Условия выплаты стимулирующих выплат

Положение о порядке и условиях осуществления выплат стимулирующего характера работникам

Положение
о порядке и условиях осуществления выплат стимулирующего характера работникам
ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Ленинского района города Нижнего Новгорода»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Положения об оплате труда работников государственных казенных учреждений Нижегородской области «Управление социальной защиты населения района (города)», утвержденного постановлением

Правительства Нижегородской области от 01.07.2011 года № 506, (далее Положение об оплате труда) и устанавливает порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера работникам Учреждения.

1.2. Положение распространяется на работников Государственного казенного учреждения «Управления социальной защиты населения Ленинского района города Нижнего Новгорода» (далее — Учреждение), занимающих должности (ставки) в соответствии со штатным расписанием.

1.3. Выплаты стимулирующего характера направлены на обеспечение заинтересованности работников учреждения в конечных результатах труда и устанавливаются работнику в зависимости от его личного вклада в выполнение задач, стоящих перед учреждением, с учетом критериев, позволяющих оценить результативность, объем (интенсивность) и качество его работы.

2. Порядок и условие установления стимулирующих выплат

2.1. Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения с учетом мнения представительного органа работников, заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, оформляются протоколом заседания балансовой комиссии и приказом учреждения.

2.2. В целях поощрения работников за выполненную работу в соответствии с Перечнем выплат стимулирующего характера, утвержденным приказом департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области от 18.06.2008 № 230 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в государственных бюджетных учреждениях Нижегородской области и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в государственных бюджетных учреждениях Нижегородской области», в учреждении устанавливаются:

  • выплата за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплата за качество выполняемых работ;
  • выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет (далее — выплата за выслугу лет);
  • премиальные выплаты по итогам работы.

2.3. Выплата за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается работнику на срок не более чем до конца года и мотивирует работника к выполнению больших объемов работ с меньшими затратами ресурсов (материальных, трудовых, временных и так далее). В качестве критериев, определяющих интенсивность и высокие результаты работы, учитываются:

  • профессионализм и оперативность при выполнении трудовых функций;
  • применение в работе современных форм и методов организации труда;
  • выполнение большего объема работ за меньший относительный временной интервал;
  • сложность выполняемых работ.

Водителям автомобилей всех типов производится выплата за классность. За первый класс — в размере 25 процентов, второй класс — 10 процентов ставки заработной платы.

2.4. Выплата за качество выполняемых работ производится с целью поощрения работников за качество работы на основании оценки результатов их труда за отчетный период при:

  • соблюдении требований к процедурам при оказании государственных услуг;
  • соблюдении установленных сроков оказания государственных услуг;
  • качественной подготовке и проведении мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения.

2.5. Выплаты за выслугу лет производятся ежемесячно к должностному окладу, ставке заработной платы работников в следующих размерах:

При общем трудовом стаже Размер выплаты за выслугу лет в процентах к должностному окладу, ставке заработной платы, %
от 1 до 3 лет 5
от 3 до 5 лет 10
от 5 до 10 лет 15
от 10 до 15 лет 20
более 15 лет 30

Установление выплаты за выслугу лет осуществляется на основании приказа руководителя учреждения по представлению комиссии по определению стажа работы, созданной в учреждении.

2.6.Премиальные выплаты по итогам работы осуществляются по итогам работы за определенный период (месяц, квартал, иной период текущего года) с целью поощрения работников за общие результаты труда. При премировании учитываются:

  • добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде (отсутствие замечаний со стороны руководителей);
  • своевременность и полнота подготовки отчетности;
  • инициатива, творчество при выполнении работы;
  • достижение и превышение плановых и нормативных показателей работы;
  • участие в течение соответствующего периода в выполнении особо важных работ, мероприятий.

2.7. Работникам выплачиваются разовые премии в связи с юбилейными датами, профессиональными и иными праздниками, событиями.

2.8. Разовые премии в отношении работников впервые принятых в УСЗН и находящихся на испытательном сроке, принимается по результатам решения балансовой комиссии.

2.9. Разовые премии в отношении работников занимающих не полную ставку, выплачиваются пропорционально занимаемой ставке.

2.10. Разовые премии работникам, являющимися внутренними совместителями, выплачиваются по одной ставке.

2.11. Стимулирующие выплаты, установленные по итогам работы за текущий месяц могут выплачиваться в день выдачи зарплаты за истекший месяц.

2.12. Руководитель учреждения самостоятельно или по представлению руководителей структурных подразделений снижает размер или лишает работника стимулирующих выплат, за исключением выплат за выслугу лет и за классность водителям автомобилей, за упущения в работе или ухудшение показателей работы, в том числе по следующим основаниям:

  • неисполнение обязанностей, возложенных должностной инструкцией;
  • нарушение штатной, финансовой дисциплины;
  • представление недостоверной информации;
  • невыполнение правил по охране труда, технике безопасности;
  • нарушение правил внутреннего трудового распорядка.

Трудовой кодекс разрешает работодателям устанавливать для работников различные стимулирующие надбавки, которые выплачиваются по результатам труда в конце определенного периода.

Условия получения выплаты стимулирующего характера

Все условия должны быть оформлены в письменном виде, в локально-нормативном акте или трудовом договоре работника.

Перечень критериев для стимулирующих выплат

Критерии стимулирующих выплат могут включать в себя:

  • добросовестное отношение к работе;
  • количество брака в выпущенной продукции;
  • выполнение установленного плана;
  • превышение плана;
  • выполнение разовых поручений;
  • результаты работы предприятия по результатам определенного периода (квартала, года) и т.д.

Этот перечень не исчерпывающий, его определяет работодатель. Также в перечень критериев для стимулирующих выплат может входить условие о выплатах при наличии денежных средств у предприятия. Таким образом работодатель страхует себя от убытков, связанных с выплатой заработной платы. Но этот критерий можно использовать не во всех случаях. Например, если в качестве стимулирующей выплаты установлено повышение сдельной расценки за единицу продукции после достижения определенного объема.

Протокол распределения стимулирующих выплат

Этот документ используют в случае, когда на бригаду (цех) работодатель выделяет определенную денежную сумму, которую распределяют между работниками, соответственно их вкладу в трудовой процесс. Установленной формы протокол не имеет, его разрабатывает сам работодатель, например, в нем может отражаться объем произведенной тем или иным работником продукции (величина продаж) или количество отработанных часов.

Как оформляются документально выплаты стимулирующего характера

Все что касается стимулирующих выплат, должно быть оформлено в письменном виде, соответствующими документами.

Какой документ устанавливает доплаты и надбавки стимулирующего характера

Порядок выплаты и что относится к стимулирующим выплатам, определяет отдельный локально-нормативный документ. Его утверждает и разрабатывает работодатель. Если на предприятии есть орган, защищающий права работников, то этот документ с ним согласовывается.

Обратите внимание! Отказ профсоюза в согласовании того или иного пункта не является препятствием для его утверждения, так как в данном случае носит ознакомительный характер.

Здесь же прописываются критерии стимулирующих выплат, и за что работнику грозит лишение стимулирующих выплат.

Приказ о выплатах стимулирующего характера: образец

Если предприятие имеет небольшую численность, и простую систему премирования, то ее может утвердить приказ о стимулирующих выплатах. Этот документ составляется в свободной форме, на бланке организации с соблюдением всех правил делопроизводства.

Также, приказ о стимулирующих выплатах может быть оформлен на отдельного человека, которому устанавливается та или иная доплата, либо она носит разовый характер. В данном случае, можно использовать унифицированную форму Т-11 или Т-11а, либо написать приказ просто на бланке предприятия.

Приказ о лишении стимулирующих выплат: образец

Отмена стимулирующих выплат также должна оформляться приказом по организации.

В данном случае могут оформляться следующие виды приказов:

  • приказ, отменяющий или изменяющий какие — либо выплаты по организации в целом;
  • приказ, отменяющий стимулирующие выплаты в составе заработной платы одного работника, например, лишение ежемесячной премии.

Со всеми приказами, которые касаются премии, работодатель должен знакомить работников под роспись. В случае, когда приказом заменятся локально-нормативный акт, с ним нужно знакомит всех сотрудников при приеме на работу.

Компенсационные выплаты – это надбавки, мотивирующие сотрудников повышать уровень труда. Что относится к компенсационным и стимулирующим выплатам, определяет работодатель. Для этого оформляют отдельный локально-нормативный акт, либо приказ о стимулирующих выплатах. Образец этого документа не установлен на законодательном уровне, поэтому его можно издавать в свободной форме. Важным условием является перечень критериев для стимулирующих выплат, с его помощью определяется, кому из работников положено начисление премиальных сумм.

Какие существуют виды стимулирующих выплат

Каким именно способом работодатель будет выделять поощрения своим сотрудникам, в законодательстве четко не обозначено. Руководитель принимает решение самостоятельно и отображает его в индивидуальных трудовых соглашениях. Далее издается приказ, на основании которого осуществляется начисление стимулирующих выплат. Самыми распространенными бывают такие:

  • доплаты – даются за выполнение работниками дополнительных обязанностей или получение ими категорий, званий;
  • премии – выплачиваются за разного рода деятельность, начисляются на постоянной основе (в процентах от оклада) или носят индивидуальный характер (конкретному человеку за особые заслуги);
  • надбавки – бывают регулярные или периодические, в некоторых случаях руководитель вправе снять их с подчиненного;
  • мотивация в натуральной форме – выражается в виде продукции или предоставлении услуг;
  • вознаграждение – может производиться единожды по окончании календарного года или ежемесячно.

Вам может быть интересно: Как получить адресную помощь от государства?

Дополнительные финансовые выплаты за отличное выполнение работы, большой стаж, новаторские идеи назначаются с целью поощрения сотрудников, повышения их профессионализма и недопущения потери ценных кадров.

ВНИМАНИЕ! Оплата за работу свыше нормы и в ночные смены законом не рассматривается как стимулирующая выплата.

Рассчитывать на данные виды финансовой мотивации могут работники как бюджетных учреждений, так и коммерческих предприятий.

Порядок назначения стимулирующих выплат

Во избежание спорных вопросов при выполнении условий премирования работодателю необходимо придерживаться утвержденной законодательством процедуры. При определении кандидатов на получение вознаграждений обращают внимание на такие показатели:

  • уровень выполнения должностных обязанностей и квалификацию сотрудника;
  • занимаемую должность и его степень ответственности;
  • эффективность внедрения новаторских методик в своей деятельности;
  • заинтересованность в высоком и скором результате (его личный вклад);
  • укомплектованность штата, взаимоотношения с подчиненными, уровень показателей организации (для руководителей).

Проводят процедуру стимулирования таким образом:

  1. Формируется комиссия для оценки работы сотрудников. В ее состав (путем голосования) входит руководитель предприятия, заместитель и представители коллектива (не менее трех человек). Привлекают и члена профсоюза, если он имеется в данной организации. Заполняется и подписывается всеми участниками протокол, в котором указываются получатели поощрения и сумма выплат.
  2. Работодатель документально подтверждает порядок начислений (в договорах и актах предприятия).
  3. Создается приказ с указанием одного или целого списка сотрудников, которым будут предоставлены выплаты. Если премии будут получать все труженики, тогда их данные можно не указывать.
  4. По просьбе подчиненных знакомят их с распоряжением и размером поступлений.
  5. Приказ передается в бухгалтерию для подготовки выплат, а потом на 75 лет переносится в архив.

ВНИМАНИЕ! Мотивация работников денежными выплатами является правом работодателя, а не его обязанностью.

Однако при использовании методов стимулирования необходимо пользоваться только законодательной базой.

Особенности назначения выплат в бюджетном учреждении

Правила поощрительных выплат в некоммерческих организациях определены Приказом Минздравсоцразвития РФ №818. В нем указаны необходимые условия для назначения таких надбавок и их виды. Например, за такие достижения:

  • высокую квалификацию;
  • выслугу и непрерывный стаж;
  • успешное выполнение важных заданий;
  • результативные показатели.

Для подсчета суммы стимулирующих выплат педагогам пользуются системой баллов. Каждый педагог их набирает себе индивидуально. При этом учитывают успеваемость детей и их победы на олимпиадах, общение с родителями, внеурочную работу (экскурсии, походы). Высоко ценится и качество оформления кабинета, а также забота о детях из неблагополучных семей.

В детских учебных заведениях 60% финансового фонда выделяется на воспитателей и педагогов. Остальные распределяются между другим персоналом (нянями, дворниками, сторожами).

Для оценки руководителей школ и детских садов берут такие показатели:

  • работа с одаренными детьми;
  • отсутствие жалоб;
  • участие в деятельности молодых специалистов;
  • взаимодействие с родителями;
  • высокие показатели успеваемости и ЕГЭ.

Окончательное принятие решения о премиях принимается на педагогических советах.

Начавшаяся в 2011 году модернизация медицины в стране дает возможность получить мотивационные премии врачам, среднему и младшему медперсоналу. Объем выплат определяет то учреждение, где трудится человек. Размер зависит от:

  • местности;
  • профиля и масштаба заведения;
  • количества оказанных услуг.

Оценивается качество работы медика, учитывается его период деятельности. Если требования не соблюдены, то в стимулирующих выплатах труженикам может быть отказано.

Работники культуры также могут рассчитывать на получение дополнительных финансовых поступлений. Для этого им необходимо:

  • иметь соответствующие профессиональные навыки, звания;
  • стаж непрерывной работы;
  • качественно выполнять обязанности.

Начисление доплат труженикам бюджетной сферы происходит на основе Положения о стимулирующих выплатах, которое принимается на собраниях коллектива.

Стимулирующие выплаты в эффективном контракте (Степанов С.Н.)

При переходе на эффективный контракт работник гарантированно получает только базовую часть оклада и компенсационные выплаты. А стимулирующие выплаты начисляются при соответствии работы показателям эффективности труда, принятым в учреждении. Рассмотрим особенности начисления стимулирующих выплат.

В большинстве случаев в трудовых договорах выплаты стимулирующего характера либо не упоминаются (надбавка за непрерывный стаж, за отсутствие замечаний и т.д.), либо условия их получения нечетко прописаны (различные виды премий). А ведь именно детализация условий получения стимулирующих выплат должна стать главным преимуществом эффективного контракта. Переход на систему эффективного контракта исключает стимулирующие выплаты постоянного характера (то есть не зависящие от качества выполняемой работы), а также выплаты, которые носят общий и формальный характер (например, за добросовестное выполнение трудовых обязанностей); системой вводятся стимулирующие выплаты на основании измеримых показателей качества, результативности и эффективности.

При установлении стимулирующих выплат в бюджетном учреждении следует руководствоваться Перечнем стимулирующих выплат <1>, а также примерными положениями об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета <2>.

<1> Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818.

<2> Например, Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минфина России, по виду экономической деятельности «Образование», утв. Приказом Минфина России от 30.10.2008 N 120н; Положение об оплате труда работников федеральных казенных учреждений, подведомственных Минздраву России, по виду экономической деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», утв. Приказом Минздрава России от 31.10.2014 N 696н.

При определении перечня и размера стимулирующих выплат следует учитывать и региональные нормативные акты <3>.

<3> Например, Постановление администрации муниципального района «Сосногорск» от 12.07.2013 N 987 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений образования муниципального района «Сосногорск» содержит Приложение 3, регламентирующее выплаты компенсационного характера.

Что нужно учитывать при разработке системы стимулирующих выплат?

При формировании системы стимулирующих выплат для работников конкретного учреждения следует ориентироваться на рекомендации, разработанные госорганами на региональном уровне.

При формировании перечня выплат стимулирующего характера рекомендуется руководствоваться законодательством, уставными задачами федеральных бюджетных учреждений, а также показателями оценки эффективности работы федерального бюджетного учреждения, устанавливаемыми главным распорядителем бюджетных средств.

Приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 425н утверждены Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений. В них указывается, что при формировании перечня стимулирующих выплат рекомендуется определить качественные и количественные показатели для каждой конкретной выплаты, при достижении которых данные выплаты производятся.

Для руководителя, его заместителей и главного бухгалтера предусмотрен свой перечень стимулирующих выплат.

Федеральные государственные органы — главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера <4>. Руководителю федерального бюджетного учреждения стимулирующие выплаты назначаются по решению федерального органа исполнительной власти (государственного органа), в ведении которого находится учреждение, с учетом достижения показателей госзадания из расчета до 5% плановых показателей по выплатам на оплату труда, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

<4> Пункт 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583.

Для руководителей бюджетных учреждений, получающих субсидии из бюджета субъекта РФ или органов местного самоуправления, стимулирующие выплаты устанавливаются в соответствии с местными законодательными актами в сфере оплаты труда.

В качестве показателя эффективности работы руководителя учреждения может быть определен рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы согласно решениям вышестоящих органов <5>.

<5> Пункт 25 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол N 11.

Системы стимулирования труда формируются на основе оценки как деятельности самого работника, так и учреждения в целом, что следует учитывать при разработке стимулирующих выплат. Алгоритм разработки системы стимулирования труда может быть следующим:

— обозначение целей и задач учреждения;

— анализ результатов деятельности структурного подразделения;

— определение результатов деятельности по конкретной должности;

— разработка критериев и показателей (которые надо достичь) оценки деятельности по конкретной должности;

— определение порядка проведения оценки.

Показатели и критерии эффективности работы следует установить с учетом следующих принципов:

а) объективности — размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда;

б) предсказуемости — работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда;

в) адекватности — вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда;

г) своевременности — вознаграждение должно следовать за достижением результатов;

д) прозрачности — правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.

Какие стимулирующие выплаты указывать в эффективном контракте?

Рекомендуется включать в систему оплаты труда и указывать в трудовых договорах и допсоглашениях следующие выплаты:

а) за интенсивность и высокие результаты работы (за интенсивность труда; высокие результаты; выполнение особо важных и ответственных работ);

б) за качество выполняемых работ (за наличие квалификационной категории; образцовое выполнение государственного (муниципального) задания);

в) за выслугу лет; стаж непрерывной работы;

г) премиальные выплаты по итогам работы (за месяц, квартал, год);

д) за выполнение тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

е) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами;

ж) за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (за совмещение; расширение зон обслуживания; увеличение объема работы; исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором; выполнение работ различной квалификации; работу в ночное время).

Работодатель может предусмотреть и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями.

Как прописывать условия осуществления выплат?

Условия осуществления стимулирующих выплат следует конкретизировать применительно к данному работнику учреждения.

В трудовых договорах должна быть проведена полная информация по каждой выплате.

Наименование выплаты

Условия получения выплаты

Показатели и критерии оценки эффективности деятельности

Периодичность

Размер выплаты

За подготовку обучающихся спортсменов высокой квалификации

Подготовка обучающихся спортсменов высокой квалификации, которым присвоено звание в период с 1 декабря предыдущего года по 1 декабря текущего года. Представление сведений работодателю с подтверждающими документами справки-подтверждения Министерства спорта, туризма и молодежной политики региона

Подготовка обучающихся спортсменов высокой квалификации, которым присвоены звания «Заслуженный мастер спорта», «Мастер спорта международного класса», «Мастер спорта»

Один раз в год

20 тыс. руб.,

10 тыс. руб.,

5 тыс. руб.

Критерии эффективности, на основании которых устанавливается стимулирующая часть заработной платы, должны вырабатываться с учетом мнения профсоюза.

Условия осуществления выплат, а также предоставления мер соцподдержки нужно излагать в понятной форме. Некоторые работодатели ограничиваются только ссылками на положения локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие вопросы осуществления выплат. Это неправильно. Если выплаты устанавливаются в абсолютном размере, рекомендуется указывать такой размер в трудовом договоре или допсоглашении. Размер выплат, устанавливаемых, например, в процентах, лучше отражать с обозначением всех условий, влияющих на размер выплат.

Если человек выполняет дополнительную работу, связанную с совмещением профессий (должностей), расширением зон обслуживания, увеличением объема работы, исполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, конкретный вид и объем поручаемой ему работы, размер и условия стимулирующих выплат работодатель отражает в допсоглашении. При этом на выполнение дополнительной работы должно быть получено согласие работника, подтвержденное письменно.

Как рассчитать стимулирующие выплаты?

Решение об установлении стимулирующих выплат принимает руководитель учреждения. При этом он должен учитывать рекомендации совета трудового коллектива, профсоюза, других организаций, влияющих на принятие решения (например, управляющего совета школы). Периодичность стимулирующих выплат устанавливается решением совета трудового коллектива на год, квартал, полугодие, единовременно (месяц).

Объем средств на осуществление выплат стимулирующего характера рекомендуется предусматривать в размере не менее 30% от размера фонда оплаты труда работников бюджетного учреждения.

Некоторые работодатели делают изначально маленький коэффициент для стимулирующих выплат, чтобы уложиться в запланированный размер ФОТ. Однако трудно предугадать, насколько работник выполнит план. В других учреждениях, чтобы решить данную проблему, в эффективных контрактах приводятся размытые формулировки либо не прописывают показатели вообще. Но такое возможно только до первой проверки. Чтобы высчитать правильный коэффициент для стимулирующих выплат, лучше проанализировать работу сотрудника в условиях эффективного контракта за полгода, вычислить средний результат и на основании его произвести расчеты.

Критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений (например, положением об оплате труда работников библиотеки, положением о стимулировании деятельности работников библиотеки), коллективными договорами, соглашениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *