Содержание
- Принятие решения покупателем
- О чём говорит 10 статья
- На что обратить внимание
- Комментарий к Статье 10 ЗоЗПП РФ
- Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
- Комментарий к Ст. 10 ЗоЗПП РФ
- Сведения, подлежащие обязательному указанию
- Комментарии к ст. 10 ЗоЗПП
- Пример из судебной практики
- Комментарий к Статье 10 Закона о Защите Прав Потребителей РФ
Принятие решения покупателем
Огромное разнообразие товаров, имеющихся на прилавках магазинов, закономерно приводит к возникновению трудностей при выборе таких, которые вам подходят в наибольшей степени. Откуда покупатель может взять нужную информацию?
Существует несколько возможных источников.
- Прежде всего, можно воспользоваться собственным опытом. Когда-то, где-то вы могли иметь дело с таким же или подобным товаром. Ваш жизненный опыт позволяет примерно определить то, что вы ищете на прилавках магазинов.
- К сожалению, опыт одного человека не охватывает всего существующего разнообразия. Иногда можно воспользоваться советами других людей, которые или уже используют такой товар или разбираются в данном вопросе достаточно хорошо.
- Предыдущие варианты могут сработать там, где речь идёт о наиболее простых и традиционных вариантах. Но что делать, если вы хотите правильно выбрать какой-либо высокотехнологичный или относительно редкий товар? В этом случае придётся воспользоваться той информацией, которую предоставляет при покупке продавец.
Полнота данных для принятия решения о покупке и соответствующие правовые гарантии в таких случаях подробно определяются 10 статьёй закона о правах потребителей.
О чём говорит 10 статья
Прежде всего, федеральный закон обязывает продавца предоставить достоверную и необходимую информацию о продаваемом товаре. Предполагается, что, получив её, покупатель может полностью определиться с тем, нужен ли ему этот товар или нет.
Какая же информация, по мнению законодателей, необходима?
- Должен быть указан регламент, в соответствии с которым товар изготовлен. При этом речь идёт не только об определённых критериях качества, которым он должен удовлетворять, но и о различных сертификатах соответствия или происхождения, если они предусмотрены законодательством.
- Должны быть указаны основные свойства товара, которые, в совокупности, его исчерпывающим образом характеризуют. Для компьютера, например, нужно упомянуть тип процессора, объём оперативной памяти и другие аналогичные характеристики. Если мы говорим о продукте питания, то должен быть указан его срок годности, условия хранения, состав и другие характеристики.
- Цена, как требует закон о защите прав потребителей, должна быть выражена в рублях. Если есть особые условия приобретения (например, рассрочка), то должны быть подробно указаны все существенные условия соответствующего договора.
- Если для этого товара назначен гарантийный срок, он обязательно должен быть обозначен.
- Статья 10 обязывает продавца давать при продаже информацию не только о том, как безопасно использовать покупаемый товар, но и о том, как сделать работу с ним наиболее эффективной.
- Указывается адрес изготовителя (в том числе страна, где он находится).
- Если речь идёт не о товаре, а об услуге или о проведении определённых работ, то должны быть предоставлены данные об исполнителе, который будет этим заниматься.
- Ещё один важный момент заключается в том, был ли товар ранее в употреблении и не устранялись ли у него недостатки. Это обстоятельство является важным и в том случае, если речь идёт об определении гарантийного срока.
- Должна быть указана другая и информация, которую требует соответствующее законодательство.
В разных случаях может быть необходима и другая информация о товаре, а не только перечисленная. Законодательство устанавливает соответствующие требования применительно к конкретному типу товаров.
На что обратить внимание
На первый взгляд, требования ФЗ к информации, которую должен указать продавец, довольно серьёзные. Однако на практике существуют свои тонкости, незнание которых способно усложнить жизнь покупателям.
Имеется ряд моментов, на которые следует обращать внимание в первую очередь:
- не стоит стесняться истребовать у продавца разрешительные и подтверждающие документы;
- безопасность товара;
- эффективность покупки;
- полнота комплектации.
Хотя объём требуемых данных о товаре определён в достаточно чётких границах, степень необходимости такой информации, как правило, в законе чётко не определена. Особенно это касается различных сертификатов соответствия или происхождения, которые должны подтвердить подлинность товара. Продавец обязан их показать при продаже, но если покупатель забыл поинтересоваться, то он, скорее всего, их не увидит. Это говорит о том, что хорошее знание своих прав покупателем позволит избежать подводных камней в процессе покупки.
Ещё одна тонкость связана с рекомендации по эффективному и безопасному использованию покупки. Во втором случае обычно проблем не происходит. Особенности безопасной эксплуатации — довольно важная вещь. А вот что касается рекомендаций по эффективности, то здесь дела обстоят иначе. Для того чтобы осуществить продажу и максимально привлечь покупателя, продавец заинтересован в снижении цены, показе наилучших сторон продаваемого товара. Сама же эффективность, скорее, имеет отношение к полной стоимости эксплуатации на протяжении всего периода использования. Сюда, кроме цены товара, входит стоимость ремонта, расходных материалов и, возможно, стоимость дополнительных усовершенствований.
Продавец не заинтересован информировать покупателя об истинной эффективности товара, ведь это может снизить его привлекательность.
Когда покупатель приобретает товар, в некоторых случаях предполагается не только то, что он будет соответствовать определённому уровню качества, но и то, что он будет совместим с некоторыми другими товарами. Особенно это актуально для различных высокотехнологичных товаров. Например, приобретая телевизор, в свойствах которого будет указано наличие второго экрана в виде небольшого прямоугольника, где может приниматься иная программа, чем на главном экране (функция “картинка в картинке”), покупатель может рассчитывать, что приём программы для второго экрана можно будет осуществить без покупки дополнительного модуля. Но на практике может оказаться, что для этого потребуется наличие другого дополнительного электронного устройства. Так это или нет, покупатель должен знать заранее и принимать решение о покупке уже с учётом этого обстоятельства.
Требование того, чтобы цена была указана именно в рублях (сформулированное в ст. 10 зозпп), происходит из того времени, когда некоторые продавцы указывали цены в иностранной валюте, что позволяло играть с курсом валют, меняя цену в зависимости от ситуации.
Если при продаже предоставляется возможность приобретения товара в рассрочку, то не должна возникнуть ситуация, когда соответствующая информация подаётся в неполном виде. На практике может оказаться, что при покупке такой кредит выглядит привлекательным, а на практике покупатель столкнётся с рядом дополнительных выплат.
Если заёмщик некоторые выплаты произведёт с нарушением сроков, то в некоторых случаях штрафные санкции могут оказаться неожиданно высокими. Поэтому в таких случаях нужно требовать полную информацию о процедуре расчётов.
Если при продаже предоставляется гарантия, важно понимать, что продавец не имеет права самовольно изменять её срок. Его назначает производитель, а не тот, кто осуществляет его продажу. Иногда продавцу выгодно сообщить покупателю меньший гарантийный срок, чем он есть на самом деле, чтобы ограничить возможность возврата. Поэтому покупатель должен быть внимательным в этом вопросе. Ещё одна сложность может быть связана с использованием тех или иных терминов, которые используются при формулировке гарантийных обязательств. Нужно знать, что законодательство РФ считает, что гарантии могут предоставляться на определённый срок, а, скажем, гарантия на определённое количество километров пробега считается не соответствующей российскому законодательству и воспользоваться ей уже не получится.
Если на товар предлагается скидка, то первое, что приходит на ум, это вероятность наличия в нём скрытых дефектов, которые могут обнаружиться уже в процессе эксплуатации.
В подобных случаях покупателю важно получить точную информацию о причинах снижения цены.
Хорошее знание законодательства и своих прав окажет вам существенную помощь при покупке товара. Если вы хорошо разбираетесь в нормах ст. 10 закона о защите прав потребителей, вы сможете осуществить покупку, получив всю необходимую для принятия решения о покупке информацию.
Новая редакция СТ 10 Закона о Защите Прав Потребителей России:
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Абзац второй утратил силу.
Комментарий к Статье 10 ЗоЗПП РФ
1. Закон устанавливает, что основной задачей предоставления информации о товаре (работе, услуге) является обеспечение его компетентного выбора.
Компетентность выбора обеспечивается предоставлением информации о назначении товара, его качестве, условиях использования, гарантиях и т.п. Изготовитель (исполнитель, продавец) сам должен определять необходимый объем этой информации, памятуя о своей ответственности за неполноту предоставленной информации в соответствии с Законом. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень информации и способы ее доведения до потребителя могут устанавливаться постановлениями Правительства РФ, которые имеют общеобязательную силу на всей территории РФ. Так, например, постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 года N 435 утвержден Порядок доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства. Как правило, эти сведения устанавливаются в правилах торговли и оказания услуг.
Правительство РФ постановлением от 27 декабря 1996 года N 1575 утвердило Правила, обеспечивающие наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке, и запретило с 1 мая 1997 года продажу на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке. Согласно Правилам, импортеры в контрактах на поставку должны обязательно предусматривать наличие на товаре информации на русском языке о составе, пищевой ценности, сроках годности, условиях хранения и применения, а также другие установленные сведения.
Поскольку Закон содержит перечень обязательной информации о товаре (работе, услуге), информация, устанавливаемая Правительством РФ, а также изготовителем (исполнителем, продавцом) может являться дополнительной или отражать специфику товара (работы, услуги).
В некоторых случаях состав информации о товаре определяется законом. Например, ст. 13 Федерального закона РФ от 15 июня 1996 года «О товариществах собственников жилья» установлен перечень сведений и документов, которые продавец помещений обязан предоставить покупателю, а также ответственность продавца за убытки, понесенные покупателем в результате непредоставления указанных сведений либо их недостоверности.
2. В старой редакции Закона требовалось указывать наименование стандарта, т.е. область его распространения. Согласно ГОСТ Р 1.5-92 Государственной системы стандартизации Российской Федерации обозначение государственного стандарта РФ состоит из индекса — ГОСТ Р, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения. Это обозначение является базовым. Обозначения некоторых государственных стандартов РФ имеет свою специфику. К этим стандартам относятся:
входящие в определенный комплекс стандартов (например, стандартов единой системы конструкторской документации);
на изделия, используемые только в атомной энергетике;
оформленные на основе применения международных стандартов и др.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» в системе Госстандарта РФ создан федеральный фонд стандартов, где хранятся все документы по стандартизации. Фонд оказывает услуги по поиску необходимых стандартов. Информация о принятии, отмене, изменениях, замене государственных стандартов публикуется Госстандартом РФ и Госстроем РФ в ежемесячных и ежегодных информационных указателях «Государственные стандарты Российской Федерации».
3. В старой редакции Закона требовалось указание лишь перечня основных потребительских свойств товара вместо сведений об их содержании.
Впервые предусматривается утверждение Правительством РФ перечня товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний.
4. Под условиями приобретения товаров (работ, услуг) понимаются различные дополнительные или уточняющие содержание договора условия: продажа в кредит, с доставкой, изготовление вещи из материала заказчика, условия сдачи вещи в обработку и т.п.
5. В информации обязательно должны указываться (если они установлены) продолжительность гарантийного срока (изготовителя и продавца), срок службы или годности, правила использования товара (работы, услуги), включая правила безопасности, а также указания о необходимых действиях потребителя после истечения срока службы или годности.
6. Непредоставление информации о предприятиях, выполняющих функции изготовителя или продавца по рассмотрению претензий потребителей, ремонту и техническому обслуживанию товаров, является нарушением права потребителя на обеспечение возможности использования товара по назначению и права на информацию, что может повлечь ответственность изготовителя, продавца в соответствии с Законом.
7. Пунктом третьим ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» определены содержание и способы доведения до потребителя информации о проведении обязательной сертификации товара, предоставляемой его изготовителем.
Закон не предусматривает каких-либо обязанностей продавца в связи с торговлей сертифицированным товаром. Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, предусмотрено, что в подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов: подлинник сертификата; копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат. Эти сведения должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Заверять документы имеет право руководитель исполнительного органа соответствующей организации, предусмотренный ее уставом или иное лицо, которому такие полномочия специально предоставлены приказом или иным решением органа управления. Следует обратить внимание, что ранее действовавшими Правилами продажи отдельных видов товаров право заверять копии сертификатов имели территориальные органы Госстандарта России.
8. Непредоставление информации о том, что товар был в употреблении или подвергался ремонту, т.е. продажа его как нового, может рассматриваться как продажа товара с недостатками.
9. В старой редакции Закона для изготовителя, исполнителя, продавца — индивидуального предпринимателя был предусмотрен специальный состав информации о товаре (работе, услуге): указание стандарта, обязательные требования которого распространяются на реализуемые им товары (услуги, работы), и сведения об их сертификации.
В связи с отсутствием в новой редакции этих требований, следует заключить, что все требования Закона к обязательной информации о товаре (работе, услуге) полностью распространяются на товары (работы, услуги), реализуемые индивидуальными предпринимателями, так же, как и предусмотренные ст. 12 Закона меры ответственности за ненадлежащую информацию .
10. Согласно статье 10 ЗоЗПП РФ отсутствие или неполнота обязательной информации о товаре (работе, услуге), особенно в части, касающейся безопасности товара и возможности его использования, может рассматриваться как основание для запрещения их реализации и отзыва от потребителя, а в случае реализации — в качестве основания для признания договора недействительным, как совершенного с нарушением Закона. В связи с этим при заключении договора поставки целесообразно оговаривать обязанности изготовителя (поставщика) товаров по предоставлению информации и его ответственность за ненадлежащую информацию. В противном случае продавец товара весь риск ответственности перед потребителем принимает на себя.
11. Особым видом информации потребителя о товарах (работах, услугах) является реклама. Без ознакомления с рекламой практически не совершается ни одна более или менее значительная сделка. Отношения, возникающие в связи с производством, размещением и распространением рекламы, регулируются Федеральным законом РФ «О рекламе», вступившем в силу со дня официального опубликования 25 июля 1995 года. Этот закон распространяется на рекламу всех услуг, в том числе банковских, страховых и иных, связанных с пользованием денежными средствами граждан. Закон о рекламе определяет: основные понятия в этой области, в том числе понятие ненадлежащей рекламы (недобросовестная, недостоверная, заведомо ложная и т. п.), субъектов рекламной деятельности (рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребитель рекламы); требования к рекламе, включая правила о рекламе товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации (должна быть пометка «подлежит обязательной сертификации»); особенности рекламы в различных средствах массовой информации и особенности рекламы отдельных видов товаров (работ, услуг); права и обязанности субъектов рекламной деятельности; полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы; ответственность субъектов рекламной деятельности.
Нормы Закона о рекламе, об ответственности за ненадлежащую рекламу не могут применяться к информации о товаре (работе, услуге), доведенной до потребителя не путем рекламы. Дела о нарушениях законодательства о рекламе рассматриваются в соответствии с «Порядком рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденным приказом Государственного антимонопольного комитета от 13 ноября 1995 года N 147.
Новым Уголовным кодексом РФ, вступающим в силу с 1 января 1997 года, предусмотрена ответственность за заведомо ложную рекламу (ст. 182), т.е. использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.
Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Абзац второй утратил силу.
Комментарий к Ст. 10 ЗоЗПП РФ
1. Закон не содержит критериев необходимости в отношении объема информации, подлежащей предоставлению потребителю. В отношении отдельных категорий товаров существуют определенные требования. Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 872 при реализации в розницу импортированных алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара.
Однако даже тогда, когда перечень предоставляемой информации определен в соответствии с Законом, такой перечень не является закрытым, сообщив информацию, указанную в перечне, продавец не может считать себя выполнившим установленную комментируемой статьи 10 ЗоЗПП РФ обязанность, если для правильного выбора необходимо предоставление дополнительной информации. В разных ситуациях одна и та же информация может оказаться необходимой или несущественной.
Очень часто вопросы предоставления информации, необходимой для выбора товара или работы, пересекаются с вопросами соответствия этих товаров или работ требованиям качества. Дело в том, что бывает так, что потребитель, приобретая тот или иной товар, либо заказывая его изготовление, рассчитывает на то, что данный товар будет выполнять определенные функции, либо работать в определенном режиме, либо будет совместим с другими товарами, но после приобретения этого товара выясняется, что ожидания потребителя не оправдались. При этом вовсе не обязательно, чтобы приобретенный товар был товаром ненадлежащего качества, обычно в таких случаях речь идет именно о непредставлении потребителю информации, необходимой для правильного выбора товара.
В качестве примера можно привести ситуацию, связанную с приобретением телевизора: многие модели предполагают наличие функции «картинка в картинке», т.е. передачу на экран одновременно двух программ, при этом одна из программ выводится в виде небольшого изображения в углу экрана. Обычно для поддержания данной функции в корпус телевизора встраивается второй телевизионный тюнер, который и принимает с внешней антенны сигнал второй программы. Однако некоторые производители в целях экономии не устанавливают второй тюнер, но при этом заявляют о поддержании их телевизорами функции «картинка в картинке». В таких случаях требуемый эффект достигается только при наличии дополнительного источника сигнала: отдельного тюнера, проигрывателя компакт-дисков или компьютера. Для многих потребителей такая разница не является существенной, но для существенного количества других — это фактор, влияющий на принятие решения о приобретении конкретной модели телевизора.
Поэтому в подобных случаях можно говорить не о недостатке товара, а о непредставлении необходимой информации. Соответственно, и отношения, возникающие между потребителем и продавцом (исполнителем), будут регулироваться не статьями 18 — 20 Закона, а статьей 12 Закона «О защите прав потребителей».
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение.
2. Как уже сказано в комментарии к статье 7 Закона в настоящее время действуют: Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013; Перечень видов драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, подлежащих сертификации в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 372; Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 766. Соответственно, информация о подтверждении соответствия товаров российского производства, указанных в данных перечнях, должна в обязательном порядке предоставляться потребителям.
Сведения о составе продуктов питания в последнее время приобретают для многих потребителей существенное значение. Данная информация очень важна в случаях соблюдения диеты при хронических или иных заболеваниях, для корректировки веса, при интенсивных спортивных нагрузках, да и просто для ведения здорового образа жизни, здорового питания. Дело в том, что в последние десятилетия процессы производства продуктов питания претерпели глубокие и многочисленные изменения: многие натуральные компоненты были заменены на полученные искусственным путем, при выращивании многих растений стали применяться яды для борьбы с вредителями, для сохранения определенных качеств товара в течение длительного времени стали применяться химические препараты — консерванты и, наконец, широкое распространение получило применение генно-модифицированных организмов (ГМО). Последствия употребления в пищу ГМО наукой не изучены, никто точно не знает, принесет ли их использование при производстве продуктов питания вред, а если принесет, то какой. Поэтому предоставление информации об использовании ГМО для многих людей является очень важным.
Степень значимости этой проблемы отразилась и на процессе изменения Закона, первоначально в тексте комментируемой статьи содержалось требование о предоставлении информации об использовании ГМО без указания на то, какой процент содержания этих веществ является необходимым для того, чтобы указание информации об этом было обязательным. Такая ситуация приводила к различным толкованиям комментируемой статьи 10, в результате чего появился законопроект о ее изменении в части определения предельной концентрации ГМО, сообщать о котором не обязательно. У этого законопроекта была сложная судьба, но в результате он был принят и в части указания объема ГМО, содержащихся в том или ином продукте, Закон приобрел определенность.
Требование указывать цену в рублях родилось после повального в середине 90-х годов 20-го столетия увлечения продавцами ценами, указанными в долларах США, иных иностранных валютах или в условных единицах. Это позволяло манипулировать курсами валют, формулами и способами конвертации или пересчета цен. В настоящее время все эти вольности под запретом и в этой части Закон обычно соблюдается.
Требование об указании размера кредита, суммы, подлежащей выплате, и графика погашения кредита появилось после начала бума потребительского кредитования, но законодатель при этом не учел, что в большинстве случаев сам продавец не продает товар в кредит, а всего лишь принимает деньги, предоставляемые потребителю банком на основании кредитного договора, в котором продавец никак не участвует. А между тем раскрытие указанной информации важно именно в случае получения кредита в банке, поскольку именно банковские кредитные договоры отличаются повышенным применением специфических терминов, сложных формул и расчетов.
В то же время в связи с возросшим количеством споров, связанных с недостаточным информированием заемщиков при заключении кредитных договоров, совсем недавно был принят Федеральный закон от 8 апреля 2008 N 46-ФЗ «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», которым установлено следующее:
«Кредитная организация до заключения кредитного договора с заемщиком — физическим лицом и до изменения условий кредитного договора с указанным заемщиком, влекущего изменение полной стоимости кредита, обязана предоставить заемщику — физическому лицу информацию о полной стоимости кредита, а также перечень и размеры платежей заемщика — физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора.
Кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику — физическому лицу, а также указывать перечень и размеры платежей заемщика — физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора.
В расчет полной стоимости кредита должны включаться платежи заемщика — физического лица по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, в том числе платежи указанного заемщика в пользу третьих лиц в случае, если обязанность этого заемщика по таким платежам вытекает из условий кредитного договора, в котором определены такие третьи лица.
В случае если полная стоимость кредита не может быть определена до заключения кредитного договора с заемщиком — физическим лицом и до изменения условий кредитного договора, влекущего изменение полной стоимости кредита, поскольку кредитный договор предполагает различные размеры платежей указанного заемщика по кредиту в зависимости от его решения, то кредитная организация обязана довести до заемщика — физического лица информацию о полной стоимости кредита, определенной исходя из максимально возможных суммы кредита и срока кредитования.
В расчет полной стоимости кредита не включаются платежи заемщика — физического лица по кредиту, связанные с несоблюдением им условий кредитного договора.
Полная стоимость кредита рассчитывается кредитной организацией и доводится ею до заемщика — физического лица в порядке, установленном Банком России».
При этом следует помнить, что на деятельность кредитных организаций, оказывающих услуги физическим лицам, не осуществляющим предпринимательской деятельности, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
Сообщение потребителю сведений о гарантийных обязательствах, принятых на себя изготовителем товара или продавцом, является одной из важных обязанностей продавца в части информирования потребителя. К сожалению, нередки случаи, когда продавец произвольно толкует понятие гарантийного срока, позволяет себе скрывать тот факт, что на товар установлен гарантийный срок, устанавливает свои гарантийные сроки, начинающиеся с момента передачи товара, притом что в это время действует гарантийный срок, установленный изготовителем, и т.д.
Это связано с низким уровнем правовой культуры российских предпринимателей, ведущих свою деятельность в области розничного бизнеса. В том числе с тем, что многие из них не понимают, что установление или изменение гарантийного срока товара, установленного изготовителем, не входит в сферу их прав, хотя они и являются в течение определенного периода времени собственниками продаваемых ими товаров.
Кроме того, им не следует забывать о том, что все проблемы, связанные с противоречиями в гражданском законодательстве, регулирующем процесс установления гарантийного срока, ложатся на их плечи. Так, если изготовитель товара установит гарантийный срок в единицах измерения, отличающихся от указанных в статье 190 ГК РФ (например, в километрах пробега), то в соответствии с российским законодательством гарантийный срок на данный товар установлен не будет (см. комментарий к ст. 5 Закона России «О защите прав потребителей»). У изготовителя будет иметься определенное обязательство перед потребителем, но юридически это обязательство гарантийным сроком назвать будет нельзя, то есть потребитель не сможет воспользоваться правами, предоставляемыми законодательством о защите прав потребителей для покупателей товаров, на которые установлен гарантийный срок.
Если продавец не предоставит потребителю информацию о данных фактах в момент продажи, то его обязанность по предоставлению достоверной и необходимой информации о товаре выполнена не будет и продавец может быть привлечен за неисполнение этой обязанности к ответственности в соответствии со статьей 12 Закона О защите прав потребителей.
Законодатель установил для изготовителей, продавцов и исполнителей обязанность сообщать информацию не только о том, какими свойствами обладает сам объект потребления, но и о том, как само это потребление должно происходить с учетом интересов потребителя (эффективность и безопасность). Для товаров обычным является размещение такой информации на самом товаре (его упаковке) либо в прилагающейся к нему документации (инструкции, паспорте, гарантийном талоне и т.д.). Потребителям работ и услуг такая информация может сообщаться по-разному: в месте заключения договора, в месте оказания услуг или выполнения работ, на интернет-сайте и т.д.
Здесь следует отметить, что законодатель намеренно разделил понятия эффективного и безопасного использования объекта потребления. Требования безопасности, а также информация о них все-таки не очень часто являются объектами нарушений со стороны лиц, реализующих товары, услуги и работы, это относится скорее к грубым нарушениям, что сказывается на их количестве. Другое дело — сообщение информации о том, как можно наиболее эффективно воспользоваться объектом потребления, далеко не всегда продавец или исполнитель заинтересованы в том, чтобы раскрывать всю информацию о том, что они продают.
Дело в том, что понятие «эффективное использование» является оценочным, и в каждом конкретном случае его применение к той или иной информации основывается на субъективной оценке лица, оперирующего данным понятием. С другой стороны, эффективное использование товара, услуги или работы по идее предполагает возможность минимизации расходов потребителя, которые он должен произвести для приобретения этих объектов потребления в будущем. А это уже идет вразрез с интересами продавцов этих объектов, что иногда вызывает у них желание умолчать о том, как лучше воспользоваться товаром, услугой или работой. Особенно это относится к услугам, поскольку отношения, возникающие в связи с их оказанием потребителям, носят более или менее длительный характер и их объем во многом зависит от действий потребителей.
В этой связи можно привести пример с оказанием услуг мобильной связи: большинство операторов сообщают потребителям о том, какой тариф является наиболее выгодным для конкретного потребителя, относящегося к той или иной категории населения, но некоторые операторы скрывают информацию о том, что в определенных случаях (нахождение в зоне роуминга, длительное отключение от связи, заключение договора на оказание услуг связи в интересах несовершеннолетнего и т.п.) для потребителя выгоднее приобрести дополнительную sim-карту, отказаться от оказания определенных услуг или совершить иные действия, приводящие к минимизации расходов потребителя.
При исполнении требований, установленных комментируемой статьёй 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», необходимо помнить, что, несмотря на то что в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения), данная норма не подлежит применению, так как противоречит статье 190 ГК РФ (см. комментарий к пункту 3 статьи 5 Закона). В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Поэтому в тех случаях, когда изготовителем установлен срок службы с использованием единиц измерения, отличающихся от указанных в статье 190 ГК, потребителю должна быть сообщена информация о том, что на данный товар срок службы не установлен или что срок службы установлен только в части, не противоречащей нормам статьи 190 ГК РФ (в том случае, если при определении срока используются как единицы времени, так и иные единицы).
В соответствии с российским законодательством под местом нахождения изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера понимается не место нахождения магазина, мастерской или иного обособленного подразделения организации, а место государственной регистрации указанных лиц. Данная информация не должна расходиться с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для российских организаций и индивидуальных предпринимателей).
В соответствии с пунктом 4 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Фирменное наименование по своему содержанию может отличаться от наименования юридического лица, но сведения о нем также должны содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц.
В том случае, если изготовитель товара является юридическим лицом, зарегистрированным на территории других государств, должна указываться информация о месте нахождения в соответствии с теми правилами, которые установлены для юридических лиц в той стране, в которой зарегистрировано юридическое лицо.
Информация о подтверждении соответствия товаров, работ или услуг должна сообщаться потребителям в тех случаях, когда такое подтверждение является обязательным в соответствии с нормами Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Правила продажи отдельных видов товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. Правила продажи товаров дистанционным способом утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612. Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569. Правила продажи товаров по образцам утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
В соответствии со статьей 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Информация о том лице, которое обязано будет выполнить работы или оказать услуги, имеет принципиальное значение в тех случаях, когда их выполнение требует определенной квалификации исполнителя. Кроме того, определенные виды деятельности подлежат лицензированию, а в отношении лиц, оказывающих определенные услуги, законодательством установлены определенные требования. Поэтому невыполнение обязанности указать непосредственного исполнителя может повлечь за собой привлечение нарушителя к ответственности в соответствии со статьей 12 Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1304 ГК РФ под фонограммами понимаются любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.
Гражданский кодекс не дает расшифровки понятия «исполнение», но содержит определение понятия «публичное исполнение». В соответствии с пунктом 2 статьи 1270 ГК РФ публичное исполнение произведения — это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
Как видно, закон предполагает два способа исполнения музыкального произведения: живое исполнение, то есть исполнение непосредственно человеком, и исполнение с помощью технических средств. При этом не следует путать технические средства, используемые для создания звука (музыкальные инструменты), и технические средства, используемые для воспроизведения записанного звука. В первом случае использование технических средств будет частью живого исполнения, а во втором — использованием фонограммы. Правда, стоит отметить, что в последнее время с развитием компьютерных технологий и музыкальных инструментов участились случаи, когда музыкальный инструмент или компьютер используются одновременно как для создания какого-то звука, так и для воспроизведения фонограммы. Кроме того, нередко записанный звук модифицируется в той или иной мере и на его основе создается исполнение самостоятельного произведения.
В таких случаях к каждому конкретному произведению следует подходить индивидуально, если заимствования из других произведений составляют основу произведения, то можно вести речь об использовании фонограммы. Если же эти заимствования фрагментарны и не определяют сущность произведения, то можно говорить о живом исполнении.
Музыкальное произведение может исполняться разными способами, в том числе в виде игры на музыкальном инструменте, в виде пения, а также в виде пения под аккомпанемент. В последнем случае фонограмма может быть использована как для воспроизведения голоса певца, так и для воспроизведения аккомпанемента. Чаще всего при сообщении потребителям о живом исполнении произведения учитывается только то, что певец при исполнении песни не пользуется фонограммой. Вместе с тем информация об использовании фонограммы аккомпанемента также должна сообщаться потребителям.
Использование товара в соответствии с его основным назначением в течение существенного периода времени является фактом, о котором потребитель должен быть уведомлен в обязательном порядке. Существенность периода использования товара можно определить по степени изменения качества товаров, подобных продаваемому в условиях их эксплуатации в течение аналогичных периодов времени. Например, если продавец помещает телевизор в витрину, где использует его для демонстрации его возможностей (качество изображения, звука, наличие дополнительных функций) в течение нескольких месяцев, то при продаже данного телевизора продавец обязан сообщить покупателю о том, что данный товар был в употреблении. Он обязан это сделать потому, что товар использовался по основному для него назначению: демонстрация изображения и звука. Обычно гарантийные сроки на такие товары устанавливаются в пределах одного-трех лет, и использование телевизора в течение нескольких месяцев влияет на его качество.
Если же аналогичный телевизор хранился в заводской упаковке и несколько раз доставался и включался для проверки качества, то речь о его использовании идти не может, поскольку в обычных условиях такие действия практически не влияют на качество телевизора.
В тех случаях, когда определить, являются ли те или иные действия использованием товара (например, если приведенное выше использование телевизора длилось не несколько месяцев, а несколько дней), представляется затруднительным, к разрешению спора следует привлекать специалиста.
Устранение недостатков товара следует отличать от его предпродажной подготовки. Например, если с металлической поверхности товара удаляется смазка или грязь, это является предпродажной подготовкой. А если с лакированной поверхности путем шлифования удаляются царапины, речь идет об устранении недостатков.
Также нередки ситуации, когда продавец отделяет от общей массы товары, бывшие в эксплуатации или, в которых устранялись недостатки, и продает их по сниженной цене. При этом продавец не всегда должным образом информирует покупателя о том, что низкая цена товара является следствием указанных выше факторов. Покупатель же выявив то, что товар использовался ранее или что он ремонтировался, может предъявить претензии, основываясь на комментируемой норме статьи 10 ЗоЗПП. Поэтому продавцам в подобных случаях следует не только сообщать требуемую информацию, но и фиксировать как минимум то, что товар продается со скидкой, и как максимум — причины, по которым это сделано.
Чаще всего информация о том, был ли товар в употреблении и особенно о том, устранялись ли в нем недостатки, является существенной при выборе товара, поэтому непредставление данной информации может повлечь ответственность, предусмотренную статьей 12 Закона.
Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
3. Способы сообщения информации о товарах, работах или услугах могут быть самыми различными, но при этом следует учитывать, что для определенных групп товаров или услуг (работ) существуют свои неписаные правила (обычаи делового оборота). Так, например, информация о технически сложных товарах доводится в технической документации. Правда, в последнее время при продаже компьютерной техники большое распространение получило применение электронных документов, записанных на оптические носители информации (CD- или DVD-диски). В то же время, например, в области предоставления услуг доступа к сети Интернет принято сообщать подробную информацию об услугах на сайтах провайдеров.
Сведения, подлежащие обязательному указанию
Как указывает Закон о защите прав потребителей, а именно 10-ая статья, покупатель вправе получить сведения, описывающие следующие характеристики товара или услуги:
Полезная статья Законодательством урегулирован вопрос возврата товара в магазин без упаковки — закон на стороне покупателя. Однако, есть исключения — например, товар принимается обратно только с упаковкой, если она является неотъемлимой частью товара или Производитель указал на упаковке, что она в обязательном порядке подлежит возврату вместе с изделием. Это требование обусловлено наличием сведений о фирме изготовителе. Подробнее о вопросах возврата товара без упаковки, читайте в этой статье
- Название технического регламента, номер Госстандарта или другое обозначение, которому соответствует качество изделия.
- Адрес и наименование компании-изготовителя, уполномоченной организации (ИП), импортера.
- ФИО исполнителя, нанятого для выполнения работы или оказания услуг. А также другие сведения о нем, имеющие отношение к предполагаемому качеству работы и которые могут повлиять на решение нанимателя.
- Потребительские свойства. В наиболее пространном варианте описаны качества продуктов питания:
- состав:
основные компоненты;
пищевые добавки;
биологически активные вещества;
продукты, созданные с использованием методов генной инженерии (если их содержание превышает 0,9% от общей массы);
пищевая ценность; - вес, объем;
- применение;
- условия использования и хранения;
- способ приготовления;
- дата, когда был приготовлен и упакован продукт;
- возможные противопоказания к употреблению при некоторых заболеваниях (список продуктов, требующих предоставления указанной информации, утвержден Пост. Правительства № 481 от 23 апреля 1997 г.);
- Подтверждение безопасности для окружающей среды, а также жизни, здоровья и имущества покупателя (п. 4 ст. 7 ЗоЗПП). Устанавливается в отношении товаров и услуг, подлежащих такому подтверждению согласно законодательным нормам.
- Правила безопасной эксплуатации.
- Функциональность и эффективность использования.
- Экономный расход электроэнергии с указанием класса энергетической эффективности, если изделие входит в список товаров, нуждающихся в указании этой информации (согласно Пост. Правительства № 1222 от 31 декабря 2009 г.). К ним относятся: электрические лампы, телевизоры, холодильники, пассажирские лифты и другая техника.
- Применение фонограммы при исполнении музыкального произведения.
- Использование товара по назначению в течение некоторого времени, устранение имевшихся дефектов.
- Стоимость в рублях, условия получения товара или услуги. При оплате в рассрочку — общая стоимость кредита и график внесения периодических платежей.
- Срок действия гарантии при ее наличии.
- Срок годности, длительность которого устанавливается согласно законодательству (кстати, в чем отличия срока годности от гарантийного срока — читайте ) Также рекомендации по утилизации изделия с истекшим сроком при невозможности его дальнейшей эксплуатации. Если использование просроченного товара может повлечь за собой последствия, опасные для жизни, здоровья или имущества владельца, данная информация включается в описание.
Список не является закрытым и в отношении некоторых изделий или услуг может быть расширен отдельными нормативными актами.
Комментарии к ст. 10 ЗоЗПП
Законодательством не установлены ограничения относительно объема информации, предоставляемой покупателю. Для некоторых видов товаров предусмотрены дополнительные сведения, подлежащие предъявлению.
Сведения относительно табачно-алкогольной продукции
Например, иногда требуется копия справки, служащей приложением к таможенной декларации и заверенная печатями настоящего и предыдущего владельцев. Данный документ предоставляется по требованию потребителя или представителя проверяющих органов при розничной продаже товаров зарубежного происхождения:
- алкоголя;
- спиртосодержащей продукции;
- пива;
- сигарет.
Непредоставление нужной информации
В некоторых случаях даже установленного в ст. 10 ФЗ о защите прав потребителей информационного перечня оказывается недостаточно для осуществления правильного выбора, что обязывает продавца восполнить пробел по собственной инициативе. Чаще всего такая ситуация возникает, когда покупатель заблуждается относительно некоторых функций, режимов товара или его совместимостью с другой техникой.
Знаете ли Вы Нормами закона установлены виды ответственности за нарушение прав потребителей. Так, например, за обвес продавца могут привлечь к административной ответственности и выписать штраф. А за более тяжкие преступные действия продавца (повлекшие причинение среднего или тяжкого вреда здоровью, смерть) — ему грозит лишение свободы. Подробнее об этом читайте
Например, телевизор поддерживает функцию одновременного вывода на экран двух программ, о чем и заявлено в описании. Однако для осуществления этой функции требуется наличие дополнительного встроенного тюнера, принимающего сигнал второй программы. С целью снижения расходов производитель может не установить второй тюнер, не акцентируя внимание на этом факте.
В результате, купив данную модель, покупатель будет вынужден использовать в качестве источника отдельный тюнер, проигрыватель или компьютер. Для некоторых покупателей указанные обстоятельства могут служить существенным доводом против совершения покупки. В случае предъявления претензий ответственность будет возложена на продавца, не предупредившего покупателя об особенностях данной модели (ст. 12 ЗоЗПП).
Изделия, подлежащие обязательной сертификации
Соответствие некоторых товаров (в том числе — драгоценных металлов, камней и изготовленных из них ювелирных изделий) установленным нормативам нуждается в обязательном подтверждении. Списки данных товаров утверждены Постановлениями Правительства:
- № 1013 от 13 августа 1997 г.;
- № 372 от 5 апреля 1999 г.;
- № 766 от 7 июля 1999 г.
Пример из судебной практики
Суть конфликта
17 декабря 2015 г. Золотько А. Ю. подал исковое заявление о защите потребительских прав в адрес ООО «М. видео Менеджмент». Истец купил у ответчика ноутбук, руководствуясь информацией, указанной на сайте компании. Согласно ей, данная модель была снабжена двумя слотами памяти, что и побудило Золотько совершить покупку. Поскольку он нуждался в объеме памяти, не меньшем 8 Гб. для выполнения работы на ноутбуке.
Во время покупки истец осведомился о наличии двух слотов и получил дополнительное подтверждение от продавца. Однако по обращении в сервисный центр Золотько узнал, что модель содержит только один слот памяти, вследствие чего расширить ее можно лишь заменой существующей линейки.
Подача претензии
Истец обратился в магазин с письменной претензией, ходатайствуя о замене оперативной памяти, ориентируясь на п. 2 ст. 12 и п. 1 ст. 18 ЗоЗПП. Продавец признал недостоверность предоставленных сведений, но в удовлетворении претензии отказал и предложил вернуть покупку с возмещением ее стоимости. Однако Золотько уже оплатил услуги специалистов ООО «Аудиторская фирма «Ваш аудитор» за:
- обновление операционной системы;
- установление драйверов внешних устройств, СУБД, бухгалтерских и офисных программ.
Для эффективной работы с указанными программами требовалась память больше имеющейся. Истец предполагал использовать ноутбук для работы в домашних условиях.
Порядок возврата ноутбука в магазин описан в статье здесь https://potrebexpert.online/5204-zakon-osnovaniya-poryadok-deistvii-vozvrata-noutbuka-v-magazin
Решение суда
На основании ст. 194 и 199 ГПК суд 17 февраля 2016 г. постановил: частично (то есть в меньшем размере) удовлетворить требования истца. ООО «М. видео Менеджмент» обязуется возместить Золотько А. Ю.:
- стоимость ноутбука (ст. 12 ЗоЗПП);
- расходы на услуги специалистов аудиторской фирмы;
- причиненный моральный ущерб (ст. 15 ЗоЗПП);
- штраф в размере 50% от суммы иска за отказ в добровольном удовлетворении претензии (п. 6 ст. 13 ЗоЗПП);
- средства, затраченные на оплату юридических услуг (ч. 1 ст. 100 ГПК);
- неустойку за просроченное время, начиная с 11-го дня после обращения истца в магазин с претензией (ч. 1 ст. 23 ЗоЗПП).
Также истец был освобожден от уплаты пошлины (ст. 17 ЗоЗПП), погашение которой было возложено на ответчика.
1. В комментируемой статье закреплена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставить потребителю информацию о товарах (работах, услугах). Данная информация должна быть достоверной и необходимой, обеспечивающей потребителю возможность правильного выбора товара (работы, услуги).
Критерии «необходимость» и «достоверность» были раскрыты в комментарии к ст. 8 Закона (см. комментарий к ст. 8). Еще одной качественной характеристикой предоставляемой потребителю информации является ее своевременность. Своевременность означает, что необходимая и достоверная информация о товаре (работе, услуге) должна быть предоставлена потребителю вовремя с тем, чтобы она могла повлиять на его решение о приобретении товара (работы, услуги). В п. 2 ст. 8 комментируемого Закона определено, что информация должна быть доведена до сведения потребителя при заключении договоров купли-продажи и договора о выполнении работ (оказании услуг).
Перечень предоставляемой потребителю информации закреплен в п. 2 комментируемой статьи. Однако данный перечень не является исчерпывающим, поскольку по отдельным видам товаров (работ, услуг) он может быть дополнен в правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), утвержденных Правительством РФ.
2. В п. 2 комментируемой статьи определена обязательная информация о товарах (работах, услугах).
К обязательной информации о реализуемых товарах относятся сведения об основных потребительских свойствах товара, цене, условиях приобретения, гарантийном сроке (если он установлен), правилах и условиях эффективного и безопасного использования, сроках службы или годности.
При реализации пищевых продуктов до потребителя должны быть доведены сведения об их составе и пищевой ценности, назначении, условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.
Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.1997 N 481.
В случае если к реализуемым на территории Российской Федерации товарам (как отечественным, так и импортируемым) предъявляются требования об энергетической эффективности, информация о таких товарах, указанная в технической документации, прилагаемой к ним, нанесенная на их маркировке или на их этикетках, должна включать сведения о классе энергетической эффективности таких товаров. Перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222. В данный перечень включены виды бытовой техники (телевизоры, холодильники, морозильники, кондиционеры, посудомоечные и стиральные машины, электродуховки), а также бытовые электрические лампы, лифты, предназначенные для перевозки людей.
В случае если технический регламент на отдельные виды продукции устанавливает требования по обязательному подтверждению соответствия такой продукции установленным в нем требованиям, до потребителя должна быть доведена информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг).
К примеру, в соответствии с требованиями Технического регламента на молоко и молочную продукцию при реализации пастеризованного молока на розничных рынках (включая сельскохозяйственные рынки) путем розлива из транспортной или другой тары продавцы обязаны предъявлять декларацию о соответствии и довести до потребителей информацию о необходимости обязательного кипячения пастеризованного молока (Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»).
В том случае, если товар (работа, услуга) предоставляются в кредит, до потребителя должна быть доведена информация о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате, графике погашения этой суммы. При этом комментируемый Закон исключает возможность выдачи физическим лицам кредитов с т.н. плавающей процентной ставкой, поскольку в этом случае не может быть обеспечено право потребителя на получение информации о полной стоимости кредита, полной сумме кредита и графике его выплаты (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров»).
Обязанность предоставить информацию о своем адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) возложена на изготовителя (исполнителя, продавца) в соответствии с требованиями ст. ст. 8 и 9 комментируемого Закона. Обязательность предоставления аналогичных сведений об уполномоченной организации (уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) будет находиться в прямой зависимости от факта того, есть или нет в отношении конкретного товара уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель или импортер. При этом очевидно, что в отношении любого импортного товара наличие соответствующей информации об импортере будет по определению обязательным. Непредоставление такой информации может порождать для продавца как гражданско-правовую ответственность перед потребителем в соответствии со ст. 12 комментируемого Закона, так и определять состав соответствующего административного правонарушения (письмо Роспотребнадзора от 22.11.2007 N 0100/11983-07-32 «О реализации территориальными органами Роспотребнадзора Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ», п. 3).
+Читать далее…
В соответствии с абз. 12 п. 2 комментируемой статьи информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).
К примеру, при предоставлении потребителю платных медицинских услуг на информационных стендах (стойках) медицинской организации должна быть размещена информация о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации (Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, п. 11).
Правила продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг (или извлечения из них) в целях информирования потребителя вывешиваются в удобном для обозрения месте торгового зала или иного помещения исполнителя.
В правилах, регламентирующих оказание услуг по перевозкам пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом, определено, что информация об оказываемых услугах предоставляется по запросу потребителя бесплатно на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пользователей (Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111, п. п. 7, 8). Аналогичное правило о предоставлении информации по запросу потребителя закреплено в правилах оказания услуг по перевозке на внутреннем водном транспорте (Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 N 72, п. 12).
Указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений обеспечивает возможность правильного выбора услуги, предметом которой будет служить концертное выступление того или иного исполнителя музыкальных произведений. При этом в письме Роспотребнадзора разъяснено, что указание на использование фонограмм обязательно только в тех случаях, когда такое их использование действительно предполагается при исполнении музыкальных произведений. Указание на использование фонограмм должно содержаться в афишах, программах выступлений, рекламных проспектах и других, главным образом печатных, носителях соответствующей информации, находящихся и размещенных непосредственно в местах продажи соответствующей билетной продукции (см.: письмо Роспотребнадзора от 21.06.2005 N 0100/4690-05-32 «О проверке соблюдения права потребителей на своевременное получение информации об использовании фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений»).
3. В п. 3 комментируемой статьи перечислены основные способы доведения до потребителя информации о приобретаемых им товарах (работах, услугах). Информация о реализуемых товарах должна содержаться в прилагаемой к ним технической документации, размещается на потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке или наносится при маркировке товара.
Доведение до потребителя информации о выполняемых работах или оказываемых услугах осуществляется иными способами, принятыми для отдельных видов работ и услуг.
К примеру, информация о периодическом печатном издании доводится до сведения подписчиков редакциями, издателями и распространителями путем издания каталогов периодических печатных изданий, через средства массовой информации, при помощи рекламы и другими способами (см.: Правила распространения периодических печатных изданий по подписке, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.11.2001 N 759, п. 4).
В соответствии с п. 13 Правил оказания услуг общественного питания информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. При этом возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания должна быть предоставлена потребителю как в зале, так и вне зала обслуживания (см.: Правила оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, п. п. 13, 14).
Информация о подтверждении соответствия товара требованиям технических регламентов содержится в декларации о соответствии/сертификате соответствия, такой товар маркируется знаком обращения на рынке или знаком соответствия.
Знак обращения на рынке представляет собой обозначение, информирующее потребителя о том, что приобретаемая им продукция соответствует требованиям технического регламента.
Знак соответствия служит для информирования потребителя о соответствии приобретаемой продукции требованиям добровольной сертификации или национальному стандарту.
Комментарий к Статье 10 Закона о Защите Прав Потребителей РФ
Законом «О защите прав потребителей» провозглашается право покупателей или получателей услуги на обретение верной и правдивой информации о покупке. Именно для этого существует ряд статей указанного нормативно-правового акта, которые позволяют не только зафиксировать, но и пояснить обязательства продавца и производителя в данной сфере.
Сфера регулирования
Статья 10 Закона «О защите прав потребителей» имеет поясняющую функцию так как она раскрывает виды информации, которые однозначно должны быть доступны потребителю о товаре. Кроме того, в этой статье поясняются возможные способы изложения таких данных. Важность этой статьи заключается в том, что она позволяет обеспечить право приобретателя на качественный, безопасный товар, который покупается по выбору последнего. Именно этот выбор потребитель моет сделать правильно на основе полученной информации.
Статья 10 ЗоЗПП Российской Федерации включает 3 пункта. Первым из них вводится обязанность изготовителя, а также продавца предоставлять максимально правдивую информацию о товаре, которая позволяет потребителю сделать верный выбор.
Во втором пункте определен перечень тех видов информации, которые обязательно должны доводиться до приобретателя. В перечень входят данные о:
- техническом регламенте или государственном стандарте, которому соответствует товар;
- потребительских качествах предмета, включая противопоказания и те виды данных, которые являются важными для приобретателя;
- стоимости товара;
- периоде гарантийного использования или срок годности;
- правилах безопасного использования или эксплуатации;
- наличии специального подтверждения безопасности, если оно требуется;
- данных об энергопотреблении, если это требуется;
- конкретном лице, если именно оно обязано исполнить услугу;
- правилах реализации продукта;
- применении фонограмм.
Кроме того, обязательно следует сообщить приобретателю, если товар уже был в употреблении или в нем устранялись недостатки.
Пункт 3 перечисляет возможные способы донесения указанной информации до потребителя, в том числе через заключаемые договоры, этикетки и т.д.
Таким образом, статья 10 ЗоЗПП РФ поясняет перечень видов данных, которые обязательно должны быть донесены до потребителя. Это очень важно для осуществления правильного выбора и с точки зрения гарантии безопасности товаров.