Волонтерство в 15 лет

Педагогическая технология «Дети волонтёры»

Алёна Богачёва
Педагогическая технология «Дети волонтёры»

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети- волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.

Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство — это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения

Цель технологии «Дети волонтёры»

это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи педагогической технологии

«Дети ­ волонтёры» следующие:

Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе

Создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового, позновательного, социального) в естественной среде от старших к младшим

Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности

В детском саду используется технология «Дети- волонтеры», предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.

Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно­-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.

Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.

А так же необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами.

Организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам:

«Научим малышей играть»,

«Научим разрешать конфликты»,

«Научим одеваться»,

«Знаем, как помочь в проведении занятий».

И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов

Примерное планирование волонтерского движения по месяцам.

Сентябрь.

— Оказание помощи в организации игр с детьми второй младшей группы на прогулке.

— Знакомство с новыми дыхательными упражнениями с детьми второй младшей группы на прогулке.

— Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.

— Дети – волонтеры в гостях у «Веселинки». «Правила поведения в детском саду»

Октябрь.

Оказание помощи в организации игр с детьми средней группы

Оказание помощи при одевании на прогулку детям второй младшей группы

Знакомство с оздоровительными играми детей старшей группы

Оказание помощи в расчистке снега на участке группе

— Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца.

Ноябрь.

— Оказание помощи детям ясельной группы при одевании на прогулку.

— Помощь детям старшей группы в уборке постели после сна.

— Оказание помощи в расчистке снега на участке группе

— Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.

— Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца.

Декабрь- Январь.

— Укладывание спать детей ясельной группы

— Помощь в умывании детям ясельной группы

— Помощь в украшении ёлочки малышам группы

— Подарки для малышей (снежинки).

— Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.

— Театрализация «Теремок» .

Чтение стихов к празднику

Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.

Можно сделать вывод:

— участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативную компетентность;

— они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

— Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.

Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников



В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного, межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Ключевые слова: волонтерское движение в ДОУ.

Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях. Чрезмерная занятость родителей, разрыв поколений, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации наших детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ.

Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» – одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка – дошкольника. Коллектив МДОУ д/с № 98 «Ивушка» начал искать новые современные формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Возникло много вопросов:

– Как воспитать у дошкольника духовно-нравственные качества?

– Как научить детей ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им?

–Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?

Одной из таких форм в МДОУ д/с № 98 стала реализация технологии «Дети – волонтеры». Волонтёрское движение уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. А в основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать». Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ.

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius–добровольно) –это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении – стремлении делать добро.

В нашем детском саду понятие «волонтерство» мы стали использовать год назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет. Творческой группой педагогов МДОУ д/с № 98 «Ивушка» был разработан и представлен на педагогическом совете проект «Добрые дела дошколят».

Цель проекта: внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формировать у воспитанников высокое патриотическое сознание.

Этапы работы проекта:

1. Подготовительный. Социально-психологическая подготовка волонтеров.

2. Организационный. Формирование волонтерского движения.

3. Практический. Путешествие в мир добрых дел и поступков. Развитие волонтерского движения, проведение акций и мероприятий.

Создание волонтерского отряда в нашем учреждении начиналось с призыва: «Хочу помочь!», символизирующего суть волонтерского движения. В состав отряда волонтеров «Добрые дела дошколят» вошли воспитанники трех подготовительных групп МДОУ д/с № 98, в которых проходило обучение волонтеров определенным знаниям и коммуникативным навыкам.

Совместно с детьми мы разработали правила волонтера.

1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке и помоги ему.

2. Доведи начатое дело до конца.

3. Если ты волонтер, не будь равнодушным к проблемам окружающих.

4. Умеешь сам – научи другого.

5. Уважай мнение других.

6. Будь настойчив в достижении целей.

На первом этапе работы над проектом у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтер». Здесь проходит развитие навыков коммуникации, уверенности в себе, разработка атрибутов волонтерского движения.

На втором этапе было создание добровольцев школы «Добрые дела дошколят» среди воспитанников трех подготовительных групп. Ребята волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа из 10-12 человек, которые больше остальных проявляли желание.

На третьем этапе добровольцы школы «Добрые дела дошколят» путешествовали в мир добрых дел и поступков под лозунгом «Делай добрые дела!». Ребята ощущали себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Разновозрастное общение между детьми формировало у добровольцев школы ощущение «взрослости», возникало желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознавали свою ответственность, получали внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повысилась самооценка и уверенность в себе. Своим примером и конкретной помощью волонтеры учили малышей навыкам самообслуживания. «Научим тому, что умеем сами»,– так говорили ребята волонтерского отряда «Добрые дела дошколят», когда изготавливали с особым удовольствием для младших ребят игрушки самоделки, подарки ко Дню матери, новогодние игрушки на елку. Ребята выступали в качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, дарили им книжки малышки.У ребят возникало огромное желание помогать, заботиться и делать приятные подарки для детей младшего возраста. И у них это неплохо получалось. Волонтеры нашли место для применения способностей в проведении театральной недели «В гостях у сказки». Героев сказки «Теремок» с интересом встречали самые маленькие зрители, потому что сказка о дружбе всегда актуальна и находит отзыв в сердце зрителя. Сказка учит дружелюбию и терпимости к другим людям.

На третьем этапе происходит подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий, привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтерского движения в МДОУ д/с № 98 «Ивушка». Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта «Добрые дела дошколят».

1. «Мир один на всех».

В рамках проекта прошла акция «Мир один на всех» для ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В каждом человеке есть хоть капля сочувствия к этим детям. Так почему бы не помочь им, отдавая хоть маленькую, но частичку своей души для них. Воспитанники МДОУ д/с № 98 и добровольцы школы «Добрые дела дошколят» приготовили концерт «Доброта спасет мир» для ребят из центра реабилитации детей и подростков-инвалидов «Надежда». Дети с удовольствием приняли участие в весёлых играх, пели песни и танцевали. Наши воспитанники подарили детям частичку тепла, добра и любви. В ноябре 2017 г. на базе МОУ СШ № 17 состоялся I региональный фестиваль детских идей, где у наших ребят была возможность проявить себя в номинации: «Бумеранг Добра». Был представлен проект «Мир один на всех», который не оставил никого равнодушным. Представлял данный проект на конкурсе Смирнов Иван (воспитанник подготовительной группы №4), доброволец школы «Добрые дела дошколят», где стал победителям конкурса и решил для себя продолжить работу, так как не стоит останавливаться на достигнутом.

2.»Дом, в котором я живу».

Наш детский сад принял участие в городской акции «Дом, в котором я живу». Ребята вместе с воспитателями и родителями подготовили плакаты, рисунки, коллажи с призывами к жителям нашего 21 микрорайона сделать дома, дворы чистыми и уютными, соблюдать чистоту и порядок в подъездах. На экскурсии по микрорайону дети уже другими глазами взглянули на свои дворы и дома: как приятно, когда подъезд чистый, а рядом с домом заботливые соседи ухаживают за цветниками и радуют людей. Обратили внимание и на мусор, разрисованные грязные стены: всё это заставило детей задуматься над тем, от кого зависит порядок в доме, дворе, городе. «Чистый двор–чистый город!», «Чистота города – в наших руках», «Чистый двор – хорошее настроение», «Заботься о доме, в котором живёшь!» такие надписи на плакатах увидели жильцы домов, где побывали ребята и волонтеры из школы «Добрые дела дошколят». Дети встретились с дворником и побеседовали о его нелегком труде. Надеемся, эта акция разбудит в жителях нашего микрорайона добрые чувства.

3. «Подари улыбку другу».

Передавая свое тепло окружающим, мы делаем людей добрее. Такой настрой помог нам осуществить акцию: «Подари улыбку другу». Эта акция добра веселила и радовала как детей, так и взрослых. Во время прогулки добровольцы школы «Добрые дела дошколят» обошли вокруг детского сада и зарядили хорошим настроение всех вокруг. Дети читали стихи, пели песни, дарили подарки, говорили добрые слова. Все ребята получили большой заряд положительных эмоций. Родителям, сотрудникам МДОУ д/с № 98 раздавали смайлики с улыбкой, сопровождаемые доброжелательными пожеланиями и шутками. Позднее некоторые ребята признались, что этот день, был самым лучшим днем в их жизни.

4. «Покормите птиц зимой».

В декабре 2017 г. МДОУ д/с № 98 прошла акция «Покормите птиц зимой!». Волонтеры школы «Добрые дела дошколят» и воспитанники МДОУ д/с № 98 приняли активное участие в акции. Ребята многое узнали о жизни птиц зимой и о том, чем они питаются. Вместе с родителями ребята смастерили кормушки, принесли корм для птичек. Кормушек было так много, что вначале была организованна выставка, в которой дети сами презентовали свои кормушки. Выставка поразила своим разнообразием. На участке группы состоялось открытие «птичьей столовой». Теперь у детей есть замечательная возможность помочь зимующим птицам пережить холода, а также понаблюдать за ними. Копилка добрых дел пополняется! Кормушки для птиц развесили по участкам детского сада. Волонтеры школы призывают всех детей и родителей принимать участие в подкормке зимующих птиц!

5. «Быть здоровым – это модно».

В июле 2017г. в МДОУ д/с № 98 прошла акция «Быть здоровым – это модно», где приняли активное участие родители воспитанников. Основная цель данного мероприятия – формирование общественного мнения о необходимости формирования здорового образа жизни. Ребята совместно с родителями сами составляли распорядок дня и придумывали правила по здоровому питанию и гигиене. Волонтеры рассказала ребятам, что нужно делать для того, чтобы расти здоровыми, сильными и крепкими. Дошколята получили много интересной и полезной информации и с пользой провели время.

6. «Трудовой десант».

Все лето работал волонтерский отряд «Трудовой десант», которые проявили инициативу и помощь в наведении порядка в МДОУ д/с № 98. При этом главная цель отряда-воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости. Выделилась группа добровольцев из школы «Добрые дела дошколят» в составе 7 человек. Ребята следили за порядком на участке детского сада, ухаживали за клумбами, изготавливали совместно с младшими дошкольниками украшения для участка. Волонтерский отряд вместе с младшими дошкольниками на метеоплощадке «Маленькие метеорологи» проводили элементарные опыты, исследовали свойства предметов и явлений, развивали познавательную активность, логическое мышление и фантазию у малышей. Каждому участнику хотелось внести свою посильную помощь в общее дело и быть полезным. И нам это удалось!

7. «Бессмертный полк».

В преддверии Дня Победы 8 мая 2018 года в МДОУ д/с № 98 прошел парад воспитанников «Бессмертный полк», посвященный празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Дошкольники всех групп, начиная с самых маленьких, шествовали колонной в костюмах военных с транспарантами и фотопортретами своих родственников, шарами, цветами по территории детского сада. Память о героизме и подвиге прадедов, близких родственников дети, родители и сотрудники детского сада почтили минутой молчания и запуском разноцветных, воздушных шаров в небо. В холле была оформлена стена памяти «Бессметный полк». Волонтеры школы «Добрые дела дошколят» представили презентации и рассказы о своих прадедах-ветеранах, где рассказали о героических подвигах. В рамках акции старшие дошкольники оформили «фронтовые» письма, конверты-треугольники в память о страшных днях войны. По окончании акции у старших дошкольников прошел музыкально-литературный вечер «Память бережно храним», где дети пели и слушали военные песни, танцевали, читали стихи. От искренности и проницательности строк замирало сердце, а от боли потерь капали слезы. Это был потрясающий праздник! Необыкновенные эмоции детей и родителей.

8. «Президентская компания».

В преддверии выборов президента РФ 2018 в МДОУ д/с № 98 по инициативе детей состоялась деловая игра «Выборы президента группы». Развернулась нешуточная «политическая борьба»: ребятам предстояло выполнить нелегкую задачу – они должны были выбрать президента группы. На этот пост претендовали 2 кандидата из школы волонтеров «Добрые дела дошколят» Ярослав Саломатин и Кирилл Павлов, воспитанники подготовительной группы № 4, которые представили свои предвыборные программы юным жителям детского сада «Ивушка». По итогам состоявшихся выборов победил Кирилл Павлов, что не удивительно, ведь он пообещал изменить жизнь в саду к лучшему, построить футбольное поле для мальчиков, а для девочек–салон красоты. Будущий президент получил удостоверение президента и подарок. Деловая игра «Выборы» вызвала огромный интерес не только у детей, педагогов, но и у их родителей, которые пришли после работы проголосовать за своего кандидата. Мэр города Волжского Игорь Воронин лично поздравил Кирилла Павлова с победой.

9. Семейный фестиваль «Чудный миг».

В преддверии старого Нового года в камерном зале Центра культуры и искусства «Октябрь» прошел семейный фестиваль «Чудный миг». Спеть рождественские песни пришли волонтеры, а также воспитанники МДОУ д/с № 98 с родителями и педагогами. Был издан сборник рождественских песен, которые малыши разучивали заранее. В завершение мероприятия перед собравшимися выступил благочинный Волжского округа протоиерей Александр Копейкин. Он вручил музыкальным руководителям дипломы участников, а ребятам – сладкие подарки.

10. Праздничный карнавал «Яркие люди».

В Волжском 16 июля 2017 г. состоялся праздничный карнавал, посвященный Дню рождения города! Разноцветье масок, атмосфера веселья, юмора и прекрасного настроения–самый необычный творческий проект под открытым небом! Колонна ярких волжан под веселые песни проследовала от Дворца творчества детей и молодежи до пл. Ленина, где участники карнавала представили красочные флешмобы. Волжане с восторгом встречали участников карнавала на главной площади города в парке «Волжский». Педагоги города ярким шоу «Мэри Поппинс» напомнили гостям праздника, что все мы–родом из детства! А наши «Стиляги» воспитанники МДОУ д/с № 98 и волонтеры школы «Добрые дела дошколят» были самыми яркими участниками праздника, которые зарядили публику драйвом и зажигательными танцами.

Детям очень нравится выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу, не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть волонтерского движения в МДОУ д/с № 98 «Ивушка».

Анализируя опыт работы «волонтеского» движения в МДОУ д/с № 98 мы пришли к выводу, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд стали более коммуникабельны, легко вступают в контакт, научились слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Мы считаем, что главный ресурс технологии «волонтерства» – это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, социального и познавательного) от старших к младшим дошкольникам и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде. Опыт работы в этом направлении показывает, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Мы не останавливаемся на достигнутом, в перспективе развития волонтерского движения МДОУ д/с № 98 «Ивушка» –это включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.

Литература:

  1. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. – М.: Вентана – Граф, 2016. – 184 с. – (Тропинки).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
  3. Клешина С.А. Орехова В.И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с.98-99.

Волонтер или доброволец? Какие изменения в законодательстве стоит ожидать в ближайшее время

21 июня 2013 года законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)» (далее — законопроект «О волонтерстве») был внесен на рассмотрение Госдумы. В случае его принятия Госдумой, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ он может вступить в силу уже 1 января 2014 года.
Волонтерское движение сегодня приобретает массовый характер, с каждым годом привлекая все больше людей различного возраста и социального статуса. Если на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году принимало участие 2 191 волонтеров, то на прошедших в прошлом году Олимпийских играх в Лондоне трудились уже 60 тыс. добровольцев. Страной-рекордсменом по количеству привлеченных для проведения Олимпийских игр волонтеров остается Китай — в 2008 году Олимпийские игры в Пекине безвозмездно помогали организовывать 500 тыс. людей1.

По данным опроса Фонда общественного мнения, проведенного 27 мая 2012 года, пока только 11% россиян имели опыт участия в волонтерской деятельности, однако 39% опрошенных допускают возможность своего участия в волонтерской деятельности в будущем (из них 13% намереваются оказывать волонтерскую помощь в одиночку). 41% опрошенных исключает для себя такую возможность, и 19% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.

Неудивительно, что правовое регулирование волонтерства вызывает интерес как у волонтеров (в том числе потенциальных) так и у получателей их помощи.

В настоящее время правовой статус волонтера определен в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Федеральный закон «О благотворительной деятельности»), использующем термин «доброволец».

Наша справка

Действующее законодательство использует термины «добровольцы» и «волонтеры», вкладывая в них не совсем идентичное содержание.

Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) (ст. 5 Федерального закона «О благотворительной деятельности»).

Волонтеры — граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность (п. 3.1 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»). Этим термином оперирует также Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Исходя из этих определений можно сделать вывод, что законодатель рассматривает волонтерство как разновидность добровольчества в строго определенной сфере.

Безвозмездный труд волонтеров используется в различных областях — ликвидация последствий стихийных бедствий, проведение спортивных мероприятий, поиск людей, помощь социально незащищенным слоям населения и в других сферах, где государство не имеет возможности в полной мере удовлетворить потребности граждан. Поэтому в волонтерской деятельности заинтересовано и государство, и общество в целом, что выражается в принятии соответствующих мер поддержки волонтерства.

Какие компенсации получают волонтеры сегодня и на какие преимущества могут рассчитывать? Социально полезная добровольческая деятельность стимулируется различными способами, среди которых:

1. Компенсации, которые перечислены в Федеральном законе «О благотворительной деятельности» и могут предоставляться по согласованию сторон.

23 декабря 2010 года внесены поправки в Федеральный закон «О благотворительности», дополнившие его положения ст. 7.1 «Правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности»(Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и статью 7 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»). Например, добровольцам разрешили заключать гражданско-правовые договоры как непосредственно с благополучателем, так и с благотворительной организацией с целью участия в ее деятельности. Однако на практике чаще всего с волонтерами заключается только соглашение о соблюдении конфиденциальности полученной в ходе осуществления волонтерской деятельности.

В законодательстве содержится косвенное упоминание о праве использовать безвозмездный труд граждан некоммерческими организациями (ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для коммерческих структур подобная возможность не предусмотрена ни прямо, ни косвенно, однако и не запрещена. По нашему мнению, коммерческая организация вправе использовать труд добровольцев при реализации ею, к примеру, какого-либо социального проекта, однако следует обратить внимание на один нюанс. Согласно ст. 67 ТК РФ, при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Может возникнуть такая ситуация, при которой недобросовестный работник, допущенный к работе в качестве волонтера на основании устного договора, обратится в суд с требование заключить с ним трудовой договора на основании указанной статьи. Поэтому мы рекомендуем коммерческим организациям заключать с волонтерами договор безвозмездного выполнения работ (оказания услуг) в письменной форме.

Вместе с тем, если следовать букве закона, не всякий безвозмездный труд, даже в некоммерческой организации, может быть признан добровольческим. Дело в том, что добровольцы осуществляют именно благотворительную деятельность, закрытый перечень видов которой назван в Федеральном законе «О благотворительной деятельности» (ст. 2, ст. 5).

Перечень видов деятельности, осуществление которых дает право на получение статуса добровольца

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
  • охрана окружающей среды и защиты животных;
  • охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • содействие добровольческой деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан (ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности»).

К примеру, одной из таких целей является оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения. Если же волонтер будет безвозмездно проводить занятия по финансовой грамотности и правилам управления семейным бюджетом, то, по смыслу указанной нормы, он не будет признаваться добровольцем.

Это приобретает значение в свете того, что действующее законодательство позволяет предусмотреть в гражданско-правовом договоре с добровольцем компенсацию его расходов на проезд, проживание, питание, покупку средств индивидуальной защиты и уплату страховых взносов на ДМС. Впоследствии эти суммы будут освобождаться от обложения налогами и взносами во внебюджетные фонды. Таким образом, если доброволец осуществляет безвозмездную деятельность, которая не признается законодательством благотворительной, он обязан будет уплатить с этой суммы НДФЛ и страховые взносы во внебюджетные фонды, т. е. отдать почти половину суммы компенсации его расходов государству.

По смыслу положений ГК РФ, несмотря на безвозмездность и добровольность труда волонтера, в случае заключения с ним гражданско-правового договора и закрепления в этом договоре обязанности волонтера выполнить ту или иную работу, волонтер тем не менее не может отказаться от его исполнения в одностороннем порядке (ст. 310, ст. 407, ч. 3 ст. 420, ст. 423).

Все сказанное справедливо для договора, заключенного в письменной форме. Вместе с тем, закон позволяет урегулировать отношения волонтера и лица, использующего или получающего его помощь, и устным договором. В этом случае доброволец уже не имеет права на возмещение своих расходов (ч. 3 ст. 7.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности»).

Трудовой договор с волонтером не может быть заключен, поскольку трудовое законодательство не предусматривает возможности привлечения работника по трудовому договору к безвозмездному труду — напротив, одним из признаков трудовых отношений признается выполнение работником трудовой функции за плату (ст. 15 ТК РФ).

Хочу быть волонтером

Если вы хотите присоединиться к волонтерскому движению, но не знаете, как это сделать, есть несколько путей:
1. Если вы уже выбрали область приложения своих способностей, можно ознакомиться с сайтами действующих в той или иной сфере благотворительных организаций и НКО, и предложить им свои услуги непосредственно.
2. Изучить сайты объединений волонтеров — на них, как правило, можно узнать о планируемых или реализуемых волонтерских акциях и проектах. Например, на портале Службы координации волонтеров можно узнать о подходящих вам формах волонтерства, пройдя интерактивный опрос, а на главной странице сайта благотворительного движения «Все вместе» размещены ближайшие добровольческие мероприятия, к которым можно присоединиться, а также перечень благотворительных организаций по сферам их деятельности. На портале «Я волонтер» можно ознакомиться с интерактивной картой волонтерских проектов по всему миру и прочитать рассказы волонтеров о участии в таких проектах.
3. Иногда для реализации крупного волонтерского проекта может создаваться специальный интернет-портал — примером может служить Официальная страница волонтеров Олимпийских зимних игр и Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. На таких сайтах узнать все подробности оказания волонтерской помощи в рамках конкретных волонтерских акции или проекта и подать заявку на участие в них.

2. Освобождение сумм указанных компенсаций от налогообложения и обложения страховыми взносами. С 1 января 2012 года не облагаются НДФЛ суммы, полученные добровольцами в качестве компенсаций проезда, проживания, питания, покупки средств индивидуальной защиты и уплаты страховых взносов на ДМС (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности»).

Вместе с тем, следует различать компенсацию уже затраченных добровольцем средств на участие в том или ином проекте и фактическую оплату расходов получателями помощи волонтеров или иными организациями (к примеру, покупка билетов или оплата гостиничного номера) — это имеет значение для налогообложения. В первом случае сумма компенсации расходов волонтера не будет облагаться НДФЛ, а во второй ситуации стоимость билета или проживания будет считаться доходом, полученным волонтером в натуральной форме, и, следовательно, облагаемым НДФЛ. То же правило касается, к примеру, предоставления в собственность волонтера форменной одежды и вещевого имущества (письмо ФНС России от 7 мая 2013 г. № НД-17-3/55 «О налоге на доходы физических лиц»). Однако Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 152-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» доходы добровольцев и волонтеров в натуральной форме в виде форменной одежды и вещевого имущества освобождаются от налогообложения НДФЛ. При этом действие данного правила имеет обратную силу и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.

По общему правилу, выплаты добровольцам не облагаются и страховыми взносами во внебюджетные фонды (ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Исключением из сумм, освобождаемых от обложения НДФЛ и страховыми взносами, являются суммы компенсаций на питание, превышающие установленный п.3 ст. 217 НК РФ размер суточных — 700 руб. за каждый день внутри страны и 2500 руб. за каждый день нахождения за пределами России. Иными словами, если волонтеру будет компенсированы расходы на питание в размерах свыше суточных, на сумму такого превышения будут начисляться страховые взносы.

Дополнительные преимущества законодатель предоставил тем волонтерам, которые участвуют в подготовке и проведении крупных спортивных мероприятий — Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи 2014 года и Всемирной летней универсиады в Казани 2013 года. Так, прямо закреплено, что доходы таких добровольцев в натуральной форме не включаются в налоговую базу по НДФЛ (п. 51 ст. 217 НК РФ).

Для таких волонтеров установлены дополнительные изъятия из облагаемого страховыми взносами дохода — в суммах компенсаций на оформление виз и приглашений, обучения, услуги связи и транспорта, лингвистическое сопровождение, покупку сувениров, а также страховые взносы по договорам страхования в пользу добровольцев (п. 6, 7 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
Кроме того, для иностранных граждан, принимающих участие в проведении Олимпийских и Паралимпийских игр в 2014 году, закреплен льготный миграционный режим — они не подлежат учету по месту пребывания и освобождаются от получения разрешений на работу (ст. 12.2, 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

3. Неофициальные льготы и преимущества. К ним могут относиться, к примеру, право бесплатно посещать мероприятия некоммерческих организаций, в которых трудится волонтер, скидки на их продукцию и услуги, бесплатный доступ к полезным информационным ресурсам и т. д.

Кроме того, несмотря на то, что работа волонтеров не оплачивается, она нередко дает полезные знания и навыки и помогает установить личные контакты. Все это впоследствии может оказать содействие в успешном трудоустройстве человека с опытом волонтерства.

Законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)»: что нового? Разработка законопроекта была направлена на систематизацию и устранение пробелов действующего законодательства о волонтерстве, а также упорядочение добровольческой деятельности.

Таблица 1. Сравнительный анализ действующих правил организации и осуществления волонтерской деятельности и предлагаемых законопроектом «О волонтерстве».

Предмет регулирования Старый порядок Новый порядок (на основе законопроекта «О добровольчестве (волонтерстве)» №300326-6)
1 Понятия «доброволец» и волонтер» По смыслу ст. 5 Федерального закона «О благотворительности» и п. 3.1 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», волонтер — это доброволец, участвующий в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий, т. е. эти термины рассматриваются как общее и частное. Объемы прав добровольца и волонтера также различны. Эти термины синонимичны и предполагают одинаковый объем прав (ст. 2).
2 Формы и виды добровольческой деятельности Не определены.
Перечень видов деятельности, которая может быть отнесена к добровольческой, носит закрытый характер (ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности»)
Выделены основные формы добровольческой деятельности:
индивидуальная;
групповая (в составе добровольного незарегистрированного сообщества граждан);
деятельность через добровольческую организацию (ч. 1 ст. 5).
Приведены основные виды волонтерской деятельности, при этом перечень их остается открытым (ч. 2 ст. 5).
3 Действие законодательства о волонтерстве 1. Из сферы действия исключены отношения, возникающие при формировании целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал и использовании полученных от него доходов (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О благотворительности»).
2. Установлено, что осуществление благотворительной деятельности в период избирательной кампании или кампании референдума регулируется Федеральным законом «О благотворительной деятельности», а также законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах
1. Из предмета регулирования исключены отдельные добровольческие (волонтерские) акции, осуществляемые на основе семейных, дружеских, добрососедских или корпоративных отношений, а также деятельность, направленная на продвижение товаров, работ и услуг (ч. 3 ст. 1).
2. Деятельность по поддержке политических партий, общественных объединений и ассоциаций и участие в предвыборной агитации в пользу отдельных кандидатов, их групп и политических партий также исключены из сферы действия законодательства о волонтерстве (ч. 3 ст. 1)
4 Порядок осуществления добровольческой деятельности Для всех категорий добровольцев не определен, но порядок осуществления некоторых видов волонтерской деятельности получил закрепление в законе (Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»). Закреплены определения и статус организатора добровольческой деятельности (ст.10), добровольческой организации (ст. 9), координатора волонтеров (ст. 8), а также полномочия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области волонтерства (ст. 12-14).
Кроме того, установлено, что привлекать добровольцев к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций имеют право только государственные и муниципальные органы, а также привлекаемые ими организации (ч. 2 ст. 10).
5 Учет деятельности волонтера На федеральном уровне не установлен.
Некоторые регионы вводят или декларируют необходимость введения такого учета (см., например, разработанные Департаментом по делам молодежи Самарской области Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации)
По усмотрению субъектов федерации может быть введена система учета регистрации волонтеров и их объединений. Зарегистрированные в ней субъекты получат доступ к информации о планируемых и осуществляемых добровольческих акциях и программах (ст. 7).
Волонтер может получить электронную карту, обеспечивающую доступ к информации о характере, месте и количестве часов осуществленной им добровольческой деятельности, а также полученной подготовке, поощрениях и допущенных нарушениях (ст. 2). Эти сведения о каждом волонтере также включаются в информационную систему, но по заявлению волонтера могут быть исключены из нее.
Отсутствие региональной системы учета, а также отсутствие электронной карты волонтера не является препятствием для осуществления добровольческой деятельности (ст. 7).
6 Информационная поддержка добровольчества Не закреплена. Предусмотрено создание информационной системы добровольчества. Она будет содержать сведения сведений о волонтерских организациях, волонтерах, волонтерских проектах и акциях и ходе их реализации, государственных и муниципальных программах поддержки и стимулирования добровольчества и иных сведений, касающихся добровольчества (ст. 2).
7 Требования к волонтерам Не установлены. Закрепляются следующие требования к минимальному возрасту волонтеров (ч.2 ст.6):
1. Дети в возрасте до 14 лет участвуют в волонтерской деятельности только с письменного согласия родителей или в их сопровождении.
2. Дети в возрасте до 18 лет могут осуществлять волонтерскую деятельность при условии, что она не причиняет вред их здоровью и нравственному развитию и не нарушает процесс обучения.
3. К проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций допускаются только добровольцы (волонтеры) старше 18 лет, имеющие специальную подготовку.
Кроме того, волонтеры, допускаемые в учреждения социальной сферы, не должны иметь заболеваний, перечень которых должен быть установлен постановлением Правительства РФ, а волонтеры, допускаемые к работе с детьми, должны соответствовать требованиям ст. 351.1 ТК РФ (п. 13 ч. 3 ст. 6).
8 Права и обязанности волонтеров, их объединений, а также организаторов волонтерской деятельности

Установлена возможность закрепления таких прав и обязанностей в соглашении (ч. 1 и ч. 2 ст. 7.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности»).

Кроме того, закреплен правовой статус работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных (гл. 3 Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»)

Закреплен перечень прав волонтеров, среди которых:
право на свободный выбор участия или прекращения участия в добровольческой деятельности;
получение от организатора или волонтерской организации рекомендательных писем;
получение идентификационного номера и удостоверения личности, а также исключение сведений о себе из информационных ресурсов;
обязательное страхование жизни и здоровья при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций (ч. 2 ст. 10);
получение наград, подарков в натуральной форме, почетных грамот и благодарностей;
первоочередную покупку билетов к месту осуществления волонтерской деятельности
и другие (ч.3 ст. 6).
9 Поддержка волонтерской деятельности Компенсация расходов волонтера может быть предусмотрена гражданско-правовым договором, заключаемым в письменной форме с получателем помощи или организацией, организующей волонтерскую деятельность (ст. 7.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности»).
Кроме того, налоговым законодательством и законодательством о страховании предусмотрены освобождение этих сумм от обложения налогами и страховыми взносами.
Указанные меры поддержки волонтерской деятельности сохраняют свою силу.
Помимо этого, выделены и иные формы, в которых может быть реализована такая поддержка: материально-техническое, имущественное и финансовое обеспечение волонтерских организаций, полное или частичное освобождение волонтеров от оплаты государственных или муниципальных услуг, финансирование на конкурсной основе волонтерских программ и проектов и т. д.
Нормативное закрепление конкретных форм поддержки волонтерства в оставлено на усмотрение федерального и регионального законодателя (ст. 11).

Как видим, существуют некоторые противоречия между Федеральным законом «О благотворительной деятельности»и законопроектом «О волонтерстве» — например, в части сферы действия законодательства о волонтерстве. Переходные положения законопроекта (гл. 4), а также общие положения (гл. 1) не содержат указания на его приоритетное применение в случае коллизии с другими нормативными актами, в отличие от Федерального закона «О благотворительной деятельности»(ч. 2 ст. 3). Из этого следует, что в случае принятия законопроекта в таком виде многие его положения не получат реализации.

Сравнительный анализ показывает, что законопроект «О волонтерстве»носит рамочный характер — многое оставлено на усмотрение самих волонтеров и их объединений и организаторов, что логично, учитывая добровольный и инициативный характер добровольческой деятельности. Кроме того, предусмотрено принятие государственных и муниципальных программ поддержки добровольчества и финансового обеспечения их деятельности (гл. 3).

Законопроект не устанавливает ограничения для юридических лиц, способных выступать организаторами волонтерской деятельности, но вместе с тем, исключает из сферы своего действия корпоративное волонтерство. Вместе с тем, такая форма волонтерства сегодня интенсивно набирает обороты. К примеру, корпоративное волонтерство является частью корпоративной культуры Банка УРАЛСИБ, Компании «ЭЛЬДОРАДО», Группы компаний «НОВАРД»и многих других крупных российских организаций.

Одним из основных нововведений законопроекта «О волонтерстве» является попытка государственного урегулирования волонтерского движения, что может негативно восприниматься самими волонтерами. Так, руководитель волонтерского проекта фонда «Подари Жизнь» Гузель Латыпова отмечает: «Я считаю принятие такого закона не целесообразным в данный момент времени. Волонтерское движение в России только-только начинает принимать цивилизованный вид, и даже небольшое вмешательство государства в этот вопрос может крайне негативно сказаться на развитии волонтерства в целом. В случае, если принятие этого законопроекта неизбежно, он должен опираться на опыт и знания известных волонтерских организаций, и к обсуждению необходимо привлекать как можно больше сотрудников и координаторов волонтерских проектов. Пытаться мотивировать людей идти в волонтеры, приманивая их книжками, льготами, бесплатными билетами значит искажать самое понятие волонтерства».

Вместе с тем, волонтер может осуществлять волонтерскую деятельность и не будучи зарегистрированным в качестве волонтера (ч. 1 ст. 6), волонтерские организации также сохраняют свою самостоятельность (ст. 9). Основная часть императивных правил законопроекта направлена на обеспечение безопасности самих волонтеров и адресатов их помощи, а также на оказание волонтерам государственной поддержки, что может быть расценено только положительно.

С полным текстом законопроекта можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы (номер законопроекта 300326-6, полное наименование документа: проект федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)».

Новости по теме:

  • Законопроект о добровольчестве (волонтерстве) внесен в Госдуму — ИА «ГАРАНТ», 21 июня 2013 г.
  • Период работы волонтером предлагают включать в трудовой стаж по соответствующей специальности — ИА «ГАРАНТ», 11 октября 2011 г.
  • Выплаты, связанные с работой волонтеров на Олимпийских играх-2014, освобождены от страховых взносов — ИА «ГАРАНТ», 7 июня 2011 г.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
  • Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  • НК РФ
  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 1054-р)

1 По данным Официальной страницы Олимпийских зимних игр и Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *