Загрязнение окружающей среды статья

Гражданская ответственность за ущерб от загрязнения окружающей среды (стр. 1 из 5)

КУРСОВАЯ РАБОТА

» Гражданская ответственность за ущерб от загрязнения окружающей среды «

Введение

вред ответственность среда затонувший

С каждым днем в нашей стране развиваются новые ядерные, химические, радиационные технологии, и все это отражается на окружающей среде. Загрязнение окружающей среды приводит к вымиранию многих видов животных. Поэтому особое место в российском законодательстве занимают положения о защите окружающей среды.

Эти положения отражены в УК РФ, в ФЗ «Об охране окружающей среды», в ФЗ «Об использовании атомной энергии», регулируются главой 8 КоАП РФ и многими другими законодательствами.

Исходя из этого, следует отметить, что существуют различные виды ответственности за загрязнение окружающей среды. Целью моей работы является более полное раскрытие всех видов ответственности.

Загрязнение окружающей среды может быть как умышленным, так и неосторожным, в связи с этим ответственность за вред будет регламентироваться несколькими законодательствами, и соответственно к нарушителям будут применяться разные виды наказания. Допустим, кто-то, добросовестно выполняя свою работу, потерпел аварию, которая привела к неблагоприятным последствиям. А кто-то в целях утилизации вредных химических, радиоактивных веществ захоронил их, не в специально отведенном для этого месте, нанес значительный вред окружающей среде.

Кроме того, случаются аварии, такие как столкновение судов, в ходе чего корабли, танкеры терпят крушение, находящееся на них имущество тонет и причиняет ущерб морской среде загрязнением или препятствует осуществления промысла водных биологических ресурсов и деятельности порта. Также затонувшее имущество может создавать серьезную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания.

Морские аварии всегда вызывают многоплановые правовые последствия.

В результате возникают правоотношения, вытекающие из нарушения договора перевозки, причинения ущерба здоровья членам экипажа, удаление затонувшего в море имущества, столкновение судов и спасания и т.д. Одним из наиболее тяжких последствий морских происшествий может быть разлив в морскую среду нефтепродукта и сырой нефти, перевозимой навалом на крупных танкерах. Такие происшествия вызывают колоссальный ущерб окружающей среде и влекут за собой многомиллионные убытки.

В связи с этим возникают вопросы гражданской ответственности за ущерб от загрязнения.

Все это будет отражено в моей работе. Раскрою положения о подъеме, удалении или уничтожении затонувшего имущества, о вреде наступивших последствий, ответственность за вред.

1. Виды ответственности за вред окружающей среде

1.1 Дисциплинарная ответственность

В этом подпункте я рассмотрю условия применения дисциплинарной ответственности, ее значение и эффективность, проблемы применения.

Дисциплинарной является юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если эти проступки в силу их относительно меньшей вредности не могут быть квалифицированы как административные правонарушения или преступления.

Условия применения. Как и другие виды ответственности, дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств. Прежде всего, дисциплинарная ответственность за экологические проступки может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах – Кодексе законов о труде, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации.

Ухудшение экологической ситуации происходит в основном от хозяйственной, производственной деятельности человека, поэтому именно в сфере промышленного, сельскохозяйственного и иного производства следует искать основные причины антропогенного воздействия на окружающую среду. Отсюда следует вывод: предупреждение загрязнений на стадии производства является генеральным направлением профилактики экологических правонарушений. Надо учитывать также и более широкий резонанс и воспитательное значение наложения дисциплинарных взысканий, о которых, как правило, широко оповещаются и хорошо информируются коллеги по работе.

Одним из видов дисциплинарного воздействия может служить депремирование, лишение иных средств поощрения; в современных условиях их набор достаточно широк и может служить хорошим рычагом воздействия на работника. Хотя в настоящее время меньше стали говорить о моральных средствах воздействия, но и они продолжают оказывать свое влияние: уместно напомнить, что одним из факторов успешной работы заводов Форда было широкое использование моральных рычагов повышения ответственности работников за дела подразделения завода, фирмы путем систематического информирования об их состоянии, поздравления с производственными достижениями, производственными и личными юбилеями, семейными праздниками и торжествами.

Проблемы применения.

Потенциал применения дисциплинарной ответственности в области охраны окружающей среды используется недостаточно. Почему?

В общественном мнении существует стереотип о ее неэффективности в этой области – принято считать наиболее подходящей для злостных загрязнителей уголовную ответственность. Можно согласиться с тем, что для злостных нарушителей наиболее подходящей действительно является уголовная ответственность, однако большинство субъектов экологических правонарушений не являются злостными и потому не могут считаться общественно опасными.

Отсутствует статистика наложения дисциплинарных взысканий, поэтому трудно определять ее динамику, эффективность воздействия, связь с количеством и качеством загрязнений окружающей среды. Да и сама описываемая сфера общественных отношений не часто вызывает такую озабоченность собственника предприятия, чтобы обусловить систематическое применение дисциплинарной ответственности за экологические проступки.

В связи с этим встает вопрос о степени воздействия государственных природоохранных органов на дисциплинарную практику организаций, которые стали самостоятельными в ведении своей хозяйственной деятельности и налаживании и организации своей внутренней работы. Однако эта самостоятельность предпринимательской деятельности от общества является сравнительно относительной, и, прежде всего в области экологии. Согласно п. 3 ст. 209 ГК РФ, владение, пользование и распоряжение природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, владелец предприятия, отвечая перед обществом за экологическое состояние своего предприятия и его воздействие на окружающую среду, обязан обеспечивать экологический правопорядок на предприятии, всеми доступными и законными средствами реагировать на соответствующие обращения государственных органов.

1.2 Административная ответственность

В этом подпункте следует выделить такие положения, как характеристика административных правонарушений; административные взыскания; эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды.

Согласно КоАП РФ административным проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Она наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Характеристика административных правонарушений

КоАП РФ группирует экологические правонарушения по нескольким направлениям и в нескольких главах. Проступки, посягающие на государственную собственность (гл. 7), включают нарушения прав на недра, воды, леса, животный мир (ст. 7.10, 7.11).

Административные правонарушения в области охраны окружающей среды предполагают посягательства на ряд природных ресурсов (гл. 8):

– в отношении земель – бесхозяйственное их использование, порча, несвоевременный возврат или неприведение для использования по назначению состояние, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства, уничтожение межевых знаков;

– в отношении недр – нарушение требований по охране недр и гидроминиральных ресурсов, нарушение действующих стандартов, норм, правил или условий лиценции, регламентирующих деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации;

– в отношении водных ресурсов – нарушение правил их охраны, водопользования;

– в отношении лесных ресурсов – незаконное использование земель лесного фонда, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение подроста в лесах, засорение лесов бытовыми отходами и отбросами, нарушение требований пожарной безопасности в лесах и т.д.;

– в отношении атмосферного воздуха – выброс загрязняющих веществ в атмосферу с нарушением нормативов или без разрешения, ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха, нарушение правил эксплуатации, а также не использование оборудования для очистки выбросов в атмосферу и др.;

– в отношении животного мира – нарушение правил охраны среды обитания, порядка осуществления пользования животным миром, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных. Нарушение правил охоты и рыболовства и т.д.

Прокуратура разъясняет: ответственность за загрязнение окружающей среды

«Какая существует ответственность юридических и физических лиц за загрязнение окружающей природной среды?»

Отвечает заместитель прокурора г. Самары Игорь Шустов.

«Указом президента РФ от 05.01.2016 г. №7 2017 год объявлен в Российской Федерации годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание общества к обеспечению экологической безопасности.

Административная ответственность предусмотрена по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Существует уголовная ответственность за загрязнение вод (ст. 250 УК РФ), атмосферы (ст. 251 УК РФ), морской среды (ст. 252 УК РФ), порчу земли (ст. 254 УК РФ).

Предусмотрена и гражданско-правовая ответственность. Так, согласно ст. 77 Закона РФ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде путем загрязнения, нерационального использования природных ресурсов, ведущий к деградации и разрушению естественных экосистем, природных комплексов и природных ландшафтов, обязаны возместить его в полном объеме.

Вред рассчитывается согласно Методике расчета вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238, и возмещается добровольно либо по решению суда. В соответствии с ч. 3 ст. 78 Закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет».

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, —

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Комментарий к Ст. 247 УК РФ

1. Основной непосредственный объект преступления — отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране жизни и здоровья человека.

2. Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее компонентов природы: земли, недр, вод, атмосферы и др. (см. коммент. к ст. 246).

3. Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов либо обращении опасных веществ (радиоактивных, бактериологических, химических) и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Опасные отходы — это отходы, содержащие вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества, обладающие токсичностью, пожарной опасностью, высокой радиоактивностью, взрывоопасностью или содержащие возбудителей инфекционных болезней.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.07.2012) опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду подразделяются на классы опасности исходя из критериев, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование охраны окружающей среды. Установлено пять классов опасности: чрезвычайно опасные, высоко опасные, умеренно опасные, малоопасные, практически не опасные отходы.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 21; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 46. Ст. 5554; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 45. Ст. 5142; 2009. N 1. Ст. 17; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 45. Ст. 6333; N 48. Ст. 6732; 2012. N 26. Ст. 3446; N 27. Ст. 3587; N 31. Ст. 4317.

Правовые основы обращения с отходами определены названным Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». Обращение радиоактивных веществ и отходов регулируется Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 25.06.2012) и рядом постановлений Правительства РФ.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552; 1997. N 17. Ст. 396; 2001. N 29. Ст. 2949; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 13. Ст. 1180; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4436; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 7. Ст. 834; N 49. Ст. 6079; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2011. N 29. Ст. 4281; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 45. Ст. 6333; N 48. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7025; 2012. N 26. Ст. 3446.

Порядок образования и обращения токсичных промышленных отходов осуществляется также на основе различных ГОСТов, правил, классификаторов, методических указаний, инструкций.

Под обращением экологически опасных веществ и отходов понимаются производство, транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, очистка, собирание, выбрасывание, утилизация, разрушение, уничтожение радиоактивных, химических или бактериологических веществ и отходов. Поскольку диспозиция нормы бланкетная, в каждом случае необходимо установить, какие правила были нарушены, и сослаться на них при квалификации преступления.

Под производством запрещенных видов опасных отходов понимается создание отходов, которых не должно оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также неуничтожение, необезвреживание их, ведущее к накоплению.

Транспортировка — это перемещение указанных веществ и отходов из одного места в другое (на наш взгляд, как любым видом транспорта, так и путем переноски человеком).

Хранение — это их содержание в каком-либо месте (складе, хранилище и т.п.) с целью сбережения и последующего совершения с ними каких-либо действий.

Захоронение — закапывание в землю, помещение в могильник. Статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определяет захоронение отходов как изоляцию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Использование радиоактивных, химических и бактериологических веществ и отходов предполагает пользование ими (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельными гражданами.

Под иным обращением следует понимать любые иные, помимо перечисленных в комментируемой статье, действия в отношении экологически опасных веществ и отходов, о которых говорилось выше (передача, продажа, выбрасывание, уничтожение и т.д.).

Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК) означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

В п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 разъяснено, что применительно к ч. 1 ст. 247 УК существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде — в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных животных, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. .
———————————
Определение существенного вреда противоречиво: таковым признается и заболевание, и гибель водных животных, и их массовая гибель и т.п. Представляется, что в отношении животных таковым можно считать только последний вариант.

4. Деяния, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, совершенные в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента их выполнения в указанных зонах.

5. Преступление считается оконченным с момента производства опасных видов отходов либо с момента их транспортировки, хранения или иного обращения с нарушением правил безопасности, если эти деяния создали реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. По смыслу закона речь идет как о существенном вреде здоровью людей, так и о существенном вреде окружающей среде.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, осознает, что ими создается реальная возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, и желает эти действия совершить.

8. Мотивы и цели могут быть различными и на квалификацию преступления влияния не оказывают.

9. Квалифицирующим признаком состава в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи является совершение деяний, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, повлекшее:

— загрязнение окружающей среды, т.е. физическое, химическое, радиационное, ароматическое, биологическое изменение качества вод, воздуха, почвы, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, генофонду животных, растений и человека, озоновому слою;

— отравление окружающей среды — разновидность загрязнения, насыщение компонентов (ресурсов) природной среды ядовитыми веществами и отходами, способными вызвать гибель или расстройство здоровья людей и животных, уничтожение или угнетение роста растительности, мутации;

— заражение окружающей среды — внесение в среду обитания возбудителей болезней животных, растений и человека, а также вредителей растительности, способных к быстрому размножению (как растительного, так и животного происхождения);

— причинение вреда здоровью человека (см. коммент. к ст. 246);

— массовую гибель животных, т.е. гибель зверей, птиц, водных животных, в том числе рыбы, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза.

Порядок объявления и установления зон экологического бедствия и их правовой режим определяются в соответствии со ст. 57 Закона об охране окружающей среды, законодательством об этих зонах.

Пункт 2 ст. 57 Закона об охране окружающей среды предусматривает, что защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций установлена Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 01.04.2012) , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
———————————
СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648; 2002. N 44. Ст. 4294; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 50. Ст. 5284; N 52 (ч. 1). Ст. 5498, 5498; 2007. N 45. Ст. 5418; 2009. N 1. Ст. 17; N 19. Ст. 2274; N 48. Ст. 5717; 2010. N 21. Ст. 2529; N 31. Ст. 4192; 2011. N 1. Ст. 24, 54; 2012. N 14. Ст. 1549.

10. Преступления, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи (за исключением совершенных в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации), имеют материальный состав и считаются оконченными с момента наступления указанных последствий.

11. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Содержание умышленной вины при этом зависит от конструкции состава. В материальных составах при загрязнении, отравлении или заражении окружающей среды, причинении вреда здоровью человека либо массовой гибели животных лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что они повлекут или могут повлечь предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи последствия, и желает их наступления (прямой умысел) или осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления указанных в законе последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Совершая деяния в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (формальный состав), лицо осознает общественную опасность этих деяний и то, что они совершаются именно в таких зонах, и желает их совершить (прямой умысел).

При неосторожной форме вины лицо, например, храня опасные вещества и отходы, не предвидит последствий, указанных в законе, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность наступления таких последствий, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

12. К особо квалифицирующим признакам ч. 3 комментируемой статьи относит деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Массовым следует считать заболевание многих людей, превышающее обычно регистрируемый уровень, в том числе и возникновение эпидемии (см. коммент. к ст. 248). Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется неосторожным отношением к смерти человека или массовому заболеванию людей. Однако сами деяния могут быть, как отмечено выше, либо умышленными, либо неосторожными. В случае умышленного их совершения содеянное приобретает признаки преступления с двумя формами вины (ст. 27 УК) и в целом считается совершенным умышленно, а в случае неосторожного — в целом все преступление является неосторожным.

13. Предусмотренное комментируемой статьей нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов конкурирует со ст. ст. 8.2 и 8.3 КоАП.

Статья 247 УК подлежит применению только в том случае, если нарушение правил производства, транспортировки, хранения, применения указанных в ст. ст. 8.2, 8.3 КоАП химических веществ или отходов создало реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 комментируемой статьи), включая атмосферный воздух и животный мир, или повлекло загрязнение, отравление, заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо хотя и не повлекло указанных последствий, но совершено в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 комментируемой статьи). Таким образом, в основу разграничения преступления и проступка положены такие признаки состава, как деяние, последствия (их характер и тяжесть) и место совершения деяния. Статьи 8.2 и 8.3 КоАП в отличие от комментируемой статьи не предусматривают ответственности за производство опасных веществ и отходов. В ч. 1 комментируемой статьи сказано о создании угрозы причинения окружающей среде существенного вреда, в соответствии с ч. 2 этой статьи такой вред должен быть причинен реально. Если деяние не повлекло никаких последствий либо только создало абстрактную возможность причинения вреда окружающей среде, речь должна идти об административном проступке (соответственно ст. ст. 8.2 либо 8.3 КоАП).

Комментируемая статья в части захоронения радиоактивных, бактериологических или химических веществ и отходов с нарушением установленных правил имеет сходство со ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП в отношении захоронения вредных веществ в водных объектах.

Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, окончено с момента создания реальной угрозы причинения существенного вреда здоровью людей или окружающей среде. Для квалификации содеянного по ч. 2 этой статьи также требуется наступление преступных последствий или чтобы захоронение осуществлялось в зоне экологического бедствия либо чрезвычайной экологической ситуации, а для квалификации по ч. 3 данной статьи — смерти человека или массового заболевания людей.

Проступки, предусмотренные ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП, окончены с момента совершения предусмотренных в них действий (бездействия). Последствия не являются обязательным признаком состава проступка.

Различие между преступлением и проступком следует проводить также по видам захораниваемых отходов и веществ. Преступление образует захоронение запрещенных к производству опасных отходов, радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов, т.е. веществ, представляющих повышенную опасность.

В ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП имеются в виду иные отходы и материалы. Их захоронение на шельфе в принципе допускается, но с соблюдением установленных правил и в особом порядке.

УК РФ Глава 26. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019)

  • Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ
  • Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов
  • Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами
  • Статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений
  • Статья 250. Загрязнение вод
  • Статья 251. Загрязнение атмосферы
  • Статья 252. Загрязнение морской среды
  • Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации
  • Статья 254. Порча земли
  • Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр
  • Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов
  • Статья 257. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
  • Статья 258. Незаконная охота
  • Статья 258.1. Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации
  • Статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
  • Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений
  • Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений
  • Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Открыть полный текст документа

10.5.Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

За экологические правонарушения установлена ответственность, т. е. предусмотренные законодательством меры государственного принуждения.
Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, нарушающее законодательство об охране окружающей среды, причиняющее либо несущее реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью человека и его имуществу.
Состав экологического правонарушения: субъект, объект, субъективная сторона и объективная сторона.
Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права.
Субъектами экологических правонарушений могут быть физические и юридические лица Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства.
Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:
а) противоправности поведения;
б) причинения или реальной угрозы причинения экологического вреда либо нарушения иных законных прав и интересов субъектов экологического права;
в) причинной связи между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.
Субъективная сторона экологических преступлений характеризуется косвенным умыслом преступника, когда он осознает нарушение установленных правил, предвидит возможность наступления негативных последствий для окружающей среды и здоровья человека и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде составов экологических преступлений вина выражается в форме неосторожности.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения наступает при наличии всех юридических и фактических оснований, которые включают:

  • норму, запрещающую поведение или действие, или норму, обязывающую предпринять то или иное действие;
  • факт несоблюдения требований законодательства, т. е. наличие правонарушения;
  • причинную связь между совершенным действием и наступившими последствиями.

Главное в составе экологического правонарушения — это причинение экологического вреда. В зависимости от характера и объема экологического вреда устанавливается дисциплинарная, административная, гражданско-правовая или уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется только к физическим лицам и заключается в наложении администрацией предприятия, учреждения, организации на своего работника взыскания за невыполнение либо ненадлежащее выполнение своих трудовых обязанностей, в результате которого наступило экологически неблагоприятное последствие.
Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц за совершение административного правонарушения.
Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях. Составы экологических правонарушений в основном даны в гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» Кодекса РФ об административных правонарушениях.
За совершение экологических правонарушений применяются следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • административное приостановление деятельности;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Административная ответственность применяется к физическим и юридическим лицам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления.
Уголовная ответственность за экологические правонарушения выражается в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. В Уголовном кодексе РФ есть специальная глава «Экологические преступления», в которой предусмотрено 17 составов преступлений. Все эти составы можно классифицировать на следующие виды в зависимости от непосредственного объекта посягательства.

  1. Нарушения действующих правил в области экологопользования:
  • ст. 246 (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ);
  • ст. 247 (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов);
  • ст. 248 (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами);
  • ст. 249 (нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений).
  1. Порча основных природных компонентов — вод, воздуха, земли и пр.:
  • ст. 250 (загрязнение вод);
  • ст. 251 (загрязнение атмосферы);
  • ст. 252 (загрязнение морской среды);
  • ст. 253 (нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ);
  • ст. 254 (порча земли);
  • ст. 255 (нарушение правил охраны и использования недр);
  • ст. 257 (нарушение правил охраны рыбных запасов).
  1. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны фауны:
  • ст. 256 (незаконная добыча водных животных и растений);
  • ст. 258 (незаконная охота).
  1. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны флоры:
  • ст. 259 (уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ);
  • ст. 260 (незаконная порубка деревьев и кустарников);
  • ст. 261 (уничтожение или повреждение лесов);
  • ст. 262 (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов).

Но не все составы экологических преступлений вошли в гл. 26 Уголовного кодекса РФ. Например, такой состав, как экоцид — умышленное нанесение окружающей среде вреда, создающего угрозу для жизни и здоровья человека, закреплен в гл. 34.
За уголовные преступления предусмотрены следующие виды наказания:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы.

Уголовная ответственность применяется только к физическим лицам.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды заключается в наложении на правонарушителя обязанности своим имуществом возместить причиненный окружающей среде и здоровью человека вред. Ущерб возмещается в полном объеме, включая реальный ущерб и упущенную выгоду, т. е. неполученный доход.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде.
Общие основания и порядок привлечения к имущественной ответственности устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации.
Имущественный вред, причиненный нарушением норм экологического права, или экологический вред подлежит возмещению причинителем вреда в соответствии с общими нормами гражданского права, а также требованиями экологического законодательства. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

В экологическом законодательстве по-разному формулируются положения о юридической ответственности. Так, согласно ст. 75 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды применяется имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Как и в общей теории права.

Имущественная ответственность за нарушение законодательства а области охраны окружающей среды конкретизируется в ст. 77 — 79 указанного Закона.

В группу экологических прав нового поколения входит конституционное право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, которое находится в тесной связи с другими конституционными (ч. 2 и 3 ст. 41, ст. 52 и 53 Конституции РФ), в том числе экологическими, правами и реализуется не часто ввиду трудной, а порой и невозможной доказуемости причинной связи между правонарушением и наступившими отрицательными, прежде всего имущественными, последствиями Ефимова Е.И. Экологическое право России. Библиография (1958 — 2004 гг.). — М.: Городец, 2007. С. 124.

Принципиальными положениями являются, во-первых, возможность возмещения вреда и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект, т.е. фактически без совершения причинителем вреда правонарушения, а во-вторых, определение субъектов возмещения вреда.

Обязанность государства по возмещению вреда от экологических бедствий предопределена также правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики, объекты которой относятся исключительно к федеральной собственности. Забота государства о восстановлении нарушенных вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС конституционных прав и интересов граждан, в том числе путем возмещения вреда, реализуется в русле обеспечения экологического благополучия, исходя из целей и принципов правового и социального государства, провозглашенных в ст. 1, 2 и 7 Конституции РФ Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. — М.: НОРМА, 2009. С. 367.

В земельном законодательстве гарантии возмещения причиненного вреда разработаны и предусматриваются в наибольшей степени по сравнению с законодательством об иных природных ресурсах. В ЗК РФ это ст. 57, 58 гл. VIII «Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд», где возмещение вреда осуществляется и при отсутствии признаков правонарушения, и ст. 76 «Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями» гл. XIII «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель».

В деле охраны окружающей среды специфическим способом возмещения вреда служит таксовый метод, обусловленный простотой подсчета и предъявления иска, возможностью его широкого использования применительно к ряду природных объектов.

В ГК РФ предусматривается ряд правил, которые могут применяться в случаях причинения вреда имуществу и иным объектам гражданского оборота, в том числе окружающей среде, природным объектам и ресурсам, при необходимости определения размера вреда окружающей среде:

— вред, причиненный личности, организации или имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред;

— законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда;

— опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность;

— если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо результатом иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность;

— суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречат общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда;

— хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при ведении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива;

— юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов, ядохимикатов и т.п.; строительство и иная связанная с ним деятельность и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если они не докажут, что вред возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы или умысла потерпевшего;

— владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников третьим лицам (ст. 1064, 1065, 1069, 1079 и другие ГК РФ).

В ряде законодательных инициатив ставится вопрос о дополнении ГК РФ указанием на заведомо опасные в экологическом отношении предприятия, которые входили бы, с одной стороны, в понятие «источники повышенной опасности», но с другой — обладали бы некоторой повышенной презумпцией опасности, которая позволяла бы во всех без исключения случаях признавать их заведомо виновными в загрязнении и, следовательно, в экологических правонарушениях, даже без нарушения экологического и иного законодательства Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 321.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, то лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

В статье 16 ГК РФ предусматривается возмещение РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе издания акта, не соответствующего вышестоящему правовому акту.

Возмещение убытков, причиненных природным объектам и природным ресурсам, предусматривается в гражданском, природоохранном, природоресурсном и ином российском законодательстве.

При определении объема ущерба, причиненного экологическим правонарушением имуществу граждан, учитываются прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости земли, строений, жилых и производственных построек и помещений, оборудования, иного имущества, а также упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий ухудшения качества окружающей среды.

Согласно ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Возмещение вреда окружающей среде производится добровольно либо по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, причиненного окружающей среде, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. — М.: НОРМА, 2009. С. 381..

Суммы ущерба возмещаются потерпевшей стороне для принятия мер по восстановлению потерь. Причинителями вреда могут признаваться и изыскательские, проектные, строительные организации, с которых также может производиться взыскание.

В ЗК РФ предусматриваются возмещение убытков, причиненных нарушением прав землеобладателей, возможность правомерного причинения убытков и их возмещение. Приоритетность гражданско-правового характера регулирования правоотношений в области экологических отношений, имущественной ответственности за правонарушения в природоохранной сфере является отличительной чертой современного периода ее развития.

Убытки, в том числе упущенная выгода, возмещаются в полном объеме за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются, например, земельные участки или ограничиваются права на них при:

— изъятии участков для государственных или муниципальных нужд, связанных с выполнением международных обязательств, размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

— ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц, в том числе на соседнем земельном участке;

— временном занятии земельных участков в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных чрезвычайных ситуаций;

— ограничении прав землеобладателей в охранных, санитарно-защитных зонах, в особых условиях охраны окружающей среды и природных ресурсов, начала и завершения застройки или освоения земельного участка по согласованному проекту.

Нередко ставится вопрос о возмещении экологического вреда, т.е. вреда, причиненного окружающей среде, который не может быть подсчитан материально, назван убытками, предусмотренным в ст. 42 Конституции РФ ущербом. Попытки его четкого и недвусмысленного определения в зарубежном и в российском праве пока не имели успеха Боголюбов С.А. Экономико-правовые проблемы охраны окружающей среды // Законодательство и экономика, 2009, №7..

Для возмещения экологического вреда первостепенное значение может иметь восстановление в натуре нарушенного природного состояния, устранение порчи и иного негативного состояния окружающей среды, природных ресурсов и объектов.

Возмещение вреда в натуре означает возложение на ответчика с согласия сторон обязанности восстановления земель и иных природных ресурсов и объектов за счет его сил и средств. Возмещается вред, причиненный земельному участку и иному имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан.

На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав природопользователей, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре — восстановлению плодородия почв, возведению снесенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и других информационных знаков, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению земельных участков, иных природных объектов в прежних границах.

Два десятка лет назад возвращение окружающей среды в прежнее, ненарушенное состояние, т.е. восстановление нарушенного состояния природы в натуре, считалось основным и наилучшим способом возмещения экологического вреда. Прошедшее время показало трудности такого способа: причинителю вреда, не имеющему соответствующей техники и иных средств, зачастую было удобнее «откупиться» от восстановления, даже в повышенном размере; появились различного рода государственные и муниципальные органы — посредники, готовые принять такую плату и взять на себя обязанности по восстановлению либо по возмещению, естественно, с оставлением у себя некоторых комиссионных.

Созданные для восстановления окружающей среды федеральный, региональные и местные экологические фонды порой дискредитировали себя разбазариванием средств на не относящиеся непосредственно к охране природы цели — заграничные поездки для обмена опытом, закупку мебели, увеличение фонда заработной платы своих работников.

Согласно ч. 2 ст. 78 указанного Закона обязанность восстановления экологического вреда в натуре в настоящее время отсутствует. Обоснованно последнее время ставится вопрос не только о совершенствовании материального права, содержания требований экологического и иных отраслей российского права, но и о модернизации процессуальных норм, соблюдении порядка возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Условия применения дисциплинарной ответственности в экологической сфере являются аналогичными к условиям ее применения в других областях производства. Как и в остальных случаях, дисциплинарной ответственностью является юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если эти проступки не могут быть квалифицированы как административные правонарушения или преступления, предусмотренные соответственно в Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.

Дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств. Этот вид ответственности может чаще применяться в экологических правоотношениях ввиду простоты и оперативности выявления проступка и наложения взыскания, апробированных способов доведения информации о взысканиях до сведения нарушителя и трудового коллектива, что имеет воспитательный достаточно важный для поддержания трудового и экологического правопорядка характер Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 332.

Дисциплинарная ответственность за проступки может наступать в том порядке и в тех случаях, как это предусматривается в нормативных правовых актах — Трудовом кодексе РФ, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, индивидуальном и коллективном трудовых договорах, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организациях, например в уставе сельскохозяйственной артели.

В региональных и локальных нормативных правовых актах могут предусматриваться профессиональные обязанности работников в области охраны окружающей среды и меры соответствующего дисциплинарного воздействия за их невыполнение — это относится к работникам ферм, цехов, установок, служб предприятий, учреждений, организаций, охотничьих хозяйств.

Нарушение предусмотренных в правовых актах обязанностей данного работника является непременным условием привлечения этого работника к дисциплинарной ответственности. Согласно ст. 192 ТК РФ не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Виды и условия применения дисциплинарной ответственности достаточно разнообразны и при формировании рыночных отношений продолжают видоизменяться. Дисциплинарная ответственность в виде замечания, выговора или увольнения применяется работодателем за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Этот вид юридической ответственности наступает за невыполнение требований трудового индивидуального и коллективного договоров, норм аграрного, природоресурсного, в том числе земельного, иного экологического законодательства.

В отличие от административных правонарушений и уголовной ответственности законченного перечня дисциплинарных проступков до сих пор не существует — их характер и содержание определяются характером и содержанием производства и должностных обязанностей работника. Они должны быть отражены в должностных инструкциях, положениях о функциях сотрудников. Применение к организации административного воздействия за земельное правонарушение должно влечь дисциплинарную ответственность виновного работника в обязательном порядке в соответствии с ч. 1 ст. 75 ЗК РФ.

Согласно КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру и большей тяжести не являются общественно опасными и не влекут за собой в соответствии с действующим уголовным законодательством уголовной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами при рассмотрении дела об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 2 указанной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 409.

За доказанное экологическое правонарушение могут быть наложены административные наказания, например предупреждение — официальное порицание, форма морально-правового воздействия, изложенная в письменном виде. Самым распространенным административным наказанием является административный штраф — денежное взыскание.

За экологические правонарушения применяются возмездное изъятие либо конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — принудительное изъятие и последующая реализация с передачей собственнику вырученной суммы, например охотничьего оружия, боевых припасов, других орудий охоты или рыболовства, либо безвозмездное обращение в собственность государства, например, алкогольной продукции с поддельными акцизными марками, взрывчатых, наркотических веществ, взрывных устройств.

Предусматриваются лишение специального права либо дисквалификация, например лишение права управления транспортным средством до двух лет либо лишение права осуществлять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции до трех лет; административный арест — до пятнадцати суток.

В области экологии наибольшее распространение имеет наложение штрафа и изъятие орудия совершения или предмета экологического правонарушения.

Основной интерес вызывают административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, которые составляют важную группу правонарушений, предусмотренных в КоАП РФ. Это несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1); нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5); порча сельскохозяйственных и других земель (ст. 8.6); несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению (ст. 8.7); использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8 КоАП РФ); нарушение требований по охране и рациональному использованию недр и гидроминеральных ресурсов, а также правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.9 — 8.11); нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.13 — 8.15); нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.21 и 8.22); нарушение правил лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, иные нарушения требований к охране лесов (ст. 8.25 — 8.28, 8.31); уничтожение мест обитания животных, нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.29, 8.33, 8.35, 8.38).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *