Уголовные дела юридических лиц

Цель правового института

Российская Федерация заинтересована в создании привлекательных инвестиционных условий для привлечения зарубежного капитала. К большому сожалению, такое гонение за прибылью порождает множество экономических преступлений, осуществляемых юридическими лицами, а это ставит под угрозу безопасность страны и дестабилизирует экономику. В целях предупреждения финансового коллапса, законодатель посчитал нужным осуществлять привлечение к уголовной ответственности юридического лица.

Предполагается, что угроза применения уголовных мер воздействия на юридических лиц сделает более строгим внутренний контроль на предприятиях, в коммерческих структурах и усилит их заинтересованность в соблюдении закона. Вероятность уничтожения репутации компании из-за уголовного разбирательства, уменьшит риск осуществления преступлений отдельными работниками предприятия. Кроме того, установление порядка в сфере бизнеса, поможет повысить привлекательность российского рынка для заграничных инвесторов.

Основные цели нового правового института направлены на снижение:

  • инвестиционных рисков;
  • цен на отдельные категории товаров;
  • криминальной обстановки в бизнес сфере;
  • количества спекуляций;
  • уровня коррупции.

Введение новых механизмов воздействия дает возможность привлечь к ответственности не только виновных, но и причастных юридических лиц к незаконному выводу капиталов за рубеж. Самым важным моментом является то, что новый законопроект об установлении ответственности для юридических лиц позволит бороться с фиктивными компаниями и компаниями однодневками, которые составляют одну из самых глобальных проблем в экономике. Именно эти фиктивные юридические лица становятся базой для отмывания денег и противозаконного обнала.

Государственные органы и муниципальные организации не будут привлекаться к уголовной ответственности, хоть и являются своего рода юридическими лицами.

Причины введения законопроекта

Очень многие граждане спрашивают, подлежат ли уголовной ответственности по действующему законодательству юридические лица? И на сегодняшний день ответ будет отрицательный. Привлечь к ответственности коммерческие предприятия можно, исключительно пересмотрев и изменив нормы действующего законодательства.

Дело в том, что за любой проступок вне зависимости от размера последствий, юридических лиц привлекают только к административной ответственности, а назначенное наказание в виде штрафа для фирмы, заработавшей миллионы, является ничтожным. Подобное положение дел не позволяет законодательству предотвращать преступления и привлечь к равноценной ответственности виновных за дестабилизацию экономики в стране.

Действующий КоАП РФ ограничивает возможности законодателя по установлению правовой истины:

  • Отсутствуют утвержденные правила, которые позволяют правоохранительным органам проводить следственные мероприятия в отношении юридических лиц.
  • Время, отведенное для привлечения к административной ответственности, составляет 1 год, в то время как расследование самого преступления занимает гораздо больше времени. В конечном итоге, пока вина юридического лица будет доказана, срок привлечения к ответственности, как правило, истекает.
  • Отсутствуют договоры между странами, которые бы сотрудничали между собой с целью предупредить экономическую преступность среди коммерческих организаций. Совершив преступление в одной стране, в другом государстве эта же компания может спокойно функционировать на деньги, вырученные в махинациях.

Нововведенный законопроект позволит расширить полномочия правоохранительных органов в отношении юридических лиц как на территории РФ, так и за ее пределами. Планируется привлечение к ответственности за совершение таких действий, как получение взятки, уклонение от налога, незаконное получение прибыли, подделка документов, а также противозаконное приобретение имущественных прав и преступления в экологической сфере.

Привлекать к уголовной ответственности будут юридических лиц, а их учредителей и бухгалтеров, которые причастны к нарушению, будут наказывать по Административному кодексу, если они совершили преступление в интересах компании впервые. За повторное действие виновное физическое лицо будет привлекаться уже к уголовной ответственности.

Вина и ответственность

Законодатель считает, что привлечение к ответственности только физического лица за совершенное преступление не дает полноценного результата, и не позволяет восстановить ущерб от последствий. Вследствие противоправных действий компании, государство может потерять миллиарды рублей навсегда, эти деньги не будут возвращены ни при каких обстоятельствах виновным физическим лицом, а организация по действующему законодательству не может нести ответственность.

Наверное, все помнят потери страны при формировании отдельными гражданами компаний, занимающихся финансовыми пирамидами. Виновных в результате разбирательства осудили очень строго, но, тем не менее деньги гражданам никто так и не вернул. Если бы еще тогда коммерческие организации можно было привлекать к ответственности, то тяжелых последствий можно было бы избежать.

Постоянное увеличение количества преступлений, осуществляемых юридическими лицами, говорит о том, что административного наказания не достаточно для достижения эффективного результата.

В мировой практике известны три модели привлечения к ответственности виновных:

  1. Юридическое лицо признают виновным в нарушении закона, и оно несет полную ответственность за противоправное деяние. Для больших корпораций предусмотрены специальные формы наказания. Компания, входящая в корпорацию, признается соучастником и вместе со своими учредителями отвечает перед законом.
  2. Если сотрудник переступил закон в целях увеличения прибыли компании, то привлекать к ответственности необходимо обе стороны, так как согласно данной модели, организация − это продолжение личности ее работников.
  3. Ответственность наступает по Административному кодексу (эта модель присутствует в РФ на текущий момент).

Согласно новому законопроекту, к ответственности будут привлекаться лица, занимающие должность в органах управления коммерческой организации, граждане, действующие на основании доверенности, а также люди, не принимающие решений, но получившие одобрение руководства.

Наказание юридическим и физическим лицам, причастным к преступлению планируется назначать в виде выплаты штрафа в пределах от 200 тыс. до 30 млн. рублей, а также возмещения в государственную казну суммы, кратной полученному незаконным путем доходу (не более 500% стоимости нанесенного ущерба).

Размер штрафа будет зависеть от тяжести совершенного преступления:

  • за злодеяние небольшой тяжести взыскание будет не более 3 млн. руб.;
  • за действие средней тяжести не больше 8 млн. руб.;
  • за тяжкое преступление штраф до 15 млн. руб.;
  • максимальный предел выплаты не должен превышать 30 млн. рублей.

Законодатель предусматривает замену денежного взыскания конфискацией имущественного капитала компании, которая осуществила преступление. Если уставного капитала не хватает для погашения штрафных санкций, то единственным верным решением является полная ликвидация предприятия. Суд получит полномочия за преступление лишать полученных ранее лицензий, квот, преференций и льгот. К примеру, если компания занималась перевозкой людей с нарушением правил безопасности, что, в конечном итоге, привело к гибели пассажиров, помимо основного штрафа суд лишит компанию лицензии на транспортную перевозку.

После вынесения приговора компания может быть ликвидирована, оштрафована или же получит запрет на занятие оговариваемым в приговоре видом деятельности на срок до трех лет. По истечении указанного времени, деятельность компания может возобновить, но для этого придется заново получать лицензии. Это условие будет относиться исключительно к юридическим лицам, которые совершили тяжкое или особо тяжкое преступление.

Право на защиту

Новый законопроект вводится не для того, чтобы в чем-то ограничить права юридических лиц, наоборот, законодатель создает полноценную конкурентную обстановку, при которой коммерческие организации будут поставлены в одинаковые условия, и начнут работать на одинаковых законных принципах. Уличенное в преступлении юридическое лицо, будет иметь право на полноценную защиту.

Представитель обвиняемого юридического лица имеет право:

  • получать копии постановлений об обвинении;
  • возражать против решений и подавать ходатайства;
  • представлять свои доказательства невиновности коммерческой организации;
  • знакомиться с протоколами и результатами экспертизы и др.

Большинство организации имеет в своем штате юриста, который отвечает за подобные мероприятия, но после введения законопроекта может даже появиться новая должность − адвокат юридических лиц. Он тоже сможет изучать материалы уголовного производства, обжаловать действия работников правоохранительных органов и принимать непосредственное участие в судебных заседаниях.

На сегодняшний день, в теории модель привлечения к ответственности коммерческих организаций выглядит довольно перспективно, но будет ли она такой же работоспособной на практике, сказать сложно. Многое будет зависеть от сотрудников правоохранительных органов и ответственности госслужащих при внедрении новых правил ведения бизнеса.

У законопроекта имеется много сторонников, которые считают, что административная ответственность не приносит желаемого результата при злодеяниях, осуществляемых юридическими лицами, но присутствуют и противники. Они в свою очередь говорят, что внедрение новых правил приведет к путанице и подрыву правопорядка в стране. Обе стороны по своему правы, но положительного результата можно добиться только при объединении усилий сторонников и противников новой модели уголовной ответственности для коммерческих организаций.

Уголовная ответственность юридических лиц: быть или не быть

23 марта текущего года заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков внес на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект1 об уголовной ответственности юридических лиц (далее – Законопроект). Согласно Законопроекту, наказывать юридических лиц планируется за широкий спектр преступлений – от торговли людьми до дачи взятки. Кроме того, предполагается, что нести уголовную ответственность будут все юридические лица, за исключением государственных и муниципальных, – как российские, так и иностранные, а также международные организации.

Как пояснил порталу ГАРАНТ.РУ Александр Ремезков, идея распространения уголовной ответственности на организации не нова. За рубежом такой вид ответственности юридических лиц существует довольно давно и в последнее время применяется все шире. Этот институт действует во всех странах англо-американского права, в том числе в Великобритании, Ирландии, США, Канаде, Австралии, в странах континентального права – государствах Евросоюза, а также в Китае и ряде стран Ближнего Востока (Иордания, Ливан, Сирия). Прижился этот институт и на постсоветском пространстве – в Грузии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии, Молдове, Украине. Кроме того, принципы уголовного наказания организаций за преступную деятельность заложены и в ряде международных норм, признаваемых, в том числе, и нашей страной, например в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции.

В России эта тема периодически обсуждалась на разных уровнях, но предложения так и не были реализованы. Так, в 1994 году, в проекте УК РФ, подготовленном Минюстом России и Государственно-правовым управлением Президента РФ, содержались положения об уголовной ответственности компаний, однако законодатель на том этапе их не реализовал. Позднее, в 2011 году, с аналогичной инициативой выступил Следственный Комитет. Документ выносился на общественное обсуждение, но в Госдуму так и не попал. Как пояснил Александр Ремезков, нынешняя инициатива развивает и дополняет концепцию, предложенную ранее Следственным Комитетом, а текст Законопроекта был подготовлен во взаимодействии с ним. Предложение поддержали также Росфинмониторинг и Банк России.

Цели института уголовной ответственности юридических лиц

Ремезков объясняет необходимость преследовать в уголовном порядке не только физических лиц, но и организации целым рядом социально-экономических факторов. Так, предполагается, что угроза применения мер уголовного характера сделает более строгим внутренний контроль в коммерческих структурах и предприятиях, и это усилит их заинтересованность в соблюдении требований закона, даже вопреки экономическим интересам. А угроза репутации компании поможет менеджерам справиться с соблазном обойти закон.

Кроме того, наведение порядка в сфере бизнеса, по замыслу автора Законопроекта, позволит повысить инвестиционную привлекательность российского рынка. Введение новых механизмов также облегчит применение правовых мер по отношению к организациям, причастным к незаконному выводу капиталов и активов за рубеж и ускорит их возвращение в Россию. Кроме того, новый закон призван создать эффективный инструментарий борьбы с фиктивными юридическими лицами.

Кто в соответствии с Законопроектом может быть привлечен к уголовной ответственности

По сравнению с проектом 2011 года круг юридических лиц, подлежащих уголовному преследованию, планируется значительно расширить за счет работающих в пределах России иностранных юридических лиц и международных организаций. Кроме того, Законопроектом подразумевается ответственность обособленных подразделений иностранных компаний. Наказывать российские организации, совершившие преступление за рубежом, планируется только в том случае, если они не были осуждены по законам иностранных государств.

Согласно документу организационно-правовая форма компании для привлечения к ответственности значения не имеет, однако государственные и муниципальные учреждения и предприятия подвергать уголовно-правовым мерам воздействия не планируется.

    МНЕНИЕ

    Антон Матюшенко, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»:

    «В соответствии с российским законодательством филиалы и представительства организаций не самостоятельны и выступают в обороте от имени учредителя (то же касается и иностранных компаний, действующих на территории нашей страны через свои подразделения). Учитывая этот факт, ответственность за действия своего филиала будет нести иностранная компания-учредитель по законам государства, в чьей юрисдикции она зарегистрирована. Этому послужит механизм, позволяющий Генеральной прокуратуре РФ направлять материалы возбужденных в России уголовных дел в компетентные органы иностранного государства. Аналогичный порядок предусматривается и для российских организаций, совершивших преступления за пределами России.

    При этом в случаях, предусмотренных международным договором, либо исходя из принципа взаимности, дело можно будет рассматривать на территории России, а приговор направлять в иностранное государство для принудительного исполнения».

Факт привлечения организации к ответственности за противоправное деяние не означает, что причастные к этому же преступлению физические лица смогут избежать наказания. Аналогичное правило существует и при привлечении к административной ответственности: за одно и то же деяние наказываются и организация, и ее должностное лицо (п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ). Одновременно человек, впервые совершивший нетяжкое преступление в интересах организации и не получивший при этом личной выгоды, может быть освобожден от ответственности. Однако основным условием этого является осуждение юридического лица.

Отдельное внимание Законопроект уделяет фиктивным юридическим лицам: так называемым фирмам-«однодневкам» и фирмам-«прокладкам». Они не рассматриваются авторами в качестве самостоятельных субъектов уголовного преследования. Совершаемые от имени фиктивных юридических лиц сделки вменяются в вину их инициаторам, а не тем лицам, которые в документах значатся учредителями и руководителями таких компаний. Документ оригинально решает судьбу таких фиктивных организаций. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что причастная к преступлению компания является фиктивной, то запись о ее регистрации по решению суда подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц без дальнейшего уголовного преследования. Их имущество будет передано законным владельцам, а при отсутствии таковых – обращено в доход государства.

Вина и ответственность юридических лиц

Документ своеобразно подходит к определению вины юридических лиц. Согласно Законопроекту, юридическое лицо будет признано виновным не только в случае совершения преступных действий от своего имени, но и в случае совершения в интересах компании наказуемого деяния даже без ведома ее руководства. К примеру, компания будет признана виновной, если преступное деяние от ее имени совершило лицо, не являющееся ее руководителем. Кроме того, организация понесет уголовное наказание за деяние, совершенное лицом, действовавшим на основании выданной доверенности, а также если преступление было совершено третьими лицами с ведома уполномоченного лица. При этом предполагается, что вина организации в преступлении отсутствует, если были предприняты все зависящие от нее меры по недопущению преступления, однако реальная возможность не допустить его отсутствовала.

Кроме того, соучастниками в преступлении, в соответствии с Законопроектом, могут быть не только физические, но и юридические лица, при том, что совместное участие физических и юридических лиц в преступлении соучастия не образует. Организация может выступать в роли исполнителя, организатора и пособника преступления.

Юрлица могут быть освобождены от уголовной ответственности в связи с добровольным отказом ими от совершения преступления до начала противоправных действий, либо в связи с деятельным раскаянием. Во втором случае виновное лицо освобождается от ответственности при одновременном соблюдении ряда условий, таких как совершение деяния впервые и отнесение его к категории небольшой или средней тяжести. Кроме того, такое лицо должно самостоятельно сообщить о преступлении в органы власти до того, как было возбуждено уголовное дело и возместить причиненный ущерб.

Какие виды наказаний могут быть назначены

Законопроект предусматривает широкий выбор основных и дополнительных видов наказаний, назначаемых судом юрлицам–преступникам. Предполагается, что вид и размер наказания будет определяться судом с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, принятых организацией мер для недопущения преступления, а также характеристик самого юрлица: будут учитываться его прошлые судимости, благотворительная и иная общественно полезная деятельность.

В качестве исключительных мер наказания, которые могут быть назначены юридическим лицам, причастным к совершению особо тяжких преступлений, Законопроект допускает применение таких наказаний, как принудительная ликвидация, а для нарушителей, имеющих иностранную «прописку», – запрет на осуществление деятельности на территории России. Российские филиалы иностранных компаний и международных организаций при этом могут быть принудительно ликвидированы. Оставшуюся после удовлетворения требований кредиторов часть имущества, принадлежащего этим юрлицам, автор Законопроекта предлагает обращать в доход государства. Эти наказания применяются при невозможности использования более мягкого вида наказания с учетом тяжести совершенного деяния, а также характера наступивших последствий. Ликвидацию компании предлагается назначать за совершение особо опасных преступлений против личности, общественной безопасности и мира, такие как торговля людьми, отмывание преступных доходов и террористический акт.

За менее опасные преступления предусмотрено наказание в виде штрафа. Его размер по Законопроекту варьируется от 200 тыс. до 30 млн руб. или назначается в размере, кратном полученному преступному доходу, но не более 500% от этой суммы. Определяется, что при назначении штрафа помимо иных оснований назначения наказания учитывается имущественное положение виновного юридического лица.

Инициатива предлагает лишать организации лицензий, квот, преференций или льгот, в связи с использованием которых преступление было совершено, причем бессрочно. Аналогичный принцип применяется и по отношению к наказанию в виде лишения юрлица права заниматься определенным видом деятельности: под запрет попадет деятельность, в связи с осуществлением которой было совершено преступление. Однако такой вид наказания назначается на срок от полугода до трех лет.

Меры, направленные на должное исполнение наказания

Инициатива предусматривает ряд положений, предотвращающих уклонение организации от исполнения наказания. Например, с момента возбуждения уголовного дела и до исполнения наказания не допускается совершение фиктивных сделок, преследующих цель вывода активов компании. Так, запрещена добровольная ликвидация или реорганизация осужденного юрлица. Нельзя будет совершать сделки с имуществом организации, превышающим 25% общей стоимости ее активов, без предварительного их согласования с уполномоченным федеральным органом государственной власти. А в случае реорганизации или добровольной ликвидации юрлица, произведенных до вынесения обвинительного приговора, наказание будут нести его правопреемники или иные лица, ставшие владельцами имущества осужденной организации. Однако планируется, что обязательным условием распространения ответственности на третьих лиц станет их осведомленность о преступных деяниях реорганизованного или ликвидированного лица, а также если будет установлено, что передача полномочий или упразднение организации совершались с целью уклонения от исполнения наказания.

    МНЕНИЕ

    Антон Матюшенко, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»:

    «Опираясь на опыт оказания мною юридической помощи представителям бизнеса, могу сказать прямо: давление на бизнес со стороны правоохранительных органов в связи с принятием законопроекта возможно. Пример можно привести простой – запрет заключения под стражу предпринимателей (ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ). Данная норма постоянно нарушается как правоохранительными органами, так и судом».

Помимо названных, автор Законопроекта, для обеспечения конфискации имущества и иных имущественных взысканий, предлагает применять такую меру, как наложение ареста на имущество. А в случае уклонения от соблюдения юрлицом этой меры – налагать на нарушителя денежное взыскание в размере от 100 тыс. до 3 млн руб.

Кроме этого, Законопроект предусматривает для юрлиц такое негативное последствие привлечения к уголовной ответственности, как судимость. Предполагается, что непогашенная судимость организации позволит добросовестным участникам коммерческого оборота проявлять большую осмотрительность при выборе контрагента. В том числе, это обстоятельство будет учитываться органами государственной власти и местного самоуправления при проведении приватизации или осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд.

Общественно-опасные деяния, за совершение которых предполагается привлекать юридических лиц к ответственности

Законопроект допускает возможность привлечения организации к уголовной ответственности только за те деяния, за которые Особенной частью УК РФ будет прямо предусмотрено наказание, применяемое к юридическим лицам. Предлагается устанавливать такое наказание лишь за те преступления, обязанность введения ответственности юридических лиц за которые предусмотрена международными правовыми актами, ратифицированными Россией, а также за отдельные сопутствующие им преступные деяния.

По словам Александра Ремезкова, обязанность уголовного преследования организаций за преступления коррупционной направленности таких, как коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), а также за легализацию доходов, полученных от этих преступлений, предусмотрена актами Совета Европы и ООН, ратифицированными нашей страной еще в 2006 году. Обязательства государств-участников ООН ввести санкции для юридических лиц за причастность к преступлениям, направленным на финансирование и иные формы поддержки терроризма и экстремизма, предусмотрены Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма. А обязанность установить ответственность юридических лиц за неправомерные доступ к компьютерной информации и ее изменение, а также за торговлю людьми и организацию незаконной миграции сформулирована в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Все эти акты также были ратифицированы нашей страной, а следовательно, обязательны к исполнению.

Предполагается, что уголовная ответственность юрлиц будет наступать по ряду статьей УК РФ, таких, как:

  • торговля людьми (ст. 127.1);
  • использование рабского труда (ст. 127.2);
  • легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174);
  • коммерческий подкуп (ст. 204);
  • террористический акт (ст. 205);
  • массовые беспорядки (ст. 212);
  • изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1);
  • нарушение правил международных полетов (ст. 271);
  • неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272);
  • посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277);
  • насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278);
  • публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);
  • дача взятки (ст. 291);
  • организация незаконной миграции (ст. 322.1) и т. д.

Процедура привлечения к уголовной ответственности и исполнения наказания

Предварительное следствие по уголовным делам в отношении юридических лиц Законопроектом отнесено к компетенции Следственного Комитета. Производство по уголовным делам планируется осуществлять по действующим правилам, с учетом некоторых нюансов. Так, в качестве нового источника доказательств Законопроектом определяется возражение юридического лица против подозрения, обвинения или гражданского иска, представляемое следователю или суду в письменной форме. В возражении указываются обстоятельства и выводы следствия, с которыми не согласны представители компании, а также приводятся доводы, опровергающие их.

Предполагается, что юрлица будут выступать в судопроизводстве в качестве подозреваемого, обвиняемого или гражданского ответчика. Права и обязанности в уголовном судопроизводстве от имени юридического лица будет осуществлять представитель, который может быть определен самим юридическим лицом либо назначен следователем. Участие представителя подозреваемого и обвиняемого юридического лица в уголовном судопроизводстве обязательно. Задумано, что таким представителем может быть руководитель организации или иное уполномоченное лицо, действующее, например, на основании договора или доверенности.

Инициатива допускает объединение в рамках одного уголовного дела производство в отношении юридических и физических лиц. Однако с организацией, в отличие от гражданина, не будет допускаться заключение досудебного соглашения о сотрудничестве.

***

Несмотря на неоднозначную оценку Законопроекта общественностью и рядом представителей бизнес-сообщества, эксперты не склонны сгущать краски, указывая на ряд его положительных сторон, таких, как декриминализация экономики страны и повышение ее привлекательности для инвесторов. Законопроект имеет все шансы приобрести форму закона, однако до этого велика вероятность его серьезной трансформации.

В развитых странах уже давно применяется практика уголовной ответственности юридических лиц. В США, Канаде, Австралии и других государствах юридическое лицо тоже рассматривается как самостоятельный субъект преступления.

В России пока не принят закон об уголовной ответственности юридических лиц. Власти нашей страны считают рассматриваемую модель неидеальной, поскольку юридическое лицо не может осознавать свою ответственность и свои последствия в совершении того или иного преступления.

Поэтому в Уголовном кодексе РФ на сегодняшний день ответственность за совершенные преступления несут только физические лица.

Можно ли привлечь к уголовной ответственности юридическое лицо?

В 2019 году юр. лицо может быть привлечено только к административной или гражданско-правовой ответственности.

В Государственную думу уже подавался законопроект, касающийся уголовной ответственности для организаций. Автор этого проекта пояснил, почему так важно ввести в Уголовный кодекс ответственность именно юридического, а не физического лица.

Так, на практике нередко бывает так, что предприятие, где руководители или сотрудники компании были привлечены к ответственности, и дальше продолжало совершать преступные деяния, но уже под руководством других лиц.

По мнению автора, если внести в УК РФ ответственность юридических лиц, то это значительно расширит возможности работы правоохранительных органов: они смогут собрать больше нужной информации, применять более жесткие меры в отношении юридического лица.

Пока этот законопроект находится на стадии рассмотрения, поэтому юридические лица по действующему законодательству не подлежат уголовной ответственности.

Уголовная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом

Юридические лица (фирмы, предприятия, организации) точно также как и физические лица должны платить налоги. Так, юридические лица регулярно платят налог на прибыль, НДС, на операции с ценными бумагами.

За неуплату налога юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности, подразумевающей необходимость погасить долги.

Также в отношении юр. лиц может быть установлена налоговая ответственность – налоговая инспекция может применить в отношении того или иного предприятия санкции в денежном размере. Что касается уголовной ответственности, то юридическое лицо не может быть к ней привлечено.

За неуплату налогов привлекаются только физические лица, поэтому если предприятие не отчисляет налоги, то ответственность за это несут конкретные лица, а именно:

  • руководитель, директор компании;
  • главный бухгалтер;
  • исполняющий обязанности руководителя.

За неуплату налогов ответственный сотрудник компании может быть привлечен к уголовной ответственности по таким статьям Уголовного кодекса РФ:

  • ст. 199. Мера наказания – штраф (100–300 тысяч рублей), принудительные работы (до 2 лет), арест, лишение свободы до 2 лет;
  • ст. 199.1 – за неисполнение обязанностей налогового агента виновному грозит наказание в том случае, если сумма не отчисленных средств в бюджет составила более 5 миллионов рублей;
  • 199.2 – сокрытие денежных средств в крупном и особо крупном размере, за счет которых должны отчисляться налоги. Наказанием может послужить как штраф (200–500 тысяч рублей), так и лишение свободы сроком до 3 лет.

Уголовная ответственность при банкротстве юридического лица

Когда предприятие оглашает себя банкротом, то после всех процедур оно ликвидируется. А это значит, что все существующие долги предприятия (если оно является ООО) списываются.

Получается так, что займодатели несут большие потери, поскольку не могут вернуть свои деньги. При этом руководящие лица организации, что признала себя банкротом, теряют только свой уставной капитал. Никто не может заставить организацию выплатить долги заемщикам.

Однако если правоохранительные органы обнаружат, что банкротство было сфальсифицированным, то есть, у руководителей компании имелся преднамеренный умысел для закрытия предприятия, тогда может наступить уголовная ответственность.

Однако ей подлежит не конкретное юридическое лицо, а учредители и руководители предприятия, компании.

Уголовная ответственность конкретных лиц предприятия наступает только тогда, когда в результате незаконного банкротства был причинен крупный ущерб другим организациям или лицам. Сумма этого ущерба должна превышать 2 миллиона 250 тысяч рублей.

Наказание за подобное преступление может быть разным: начиная от штрафа (200–500 тысяч рублей), заканчивая лишением свободы сроком до 3 лет.

Уголовная ответственность юридического лица за экологические преступления

Согласно законам РФ юридическое лицо, совершившее экологическое преступление может нести только административную ответственность.

Если же в действиях юридического лица будет замечен серьезный состав правонарушения, тогда к уголовной ответственности будут привлечены ответственные лица компании, организации, а вот уголовное дело в отношении юридического лица не будет возбуждено.

Например, за незаконную вырубку леса, умышленное уничтожение лесного массива, загрязнение морской воды и т. п. будут привлечены к ответственности руководители организации, осуществляющей противозаконную деятельность.

Можно ли возбудить уголовное дело в отношении юридического лица?

На данный момент, нет. В действующем законодательстве РФ юридические лица не несут уголовной ответственности. Субъектом уголовного права является только вменяемое физическое лицо.

Пока проект о внесении изменений в законодательные акты РФ касательно введения института уголовной ответственности юридических лиц не был рассмотрен и принят депутатами, говорить о возбуждении уголовного дела в отношении юр. лиц не стоит.

Пока что в нашей стране юридическое лицо не рассматривается в Уголовном кодексе как субъект преступления. К уголовному наказанию можно привлечь только отдельных лиц – учредителей, руководителей, должностных лиц.

Если говорить о юридическом лице, то оно может быть привлечено к административной ответственности.

Мошенничество юридического лица

1. Через какой сайт подать заявление о мошенничестве в г. Екатеринбург на юридическое лицо? Наша организация находится в Казахстане.

1.1. Здравствуйте! Обратитесь с заявлением в полицию по месту жительства.

2. Пожалуйста, какие действия должны быть при мошенничестве юридического лица. Был заказан товар, переведена частичная сумма продавцу. Компания скрылась, заблокировала номер телефона и не отгрузила товар.
Заранее благодарна.

2.1. Добрый день. Ответственности подлежит не юр. лицо, физ. лица которые совершили данные действия. (как правило — это директор).
Необходимо подать заявление в территориальный орган МВД и предоставить подтверждающие документы.
Если будут вопросы-обращайтесь по контактному номеру.

2.2. Добрый день, Татьяна! Вы переводили деньги на счет юридического лица или на счет физического лица. Если юридического — есть шанс взыскать через суд. Если физического — пишите заявление в полицию, вы даже не знаете кому вы перевели деньги. Вполне вероятно-мошенникам. Из любой ситуации всегда можно найти выход, главное — предпринять шаги для его достижения. Обратитесь к юристам с документами по делу и пусть они посмотрят с юридической точки зрения. Контактные телефоны, адреса обычно указаны под ответом юриста.
Удачи Вам и всего самого хорошего в Ваших делах. С уважением, юрист сайта 9111, Корсун Ирина Дмитриевна!

2.3. Татьяна, надо обращаться в правоохранительные органы в отношении тех лиц, которые от имени юрлица это все осуществили. Если не возбудят уголовное дело, возможно обращение в суд.

3. Если мошенничество совершает юридическое лицо, то на кого писать заявление в прокуратуру: на само предприятие или на учредителей и директоров?

3.1. Доброго Вам времени суток. Ваше дело на самом деле подать заявление в полицию не вдаваясь в подробности, а разбираться уже дело полицейских. Укажите ЮЛ.Удачи вам и всего наилучшего.

3.2. Здравствуйте! В данном случае в соответствии с существующим законодательством Вы подаете заявление о возбуждении уголовного дела по указанному факту, а дальше расследование покажет.

4. Можно ли написать заявление в полицию по факту мошенничества юридического лица, если оно зарегистрировано в Казахстане? И в какой орган обращаться?

4.1. В полицию по месту совершения преступления, ст. 159 УК РФ (мошенничество).

5. Может юридическое лицо возбудить уголовное дело о мошенничестве к директору юридического лица о не оплате законченного строительства?
Директор Генерального подрядчика которому по
договору выполнили и сдали всю работу отказывается проплачивать деньги. В арбитраж подали, но нужно возбудить уголовное дело о мошенничестве. Возможно это или нет?
С уважением, Виктор Александрович.

5.1. Добрый день . Для возбуждения уголовного Деля по ст. 159 УК РФ(мощенничество) необходимо доказать умысел лица на завладение чужим имуществом (денежными средствами ) путем обмана или злоупотребления доверием .
Нужна помощь-обращайтесь !

6. Куда нужно подавать заявление о проверке на факт мошенничества юридическим лицом? Наша компания оплатила продукцию другому юридическому лицу. Поставленный товар не устроил нас по качеству и мы потребовали возврат денежных средств. Согласно гарантийному письму нам должны были вернуть деньги до 15 мая 2014 г. На сегодняшний день возвращена 1/4 от суммы и на контакт с нами компания-должник не выходит. Спасибо.

6.1. Вам необходимо срочно обращаться в полицию с заявлением согласно ст.140 УПК РФ.

6.2. по факту мошенничества в полицию, по факту некачественного товара в роспотребнадзор

6.3. Здравствуйте. Для возврата денег Вам необходимо обращаться в суд

6.4. Споры между юридическими лицами разрешаются арбитражным судом.

6.5. обращаться только в суд, блокировать счета

7. Скажите пожалуйста куда мне обратиться по поводу мошенничества. Я как юридическое лицо получила счет на оплату товара от фирмы ООО Опт-Строй-Торг г.Москва-директор Острогин Николай Владиславович. Оплатила этот товар, а когда приехали забирать оказалось склада там нет.

7.1. Обращайтесь в отдел полиции по месту нахождения вашей организации. помогу подготовить заявление

7.2. как и где оплатили?
необходимо определить место преступления — далее заявление в полицию.

8. Куда обращаться по факту подозрения в мошенничестве юридического лица с местом нахождения г. Москва.

8.1. Здравствуйте!
Обращайтесь в полицию либо в прокуратуру.

8.2. Елена, Вы чтобы не тратить время, опишите суть проблемы.

9. Может ли одно юридическое лицо инкриминировать другому юридическому лицу ст.159 «Мошенничество» УК РФ? Насколько трудно доказать такую возможность?
Заранее благодарю за ответ.

9.1. Уважаемая Светлана!
В соответствии с УК РФ, субъектом уголовной ответственности может быть только физическое лицо. Кроме того «инкриминировать» — то есть, видимо, предъявить обвинение, могут только следственные органы, а назначить наказание -только суд, но никак не «одно юридическое лицо».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *