Выбор старшего по дому

Содержание

Образец протокола общего собрания жильцов многоквартирного дома

Голосовать на собрании собственников жилых помещений имеют право только лица, обладающие правом собственности на квартиры, или их представители (по закону или по доверенности). Такое собрание будет правомочным, если на нем присутствовали более половины собственников жилья.

Запомните! Для соблюдения законных интересов собственников жилых помещений, когда проводится собрание, требуется придерживаться следующего алгоритма:

  • собрания проводятся по инициативе собственника. Ежегодные собрания проводятся во 2 квартале года следующего за отчетным годом. Внеочередные собрания проводятся по инициативе собственников жилья или управляющей компании;
  • оповещение и подготовка. Подготовка перечня вопросов, по которым необходимо принять решение, сформулировать повестку дня, назначить председателя, секретаря и счетную комиссию. Затем оформляется извещение или информационное сообщение, в которое включаются эти сведения. Готовится перечень (реестр) всех собственников жилых помещений в доме. Подготовка форм, где отражаются вопросы, по которым проводится голосование и решение. И заключительным документом создается бланк протокола. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме должны быть правильно извещены в срок не позднее 10 дней до дня предстоящего собрания. Способы оповещения:
  • объявление в месте общего пользования, к которому имеют доступ собственники;
  • вручение под подпись;
  • направление заказным письмом.
  • в оповещении излагаются дата, место и время проведения собрания, вопросы и иные материалы, которые подготовили жильцы многоквартирного дома. В случае заочной формы собрания еще устанавливается окончательная дата приема голосов и адрес, по которому они принимаются;
  • проведение собрания. В случае выбора очной формы проведения требуется организовать регистрацию собственников, которые присутствуют на собрании. Если присутствует более 50% собственников жилья (кворум), тогда приступают к обсуждению вопросов, указанных в повестке дня. Обратите внимание, что изменение повестки недопустимо. В случае заочной формы собрания сдаются бланки, которые заранее были заполнены собственниками;
  • оформление окончательных результатов и включение их в протокол;
  • оглашение результатов голосования и принятого решения.

В многоквартирном доме, как правило, есть много собственников квартир, поэтому для решения вопросов, связанных с совместным имуществом, обязательно проводятся общие собрания. Согласно статье 45 Жилищного Кодекса порядок их проведения следующий:

  1. Ежегодно в обязательном (плановом) варианте.
  2. По инициативе любого из собственников в случае необходимости (в любое время).
  3. По инициативе Управляющей компании в любое время по необходимости.

Состав собрания следующий:

  1. Председатель, ведущий собрание. Избирается из числа собственников простым голосованием.
  2. Секретарь, который протоколирует ход заседания и также выбирается из состава собравшихся.
  3. Кворум – т.е. все собравшиеся, число которых должно быть не менее половины от общего числа жителей. Именно таким составом собрание может принимать решения. В противном случае они неправомочны, и требуется собрать всех снова.
  4. Специально приглашенные уполномоченные лица (представители местной Администрации, депутаты, общественные деятели, должностные лица Управляющей компании и т.п.).

Часто для участия в мероприятии избирают Счетную комиссию, которая занимается подсчетом голосов и фиксированием соответствующих результатов.

Порядок проведения собрания следующий:

  1. Регистрация всех присутствующих собственников (письменная).
  2. Вступительное слово председателя, оглашение повестки дня.
  3. Поэтапный разбор каждого вопроса с обязательным голосованием, которое может осуществляться простым поднятием рук или с помощью бюллетеней. Последний вариант намного удобнее, поскольку исключаются даже малейшие неточности, а также возможность фальсификации голосов. Голосовать обязаны все присутствующие в конкретной позицией: «ЗА» или «ПРОТИВ». Если позиция не занята, голос по умолчанию переходит в категорию «Воздержался».
  4. Разбор личных вопросов собственников.
  5. Подведение итогов и заключительное слово. Принятие протокола общего собрания собственников.

Стандартный бланк протокола общего собрания жильцов включает в себя несколько обязательных пунктов:

  1. Какое количество собственников присутствовало.
  2. Кто был приглашен кроме собственников (если таковые есть).
  3. Повестка дня (перечисление всех четко сформулированных пунктов).
  4. Далее каждый вопрос расписывается подробно: как он регулируется законодательством с отсылками на конкретные акты, что было решено собранием, сколько голосов «ЗА» и «ПРОТИВ», сколько «воздержались» с указанием общей площади тех, кто как голосовал.
  5. Дата, время проведения, место проведения и подписи председателя и секретаря.

Также предполагается вложение нескольких приложений:

  1. С пофамильным списком всех собственников, участвовавших в собрании (указывается номер квартиры, ее площадь, ставится собственная подпись каждого владельца).
  2. С результатами голосования по каждому вопросу (количество голосов и суммарная площадь).
  3. Списки членов Правления ТСЖ или Ревизионной комиссии, которые были избраны из состава участников.

Протокол общего собрания жильцов и приложения к нему подписываются Председателем и секретарем, на них проставляются штампы; вместе они считаются единым документом.

Стандартный бланк и его форма приводится ниже.

Слушали: 2.1. _____________________________________________ предложил(а) избрать (Ф.И.О., телефон)старшим(ей) по дому _______________________________________________________ (Ф.И.О.) Голосовали: «за» _____, «против» ________, «воздержались» _____________ 2.2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Решили: 1.

Председатель собрания _________________/_______________/

Секретарь собрания _________________/_______________/

Решение общего собрания

собственников помещений

дома № ___

по ул.__________________

г. ______________________

от «___»___________ 20__г.

Положение

об Управдоме (старшем по дому).

1. Общие положения.

1.1. Положение об Управдоме (старшем по дому) определяет порядок избрания, основные права и обязанности, сферу деятельности Управдома (старшего по дому) в жилых многоквартирных домах муниципального образования.

1.2. Управдом (старший по дому) является выборным лицом самоуправления собственников помещений жилого многоквартирного дома (подъезда).

1.3. Управдом (старший по дому) является уполномоченным лицом и представляет интересы собственников помещений в отношениях с органами территориального общественного самоуправления (ТОС), с выборными и исполнительными органами муниципального образования, управляющей организацией, оказывающей жилищно-коммунальные услуги населению по договору управления жилым многоквартирным домом и другими организациями.

1.4. Управдом (старший по дому) осуществляет свои полномочия в соответствии с настоящим Положением.

2. Порядок избрания Управдома

(старшего по дому).

2.1. Управдом (старший по дому) избирается на общем собрании собственников помещений жилого многоквартирного дома, проводимого в форме очного или заочного голосования, сроком на 5 (пять) лет.

2.2. Управдом (старший по дому) может быть избран любой собственник помещения, наниматель жилого помещения, достигший 18-летнего возраста.

2.3. Порядок и проведение общего собрания собственников помещений жилого многоквартирного дома регламентируется статьями 44 – 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.

— департамент жилищно-коммунального хозяйства

муниципального образования;

— территориальное общественное самоуправление

(ТОС), если на данной территории организован ТОС;

— управляющую организацию, оказывающую жилищно-

коммунальные услуги населению, согласно договора

управления многоквартирным домом;

— Управдому (старшему по дому).

2.5. В двухнедельный срок со дня избрания на общем собрании Управдома (старшего по дому) соответствующее письменное уведомление размещается на информационных стендах подъездов (подъезда) жилого многоквартирного дома.

2.6. В общем собрании могут принимать участие с правом совещательного голоса представители органов территориального общественного самоуправления (ТОС), муниципального образования.

3. Полномочия старшего по дому (подъезду).

3.1.1. Осуществлять общественный контроль за содержанием общего имущества жилого многоквартирного дома, соблюдением правил и норм технической эксплуатации жилого дома, перепланировкой и переоборудованием помещений в жилом доме, содержанием придомовой территории;

3.1.2.1. По вопросам своевременного и качественного исполнения заявлений, предложений и жалоб граждан, проживающих в данном жилом многоквартирном доме;

I. Общие положения

  • Рекомендуем по теме: Общее собрание собственников многоквартирного дома. Порядок проведения, судебная практика

Лист голосования участников общего собрания собственников помещений

Собственник, который не может присутствовать на собрании собственников жилья, имеет право отдать свое право голоса представителю, но в этом случае нужна нотариальная доверенность на это лицо.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Собственники жилья, которые не достигли 18-летнего возраста, принимают участие в собрании только через своего законного представителя.

Посмотрите видео. Порядок проведения общего собрания собственников многоквартирного дома6

Собрания могут проходить по разным вопросам, и в основном они зависят от особенностей жилья и способа управления многоквартирным домом. Например, в новостройке чаще всего первые собрания посвящаются таким моментам:

  1. Избрание старшего по дому, по подъезду, Председателя ТСЖ.
  2. Решение вопроса о благоустройстве территории, об озеленении, строительстве и/или реконструкции детской площадки.
  3. Выбор Управляющей компании или выступление представителя уже избранной компании.
  4. Решение вопросов об использовании общих территорий – площадок на лестничных пролетах, цокольных этажей, чердаков, крыши.
  5. Возможные назначения представителей, которые заключат договоры с гражданами или фирмами, заинтересованными в размещении рекламы на наружных поверхностях нового дома или рядом с ним.
  6. Вопросы об обслуживании дома с привлечением соответствующих работников и др.

Жильцов более старых домов чаще всего беспокоят вопросы, связанные с качеством обслуживания многоквартирного дома, собрание собственников которого принимает соответствующее решение:

  1. Вопросы о капитальном ремонте.
  2. Решения о возможной смене Управляющей компании в связи с неудовлетворительным качеством работ по ремонту и обслуживанию.
  3. Тарифы по оплате содержания дома и многие другие вопросы.

Выдержки с повесткой дня из реальных протоколов собраний жильцов приводятся ниже.

дома № ___

Положение

1. Общие положения.

(старшего по дому).

3.1.3. Информировать управляющую организацию о возникающих дефектах строительных конструкций жилого дома, о неисправности и аварийных ситуациях инженерных систем.

3.1.4. Участвовать в деятельности комиссий по приемке работ по ремонту общего имущества жилого многоквартирного дома, благоустройству придомовой территории, в осуществлении мер по обеспечению противопожарного состояния помещений и общего имущества дома, по подготовке жилого многоквартирного дома к эксплуатации в зимних условиях.

3.1.5. Взаимодействовать с правоохранительными органами по фактам нарушения общественного порядка.

3.1.6. Организовывать участие граждан в общественных работах по уборке, благоустройству, озеленению придомовой территории.

3.1.7. Осуществлять исполнение принятых решений на общих собраниях.

3.1.8. Отчитываться, не реже, чем один раз в год, перед собственниками помещений, нанимателями жилых помещений о проделанной работе.

3.1.9 Организовывать и проводить ежегодное (годовое) общее собрание собственников помещений многоквартирного дома.

3.2.1. Обращаться по вопросам, затрагивающим интересы граждан, в органы муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления (ТОС), Управляющую организацию и другие организации.

3.2.2. Представлять общие интересы собственников помещений, нанимателей жилых помещений в судах РФ.

3.2.3. Направлять заявления в соответствующие компетентные органы для составления протоколов о привлечении нарушителей общественного порядка, норм экологии, санитарии и безопасности, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, правил содержания домашних животных к административной ответственности по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

3.2.4. Давать оценку деятельности по исполнению управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, заключенного с собственниками помещений.

3.2.5. Осуществлять иные инициативы по улучшению комфортного и безопасного проживания граждан, защиты их интересов.

  1. Ответственность старшего по дому

(подъезду).

4.1.1. необъективную информацию о состоянии и уровне содержания общего имущества жилого многоквартирного дома, об оказании населению жилищно-коммунальных услуг управляющей организацией, заключившей договор на управление многоквартирным домом с собственниками помещений;

4.1.2. необъективный подход к вопросам взаимоотношений как с населением, так и с различными организациями;

4.1.3. пассивность в исполнении возложенных прав и обязанностей.

5. Прекращение полномочий старшего по дому

(подъезду).

— по истечению срока избрания;

— в случае подачи личного заявления о досрочном прекращении своих полномочий;

— по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

5.2. Вопрос об отзыве или переизбрании Управдома (старшего по дому) рассматривается на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

6. Поощрение деятельности Управдома (старшего по дому).

6.1. Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома может быть установлено денежное вознаграждение Управдома (старшего по дому).

6.2. Размер денежного вознаграждения Управдома (старшего по дому) учитывается при формировании размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в жилом многоквартирном доме.

— объявление благодарности;

— награждение Почетной грамотой;

— награждение ценным подарком.

7. Заключительные положения.

7.1. Управдом (старший по дому) подотчетен и подконтролен общему собранию собственников помещений многоквартирного дома.

7.2. Деятельность Управдома (старшего по дому) координирует территориальный орган самоуправления (ТОС), департамент жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования, администрации округов муниципального образования.

7.3. Собственники помещений жилого многоквартирного дома имеют право на отзыв или выражение недоверия Управдому (старшему по дому).

Вопрос об отзыве или переизбрании Управдома (старшего по дому) рассматривается на общем собрании собственников помещений.

7.4. Данное положение » Об Управдоме (старшем по дому» утверждается на общем собрании собственников помещений жилого многоквартирного дома.

Похожие документы:

  1. Заслуженный мастер спорта, президент Всесоюзного клуба «Кожаный мяч» Михаил Павлович Сушков ровесник русского футбола. Будучи актером и музыкантом по образов

    Документ

    … положение, в которое попадут мои старшие братья … Кристо и профессии управдома Параллельно с футбольной … дома № 34 по улице Герцена времени оставалось очень немного. Конечно, полагалось бы об … танцевал в паре и в общих танцах, отбивал чечетку… …

  2. Комплекс городского хозяйства москвы гку «Центр реформы в жкх» (2)

    Документ

    … для суда с управдомами Законодатели рассматривают проект … того, чтобы старшийподому или председатель … оплаты части общего имущества многоквартирного дома – лифтов … платить больше положенного. То есть … законодательства РФ об обеспечении единства …

  3. Комплекс городского хозяйства москвы гку «Центр реформы в жкх» (33)

    Документ

    … общего имущества». Так прописано в правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных правительством. Поэтому управдомы …

    вместо положенныхпо нормативу … августа.

    Как выбрать старшего по многоквартирному дому

    Об этом журналистам … . Лидия Суворова — старшаяподому № 57, корпус …

  4. Тайна Воланда «Ольга и Сергей Бузиновские. Тайна Воланда»

    Документ

    … домовобщего блага…». Можно вдоволь поиронизировать над «домамиобщего … «ПРИВИЛЕГИРОВАННОЕ ПОЛОЖЕНИЕПО ОТНОШЕНИЮ … Придется переквалифицироваться в управдомы». Булгаковский Иван — … Об этом знал Марк Твен: его старший мастер из Коннектикута получил удар по …

  5. Творчество советского писателя-сатирика Викто­ра Ефимовича Ардова (1900-1976) давно известно читателям. Вэтой книге собраны лучшие его про­изведения, писавшиеся

    Документ

    … ВДОХНОВЕННО ГОВОРИТ об/обо……………………..(тема беседы)! … управдома — писали. И вот что: «Управдом дома 17/19 по … ­ла общее мнение старшего поколения зав … положением. У п р а в д о м а м и (разумным голосом), И постарать­ся выздороветь! Занавес ПОЧКИПочки …

Другие похожие документы..

а) «Требования» к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах согласно Приложению N 1 к настоящему приказу;

б) «Порядок» передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, согласно Приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса.

Министр

М.А.МЕНЬ

2. Протокол общего собрания составляется в письменной форме, в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания.

3. Протокол общего собрания ведется и оформляется секретарем общего собрания, кандидатура которого избирается решением общего собрания.

а) наименование документа;

б) дата и регистрационный номер протокола общего собрания;

в) дата и место проведения общего собрания;

г) заголовок к содержательной части протокола общего собрания;

д) содержательная часть протокола общего собрания;

е) место (адрес) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование;

ж) приложения к протоколу общего собрания (в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания);

  1. Проведение собрания в форме очно-заочного голосования.
  2. Утверждение председателя и секретаря общего собрания и наделение указанных лиц полномочиями по произведению подсчета голосов, оформлению и подписанию протокола общего собрания.
  3. Расторжение договора с управляющей организацией ООО «Управляющая организация » «
  4. Выбор способа управления многоквартирным домом № по ул. в г.

Все решает большинство

Протокол означает принятие решения по какому-либо вопросу, если «за» проголосовало большинство собственников, которые присутствуют на собрании, решение считается принятым.

Хотя это не значит, что все решения могут быть приняты таким образом, по некоторым вопросам нужно большее количество голосов, например, две трети от количества собственников.

Жилищный кодекс России устанавливает порядок принятия решения и вопросы, которые входят в компетенцию. Форма протокола собрания собственников жилья не дается в полном объеме, а устанавливаются только требования к ней.

Внимание! Рассмотрим, какие же вопросы могут решаться на общем собрании собственников жилья, они также перечислены в статье 44 Жилищного кодекса РФ:

  • пристройки к жилому многоквартирному дому и различного вида расширения. Например, такие вопросы, как возможность расширения жилой площади с помощью пристроя или подвальных помещений у собственников жилья на первых этажах многоквартирного дома. Все это относится к реконструкции жилого дома;
  • особенности использования земельных участков, которые относятся к придомовой территории. Например, строительство гаража, обустройство участка, количество заложенных на это средств, осуществление озеленения территории;
  • назначение ответственного лица для заключения договора с иными лицами, физическими или юридическими, которые хотят использовать придомовую территорию для получения прибыли, например, от рекламы;
  • техническое обслуживание и текущий или капитальный ремонт многоквартирного дома, реконструкция объектов инженерного типа (лифт, подъезд и иные);
  • выбор собственников, которые будут управлять домом;
  • назначение лиц, которые отвечают за работы, связанные с содержанием дома, охраной, консьержем и иные;
  • парковка: где размещается, облагораживание этой территории, расширение зон для парковки, ее обслуживание.

Обратите внимание, что повестка дня, которую необходимо рассмотреть на собрании собственников жилых помещений, указывается в приглашении, которое предназначается каждому собственнику.

Изменение вопросов на собрании не предусмотрено законодательством, поэтому необходимо заранее решить круг этих вопросов.

Полный перечень всех вопросов, по которым можно созывать собрание и принимать соответствующие решения, перечислены в статье 44 Жилищного Кодекса. К ним относятся:

  1. Вопросы, связанные с разнообразными пристройками к жилому дому, а также с другими способами его расширения. Например, можно решить вопрос о том, можно ли позволить жильцам на первом этаже делать пристройку к своей квартире. Или возможно ли расширить жилую площадь дома за счет помещений в подвале или на чердаке и т.п. Все эти мероприятия называются реконструкция жилого дома.
  2. Вопросы, связанные с особенностями использования земельного участка, который располагается вокруг дома. Например, можно ли предоставить его для строительства гаражей, как необходимо обустроить его, какие средства заложены на это в текущем году, есть ли возможность озеленения и т.п.
  3. Решения по назначению ответственных лиц, которые смогут заключать договоры с гражданами и/или сторонними организациями, намеревающимися задействовать придомовую территорию в коммерческих целях: например, строительство рекламных конструкций, а также использование поверхностей дома для монтажа наружной рекламы и т.п.
  4. Вопросы, связанные с текущим техническим обслуживанием, ремонтом дома (в том числе капитальным), реконструкции отдельных инженерных объектов (модернизация лифта, благоустройство подъезда и многое другое).
  5. Принятие решения о том, как именно собственники будут управлять домом. Здесь имеется в виду конкретный способ управления:
  • собственниками без посредников;
  • Управляющей компанией, с которой заключается соответствующий договор;
  • собственниками через свои органы – ТСЖ.
  1. Решения о назначении дополнительных сотрудников для работы по содержанию дома, оказанию охранных, представительских и других услуг: консьержа, охранника, дворников и других.
  2. Разрешение вопросов, связанных с парковкой: разметка, облагораживание территории, расширение зоны паркинга, вопросы обслуживания подземной парковки и другие.

Образец протокола общего собрания 2019 (по новой форме) скачать — приказ 44пр Минстроя России от 28.01.2019 (вступил в силу с 05.03.2019)

26 Февраль 2019

Мы актуализируем этот материал по мере выхода поправок или иных документов связанных с протоколом общего собрания. Последняя правка статьи: 28.01.2019 — c учетом всех изменений на эту дату.

На этой странице вы можете ознакомиться с приказом Минстроя об утверждении формы протокола общего собрания (начиная с 29 апреля 2016 года), а также скачать протокол общего собрания, образец протокола общего собрания собственников для использования при проведении общих собраний в своем доме начиная с 29.04.2016.

Скачать протокол общего собрания по новой форме 2019 можно внизу страницы (+ там же скачать реестр собственников)

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 28 января 2019 г. N 44/пр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ

К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОТОКОЛОВ ОБЩИХ СОБРАНИЙ СОБСТВЕННИКОВ

ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ПОРЯДКА НАПРАВЛЕНИЯ

ПОДЛИННИКОВ РЕШЕНИЙ И ПРОТОКОЛОВ ОБЩИХ СОБРАНИЙ

СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

В УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ НАДЗОР

В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 января 2019 г., N 0001201901220025) приказываю:

1. Утвердить:

а) Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

б) Порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2016 г., регистрационный N 41802).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М.Б. Егорова.

Министр

В.В.ЯКУШЕВ

Приложение N 1

к приказу Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

от 28 января 2019 г. N 44/пр

ТРЕБОВАНИЯ

К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОТОКОЛОВ ОБЩИХ СОБРАНИЙ СОБСТВЕННИКОВ

ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

I. Общие положения

1. Настоящие Требования устанавливают порядок оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее соответственно — протокол общего собрания, общее собрание).

2. Протокол общего собрания составляется в письменной форме в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через десять календарных дней с даты проведения общего собрания.

3. Протокол общего собрания оформляется секретарем общего собрания, который избирается решением общего собрания.

4. Протокол общего собрания должен содержать следующие сведения:

а) наименование документа;

б) дата и номер протокола общего собрания;

в) дата и место проведения общего собрания;

г) заголовок к содержательной части протокола общего собрания;

д) содержательная часть протокола общего собрания;

е) информация о месте (адресе) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование.

В случае, если содержательная часть протокола общего собрания содержит указание на наличие приложений, к протоколу общего собрания прилагаются перечисленные в ней документы.

Протокол общего собрания подписывается лицом, председательствующим на общем собрании, секретарем общего собрания, а также лицами, проводившими подсчет голосов. В случае, предусмотренном пунктом 23 настоящих Требований, протокол общего собрания подписывается также инициатором проведенного общего собрания. В случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 января 2019 г., N 0001201901220025), протокол общего собрания должен быть подписан всеми собственниками помещений в многоквартирном доме.

II. Требования к оформлению реквизитов протокола

общего собрания

5. Наименование документа должно содержать слова «Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме».

6. Датой протокола общего собрания является дата подведения итогов общего собрания (окончания подсчета голосов собственников помещений в многоквартирном доме).

7. Номер протокола общего собрания должен соответствовать порядковому номеру общего собрания в течение календарного года.

8. В качестве места проведения общего собрания должен указываться адрес, по которому проводилось общее собрание в очной форме, или адрес, по которому осуществлялся сбор оформленных в письменной форме решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в очно-заочной и заочной форме. В случае использования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4210; 2018, N 1, ст. 69) (далее — система), при проведении общего собрания в качестве места проведения общего собрания указывается адрес многоквартирного дома.

9. В качестве даты проведения общего собрания в случае, если оно продолжалось несколько дней, указывается дата начала и дата окончания общего собрания. Место и дата проведения общего собрания, указанные в протоколе, должны соответствовать адресу и дате, указанным в сообщении о проведении общего собрания, направленном собственникам помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и соответствующем требованиям части 5 статьи 45 или части 4 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — сообщение о проведении общего собрания).

10. Заголовок к содержательной части протокола общего собрания должен содержать информацию об адресе многоквартирного дома, виде общего собрания (годовое, внеочередное) и форме его проведения (очное, заочное, очно-заочное голосование).

11. Содержательная часть протокола общего собрания должна состоять из двух частей — вводной и основной.

12. Вводная часть содержательной части протокола общего собрания должна включать данные:

а) об инициаторе общего собрания: для юридических лиц указывается полное наименование и основной государственный регистрационный номер (далее — ОГРН) юридического лица в соответствии с его учредительными документами и идентифицирующими сведениями (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика); для физических лиц указывается полностью фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение;

б) о лице, председательствующем на общем собрании, секретаре общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов собственников помещений в многоквартирном доме: указывается фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение (за исключением случая, когда вопрос об избрании указанных лиц включен в повестку дня общего собрания);

в) список лиц, принявших участие в общем собрании (далее — присутствующие лица) и приглашенных для участия в нем (далее — приглашенные лица): указываются сведения, предусмотренные пунктами 13 — 15 настоящих Требований;

г) об общем количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме;

д) о количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принявших участие в голосовании на общем собрании;

е) об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

ж) о повестке дня общего собрания;

з) о правомочности (наличии или отсутствии кворума) общего собрания.

13. Список присутствующих лиц должен начинаться со слов «Присутствующие лица» и включать следующую информацию:

а) в отношении физических лиц — фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае участия последнего в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение; количество голосов, которыми обладает данное лицо; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме (в случае его участия в общем собрании); подпись собственника помещения в многоквартирном доме либо его представителя;

б) для юридических лиц — полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными документами; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение; количество голосов, которыми обладает данное лицо; фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) представителя собственника помещения в многоквартирном доме; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме; подпись представителя собственника помещения в многоквартирном доме.

14. Список приглашенных лиц должен начинаться со слов «Приглашенные лица» и включать следующую информацию:

а) для физических лиц — фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) лица или его представителя (в случае участия последнего в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя приглашенного лица (в случае его участия в общем собрании); цель участия в общем собрании приглашенного лица или его представителя (в случае участия последнего в общем собрании) и его подпись;

б) для юридических лиц — полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными документами; фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) представителя приглашенного лица; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя приглашенного лица; цель участия приглашенного лица в общем собрании и подпись его представителя.

15. Списки присутствующих и приглашенных лиц оформляются в виде приложения к протоколу общего собрания, при этом в протоколе общего собрания указывается общее количество присутствующих и приглашенных лиц и делается отметка: «список прилагается (приложение N ___ к настоящему протоколу)».

16. Текст основной части содержательной части протокола общего собрания состоит из отдельных разделов, каждый из которых содержит отдельный вопрос повестки дня. При этом в повестке дня общего собрания указывается вопрос или вопросы, являющиеся предметом рассмотрения на общем собрании в соответствии с уведомлением о проведении общего собрания. Если вопросов несколько, они нумеруются и располагаются в порядке обсуждения.

17. Формулировки вопросов повестки дня общего собрания должны отражать суть обсуждаемых на общем собрании вопросов и исключать возможность их неоднозначного толкования. В случае, если формулировка вопроса повестки дня общего собрания установлена законодательством Российской Федерации, в протоколе общего собрания указывается соответствующая формулировка. Не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов с формулировками «Разное», «Другие вопросы» или иными аналогичными по смысловому содержанию формулировками, а также объединение в одной формулировке разных по смысловому содержанию вопросов. В случае, если вопрос повестки дня общего собрания касается рассмотрения общим собранием какого-либо документа и принятия решения относительно него, формулировка такого вопроса должна содержать полное название и реквизиты данного документа.

18. Все структурные единицы основной части содержательной части протокола общего собрания должны излагаться от третьего лица множественного числа («слушали», «выступили», «постановили», «решили»).

19. Текст каждой структурной единицы основной части содержательной части протокола общего собрания должен состоять из трех частей:

а) часть 1 — «СЛУШАЛИ», в которой указывается фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) выступающего, номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой дня общего собрания, краткое содержание выступления или ссылка на прилагаемый к протоколу общего собрания документ, содержащий текст выступления. Номер и формулировка вопроса повестки дня общего собрания указываются перед словом «СЛУШАЛИ»;

б) часть 2 — «ПРЕДЛОЖЕНО», в которой указывается краткое содержание предлагаемого решения по рассматриваемому вопросу, в отношении которого будет проводиться голосование. При этом предлагаемое решение должно соответствовать сути обсуждаемого вопроса повестки дня общего собрания, а его формулировка должна исключать возможность неоднозначного толкования предлагаемого решения;

в) часть 3 — «РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)», в которой указываются решения, принятые общим собранием по рассмотренному вопросу повестки дня общего собрания, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался» с указанием номера и формулировки вопроса в соответствии с повесткой дня общего собрания, количества голосов, отданных за указанные варианты голосования.

20. Обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:

а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее — при наличии) собственников — физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников — юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;

б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;

в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;

г) списки присутствующих и приглашенных лиц;

д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;

е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;

ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц — сведения, предусмотренные подпунктом «а» пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц — сведения, предусмотренные подпунктом «б» пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.

Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме является инициатор общего собрания.

К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.

21. Все приложения к протоколу общего собрания должны быть пронумерованы. Номер приложения, а также указание на то, что документ является приложением к протоколу общего собрания, указываются на первом листе документа. Приложения являются неотъемлемой частью протокола общего собрания.

Страницы протокола общего собрания и каждого приложения к нему должны быть пронумерованы и сшиты секретарем общего собрания, последняя страница протокола должна быть подписана лицом, председательствующим на общем собрании.

22. Реквизиты подписи протокола общего собрания включают в себя сведения о фамилии и инициалах лица, проставившего подпись, подпись и дату ее проставления.

23. В случае, если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания, и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, протокол общего собрания подписывается инициатором проведенного общего собрания.

24. В случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, протокол общего собрания, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений, при этом реквизиты подписей лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также лиц, проводивших подсчет голосов либо подписи инициатора проведенного общего собрания в случае, предусмотренном пунктом 23 настоящих Требований, должны включать в себя сведения, предусмотренные пунктом 22 настоящих Требований, а также отметку о статусе таких лиц («председательствовал на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме», «секретарь общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме», «проводил подсчет голосов», «инициатор общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме»).

Приложение N 2

к приказу Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

от 28 января 2019 г. N 44/пр

ПОРЯДОК

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДЛИННИКОВ РЕШЕНИЙ И ПРОТОКОЛОВ ОБЩИХ

СОБРАНИЙ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

В УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЖИЛИЩНЫЙ НАДЗОР

1. Настоящий Порядок устанавливает правила направления подлинников решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирных домах (далее — решения) и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее — протоколы) в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор (далее — орган государственного жилищного надзора).

2. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны направить подлинники решений и протоколов, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 января 2019 г., N 0001201901220025) лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее — общее собрание), в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание.

3. Направление подлинников решений, протоколов осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива от лица, инициировавшего общее собрание, подлинников данных документов.

4. Подлинники решений и протоколов подлежат обязательному направлению лицом, инициировавшим общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом — в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять календарных дней со дня проведения общего собрания, а в случае, если оно продолжалось несколько дней, — не позднее чем через десять календарных дней со дня окончания общего собрания.

В случае принятия общим собранием решения по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлинники решений и протокола подлежат направлению лицом, инициировавшим общее собрание, в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание, в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, с единовременным направлением копий данных решений и протокола в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а также ресурсоснабжающей организации, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым общим собранием решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.

5. Направление подлинников решений, протоколов должно осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату их получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в открытом доступе в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4210; 2018, N 53, ст. 8484) (далее — система) скан-образов решений, протоколов не позднее пяти рабочих дней со дня направления подлинников решений, протоколов в орган государственного жилищного надзора.

В случае, если скан-образы решений, протоколов были размещены в системе до даты направления решений, протоколов в орган государственного жилищного надзора, датой направления подлинников решений, протоколов считается дата размещения их скан-образов в системе.

МЫ ПОДГОТОВИМ ВСЕ ДОКУМЕНТЫ ПОД КЛЮЧ ОТ 3000 РУБЛЕЙ. ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ:

— скачан 1058 раз

Вы также можете скачать реестры собственников вашего дома и калькулятор общего собрания для подсчета голосов!

Мы подготовим Вам актуальный полный реестр собственников от 1000 рублей. Также сделаем полный пакет документов с гарантией приема ГЖИ от 3000 рублей, оставьте заявку в форме ниже:

Размещено и обновлено: 26.02.2018

В соответствии с назначением старший по дому становится ответственным лицом. Основная его функция — представительная. Управдом выступает от лица совета, защищает интересы жильцов в управляющей компании, службах ЖКХ, а также перед другими структурами.

Старший по подъезду/дому подотчетен общему собранию жильцов, решением которого срок его полномочий может быть продлен или прекращен досрочно.

Список обязанностей

Жилищный кодекс РФ не указывает официально такую должность, как управляющий зданием. Поэтому ни права, ни обязанности главного нигде не прописаны. В каждом здании может быть свой регламент, который определяют собственники. Однако в качестве основы всегда используйте примерно одинаковых список обязанностей:

  • контроль за соблюдением санитарных и гигиенических норм в жилых помещениях и на придомовой территории;
  • информирование владельцев о проведении собраний, сборах средств на ремонт;
  • информирование жильцов относительно их прав и обязанностей в границах здания;
  • предоставление контактных телефонов и адресов основных экстренных служб и жилищных организаций;
  • проверка состояния ремонтных работ;
  • оценка необходимости проведения капитального или косметического ремонта;
  • защита прав собственников перед жилищным управлением в случае их нарушения;
  • содействие экстренным службам (скорая помощь, газовая, пожарная бригада) и следственным органам;
  • хранение ключей от технических помещений здания;
  • хранение важной жилищной документации;
  • создание отчетов и отправление их в жилищное управление в конце каждого периода (обычно это год).

Важно! На список обязанностей могут повлиять не только жильцы, но и управленческая компания, перед которой главный по зданию должен отчитываться и может получать оплату труда.

Существует такая должность, как старший по подъезду. Обязанности старшего по подъезду мало чем отличаются от правил работы управдома, сотруднику тоже желательно платить. Сужается только сфера влияния – подъезд, а не дом. Старшие по подъезду подчиняются управдому.

Зарплата старшего по дому

Так как законом в Жилищном кодексе (ЖК РФ) должность старшего по дому не предусмотрена, то и оплата труда сотрудника нигде не прописана. Деятель может как работать бесплатно, так и получать фиксированный оклад.

Важно! Лучше, если у старшего по дому есть мотивация выполнять свои обязанности грамотно и добросовестно. Мало кто захочет занять должность, которая сопряжена с риском административной ответственности и никак не оплачивается.

Деятельность старшего может быть оплачена двумя способами:

  • за счет жильцов здания;
  • за счет управляющей компании.

Во втором случае старший сталкивается сразу с несколькими проблемами. Становясь сотрудником управляющей компании, он перестает полноценно представлять интересы жильцов и во многих случаях вынужден принимать сторону руководства. Также старший по дому получает весьма скромную оплату: 50% от официальной суммы оклада уходит на покрытие подоходного налога.

Важно! Удобнее, если жители скидываются на вознаграждение старшему по дому. Проводить коллективную оплату труда старшего нужно опять через управляющую организацию дома. Необходимо попросить официально включить в смету коммунальных расходов затраты на содержание старшего по дому.

Можно заменить денежное вознаграждение сотруднику на скидки по оплате ЖКУ. Старший по дому не оплачивает:

  • услуги консьержа;
  • работу домофона;
  • услуги, предоставляемые консьержем.

Есть случаи совмещения: старший получает и скидки, и заработную плату. Точный порядок и способ вознаграждения определяется индивидуально, на основе решения большинства жильцов.

Порядок избрания домового управителя

Управдом выбирается на общем собрании собственников. Избрать его могут дистанционно или напрямую. Чаще всего кандидат избирается напрямую, когда собственники собираются в одном помещении и обсуждают текущие вопросы дома и способы их решения. Но допустимо и дистанционное голосование, при котором жильцы просто ставят свои подписи в бланке опроса.

Важно! Стать управдомом (или старшим по подъезду) может только собственник одной из квартир домового фонда. Согласно Жилищному кодексу, арендаторы не могут принимать участие в основных вопросах управления. Их голоса также не учитываются при голосовании по поводу выбора управдома. Мнение съемщика может учитываться, если он выступает от лица своего арендодателя (необходим подтверждающий документ).

  1. Назначается собрание собственников. Явка на него должна быть максимально возможной.
  2. Проводится голосование на предмет назначения старшего по подъезду или дому. Голосуют только собственники жилья.
  3. Путем общего голосования (учитываются также подписи жильцов, оставленные во время дистанционного референдума, а вот мнения съемщику к делу не относятся) выбирается лучшая кандидатура. Желательно, чтобы кандидат обладал опытом обращения в ЖЭК по общим жилищным вопросам, был старше, активно участвовал в общественной деятельности и хорошо контактировал с жильцами, так как эти качества обязательны для управляющего.
  4. Если один из кандидатов набрал более половины голосов всех собственников, составляется протокол о его назначении на должность старшего. О выборе управдома нужно уведомить ЖЭК.
  5. Если достаточное количество голосов не набрано, на следующем собрании процедура выборов может быть повторена.
  6. На выборном собрании рекомендуется сразу определить размер зарплаты старшего по зданию, ведь после избрания нужно подавать документы на оформление оклада через управляющую компанию.

Протокол хранится в ЖЭКе, управдом с момента избрания выполняет вышеперечисленные обязанности и обладает указанными правами. Собрание во время выбором решает, на какой срок избирается кандидат. В любой момент коллектив жильцов может переизбрать старшего, если он не соответствует их требованиям.

Кто такой старший по дому

Это один из собственников помещения в МКД, который избран остальными для защиты общих интересов, наделенный обязанностями и неотъемлемыми правами. Интересы жителей он отстаивает в УК. Кто может стать старшим по дому, определяется инструкцией местной администрации. Там же разъясняется процесс его назначения и особенности деятельности. Старшего по дому именуют также управдомом, председателем совета МКД. Он должен быть уважаемым среди жильцов, ответственным, организованным человеком, владеющим основами правовых знаний.

Старший по подъезду

Такая «должность» в многоэтажке тоже имеет место (на усмотрение жильцов). Обязанности старшего по подъезду в многоквартирных домах идентичны с обязанностями управдома, только в ведении первого находится отдельно взятый участок дома. Полномочия практически те же, но в других масштабах.

Он также должен быть инициативным, помогать по всем вопросам управдому в рамках вверенной ему части МКД. Избирают его только собственники квартир отдельно взятого подъезда, решение об этом принимается на общем собрании простым большинством голосов. Это упрощает работу по управлению домом, вносит слаженность, оперативность.

Какие права и обязанности имеет

Старший по дому обладает особым статусом. Он должен выполнять порученную ему работу, обладая при этом дополнительными правами. Основные обязанности управдома:

  • обеспечение чистоты вверенных территорий общего использования;
  • реализация соблюдения договорных условий жилищно-эксплуатационными органами (благоустройство, уборка, ремонт подъездов многоквартирных домов);
  • отслеживание соблюдения норм эксплуатации имущества и забота о его сохранности;
  • разъяснительная работа по вопросам отношения к общему имуществу;
  • предоставление информации об учреждениях, ликвидирующих аварии;
  • участие в разрешении конфликтных ситуаций при сотрудничестве с УВД;
  • организация помощи малоимущим семьям совместно с органами соцзащиты;
  • ответственность за безопасные выходы (электрощиты), обеспечение сохранностей ключей от них;
  • ведение документации о работе и обращениях граждан, подготовка годовых отчетов;
  • контроль над выполнением эксплуатационных, противопожарных, санитарных, экологических требований на вверенной территории.

Управдом оказывает содействие соответствующим органам (МВД, пожарной охране, энергетической службе и др.) в осуществлении профилактических мероприятий. Старший по дому обладает правами:

  • обращаться с требованием в УК по предотвращению аварийных ситуаций;
  • вносить предложения по сохранности общедомового имущества;
  • оценивать вместе с представителями УК результаты произведенных работ и составлять соответствующие акты;
  • проводить собрания;
  • устанавливать меры воздействия на граждан, нарушающих нормы общежития;
  • избираться в совет МКД или домовой комитет.

Это основные права. Важно, где находится многоквартирный дом, и обязанности старшего по дому отличаются в зависимости от этого. В каждом регионе может уточняться список, добавляться новые пункты.

Выбор управдома

Должность может вводиться по предложению любого из собственников. Выборы старшего по дому с оформлением протокола обеспечиваются общим голосованием собственников на собрании. В нем должны участвовать не менее 2/3 от числа владельцев квартир в МКД. Претенденту на должность нужно собрать 50% плюс один голос. Арендаторы не участвуют в голосовании. Отсутствующие хозяева вправе отдать голос заочно. Не принявшие участие в выборах подчиняются решению собрания.

Должностная инструкция

При назначении зарплаты УК заключает договор со старшим по дому о совместной деятельности. Документ основывается на протоколе собрания и содержит:

С образцом такого договора можно ознакомиться ниже. Чтобы содержать в порядке документы, старшего по дому обязывают знать устав МКД и уметь оформлять:

  • справки с места жительства (по требованию жильцов);
  • протоколы, акты;
  • письма, жалобы, обращения в УК.

В работе по управлению домом оказывают помощь должностные инструкции, разрабатываемые в регионах. Они различаются, но все содержат перечень должностных обязанностей и полагающихся прав и льгот. В них указываются критерии выбора представителя и оценки качества его работы.

Порядок переизбрания

Нередко возникает вопрос, как снять старшую по дому, и возможно ли это. Все в силах жильцов. Управдом – человек подотчетный собственникам квартир. Общее их собрание может продлять и приостанавливать полномочия. До того как переизбрать старшего по дому, недовольные его деятельностью лица созывают общее собрание жильцов. Далее процедура проводится аналогично первоначальному выбору: озвучивание претензий, обоснование необходимости переизбрания и непосредственно голосование. Решение обязательно заносится в протокол собрания.

Выплата заработной платы

Законодательством это не регламентируется. Старший по дому получает зарплату либо компенсацию по оплате за коммунальные услуги. Иногда социально активные лица берутся за описываемую деятельность и на общественных началах. УК может зачислить такого сотрудника в свой штат с определением способа оплаты труда. Для этого на собрании граждан подписывается ходатайство к УК ввести эту должность в штат с определением суммы заработка.

Кто назначает и выплачивает зарплату

Способ оплаты труда и ее периодичность устанавливается на общем собрании. Есть два варианта: либо жильцы самостоятельно собирают средства либо предоставляются льготы в виде снижения коммунальных платежей.

Какие льготы положены

Для главного по дому местными властями предусматриваются привилегии. Например, согласно постановлению Правительства Москвы № 328 от 13.04.1999 управдом имеет 100% освобождение от платы:

  • за работу консьержа;
  • за пользование домофоном;
  • за утилизацию мусора.

Законодательно перечень льгот не установлен. Но по инициативе жильцов они могут вводиться в индивидуальном порядке.

Подводя итоги

Для защиты интересов жильцов МКД, оперативной ликвидации различных бытовых или аварийных ситуаций, повреждений имущества и т. д. эффективно используется механизм делегирования жильцами полномочий одному лицу – старшему по дому. Это происходит по решению собрания владельцев квартир в многоэтажке. Управдом наделен определенными правами и обязанностями, которые отражаются в его должностной инструкции.

Дополнительная информация:

3.4. Осуществление контроля за качеством предоставления коммунальных услуг в соответствии с установленными техническими и санитарно-эпидемиологическими требованиями по эксплуатации жилых домов, а также действующего договора управления многоквартирным домом с собственником помещения.

2.4. Участвовать в заседаниях органов управления управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

  • быть собственником одной из квартир;
  • иметь репутацию дееспособного и ответственного гражданина;
  • получить поддержку большинства собственников;
  • быть старше 18 лет.
  1. точный адрес дома;
  2. данные об общей площади и о количестве присутствующих владельцев; информация о количестве владельцев должна быть указана в процентном соотношении от общей площади – лишь при присутствии более чем 50% собственников собрание будет считаться правомерным;
  3. повестка дня – выбор старшего по дому;
  4. информация о выборе председателя и секретаря;
  5. информация о кандидатах;
  6. результаты голосования, указанные в процентном соотношении;
  7. итог заседания, было ли принято решение о назначении.

Кто такой старший в МДК или подъезде? Кто такой старший по многоквартирному дому или подъезду? Фото № 1 Законодатель о старших в МКД Согласно Жилищному Кодексу РФ (ЖК РФ), жильцы отдельных квартир многоквартирного дома (МКД) должны совместно содержать и управлять общей собственностью их жилища. Главным органом управления дома является собрание его жильцов, которое вправе организовать либо товарищество собственников жилья (ТСЖ), либо доверить содержание дома конкретной управляющей компании.

  • 1 Кто такой старший в МДК или подъезде?
    • 1.1 Законодатель о старших в МКД
    • 1.2 Права и обязанности старшего
  • 2 Выбор старшего
  • 3 Должностная инструкция старшего
  • 4 О зарплате старшего по МДК или подъезду

В данном мероприятии следует принимать участие всем собственникам квартир. Ведь жильцы отвечают не только за собственную жилую площадь, но и за имущество общего пользования, к примеру, подъезд, подвал, крышу. Наличие старшего по дому позволит избежать многих хлопот, так как он будет полностью контролировать все жилищные вопросы и взаимодействовать с управляющей компанией.

Управляющий многоквартирным домом за свою деятельность получает денежное вознаграждение (статья 161.1 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 01.07.2017)). Размер заработной платы и способ ее выдачи определяется также общим собранием владельцев квартир.

12.10.2015 | Старшие по дому

Еще в 1991 году с принятием Закона о приватизации жилых помещений, государство полностью переложило ответственность за содержание многоквартирных домов на его собственников. Однако, понимания как реализовать эту обязанность не было ни у собственников, ни у государства, и, в реальности, управление домами оставалось в руках муниципальных предприятий, за очень редким исключением, когда наиболее организованные и продвинутые собственники с 1993 г. начали создавать ТСЖ (кондоминиумы). Привычное нам положение дел, когда треть домов управляется ТСЖ и ЖСК, а оставшиеся 2/3 находятся в управлении УК, берет свое начало с 01.03.2005 (момента вступления ЖК РФ в силу). Тогда ЖК РФ впервые определил 3 способа управления многоквартирными домами, а, главное, снова подчеркнул, что управление домом это не только право, но и обязанность собственников.

В той первоначальной редакции ЖК РФ было установлено, что органом управления и контроля ТСЖ является общее собрание его членов, а реализацией решения собрания занимается правление, которое избирается из самих же собственников и, по сути, является правительством в государстве (если дом воспринимать как мини государство, то правление в нем правительство, собрание членов – парламент, а председатель ТСЖ – президент). В такой структуре участие собственников в жизни дома максимальное, стопроцентное, ведь ТСЖ это и есть собственники, самостоятельно управляющие домом.

Ситуация с УК была обратной, участие собственников в жизни дома было сведено к нулю, выбор такого способа управления означал, что собственники, передав управление профессионалам (специалистам), полностью делегировали свои права и обязанности. Способ контроля над такими профессионалами ЖК РФ предусмотрен не был, хотя был необходим. В связи с этим не на уровне закона, а на уровне бытовой жизни появилось понятие «старший по дому», а также «старший по подъезду», которые брали на себя ответственность по взаимодействию с УК и контроль над ее действиями. Однако, поскольку такой институт как «старший по дому/подъезду» не был предусмотрен законом, то и правовых инструментов осуществления контроля над УК у таких инициативных граждан не было.

Только в 2011 году «старшим по домам/подъездам» дали правовой статус, наделили их правами и обязанностями. Федеральным законом от 04.06.2011 N123-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и появилась новая статья 161.1. «Совет многоквартирного дома».

Из содержания указанной статьи можно сделать несколько выводов:

1. Совет дома это орган контроля над УК, то есть совет дома создается только в домах, где нет ТСЖ или ЖСК.

2. Совет дома орган коллективный, количество его членов определяется собранием собственников.

3. Совет дома избирается только на общем собрании собственников. Необходимое количество голосов для такого избрания – более 50% «ЗА» от кворума.

4. Совет дома осуществляет свои функции как коллектив граждан и не регистрируется как юридическое лицо.

5. Совет дома избирается только для данного дома, не может существовать на несколько домов.

6. Если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о созданиив данном доме товарищества собственников жилья (ч. 2 ст. 161.1.ЖК РФ).

7. Из состава совета дома избирается председатель совет дома, который осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 161.1.ЖК РФ).

8. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера (ч. 8.1. ст. 161.1.ЖК РФ).Необходимое количество голосов для такого избрания – более 50% «ЗА» от кворума.

9. Срок полномочий совета дома устанавливается общим собранием собственников и не ограничен по времени. Если собрание не установило срок полномочий, тогда совет дома должен переизбираться каждые 2 года. Совет дома может быть переизбран досрочно только в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

10. В соответствии с ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям совета дома относятся:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

11. В соответствии с ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям председателя совета дома относятся:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

Огромный минус действующего законодательства в части полномочий и возможностей совета дома в том, что все перечисленные в ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ полномочия носят декларативный характер, многие формулировки неточные и вызывают массу вопросов. По своей сути, даже полномочия по контролю за деятельностью УК, ничем не подкреплены, у совета нет механизмов воздействия на УК, нет инструментов (наложение санкций, распоряжение денежными средствами дома, удержание средств в связи с некачественно предоставленными услугами и т.п.). В случае выявления советом со стороны УК каких-либо нарушений, совет с этим ничего не может сделать, только лишь обращаться в надзорные органы, но таким правом обладают и другие собственники дома. Деятельность совета дома в подавляющем большинстве случаев носит безвозмездный характер, т.к. предусмотренная в ч. 8.1. ст. 161.1. ЖК РФ возможность установления вознаграждения членам совета дома, является лишь правом, а не обязанностью собрания, хотя с момента избрания совета дома, члены такого совета обязаны реализовывать свои полномочия. Даже при утверждении такого вознаграждения, механизм его выплаты (должен ли заключаться договор с УК, из каких средств оплачиваются эти деньги, ведь статья «содержание дома» является целевой и не предусматривает таких расходов?) неясен. Письмом от 29.09.2015 N32395-ОГ/04 Минстрой России разъяснил один из возможных порядков оплаты вознаграждения членам и председателям советов МКД, однако письмо содержит лишь мнение Минстроя и нормативным правовым актом не является.

Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ (вступил в силу 30.06.2015) статья 44 ЖК РФ была дополнена пунктом 4.2., теперь общее собрание собственников может принять решение «о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме». Такое полномочие появилось в кодексе как отражение существующей реальности, когда советы дома только для этого собственниками и создавались, чтобы участвовать в определении видов текущего ремонта, определения сроков, согласование с УК подрядчика на выполнение работ, согласование сметы, участие в приемке результатов выполненных работ. По сути, советы домов только этим и занимались, только в этом видели свою роль, хотя законодательством это никак не было разрешено. Сейчас совет дома может только принимать решение о текущем ремонте, но не просто так, а после того, как собрание собственников наделит совет такими полномочиями. Но остается не ясным, а что значит «принимать решение о текущем ремонте»? Проводить или нет и какие виды работ? А как же подрядчик, смета, цена, — то самое принципиальное, что влияет на результат? Кто решает эти вопросы? Представляется, что мало кто из собственников обратит внимание на эти законодательные тонкости, а советы домов продолжат жить так, как привыкли, и так, как это действительно выгодно для их дома.

В перечне полномочий председателя совета дома сразу же в глаза бросается тот факт, что председатель осуществляет все свои ключевые полномочия в области контроля над УК исключительно на основании доверенности от собственников. Только не ясно, а какое количество доверенностей должно быть у председателя на руках, в каком виде выдается такая доверенность (должен ли это быть специальный отдельный документ или достаточно проголосовать на собрании за указанные полномочия, а бюллетень для голосования и, как результат, протокол собрания, по сути, и будет этой доверенностью?). Что делать в ситуации, когда не все собственники подписали такую доверенность, в таком случае председатель будет действовать только в отношении тех, кто доверенность выдал, а интересы других собственников представлять не будет, или нет? Как быть в ситуации, когда председатель подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 4 ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ), ведь невозможно подписать подобные акты только от имени собственников, которые выдали доверенность, ведь оказанные услуги оказываются в отношении всего дома, и вычленить в натуре долю каждого собственника не возможно.

Необходимо дополнительно учесть, что стороной Договора управления являются собственники помещений, и право подписывать акты приемки выполненных по договору управления работ имеются именно у собственников, как у стороны Договора. Поскольку согласно части 1 статьи 161.1 ЖК РФ членами совета МКД являются именно собственники помещений дома, право подписывать акты и у членов, и у председателя совета дома, разумеется, имеется. Таким образом, указанная норма, как и все остальные, касающиеся совета МКД, является декларативной, она не наделяет членов и председателя совета дома некими исключительными полномочиями, она лишь указывает, что такие полномочия у них есть. Но ведь эти полномочия имеются у председателя и членов совета МКД и без указанной нормы, в силу того, что совет МКД формируется из собственников, уже обладающих указанными полномочиями. Более того, полномочиями, указанными в п.4 ч.8 ст.161.1 ЖК РФ, обладают все собственники помещений МКД, независимо от их членства в совете дома.

Таким образом, мы видим, что придав в 2011 совету дома правовой статус, закон по сути не дал совету дома механизма реализации его прав, а главное, не обязал УК взаимодействовать с советом и выполнять его требования (в ЖК РФ вы не найдете ни одной такой нормы). В связи с этим получается, что собственники действительно нуждаются в контроле над деятельностью УК, но на практике это остается лишь только хорошей идеей.

Особо хочется отметить следующий момент. В данной статье проанализированы некоторые аспекты регулирования деятельности советов МКД, указаны недоработки жилищного законодательства в этой части, но ни в коем случае не делается попытка «принизить» результаты деятельности советов МКД. Активисты, занимающиеся жилищными вопросами, представляющие и отстаивающие интересы своего дома, своих соседей по МКД, заслуживают лишь похвалы. Однако не стоит заблуждаться относительно неких особых полномочий председателей и членов советов домов – в реальности эти полномочия абсолютно такие же, как и полномочия любого собственника помещения МКД, независимо от его членства в совете дома. И любой грамотный активный собственник способен добиться положительных изменений в отношениях с УО, позитивных результатов для своего дома, независимо от того, будет этот собственник избран в состав совета МКД или нет.

Напоследок хочется привести не совсем верную с точки зрения юриспруденции норму, введенную в ЖК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ, и имеющую отношение к полномочиям совета МКД, а именно: пункт 4.3 части 2 ст.44 ЖК РФ устанавливает, что к компетенции Общего собрания собственников (ОСС) относится «принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме».

Вообще-то никто не вправе наделять кого-либо полномочиями, которыми сам не обладает!

А указанная норма фактически говорит о том, что ОСС имеет право наделить председателя совета МКД полномочиями, которыми само ОСС не обладает. Например, может ли ОСС возложить на председателя Совета полномочия по объявлению войны соседнему дому (или соседнему государству)? Исходя из приведенной нормы, может!

Можно, конечно, относиться к таким нормам с юмором, но необходимо учесть, что это норма Жилищного кодекса, установленная федеральным законом, проект которого проходил многократные проверки различными инстанциями, и был признан соответствующим действующему законодательству РФ.

Яндыева О.Е. Понравилась статья? Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *