Закупка электроэнергии по 44 ФЗ

Содержание

Закупки энергоснабжения и электросвязи по Закону №44-ФЗ

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Узнать больше

Если заказчику необходимо заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком, то рекомендуем осуществлять закупку на основании п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, так как продажа электроэнергии, энергоснабжение к сферам деятельности субъектов естественных монополий не относятся. Заключение контракта по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ может повлечь назначение административного штрафа в размере, указанном в ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик может осуществить закупку товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария.

Так согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 147-ФЗ к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся в том числе услуги по передаче электрической энергии.

Согласно ст. 3 Закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», услуги по передаче электрической энергии — комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных ч. 11 ст. 8 Закона № 35-ФЗ.

Гарантирующий поставщик электрической энергии (далее — гарантирующий поставщик) — коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Однако, на основании п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик может заключить договор продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком.

То есть для п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ является передача электроэнергии, для п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ объектом закупки является продажа электроэнергии гарантирующим поставщиком электрической энергии.

Согласно ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также — законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 тыс. руб.

ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 26.02.2016 № Д28и-440

Согласно пункту 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения договора энергоснабжения или договора купли- продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

В этой связи следует отметить, что энергоснабжающая организация — коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергией.

Гарантирующий поставщик электрической энергии — коммерческая организация, обязанная в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Таким образом, на основании пункта 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе заключить договор энергоснабжения (поставки тепловой энергии) с любой энергоснабжающей организацией или заключить договор купли-продажи электрической энергии, с организацией являющейся гарантирующим поставщиком электрической энергии.

Заказчик вправе заключить договор на энергоснабжение на основании п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Журнал «Госзакупки.ру» — единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >> Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» — уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ был заключен договор c монополистом на поставку электроэнергии (на год).
Заказчик приобрел количество электроэнергии, стоимость которого равна цене контракта, и оплатил это количество. Но срок исполнения контракта не истек.
Можно ли расторгнуть этот договор и заключить новый договор на 2 оставшихся месяца? Каким образом нужно внести изменения в план-график?
Можно ли заключить новый контракт по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, если его цена будет менее 100 000 руб.?

24 ноября 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязательства по указанному в вопросе контракту следует считать прекращенными исполнением, в связи с чем он не требует расторжения.
Между сторонами может быть заключен новый контракт.
Новый контракт энергоснабжения на сумму до 100 000 рублей может быть заключен как по специально предусмотренному для заключения такого контракта основанию, так и по общему основанию для заключения контрактов менее 100 000 рублей.

Обоснование вывода:
В первую очередь необходимо отметить, что, как это следует из п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), контракт, заключаемый в соответствии с этим Законом, представляет собой гражданско-правовой договор. При этом Закон N 44-ФЗ основан в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Поэтому к отношениям по договору энергоснабжения или договору купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (далее — электроэнергия) применяются правила гражданского законодательства, разумеется, с учетом требований Закона N 44-ФЗ.
Помимо общих положений Гражданского кодекса РФ к договорам энергоснабжения, купли-продажи электроэнергии (далее — договор энергоснабжения) применяются, как следует из п.п. 3, 4 ст. 539 ГК РФ, нормы параграфа 6 «Энергоснабжение» главы 30 «Купля-продажа» ГК РФ и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее — Основные положения).
В соответствии со ст.ст. 541, 544 ГК РФ, п. 82 Основных положений абонент по договору энергоснабжения оплачивает фактически потребленное количество электроэнергии.
Оплата приобретенной электроэнергии осуществляется по ценам (тарифам), регулируемым государством (абзац семнадцатый ст. 3, п. 2 ст. 20, ст.ст. 23.1, 23.2 Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.п. 5, 33, 45 Основных положений).
Договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, должен предусматривать порядок определения объема покупки электроэнергии за расчетный период (календарный месяц), а также порядок определения стоимости электроэнергии, поставленной абоненту за расчетный период. Объем покупки электроэнергии определяется на основании данных об объемах потребления электроэнергии согласно показаниям приборов учета или с применением расчетных способов (п. 1 ст. 541 ГК РФ, п.п. 40, 41, 44, 79 Основных положений.
Отсюда можно сделать вывод, что для договоров энергоснабжения электроэнергии цена и количество (объем) поставляемой электроэнергии по общему правилу не являются существенным условием, то есть условием, при недостижении сторонами соглашения по которому договор не считается заключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Однако, если договор энергоснабжения заключается в соответствии с Законом N 44-ФЗ, для такого договора, как и для любого контракта, заключаемого в соответствии с этим Законом, цена является существенным условием. Это следует, в частности, из положения ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, согласно которому при заключении контракта по общему правилу указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Исключение составляют случаи, установленные на основании указанной нормы постановление Правительства РФ от 13.01.2014 N 19, когда указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. Заключение договоров энергоснабжения к таким случаям не относится.
Таким образом, цена договора энергоснабжения, заключаемого в соответствии с Законом N 44-ФЗ, всегда является твердой.
Положения ч. 2 ст. 34, ст. 95 Закона N 44-ФЗ ограничивают стороны контракта в праве изменить его условия при исполнении контракта.
Так, предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги могут быть увеличены с пропорциональным увеличением цены контракта, но не более чем на 10% (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Также в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускается изменение контракта в связи с изменением в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги, что по описанным выше причинам применяется и к рассматриваемым контрактам.
Представляется очевидным, что в таком случае придерживаться сохранения неизменным объема поставляемой энергией и цены контракта одновременно невозможно. И поскольку необходимость изменения цены контракта при изменении тарифов вытекает из самого существа тарифов, как цен, устанавливаемых нормативными правовыми актами, а объем поставленной электроэнергии определяется фактическим потреблением, то при повышении тарифов неизбежно уменьшится объем поставки электроэнергии.
При этом по смыслу п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 420, п. 2 ст. 453 ГК РФ расторгнуть можно только тот договор, обязательства по которому не исполнены. Договор же, обязательства по которому прекратились, не может быть расторгнут (смотрите также постановление ФАС Московского округа от 22.03.2013 N Ф05-9694/12).
Следовательно, в рассматриваемом случае в заключении соглашения о расторжении уже исполненного контракта нет смысла.
Соответственно, если заказчик приобрел количество электроэнергии, стоимость которого равна цене контракта, и оплатил это количество, обязательства по такому контракту в целях применения Закона N 44-ФЗ, как мы полагаем, должны считаться исполненными (п. 1 ст. 408 ГК РФ), даже если срок исполнения контракта не истек.
В этом случае заказчику следует в течение 7 рабочих дней со дня оплаты обязательств и подписания документа о приемке результатов исполнения контракта по итогам соответствующего расчетного периода разместить в Единой информационной системе (далее — ЕИС) отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, п. 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093). Информацию об исполнении контракта необходимо также направить в Федеральное казначейство для ее внесения в реестр контрактов (п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, пп. «к» п. 2, п. 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084).
В дальнейшем приобретение электроэнергии должно осуществляться на основании нового контракта.
По смыслу положений ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее — также контрагент) может проводиться только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом каждый из пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ устанавливает самостоятельное основание для заключения контракта с единственным контрагентом. Соответственно, установленные п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ограничения цены отдельного контракта и суммы закупок по каждому из этих пунктов, не распространяются на закупки по иным пунктами ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Возможность заключения контракта в соответствии с ними зависит от вида договора, статуса контрагента или особенностями правового регулирования отдельных сфер деятельности.
Заключение договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком электроэнергии осуществляется у единственного поставщика на основании п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ независимо от суммы.
Вместе с тем Закон N 44-ФЗ не содержит норм, которые бы прямо ограничивали возможность осуществления закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в случае, если приобретается товар (работа, услуга), упомянутый в каком-либо ином пункте ч. 1 ст. 93 этого Закона. На этом основан преобладающий на сегодняшний день подход, которым руководствуются представители государственных органов при разъяснении положений Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 28.03.2016 N Д28и-757, от 18.02.2016 N Д28и-393, от 21.01.2016 N Д28и-91, от 18.11.2015 N Д28и-3447, от 11.01.2017 N Д28и-137, Минфина России от 21.06.2017 N 24-05-07/38889, от 25.09.2017 N 24-02-08/61928).
Таким образом, контракт энергоснабжения на сумму до 100 000 рублей может быть заключен на основании как специально предусмотренного для заключения такого контракта пункту (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), так и по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Закупка как по п. 29 ч. 1 ст. 93, так и по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не требует от заказчика размещения в ЕИС соответствующего извещения, а также обоснования в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения контрагента, обоснования цены и иных существенных условий контракта (ч.ч. 2, 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Вместе с тем, поскольку в приведенной ситуации закупка не предусмотрена планом-графиком размещения заказов на 2017 год, заказчику необходимо не позднее чем за 10 календарных дней до заключения контракта внести в план-график соответствующие изменения (п. 9 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553).
Следовательно, новый контракт энергоснабжения может быть заключен не ранее чем через 10 календарных дней с даты внесения соответствующих изменений в план-график.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

О различии между типами соглашений

Закупка электроэнергии производится путем заключения контракта с единственным поставщиком. В пункте 29 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ приводится такое основание для неконкурентной закупки: «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии».

Следует отличать договор энергоснабжения от договора купли-продажи электроэнергии с поставкой. Почему это важно? В зависимости от того, какой контракт заключается, основание для закупки у единственного поставщика будет разным. А за неправильно выбранное основание может быть назначено взыскание по части 1 статьи 7.29 КоАП. В этом случае должностному лицу заказчика грозит штраф в сумме 50 000 рублей.

Договор энергоснабжения подразумевает не только покупку заказчиком электроэнергии, но и накладывает на продавца обязанность ее передать. Передача гарантируется до электроприемных устройств заказчика. Это следует из пункта 28 Основных положений функционирования различных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее Основные положения).

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Договор продажи электроэнергии предполагает лишь приобретение непосредственно самой энергии, без услуг ее передачи. Такие услуги приобретаются отдельно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93, то есть по другому основанию, а не по пункту 29. В соответствии с пунктом 1 приобретаются услуги у естественных монополий. Именно к таковым и относится передачи электроэнергии в соответствии с частью 1 статьи 4 закона 147-ФЗ «О естественных монополиях».

О цене контракта

Закон 44-ФЗ требует, чтобы в контракте прописывать твердая цена объекта закупки, которую нельзя менять в течение срока его исполнения. В отдельных случаях, определенных Правительством, в документации о закупке можно указывать ориентировочное значение цены либо приводить формулу ее расчета ценовой максимум.

Однако электроэнергия приобретается путем неконкурентной закупки, для которой документация не составляется. Поэтому энергозакупка не включена в перечень случаев, когда можно указывать формулу и ценовой максимум (постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).

Минэкономразвития в письмах от 21.02.2017 № Д28и-846, от 06.04.2017 № ОГ-Д28-4031, от 15.07.2015 № Д28и-2159 подтверждает, что цена контракта на электроэнергию должна быть твердой и определяется на весь период их исполнения. Соответственно, это ложится на плечи заказчиков — они требуют от поставщиков включать такие условия в контракт.

Что говорит судебная практика

В Верховном Суде России считают, что в соответствии с законодательством об электроэнергетике цена не является существенным условием договора энергоснабжения. Специфика сферы такова, что цена за единицу рассчитывается по прошествии расчетного периода. Следовательно, твердую стоимость контракта на момент его заключения определить невозможно.

Судьи указывают на то, что закон об электроэнергетике по отношению к закону о госзакупках является специальным. Это значит, что условия контракта по электроснабжению, включая цену, должны определяться в соответствии с нормами законодательства об электроэнергетике. А она не предполагает указание твердой цены. К таким выводам Верховный Суд пришел в определении от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2016.

О возможности изменить количество электроэнергии и цену контракта

Но даже если прописать в контракте точное количество энергии и цену, прийти к этим показателям не получится. Понимая это, заказчики часто настаивают на включении в контракт положения, предусмотренного подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Речь о возможности по инициативе заказчика пропорционально изменить объем и цену контракта в пределах 10% от его стоимости.

Но раз нельзя изначально определить точный объем потребления энергии и цену контракта, есть ли смысл вносить норму о 10-процентном отклонении? Посмотрим, что думают об этом судьи.

Поставщик электроэнергии не согласился с предложением заказчика внести упомянутую норму закона в контракт. По его мнению, это условие не соответствует Основным положениям, равно как и самой природе правоотношений. Судьи также не нашли разумных причин для того, чтобы включить в контракт условие об изменении объема/цены (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2016 по делу № А42-3555/2015).

При этом суд ссылается на то, что потребитель вправе самостоятельно и в одностороннем порядке сокращать или увеличивать объем потребляемой электроэнергии. Изменение этого объема не требуется подтверждать дополнительными соглашениями. Более того, заранее покупатель не может определить объем своих потребностей, ведь он зависит от различных обстоятельств. Поставщик электроэнергетики, со своей стороны, также не может понуждать потребителя выбирать заявленный в контракте объем либо ограничивать его.

Таким образом, с учетом характера соглашения, включать в него пункт об изменении первоначальной цены и объема в пределах 10% оснований нет.

Требуется ли ежемесячная публикация в реестре контрактов сведений и отчетов о ходе выполнения муниципального контракта на поставку электроэнергии, если этапы выполнения не выделены, а оплата производится каждый месяц?

Администрацией сельского поселения заключен муниципальный контракт на поставку электроэнергии (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Отдельные этапы в контракте не выделены, опла­та осуществляется ежемесячно согласно актам об оказанных услугах. Необходимо ли ежемесячно размещать сведения в реестре контрактов и размещать отчет заказчика об оплате услуг? Возможно ли в данном случае заключить контракт на поставку электроэнергии на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а не на основании п. 29 ч. 1 ст. 93?

В приведенной ситуации заказчику не требуется направ­лять для включения в реестр контрактов информацию об осуществлении каждого платежа. Информация об испол­нении и оплате контракта должна быть направлена для включения в реестр после полного исполнения сторонами обязательств по контракту.

Документы о приемке целесообразно направлять для вклю­чения в реестр по мере их составления (то есть ежемесячно). Это же касается отчетов об исполнении, которые целесообразно размещать по мере составления актов о приемке.

Договор энергоснабжения или купли-продажи электриче­ской энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии независимо от его цены не может быть заключен по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44.

Обоснование позиции

1. Согласно ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, документы о приемке в случае принятия реше­ния о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (п. 10, 13 ч. 2 этой статьи) направляются заказчиком для включения в реестр контрактов в течение трех рабочих дней с даты исполнения контракта.

Как видно из ч. 1 ст. 94, п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ и подп. «к» п. 2 Правил ведения реестра контрактов (утвержде­ны постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084, далее — правила), под «исполнением контракта» понимает­ся исполнение его сторонами предусмотренных им обяза­тельств, включая оплату выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг).

При этом Закон № 44-ФЗ не содержит положений, кото­рые обязывали бы направлять для включения в реестр кон трактов документы об оплате или информацию о частичном исполнении заказчиком обязательств по контракту (то есть о каждом отдельном платеже, осуществляемом заказчиком в пользу контрагента, в том числе об оплате предусмотренного контрактом этапа). Не предусмотрена такая обязанность и упомянутыми выше правилами.

Поэтому сведения об оплате исполненного по контрак­ту следует направлять для включения в реестр контрактов лишь после исполнения всех предусмотренных контрактом обязательств, в том числе после полной оплаты заказчиком исполненного по контракту (п. 2 письма Федерального каз­начейства от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5). Если оплата испол­ненного по контракту осуществляется не единовременно, направлять для включения в реестр контрактов информацию об осуществлении каждого платежа не требуется.

2. Помимо информации об исполнении (в том числе об оплате) контракта в реестр подлежат включению документы о приемке в случае принятия решения о приемке постав­ленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Они должны направляться заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правопримени­тельные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в течение трех рабочих дней с даты приемки (п. 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, абзац третий п. 12 правил).

Приведенные положения не позволяют однозначно опре­делить, необходимо ли направлять документы о приемке в Федеральное казначейство по мере их составления (в част­ности, если в ходе исполнения контракта такие документы составляются ежемесячно), или они могут быть направлены заказчиком в течение трех рабочих дней с момента осущест­вления приемки последней партии товара (последней части/ этапа работ, услуг).

Не вытекает однозначный ответ на этот вопрос и из разъ­яснений Минфина РФ и Минэкономразвития РФ (см., соот­ветственно, письмо от 28.05.2014 № 02-02-07/25618 и письмо от 25.09.2014 № 23232-ЕЕ/Д28и), согласно которым, если по результатам исполнения этапа контракта предусматрива­ется приемка поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, соответствующий документ подлежит раз­мещению заказчиком в реестре, как это и предусмотрено вышеприведенными нормами, в установленный правила- ми срок.

Поскольку формулировки упомянутых выше положений Закона № 44-ФЗ и правил могут пониматься как обязыва­ющие заказчика направлять каждый документ о приемке товара (работы, услуги) для включения в реестр контрактов в течение трех рабочих дней с момента приемки, во избежание неблагоприятных последствий полагаем целесообразным до формирования единообразной правоприменительной прак­тики по этому вопросу руководствоваться именно таким подходом.

3. Согласно ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, результаты отдель­ного этапа исполнения контракта, информация о поставлен­ном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в Единой информационной системе, форма и порядок подготовки которого утверждаются Правительством РФ (ч. 11 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Вместе с таким отчетом размещаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчи­ком для проведения экспертизы отдельного этапа исполне­ния контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определен­ный законодательством Российской Федерации документ (ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, п. 10 Положения, утвержденно­го постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093).

На наш взгляд, по смыслу приведенных норм необходи­мость размещать информацию о частичной оплате и приемке контракта (например, по итогам каждого месяца) возникает лишь в том случае, если этапы исполнения прямо предусмо­трены договором.

Вместе с тем представители контролирующих органов в целом придерживаются иного мнения по этому вопро­су. Так, согласно разъяснениям, приведенным в письме Минэкономразвития России от 29.11.2013 № Д28И-2263, ответе на п. 4 письма Минэкономразвития России от 04.08.2014 № Д28и-1590 и письме Федерального казначей­ства от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5, при осуществлении закуп­ки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг, если условиями заключенного контракта этапы ока­зания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно. Аналогичные разъяснения были даны и в ряде других писем (см., напри­мер, письма Минэкономразвития России от 11.06.2015 № Д28и-1757, от 29.05.2015 № Д28и-1395, от 01.06.2015 № Д28и-1496, от 20.05.2015 № Д28и-1442, от 15.05.2015 № Д28и-1377, от 31.12.2014 № Д28И-2919). Поддержку этой правовой позиции можно обнаружить и в судебной прак­тике (решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2015 № А40-111812/2015).

Учитывая отсутствие единообразного подхода государ­ственных органов к решению этого вопроса (см., в частно­сти, п. 25 письма Министерства экономического развития РФ от 30.09.2014 № Д28И-1889), полагаем, что до появления официальных разъяснений по нему (в силу п. 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, подп. «г» п. 5 постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 такими полномочиями обладает ФАС России) в при­веденной ситуации заказчику целесообразно размещать в Единой информационной системе отчеты об исполнении контракта по мере составления соответствующих актов, то есть ежемесячно.

4. Анализ ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ показывает, что для большинства указанных в ней случаев осуществления закуп­ки у единственного контрагента требуется наличие специ­ального основания. Таким основанием могут быть особен­ности товаров, работ, услуг, специальное правовое регулиро­вание какого-либо рынка, специальный статус контрагента, особенность ситуации, в которой находится заказчик, и т.п. И только п. 4 и 5 этой части допускают закупку у един­ственного контрагента в отсутствие специальных основа­ний в зависимости только от суммы каждого контракта и общей суммы закупки на основании данных пунктов. Отсюда можно сделать вывод, что основанием для закупки у единственного контрагента по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ является как раз отсутствие каких-либо специальных осно­ваний, предусмотренных иными пунктами данной части.

В связи с изложенным мы полагаем, что каждое из основа­ний, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, является само­стоятельным и заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гаранти­рующим поставщиком электрической энергии на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ неправомерно. Такие закупки должны осуществляться по основанию, предусмотренному п. 29 той же части.

Правоприменительной практики по заданному вопросу мы, к сожалению, не обнаружили, поэтому не можем оце­нить вероятность наступления неблагоприятных послед­ствий в случае заключения заказчиком договора энергоснабжения по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Валерия Счетчикова, Алексей Александров, эксперты службы правового кон­салтинга ГАРАНТ

>Закупка электроэнергии: пошаговая инструкция

Нормативно-правовое регулирование

Чтобы правильно провести закупку электроэнергии у единственного поставщика по 44-ФЗ, нужно изучить:

  • закон о контрактной системе № 44 от 05.04.2013;
  • Федеральный закон 35 «Об электроэнергии» от 26.03.2003;
  • Федеральный закон № 147 «О естественных монополиях» от 17.08.1995;
  • Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Они регламентируют процесс закупки электрической энергии.

ВАЖНО! Нельзя закупать услуги по технологическому присоединению к электросетям по п. 8 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Такие выводы сделала ФАС в Письме № АЦ/4119/15 от 03.02.2015 и Минэкономразвития в Письме № Д28и-2130 от 08.10.2014.

Существуют два типа поставщиков, осуществляющих поставку электроэнергии:

  • гарантирующий;
  • энергосберегающая организация.

Задачи гарантирующего заключаются в закупке электроэнергии и мощности на оптовых и розничных рынках, заключении договора на ее передачу с сетевой компанией, ведении расчетных отношений с потребителем электрической энергии.

На основании ст. 3 35-ФЗ, гарантирующий поставщик — это коммерческое юридическое лицо, которое обязано заключать договоры купли-продажи с любым потребителем, который обратился в организацию, чтобы получить услуги по энергоснабжению.

Энергосберегающая организация продает, а также передает произведенный или купленный энергетический ресурс иным лицам. Услуги по реализации электроэнергии являются основным видом деятельности ЭО.

Перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии и зон их деятельности опубликован на сайте ФАС.

Обратиться к поставщику

Чтобы заключить договор, определите, к какому гарантирующему поставщику относится учреждение. Обратитесь к нему с заявлением. Возможно, потребуется предоставить копии:

  • устава (положение об учреждении);
  • документов о госрегистрации (например, выписки из ЕГРЮЛ);
  • договора (распоряжение) на пользование помещениями или выписки из ЕГРН;
  • доверенности или приказа о назначении лица, которое будет подписывать госконтракт;
  • документов на приборы учета электроэнергии.

Весь список рекомендуем узнать у поставщика.

Размещать извещение в ЕИС не требуется, достаточно просто подписать контракт. В течение 5 раб. дн. после заключения опубликуйте сведения в реестре ЕИС.

Если в безвозмездное пользование или оперативное управление передали нежилые помещения и пользователи других помещений в этом же здании уже получают электроэнергию от какого-то поставщика, то можно заключить контракт с ним же по п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Не нужно публиковать извещение в ЕИС. Нужно подготовить и разместить отчет о невозможности и нецелесообразности иных способов определения поставщика и заключить контракт. В течение 5 раб. дн. после заключения договора информацию о нем должна быть размещена в реестре в ЕИС.

При закупке услуг по передаче электрической энергии заказчик должен руководствоваться положениями п. 1 ч. 1 ст. 93, так как данный вид услуг относится к сфере функционирования субъектов естественных монополий.

Как производятся заключение контракта и расчеты

Результатом закупки электроэнергии по 44-ФЗ п. 29 ст. 93 устанавливает заключение контракта на поставку электроэнергии.

Но если цена контракта не превышает 100 000 руб., то организация-заказчик имеет право заключить договор поставки энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ по общему правилу. Или по п. 5 ч. 1 ст. 93 при ЦК, не превышающей 400 000 руб., соблюдая ограничения, установленные этими пунктами (Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-07/38889).

Существенным условием контракта является тот факт, что гарантирующий поставщик передает, а заказчик, являющийся потребителем электроэнергии, принимает, а затем в обязательном порядке оплачивает электрическую энергию в том количестве и по тем ценам, которые установлены условиями договора.

Договор энергоснабжения — это подтип контрактов купли-продажи, поэтому в контрактных условиях присутствует обязательство о бесперебойной поставке электроэнергии со стороны исполнителя и о своевременной оплате со стороны заказчика-потребителя (ст. 539 ГК РФ).

В каждом контракте должны быть прописаны неустойки, пени и штрафы, налагающиеся на заказчика в случае ненадлежащего исполнения им своих обязательств (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Но в соответствии с ч. 15 ст. 34 44-ФЗ, организация-заказчик имеет право не устанавливать требования ч. 5 ст. 34, так как договоры с единственным поставщиком по п. 1 и 29 ст. 93 могут быть составлены и подписаны сторонами в любом формате, предусмотренном ГК РФ для заключения сделок.

ВАЖНО! По нормам ФЗ об электроэнергетике, пени, устанавливаемые условиями таких контрактов, составляют 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, не уплаченной исполнителю в надлежащий период, за каждый день просрочки. Для расчета величины штрафа используется ставка, действующая на дату фактической оплаты.

В контрактах на поставку услуг по энергоснабжению также обязательно должен включаться пункт об авансировании. Помимо ежемесячной оплаты без задержек, потребитель должен соблюдать режим потребления, установленный договором, содержать в надлежащем состоянии оборудование и измерительные приборы, а также отрезок электросети, подведомственный заказчику.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *