Возрастное ограничение 18

Возрастная классификация информационной продукции в России

Видеоигра с несколькими возрастными рейтингами на обложке PlayStation 4, российский RARS в красном квадрате «16+».

Возрастная классификация информационной продукции (Russian Age Rating System, RARS) — совокупность норм, регулирующих доступ к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей в Российской Федерации. Введена с 1 сентября 2012 года, после вступления в силу федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В соответствии с международными нормами, защищающими права детей на безопасность от информации, наносящей им психический, физический и нравственный ущерб, в Российской Федерации принято соответствующее законодательство.

Применительно к кинематографу (фильмам и иным аудиовизуальным произведениям) действуют как нормы законодательства (статья 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»), так и подзаконных актов («Положение о регистрации кино- и видеофильмов», утверждённое постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 396).

Формирование советской и российской системы возрастных ограничений

В советский период действовала трёхуровневая система возрастных ограничений, заносимая в разрешительное удостоверение, выдаваемое каждому фильму (отечественному или зарубежному):

  • для любой зрительской аудитории (0+);
  • для любой зрительской аудитории (кроме специальных детских сеансов) (6+);
  • для лиц старше 16 лет.

Была мера отказа в выдаче разрешительных удостоверений фильму, что подразумевало в том числе не только политические мотивы, но и нравственно-этические.

В конце 1990-х – начале XXI века по инициативе Госкино, Минкультуры России, Министерства образования России, НИИ киноискусства, общественных организаций эта система была пересмотрена.

Поначалу (приказом Минкультуры России от 5 марта 2001 года № 192) были добавлены ещё две возрастные страты (12 и 18 лет), что в большей степени соответствует международной принятой практике (например, рейтинги Американской киноассоциации).

Затем, в 2005 году, по инициативе педагогов и психологов, была добавлена ещё одна категория (14 лет).

Классификация фильмов в Российской Федерации была создана и действует для того, чтобы защитить, в первую очередь, детей и подростков от аудиовизуальных произведений, которые могут нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию, а также с должным уважением отнестись к мнению той части взрослой аудитории, которую беспокоит жестокость и насилие и его воздействие на членов общества, помимо их воли.

Общие принципы применения руководства по классификации фильмов включают:

12+ полную свободу в выборе и просмотре фильмов для взрослой аудитории при условии достаточной защиты детей и подростков, а также взрослых, которые могли бы встретиться с фильмами определённого содержания против своей воли или без предупреждения о таком содержании;

18+ запрещение фильмов, пропагандирующих войну, насилие и жестокость, расовую, национальную, религиозную, классовую и иную исключительность или нетерпимость, порнографию, что предусмотрено статьёй 29 Конституции Российской Федерации и статьёй 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре.

Современная система классификации информационной продукции

С 1 сентября 2012 года, после вступления в силу федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в России введена следующая возрастная классификация информационной продукции:

Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет (0+)

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные её жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет (6+)

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные её жанром и (или) сюжетом:

  1. кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
  2. ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
  3. не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет (12+)

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьёй 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные её жанром и (или) сюжетом:

  1. эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государств);
  2. изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачных изделий, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
  3. не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Обычно такое возрастное ограничение имеют научные и научно-популярные телепередачи или фильмы, которые дети до 12 лет могут не понять, или которые покажутся для них неинтересными.

Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет (16+)

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные её жанром и (или) сюжетом:

  1. изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
  2. изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
  3. информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах, об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
  4. отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
  5. эксплуатирующие интерес к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Обычно такое возрастное ограничение имеют научные и научно-популярные телепередачи или фильмы, которые дети до 16 лет могут не понять, или которые покажутся для них неинтересными. Также это ограничение обычно имеют телепередачи, в которых излагаются альтернативные научные (в том числе конспирологические и маргинальные) теории, противоречащие общепринятым научным взглядам.

Информация, запрещённая для распространения среди детей (18+)

  1. побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  2. способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  3. отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  4. содержащая информацию порнографического характера;
  5. содержащая нецензурную брань и другие ругательные слова;
  6. информация, оправдывающая преступления, жестокость и другие противоправные действия и изображение последствия кровавого насилия, не исключающего сексуального насилия;
  7. о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия).

Запрет (18 стр.)

— Прости меня, Гелиот! – прошептала она, присев рядом с ним на корточки. — Я просто! Прости меня!

— Милая, все хорошо! – склонившись, он нежно ее поцеловал.

— Прости меня! Ты ведь не уйдешь? – с тревогой в голосе спросила она.

— Уйду, — улыбаясь, отозвался Гелиот.

Вампирессе на этот раз не казалось, она была уверена, что он демон, пришедший в этот мир только, чтобы мучить ее. Гелиот уловив ее шальной взгляд, быстро нашелся:

— Я уверен, что в доме вампира даже намека на нормальную еду нет! – рассмеялся он, — а я есть хочу!

Он поднял ее с земли, словно куклу, и усадил себе на колени.

— Я, кстати удивлен, ты ни разу не попыталась пустить мне кровь!? А в пылу страсти это проще простого! – как ни в чем не бывало сказал он.

Вампиресса уставилась на него. Они вместе несколько часов, а у нее уже крыша едет от него.

— Ты сводишь меня с ума! – призналась вампирка.

Он улыбнулся в ответ.

— Так откуда такая выдержка?

— После некоторых событий в моей жизни, — неуверенно начала она, — я научилась очень хорошо держать себя в руках! Да я и не голодна!

— Не просто вампирка! – улыбнулся Гелиот.

Вампиресса просияла искренней улыбкой, но, вспомнив про свой оскал, быстро опустила подбородок, чтобы спрятать зубы.

— Эй, мне нравится видеть, как ты улыбаешься, — сладко пропел он.

Вампиресса снова неуверенно улыбнулась ему, на этот раз не прячась.

— Ладно, я пошел, пообедаю! Или уже поужинаю! – рассматривая сереющее небо, сказал Гелиот.

— И где ты будешь обедать? Ужинать!? – поинтересовалась девушка.

— Найду какой-нибудь ресторанчик.

— Кстати, пусть еды в моем доме нет, но кухня есть. Ты можешь купить продукты в магазине за углом. Я тебе приготовлю! — с пониманием дела сказала Вампиресса.

— А ты умеешь? – удивился он. — Даже я не умею!

— Да ладно, даже ты не умеешь! – расхохоталась она. – Гелиот, в отличие от тебя, я умею готовить!

— Вот не верю я вампирам, так смело заявляющим о своих кулинарных способностях. Моя мать как-то тоже заявила, что умеет, а я попробовал, – он поморщил нос.

— Милый, я не твоя мать. Кстати, меня раньше всегда хвалили за умение готовить, – он подозрительно смотрел на нее. – Гелиот, я вампир меньше года! Думаешь, за это время я могла разучиться?!

— Точно, ты ведь была человеком! – вспомнил Гелиот. — Постой. Еще нет даже года! Мне кажется, я тебя всю жизнь знаю!

— Последний год превратился в тысячу лет, а прошлой жизни будто и вовсе не было. Так что? – бросила вызов девушка.

— Хорошо я в магазин! – согласился Гелиот, не сумев ей отказать. Глаза вампирки горели. — А что купить?

— А что ты хочешь?

— На первое: Крем – суп из спаржи с белыми грибами, а на второе – телячью вырезку с запеченным картофелем и лесными грибами, – закатил глаза Гелиот.

Вампиресса ошарашено смотрела на него. Таких царских запросов она явно не ожидала.

— Ну, кто меня за язык тянул спрашивать, что ты хочешь! – рассмеялась она. – Может, все-таки поедете в «Метрополь», отобедаете там, синьор?

— Нет, я уже настроился, — отрезал юноша. — Что покупать?

— Может, тогда уменьшите ваши запросы.

— Готовь, что хочешь, – бросил Крон.

— Договорились!

Вампиресса сбегала на кухню и для верности проверила, работает ли вообще плита, или она — антураж. Оказалось, что работает. Взяла листок и написала приличной длины список. Вампиресса раньше об этом совсем не задумывалась, но в доме не было даже соли, не говоря уже о каких-нибудь продуктах.

Гелиот изучив список, неуверенно посмотрел на девушку.

— Может, все-таки в «Метрополь»?

— Я тоже уже настроилась!

Вернулся он быстро, на этот раз, воспользовавшись калиткой. Вампиресса взяла у него пакеты и стала их разбирать. Ему пришлось еще пару раз сходить в магазин, так как он сначала купил не ту лапшу, а потом оказалось, что забыл морковь. Вампиресса очень давно не готовила, поэтому слегка нервничала.

Несмотря на то, что Айдын никогда не пользовался этой комнатой, кухня была хорошо продумана. Рабочие столы были вынесены в центр комнаты, небольшим островом. С внутренней стороны — разделочный стол, внешнюю можно использовать, как барную стойку. В островке было много удобных ящиков. Даже посуда присутствовала в полном составе: кастрюли, сковородки, тарелки, ножи.

Гелиот, исполненный недоверия, сидел с другой стороны островка и внимательно следил за девушкой. Он умирал с голоду, но терпеливо ждал ее фиаско, чтобы отправиться в ресторан и нормально поесть.

В начале ее смущало, что запах человеческой еды не вызывает в ней никаких эмоций. Попробовать-то она сможет, но поймет ли что-нибудь оставалось загадкой. Решила действовать по памяти, ведь были же дни в ее жизни, когда она готовила механически, даже не пробуя, по причине больного горла или плохого настроения и все получалось.

Через сорок минут Вампиресса поставила перед Гелиотом тарелку с домашней куриной лапшой. Пахла она приятно, он неуверенно поднял на нее глаза.

— Прошу! – произнесла она. – Не бойся, это не отрава! Кстати, готовить легче, чем казалось в начале!

— Так ты меня обманула, что умеешь? – прищурился Гелиот, взяв ложку в руки.

— Нет, сложность в том, что надо пробовать, а я же вампир. Так даже легче, я теперь хорошо ловлю все запахи. Даже количество соли, оказывается, по запаху могу определить. Ну, по крайней мере, мне кажется, что все супер получилось.

Пахло действительно приятно, это Гелиот мог сказать, как человек с нечеловеческим обонянием. Он медленно занес ложку и попробовал. Слегка солоноватый приятный вкус куриного бульона, в меру приправленный, наваристый, лапша была проварена, но не переварена. Особый восторг у него вызвала морковка, нарезанная крупными кусочками, слегка сладковатая в сочетании с соленым бульоном. Умопомрачительно.

Вампиресса внимательно следила за его реакцией.

— Вкусно, Очень вкусно. Если бы я знал, что ты так готовишь, вернулся бы к тебе раньше, – пошутил он.

Девушка рассмеялась.

— А что на второе? — уже уверенно спросил Гелиот.

— Ну, решила тебя побаловать! Ты там говори, про телятину запеченную, Я, конечно, ее готовить, чтобы она была мягкая, не умею, а вот стейки из говядины, пожалуйста! Точнее, стейк единственное блюдо из говядины, которое я умею готовить, чтобы его можно было сжевать, – быстро говорила девушка.

Вампиресса продолжила готовить и болтать без умолку. Звук ее голоса успокаивал Гелиота. Он был очень удивлен и не только тем, что она умела готовить, ему было с ней интересно. Вот так просто сидеть на кухне смотреть, как она режет мясо, весело смеется и улыбается ему. Ее глаза светились счастьем, заряжая все в этой комнате своим светом.

Вампиресса вымыла руки. Кухня была снова девственно чиста. Гелиот подошел к ней и нежно поцеловал.

— Это спасибо? – осторожно поинтересовалась она.

— Да, — ответил он. – Ты, кстати, так и не ответила! Было ли у тебя что-нибудь с Айдыном?

— Гелиот!

— Тебе есть что скрывать? – не отставал он, внимательно следя за ее реакцией.

— Ты не отстанешь, да? – недовольно протянула она.

— Нет!

— Ничего не было.

— Точно? – не поверил Гелиот.

— Точно, – воскликнула вампирка. — Зачем мне врать?

— Чтобы я не оторвал ему голову! – хищно произнес Гелиот.

— Гелиот, прекрати!

— Хорошо! – он подхватил пряди ее волос и убрал назад. — Я снова тебя хочу, моя милая!

— Опять? — с наигранным ужасом спросила девушка.

— Да, представляешь, — подыграл ей Гелиот. – Поэтому мы уезжаем.

— Мы уезжаем? – переспросила она.

— Да!

— Куда? – ошарашено спросила девушка.

— Ко мне! – просто сказал он. — Ведь вернется Айдын и ему явно не понравится мое присутствие в его доме… или ты скажешь ему, что я теперь буду с вами жить?

— Хорошая идея! – согласилась Вампиресса.

— Идея-то хорошая, но нам не подходит!

— Гелиот, ведь ты же не знаешь, сколько продлится твое увлечение мной?

Вампиресса уже усвоила правила его игры и бросаться в омут не собиралась.

— Не знаю! – согласился он.

— Вот подумай. Я сейчас уеду, Айдын на меня жутко обидится, а через неделю ты меня выгонишь. Что мне тогда делать, вернуться к нему? – спросила она Гелиота. — Мне ведь жить негде, и денег у меня нет. Я не знаю, где их брать! И пока не придумала, как в своей новой сущности зарабатывать на жизнь. Грабить еду как-то низко!

— Согласен, низко, – захохотал Гелиот, но тут же осекся и спросил уже зло. – Ну и что ты предлагаешь? Очень интересно!

Весь этот разговор ему уже не нравился.

— Может, мы будем просто встречаться! – с надеждой начала она. — Я останусь жить здесь. Мы будем видеться, ходить куда-нибудь вместе, заниматься сексом.

— А значит, это твоего друга не обидит?

— Что? – не понимая, к чему он клонит, спросила Вампиресса.

— Что ты со мной?

— Моя личная жизнь его не должна волновать!

— Наивная! Айдын такой хороший только чтобы в кровать тебя затащить, если уже не затащил!

— Мы с ним друзья! – упрямо вторила вампирка. – Только друзья!

— И зачем ему тебе помогать? – Гелиот не разделял ее точку зрения о дружбе.

— Потому что он мой друг!

— Да, конечно! – рассмеялся Гелиот. – Ты сейчас же уезжаешь со мной! – бескомпромиссно заявил он.

Вампиресса обалдела от такой наглости.

Аналитика

Действующая система классификации фильмов и выдачи прокатных удостоверений давно находилась в центре всеобщего интереса: хотя бы потому, что не все до конца понимали, как она работает – особенно в области контроля над соблюдением этих правил. Более того, вокруг этой системы регулярно возникали скандалы локального масштаба. То довольно невинной картине присвоят жесткий рейтинг, то, наоборот, общественность возмущается недостаточной строгостью оценки, то на сайте Министерства культуры РФ в числе одобренных найдутся видеофильмы содержание, которых тянет больше, чем на эротическое, а название – больше, чем на неприличное… Не совсем ясно, кто уполномочен проверять кинотеатры и кто является высшей инстанцией, и уж совсем непонятно, почему в одних регионах проверки случаются с завидной регулярностью, а в других об их существовании даже не подозревают.

Сегодня дискуссия о возрастных ограничениях обрела новое дыхание – в связи с принятием Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и внесением в июле соответствующих поправок в законодательство. Новая схема должна вступить в действие с 1 сентября 2012 года. «БК» решил выяснить, как работают возрастные рейтинги за рубежом, как система функционирует в России и как она изменится в следующем году.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ У НИХ

В демократических странах системы возрастных рейтингов в целом придерживаются ограничений, связанных со сценами секса, насилия, пропаганды нетерпимости и дискриминации, издевательства над животными, эксплуатации детей и тому подобным. В Азии и Африке отношение к сексу обычно намного строже, а к упомянутым критериям добавляются политические мотивы или вопросы, связанные с религией. И не только там, кстати. В либеральной Украине по политическим причинам был не рекомендован к показу фильм МЫ ИЗ БУДУЩЕГО 2. При этом западные страны чаще всего приблизительно совпадают в оценке картин, хотя не обходится без исключений. Разнится само устройство системы: в первую очередь, роль государства, индустрии и общества в ее работе. От этого зависит и сам механизм выполнения рейтинговых требований: где-то они носят рекомендательный характер, где-то – законодательный, где-то – смешанный. У каждой из них есть свои преимущества, и каждая из них неизменно подвергается критике как со стороны консерваторов старой закалки, так и со стороны поборников большей свободы.

В США

Система рейтингов Американской киноассоциации (MPAA) считается если не образцовой, то самой известной в мире: она уже многие десятилетия эффективно функционирует в условиях самого развитого кинорынка планеты, причем государство не имеет к ней никакого отношения. Это самый яркий пример саморегулирования индустрии, которое трансформировалось в соответствии с изменениями общественной морали и вызовами времени.

Организация-предшественник MPAA – Ассоциация кинопродюсеров и дистрибьюторов Америки (Motion Pictures Producers and Distributors of America) – объединяла крупнейшие голливудские студии с 20-х гг., по сути монополизировав рынок. В 1930-х гг. по инициативе консервативного республиканца и пресвитерианского пастора Уильяма Хейза, приглашенного на пост главы Ассоциации, чтобы поправить имидж оскандалившегося Голливуда, был принят свод правил, фактически вводивший цензуру (так называемый «кодекс Хейза»). По нынешним меркам правила выглядят до смехотворного ханжескими: среди прочего, запрещались любые упоминания наркотиков, сцены с обнаженными актерами и «соблазнительные» танцы, намеки на гомосексуализм или межрасовые связи, положительное изображение адюльтера, демонстрация сцен убийства, критика религии, неуважительное обращение с американским флагом… В числе пострадавших от цензуры картин – культовая КАСАБЛАНКА, из которой были изъяты упоминания о внебрачной связи героев. Кодекс сразу же подвергся резкой критике, но с 1934 года разрешительная виза Ассоциации стала обязательной для выхода фильма на экран. Главной причиной введения кодекса был страх студий перед возможным вмешательством государства (на чем настаивала консервативная общественность) – и потому они предпочли самоцензуру. Этот викторианский свод безнадежно устарел к 60-м, к тому же конкуренцию Голливуду составили телевидение и более откровенные иностранные фильмы. Никакие поправки уже не могли спасти кодекс: так, уже в 1959 году авторы комедии В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ просто наплевали на его требования, а Хичкоку удалось отбить все несусветные претензии цензоров к ПСИХО.

В 1968 году Ассоциация (тогда уже называвшаяся MPAA) заменила «кодекс Хейза» системой, сохранившейся в общих чертах до сегодняшнего дня. После серии корректировок (одна из последних заключалась в том, что категория X была переименована в NC-17) образовалось пять рейтингов: G (без ограничений для любой аудитории), PG (рекомендуется, чтобы дети смотрели фильм в присутствии родителей), PG-13 (для детей до 13 лет настойчиво рекомендуется присутствие родителей), R (зрителям до 17 лет требуется присутствие родителей), NC-17 (зрители 17 лет и младше не допускаются). Рейтинг дополняется кратким объяснением, почему аудитория должна быть ограничена: сексуальные сцены, насилие, нецензурная брань, нагота, сцены употребления наркотиков. Процесс принятия решений непрозрачен – даже имена членов комиссии (10-13 человек) держатся в секрете, а заключения экспертов часто подвергаются критике за непоследовательность и необоснованность. Внятного руководства для вынесения вердикта не существует, и толерантность судей колеблется в зависимости от настроений в обществе. К примеру, ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА получили рейтинг R за короткий кадр с полуобнаженной девушкой, в то время как СКАФАНДР И БАБОЧКА, в котором таких девушек оказалось куда больше, был оценен как PG-13. Продюсеры могут опротестовать приговор в Апелляционной комиссии (Уэсу Крейвену так удалось понизить рейтинг КРИКА с NC-17 до R) или же перемонтировать картину (в фильм КОРОЛЬ ГОВОРИТ пришлось внести небольшие изменения, связанные с войной и нецензурными словами, чтобы получить PG-13).

Система MPAA абсолютно соответствует самой природе американского общества, в которой общественность и корпорации (в данном случае – мейджоры) играют важную роль. Вердикт Ассоциации на деле не имеет никакой законодательной силы, так как не связан с государственными органами, а служит лишь рекомендацией для родителей, но тем не менее играет решающую роль в прокате фильма. Картины, оцененные как NC-17 или Unrated (не получившие рейтинга), обречены на радикально меньшие сборы – их даже не возьмут в библиотеку крупные видеопрокатные сети. Независимые продюсеры критикуют MPAA за предвзятость: по их словам, независимому фильму сложнее получить хороший прокатный рейтинг, чем продукции мейджора – они даже пытаются создать параллельные системы оценки, правда, без особого успеха. Однако MPAA, в последние годы вынужденная уступать претензиям публики, объявила о готовности провести некоторые реформы. Как бы то ни было, система работает, и даже Тарантино отдал ей должное, назвав лучшей альтернативой контролю со стороны государственных и муниципальных органов.

В БРИТАНИИ

В Великобритании возрастные рейтинги определяет Британская комиссия по классификации фильмов (British Board of Film Classification, BBFC) – неправительственная организация, финансируемая участниками киноиндустрии. Законодательно решения о допуске картины в прокат принимаются местными властями: еще с 1909 года кинотеатры обязаны обращаться к ним за лицензиями, выдача которых была позднее увязана с содержанием репертуара, и создание BBFC отвечало желанию индустрии держать ситуацию под контролем. Сегодня власти, как правило, соглашаются с выводами комиссии – хотя бывали и исключения вроде ПОСЛЕДНЕГО ТАНГО В ПАРИЖЕ, запрещенного к показу, или ЧЕЛОВЕКА-ПАУКА, на который разрешили пускать детей до 12 лет.

Так же, как и в США, BBFC присуждает рейтинг с кратким описанием: U (для любой аудитории), PG (для любой аудитории, однако некоторые сцены могут оказаться неуместными для детей до 8 лет, потому рекомендуется присутствие родителей), 12А (дети до 12 допускаются только в присутствии родителей), 12 (только для DVD и прочих видеоносителей – детям до 12 запрещено покупать или брать в прокат), 15 (дети до 15 лет не допускаются), 18 (зрители до 18 лет не допускаются), 18R (можно демонстрировать только в специализированных кинотеатрах или продавать в специализированных магазинам только лицам, достигшим 18 лет).

Сегодня BBFC придерживается примерно тех же критериев, что и американская MPAA, но темы, которыми руководствуются в Британии, описаны конкретнее: секс, насилие, нагота, нецензурная лексика, любые виды дискриминации, «взрослые» темы, привлекательное изображение употребления наркотиков, отсылки к теме самоубийства, опасные трюки, которые легко повторить в реальности, издевательство над животными, участие детей в сексуальных сценах. Резолюции MPAA и BBFC, разумеется, не всегда схожи: полнометражные СИМПСОНЫ в Англии получили более мягкий, в сравнении с PG-13, рейтинг PG. В Британии в полных версиях вышли в кинотеатрах НЕОБРАТИМОСТЬ и АНТИХРИСТ. Деятельность BBFC прозрачнее, чем MPAA, ее состав известен всем. И хотя без критики не обходится, исходит она главным образом от одиозных консервативных изданий.

ВО ФРАНЦИИ

Совсем иначе дело обстоит во Франции, где роль государства всегда была велика: здесь разрешение выдает Министерство культуры. Вся процедура строго прописана законодательством: специальная Комиссия по классификации фильмов выносит рекомендацию, которую подписывает министр. Министр может попросить пересмотреть вердикт в пользу большей строгости, но это происходит крайне редко. В случаях, когда особых возражений ни у комиссии, ни у продюсера не возникает, выдача лицензии проходит в упрощенной форме, если же ситуация осложняется, созывают особое совещание. Решение можно обжаловать в суде.

Фильму присуждается одна из четырех категорий: U (для любой аудитории), 12 (запрещен к показу детям до 12 лет), 16 (запрещен к показу детям до 16 лет), 18 (запрещены к показу зрителям до 18 лет) – или же его запрещают совсем. Франция известна своим либерализмом в отношении искусства, и рейтинг 18 сегодня используется крайне редко. Совершенно исключительный случай – фильмы, признанные порнографическими или поощряющими насилие: их дозволено демонстрировать только в специализированных кинотеатрах и на них не распространяются никакие инструменты финансовой поддержки. В 2000 году фильм ТРАХНИ МЕНЯ изначально получил рейтинг 16, но благодаря возмущениям высоконравственной общественности суд постановил вообще запретить его к показу, затем смягчил приговор до статуса «порнографического». Однако в итоге – опять благодаря общественности, но на этот раз – протестовавшей против цензуры – министр культуры выдала фильму лицензию с рейтингом 18.

В ГЕРМАНИИ

В Германии актуален промежуточный вариант, более близкий к англо-американской схеме. В 40-е гг. здесь пытались ввести нечто вроде «кодекса Хейза», но в итоге на территории, оккупированной западными державами, в 1948-49 годах заработала негосударственная система «Добровольного саморегулирования киноиндустрии» (Freiwillige Selbstkontrolle der Filmwirtschaft, FSK). Управляет ею Руководящая организация киноиндустрии (Spitzenorganisation der Filmwirtschaft, SPIO), но в решения FSK не вмешивается, а финансируют систему участники медиаотрасли. Комиссия состоит из 190 экспертов, назначаемых на три года представителями индустрии и властей, причем от экспертов требуется знакомство с проблемами детей, знания в области психологии или медиа. Одобрение FSK формально получать не обязательно, тем не менее, все члены SPIO сами обязуются выпускать только продукцию, сертифицированную FSK: не получившие оценки фильмы подпадают под категорию «только для взрослых» – и потому кинотеатры и магазины предпочитают иметь дело с рейтингами. Однако критерии FSK строго соответствуют законодательству о защите молодежи, о государственных праздниках (ограничения показов в определенные дни) и «Базовым принципам FSK», которые формулируются комиссией, состоящей из представителей индустрии, властей и вещательных компаний. В рамках FSK действуют также два комитета: один из них рассматривает апелляции продюсеров, другой – апелляции детских инспекторов.

Сегодня в Германии действует пять рейтингов: FSK0 (без ограничений), FSK6 (подходит для зрителей 6 лет и старше), FSK12 (подходит для детей 12 лет и старше и для детей 7 лет и старше в сопровождении родителей), FSK16 (подходит для зрителей 16 лет и старше), FSK18 (подходит для зрителей 18 лет и старше). Фильмы, не соответствующие принципам FSK, изучает юридический департамент SPIO (SPIO/JK), который может вынести одно из двух суждений: что фильм не представляет серьезной угрозы для детей (однако небольшой вред нанести может) или что фильм, хоть и соответствует законодательству, представляет серьезную опасность. Решения эти не носят характера закона: например, фильм ХОСТЕЛ 2, попавший во вторую категорию, был позднее изъят решением мюнхенского суда и подвергнут цензуре. Тем не менее, большинство дистрибьюторов избегает рейтинга FSK18 или сертификата SPIO/JK (на сеансы этих фильмов требуется предъявлять документы) и предпочитают урезанные версии с меньшими ограничениями.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ У НАС

Возрастная классификация, существующая в России по сей день, выросла из старой советской системы, в которой шестнадцатилетний возрастной ценз был практически единственным. Понятно, что в СССР фильмы, неугодные цензуре – как по политическим, так и по моральным и эстетическим критериям, на экраны просто не попадали. Перерождение индустрии повлекло адаптацию к новым реалиям с оглядкой на европейские страны.

За прошедшие годы система рейтингов обогатилась новыми категориями. Помимо «Фильм разрешен для показа в любой зрительской аудитории» и «Фильм разрешен для показа зрителям старше 16 лет» появились «Детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей», «Фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 14 лет», «Фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 16 лет», «Фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 18 лет». В основу разграничений были положены темы, позаимствованные у более опытных стран: секс, нагота, насилие, грубый язык, «ужасы», наркотики, национальная, расовая и религиозная дискриминация, «асоциальное поведение», а также прочие «взрослые темы» (самоубийства, преступления, коррупция, проблемы замужества и женитьбы, развод и другие эмоциональные травмы, алкогольная зависимость, смерть и серьезные болезни). Самого строгого рейтинга заслуживают фильмы, в которых присутствуют сексуальные сцены (в том числе с насилием) при условии их художественной оправданности, «реалистическое» насилие без «чрезмерной жестокости», эпизоды с употреблением наркотиков («но не в положительном контексте»), асоциальное поведение, весь спектр нецензурных выражений. Поводом для отказа в прокатном удостоверении могут послужить более специфические критерии: сексуальное насилие над детьми, неоправданные садистские подробности, чрезмерное насилие и жестокость – особенно в отношении детей и животных, крупные продолжительные планы истерзанных людей и животных, насилие над трупами, методы изготовления и применения оружия и приспособлений для пыток, прославление шовинизма и национальной исключительности, расизм, пропаганда войны, призывы к свержению политического строя, натуралистическое изображение полового акта «вне какой-либо художественной или просветительской цели», «самоцельное изображение групповых сексуальных действий», детализированные инструкции или поощрения к преступлению, насилию и злоупотреблению наркотическими веществами.

Функции определения возрастных рейтингов сохранилась в России, как в СССР или во Франции, за государственными органами. С 2005 года основным документом являлось «Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений», утвержденное Министерством культуры, а кроме него в действии остается правительственное Постановление от 28 апреля 1993 года «О регистрации киновидеофильмов и регулировании их публичной демонстрации» со всяческими изменениями и дополнениями. Решение о присвоении категории принимает Департамент государственного регистра Министерства культуры, но законодательство предусматривает и дополнительную процедуру: если у Департамента возникают сомнения или если правообладатель не согласен, то в теории вопрос может быть рассмотрен особым Экспертным советом, который выносит рекомендацию. Возглавляет его глава Департамента кинематографии, а кроме того в совет должны входить еще несколько «представителей заинтересованных органов исполнительной власти, научных и общественных организаций, творческих союзов, работников кинопроката».

Как можно заметить, экспертам даны вполне понятные инструкции, не очень-то отличающиеся от требований западных стран, но пространство для интерпретации все равно остается. Фильмы Павла Бардина РОССИЯ 88 и ГОП-СТОП удостоились самого жесткого прокатного ограничения «до 18 лет», но если в первом случае объяснением послужили «ненормативная лексика, сцены насилия и жестокости», то во втором – внятного объяснения рейтингу найти трудно. С другой стороны, известен скандал, случившийся с фильмом ПИПЕЦ: озабоченные сценами насилия, употребления наркотиков и грубым языком зрители вознегодовали из-за рейтинга «с 14 лет» – и Министерство культуры подняло его возрастной ценз до 18-ти. В прошлом году список фильмов, разрешенных к показу, спровоцировал другой скандал: блогеры обнаружили на сайте Министерства культуры некий эротический видеофильм ЗЛОЕБУЧКА, а позже Генеральная прокуратура устроила проверку в Минкульте, объявила о нарушении законов о культуре, о государственном языке и правах ребенка и отозвала 147 прокатных удостоверений. Как бы то ни было, очевидно, что Министерство культуры на деле не в состоянии адекватно справляться со своим каталогом, насчитывающим под 70 тысяч наименований.

Информация о возрастных ограничениях вносится в известное всем прокатное удостоверение, без которого кинотеатральный показ невозможен. Однако если обратиться к законам, то из них можно сделать довольно противоречивые выводы. Положение о регистрации кино- и видеофильмов 1993 года (редакция 2007 года) называет указанные в удостоверении возрастные ограничения «рекомендациями», а Правила по киновидеообслуживанию населения 1994 года (редакция 2009 года) лишь требуют от кинотеатров достоверно информировать зрителей о существующих рейтингах. Министерство культуры в официальном письме от 29 июля 2002 года разъясняет, что кинотеатр обязан не только информировать, но и «соблюдать установленные в процессе регистрации возрастные ограничения зрительской аудитории». Однако если требования рекомендательные, то каким образом кинотеатры могут навязать их соблюдение зрителям?

Для сравнения, в Эстонии существуют две группы критериев для фильмов: предупреждающие (например, MS-12, не рекомендовано до 12 лет) и запрещающие (например, R-12, запрещено детям до 12 лет), и во втором случае проверка возраста обязательна. При этом инициаторами запретов выступают дистрибьюторы и кинотеатры, опирающиеся на Закон о защите детей и мотивирующие свое право тем, что видели все фильмы репертуара и «имеют возможность более объективно, чем родители, оценивать, что является в киноленте неприемлемым для детей и молодежи».

Контроль – самое слабое место сегодняшней системы. «Мы не обладаем контрольными полномочиями», – говорит Юрий Васючков, глава Департамента государственного регистра Министерства культуры. Проверками, как правило, занимаются федеральные и региональные органы исполнительной власти, муниципальные органы – в общем порядке, принятом в отношении всех предприятий обслуживания. А если кинотеатр, например, относится к муниципальным или детским, то его контролируют инстанции, в подчинении которых он находится. Это означает, что в одних случаях кинотеатры могут стать всеобщими «мальчиками для битья», а в других – проверки, наоборот, оказываются никому не нужны.

Анастасия Яковлева, директор чебоксарской сети «КиноЭксперт», рассказывает, что ее кинотеатры регулярно (примерно раз в год) подвергаются ревизиям со стороны прокуратуры: контролеры изучают все информацию вплоть до анонсов, стендов, уличных баннеров (подробнее – см. «Мнения букеров» в рубрике «Спецпроект»). Однажды прокол случился с фильмом БРУНО: в кинотеатрах не успели поменять баннеры с информацией «с 16 лет» на окончательную «до 18 лет», что грозило сети штрафом.

По словам одного уральского букера, за восемь лет его работы кинотеатр, наоборот, ни разу не проверяли на предмет соблюдения возрастных ограничений: «Вообще, в этом вопросе кинотеатры (особенно региональные) не ограничены ни чем: если понадобится – продают билеты детям даже на эротику и ужасы. На моей памяти один муниципальный детский специализированный кинотеатр в свое время катал ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ Акерлунда и НЕОБРАТИМОСТЬ Ноэ (возрастные ограничения от 18 лет). И ничего – процветает до сих пор, правда, уже предусмотрительно отказался от статуса «детского».

Московская же сеть кинотеатров для детей и юношества («Салют», «Березка», «Искра» и другие) регулярно – до 15 числа каждого месяца – согласует репертуар с соответствующими инстанциями.

Если же внимательно изучить сайты и информацию некоторых кинотеатров, то можно обнаружить прямые несоответствия существующим возрастным категориям: например, встречаются ограничения «до 13 лет» и «до 17 лет», которые отсутствуют в российском законодательстве, зато есть в рейтингах MPAA. Очевидно, что для кого-то американская система выглядит более авторитетной. Проблем много – и принятые недавно законы как будто призваны их решить.

КАК ЭТО БУДЕТ

По словам руководителя Департамента государственного регистра Юрия Васючкова, одно из главных преимуществ нового Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» заключается в том, что теперь положения о возрастных ограничениях и их соблюдении прописаны в одном подробном федеральном законе, а не в нескольких разномастных актах. Выглядит закон и вправду глобально: затрагивает он не просто «аудиовизуальные произведения», а «информационную продукцию», которая объединяет СМИ, печатную и аудиовизуальную продукцию (на любых видах носителей), компьютерные программы и базы данных, «информацию, распространяемую посредством зрелищных мероприятий», информацию в телекоммуникационных и мобильных сетях, в том числе Интернете.

Рейтинговая схема станет больше похожей на немецкую. В ней предусмотрены такие же возрастные границы: для детей до 6 лет, для детей от 6 лет, для детей от 12 лет, для детей от 16 лет плюс информационная продукция, запрещенная для детей (если исходить из понятий международного права, то это должно означать «разрешена с 18 лет»). Перечень запрещенных тем внушителен: оправдание насилия и жестокости по отношению к людям или животным или противоправного поведения, отрицание семейных ценностей и неуважение к родителям, порнография, нецензурная брань, темы, которые побуждают совершить действия, представляющие угрозу собственной жизни и здоровью (включая самоубийство), употребить наркотики, психотропные и одурманивающие вещества, табачные изделия, алкоголь, пиво, принять участие в азартных играх, заняться проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. С другой стороны, категории, аналогичной «отказу в прокатном удостоверении», здесь нет: неясно, как поступать с теми ужасами, которые запрещало к показу предыдущее Руководство по классификации. В Министерстве считают, что новое Руководство составлять не придется, но как же поступать с фильмами для взрослых? Закон необходимо дополнить отдельным правовым актом, затрагивающим такую продукцию.

В различных категориях «информационной продукции» в разной степени дозволяется использовать бранные слова (кроме нецензурных), изображать заболевания и их последствия, несчастные случаи, аварии, катастрофы либо ненасильственную смерть, антиобщественные действия (сюда включены употребление алкоголя и наркотиков, азартные игры, бродяжничество и попрошайничество), преступления, жестокость, насилие, «половые отношения между мужчиной и женщиной, за исключением действий сексуального характера». Последний пункт звучит обескураживающее, ибо не очень понятно, что именно скрывает эта формулировка. А детям до 6 лет, например, теперь доступны «оправданные жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия». В описаниях фигурируют такие параметры, как «ненатуралистичность» изображения, сострадание жертве насилия, осуждение антисоциальных явлений, эксплуатация сексуального интереса – явления довольно субъективного восприятия. Описания категорий выглядят как список того, что разрешено, – но он в принципе не может быть исчерпывающим. Кому, например, можно показать фильм ДЕТКИ В ПОРЯДКЕ: с одной стороны, он рассказывает о не упомянутых в Законе отношениях женщины и женщины, а с другой – активно пропагандирует семейные ценности и в перечень запрещенных тем тоже не попадает. Новый акцент сделан на совершенно неожиданных аспектах вроде бродяжничества или побуждения к азартным играм (РАСМУС-БРОДЯГА и везучий Фандорин теперь вне закона?).

Знак возрастного ограничения должен будет появляться перед началом демонстрации фильма (точный порядок еще не определен), присутствовать на афишах и объявлениях, входных билетах, занимая не менее пяти процентов площади. Наверняка детали будут пояснены в дополнительных актах.

Существенное нововведение – решение передать ответственность за оценку собственно продюсерам и дистрибьюторам. Теперь они должны получить сначала заключение у экспертов (или экспертных организаций), аккредитованных федеральными органами и обладающих специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии. Определяются эксперты «методом случайной выборки», которая поручена «уполномоченному органу исполнительно власти». Эксперты одной или разных специальностей в течение 90 дней выносят заключение о наличии или отсутствии вредной для детей информации и соответствии продукции той или иной возрастной категории. В этой системе есть сходство с немецкой моделью – с той разницей, что в Германии инициатива исходила от самой индустрии, а не от государства, все эксперты – заинтересованные люди, да и работают они в рамках конкретной организации. В России отобрать необходимый пул специалистов и обрисовать их статус – еще одна задача государства. Аккредитация экспертов требует создания новых процедур и институций, но есть опасения, что в российских реалиях «договориться» с экспертом для получения нужной категории будет куда легче, чем с Минкультом.

Далее все опять выглядит туманным. Закон упоминает однажды «прокатное удостоверения», в которое необходимо внести информацию о категории продукции, – оно сохранится, но каким образом изменится его форма и процедура выдачи? Действующие правила однозначно требуют корректировки. Наверняка здесь «уполномоченным органом» станет Министерство культуры – но каковы будут теперь его функции?

Зато с проверками ситуация яснее: осуществлять их будут по-прежнему те же самые федеральные, региональные и муниципальные органы, но к ним добавится еще и некий «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством». За нарушения Закона о защите детей в Кодексе об административных нарушениях уже предусмотрены штрафы от двух до пятидесяти тысяч, конфискация предмета нарушения, приостановка деятельности на срок до девяноста дней.

Закон также расширяет функции общественного контроля: проведения экспертизы вправе потребовать граждане, юридические лица, общественные организации, федеральные органы – то есть таким образом можно пересмотреть решение. Есть и упоминание общественного контроля со стороны некоммерческих организациям, которым разрешен «мониторинг оборота информационной продукции». Таким образом, новое законодательство пытается задействовать помимо государства (без него в России пока невозможна ни одна конструкция, и американская модель для нас нереалистична) еще и самих членов индустрии, ученых специалистов и даже общественность. Очевидно, что оно хочет придать новой системе немного больше ясности и повысить ее в статусе, не только обрисовывая ее юридически, но и обеспечивая некий социальный фундамент. Однако «белых пятен» по-прежнему много, и если к сентябрю 2012 года они не исчезнут, этот механизм не сможет прийти в движение.

>18 – можно, нужно и нельзя символического юбилея

Вот несколько любопытных фактов, связанных с числом 18

18 градусов Цельсия – комфортная температура для человека. И 18 лет – возраст гармонии «Среды обетованной», время идеальных отношений, вечной любви, непоколебимых взглядов, честных политиков, полного желудка и множества улыбок.

Поле для гольфа состоит из 18 лунок. Гольф – великая игра с массой позиций и четким расчетом. Поле для гольфа – жизненная карта. Только в 18 приз победителя может ждать своего правообладателя на самом дне жизненной пропасти. Как мячик, который удачно попал в лунку. Ведь никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь. И что есть истинное признание, а что – только мишура ложной славы познать приходится лишь избранным.

Имя скаковой лошади не может быть длиннее 18 символов. Труд — основание, начало, старт великого, самостоятельного жизненного пути, который начинается в 18. Упорство, упрямство, стремление к цели, невероятная лошадиная трудоспособность – залог успеха в будущем.

В австралийский футбол играют командами с 18 игроков. Человек в 18 сам способен лишь генерировать фантастические идеи. Для того чтобы их реализовать, ему нужна сильная, крепкая и надежная команда. А еще – рядом должны быть верные друзья, с которыми и работать, и учится, и отдыхать одинаково весело.

Что можно с 18 лет по закону?

18 лет – это самый замечательный возраст, называемый по другому совершеннолетием. С наступлением совершеннолетия, снимаются все ограничения, установленные для несовершеннолетних детей. В 18 лет ребенок вступает во взрослую жизнь и начинает самостоятельно отвечать за свои поступки. 18 лет – это возраст, при котором становятся доступными все развлечения и запретные товары:

  1. можно спокойно покупать табачную и алкогольную продукцию, так как возраст позволяет;
  2. можно ходить в кино на любые фильмы, в ночные клубы или же просто не вернуться ночевать домой;
  3. можно находиться на улице одному в любое время дня и ночи, не думая о старых ограничениях до 22,00.
  4. можно совершать всевозможные сделки покупки или продажи;
  5. можно получить водительское удостоверение и водить машину;
  6. можно выполнить все свои давние мечты от смены одежды до пирсинга и татуировок;
  7. можно заниматься любой интересной деятельностью, не зависимо от мнения родителей;
  8. Можно устроиться на работу в компанию, занимающуюся бухгалтерским обслуживанием в Питере и заработать много денег.

То есть, снимаются все ограничения, обозначенные знаком «18+» и человек уже считается взрослым.
Эти и многие другие возможности, открывающиеся перед молодыми людьми в 18 лет, делают этот период времени самым интересным и запоминающимся на всю оставшуюся жизнь.
С точки зрения закона, новыми возможностями восемнадцатилетних молодых людей являются:

  1. вступление в официальный брак, создание совей семьи;
  2. участие в выборах и других избирательных мероприятиях, где требуется право голоса;
  3. управление автомобилем;
  4. учреждение общественных организаций;
  5. участие в общественных объединениях;
  6. начало профессиональной трудовой деятельности;
  7. самостоятельное пресечение границы без необходимости разрешения родителей;
  8. получение, при необходимости, кредита в банке;

Появляются и новые благотворительные или благородные возможности:

  1. можно стать донором и сдавать кровь;
  2. можно стать участником всевозможных волонтерских организаций;
  3. обязательство службы в армии;
  4. и другие.

С наступлением совершеннолетия жизнь начинает играть новыми яркими красками. Всегда стоит помнить, что с этого момента, человек сам отвечает за свои поступки и слова. Поэтому каждая новоприобретенная возможность имеет свой предел, ограниченный законом Российской Федерации. Важно четко знать законы РФ, чтобы иметь представление какие поступки приводят к уголовной, материальной, административной ответственности.
18 лет – это начало новой взрослой жизни человека. С этого момента он все решает сам и не зависит от родителей. Единственной проблемой при наступлении 18 лет является контроль за своими поступками, потому что свобода действий иногда очень сильно портит людей. Новоиспеченному совершеннолетнему человеку остается только радоваться новому статусу и следить за умеренным количеством вредных употребляемых веществ.

Сколько по закону отец может видеть ребенка?
Каждый из нас мечтает о счастливой, дружной семье, где есть папа, мама и малыш. У большинства получается воплотить мечты в реальность. Но, к сожалению, не редко возникают…

Как не служить в армии по закону?
Служба в армии – это конечно, престижно. Парень, который отслужил, имеет больше перспектив в жизни, он может устроиться на хорошую работу. Например, устроиться в полицию, потом…

Как спилить дерево по закону?
В зависимости от разных ситуаций, мы сталкиваемся с тем, что определенные зеленые насаждения необходимо убрать, но как спилить дерево по закону, чтобы потом не пришлось платить…

Закон 44-ФЗ о чем?
В 2013 году президент страны подписал федеральное законодательство, которое раскрывает все особенности контрактной системы в сфере различных закупок товаров, услуг и работ, чтобы…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *