Выбор врача в поликлинике

Содержание

Постараюсь рассмотреть, предусмотренные п.1 ч.5 ст. 19 ФЗ РФ «Об охране здоровья граждан» право на выбор врача и право на выбор медицинской организации. С моей точки зрения это два самостоятельных права, хотя действующее законодательство не разграничивает данные права, а, наоборот, конструирует нормы права таким образом, что фактически реализация одного права тесно связана с реализацией другого, и нередко одно право невозможно без другого.

Праву на выбор врача и медицинской организации посвящена ст. 21 данного Федерального закона. При этом реализация указанного права осуществляется в зависимости от вида медицинской помощи и порядка ее предоставления. Так, ч. 1 ст. 21 устанавливает, что при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача — с учетом согласия врача.

Таким образом, закон не предусматривает право выбора врача и медицинской организации вне рамок ОМС. Однако из международного законодательства, в частности 17ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Нью-Йорк, США, в октябре 1963, дополненной 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, в октябре 1983 г. принято Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения, среди которых заслуживает внимание следующий: «Любая система здравоохранения должна обеспечивать пациенту право выбора врача, а врачу — право выбора пациен­та, не ущемляя при этом прав ни врача, ни пациента. Принцип свободного выбора должен соблюдаться и в тех случаях, когда медицинская помощь полностью или частично оказывается в медицинских центрах. Непременная профессиональная и эти­ческая обязанность врача — оказывать любому человеку нео­тложную медицинскую помощь без каких-либо исключений». В преамбуле Лиссабонской декларации о правах пациента, принятой ВМА (Лиссабон, Португалия, сентябрь-октябрь 1981 года) указано, что в последние годы отношения между врачами, пациентами и широкой общественностью претерпели значительные измене­ния. Хотя врач должен действовать в интересах пациента сооб­разно своей совести, необходимы также соответствующие га­рантии автономии и справедливого отношения к пациенту.

Из вышеизложенных норм международного права, норм права национального законодательства можно прийти к выводу о том, что право выбора врача и медицинской организации вне рамок государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи также гарантирует пациенту право выбора врача и медицинской организации, но и не умаляет право врача выбрать пациента.

Хотя законом и не предусмотрен порядок и форма согласия врача на предоставление медицинской помощи пациенту, скорее всего это является добровольное принятие врачом пациента на прием, предоставление пациенту информации о характере заболевания, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах, назначение пациенту терапевтических процедур.

Законом, лишь в ч.3 ст. 70 предусмотрено право лечащего врача отказаться от наблюдения и лечения пациента. Лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача.

Согласно ст. 7 Этического кодекса Российского врача, утвержденного 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994 года, врач имеет право отказаться от работы с пациентом, перепоручив его другому специалисту в следующих случаях:

  • если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;
  • данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам врача;
  • врач не в состоянии установить с пациентом терапевтическое сотрудничество.

Следует упомянуть, что и при выборе лечебного учреждения вне рамок оказания бесплатной медицинской помощи (т.е. при предоставлении платных видов услуг) пациенту предоставлено право свободного выбора врача и лечебного учреждения без ограничения по территориальному принципу и по количеству обращений.

Однако в рамках оказания бесплатной медицинской помощи по полисам обязательного и добровольного медицинского страхования дела обстоят по-другому.

Первое, что необходимо сделать, заглянуть в свой страховой полис, посмотреть наименование страховой организации и обратить внимание, что обратиться за оказанием бесплатной медицинской помощи вы можете только в ту медицинскую организацию, с которой у вашей страховой компании имеются договорные отношения. В противном случае вам необходимо будет заключить договор с другой страховой компанией,
на что тоже уйдет время. Обратите внимание на упомянутый в законе территориально-участковый принцип.

Совокупность участкового принципа и необходимость получения согласия врача фактически нивелируют право выбора пациентом врача и медицинской организации. Так, среди обязанностей поликлиники имеется обязанность в некоторых ситуациях осуществлять лечение на дому, включая оказание неотложной помощи (не путать со скорой помощью). И, конечно, поликлиника не заинтересована брать на обслуживание пациентов с другого конца города, потому что к ним долго добираться. Но главное
состоит в том, что прикрепление к поликлинике пациентов, проживающих
в другом районе, фактически ставит главного врача перед вопросом: почему он нарушил закон, предусматривающий территориально-участковый принцип обслуживания пациентов?

Итак, чтобы прикрепиться, к примеру, к другой поликлинике, необходимо не только разрешение главного врача, но и согласие участкового терапевта. Но почему участковый терапевт должен быть заинтересован в том, чтобы больше работать? Прямого ответа на этот вопрос закон не дает.

Ведь если врач, взяв к себе на лечение пациента из другого района и получив от него вызов, не выполнит свою должностную инструкцию и не выедет к нему на дом, то ему может быть предъявлено уголовное обвинение
в неоказании помощи больному. Как вы думаете, нужно ли это участковому терапевту и главному врачу лечебного учреждения? Конечно же — нет. Соответственно, скорее всего, вам будет отказано в прикреплении к лечебному учреждению. Но, если все-таки вы решили, что несомненно хотите лечиться в этом лечебном учреждении и у этого доктора вы безусловно можете воспользоваться своим правом.

Теперь поговорим о том, при каких условиях осуществляется выбор врача и медицинской организации по видам медицинской помощи:

Вид медицинской помощи

Условия осуществления выбора врача и медицинской организации

Первичная медико-санитарная помощь

1 раз в год (в том числе и по территориально-участковому принципу), за исключением изменения места жительства и места пребывания

Первичная специализированная медико-санитарная помощь (ПСМП)

а) по направлению лечащего врача

б) самостоятельное обращение пациента

Специализированная медицинская помощь (СМП) в плановом порядке

а) по направлению лечащего врача

б) ВМП – по заключению врачебной комиссии медицинской организации, которая оказывает ПСМП или СМП

СМП в экстренной и неотложной форме

а) самостоятельное обращение пациента

б) выездная бригада скорой медицинской помощи

Паллиативная медицинская помощь*

Применительно к детям действует Приказ Минздрава России от 14.04.2015 N 193н «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи детям»

а) по направлению врача онколога при наличии гистологически верифицированного диагноза

б) по направлению врача терапевта, врача общей практики при наличии заключения врача-онколога об инкурабельности заболевания и необходимости проведения симптоматического и обезболивающего лечения.

В) врачи по паллиативной медицинской помощи кабинетов паллиативной медицинской помощи, выездных патронажных служб паллиативной медицинской помощи, хосписов, отделений паллиативной медицинской помощи, врачи-онкологи при наличии гистологически верифицированного диагноза;

г) при наличии заключения ВК лечебного учреждения, в которой проводится наблюдение и лечение пациента

Клиническая апробация

По заключению этического комитета и экспертного совета уполномоченного федерального органа исполнительной власти

Механизм реализации права на выбор врача и медицинской организации

Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. № 406н.

Для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя должен обратиться в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением, которое содержит следующие сведения:

1) наименование и фактический адрес медицинской организации, принявшей заявление;

2) фамилия и инициалы руководителя медицинской организации, принявшей заявление;

3) информация о гражданине:

  • фамилия, имя, отчество; пол; дата рождения; место рождения; гражданство;
  • данные предъявляемого документа;
  • место жительства (адрес для оказания медицинской помощи на дому при вызове медицинского работника);
  • место регистрации; дата регистрации;
  • контактная информация;

4) номер полиса обязательного медицинского страхования, наименование страховой медицинской организации;

5) наименование и фактический адрес медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой гражданин находится на обслуживании на момент подачи заявления.

При подаче заявления предъявляются оригиналы следующих документов:

1) для детей до 14 лет, являющихся гражданами Российской Федерации:

  • свидетельство о рождении;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;
  • полис обязательного медицинского страхования ребенка;

2) для граждан Российской Федерации в возрасте 14 лет и старше:

  • паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;
  • полис обязательного медицинского страхования;

3) для лиц, имеющих право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»:

  • удостоверение беженца или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу;

4) для иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской
Федерации:

  • паспорт иностранного гражданина либо иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
  • вид на жительство;
  • полис обязательного медицинского страхования;

5) для представителя гражданина, в том числе законного:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя;

6) в случае изменения места жительства:

  • документ, подтверждающий факт изменения места жительства.

После получения заявления медицинская организация, принявшая заявление, в течение двух рабочих дней запрашивает подтверждение информации, указанной в заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления.

В течение двух рабочих дней после подтверждения информации, указанной в заявлении, руководитель медицинской организации, принявшей заявление, информирует гражданина о принятии его на медицинское обслуживание.

На отношения по выбору медицинской организации при оказании медицинской помощи военнослужащим и лицам, приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гражданам, подлежащим призыву на военную службу или направляемым на альтернативную гражданскую службу, и гражданам, поступающим на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста вышеперечисленные условия выбора врача и медицинской организации не распространяются. О правах при оказании медицинской помощи указанных лиц я напишу в скором времени.

При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.

Право граждан на выбор медицинской организации

Выбор медицинской организации и врача – одно из важнейших прав любого пациента, и одно из неотъемлемых условий качественных и доступных медуслуг. По каким правилам пациент выбирает медорганизацию — в Системе Главный врач.

Порядок смены врача, а также медучреждения подробно определяет приказ Минздравсоцразвития РФ № 406н от 26.04.2012 года.

Заявление пациента о выборе медицинской организациискачать / открыть >> Порядок выбора гражданином медицинской организациискачать / открыть >>

Для того, чтобы понять, как реализуется право на выбор врача, необходимо рассмотреть базовые положения этого документа.

  1. В группу лиц, которые могут делать такой выбор, включаются только застрахованные в системе ОМС лица.
  2. Выбрать можно не любую организацию, в которой пациент хочет обслуживаться, а только ту, которая участвует в программе госгарантий. Это может быть, как районная поликлиника, так и частный медицинский кабинет.
  3. Запрещено менять организации часто, согласно порядку, он может сделать это раз в год. В качестве исключений предусмотрен случай, когда пациент сменил место своего жительства.
  4. Медработники не должны выяснять мотивы смены медучреждения, человеку достаточно предъявить письменное заявление, в котором указаны данные, определенные п. 4 Порядка.
  5. Для того, чтобы реализовать право граждан на выбор медицинской организации, необходимо предоставить в новое медучреждение свой страховой полис, паспорт или свидетельство о рождении ребенка.
  6. Если пациент принял решение обслуживаться в текущем медучреждении и в дальнейшем, подавать каждый год заявление не нужно.
  7. При прикреплении к новому медучреждению пациенту должны сообщить, какие специалисты в нем работают, какова их территория обслуживания, и как часто другие выбирают тех или иных специалистов.
  8. Граждане, которые не определились с выбором, обслуживаются в тех медорганизациях, к которым были прикреплены до вступления в силу Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ч. 16 ст. 100 Закона № 323-ФЗ).

Нужно ли подавать новое заявление при смене документов

Должен ли пациент снова делать выбор, если он сменил личные документы?

В соответствии с действующим законом, делать этого не нужно. В качестве иллюстрации действия этой нормы можно привести определение Самарского областного суда № 33-1002/2016 от 26.01.2016 года.

В рамках этого дела, после смены места регистрации, пациентка обратилась в медучреждение, но ей было отказано в обслуживании, поскольку она сменила свой адрес проживания.

Суд решил, что смена места жительства не является основанием для открепления пациентки от медучреждения, поскольку в данном случае нарушается право выбора медицинской организации.

Ранее, до действия ФЗ «Об охране здоровья» пациенты обслуживались в поликлиниках по месту своего жительства. После вступления в силу нового закона они продолжают получать в них медобслуживания, но могут сменить медучреждение в порядке, определенном ст. 100 ФЗ «Об охране здоровья».

Законом определен и порядок выбора медицинской организации (приказ Минздрава № 1342н от 21.12.2012 года) для пациентов, которые проживают за пределами региона, в котором прописаны. В целом он аналогичен общему порядку, который утвержден приказом № 406н от 26.04.2012 года.

Выбор медицинской организации по территориально-участковому принципу

При оказании гражданам медицинской помощи первичной, работает территориально-участковый принцип. Это значит, что все население обслуживаемой территории распределяется главными врачами медучреждений по выделенным участкам.

Цель такого распределения – соблюдение прав граждан, в том числе повышение доступности необходимых им медуслуг.

Вместе с тем, к выделенному участку могут быть присоединены и пациенты, которые проживают вне пределов утвержденных зон обслуживания.

Задача организаторов здравоохранения при этом – учесть численность граждан, которая рекомендована законодательством для одного участка.

Например, к стандартному терапевтическому участку может быть прикреплено до 1700 взрослых человек. Более низкие показатели установлены для врачей ОВП (1200 человек) и для медучреждений, которые находятся в сельской местности (1300 человек).

Таким образом, порядок выбора гражданином медицинской организации ограничивает численность пациентов, которые одновременно обслуживаются на одном врачебном участке.

Это значит, что, если человек желает прикрепиться к участку, нормативы численности на котором уже превышены, итоговое решение принимает главный врач организации.

Алгоритм приема жалоб пациентов

Воспользуйтесь готовым алгоритмом, который поможет врачу правильно среагировать даже в самой непростой ситуации с пациентом. Скачать алгоритм можно в журнале «Заместитель главного врача».

Как суды трактуют выбор медорганизации

Из вышесказанного следует, что выбор врача и медицинской организации ограничен в связи с применением территориально-участковому принципу.

Судебные инстанции толкуют это противоречие по-разному.

  • некоторые суды считают, что соблюдение территориально-участкового принципа не является обязательным. Позиция этих судов базируется на том, что в законе отсутствует право медучреждения отказать пациенту в прикреплении из-за несоблюдения принципа территориальности.

Кроме того, выбор врача и медицинской организации предусмотрен статьей ФЗ «Об охране здоровья», в котором ничего не говорится о согласии самого врача, следовательно, он не может отказать пациенту в прикреплении. Исключение – если пациент выбирает не медучреждение, а врача.

  • другие суды придерживаются позиции, что благодаря применению принципа территориальности медуслуги становятся более качественными и доступными. Они рассматривают выбор не как безусловное право больного, а как способ обеспечения качества и доступности медпомощи в целом.

Так, если на одном врачебном участке врач перегружен из-за большой численности прикрепленного населения, в итоге страдает качество медуслуг, нарушаются сроки оказания медпомощи.

Алгоритм выбора медицинской организации

  1. Он должен составить заявление, в котором отражается следующая информация:
    • название и место нахождения медучреждения, которое он выбрал;
    • ФИО главного врача этого медучреждения;
    • данные о медучреждении, в котором пациент обслуживается на текущий момент, до перехода в новое медучреждение;
    • свои паспортные данные, сведения о месте жительства, контактные данные;
    • сведения о полисе ОМС;
    • название страхового учреждения.

Если пациент реализует свое право на выбор врача не лично, а через своего представителя, в заявлении дополнительно указывается информация об этом лице, а также о документе, на котором основано представительство (например, доверенность).

Как прикрепить гражданина к поликлинике, инструкция в Системе Главный врач.

  1. Пациент должен подготовить пакет следующих документов:
    • свой полис ОМС и паспорт;
    • представитель также предъявляет свой паспорт и доверенность или иной документ, который позволяет ему представлять интересы больного.
  2. С готовыми документами гражданин обращается в медучреждение.
  3. Медучреждение, которое получило заявление гражданина, должна ознакомить пациента со следующей информацией:
    • какие медуслуги и какими специалистами предоставляются в медучреждении;
    • сколько граждан выбрало конкретных специалистов для обслуживания;
    • какие территории обслуживает медучреждение при посещении на дому.
  4. Далее новая медорганизация проверяет информацию, указанную в заявлении. В частности, в адрес прежнего медучреждения направляется запрос о подтверждении сведений об обслуживании пациента. Сделать это нужно в течение 2-х рабочих дней со дня получения заявления от гражданина.
  5. Когда информация подтвердится (или не подтвердится), в течение двух дней с этого дня необходимо сообщить пациенту о принятом решении – о его прикреплении к медучреждению или об отказе. Сделать это можно лично, по телефону, по электронной почте и т.д.
  6. Приказ о выборе медицинской организации предполагает, что после оформления смены медучреждения, новое медучреждение направляет соответствующее уведомление в страховую медицинскую компанию, а также в прежнее медучреждение, где он наблюдался ранее.

Имеет ли пациент право выбора медорганизации за пределами региона проживания, им эта медпомощь оказывается на территории его места проживания в региональной организации?

Да, имеет.

Если медпомощь оказывается в рамках программы госгарантий, пациент имеет право бесплатно выбрать врача.

Доступность и качество медпомощи обеспечиваются, в том числе возможностью выбора медорганизации и врача.

Застрахованное лицо имеет право на выбор медорганизации, в том числе не по территориально-участковому принципу (ст. 21 ФЗ № 323-ФЗ).

Выбор врача по требованию

Порядок выбора врача в медицинской организации регламентируется требованиями, которые установлены приказом Минздравсоцразвития РФ № 407н от 26.04.2012 года.

В некоторых случаях врач и пациент не могут найти общего языка, и пациент вправе выбрать другого специалиста, который будет оказывать ему медпомощь. Для этого он должен написать заявление на имя главного врача, в котором он указывает причины, по которым меняет специалиста.

В течение трех дней пациента проинформируют о том, какие врачи нужных ему специальностей могут оказать ему помощь, на основании чего он принимает решение.

Можно ли выбрать врача и медорганизацию при оказании специализированной медпомощи

Выбор медицинской организации и врача действует даже в случае получения пациентом специализированных медуслуг. Такая помощь оказывается по направлению лечащего врача.

Специализированные медуслуги оказывают разные клиники и бюджетные медучреждения. Если несколько организаций оказывают медпомощь по программе госгарантий и среди услуг есть профильные, назначенные лечащим врачом, пациент может выбрать, где будет обслуживаться.

Как часто может гражданин выбирать медицинскую организацию

Право граждан на выбор медицинской организации может быть реализовано неоднократно, но не чаще, чем раз в год. В случае смены места жительства пациент вправе менять медучреждение чаще, по мере необходимости.

Порядок выбора пациентом врача в медицинской организации позволяет ему выбирать специалиста, который будет оказывать ему медпомощь, не чаще, чем раз в год.

Действующее российское законодательство закрепляет за каждым право пациента на выбор врача и медицинской организации. И, наверняка, найдутся граждане, желающие воспользоваться таким правом.

Если, о платных клиниках у многих людей складывается более или менее понятное представление, то с бюджетными заведениями, возникает множество вопросов: куда обращаться, какие документы собирать и могут ли отказать в прикреплении к другой поликлинике.

А, как следствие, незнание прав, порождает сомнения, неуверенность в правильности своих действий или решений.

Для полноты понимания ситуации, следует обратиться к действующим законодательным актам.

Порядок выбора медицинского учреждения

В соответствии со ст. 21 Закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья…» (Закон № 323-ФЗ) гражданин вправе выбрать лечебное заведение.

Приказом Министерства здравсоцразвития РФ от 26.04.2012 № 406н утверждён «Порядок выбора гражданином медицинской…» (Порядок № 406н).

Однако, в п. 1 указанного Порядка предусмотрено, что первичная врачебная (доврачебная) медико-санитарная помощь осуществляется непосредственно по принципу прикрепления к определённому территориальному участку.

Это означает формирование участков с обслуживанием групп лиц. Люди закрепляются за соответствующим участком исходя из территории их проживания, работы или учёбы.

Участки утверждает начальник учреждения с учётом не нарушения принципа доступности получения услуг.

В частности, учитывается количество больных на одну единицу работников. Рекомендуемые показатели содержатся в п. 18 Положения утверждённого Приказом Минздрава РФ от 15 мая 2012 N 543н.

К примеру, на одном терапевтическом участке в городе должно наблюдаться 1700 человек, а в селе – 1300 граждан.

При не достижении по объективным причинам нужных показателей (в некоторых регионах бывает нехватка больных на участках) и для использования гражданами своих прав на предпочтение того или иного учреждения, допускается прикрепление лиц, не относящихся к территории мед. учреждения.

Реализовать свой выбор возможно при определённых условиях:

  1. Выбрать заведение можно только в том субъекте, где проживает лицо. Исключения составляют некоторые категории (военные, лица осуждённые).
  2. Заменить организацию вправе только совершеннолетнее лицо.

Права малолетних или несовершеннолетних детей, а также недееспособных граждан представляют их родители или опекуны.

Алгоритм выбора медицинской организации

Чтобы подобрать медучреждение нужно соблюсти определённые процедуры:

  • оформить письменное заявление и предъявить его той организации, где хотелось бы состоять на учёте;
  • получив документ, поликлиника в двухдневный срок направляет эти сведения в учреждение, где лицо состоит на учёте;
  • последняя проверяет правдивость представленной информации и если предоставленные данные верны, сообщает организации, принявшей заявление, также в течение 2 дней;
  • в двухдневный срок заявителя информируют о приёме в лечебное заведение;
  • далее в трёхдневный срок информация направляется в страховую компанию и бывшее мед. учреждение.

Переписка между организациями может осуществляться почтовой связью или с применением электронных средств. Гражданина уведомляют любыми доступными способами: лично, в телефонном разговоре, воспользовавшись почтовыми услугами, посредством электронной рассылки.

Для правильного понимания, стоит отметить, что принцип выбора заявителем иного лечебного учреждения подразумевает его автоматическое открепление от организации, где он наблюдался ранее. То есть невозможно состоять на учёте в двух разных заведениях одновременно.

Как выбрать или заменить лечащего врача

Выбрав нужное лечебное учреждение, пациент может подобрать и доктора, но в таком случае законодательство ограничило выбор (ст.21 Закона № 323-ФЗ).

Лицо вправе сделать выбор лишь в отношении:

  • участкового терапевта;
  • педиатра участка.

Пациент может подобрать специалиста самостоятельно, но при обязательном условии – доктор должен дать своё согласие (ст. 70 Закона № 323-ФЗ).

Если гражданин принял решение остановить свой выбор на другом специалисте, главврач обязан помочь ему в реализации этого права, согласно Порядку, утв. Приказом Министерства здравоохранения и соцразвития от 26.04.2012 № 407н (Порядок № 407н).

Доктор в некоторых случаях имеет право отказаться обслуживать больного, если такой отказ не сопряжён с угрозой его жизни. В этом случае, руководитель принимает меры для подбора больному иного специалиста из числа работников поликлиники.

И здесь дело даже не в том, что врачу лень лечить пациента. В основном такие отказы связаны с большой загруженностью врача или отдалённостью проживания пациента, а работник, понимая свои служебные обязанности и оценивая реальные возможности, не рискнёт взять на обслуживание дополнительного человека, рискуя не оказать ему в нужный момент помощь, так как за это существует дисциплинарная ответственность, но и уголовная.

Поэтому принимая решение о замене медперсонала нужно действовать разумно и рассматривать данные обстоятельства. Существуют, конечно, ситуации, основанные и на личностных отношениях, но это отдельные единичные ситуации.

Как происходит замена врача

Лечащего врача можно заменить по следующим причинам:

  1. Если гражданин принял решение о замене врача, он должен обратиться к руководителю организации с письменным требованием. Также он должен указать причину.
  2. Получив заявление, главврач информирует о том, какие специалисты работают в заведении.
  3. На основе полученной информации обратившийся может решить у кого бы он хотел наблюдаться.

К выбору специалиста стоит подойти ответственно.

Особенности выбора медицинской организации некоторыми категориями граждан

Общая процедура не во всех случаях допустима. Некоторые лица могут обслуживаться только в определённом порядке.

К таким гражданам относятся:

  1. Жители территориальных образований закрытого типа (ЗАТО), а также территорий с неблагоприятными условиями по физическим, химическим или биологическим показателям. Список таких территорий утверждается на законодательном уровне. Так Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 508 утверждены такие поселения. Например, ЗАТО – город Мирный Архангельской области, посёлок Восход Московской области и др. Особенности медобслуживания таких лиц определены Постановлением Правительства РФ от 26.07.2012 № 770. Медпомощь гражданам для таких лиц осуществляется на безвозмездной основе из числа Федеральных медико-биологических агентств (ФМБА), расположенных в местности, где проживают или трудятся такие лица. ПП РФ от 21.08.2006 № 1156-р утверждены организации, обслуживаемые ФМБА России.
  2. Военнослужащие, призывники, контрактники. Их обслуживание происходит по правилам ст. 25 Закона № 323-ФЗ. В зависимости от своего статуса они могут рассчитывать на медицинские услуги в ведомственных учреждениях здравоохранения или в порядке ст. 21 Закона № 323-ФЗ.
  3. Лица, подозреваемые в преступлениях или осужденные граждане, которые содержатся в специализированных учреждениях, получают медпомощь в учреждениях уголовной и исполнительной системы (ст. 26 Закона № 323-ФЗ).

Право на выбор врача и медицинской организации в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи

Толкование ст. 21 Закона № 323-ФЗ позволяет считать, что больной может лечиться на бесплатной основе только при наличии у него действующего полиса ОМС.

В связи с этим у многих может возникнуть обоснованный вопрос, возможна ли реализация такого права в платной клинике?

В Законе № 323-ФЗ не содержится напрямую указаний относительно выбора специалистов или самой организации, когда человек платит за услуги. Однако, это было не правильно, ведь любая система в государстве должна давать определённый выбор людям.

Гражданин, который желает получить мед. услугу за деньги сам волен выбирать соответствующую организацию и следовательно, конкретного врача. Законодательные нормы не ограничивают в этом граждан. Как правило, здесь играет роль принцип «из уст в уста», отзывы, рекомендации о клинике и их персонале, а также стоимость услуг.

Обращаясь в частную клинику, потребителю предлагают заключить договор со всеми вытекающими условиями. И здесь действует принцип свободы сделки (ст. 421 Гражданского кодекса РФ), который не допускает какого-либо понуждения.

Таким образом, если пациента не устраивает клиника, он может смело идти в другую. Это и есть, своего рода, свобода выбора.

Права застрахованных граждан по обязательному медицинскому страхованию

Получение бесплатной помощи напрямую связано с тем, что физ. лицо должно быть застрахованным субъектом по ОМС. Поскольку в противном случае, воспользоваться безвозмездными услугами будет проблематично. В отношениях по получению медицинской помощи участвуют три субъекта: физическое лицо, медицинский орган и страховщик.

Правовое положение таких субъектов регламентируются Законом РФ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании…» (Закон № 326-ФЗ).

Статья 15 закона № 326-ФЗ указывает, какие субъекты могут осуществлять деятельность в рамках ОМС.

К ним относятся:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели.

Важно то, что они должны состоять в соответствующем реестре.

Права застрахованных лиц

Правовое положение таких лиц зафиксировано в ст. 16 Закона № 326-ФЗ:

  1. Получение помощи на бесплатной основе.
  2. Услуги оказываются на территории РФ и конкретного субъекта, где проживает застрахованный.
  3. Выбор страховщика.
  4. Выбор лечебного учреждения и врача.
  5. Получение полной информации об оказываемых услугах поликлиниками, больницами.
  6. Защита прав застрахованных. Это очень важный пункт, так как не все знают, что при нарушении прав в области медицины по гос. гарантии, можно обратиться в страховую компанию, указанную в полисе. Функции страховщика сводятся не только к выдаче документа о страховании, но к отстаиванию нарушенных прав застрахованных.
  7. Возмещение ущерба причинённого лицам как страховой компанией, так и медицинской организацией. Существует многочисленная практика судов по спорам о ненадлежащем оказании услуг.

Следует напомнить, что все эти права доступны лицам, состоящим в системе ОМС.

Подтверждением такого статуса является полис ОМС, который выдаётся и меняется в установленном порядке.

Выбирая медицинскую организацию нужно поинтересоваться о наличии договора между ней и страховой компанией, указанной в медицинском полисе. В противном случае, может последовать отказ.

Доведение обязательной информации до граждан

Осуществляя деятельность в сфере бесплатной медицины, такие субъекты в обязательном порядке должны доводить до своих обслуживаемых информацию о самом лечебном учреждении, о том, какие непосредственно услуги оно оказывает, а также о штате специалистов с указанием их квалификационных характеристик.

Сведения размещаются на информационных табло, вблизи регистратуры. Кроме того закон обязывает разместить данные сведения на сайте организации.

Какую медицинскую помощь можно получить

В соответствии с законодательством помощь в медицине подразделяется по видам, условиям и формам.

Виды медицинской помощи:

  • первичная медицинская санитарная помощь;
  • специализированная медпомощь;
  • скорая помощь;
  • паллиативная помощь.

Условия оказания мед. помощи:

  • амбулаторно (в поликлинике, на дому);
  • не по месту расположения здания лечебницы (место, куда была вызвана скорая помощь, реанимобиль);
  • в дневном стационаре (под наблюдением в дневное время);
  • в стационаре (под круглосуточным наблюдением).

Формы помощи:

  • экстренная (когда существует вероятность смерти человека);
  • неотложная (при остром резком, нежданном заболевании, но если при этом жизни человека ничего не угрожает);
  • плановая (если при отсрочке лечения не произойдёт ухудшения здоровья больного).

Получение специализированной медико-санитарной помощи

Такую помощь оказывают врачи-специалисты.

Она также подразумевает профилактические меры, диагностические мероприятия и лечение заболеваний. Однако, в отличие от первичной помощи, здесь требуются специальные методики, современные технологии, а также последующая реабилитация. Поэтому такая помощь оказывается в больничных условиях или в заведении дневного пребывания, чтобы была возможность по максимуму наблюдать за ходом заболевания.

К специализированной помощи относят и высокотехнологичную. Её особенностью является применение уникальных, сложных методов лечения, использования робототехники и различных методик на генном уровне.

Чтобы получить специализированную помощь может понадобиться направление врача терапевта или педиатра. Также пациент может обратиться за помощью самостоятельно. В этом случае он вправе сам выбирать специалиста и лечебное учреждение.

При осуществлении помощи в плановом режиме, терапевт даёт направление к узкому специалисту. В том случае если необходимую помощь могут оказать в нескольких лечебных учреждениях, лечащий терапевт должен проинформировать об этом больного, чтобы он смог самостоятельно подобрать специалиста.

Периодичность реализации права на выбор медицинской организации и врача

Выбор лечебного заведения или врача поставлен в зависимость от вида помощи.

Первичная медико-санитарная помощь.

Статья 21 Закона № 323-ФЗ закрепляет за гражданином право выбора мед. организации 1 раза в год, не чаще. Исключением являются случаи, когда меняется место жительства.

В этом же заведении пациенты могут выбрать врача – 1 раз в год.

Такие положения вероятнее всего были установлены с целью предотвращения злоупотребления прав со стороны потребителей услуг. Так как есть такие категории недовольных людей, которые готовы менять клинику или специалиста чуть ли не каждые несколько дней. В этом случае, закон защищает и права врачей.

Специализированная медицинская помощь в плановом порядке.

Для получения помощи нужно взять направление у лечащего врача. Следует отметить, что если существует несколько лечебных учреждений, предоставляющих нужные услуги, врач должен известить об этом пациента.

Экстренная и неотложная помощь.

Поскольку такие виды помощи оказываются в оперативном режиме, здесь нет определённых сроков для выбора. Так как нужно действовать незамедлительно.

Гражданин может обратиться за помощью лично, выбрав заведение. В данном случае, вероятнее всего, отказать в оказании помощи учреждение будет не вправе, учитывая нравственную составляющую, а также врачебную клятву.

К помощи можно прибегнуть путём вызова скорой помощи. Время выезда спец. бригады устанавливается соответствующим регламентом, утверждённым на законодательном уровне. В этой ситуации, выбор заведения будет зависеть от того, кто будет готов принять пострадавшего.

Паллиативная помощь.

Лечащий врач, после соответствующей диагностики выдаёт больному направление для получения помощи.

Как отстаивать права в случае отказа

В большинстве случаев клиники или конкретные специалисты неохотно берут на обслуживание новых лиц, так как это материально не оправданно, но увеличивает их нагрузку.

Хотя права граждан закреплены на законодательном уровне, но зачастую, на практике люди сталкиваются с отказами.

Кто-то, не ориентируясь в законодательстве, соглашается с аргументами регистратора относительно невозможности наблюдения в этом учреждении, так как граждане не относятся к обслуживаемой территории. А кто-то, даже осознавая нарушение своих прав, попросту не знает, что делать дальше.

Куда обращаться

Куда следует обращаться за помощью:

  • органы здравоохранения;
  • учреждения медицинского страхования;
  • суд.

Как подать иск в суд

В случае отказа в выборе по ст. 21 Закона № 323-ФЗ исковые заявления с требованием возложить на ответчика обязанность совершить определённые действия подаются в суд общей юрисдикции, в районный или городской суд (не мировой).

Иск подаётся в суд исходя из места нахождения ответчика, то есть организации, которая отказала.

Иски по данной категории спора оплачиваются госпошлиной в размере 300 рублей, как нематериальный иск.

Точной формы иска законодательство не содержит, главное нужно придерживаться требований законодательства относительно реквизитов заявления.

В иске нужно отразить:

  • наименование судебного органа;
  • Ф.И.О. истца и организации, с указанием их адресов;
  • нарушение прав;
  • нормативное обоснование;
  • доказательства;
  • просьба к суду;
  • перечень прилагаемых документов.

С ответчика по суду могут быть взысканы все издержки истца, понесённые им по рассматриваемому делу – почтовые расходы, уплаченная госпошлина, представительские услуги (адвоката, юриста). Также можно заявить требование о взыскании морального вреда.

Рассмотрение заявления и исполнение решения

Иск подлежит рассмотрению в судебном заседании, в котором участвуют все лица процесса. К участию в деле могут быть привлечены иные заинтересованные лица, например органы ОМС.

Суд опрашивает стороны, исследует все доказательства и выносит судебный акт. В случае положительного исхода, у ответчика имеется право на обжалование. После чего, решение считается вступившим в законную силу и подлежит исполнению.

Поскольку ответчик владеет информацией о вынесенном судебном акте, повторное обращение в организацию не требуется. Ответчик должен добровольно исполнить требования суда. Даже если его представители не участвовали в процессе, принимается заочное решение и направляется по адресу ответчика.

Однако, лучше побеспокоиться и повторно обратиться к главврачу, предъявив судебный акт, так как, дело может быть пущено на самотёк.

Если решение не исполняется в добровольно порядке, необходимо прибегнуть к принудительному решению вопроса, обратившись к судебному приставу исполнителю.

Примеры из практики

Судебная практика по освещаемому вопросу в большинстве случаев складывается в пользу граждан. Для примера можно привести следующие судебные акты.

Дело № 2-4638/2017 (районный суд города Архангельск).

Гражданка обратилась с иском к бюджетному учреждению здравоохранения о возложении обязанности взять её на обслуживание. При этом она указала, что страдает сахарным диабетом и в настоящее время наблюдается в поликлинике по месту её регистрации, но там отсутствуют необходимые врачи. Она обратилась с заявлением к ответчику, но ей было отказано по причине превышения обслуживаемых лиц на одного штатного специалиста. Также мотивом отказа послужил факт проживания женщины на территории, не относящейся к зоне обслуживания мед. заведением.

Суд посчитал доводы ответчика несостоятельными и указал, что Положение № 543н не содержит такое основание отказа, как территориальный принцип.

Иск был удовлетворён. Поликлинику обязали поставить на учёт пациентку и оказывать ей нужные услуги.

Дело № 6445/2016 (Ангарский городской суд).

Женщина обращалась с просьбой к главному врачу лечебного центра, чтобы её прикрепили на обслуживание в данное учреждение. Однако, ей отказали в этом. Руководитель организации мотивировал отказ следующим, в учреждении присутствует текучка кадров, перегруженность и нехватка персонала.

Суд не принял такие доводы ответчика, посчитав их не основанными на законе.

Судебное решение было вынесено в пользу истца.

В некоторых случаях, в судебные инстанции обращаются не сами граждане. Их права отстаивают надзорные органы.

Это подтверждается судебным решением.

Дело № 2-3623/2016 (городской суд города Анапы).

Прокурор подал иск в суд в интересах граждан и просил признать незаконными бездействия городской больницы, выразившиеся в непредставлении информации на сайте учреждения о врачах и их квалификации. Это было выявлено в результате проверки. Тем самым, по мнению прокурора, нарушаются права потенциальных потребителей услуг, так как они не могут в полной мере воспользоваться правом выбора, предусмотренного ст. 21 закона № 323-ФЗ.

Суд согласился с истцом и обязал больницу разместить соответствующие сведения на официальном сайте больницы в сети Интернет.

Существуют и отрицательные судебные постановления. Однако, это индивидуальные случаи и суды по таким спорам учитывают все обстоятельства.

Например, в одном из гражданских дел, позиция суда, была иной, чем в описываемых ранее.

Дело № 2-4206/2017 (районный суд города Челябинск).

Истец подала иск в суд с требованием поставить её на учёт в клиническую больницу. Она указала, что не прикреплена ни к какому учреждению, а в медицинской помощи нуждается. Ответчик возражал против иска, ссылаясь, что женщина по территории не относится к больнице. Кроме того, численность обслуживаемого населения, итак превышает установленные нормативы. Женщина была прикреплена для наблюдения в другую больницу города.

Суд отказал женщине в требованиях. Судом при вынесении решения было учтено, что на момент обращения гражданки с иском, её права нарушены не были. Она была прикреплена для обслуживания в другую больницу. Также сама женщина пояснила, что ей не важно где получать помощь, лишь бы она могла это сделать.

Практика апелляционных судов

Суды апелляционных инстанций в основном оставляют в силе решения первой инстанции. В подтверждение можно представить определение апелляционной инстанции.

Дело № 33-1492/2015 (Архангельский областной суд).

Решением городского суда требования истца были удовлетворены, в частности, суд постановил прикрепить пациентку на обслуживание в клинический медицинский центр. Ответчик не согласился с судебным решением и подал жалобу в вышестоящий суд.

Однако, вторая инстанция согласилась с доводами, изложенными в решении городского суда.

Кроме того, по делу с ответчика была взыскана компенсация за моральные страдания.

Верховный Суд РФ

Судебный акт о признании незаконными некоторых нормативных положений.

Дело № АПЛ15-354.

Гражданка по делу дошла до Верховного Суда. Её цель была признать незаконными п.10, 11 Порядка № 406н, а именно она считала не законным отсутствие возможности быть прикреплённой одновременно к двум лечебным заведениям и меть две карточки больного. Свою позицию она аргументировала тем, что родители проживают раздельно, а дочь периодически находится то с отцом, то с матерью. Установленные законодательством правила нарушают принципы семейного законодательства. В частности, об обязанности обоих родителей следить за здоровьем детей.

Верховный Суд оставил в силе все судебные акты, принятые по делу, не признав тем самым незаконными пункты, указав, что они не противоречат Конституции и действующему законодательству. Также он разъяснил, что нормы Семейного кодекса РФ не регулируют отношения в сфере медицинской деятельности.

Подводя итог, следует отметить, что в современной действительности достаточно много желающих заменить врача или медицинскую организацию. Это может объясняться различными причинами, такими как, недоверие к конкретному специалисту или в целом к лечебному заведению, неудовлетворительное качество оказываемых услуг, или даже сугубо объективный фактор – личностное отношение к врачу. И закон в этой ситуации стоит на стороне граждан. Однако, принимая такое решение, следует взвесить все за и против. Поскольку этот шаг может в прямом смысле слова отразиться на здоровье. Необходимо учитывать и загруженность персонала, и отдалённость заведения от места проживания пациента. Ведь не всегда есть возможность добраться вовремя, как самостоятельно, так и врачу, в случае вызова его на дом. Поэтому решать проблему нужно рационально и обдуманно.

Право пациента на выбор врача и медицинской организации

В главе 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья) установлен базовый ряд прав пациентов, одним из которых является право на выбор врача и медицинской организации (ст. 21 Закона об основах охраны здоровья). При всей простоте, на первый взгляд, данного вопроса, при реализации на практике данного права существуют некоторые особенности и нюансы.

В отношении данного права пациента существует казусная ситуация, порождаемая несовершенством действующего законодательства. При буквальном толковании норм права, пациент вне рамок программы государственных гарантий на получение бесплатной медицинской помощи вообще не имеет права на выбор врача и медицинской организации.

Так в ст. 19 Закона об основах охраны здоровья установлено, что пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, происходит отсылка к ст. 21 данного закона, которая устанавливает, что такое право реализуется только при выборе врача и медицинской организации при получении бесплатной помощи в рамках программы государственных гарантий.

На основании вышеизложенного получается, что пациент вне программы государственных гарантий законодательно не имеет права на выбор медицинской организации и врача. Для справки: в старом Законе об основах охраны здоровья, утратившим силу с 1 января 2012 года, за пациентом было закреплено данное право.

Порядок выбора медицинской организации и врача

Пациент имеет право выбрать медицинскую организацию, участвующую в реализации программы государственных гарантий, в пределах территории субъекта РФ, в котором он проживает. Порядок осуществления такого выбора регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» (далее — Приказ № 406н о порядке выбора МО),

Порядок выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи устанавливается Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1342н.

Однако для выбора конкретного врача одного желания пациента не достаточно, другим обязательным условием является согласия самого врача. Для выбора врача пациент подает заявления лично (через своего представителя) на имя руководителя медицинской организации.

Гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе медицинской организации;

  • При осуществлении выбора медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, гражданин должен быть ознакомлен с перечнем врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики и т.д.;
  • После получения заявления медицинская организация проверяет информацию, предоставленную гражданином в заявлении;
  • Руководитель медицинской организации, принявшей заявление, информирует гражданина (его представителя) в письменной или устной форме (лично или посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о принятии гражданина на медицинское обслуживание;
  • В течение 3 рабочих дней после информирования гражданина о принятии его на медицинское обслуживание медицинская организация направляет в страховую медицинскую организацию (выбранную гражданином) уведомление о принятии гражданина на медицинское обслуживание.
  • наименование и фактический адрес медицинской организации, принявшей заявление;
  • информация о гражданине (фамилия, имя, отчество (при наличии), пол, дата рождения, место рождения и т.д.);
  • наименование страховой медицинской организации, выбранной гражданином;
  • наименование и фактический адрес медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой гражданин находится на обслуживании на момент подачи заявления;
  • иные сведения, указанные в п.4 Приказ № 406н о порядке выбора МО.

Некоторыми нормативными документами установлены особенности выбора медицинской организации некоторыми категориями граждан, что представлено в схематичной таблице ниже.

Категория граждан Нормативный документ
Граждане, проживающие в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами Постановление Правительства РФ от 26.07.2012 № 770 «Об особенностях выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда»
  • лица, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим;
  • военнослужащие;
  • граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;
  • граждане, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу;
  • граждане, поступающие на военную службу по контракту или приравненную к ней службу.
ст. 25 Закона об основах охраны здоровья
  • задержанные;
  • заключенные под стражу;
  • отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста.
Ст. 26 Закона об основах охраны здоровья

Пациент имеет право выбирать медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).

В выбранной медицинской организации пациент осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера.

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Получение специализированной медицинской помощи

Реализация права пациента на выбор медицинской организации для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению лечащего врача.

Лечащий врач обязан предоставить пациенту выбор одной из нескольких медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Также бывают случаи, когда медицинская помощь оказывается пациенту при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента или без явных признаков угрозы жизни пациента (ст. 32 Закона об основах охраны здоровья). Такая медицинская помощь (в неотложной или экстренной форме) оказывается пациенту в пределах установленных сроков ее оказания. Из данной нормы видно, что реализация права на выбор медицинской организации зависит от неотложности, своевременности оказания соответствующей помощи пациенту и прогрессирующего ухудшения состояния здоровья пациента.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *