Высший орган ООО

Содержание

Нужен ли протокол годового собрания ООО если единственный участник директор

: Даже если ООО состоит из одного участника, нужно соблюдать сроки утверждения годовых результатов деятельности общества. В данной ситуации единственный учредитель может принять в решение об утверждении годовой деятельности общества. Это следует из ст.39 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ в которой установлено, что в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. При этом положения статей 34, 35, 36, 37, 38 и 43 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания участников общества.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Как провести очередное общее собрание участников ООО

«Как соблюсти порядок созыва очередного общего собрания участников

Очередное общее собрание участников нужно проводить в сроки, определенные уставом, но не реже чем один раз в год.

Таким образом, очередное собрание — это не всегда только годовое собрание.

Если очередное собрание планируется проводить один раз в год, то на нем нужно будет утверждать годовые результаты деятельности общества. К такому собранию (с такой повесткой дня) закон устанавливает особое требование: оно должно быть проведено с 1 марта по 30 апреля. Однако на самом деле собрание лучше успеть провести не позднее трех месяцев по окончании года.

Обоснование

Если очередные собрания планируется проводить несколько раз в год, то нужно указать, на каком из них будут утверждаться годовые результаты деятельности. Такое собрание также должно быть проведено в названный выше период.

Даже если ООО состоит из одного участника, нужно соблюдать сроки утверждения годовых результатов деятельности общества (ст. 39 Закона об ООО).

Утверждение годовых результатов деятельности ООО относится к исключительной компетенции общего собрания участников (п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Порядок созыва общего собрания участников общества определен в статье 36 Закона об ООО. Также отдельные требования могут быть предусмотрены уставом общества»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно>Органы управления ООО

Общее собрание участников ООО

В соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» высшим органом ООО является общее собрание участников общества. Общее собрание участников ООО может быть очередным или внеочередным, все участники общества имеют право присутствовать на нем, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Положения устава общества или решения органов общества, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны.

Каждый участник ООО имеет на общем собрании участников число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале ООО. Уставом ООО при его учреждении или путем внесения в устав ООО изменений по решению общего собрания участников, принятому всеми участниками единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников ООО. Изменение и исключение положений устава ООО, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников ООО, принятому всеми участниками единогласно.

Компетенция общего собрания участников ООО определяется уставом общества.

К исключительной компетенции общего собрания участников относятся:

  • определение основных направлений деятельности ООО, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
  • изменение устава ООО, в том числе изменение размера уставного капитала ООО;
  • внесение изменений в учредительный договор;
  • образование исполнительных органов ООО и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее — управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;
  • избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора);
  • утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;
  • принятие решения о распределении чистой прибыли между участниками общества;
  • утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность ООО (внутренних документов ООО);
  • принятие решения о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
  • назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;
  • принятие решения о реорганизации или ликвидации ООО;
  • назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;
  • решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Очередное общее собрание участников ООО проводится в сроки, определенные уставом, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников ООО созывается исполнительным органом ООО.

Внеочередное общее собрание участников ООО проводится в случаях, определенных уставом ООО, а также в любых иных случаях, если проведения такого общего собрания требуют интересы общества и его участников.

Совет директоров (наблюдательный совет) ООО

Уставом ООО может быть предусмотрено образование Совета директоров (наблюдательного совета), компетенция которого определяется уставом Общества. Также уставом определяется порядок образования, порядок деятельности и порядок прекращения полномочий членов Совета директоров ООО.

К компетенции Совета директоров ООО (наблюдательного совета) Закон относит следующие вопросы:

  • определение основных направлений деятельности ООО;
  • образование исполнительных органов ООО и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее — управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;
  • установление размера вознаграждения и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу ООО, членам коллегиального исполнительного органа общества, управляющему;
  • принятие решения об участии ООО в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
  • назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и установление размера оплаты его услуг;
  • утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности ООО (внутренних документов ООО);
  • создание филиалов и открытие представительств ООО;
  • решение вопросов об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных статьей 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • решение вопросов об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников ООО;
  • иные предусмотренные Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» вопросы, а также вопросы, предусмотренные уставом ООО и не отнесенные к компетенции общего собрания участников ООО или исполнительного органа ООО.

Члены коллегиального исполнительного органа ООО не могут составлять более одной четвертой состава Совета директоров. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем Совета директоров. Члены Совета директоров или лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа ООО, могут участвовать в общем собрании участников ООО с правом совещательного голоса.

Исполнительный орган ООО

Руководство текущей деятельностью ООО осуществляется единоличным исполнительным органом или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом. Исполнительные органы ООО подотчетны общему собранию участников и Совету директоров. Единоличный исполнительный орган ООО (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников ООО на срок, определенный уставом ООО, если уставом ООО решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) ООО. Единоличный исполнительный орган ООО может быть избран также не из числа его участников.

Единоличный исполнительный орган ООО:

  • без доверенности действует от имени ООО, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности на право представительства от имени ООО, в том числе доверенности с правом передоверия;
  • издает приказы о назначении на должности работников ООО, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
  • осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» или уставом ООО к компетенции общего собрания участников ООО, совета директоров (наблюдательного совета) ООО и коллегиального исполнительного органа ООО.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа ООО и принятия им решений устанавливается уставом ООО, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

Если уставом ООО предусмотрено образование наряду с единоличным исполнительным органом также коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и других), такой орган избирается общим собранием участников ООО в количестве и на срок, которые определены уставом ООО. Коллегиальный исполнительный орган осуществляет полномочия, отнесенные уставом ООО к его компетенции. Порядок деятельности коллегиального исполнительного органа и принятия им решений устанавливается уставом ООО и внутренними документами.

Членом коллегиального исполнительного органа может быть только физическое лицо, которое может не являться участником ООО. Функции председателя коллегиального исполнительного органа выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, за исключением случая, если полномочия единоличного исполнительного органа переданы управляющему.

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО избирается общим собранием участников ООО на срок, определенный уставом ООО. Количество членов ревизионной комиссии общества определяется уставом ООО.

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности ООО. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества члены совета директоров (наблюдательного совета) ООО, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа ООО, члены коллегиального исполнительного органа ООО, а также работники общества обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме.

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов ООО до их утверждения общим собранием участников ООО. Общее собрание участников ООО не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы ООО при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) ООО

Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) ООО определяется уставом и внутренними документами ООО.

Органы управления ООО

Действующим Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» при учреждении юридического лица в форме Общества с ограниченной ответственностью обязательным пунктом решения об учреждении ООО является назначение или избрание органов управления ООО.

Закон предусматривает наличие следующих органов управления общества с ограниченной ответственностью: собрание участников ООО (или единственный участник – если учредителем является одно лицо), совет директоров ООО, коллегиальный исполнительный орган ООО (правление, дирекция), единоличный исполнительный орган, ревизионная комиссия, протоколом или решением может быть назначен аудитор общества, при этом ревизионная комиссия, коллегиальный исполнительный орган ООО, совет директоров ООО обязательны лишь в том случае, если это предусмотрено уставом Общества.

Согласно действующему законодательству РФ об Обществах с ограниченной ответственностью, высшим органом управления ООО является общее собрание учредителей (участников) ООО. Собрание может быть как очередным, так и внеочередным, и все участники Общества имеют право присутствовать на нем, а также принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и принятии решений путем голосования.

В соответствии с ФЗ №14-ФЗ «Об ООО» к компетенции собрания учредителей (равно как и единственного учредителя ООО) относятся следующие вопросы:

  • принятия решения об участии в других коммерческих организациях, ассоциациях, определения направлений деятельности ООО;
  • внесения изменений в учредительные документы ООО, в том числе относительно размера уставного капитала ООО с ограниченной ответственностью;
  • назначения или избрания генерального директора или коллегиального исполнительного органа ООО, управляющего, условий договора с управляющим (если этот вопрос не находится в компетенции совета директоров в соответствии с уставом), ревизионной комиссии (если этот орган предусмотрен уставом) и аудитора Общества;
  • утверждения бухгалтерских балансов и годовых отчетов;
  • распределения чистой прибыли ООО между участниками;
  • утверждения внутренних документов ООО;
  • решения о размещении облигаций и ценных бумаг Обществом;
  • решения о ликвидации или реорганизации ООО и назначения ликвидационной комиссии, утверждения ликвидационных балансов.

Уставом ООО может быть предусмотрено образование Совета директоров (наблюдательного совета), компетенция которого определяется уставом Общества. Также уставом определяется порядок образования, порядок деятельности и порядок прекращения полномочий членов Совета директоров ООО.

К компетенции Совета директоров ООО (наблюдательного совета) Закон относит следующие вопросы:

  • определение основных видов деятельности ООО;
  • назначение и изменение генерального директора ООО, коллегиального исполнительного органа, управляющего, согласования условий договора с управляющим), аудитора;
  • установление размера вознаграждения генерального директора и членов коллегиального исполнительного органа;
  • принятие решения об участии ООО в других объединениях коммерческих организаций;
  • утверждение внутренних документов ООО;
  • открытие филиалов или представительств ООО
  • решение вопросов об одобрении крупных сделок;
  • решение вопросов созыва и проведения общего собрания ООО;
  • иные вопросы в соответствии с уставом ООО.

Члены коллегиального исполнительного органа ООО не могут составлять более одной четвертой состава Совета директоров. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем Совета директоров. Члены Совета директоров или лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа ООО, могут участвовать в общем собрании участников ООО с правом совещательного голоса.

Руководство текущей деятельностью ООО осуществляется единоличным исполнительным органом или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом. Исполнительные органы ООО подотчетны общему собранию участников и Совету директоров.

Единоличный исполнительный орган ООО вправе:

  • издавать приказы о назначении, переводе, увольнении работников ООО, применять меры поощрения;
  • без доверенности представлять интересы ООО и совершать сделки от его имени;
  • выдавать доверенности на право представительства от имени ООО;
  • осуществлять иные полномочия, не отнесенные к компетенции других органов управления.

Передача права голоса членом Совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа иным лицам, в том числе другим членам совета директоров (наблюдательного совета), другим членам коллегиального исполнительного органа, не допускается.

Вступившим в силу 1 июля 2009 года новым законом об ООО расширена компетенция Совета директоров ООО. Такие вопросы, как, например, определение основных видов деятельности компании, назначение аудиторской проверки или утверждение аудитора, теперь могут быть отнесены к компетенции Совета директоров, что должно быть закреплено в уставе Общества. Также к компетенции Совета директоров могут быть отнесены любые вопросы, которые не отнесены законом к исключительной компетенции общего собрания учредителей ООО.

Согласно действующему законодательству, решение, принятое общим собранием участников Общества, решение Совета директоров, а также единоличного или коллегиального исполнительного органа ООО может быть обжаловано участником Общества в судебном порядке в течение 2-х месяцев с момента доведения до участника принятого решения.

Структура органов управления ООО

Создавая общество с ограниченной ответственностью, участники вкладывают доли в общий учредительный капитал. Число учредителей законом не ограничивается. Все аспекты создания и управления ООО регламентируются ст. 32 Федерального закона №14-ФЗ от 8.02.1998 (ред. 23.04.2018) и ст. 65.3 Федерального закона №51-ФЗ от 30.11.1994 (ред. 3.08.2018).

Согласно этим нормативным актам, учредители должны не только внести свои доли в общий капитал, но также разработать устав и в нем назначить или выбрать органы управления ООО. Структура хозяйственного сообщества предполагает несколько вариантов управления – есть сложные и упрощенные схемы.

Органами управления ООО могут выступать как коллегиальные структуры, так и единоличный руководитель:

  1. Общее собрание участников (учредителей) – высший орган управления ООО, регулярно собирающийся для решения главных стратегических, финансовых и хозяйственных вопросов.
  2. Наблюдательный совет (совет директоров) – орган параллельного контроля, уполномоченный управлять компанией непрерывно и руководить текущей хозяйственной деятельностью.
  3. Исполнительные органы ООО – один или несколько руководителей компании, которые занимаются оперативным управлением, решением повседневных, текущих и плановых задач.
  4. Аудиторская или ревизионная комиссия – орган управления ООО, избираемый общим собранием участников, выполняет функции контроля и проверки финансово-хозяйственной деятельности компании.

О функциях и полномочиях единоличного исполнительного органа юридического лица читайте

Функции и компетенции органов управления ООО

В уставе ООО должна быть четко прописана схема управления ООО с указанием компетенции и задач каждой из структур. Например, система управления может быть сформирована следующим образом:

  1. Самые важные решения по управлению компанией принимаются общим собранием учредителей. Если число участников ООО большое, уставом может быть установлен необходимый кворум для признания решений полномочными.
  2. Часто собирать общее собрание для управления компанией невозможно и нецелесообразно, поэтому повседневным управлением занимается наблюдательный совет. Функции и состав наблюдательного совета как органа оперативного управления ООО прописываются в уставе.
  3. Механизм создания наблюдательного совета тоже должен быть прописан в уставе. Совет директоров может состоять из выборных и назначенных руководителей, исключительно из участников ООО, а также частично из привлеченных со стороны наемных специалистов.
  4. Исполнительные органы в зависимости от величины компании могут быть представлены одним или несколькими руководителями, разделяющими между собой основные рычаги управления хозяйственной и финансовой деятельностью. В эту категорию входит единоличный исполнительный орган (директор, президент), заместители, коммерческий директор, главный бухгалтер и т.д.
  5. Для регулярной проверки эффективности и правомерности деятельности компании может быть сформирован или назначен аудиторский орган – ревизионная комиссия или единоличный ревизор.

Структура органов управления ООО, срок действия, состав, обязанности и права каждого из них устанавливаются уставом организации. Образец устава можно скачать

Подробная информация о полномочиях и функциях каждого из органов управления ООО представлена в таблице

Орган управления

Полномочия

Механизм создания

Время управления

Общее собрание участников

Решение всех вопросов планирования, осуществления и изменения деятельности ООО. Назначение исполнительных органов и изменение структуры компании. Принятие решений о реорганизации, ликвидации, продажи ООО. Назначение и увольнение руководителей. Право передачи полномочий управления. Назначение и утверждение аудиторских органов и проверок.

По факту вложения долей в общий капитал.

Учредители ООО собираются регулярно, минимум один раз в год. При необходимости может быть созвано внеочередное собрание участников.

Наблюдательный совет

Компетенции и состав, согласно уставу. К основным полномочиям относится управление внутренними и внешними процессами, организация партнерства с контрагентами, разработка долгосрочных планов, подготовка и создание внутренних документов, согласование и проведение сделок, контроль работы исполнительных органов, решение текущих задач всех видов экономической деятельности ООО.

Чаще всего это избирательный орган, срок действия назначается, согласно уставу. Председатель избирается большинством голосов участников совета из числа его членов.

Заседания членов совета директоров проводятся регулярно в сроки, установленные уставом. Обычно – один раз в квартал, при необходимости может быть созван внеплановое собрание для решения неотложных вопросов.

Исполнительные органы

Один или несколько руководителей, занимающихся ежедневными вопросами управления компанией. Ответственность и полномочия директора и его помощников определяются уставом ООО. Директор имеет право представлять интересы и действовать от имени организации в государственных, коммерческих и финансовых структурах. Обладает правом назначения на должность работников, принимать решения о внутренних кадровых изменениях, увольнении сотрудников.

Единоличный исполнительный орган (директор) может быть избран из числа учредителей или принят на должность как наемный специалист.

Срок работы исполнительных органов прописывается в уставе и регулируется заключением трудового договора, который по окончании может быть продлен или прерван раньше срока при наличии законных оснований.

Аудиторский орган

Аудиторская комиссия или ревизор имеют право и обязанность проверять финансовую и хозяйственную деятельность компании. В полномочия органа входит изучение всех документов и проводить проверку всех фактов деятельности исполнительных органов, которые обязаны во время работы комиссии предоставить все запрашиваемые документы. Без заключения ревизионной комиссии не могут приняты годовые отчеты и бухгалтерские балансы компании (ст. 47 фед. закона №14-ФЗ).

Количество и состав ревизионной комиссии установлены уставом ООО.

Срок действия ревизионной комиссии назначается общим собранием. Состав комиссии может вновь утверждаться на ежегодном общем собрании или назначаться на несколько лет.

О том, как правильно оформить назначение директора, читайте

Органы управления ООО с одним учредителем

Основными документами ООО считаются учредительный договор, подписанный всеми участниками, и устав. Если учредитель выступает в одном лице, то устав является главным учредительным документом. Структура управления ООО с одним учредителем немногим отличается от организаций с несколькими участниками.

Если общество создано одним участником, он сам имеет полномочия общего собрания, то есть, обладает правом назначать исполнительные, наблюдательные и аудиторские органы управления ООО, если в этом есть необходимость. Единственный учредитель может сам выполнять функции единоличного исполнительного органа, выступать владельцем и руководителем компании одновременно.

Управление ООО: роль и функции директора

Директором ООО может быть:

  • сам учредитель;
  • стороннее физическое лицо, нанятое по трудовому договору.

К основным полномочиям директора хозяйственного общества можно отнести:

  • вступление в правоотношения с другими хозяйствующими субъектами от имени фирмы, выдача доверенностей на осуществление данного полномочия другим лицам;
  • издание различных локальных нормативных актов;
  • заключение трудовых договоров с работниками, реализация прав и выполнение обязанностей общества, предусмотренных такими договорами;
  • обеспечение актуальности положений устава, записей в ЕГРЮЛ о юридическом лице.

Порядок работы директора, так или иначе, определяется уставом фирмы (с учетом норм, закрепленных в законодательстве). При этом положения устава в части установления полномочий руководителя имеют более высокую юридическую силу в сравнении с теми, что закреплены в трудовом договоре либо локальных нормативных актах.

В случае если единственный участник ООО назначает директором себя (и сведения об этом вносятся в ЕГРЮЛ посредством отправки в ФНС уведомлений по установленной форме), то заключение трудового договора общества с руководителем необязательно.

Если на руководящую должность нанимается стороннее лицо, то с ним, в свою очередь, нужно заключать трудовой договор (с учетом особенностей положений главы 43 ТК РФ, которая регламентирует трудовые отношения с участием руководителей хозяйственных обществ). При этом тот факт, что данный договор будет, по тем или иным причинам расторгнут, не прекращает полномочия директора. Они должны быть аннулированы отдельным решением единственного учредителя фирмы. После издания данного решения сведения о прекращении полномочий директора (и, возможно, о назначении нового руководителя) должны быть отражены в ЕГРЮЛ.

Коллегиальный орган управления ООО

Единственный участник фирмы также вправе учредить и коллегиальный орган управления хозяйственным обществом. Его полномочия отражаются в уставе и других внутренних нормативных документах общества. В таких документах могут регламентироваться, в частности:

  • функции органа, обязанности его членов;
  • принципы формирования состава органа, его компетенции;
  • порядок оплаты труда членов правления;
  • права и обязанности членов правления.

Правления, как правило, учреждаются в крупных корпорациях, в которых ключевые решения желательно принимать не единолично, а коллегиально. В этом может быть заинтересован и сам владелец фирмы.

В состав правления ООО могут выходить только физические лица. Каждый из членов правления обладает неотделимым правом голоса. Функции председателя коллегиального органа в хозяйственном обществе исполняет генеральный директор либо представитель управляющей организации.

С каждым из членов правления (кроме председателя, если им становится единственный учредитель) заключаются трудовые договоры.

В свою очередь, гражданско-правовые отношения лежат в основе взаимодействия единственного участника ООО и управляющих. Изучим роль данных лиц в деятельности общества подробнее.

Управляющий в ООО: функции и полномочия

Владелец бизнеса имеет право передать функции по управлению бизнесом стороннему лицу — управляющему (им может быть, как мы уже отметили выше, ИП или юрлицо). В этих целях между учредителем фирмы и управляющим заключается гражданско-правовой договор. Примечательно, что федеральное законодательство не содержит рекомендаций касательно содержания и особенностей заключения такого договора.

Управляющий играет в деятельности общества роль, в целом, схожую с той, которая характеризует работу единоличного органа. Компетенции управляющего прописываются уставом фирмы (опять же, с учетом норм законодательства).

Примечательно, что законом не установлено то, как именно должен именоваться управляющий в документах, которые он подписывает от имени фирмы — например, договорах на поставку или в бухгалтерской отчетности. Но главное, чтобы в таких документах фигурировали ФИО управляющего.

Лицо, занимающее рассматриваемую позицию в ООО, не следует отождествлять с доверительным управляющим — человеком или организацией, которые имеют право на осуществление действий от имени учредителя компании (за исключением действий, направленных на продажу доли собственника в бизнесе).

Статья 91. Управление в обществе с ограниченной ответственностью. 1. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников.

В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также и не из числа его участников.
2. Компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.
3. К исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относятся:
1) изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала;
2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;
3) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков;
4) решение о реорганизации или ликвидации общества;
5) избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.
Законом об обществах с ограниченной ответственностью к исключительной компетенции общего собрания может быть также отнесено решение иных вопросов.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества.
4. Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности общества с ограниченной ответственностью оно вправе ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). Аудиторская проверка годовой финансовой отчетности общества может быть также проведена по требованию любого из его участников.
Порядок проведения аудиторских проверок деятельности общества определяется законом и уставом общества.
5. Опубликование обществом сведений о результатах ведения его дел (публичная отчетность) не требуется, за исключением случаев, предусмотренных законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Комментарий к статье 91
1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи система управления в ООО имеет либо двухзвенную структуру, включающую: общее собрание участников и исполнительный орган: единоличный (директор, управляющий и т.п.) или коллегиальный (дирекция, правление и т.п.), либо трехзвенную, в которую входит наряду с общим собранием одновременно единоличный и коллегиальный исполнительный орган. Уставом общества может быть предусмотрено образование еще одного звена — совета директоров (наблюдательного совета общества). Общее собрание участников общества может вынести также решение об избрании ревизионной комиссии, которая, однако, в ООО не входит в систему управления.
Пункт 4 ст. 32 и п. 1 ст. 41 названного Закона входят в противоречие с п. 1 комментируемой статьи, допуская возможность существования коллегиального исполнительного органа только одновременно с единоличным. Это означает, что в двухзвенной системе управления обществом исполнительный орган может быть только единоличным.
2. Высшим органом ООО является общее собрание его участников. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решения. Поэтому чем шире компетенция общего собрания, тем больше степень самостоятельности участников в решении вопросов общества, реальнее их права на управление делами общества.
Названный Закон устанавливает общий принцип определения количества голосов: число голосов, принадлежащих каждому участнику, пропорционально его доле в уставном капитале (абз. 4 п. 1 ст. 32), однако предусматривается возможность закрепить в уставе иной порядок определения числа голосов, который должен быть одобрен всеми участниками общества единогласно (абз. 5 п. 1 ст. 32).
В п. 3 комментируемой статьи перечислены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания, которые не могут быть переданы им на решение совета директоров (наблюдательного совета) общества, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом, а также на решение исполнительного органа общества, что является еще одной гарантией реального права участника на участие в управлении делами общества.
Названный Закон значительно расширил круг вопросов, входящих в исключительную компетенцию общего собрания. В частности, к ним отнесены вопросы о внесении изменений в учредительный договор, принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества, принятие решения о размещении обществом облигаций, иных эмиссионных ценных бумаг и др. (п. 2 ст. 33). Из смысла комментируемой статьи вытекает, что на общем собрании участников общества могут обсуждаться и иные вопросы (не относящиеся к его исключительной компетенции), которые не относятся к исключительной компетенции других органов. Такие дополнительные вопросы обязательно включаются в повестку дня общего собрания общества.
Проводимое участниками общее собрание может быть очередным и внеочередным. Очередное общее собрание участников проводится в обязательном порядке как минимум один раз в год.
Право созыва очередного общего собрания по общему правилу принадлежит исполнительному органу общества (единоличному или коллегиальному), однако в случаях, предусмотренных названным Законом (абз. 3 п. 2 ст. 32), это право реализует совет директоров (наблюдательный совет).
Закон определяет сроки проведения очередного общего собрания общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества. Дата проведения собрания должна быть обязательно установлена в уставе общества в определенном законом временном диапазоне — не ранее чем через два и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.
Созыв и проведение внеочередного общего собрания допускается по основаниям, установленным уставом соответствующего общества. Перечень этих оснований не может быть исчерпывающим, поскольку названный Закон (п. 1 ст. 35) допускает, что, если проведения внеочередного общего собрания требуют интересы общества или его участников, внеочередное общее собрание проводится и в иных случаях.
Внеочередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества либо по собственной инициативе, либо по инициативе совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), аудитора, участников общества, обладающих в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников, к которым переходит право созвать собрание, если исполнительным органом в течение пяти дней не принято решение о созыве внеочередного общего собрания или принято решение об отказе в его проведении по основаниям, исчерпывающим образом установленным п. 2 ст. 35 названного Закона.
Формой проведения внеочередного собрания может быть совместное присутствие или заочное голосование.
Названный Закон устанавливает единый порядок созыва и проведения общего собрания (как очередного, так и внеочередного) общества (ст. 36 — 38). О проведении общего собрания каждый участник общества должен быть уведомлен заказным письмом за 30 дней до его проведения. В уведомлении должны быть указаны время и место проведения общего собрания, а также предлагаемая повестка дня. Вместе с уведомлением органы и лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны направить им необходимую информацию и материалы (годовой отчет общества, заключение ревизионной комиссии (ревизора) и др.), если иной порядок ознакомления участников общества с информацией и материалами не предусмотрен уставом общества.
В случае нарушения порядка созыва общего собрания участников общества такое собрание может быть признано неправомочным, если в нем участвуют не все участники общества.
Перед открытием общего собрания проводится регистрация прибывших участников либо их представителей, при этом последние должны представить документы, подтверждающие их полномочия. Общее собрание участников общества открывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, или лицом, возглавляющим коллегиальный исполнительный орган общества. Если общее собрание созывается советом директоров, ревизионной комиссией (ревизором), аудитором или участниками общества, то общее собрание открывает председатель совета директоров, председатель ревизионной комиссии (ревизор), аудитор или один из участников общества, созвавших данное общее собрание. Лицо, открывающее общее собрание участников, проводит выборы председательствующего из числа участников общества. Исполнительный орган общества организует ведение протокола общего собрания участников общества.
Если в данном общем собрании участвуют не все участники общества, оно вправе принимать решение только по тем вопросам повестки дня, которые сообщались участникам общества. В зависимости от степени значимости обсуждаемых вопросов решения по ним выносятся дифференцированным числом голосов в соответствии с законодательными предписаниями. Для принятия решений по вопросам повестки дня требуется либо единогласие всех участников общества, либо квалифицированное большинство (не менее двух третей голосов всех участников общества, а не лиц, присутствующих на общем собрании), либо простое большинство голосов .
———————————
См. п. 23 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 90/14.
3. Коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция) избирается общим собранием участников общества. Численный состав органа, срок его работы, порядок деятельности, принятия решений, а также его полномочия определяются уставом общества и внутренними документами общества. Закон эти вопросы не регламентирует, а лишь отмечает, что к полномочиям этого органа относится руководство текущей деятельностью.
К персональному составу коллегиального исполнительного органа законодатель предъявляет определенные требования. В соответствии со ст. 41 названного Закона членом коллегиального исполнительного органа общества может быть только физическое лицо, которое может и не являться участником общества. Возглавляет коллегиальный исполнительный орган лицо, которое одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа общества, за исключением случая, когда полномочия единоличного исполнительного органа общества переданы управляющему.
4. Единоличный исполнительный орган, так же как и коллегиальный орган, не обязательно должен избираться из числа участников общества. Общество вправе передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества.
Между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного органа (управляющим), заключается договор, в котором определяется порядок деятельности единоличного исполнительного органа. Полномочия единоличного исполнительного органа, в общем определяемые как руководство текущей деятельностью общества (подготовка и осуществление решений общего собрания, оперативное решение конкретных организационных, финансовых и хозяйственных вопросов), регламентируются ст. 40 названного Закона, а также уставом общества по остаточному принципу. В сферу его деятельности должны входить полномочия, которые не отнесены названным Законом или уставом к компетенции общего собрания, совета директоров и коллегиального исполнительного органа. Единоличный исполнительный орган действует от имени общества без доверенности в рамках компетенции, установленной в уставе общества и договоре с ним (трудовой договор), представляет интересы общества в государственных органах, в суде, в отношениях с контрагентами, с банками и проч.
5. ГК не предусматривает образования в ООО совета директоров (наблюдательного совета), однако с принятием Закона об обществах с ограниченной ответственностью такая возможность была легализована. Необходимость создания совета директоров диктуется стремлением оперативно, на коллегиальной основе решать вопросы деятельности общества, не входящие в исключительную компетенцию общего собрания.
Компетенция совета директоров общества определяется уставом общества в соответствии с названным Законом, которым рекомендовано отнести к его ведению вопросы образования исполнительных органов, досрочного прекращения его полномочий, решение вопросов о совершении крупных сделок и иных вопросов.
Порядок образования и деятельности совета директоров общества, порядок прекращения полномочий его членов и компетенция председателя определяются уставом общества с учетом обязательных предписаний названного Закона относительно персонального состава совета директоров.
В состав совета директоров наряду с другими могут входить лица, не являющиеся участниками общества. Такие члены совета директоров могут участвовать в общем собрании с правом совещательного голоса. Законом не допускается передача права голоса иным лицам, в том числе иным членам совета директоров.
Закон устанавливает ограничения на участие в совете директоров членов исполнительных органов, чтобы исключить возможность дублирования решений. Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров общества.
6. Ревизионная комиссия не относится к органам, осуществляющим самостоятельную организационную и исполнительно-распорядительную деятельность. Данный орган реализует лишь одну специфическую функцию управления — контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества.
Образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) является обязательным только для тех обществ с ограниченной ответственностью, число участников в которых более 15 человек (п. 6 ст. 32 названного Закона). Избрание ревизионной комиссии (ревизора) и досрочное ее прекращение относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Решение об избрании принимается по общему правилу большинством голосов от общего числа голосов участников общества. Членами ревизионной комиссии могут быть не только участники общества, но и иные лица. Кроме того, в уставе может быть предусмотрено, что функции ревизионной комиссии может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор, не связанный имущественными интересами с участниками, обществом в целом и отдельными его органами.
Полномочия ревизионной комиссии, а также порядок ее деятельности устанавливаются названным Законом (п. 2 ст. 47), уставом и внутренним документом общества (например, положением о ревизионной комиссии).
Закон содержит правила, обеспечивающие максимальный контроль ревизионной комиссии за хозяйственно-финансовой деятельностью общества. В частности, предусматривается обязанность любых должностных лиц органов управления общества и иных работников представлять ревизионной комиссии (ревизору) документы о финансово-хозяйственной деятельности общества и давать необходимые пояснения в устной или письменной форме. Кроме того, ревизионная комиссия может в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества как по своей инициативе, так и по решению общего собрания, совета директоров (наблюдательного совета) или по требованию участников общества, обладающих определенным в уставе количеством голосов (п. 2 ст. 47 названного Закона). При проведении проверки годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества ревизионная комиссия не связана с их оценкой общим собранием, поскольку общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы при отсутствии заключения ревизионной комиссии.
7. По общему правилу, установленному п. 4 ст. 91 ГК, проведение ежегодных аудиторских проверок для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов обществ — право, а не обязанность общества. Аудиторская проверка обязательна только в случаях, предусмотренных названным Законом (ст. 48).
Аудитор (гражданин или организация) осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами, уставом, на основании заключаемого с обществом договора. К правовым актам, регулирующим аудиторскую деятельность, относятся: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» ; Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» , от 12 июня 2002 г. N 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» , от 6 мая 1994 г. N 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации» , которым утверждены Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности и другие нормативные акты.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3422.
СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3797.
СЗ РФ. 2002. N 25. Ст. 2447.
СЗ РФ. 1994. N 4. Ст. 365.
В соответствии с подп. 10 п. 2 ст. 33 названного Закона вопросы, связанные с проведением аудиторской проверки (ее назначение, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг), относятся к исключительной компетенции общего собрания и не могут быть переданы на решение совета директоров или исполнительного органа общества. Решение по указанным вопросам принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена уставом общества (п. 8 ст. 37 Закона).
8. Комментируемая статья (п. 5) не устанавливает для ООО жестких требований о публичной отчетности. Опубликование ООО сведений о результатах ведения его дел не требуется, кроме случаев, предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Пункт 1 ст. 49 Закона развивает общее правило комментируемой статьи, добавляя, что ООО обязано опубликовать отчетность о своей деятельности в случаях, когда это предусмотрено в иных федеральных законах.
Если в соответствии с п. 2 ст. 49 названного Закона общество публично размещает эмиссионные ценные бумаги, оно, как следствие, обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы и раскрывать иную информацию о своей деятельности. В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона общество обязано незамедлительно публиковать сведения о приобретении более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала другого общества с ограниченной или дополнительной ответственностью. Обязанность публикации сведений о принятом решении об уменьшении уставного капитала предусмотрена п. 4 ст. 20 Закона.
Отдельные случаи обязательной публичной отчетности предусмотрены и иными федеральными законами. Так, в соответствии со ст. 16 Закона о бухгалтерском учете предусмотрена обязательная бухгалтерская отчетность банков, других кредитных организаций, страховых организаций, в том числе созданных в форме ООО. Статья 23 Закона о рынке ценных бумаг предусматривает при определенных условиях раскрытие хозяйствующим субъектом информации о ценных бумагах и о своей финансово-хозяйственной деятельности.

Действующим законодательством России юридические лица признаны самостоятельными участникам хозяйственных отношений. Свои права компании могут осуществлять только через официальных представителей. Поскольку обезличенные действия будут считаться ничтожными, формировать органы управления ООО необходимо во всех случаях.
В ходе разработки учредительных документов собственники определяют их структуру, тип, объем полномочий, а также порядок взаимодействия и ответственность. Все положения устава должны соответствовать общим принципам отечественного права, предписаниям ГК РФ и Федерального закона 14-ФЗ от 08.02.98 года.

Органы управления ООО и их юридическая характеристика

Вопросы организационной структуры собственникам хозяйственного общества предстоит решать самостоятельно. При этом потребуется учитывать особенности правового регулирования. Парламентарии пошли по пути соединения императивных и диспозитивных норм. Жесткая регламентация установлена в отношении принятия ключевых решений, а вот при построении внутренней системы у участников остается достаточно свободы. Особого внимания заслуживают четыре типа формирований.

Собрание учредителей

Закон 14-ФЗ наделяет этот орган высшей компетенцией, формализуя порядок принятия каждого нового решения. Созывать участников общества разрешается в плановом, либо внеочередном порядке. В первом случае сбор полноправных собственников осуществляется в заранее согласованные сроки и является обязанностью главы фирмы. Встречи должны проходить не реже одного раза в год. При назначении даты следует учитывать правило, по которому собрание не может проводиться ранее 2 и позднее 4 месяцев со дня истечения финансового года.

Право ставить вопрос об экстренном сборе предоставлено как самим участникам, так и руководителю предприятия. Реализуют механизм при наступлении событий, оговоренных в уставе. Исключением являются интересы самого общества, либо отдельной группы его учредителей. В этом случае обоснование может быть иным.

Компетенция общего собрания определяется не только уставом, но и статьей 33 закона 14-ФЗ. Собственники вправе принимать решения по следующим вопросам:

  • определение направлений развития компании, постановка целей;
  • объединение с другими корпорациями, заключение союзов;
  • утверждение устава, либо внесение в него изменений;
  • создание исполнительных органов общества, преобразование структуры управления;
  • рассмотрение и утверждение годового баланса, а также других бухгалтерских отчетов;
  • распределение чистой прибыли;
  • выпуск ценных бумаг;
  • принятие внутренних регламентов организации;
  • привлечение аудитора;
  • реорганизация или ликвидация фирмы.

Перечень полномочий общего собрания может быть расширен. Запрета на такое действие закон не содержит. Несколько иначе обстоят дела с сокращением компетенции. В сентябре 2014 года в ГК РФ были внесены важные поправки, коснувшиеся деятельности непубличных обществ. В частности, собственникам разрешили делегировать часть прав коллегиальному исполнительному органу. Перечень исключений же закрепили в подпункте 1 пункта 3 статьи 66.3 ГК РФ.

Управление

Коллегиальный орган формируют с целью оперативного решения вопросов, связанных с текущей деятельностью. Создают структуру в форме совета директоров или наблюдательной комиссии. Компетенция органа нередко дублирует функции общего собрания, поэтому при создании необходимо уделять большое внимание нормативному базису. Перечень полномочий может быть расширен или сужен. Ключевой задачей совета становится обеспечение интересов собственников и контроль эффективности деятельности. Порядок назначения членов на должности, принципы принятия решений, а также правила расформирования закрепляют в уставе. Создание этого элемента в системе не является обязательным.

Директор и правление

Непосредственное руководство компанией осуществляет директор. Назначение должностного лица производят на общем собрании собственников. Полномочия предоставляют на установленный уставом срок и заключают трудовой контракт. С сентября 2014 года у владельцев хозяйственных обществ появилась возможность назначать сразу несколько глав организации. Каждый из руководителей действует независимо, но в интересах фирмы. Функции единоличного исполнительного органа могут исполнять управляющий (специализированное агентство или предприниматель).

Одновременно собственники вправе принять решение о формировании правления или дирекции. Орган не является обязательным, но предусмотрен законом 14-ФЗ. Компетенция и порядок деятельности коллегиального органа исполнения прописывают во внутренних нормативных документах общества.

Ревизор

Создание специальной комиссии, либо назначение эксперта, осуществляющего контроль деятельности, признано обязательным только для определенных обществ. С необходимостью сталкиваются организации, в составе которых присутствует более 15 лиц.

Ревизор общества наделен правом проведения проверок финансовых и хозяйственных операций, имеет доступ к любой информации. Он оценивает полноту и достоверность бухгалтерской отчетности. Его заключение предоставляется общему собранию для принятия решения об утверждении документации. Во избежание споров полномочия, обязанности и функции должностного лица (комиссии) закрепляют в специальном положении.

Однако с сентября 2014 года в ГК РФ появилась норма, позволяющая отказаться от наличия в структуре столь сложного образования. Если учредители включат в устав условие об отсутствии ревизионной комиссии, тратиться на содержание дополнительного органа управления не потребуется. Такой вывод следует из преобладания норм ГК РФ над положениями закона 14-ФЗ. После вступления поправок в силу нормативный акт применяется лишь в той части, в которой не противоречит Кодексу.

Таким образом, система управления обществом с ограниченной ответственностью может быть представлена всего двумя органами: общим собранием собственников и единоличным руководителем (директором ООО). Остальные структуры формируются по усмотрению учредителей с учетом специфики коммерческой деятельности.

, пожалуйста!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *