбора поставщика направьте ему проект договора в ЕАТ. Когда он будет подписан, информация о сделке автоматически будет включена в реестр закупок. После исполнения договора внесите информацию об этом в реестр закупок на ЕАТ.

Как строится работа заказчика, как он выбирает поставщика, а также кто и в каких случаях обязан проводить закупки через агрегатор, узнайте в статье

Регламент функционирования электронного магазина закупок с изменениями от 28.02.2019

Что делать в электронном магазине закупок малого объема поставщику

Первый шаг — получение электронной подписи. Без нее работать в электронном магазине не удастся. Обратитесь в любой аккредитованный удостоверяющий центр. Зарегистрируйтесь в Единой системе идентификации и аутентификации. Аккредитация на ЕАТ произойдет автоматически. Убедитесь, что все сотрудники компании, которые будут работать с закупками, внесены в ЕСИА, назначьте им полномочия в агрегаторе.

Чтобы участвовать в закупке, разместите товары, работы и услуги организации через личный кабинет или через интеграцию. Сформируйте депозит, необходимый для участия. Отслеживайте закупки в разделе ЕАТ и подавайте ценовые предложения заказчикам.

Быстрые тендеры в электронном магазине: схемы и сроки процедур. Полезные советы, как не потерять деньги
Работа с тендерами в едином агрегаторе проходит совсем не так, как в ЕИС и на торговых площадках. Здесь все гораздо быстрее и проще. Заказчик сам выбирает из готовых предложений то, что ему нужно и подходит по требованиям. Весь каталог предложений открыт и виден даже не зарегистрированным пользователям.
Любой зарегистрированный поставщик может участвовать в объявленном тендере, даже если он не размещал в каталоге своего предложения о товаре, по которому этот тендер проходит. Смотрите, сколько длится один тендер в ЕАТ и на чем поставщики могут потерять деньги.
Из статьи вы узнаете:
☆ Сколько длится и как проходит тендер в ЕАТ;
☆ Размеры комиссионных сборов, депозита;
☆ Как поставщику не потерять деньги из-за своей нерасторопности.

Подробности в статье «

Как работать новичку в электронном магазине

Чтобы новичкам было понятно, как строится работа в электронном магазине, рассмотрим проведение закупки через этот ресурс. Подробная информация есть в регламенте ЕАТ. Суть в том, что поставщики размещают в магазине свои товары, работы и услуги. Заказчики периодически заходят на портал и обращаются к этой информации для формирования средней цены контракта или непосредственного для приобретения ТРУ.

Если предложение заинтересовало заказчика, он направляет выбранному поставщику документы. От последнего требуется изучить условия и дать свое согласие либо отказать. В первом случае необходимо предоставить обеспечение, оно составляет 10% от НМЦК и блокируется на личном счете участника. Подтвердить условия сделки можно только при наличии необходимой суммы на счету.

Нужно понимать, что зачастую заказчики направляют предложения нескольким поставщикам сразу. Поэтому рекомендуем подписать на рассылку обновлений и периодически заглядывать в личный кабинет, чтобы не пропустить выгодный контракт. Кроме того, можно снизить предложенную заказчиком цену, чтобы выгоднее смотреться на фоне других участников. Все свои предложения участники должны внести в течение 2-х часов с момента получения заявления от заказчика.

Заказчик выбирает лучшее предложение, после чего оператор формирует протокол определения наилучшей цены. На подпись дается 1 рабочий день с момента размещения протокола на портале. Причем подписать документ должны и заказчик, и поставщик. Заказчик может отказаться от подписания протокола без последствий. Главное — уведомить о причине оператора агрегатора. А вот участника ждет санкция. Если он не подпишет протокол, то лишится аккредитации на 3 месяца и попадет в реестр заблокированных пользователей. За повторное нарушение лишают аккредитации уже на 2 года.

Электронные магазины для малых закупок уже есть в 10 регионах и эта система постоянно развивается. В первую очередь она создана для заказчиков, чтобы они могли проводить закупки малого объема в форме мини-аукционов, тем самым увеличивая конкуренцию. Объем таких закупок региональных заказчиков составляет около 3 млрд руб. в год. Торги нужны и для того, чтобы избежать коррупционных моментов. При этом есть риск, что электронные магазины начнут «размножаться», как площадки по 223-ФЗ, и станут неуправляемыми, отмечают эксперты.
Закупками малого объема считаются заказы, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. (последнее – для государственных или муниципальных образовательных, культурных и иных учреждений, перечисленных в п.5.ч.1.ст.93 44-ФЗ), а заказчик имеет возможность заключать контракт напрямую с единственным поставщиком. Система закупок через электронный магазин предполагает формирование и публикацию в интернете потребности заказчика в необходимых товарах, работах, услугах и размещение поставщиками в системе своих предложений. В таком магазине можно поторговаться за такие товары, как информационные стенды, хозтовары и канцелярская продукция, компьютеры, оргтехника и т.д.. Есть и закупки на поставку продуктов питания – прежде всего молочной продукции, мяса и овощей.
Как утверждают эксперты, подобная организация закупочной деятельности у субъектов малого бизнеса позволит собрать конкурентные предложения на едином ресурсе и позволит заказчикам подписывать контракты по оптимальной стоимости.
Эффективность перевода малых госзакупок в электронный магазин уже доказана: в Московской и Волгоградской областях, где система была внедрена уже некоторое время назад, экономия бюджетных средств составила 7%.
В Иркутской области тоже есть электронный магазин, созданный с целью оптимизации малых госзакупок. Работа магазина организована по принципу электронной торговли и направлена опять же на повышение эффективности госзаказов. Министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области Максим Авдеев отметил, что такой механизм закупок расширит количество их участников, повысит уровень конкуренции и, тем самим, стимулирует хозяйственную деятельность МСБ, обеспечит экономию бюджетных средств и увеличит уровень гласности и прозрачности закупок.
В электроном магазине Самарского региона зарегистрировано 1260 организаций, из них 1105 – это организации с «самарской регистрацией». Совокупный объем малых закупок региональных заказчиков составляет порядка 3 млрд руб. в год, рассказала Наталья Катина, врио руководителя главного регионального управления организации торгов. В магазине действует механизм прямых закупок. В системе заказчики имеют возможность проводить мини-аукционы и выбирать нужный товар по приемлемой цене, а бизнес – представить свою продукцию и побороться за контракты малого объема.
Со следующего года и в Ставропольском крае заработает электронный магазин, в котором заказчик будет публиковать запросы на малые закупки, а поставщики – предлагать свои услуги. Закупаться через электронный магазин будут прежде всего краевые учреждения.
«OTC-маркет даст цифры по закупкам малого объема, что позволит консолидировать часть малых закупок в крупные и сэкономить бюджетные средства. Кроме того, сейчас каждый заказчик ищет поставщиков самостоятельно. Мы хотим их свести на одной платформе», – отметил Александр Шевченко, зампредседателя комитета Ставропольского края по госзакупкам.
Подобные системы работают и в Волгоградской, Иркутской, Тюменской областях. Но пока опыт реализации этой идеи в разных регионах не позволяет однозначно ее приветствовать, говорит Кирилл Кузнецов, эксперт-практик Центра эффективных закупок Тендеры.ру. «Для эффективной работы должен быть максимально простой механизм работы «пришел-купил», без специальных расчетов и обоснований, отчетностей. Второй ключевой элемент – широкий пул поставщиков, «полки» должны быть полными. Расходы на эксплуатацию магазина должны быть значительно ниже экономии от его использования. Если на разработку системы ушли миллионы и она позволяет экономить сотни тысяч – однозначно лучше работать без таких решений. Наконец, заказчик должен иметь возможность выбрать поставщика адресно, без магазина, если обнаружил лучшее, чем в магазине, предложение. Да и для участника закупки выведение продукции «на прилавок» должно осуществляться максимально оперативно и просто».
Илия Димитров, руководитель комитета по гозаказу и член президиума правления «Опоры России», отметил, что на фоне того, что контрактная система сегодня стала абсолютно недейственной, упрощенный формат закупок через электронный магазин – идея весьма положительная.
«44-ФЗ стал не читаем и не выполняем, он состоит из 500 листов и 200 нормативных актов, к тому же постоянные применяемые поправки только усугубляют его положение. Последние пять лет на повестке дня стол вопрос о переводе всех процедур в электронный вид, но сейчас ситуация в корне изменилась. Главная задача – упростить закупки и создать единые и понятные для всех правила игры. Электронный магазин – это как раз, то что упрощает госзакупки. Но есть опасения, что их станет слишком много, а о контроле этой системы пока никто не говорит. Также как и по 223-ФЗ сейчас очень много площадок, которые растут как грибы, могут возникать и электронные магазины. Важно задуматься об их реальной эффективности и пользе для экономии бюджетных средств», – комментирует Т94 Илия Димитров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *