Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Содержание

Как сказал герой известного советского фильма: «Есть такая профессия – Родину защищать».

Ответственность, какую берут на себя люди, выбравшие свой путь служению Отчизне, почетное выполнение воинского долга, порой опасного для жизни, здоровья, не лишает их права иметь личную жизнь, для чего естественно необходимо иметь жилье.

Нормами Федерального закона № 76 (действующая редакция от 16 ноября 2017 г.), регламентирующего права и обязанности граждан, имеющих статус военнослужащих, гарантированно обеспечение военных жилыми помещениями в порядке, установленном нормативными, правовыми актами Российской Федерации.

Жизнь идет, обстоятельства меняются (люди женятся, заводят детей, разводятся, меняют место жительства и прочее), дом или квартира могут прийти в непригодное состояние из-за давности лет постройки, вследствие бедствий стихийного характера или чрезвычайных происшествий.

Что представляет собой ухудшение жилищных условий военнослужащих, дающих право получить новое жилье военным или бывшим служащим вооруженных сил, семьям, потерявшим кормильца (из числа несущих службу или уже бывших военных), поговорим далее.

Что такое ухудшение жилищных условий и как это определяется

Непосредственного понятия ухудшений условий проживания, дающих право получить новое жилье, нет.

Будем исходить из того, что законодатель считает правомерным основанием получения взамен имеющегося другого жилого помещения.

Во-первых, согласно ст. 15.1 ФЗ № 76, установленная норма жилой площади, предоставляемой военному бесплатно, либо по договору должна составлять как минимум 18 квадратных метров общей площади из расчета на одного человека.

Так, например, получивший свое жилье молодой офицер, женившись, приведя домой молодую жену, что отразится естественным образом на уменьшение жилплощади, приходящейся на одного человека.

При выделении помещения семье погибшего или умершего уже после увольнения с военной службы кормильца, размер жилого помещения определяют исходя из количества совместно проживающих родственников до его смерти.

Если родится ребенок погибшего при исполнении воинского долга (вышедшего в отставку или на пенсию по другим основаниям), и квадратура помещения не будет соответствовать нормам, семья также имеет право получить большую жилплощадь.

Во-вторых, антисанитарное состояние помещения законодатель признает обоснованной причиной получения другой жилплощади.

Третьим основанием, дающим право претендовать на обеспечение другим жильем можно назвать проживание нескольких семей в коммунальной квартире с общими местами пользования (кухня, ванная комната, туалет, прихожая), если один из жильцов заболел хроническими формами тяжелых заболеваний, делающих проживание невозможным без риска для здоровья членов семьи защитника Родины.

Еще одной причиной, дающей право переселиться, считают, например, когда при смежной планировке комнат заселена другая семья, не имеющая родственных отношений с ранее проживающими жильцами.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

Нельзя назвать предумышленным возникновение необходимости поменять жилье, если:

  • семейная жизнь военнослужащего претерпела значительные перемены (женитьба, рождение детей, развод);
  • к лицу, несущему службу приехали для совместного проживания несовершеннолетние дети, а также достигшие 18 летнего возраста, если они были признаны инвалидами детства, или продолжающие получать образование по очной форме в высших и профессиональных учебных заведениях вплоть до 23 лет;
  • по собственной воле или решению суда военный вынужден забрать к себе для осуществления ухода родителей или прочих лиц, находящихся на его иждивении;
  • если коммуникационные системы не функционируют из-за давности лет постройки дома;
  • один из соседей по коммунальной квартире страдает хроническим заболеванием (например, открытая форма туберкулезом), что не позволяет дальше находиться совместно на общей территории с учетом мест общего пользования;
  • при разводе с бывшей супругой военнослужащий вынужден покинуть жилплощадь, где проживали совместно, поскольку не имеет на нее прав.

Каждая ситуация индивидуальна.

Важно подготовить документальные доказательства объективности причин, чтобы использовать право получить новое жилище.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Постановка на учет как нуждающихся в предоставлении жилья или улучшении условий военных происходит согласно Инструкции, утвержденной Приказом Министерства обороны Российской Федерации № 1280 (действующая редакция от 30 ноября 2017 года).

По инструкции военнослужащих лишают права быть стать на очередь и получить новое жилье пять лет после совершения преднамеренных действий для возможности воспользоваться льготами.

Кроме причин, уже выше перечисленных, когда нет вины военнослужащего в том, что:

  • ему нужно более просторное жилое помещение, поскольку семья увеличилась;
  • дом пришел в аварийное, непригодное для дальнейшего проживания состояния из-за давности лет постройки, непредвиденных чрезвычайных обстоятельств (пожар, наводнение, взрыв природного газа, и прочее);
  • соседи по коммунальной квартире являются повышенным источником заражения заболеванием с риском для здоровья,

Что считается обоснованным поставить на очередь военного:

  • если договор найма жилого помещения по инициативе получателя ренты расторгнут, вследствие чего человек остался фактически без крыши над головой;
  • когда по решению суда сделка купли-продажи, дарения признана недействительной и утрачено право пользования жилым помещением.

Важно отметить, что право получить новую квартиру, либо льготы для оформления субсидий, ипотеки за счет постройки дома или покупки квартиры имеют не только лица, служащие в вооруженных силах страны, но и бывшие защитники Отечества.

Правительственным Постановлением № 1054 (последняя редакция с изменениями и дополнениями от 08 января 2018 года), утверждены правила учета подлежащих увольнению с военной службы, либо уже находящихся отставных военных, а также лиц, приравненных к их правовому статусу.

Отдельно во II разделе Постановления акцентируется внимание на основаниях, когда бывшие защитники могут быть поставлены на учет как нуждающиеся получить новое жилье за счет федерального бюджета.

Например:

  • выйдя в отставку, уже бывший военный, имеющий за плечами минимум 10 лет службы в вооруженных силах, может оставаться проживать в выделенном ему служебном помещении или переехать на выбранное постоянное место жительства и стать на очередь для получения квартиры;
  • аналогичная ситуация если жилое помещение, где проживает уже бывший военный находиться на территории закрытого военного городка или это комната общежития, при этом у него нет квартиры или дома, оформленных на правах частной собственности;
  • если квартира или дом, где живет бывший военный, сдается через посредников;
  • в случае необходимости смены климата по состоянию здоровья или по другим мотивам военнослужащий, ушедший в отставку по достижению предельного возраста пребывания на службе или пенсию по выслуге лет, в связи с установлением инвалидности, хочет переехать в другой населенный пункт.

Имеют право претендовать на новую квартиру (дом) семьи:

  • погибших (умерших) в период воинской службы, вне зависимости от общего количества военного стажа;
  • умерших после увольнения (по возрасту, по выслуге лет, состоянию здоровья или проведением организационно-штатных мероприятий) притом, что они отдали служению Родине не менее 20 лет своей жизни;
  • погибших во время боевых действий (например, в Сирии) или выполняющих задания командования чрезвычайной важности.

Судебная практика по намеренному ухудшению жилищных условий

Намеренное ухудшение существующих жилищных условий согласно ст. 53 Жилищного кодекса России, чревато лишением права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье на протяжении пяти лет.

Как показывает судебная практика, требования о восстановлении права получения новой квартиры (другого жилья) не подлежат удовлетворению при наличии установленных доказательств:

  • о факте фиктивного заключения брака и регистрации посторонних лиц на имеющейся жилплощади;
  • добровольного дарения (продажи) квартиры (дома) близким родственникам или посторонним лицам, после чего военнослужащий остается без жилья или в непригодном помещении для нормальной жизни;
  • других случаях целенаправленного ухудшения помещения с целью получения другого жилья.

Вместо послесловия

Подводя итоги, можно сделать вывод, что действительно нуждающиеся в новом жилье стражи мирного неба над головой россиян, даже уйдя в отставку, имеют все шансы получить лучшую жилплощадь.

Не стоит идти на хитрости с корыстными целями личной выгоды.

Что такое намеренное ухудшение жилищных условий?

В соответствии со статьёй 53 Жилищного кодекса, Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий обладает рядом обязательных признаков:

  • они (намеренные ухудшения) совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  • данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  • эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);
  • в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении* .

* (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147).

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

(В соответствии с пунктом 4 Приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280)

а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке — родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:

  • не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
  • имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;

в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления.

Важно: действия, не указанные в данном пункте, не обязательно являются намеренным ухудшением жилищных условий.

Сам перечень, составленный по принципу «от обратного», весьма сомнительный.

Например, если военнослужащий вселил супругу, которая ранее имела в собственности или пользовалась квартирой (или её частью), то по данному Приказу это является намеренным ухудшением жилищных условий. Однако трудно себе представить супругу военнослужащего, которая возникла из безвоздушного пространства или была ранее БОМЖом.

На самом деле, для определения того, было ли намеренное ухудшение жилищных условий, без математики и без применения таких понятий, как «уровень обеспеченности» «учетная норма» не обойтись (подробно об этих понятиях смотрите ).

Пример Военнослужащий А, состав семьи 4 человека, в собственности квартира общей площадью 39 кв. метров, уровень обеспеченности составляет 39 : 4 = 9, 75 кв. метров на одного человека.

Учётная норма, установленная в городе Ростове-на-Дону – 10 кв. метров. Военнослужащий вселил в квартиру супругу своего сына, которая ранее проживала в квартире, принадлежащей на праве собственности своей матери.

После вселения уровень обеспеченности составил 39 : 5 = 7,8 кв. метров. Как до вселения, так и после него уровень обеспеченности был ниже учётной нормы, то есть право на получение жилого помещения (улучшения жилищных условий) было и ранее, а вселение ничего не изменило. Вывод: намеренного ухудшение жилищных условий не было.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ

В случае возникновения споров по поводу того, имелось ли намеренное ухудшение жилищных условий, необходимо руководствоваться правовыми позициями Конституционного Суда РФ, в соответствии с которыми:

…По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем…

…При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются…

…В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции…

Чем отличается намеренное ухудшение от сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемых помещений?

Как уже было сказано выше, намеренное ухудшение совершаются с целью приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, оно может быть совершено, если данный гражданин ещё не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Внимание!

Поэтому, если после признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, ему вдруг сообщают, что он намеренно ухудшил жилищные условия, да ещё и снимают с учёта нуждающихся, то такие действия являются незаконными и их необходимо в течение 3 месяцев обжаловать в суде.

Однако, если уже после признания нуждающимися в получении жилья, военнослужащий сделал отчуждение жилого помещения (или его части), то это будет совершение сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемых помещений. Правовые последствия — значительно отличаются. Однако этот вопрос подробно рассмотрен в специальной статье, которая посвящена теме предоставления жилого помещения.

Почитать

Для предварительного ознакомления предлагаем вашему вниманию таблицу различий между намеренным ухудшением жилищных условий и совершением сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемого жилого помещения.

style=»text-align: center;»>Таблица: Намеренное ухудшение vs. Cделок и действий

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих

​Нормами Российского права закреплено, что вопрос о принятии военнослужащих, которые намеренно изменили в худшую сторону условия своего проживания для приобретения права на признание их лицами, нуждающимися в предоставлении большей по размеру жилой площади, может быть решен положительно только после истечении пятилетнего срока, отсчет которого начинается со дня осуществления указанных действий. Ни в одном нормативном акте такому понятию, как «умышленное ухудшение условий для проживания», толкования не дано. Поэтому каждый случай изменения офицером (или прапорщиком) условий своего размещения в жилом помещении, который повлек значительное уменьшение жилой площади, должен быть рассмотрен индивидуально, если требуется принять решение об обеспечении этого военнослужащего жилым помещением или предоставлении ему жилья большего по площади размера (с учетом действующих норм обеспечения).

Основными отличительными особенностями, которыми характеризуется целенаправленное изменение военнослужащим в худшую сторону условий проживания, являются:

  • наличие у офицера (или прапорщика) желания приобрести право на признание его и его родственников (или иждивенцев) нуждающимися в улучшении условий проживания;
  • военнослужащий целенаправленно совершает действия (иногда даже неправомерные), результатом которых становится ухудшение условий его проживания (например, уменьшение жилой площади или ее отчуждение);
  • военнослужащий на момент подобного изменения условий своего проживания не признан нуждающимся в государственной поддержке, которая представляет собой обеспечение жильем в соответствии с установленными нормами и правилами;
  • результатом вышеуказанных действий должно стать включение офицера (или прапорщика) в соответствующий реестр лиц, жилищные условия которых впоследствии будут улучшены путем предоставления жилья большей по размеру площади.

Понятие и особенности ухудшения военнослужащим своих условий проживания и условий проживания своих родственников

Умышленным ухудшением жилищных условий со стороны военнослужащего считается такое распоряжение уже имеющейся у него жилой площадью (домом, квартирой, комнатой), вследствие которой он может неправомерно претендовать на получение государственной поддержки в виде обеспечения его и его родных дополнительной площадью для проживания.

Так как законом не закреплен перечень конкретных действий, которые могли бы свидетельствовать об умышленном изменении в худшую сторону условий проживания военнослужащего и его близких родственников, то, исходя из обобщенной практики рассмотрения подобных вопросов, можно выделить самые распространенные случаи совершения таких действий:

  • любые отчуждающие имущество сделки (например, дарение или продажа), результатом которых является лишение офицера (или прапорщика) права собственности, распространяющее свое действие на занимаемое им жилое помещение;
  • любые действия, результатом которых является расторжение действующего договора социального найма жилья (например, расторжение договора исключительно по инициативе военнослужащего, являющегося нанимателем, или выселение офицера (или прапорщика) совместно с его родственниками из-за существенного нарушения ими указанных в договоре условий и т.д.);
  • действия, которые направлены на прекращение права общей (долевой) собственности военнослужащего на жилое помещение, выражающиеся в определении стоимости доли собственника для последующего ее выделения путем перечисления денежной суммы на счет данного офицера (или прапорщика);
  • регистрация в жилом помещении, занимаемом военнослужащим, по его инициативе иных лиц, которые не являются родственниками этого офицера (или прапорщика), если результатом подобных действий становится значительное уменьшение размера жилой площади, приходящегося на долю каждого квартиранта (в соответствии с требованиями применяемых в настоящее время учетных норм);
  • любые действия офицера (или прапорщика), направленные на ухудшение общего состояния жилого помещения, в результате которых оно становится непригодным для нормального (безопасного) проживания в нем;
  • осуществление военнослужащим несогласованной (незаконной) с уполномоченными должностными лицами перепланировки, в результате которой происходит значительное уменьшение размера общей жилой площади данного помещения;
  • заключение сделки, целью которой является обмен занимаемой офицером (или прапорщиком) квартиры на жилое помещение меньшего по площади размера;
  • расторжение офицером (или прапорщиком) брака, если одним из последствий развода является выделение доли в занимаемом жилом помещении (или передача данного жилья полностью) второму супругу;
  • заключение офицером (или прапорщиком) фиктивного брака, единственной целью которого является получение дополнительной жилой площади.

На практике встречаются и иные примеры намеренного ухудшения условий проживания, поэтому вышеприведенный перечень не является исчерпывающим. Должностные лица, рассматривающие ходатайство о включении военнослужащего в реестр лиц, нуждающихся в улучшении условий проживания, могут отказать в его удовлетворении, если факты умышленного ухудшения условий проживания будут установлены и подтверждены в установленном порядке.

Также следует иметь в виду, что далеко не все действия по своей природе являются умышленным изменением условий проживания в худшую сторону, даже если они по формальным признакам соответствуют вышеприведенному списку. К примеру, такое событие, как рождение в семье военнослужащего ребенка, хоть и влечет уменьшение размера жилой площади, приходящейся по нормам учета на долю каждого зарегистрированного в квартире, но при этом не может быть признано целенаправленным (намеренным) ухудшением жилищных условий.

Кроме того, законодательством закреплен ряд случаев, когда определенные действия не подпадают под определение «намеренное ухудшение условий проживания»:

  1. Добровольное освобождение военнослужащим жилого помещения, предоставленного из специализированного фонда военного ведомства, в связи с переводом и, соответственно, переездом в другую местность к новому месту службы.
  2. Направление вышестоящему командиру (или начальнику) проживающим в служебной квартире офицером (или прапорщиком) ходатайства в виде рапорта о предоставлении ему после увольнения со службы жилья для постоянного проживания.
  3. Регистрация в квартире, в которой проживает сам военнослужащий, его супруги, родителей, несовершеннолетних детей, не состоящих в законном браке, и иных граждан как по инициативе самого офицера (или прапорщика), так и в соответствии с судебным решением, если до момента вселения (или регистрации по адресу нахождения воинской части) эти лица:
  • не имели иных пригодных для проживания помещений ни в пользовании, ни во владении;
  • проживали в жилом помещении (на праве пользования или собственности), которое в установленном законом порядке было признано неподходящим для дальнейшего в нем проживания;
  • были сняты с регистрационного учета в связи с заключением официального брака (в органах ЗАГС) с военнослужащим и последующим переездом к месту службы супруга;
  • были сняты с регистрационного учета в связи с переездом к новому месту службы военнослужащего, который является их родителем.
  1. Утрата военнослужащим права пользования или владения жилым помещением вследствие отмены вступившим в законную силу судебным решением заключенной сделки, предметом которой было данное жилье.

Законодательство

Главным законодательным актом является Жилищный кодекс Российской Федерации, а именно статья 53, в которой установлены особенности и последствия правонарушения. Впрочем, ЖК полноценно не раскрывает сущности явления, частично указывая лишь на действия, которые могут считаться неправомерными.

Куда больше внимание уделяется ухудшению жилищных условий ребенка и взрослого Конституционным судом Российской Федерации. Инстанция постановила, что правонарушением будут считаться умышленные действия, направленные на искусственное создание некомфортных для проживания условий.

Конституционный суд РФ заявляет, что указанные в документах действия не отражают правовой сущности правонарушения и не дают возможности ограничить его от смежных категорий. Из-за некорректности классификации правоохранительные инстанции обязаны подробно изучать и распределять каждый случай неправомерных действий.

Вопрос регламентируется следующими законодательными актами:

  • Категория «намеренное ухудшение жилищных условий» затрагивается в статье 53 ЖК РФ.
  • Право военного на бесплатное однократное обеспечение квартирой указывается в ФЗ «О статусе военнослужащего».
  • Порядок признание солдат и офицеров нуждающимися в жилье обозначен в Постановлении Правительства № 512.
  • Учет военных, которым необходима жилплощадь, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства № 1054.

Для определения факта умышленного ухудшения условий проживания используются нормативные акты муниципальных органов власти и нормы, существующие в Жилищном Кодексе РФ. Выделен перечень ситуаций, подпадающих под умышленное ухудшение жилищных условий:

  • обмен, дарение, купля-продажа жилья, влекущая за собой уменьшение размера жилплощади;
  • фиктивный развод, целью которого является получение дополнительной жилплощади;
  • перевод жилья из жилого в нежилое;
  • вселение родственников, в результате чего уменьшается размер жилого помещения, рассчитанный на одного члена семьи;
  • принудительное выселение жильцов в менее благоустроенное жилье в результате грубого нарушения по части его использования.
  • выселение из жилого помещения маневренного фонда не попадают под это определение!

Определены три признака, по которым преднамеренное ухудшение условий проживания отличается от невиновного:

  • гражданин имеет желание быть признанным нуждающимся в улучшении жилья, после того как собственноручно ухудшил
    условия своего проживания;
  • в результате своего деяния гражданин приобрел право на получение социального жилья от государства;
    ухудшая свои условия проживания, в этот момент гражданин не имел статус нуждающегося в улучшении жилого помещения.

Если во время своих вышеуказанных действий гражданин уже стоит в очереди на получение социального жилья, его деяния не могут быть признаны умышленными. Если обобщить все вышесказанное, намеренным ухудшением условий проживания признается любое действие, ведущее к признанию гражданина нуждающимся в получении жилья от государства.

Несмотря на то, что операции по злонамеренному ухудшению условий проживания являются недопустимыми, строгого наказания за это не предусмотрено. Согласно ст 53 ЖК РФ лица, совершившие данные противоправные деяния, в течение 5 лет лишаются права встать на учет по улучшению условий проживания и получить социальное жилье от государства. Этот запрет действует только в том случае, если у судебного органа имеются неопровержимые доказательства злонамеренности деяний.

  1. Заключение сделок, когда в результате изменилось право собственности или лицо стало занимать меньшое пространство.
  2. Проведение сделок покупки-продажи или обмена недвижимости.
  3. Принудительное выселение жильцов, если они не выполняли свои обязательства в соответствии с договором.
  4. Площадь заселена другими гражданами.
  5. Заключен брак или оформлено его расторжение, и в связи с этим увеличилось количество прописанных в помещении лиц.
  6. Проведение операций такого плана, как выдел, изменение, определение.
  7. Лицо отказывается от пользования объектом в соответствии с договорами соцнайма.

Из-за специфики законодательства судебные инстанции обычно разделяют действия по снижению уровня условий проживания в зависимости от категорий населения.

Федеральный закон «О статусе военнослужащего» и Постановление правительства № 512 устанавливают особенности солдатских жилых помещений. При этом порядок получения социальных квартир не отличается от гражданского, как и действия намеренного ухудшения жилищных условий военнослужащих.

Законодательством допускаются случаи, когда служащий может прописать в квартире родственников-иждивенцев или ребенка. Эти действия не будут считаться неправоверными.

Жилищное право уделяет особое внимание несовершеннолетним как лицам, неспособным самостоятельно принимать решения и нуждающимся в попечителе. За сохранность и комфорт гражданина, не достигшего 18 лет, отвечают официальные представители — родители или опекуны.

В соответствии со статьей 31 ЖК РФ даже после развода бывшие супруги не имеют права запретить ребенку пользоваться жильем, даже если по брачному договору квартира перешла партнеру, с которым несовершеннолетний не остался.

Молодой семьи

Особенности получения квартиры молодой семьей регламентированы Постановлением Правительства № 466 от 26.05.2016 года. В этом же законодательном акте описаны причины улучшения жилищных условий для новоиспеченной ячейки общества.

Действия молодых семей, направленных на ухудшение собственных условий проживания, законодательно не отличаются от стандартного набора. Впрочем, некоторые регионы могут дополнять или изменять эти особенности.

Как и в остальных случаях, если при совершении указанных действий молодая семья уже находилась в списках нуждающихся, то они не будут считаться нарушителями.

Существует перечень деяний по ухудшению условий проживания, которые не могут трактоваться как умышленные:

  • прописка несовершеннолетних детей у одного из родителей;
  • прописка мужа (жены), родителей и прочих близких родственников, если соблюдаются законодательные нормативы;
  • временная регистрация жильцов;
  • отказ от квартиры или же ее доли в качестве дара или отказ дарителя от условий договора дарения;
  • признанная судом незаконная сделка с жилой недвижимостью;
  • расторжение договора ренты и дальнейший возврат жилья по желанию получателя.

В соответствии со ст. 53 «Жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Порядок получения собственного жилья военнослужащим

Для категории военнослужащих признаки умышленных деяний, ухудшающих жилищные условия, прописаны в Инструкции Министерства обороны от 30. 09. 2010 г. Согласно этого документа к ним относятся:

  • сознательное нарушение порядка пользования жильем;
  • обмен жилья, ведущий к уменьшению уровня обеспеченности жилыми квадратными метрами каждого представителя семьи;
  • развод с последующим выделением доли в квартире;
  • фиктивный брак и регистрация супруги или супруга на жилой площади;
  • не соблюдаются условия проживания в социальном жилье (неуплата коммунальных услуг, порча жилья и пр);
  • дарение или же сделка купли-продажи квартиры либо ее доли, повлекшие за собой уменьшение учетной нормы на каждого
    представителя семьи военнослужащего.

В Инструкции Министерства обороны содержатся факторы, при которых действия, ухудшающие жилищные условия, не расцениваются как умышленные. Это касается регистрации на своей жилплощади детей либо супругов, а также родителей и других родственников (по решению суда). Однако сделать это можно, только если перечисленные лица:

  • были пользователями или же собственниками жилья, признанного непригодным для проживания в законном порядке;
  • не имели какого-либо жилого помещения для проживания;
  • потеряли право пользования жилплощадью по причине вступления в брак с военнослужащим и дальнейшим переездом к нему.

Военнослужащие и члены их семьи, будучи участниками приватизации в несовершеннолетнем возрасте, сохраняют право на улучшение жилищных условий в будущем.

Отказ от обеспечения жильем из средств Минобороны может быть получен в случае, когда офицер или солдат:

  • приобрел государственный жилищный сертификат;
  • взял военную ипотеку.

Что считается?

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих предполагает распоряжение уже имеющейся квартирой или домом в своих интересах – когда подобная сделка создает условия для незаконной возможности претендовать на получение от государства дополнительной жилищной помощи.

Например:

  • у военнослужащего есть дом, доставшийся в наследство от родителей;
  • желая расплатиться по долгам, он продает эту недвижимость, и чуть позже собирает документы для постановки на учет в качестве человека, нуждающегося в жилье.

Должностные лица могут отказать в этом, ссылаясь на положения статьи 53 ЖК РФ.

В подобную категорию правонарушений также входят следующие деяния:

  • фиктивные браки, позволяющие претендовать на расширение жилплощади за счет государства;
  • намерение «искусственное» расширение состава семьи, т.е. прописка на имеющуюся муниципальную жилплощадь посторонних лиц;
  • перепланировка квартиры – с целью расширения жилплощади;
  • одностороннее расторжение договора социального найма, принудительное выселение из жилплощади по решению суда.

Не считается умышленным ухудшением жилищных условий желание военнослужащего вселить в квартиру ребенка, престарелых родителей, иждивенцев, даже если такие действия влекут к уменьшению размера учетной нормы жилой площади на одного человека.

Военнослужащие, в собственности у которых есть квартира или дом, не имеют право претендовать на дополнительную жилплощадь в течение 5 лет после того, как они распорядились своей недвижимостью по личному усмотрению.

В качестве таких действий выступает:

  • выделение доли в собственности;
  • купля-продажа квартиры.

Тогда постановка на очередь гражданина (на основании статьи 52 ЖК РФ) в качестве нуждающегося в постоянном или временном жилье будет приостановлена.

При рождении ребенка

Рождение ребенка не является основанием для отказа в постановке военного и его семьи на учет в качестве граждан, которым необходимо улучшение жилищных условий.

В приоритете находятся нормы ЖК РФ, позволяющие регистрировать малыша по месту проживания родителей, без соблюдения правил об учетном размере жилплощади на каждого жильца.

Наличие маленьких детей учитывается при выдаче квартиры, в случае, если военнослужащий обеспечивается служебным жильем в рамках Постановления Правительства от 29.06.2011 г.

Здравствуйте, я военнослужащий, стою в очереди на жилье. В 2011 г. я заключил брак, у жены была доля в квартире, которую она до вступления со мной в брак продала своей матери. Будут ли являться действия моей жены, совершенные ею до вступления со мной в законный брак намеренным ухудшением жилищных условий, если до вступления со мной в брак она не имела права на получение жилья по договору соц. найма? Спасибо. Виталий, Свердловская область.

​Нормами Российского права закреплено, что вопрос о принятии военнослужащих, которые намеренно изменили в худшую сторону условия своего проживания для приобретения права на признание их лицами, нуждающимися в предоставлении большей по размеру жилой площади, может быть решен положительно только после истечении пятилетнего срока, отсчет которого начинается со дня осуществления указанных действий.

Ни в одном нормативном акте такому понятию, как «умышленное ухудшение условий для проживания», толкования не дано. Поэтому каждый случай изменения офицером (или прапорщиком) условий своего размещения в жилом помещении, который повлек значительное уменьшение жилой площади, должен быть рассмотрен индивидуально, если требуется принять решение об обеспечении этого военнослужащего жилым помещением или предоставлении ему жилья большего по площади размера (с учетом действующих норм обеспечения).

По поводу того, что квартира только Ваша, то Дмитрий прав, однако это в данном случае не будет иметь правового значения, поскольку действия по ухудшению жилищных условий, которые влекут отказ в постановке на учет по смыслу закона могут быть совершены военнослужащими и членами их семьи, не зависимо от наличия или отсутствия права собственности самого военнослужащего.

Формулировка «военная травма» указывается, например, если военнослужащего укусила змея на полигоне. Конечно, это правильно: человек в любом случае был на службе и пострадал. Но почему чиновники перестают видеть военную травму у офицера из подразделений особого риска, умершего вскоре после увольнения? Хотя медики точно сказали, что болезнь заработана на службе.

Распределением квартир для военных пенсионеров также занимается Департамент, поэтому для постановки в очередь нужно написать ходатайство в адрес именно этого органа. К нему нужно также приложить пакет документов. Помимо перечисленного выше списка, пенсионерам нужно дополнительно представить пенсионное удостоверение.

Иногда семьи прибегают к фиктивному разводу. Это, как правило, случается в том случае, когда у супруги военнослужащего оказывается доля собственности, полученная ей до брака. Развод и сопутствующий «раздел квартиры супруги» в этом случае на законных основаниях оставляет военнослужащего безквартирным и он вновь приобретает право на однокомнатную квартиру.

Выписавшись по своим соображениям из жилья, которым он пользовался на законных основаниях до приватизации, гражданин только из за выписки жилья лишится не может! Даже если есть его письменный отказ от участия в приватизации, это тоже не лишает его права пользования жилым помещением. Ведь на момент приватизации он явно был вписан в ордер или Договор соцнайма, а жилье семье в свое время было предоставлено с учетом его личности.

Военнослужащий ухудшение жилищных условий

Если компетентные органы выяснят, что гражданин специально ухудшил свое жилищное состояние с намерениями стать нуждающимся, то единственная ответственность, которая ждет правонарушителя — это отказ в постановке на учет.

При этом нарушитель не сможет повторно вернуться на учет в течение 5 лет. Оспорить решение можно в вышестоящих инстанциях, но шанс на успешное завершение дела крайне мал.

Военнослужащий должен обратиться с заявлением в федеральный орган исполнительный власти, где предусмотрена военная служба.

С перечнем таких организаций и их контактами можно ознакомиться на сайте Министерства обороны России.

Военнослужащий обращается в региональную жилищную комиссию со следующими документами:

  • заявление, в котором указывается субъект РФ, избранное место жительство, административно-территориальное образование;
  • копии паспорта военного и его семьи, а также свидетельства о рождении малолетних детей – до 14 лет;
  • сведения о прохождении военной службы, выписки из послужного списка.

Судебная практика

Судебная практика по намеренному ухудшению жилищных условий небогата, потому что не всегда удается доказать вину гражданина. Например, довольно сложно уличить человека в корысти при разводе, ведь этот момент регулируется Семейным кодексом и имеет отношение к личным проблемам.

В итоге суд принял решение исключить Н. из перечня участников по причине нарушения законодательства.

Суд встал на сторону женщины, потому что законодательство допускает вселение близких родственников-иждивенцев и не считает это правонарушением.

На чью сторону становится суд, когда подаются иски, связанные с лишением права стать в очередь на получение жилья?

Рассмотрим, какая позиция на этот счет у судей:

  • К примеру, человек подает исковое заявление, в котором выражает требование отменить решение о снятии его с учета в качестве нуждающегося.
  • Ситуация: лицо женится и супруга вселяется в его квартиру, где уже проживало 2 члена семьи.
  • Соответственно, площадь на одного жителя – меньше 18 м.кв.

При разрешении вопроса суд пришел к следующему выводу:

  • в соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 51 ЖК РФ, граждане, которые нуждаются в жилье – это лица, что имеют площадь, меньшую установленной нормы;
  • к ним относятся наниматели недвижимости по договору соцнайма, члены их семей, владельцы жилых объектом и члены их семей.

Другая ситуация:

  • граждане расписались и решили жить в трехкомнатной квартире супруги, где проживали и ее родители, так они могли получить изолированную комнату;
  • жилье супруга являлось однокомнатным, в котором были зарегистрированы родители истца.

Уполномоченное лицо ссылалось:

  • на статью 1 нормативного акта от 24.10.1997 № 134-ФЗ, в котором говорится о праве граждан, имеющих родство, вести совместное хозяйство;
  • на статью 6 акта от 25.06.1993 № 5242-1, где отражена информация о праве на передвижение и выбор места проживания.

Уполномоченные структуры опираются на положения статьи 53 ЖК РФ о намеренности ухудшения ЖК условий, хотя должны брать во внимание и п. 3 статьи 10 ГК РФ, где говорится о защите прав граждан в зависимость от осуществления таких прав разумно и добросовестно.

Поэтому на практике чиновники убеждены в незаконности действий физических лиц. Те же, кто не согласен, должны отстоять свою позицию через суд.

Обратите внимание, что намеренными могут расцениваться такие действия, как покупка дома, площадь которого меньше старого жилья. При этом не учитывается цена, расположение объекта, наличие/отсутствие ремонта и т. д.

Ухудшение жилищных условий является причиной для получения помощи государства в решении данной проблемы.

Если вы решили стать в очередь для получения квартиры и убеждены в своем праве на все 100%, отстаивайте его.

Как улучшить?

Семья военнослужащего имеет право получить жилье в собственность бесплатно, даже после смерти солдата или офицера.

У военного также есть право стать участником накопительной ипотечной системы и приобрести жилье с использованием бюджетных средств в любом регионе РФ – в соответствии с ФЗ № 117.

Факты умышленного ухудшения жилищных условий военнослужащих должны быть доказаны должностными лицами, которые выносят постановление об отказе в принятии на соответствующий учет.

Списки заявителей ведутся специалистами ФГУ в каждом военном округе. Военнослужащий должен быть обеспечен жильем даже после увольнения и исключения из личного состава воинской части, если он ранее не воспользовался таким правом.

Очередь

Датой принятия военного и его семьи на учет считается время подачи заявления.

В настоящее время можно отслеживать реализацию своих льгот в электронной очереди на сайте Минобороны – в разделе «единый реестр жилья военнослужащих».

На внеочередное получение жилья имеют право претендовать:

  1. Военные, проживающие с семьями в аварийных помещениях, не подлежащих восстановлению.
  2. Граждане, у которых есть тяжелые формы хронических заболеваний.
  3. Члены семей умерших (погибших) военных – при сроке службы не менее 10 лет.

Распределение жилья осуществляется в порядке уведомления.

В течение 5 дней после получения вызова из Департамента жилищного управления военнослужащий должен предъявить документы, обозначенные в п. 3 инструкции Минобороны № 1280 от 27.10.2010. (выписки из домовых книг, копии паспортов, выписки из ЕГРЮЛ и др. справки).

Улучшение жилищных условий рассматривается законодательством как принятие мер государственными структурами и муниципальными образованиями, когда основная цель – обеспечить граждан, которые в этом нуждаются, жильем.

Способы получения квартиры или частичной стоимости объекта:

  1. Гражданин имеет право получить недвижимость в порядке очереди, если он находится на учете как нуждающийся (в соответствии со статьей 52 ЖК РФ).
  2. Лицо может получить жилищную субсидию, когда выдаются средства, направляемые на погашение ипотеки, покупку объекта, строительство.
  3. Человек, который работает в бюджетной сфере или несет военную службу, получает жилищный сертификат.
  4. Недвижимость гражданина сносится, так как относится к категории аварийных помещений.

Сроки

Срок признания граждан нуждающимися в жилье – 30 дней (в соответствии со статьей 51 ЖК РФ).

Служебная квартира предоставляется в короткие сроки, в отличие от квартиры в собственность на праве ипотеки.

Здравствуйте, я военнослужащий, стою в очереди на жилье. В 2011 г. я заключил брак, у жены была доля в квартире, которую она до вступления со мной в брак продала своей матери. Будут ли являться действия моей жены, совершенные ею до вступления со мной в законный брак намеренным ухудшением жилищных условий, если до вступления со мной в брак она не имела права на получение жилья по договору соц. найма? Спасибо. Виталий, Свердловская область.

Ответ:

Согласно статье 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Действия по отчуждению доли в праве собственности на жилое помещение, разумеется, влекут последствия предусмотенные вышеприведенной статьей 53 ЖК РФ. В течении пяти лет с момента отчуждения доли в праве на квартиру ваша супруга не может быть принята на учет нуждающихся в жилых помещениях. При этом, вступление ее в брак с вами «не излечивает» негативных последствий, предусмотренных статьей 53 ЖК РФ.

Между тем, ваши права на жилищное обеспечение как военнослужащего действиями супруги, совершенными до вступления с вами в брак не могут быть затронуты (изменены или прекращены), ведь частью 2, статьи 51 ЖК РФ предусмотрен раздельный учет жилищных прав членов семьи. То есть жилое помещение вам может быть предоставлено (при наличии иных условий для этого) исходя из одного члена семьи (т.е. без учета вашей супруги). По прошествии 5-летнего срока с момента продажи супругой доли в праве на квартиру, постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях подлежит и ваша супруга, соответственно, жилое помещение по прошествии данного срока будет предоставляться исходя из двух членов семьи.

Комментарии и ссылки на некоторые судебные акты (судебную практику) по данной теме мы приводили в обобщении «Об основаниях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и утрате оснований, дающих право на получение жилого помещения».

Что касается оснований для вывода о намеренном ухудшении жилищных условий военнослужащим, то приведем соответствующие нормы права, закрепленные в подзаконных правовых актах.

В соответствии с п. 6, Постановления Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» (вместе с «Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями», «Правилами предоставления военнослужащим — гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно»),

«военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий».

Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (в редакции от 06.10.2011 года) «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства»,

не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:

а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);

б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);

в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств — участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);

г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Согласно п. 4 Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 (в редакции от 15.04.2011 года) «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (вместе с «Инструкция о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», «Инструкция о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений»),

«военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются — действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке — родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:

не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;

имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;

в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления».

Таким образом, следует констатировать, что если до вступления в брак с военнослужащим, лицо произвело отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения (доли в праве в нем), то жилищные права военнослужащего, а именно, право на предоставление жилого помещения не затрагиваются, ибо до заключения брака «будущая» супруга (супруг) членом семьи военнослужащего не является (даже в случае совместного проживания и ведения хозяйства), тогда как если отчуждение принадлежащего жилого помещения (доли в нем) произведено после заключения брака, то последствия, предусмотренные статьей 53 ЖК РФ могут наступить для обоих супругов.

См. также по данной теме рубрику «Права военнослужащих».

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 28.04.2012г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *