Уголовное и административное право

Отграничение административного права от смежных отраслей права

Таким образом, ряд отношений регулируется конституционным и административным правом одновременно: различие можно провести по объему этого регулирования. Конституционное закрепляет лишь общие принципы, единые для всех государственных органов; административное право, отправляясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти. Следовательно, свои исходные начала оно берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы – в Конституции и законах.
Однако административное отличается от других отраслей права предметом регулирования.

Оно регулирует управленческие отношения, т.е.

отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны.

Так, с имущественно-стоимостными отношениями связаны организационные отношения между строительной компанией и органом государственного управления по поводу получения лицензии. Однако природа таких организационных отношений определяется властными полномочиями орган государственного управления, который дает обязывающие предписания для строительной компании.

Поэтому считается, что публичные организационные отношения, которые складываются в различных сферах деятельности человека, как бы тесно они ни были связаны с имущественно-стоимостными отношениями, регулируются нормами административного права, в котором применяется метод власти — подчинения (подчинение).

Уголовное и административное право

Соотношение этих отраслей права в рассматриваемом контексте можно проследить на следующем примере. Например, в результате ДТП пассажиру причинен вред здоровью. Никаких объективных признаков, свидетельствующих о наступлении тяжкого вреда здоровью, не выявлено, поэтому начинается производство по административному делу. Но до истечения 7-дневного срока, принятого условным при наступлении более тяжких последствий, пострадавший умирает. В этом случае возбуждается уголовное дело, а все полномочия вместе с материалами административного дела передаются следователю. При этом важным является вопрос о преюсдиции. Этот термин означает, что обстоятельства, установленные в рамках одного производства, признается доказанными в рамках другого. Так, административная преюдиция действует и в уголовном праве. Например, в рассмотренном выше случае факт нетрезвого состояния виновника ДТП будет признан и по уголовному делу. Эти же отрасли пересекаются и в некоторых экономических, а также налоговых преступлениях.

Так, уголовное и административное право пересекаются, например, в таких составах, как нарушение правил дорожного движения. В первом случае обязательными должны быть тяжкий вред здоровью или смерть лица, в последнем – сам факт нарушения, даже если не было никаких последствий, карается, как правило, административным штрафом или лишением права управлять машиной. Уголовное право регламентирует отношения в связи с совершением или подготовкой преступного акта. Административное же – в связи с совершением правонарушения, имеющего значительно меньший уровень опасности для общества и личности.

Портал Юристъ — Ваш успех в учебе и работе

Административная ответственность имеет ряд особенностей. Во-первых, она менее сурова, чем уголовная, и не влечет судимости лица, к которому применяется. Во-ьторых, административная ответственность находит свое выражение в наложении на виновного особого взыскания — не уголовного, не дисциплинарного или какого-либо иного, а именно административного. В-третьих, административная ответственность применяется органом (должностным лицом), которому нарушитель не подчинен по службе (в противоположность дисциплинарной ответственности налагаются специально уполномоченными на то органами и должностными лицами, относящимися главным образом к аппарату государственного управления. Только в прямо предусмотренных законодательством случаях меры административной ответственности могут налагаться единолично народными судьями (например, административная ответственность за мелкое хулиганство, мелкую спекуляцию и т. д.). В-пятых, процедура применения административной ответственности является более простой и оперативной, чем в уголовном процессе (при соблюдении тем не менее всех гарантий законности).

В последнее время несколько расширен перечень правил, за нарушение которых установление административной ответственности отнесено к исключительной компетенции Союза ССР. Это расширение произошло за счет двух моментов. Во-первых, часть вопросов, которые раньше входили в компетенцию как Союза ССР, так и союзных республик, теперь передана в исключительную компетенцию Союза ССР. Например, административная ответственность за нарушение правил дорожного движения, правил приобретения, хранения и использования огне-

Чем административное правонарушение отличается от уголовного преступления

С тобой ничего не будет, будешь свидетелем, если переживаешь за друга, который инициировал драку, то тоже не переживай, ему норм досталось (нанесен тяжкий вред здоровью) , если тот тип догонятся вздумает через суд, сам больше встрянет. Сам сравни пару ударов ногой, которые не повлекли расстройства здоровья или утрату трудоспособности, или открытая черепно-мозговая травма

5) Административная ответственность реализуется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также суды (судьи) . Уголовные наказания — только судом; дисциплинарные наказания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности — судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях — в административном порядке. В отличие от уголовной и гражданской правовой ответственности, определяемой лишь судом, административная ответственности чаще всего применяется органами государственного управления, с которыми нарушитель не находится в служебных или иных организационных отношениях. Органы (должностные лица) , уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и применять меры административной ответственности, определены в ст. 22.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Разница между уголовной и административной ответственностью

Административная ответственность – это государственно-властное воздействие на физических и юридических лиц за совершение правонарушения, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях России. По своей форме такие деяния имеют незначительную опасность для общества. Административная ответственность выражается лишь в применении предупреждения, штрафа, ареста, исправительных работ, конфискации предмета, в особых случаях — выдворении за пределы РФ.

Уголовная ответственность – это применение мер воздействия со стороны органов государственной власти за совершение деяния, предусмотренного уголовным кодексом Российской Федерации. Преступления делятся по тяжести (от не представляющих общественной опасности до особо тяжких), а также по иным основаниям (против жизни и здоровья, половой неприкосновенности, собственности и т.д.). При этом подвергнуть человека уголовному преследованию можно лишь в том случае, если состав деяния чётко прописан в кодексе и доказан в суде.

Что такое административный проступок и чем административный проступок отличается от уголовного преступления

При осуществлении административного ареста, родственникам и адвокат задержанного могут быть уведомлены, а если задержанный не достиг 18 лет, то родители уведомляются в обязательной форме. При задержании должностных лиц и сотрудников государственных органов, то уведомляется место работы задержанного.При административном задержании, задержанному в обязательном порядке, должностным лицом, разъясняются права задержанного, о том, что он может пользоваться услугами адвоката или защитника, разъяснять почему осуществлено задержание, о даче показаний или об отказе в показаниях, сроки административного задержания.

Законодателем определено, что административный проступок отличается от уголовного преступления, тем, что он менее общественно опасен. Признаны виновными в административном проступке, могут быть как физические лица, так и юридические лица. Привлечь к административной ответственности может не только суд, но так же, государственные органы, Налоговая, Пенсионный фонд, Жилищная инспекция. Привлечение к административной ответственности, влечет административный штраф или административный арест, но не судимость. Сроки привлечения к административной ответственности, намного быстрее, чем по уголовному делу.

Б-6 Административное право в правовой системе Российской Федерации

Административное право можно отграничивать и от уголовного и уголовно-исполнительного права. Эти отрасли права используют одинаковый метод правового регулирования — запрет, за нарушение которого наступает соответственно административная или уголовная ответственность. В уголовном праве устанавливаются составы преступлений против интересов государственной и муниципальной службы. Уголовное право устанавливает ответственность и за нарушения правил, устанавливаемых нормами административного права (например, в области осуществления предпринимательской деятельности, против военной службы, против общественной безопасности и общественного порядка). Правоохранительная служба осуществляет свои задачи и функции как в сфере действия уголовного, так и административно-деликтного права. Управление в области исполнения уголовных наказаний основывается на традиционных характеристиках государственного управления, обеспечивающего выполнение конкретных задач уголовно-исполнительного права.

Административное право взаимодействует с гражданским правом. Федеральные органы исполнительной власти могут принимать нормативные правовые акты, которые регламентируют гражданско-правовые отношения при условии, что они соответствуют нормам ГК РФ и иных федеральных законов. Взаимосвязь административного и гражданского законодательства прослеживается в некоторых институтах, например: государственная регистрация юридических лиц; лицензирование; возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц; публичный договор. Административно-правовые институты включают нормы права, устанавливающие возможность применения к субъектам гражданского права административно-властных методов, т. е. имущественные отношения испытывают на себе властно-распорядительный и императивно-регулирующий потенциал административно-правового регулирования. По справедливому мнению Ю. А. Тихомирова, административное право нужно рассматривать как одну из гарантий реализации гражданско-правовых норм1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *