Юридическая сила электронной подписи

Быстрее, значительнее, сильнее! Или юридическая значимость электронных документов

01 декабря 2016

Информационные технологии и электронные документы прочно укрепились в нашей с вами повседневной жизни. Иногда мы и не подозреваем, насколько большой объем информации получаем и передаем посредством именно такого взаимодействия.

Говоря об электронных документах, не стоит забывать, что в общем контексте к ним можно отнести любую информацию, любой контент, созданный человеком или полученный при общении и взаимодействии с людьми или системами (стоит обратиться к понятиям «электронное сообщение» и «электронный документ», закрепленным в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Однако чем больше электронные документы проникают в нашу повседневную жизнь, тем сильнее мы зависим от них. Сегодня большой объем важной и значимой информации хранится в электронной форме, поэтому к словам классика можно сделать оговорку с учетом новых технологий. Другими словами, только ли куском бумаги можно умертвить современного человека? В настоящей статье мы поговорим о юридической значимости электронных документов.

Понятия юридической значимости и юридической силы документа

Аббревиатура ЮЗЭД (юридически значимый электронный документ) довольно часто употребляется в статьях и докладах об электронном документообороте.

Чем отличается документ, обладающий юридической значимостью? Для этого нам необходимо определить, что такое юридическая значимость документа. Нужное определение дается в стандарте ГОСТ Р 7.0.8-2013. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (далее — ГОСТ Р 7.0.8-2013).

Юридическая значимость документа — свойство документа выступать в качестве подтверждения деловой деятельности либо событий личного характера.

Юридическая значимость тесно связана с понятием юридической силы документа, однако необходимо их отличать (об этом мы уже рассказывали в статье «Бумага или двоичный код: испытание на прочность»).

Этим же упомянутым выше стандартом определено понятие юридической силы документа.

Юридическая сила документа — свойство официального документа вызывать правовые последствия.

Как видим, в этом определении речь идет уже не о простом документе, а об официальном. Снова обратимся к стандарту ГОСТ Р 7.0.8-2013.

Официальный документ — документ, созданный организацией, должностным лицом или гражданином, оформленный в установленном порядке.

Таким образом, для того, чтобы документ обладал юридической силой, он должен быть официальным и юридически значимым.

Все это в полной мере относится и к электронным документам с той оговоркой, что для придания им юридической силы нужно учесть специфику их формы.

Юридическая сила электронного документа

Юридическая сила документа обеспечивается путем соблюдения ряда правил:

1. Документ оформляется согласно установленному порядку.
2. Содержание документа не противоречит законодательству РФ.
3. Документ подписывается уполномоченным на это лицом.

В случае с электронными документами появляется еще один пункт:

4. Работа с такими документами должна соответствовать установленным законодательством РФ регламентам (актуально для счетов-фактур).

Например, законодательство РФ позволяет нам заключать договоры в электронной форме и подписывать их электронной подписью (далее — ЭП), но с оговоркой на учет при этом требований законодательства в области применения ЭП. Поэтому электронный документ, подписанный простой или неквалифицированной ЭП, не будет обладать юридической силой в случае несоблюдения требований Федерального закона «Об электронной подписи».

Еще один пример можно привести, напомнив о порядке обмена счетами-фактурами в электронной форме. Такой счет-фактура будет обладать юридической силой, то есть породит право налогоплательщика на вычет по НДС только в случае соблюдения требований Приказа Минфина РФ от 10.11.2015 года № 174н. В противном случае налогоплательщик не сможет воспользоваться своим правом, так как не будет порождающего его документа.

Отметим, что сам по себе оператор электронного документооборота в этом случае не столько обеспечивает юридическую значимость документа, сколько выступает одной из обязательных составляющих для ее обеспечения.

Такое вряд ли возможно с бумажными документами, именно поэтому, работая с электронными, необходимо учитывать их специфику и быть внимательными при соблюдении требований закона в этой сфере.

Также нужно отметить, что ряд документов просто нельзя перевести в электронную форму. И хотя законодатель это не запрещает, а иногда даже прямо разрешает, сделать этого нельзя по косвенным причинам (невозможность дальнейшей работы с такими документами, отсутствие регламентации по их хранению и т.д.).

К примеру, кадровые документы. Большая их часть относится к документам длительного и даже постоянного хранения (например, личные дела и карточки хранятся 75 лет). Во-первых, для обеспечения юридической значимости таких документов в электронной форме на протяжении всего срока хранения нужно соблюдать ряд технических условий; во-вторых, документы, требующие неоднократного подписания со стороны, например, работника, удобнее вести на бумаге.

Проблематика

Организации важно обеспечить юридическую силу и «внутренних», и «внешних» электронных документов. В случае возникновения разногласий, спорных ситуаций или судебного разбирательства доказать свою правоту можно лишь с помощью ЮЗЭД (это справедливо для любых электронных документов, а не только для документов субъектов предпринимательской деятельности).

Однако зачастую одним из основных останавливающих факторов в переходе на электронный документооборот для организации становится страх непринятия и подозрительного отношения к таким документам со стороны госорганов и контрагентов.

Более того, именно государство зачастую и выступает инициатором перехода (иногда даже обязательного — как в случае со сдачей налоговой отчетности) на электронный документооборот (например, последние поправки процессуального законодательства. Хотя, как правило, законодатель не бывает озабочен детальным регламентированием работы с электронными документами на протяжении всего их жизненного цикла (от создания до уничтожения), чем порождает множество вопросов и опасений. В любом случае электронные документы — это наша с вами действительность, и с ней необходимо не только смириться, но и использовать во благо.

Изначально кажется, что требований к электронным документам больше и соблюдать их сложнее, нежели работать «на бумаге», но уже в самом начале использования электронного документооборота становится понятно, что это просто дело привычки.

Ульяна Коровкина, аналитик Synerdocs

Электронная цифровая подпись

Документ выполняет две основные функции: информационную и доказательственную. С точки зрения информационной безопасности определяющей является доказательственная функция – именно она обеспечивает защиту документа от подделки и фальсификации.

В последнее время значительные массивы данных передаются, обрабатываются и хранятся в электронной форме в автоматизированных информационных системах. Поэтому важное значение имеет определение правового статуса электронного документа с точки зрения возможности его применения наряду с традиционным бумажным документом.

Определение электронного документа в Российском законодательстве впервые введено в Федеральном Законе «Об электронной цифровой подписи». Электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Следовательно, к электронному документу предъявляются те же требования , что и к традиционному документу на бумажном носителе. В частности, это касается соблюдения требований, обеспечивающих доказательственную функцию документа, т.е. придающих ему юридическую силу.

Для электронного документа, в силу особой природы машинных носителей информации, неприемлемы такие способы идентификации, как собственноручная подпись лица, печать организации, специальный тип бумаги и т.д. Существует по крайней мере два пути для решения данной проблемы. Первый – уточнить понятие электронного документа с учетом необходимости его преобразования в письменный акт установленной формы. Так, например, электронный документ можно определить как набор данных, записанных в электронно-цифровой форме, для которых выполнено следующее условие: существует признанная участниками и утвержденная процедура, позволяющая однозначно преобразовать эти данные в традиционный документ, причем указанная процедура подтверждена посредством традиционного бумажного документа. В Законе «Об информации» об этом говорится следующим образом: документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Другой путь – использовать для подтверждения подлинности электронного документа электронную цифровую подпись (ЭЦП). Такая процедура придания юридической силы документу в электронно-цифровой форме была предложена во второй половине 1970-х годов американскими математиками У.Диффи и М.Хеллмэном.

Возможность использования ЭЦП прописана в Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) – набор знаков и символов для подтверждения подлинности электронных документов. В основе создания и использования ЭЦП лежат математические принципы. В России в 1994 году были приняты государственные стандарты функций, образующих систему ЭЦП: ГОСТ Р 34.11-94 «Функция хэширования» и ГОСТ Р 34.10-94 «Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма».

Первый ГОСТ определяет функцию преобразования конечной последовательности двоичных бит электронного документа в двоичное число фиксированной длины (256 бит). Второй ГОСТ определяет функцию и алгоритм вычисления ЭЦП документа, а также алгоритм проверки подлинности цифровой подписи.

Система ЭЦП содержит три алгоритма:

1. хэширования (преобразование документа в двоичное число определенной длины);

2. выработки ЭЦП под документом;

3. проверки подписи.

Цифровую подпись практически невозможно подделать. Проверить подлинность подписи может любой участник ЭДО, знающий открытый ключ. Подписанное сообщение можно, не опасаясь фальсификаций, передавать по любым открытым каналам связи. Если сообщение будет искажено, то подпись окажется недействительной.

Цифровая подпись обеспечивает высокий уровень защиты документа от несанкционированных изменений. Единственный ее недостаток, по сравнению с обычной подписью – по ней нельзя определить, кто именно подписал документ. Физические характеристики обычной подписи неповторимы, а о секретном ключе человек может умышленно либо случайно кому-то рассказать, ключ могут подсмотреть или украсть, если его записали. Данное свойство цифровой подписи не является непреодолимым препятствием для ее использования. Достаточно, чтобы каждый из участников электронного документооборота объявил о признании своих обязательств по всем документам, заверенным его цифровой подписью.

Однако для того, чтобы ЭЦП вошла в оборот, необходимо выполнение нескольких важных условий. Во-первых, субъекты гражданского документооборота должны оценить удобство и выгодность ее использования. Во-вторых, способ подтверждения подлинности электронных документов с помощью ЭЦП должен доказать свою надежность на практике. В-третьих, требуется законодательное закрепление следующих положений:

· определения электронно-цифровой подписи;

· возможности и сферы применения электронных документов и цифровой подписи;

· допустимости использования электронных документов в качестве доказательств в суде.

Последние условия были во многом выполнены с принятием Федерального закона «Об электронной цифровой подписи». В частности, ст. 1 данного Закона гласит:

1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

В соответствии со ст. 3 закона «электронная цифровая подпись – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе».

Следует заметить, что попытки разработать правовой режим электронного документа предпринимались в нашей стране с середины 70-х годов. Приказом №158 от 29 декабря 1980 г. Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий утвердил положение о всесоюзной магнитно-ленточной службе патентной информации. 20апреля 1981 г. Государственный комитет по науке и технике СССР постановлением №100 утвердил «Временные общеотраслевые руководящие указания о придании юридической силы документам, создаваемым средствами вычислительной техники». При заключении договора об обмене документами на магнитных носителях предписывалось устанавливать дополнительные реквизиты, которые должны были отражаться на бумажных копиях магнитных документов.

Государственный комитет СССР по стандартам 9 октября 1984 г. ввел ГОСТ 6.10.4-84 «Придание юридической силы документам на машинной носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники». Данный стандарт определял требования к составу и содержанию реквизитов, придающих юридическую силу документам на машинных носителях информации, создаваемым средствами вычислительной техники. В соответствии с ГОСТом регламентировались следующие положения:

· допускалось «транспортирование (передача, пересылка) документа на магнитном носителе». При этом требовались сопроводительное письмо на бланке с личной подписью, что ставило вне ГОСТа передачу электронных документов по телекоммуникационным каналам;

· перечислялись обязательные реквизиты, т.е. устанавливались требования к форме документа;

· вводилось понятие подлинника, дубликата, копии документа на машинном носителе.

Подлинник определялся как «первая во времени запись документа, содержащая технико-математические аспекты организационно-правового обеспечения, представляющие указания, что этот документ является подлинником». Дубликаты (копии) определялись как более позднее по времени, аутентичные по содержанию записи документа с указанием на то, что эти документы являются дубликатами. С учетом технических средств и способов копирования информации на машинных носителях целесообразнее было бы считать полностью аутентичные копии документа подлинниками, т.е. признать, что электронный документ может иметь сколько угодно много подлинников. Вполне возможна также и ситуация, когда может понадобиться электронная копия электронного документа. Поэтому важным моментом является то, что стандарт признавал за подлинниками, копиями, дубликатами документов на машинном носителе, равно как и за машинограммой (копией электронного документа на бумажном носителе) одинаковую юридическую силу при соблюдении установленных к ним требований.

В ГОСТе был установлен порядок внесения изменений в документы на машинных носителях. Производить изменения разрешалось только организации-создателю документа. Однако ГОСТ не предусматривал никаких средств для проверки того, кто внес изменения в документ, в случае если возникали разногласия в различных его экземплярах.

Широкого применения в гражданском обороте электронные документы тогда не нашли, и тому было несколько причин. Так, необходимость использования вместе с электронным документом сопроводительного письма лишало его основного преимущества – скорости обмена. Но главная причина состояла в экономической нецелесообразности использования ЭДО.

Необходимо, чтобы законодательно было определено, в каких случаях может быть использован электронный документ, заверенный электронно-цифровой подписью. Закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, говорит следующее:

Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.

Принципиально новая ситуация сложилась после принятия закона «Об информации … » и нового Гражданского Кодекса (ГК) РФ. Ряд основных положений закона, касающихся ЭЦП и электронного документа, рассматривался выше. Поэтому обратимся к статям ГК, касающимся использования электронных документов и электронно-цифровой подписи.

1. Согласно ст.160, использование электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственно ручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

2. В соответствии со ст.434 договор в письменной форме может быть заключен путем обмена посредством электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

3. Согласно ст.847, договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжениями денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

Таким образом, новый ГК разрешил использование электронных документов, заверенных электронно-цифровой подписью, во всех случаях, когда требуется письменная форма сделки, за исключением тех, при которых установлены специальные требования к форме документа.

Ограничением на использование электронных документов является ситуация, когда для оформлении сделки требуется участие третьих лиц. Для некоторых таких сделок ГК предусматривает их государственную регистрацию.

Еще одна группа ограничений на ЭДО связана с тем, что деятельность по разработке систем ЭЦП подлежит лицензированию. Лицензирование такого рода деятельности связано с шифровальными средствами и предоставлением услуг по шифрованию информации.

Запрещена деятельность юридических и физических лиц в области шифровании информации без лицензии. Государственным организациям запрещено использовать не имеющие сертификата средства криптографической защиты информации.

Юридическая сила электронной подписи

Имеет ли электронная подпись юридическую силу?

Данный вопрос интересует многих пользователей, получающих или желающих получить ЭЦП.

Сейчас постараемся подробно рассмотреть данную проблему и узнать, что же придает юридическую силу документу, подписанному электронной криптографической подписью.

Цифровая подпись стала инструментом, без которого в настоящее время невозможно совершить определенные действия, имеющие юридическую значимость, например:

  • Осуществлять документооборот с государственными структурами и контрагентами-организациями.
  • Дистанционно подписывать договоры и крупные контракты.
  • Подтверждать свое авторство.
  • Подавать налоговые декларации, бухгалтерские отчеты.
  • Получать информацию с сайта государственных услуг и др.

Виды ЭЦП

Так как юридическая сила – это особое свойство, которое придается чему-либо в силу закона, то в связи со своей особой значимостью электронная подпись имеет юридическую силу. Кроме того, правовую силу цифровому документу придают: его обязательные реквизиты, подтверждение полномочий издавшего его органа, подлинность, аутентичность.

ЭЦП для ЕГАИС

Официальные цифровые документы, отправляемые дистанционно:

  • Подтверждают личность человека.
  • Являются неизменными.
  • Имеют специальную защиту от подделки информации.
  • Подписываются электронной подписью, которая выдается специализированными органами и организациями.

Выбрать подпись

По данным признакам можно утверждать, что документ, подписанный ЭЦП, имеет юридическую силу в полной мере.

В соответствии с ФЗ №63 документы, которые подписаны электронной подписью, имеют такое же юридически важное значение, как и бумаги, подписанные от руки человеком. То есть, ЭЦП является аналогом собственноручной подписи лица, подписывающего дистанционно документ, поэтому юридическая сила ЭЦП неоспорима.

Электронный документ, подтвержденный ЭЦП, будет иметь силу совершенно в любых правоотношениях, будь то коммерческая, банковская, бухгалтерская, финансовая, налоговая и иная сфера. Электронная подпись и юридическая сила – связь, которая неразрывна, ведь она установлена действующим законодательством Российской Федерации.

Имеет ли силу электронная подпись? Безусловно, если она получена по всем правилам, установленным законодательством, и имеет все необходимые признаки для признания ее юридически значимой.

Юридическое значение электронной подписи

Электронный цифровой ключ, используемый для электронного документооборота и полученный в соответствии с требованиями закона, делает документ в электронной форме равнозначным бумаге, подписанной собственноручной подписью человека.

В этом и состоит главное юридическое значение электронной подписи.

Итак, юридическое значение электронной подписи и признание документа равнозначным бумажному варианту с собственноручной подписью устанавливается (как было указано выше) в силу закона или по соглашению сторон. Поэтому следует рассмотреть, что должно быть прописано в таком законе или соглашении.

Итак, они должны содержать:

  1. Порядок, по которому происходит проверка электронной криптографической подписи.
  2. Правила, по которым определяется лицо-подписант электронного цифрового документа.
  3. Обязанности лица, которое создает ЭЦП, соблюдать условия конфиденциальности.

ЭЦП для торгов банкротов

Юридическое значение электронной подписи – характеристика, которую имеет всякая e-подпись. Это не прямое указание закона, но такие выводы можно сделать при анализе законодательства в целом. Например, положения закона «О бухучете» не говорят, какой вид ЭЦП надо применять для бухгалтерских документов, чтобы они были юридически значимыми. В то же время, нет никаких ограничений по этому поводу. Поэтому, можно считать, что любая подпись будет признаваться равнозначной собственноручной криптографической подписи человека в данной сфере.

Налоговый кодекс, с одной стороны, признает только документ, подписанный усиленной квалифицированной ЦП, с другой стороны, при подаче декларации физлицами происходит признание значимыми документов, которые подписаны неквалифицированной ЭЦП.

Вообще, если говорить о нормативном регулировании отношений, которые сложились при ведении электронного документооборота, можно заметить большую проблему. И она практически не разрешима. В России нет никакого закона, который бы содержал в себе всю необходимую информацию об электронном документе, его значимости. Это связано с тем, что в настоящее время накопилось целое множество документов, не имеющих бумажной формы. Бумажный документооборот является более-менее отрегулированным в силу того, что за долгое время практики сложилось большое количество законодательных актов, регулирующих в отдельности каждый вид документа. Вместе с тем, нет практики, законов, подзаконных актов, которые бы конкретизировали правила и порядок функционирования электронного цифрового документооборота, разъясняли бы значимость того или иного документа, подписанного электронной криптографической подписью.

От бумажного к электронному документообороту

В 2001 году вступил в силу Федеральный закон, регулирующий применение электронно-цифровой подписи. С этого момента многие организации изменили формат ведения документооборота: из бумажного в цифровой или смешанный. Однако этот закон имеет узкую направленность: он сконцентрирован на юридической силе ЭП в документах и приравнивает ее к собственноручной. При этом общего законодательного акта, который регулировал бы ЭД, в нашей стране пока нет.

В документообороте используется так много видов документов, что прописать каждый из них в законе весьма проблематично. Потому на сегодняшний день цифровой документооборот регулируется косвенно, с помощью нескольких различных законодательных актов. Один из них – Гражданский кодекс РФ, в частности, статья 160. Она предусматривает возможность подписывать документы не только собственноручной подписью, но и любой другой, которая предусмотрена российским законодательством, в том числе и электронно-цифровой.

Юридическая сила бумажного и электронного документов на сегодняшний день признается равной только в тех случаях, когда соблюдены все необходимые реквизиты.

Реквизиты, определяющие юридическую силу

Правовое регулирование деятельности с электронными документами обеспечивается за следующих реквизитов.

  • наименование вида документа (кроме писем);
  • порядковый номер;
  • наименование организации,
  • дата регистрации;
  • место разработки и подписания;
  • электронно-цифровая подпись (на бумажном носителе – это обычная подпись).

Они же придают юридическую силу и документу и на бумажном носителе.

Получить электронно-цифровую подпись можно только в удостоверяющем центре, который зарегистрирован в УФО. Такая подпись эквивалентна собственноручной и обладает аналогичной юридической силой.

Частные случаи

Не секрет, что значительная часть переписки между коллегами или клиентами осуществляется путем обмена сообщениями по e-mail. Этого может быть вполне достаточно для решения важных вопросов или уточнения информации. Однако в некоторых случаях требуется не просто отправить письмо по электронной почте, но и придать ему статус официального. Возникает вопрос, в данном случае является ли электронное письмо официальным документом.

Большинство крупных российских предприятий и организаций однозначно будут трактовать письмо как официальное. Однако для того, чтобы такое письмо действительно имело статус официального, требуется наличие на нем вышеуказанных реквизитов. Естественно, необходимую юридическую силу такому сообщению придаст наличие электронно-цифровой подписи.

В случае отсутствия таковой могут возникнуть некоторые сомнения в подлинности. Например, Гражданско-процессуальный кодекс делает оговорку, что в качестве доказательств по разбирательствам берутся и цифровые, но требуется их проверка на подлинность. И здесь может возникнуть проблема с установкой личности отправителя. Поэтому двухстороннее соглашение с организацией, с которой ведется электронная переписка, в данном случае было бы очень желательной мерой.

Что придает электронному документу юридическую силу?

Документ, созданный на компьютере, или скан бумажного документа еще не являются юридически значимым. Для разных видов документов есть разные гаранты юридической силы.

Формализованные документы

К таким документам относятся счета-фактуры, отчетность, трудовой договор с удаленным сотрудником, опись истребуемых документов. Юридическую силу им придают:

  • соответствие формату, утвержденному государством,
  • передача документов в соответствии с регламентом,
  • квалифицированная электронная подпись (далее — КЭП).

Электронные документы, подписанные КЭП, по умолчанию приравниваются к собственноручно подписанным и обладают юридической силой.

Неформализованные документы

К этой категории относятся все остальные документы: договоры, доверенности, письма и т.д. Государство не регулирует формат этих документов. Придать им юридическую силу можно двумя способами:

  1. Подписать квалифицированной электронной подписью. Как и в случае с формализованными документами, КЭП по умолчанию наделяет документ юридической силой.
  2. Подписать простой или неквалифицированной электронной подписью.

Дополнительно участники ЭДО должны заключить соглашение о взаимном признании юридической силы этих видов электронных подписей (ст. 4 № 63-ФЗ “Об электронной подписи”). В этом соглашении нужно прописать требования к реквизитам, форме и формату документов, виду подписи. Если такое соглашение есть, электронные документы будут считаться юридически значимыми и любая инстанция, включая суды и ФНС, примет их как собственноручно подписанные.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *