Содержание
Почему человек кричит
Повышение тона — это сигнал о двух возможных эмоциональных расстройствах: неуверенности в себе или страхе. Но человек, который выбрал преподавание в качестве профессии жизни, должен справляться с подобными внутренними конфликтами без перехода на личности или крик. Учитель — это главный участник процесса обучения, именно он определяет формат взаимодействия внутри коллектива. Он может стать образцом и наставником для ребенка, а может убить в нем весь интерес к предмету и учебе в целом. Взрослый человек, который не может совладать с эмоциями и от бессилия кричит на детей, едва ли станет авторитетом для группы подростков.
Слова ранят
Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов считает, что нелюбовь к учителю является распространенной причиной школьных прогулов. Вспомните свои студенческие годы, сколько пар было пропущено из-за скучного или надменного преподавателя в университете. У детей младшего возраста срабатывает та же логика: избежать взаимодействия с раздражителем всеми возможными способами. Особенно это касается тех учителей, которые не только не нашли общий язык с учеником, но и вербально обижают его. И это не самое худшее, что может случиться с детской психикой. Необоснованные крики учителей и попытки унизить ученика перед классом могут привести к серьёзным расстройствам, которые человек пронесет через всю свою жизнь.
Как выйти из конфликта
Каждый родитель знает своего ребенка и сможет понять, повышение тона было обоснованным или нет. Конечно, нет такой ситуации, в которой учитель имеет право унижать ученика. Но порой подростки делают все, чтобы спровоцировать взрослого человека на крик. Существует несколько вариантов выхода из конфликтной ситуации:
-
Разобрать ситуацию вместе с представителями школьного управления (директором, завучем, психологом) и решить ее согласно трудовому и этическому кодексам;
-
Обратиться к школьному самоуправлению для определения источника конфликта и мирного разрешения ситуации (иными словами, опросить учеников и, если ребенок был не прав, провести воспитательную беседу с ним);
-
Постараться провести примирительную беседу с учителем и учеником, т.к. часто в ситуации оба оппонента бывают неправы.
В подобных ситуациях тяжело сказать, кто прав, а кто виноват. Обычно на учителей оказывается сильное давление из-за особых требований к их профессиональной подготовке, а каждый родитель предпочитает быть адвокатом своего ребенка. Научите ребенка никогда не вступать в переговоры с кричащим взрослым, а любые недопонимания в школе обсуждать с мамой или папой — они помогут разобраться в конфликте.
Текст: Юлия Боюн,
Дети, особенно младшие школьники, которых воспитывают в любви и понимании, очень остро относятся к критике и крикам со стороны учителей. Многие учебные заведения увольняют преподавателей по причине халатного отношения к работе и конфликтов с детьми. Нередки случаи, когда учитель кричит на детей, унижает их честь, тем самым, разрушая психику. Можно ли в школе кричать на ребенка и как маме и папе реагировать на подобные выходки педагогов? Поговорим в этой статье.
Что делать, если учитель кричит на детей
К сожалению, администрация школы старается замять скандал, если обращается с претензией один родитель. Предвзятое отношение к определенному ребенку нужно еще доказать. Прежде всего, следует поговорить напрямую с преподавателем и выяснить причину крика. Возможно, ребенок ведет себя настолько недопустимым образом, что учитель не сдерживается, считая поведение ученика аморальным.
В случае, если жалуется только один ученик на плохое обращение в школе, можно подключить к разъяснению дела третью сторону – психолога. Он проведет беседу с малышом и преподавателем. Это поможет прояснить ситуацию, был ли конфликт, и, если был, то на каком основании был повышен голос на школьника. Встречаются случаи, когда оправдывают учителя, так как он во время спора с учеником был психологически неподготовленным. Если же была выявлена вина школы и случай не единичный, то родитель может прибегнуть к кардинальным методам.
Жалобы, отправленные директору
Устные разговоры могут не помочь и не докажут факта конфликта. Только подписи пострадавших сторон, которые в будущем смогут стать вескими доказательствами. Потребуется ксерокопия, если вопрос с учителем не будет решен через администрацию учебного заведения.
Обращение в Департамент образования и науки
Если от дирекции не поступила реакция на поданную жалобу, следует обращаться в областной Департамент образования и науки. Эта бумага практически идентичная той, которую отправляли на имя дирекции. Также может быть подана жалоба с подписями и полной информацией об учителе. Но и этот метод не гарантирует эффективность.
Жалоба в Министерство образования и науки России
Если Департаментом было проигнорировано заявление от родителя – потребуется внедрение тяжелой артиллерии. Нужно обратиться в письме к министру, указав те же данные и подписи, что и в остальных случаях. Проигнорировать это обращение не могут.
Преподаватели повышают тон в разной степени на детей. Это происходит, когда они отчитывают детей за небольшие шалости, хулиганство. Взрослые дети, начиная с класса 7, не обращают внимания на крики и ругань, поэтому родителям на плохое отношение не жалуются. А вот младшеклассники остро реагируют на подобный метод воспитания. Психологи считают, что криком нельзя добиться покорности. Малыша нужно выслушать, объяснить свою точку зрения. Если это не поможет и малыш оказался слишком активным, то преподаватель должен поговорить с родителями, а те, в свою очередь, помогут решить конфликт без криков.
Если учитель кричит на детей законодательство РФ
Многие учителя уверены, что могут вести себя подобным образом до тех пор, пока их не разоблачат. Их не беспокоит тот факт, что ребенок может получить психологическую травму, замкнуться и ожесточиться. А еще, подобное отношение карается законом. В статье 34 Федерального закона об образовании в РФ сказано, что каждый ученик имеет право на уважение его достоинства, а также защиту от оскорбления личности и других форм психологического насилия. Также существует статья 48, которая гласит, что педагог обязан соблюдать нравственные нормы и уважать личность обучающихся.
Учитель кричит — есть причина?
Если учитель — адекватный человек, а работать в учебных заведениях должны только такие люди, просто так кричать он не будет. Скорее всего, этому послужила веская причина.
Многие родители сразу обвиняют преподавателя в том, что он унижает их ребенка. Однако если учитель позволил себе пару раз крикнуть на него, это еще ничего не значит.
Со стороны закона преподаватель, конечно, не прав. Согласно статье 48 Федерального закона «Об образовании в РФ» учитель обязан следовать требованиям профессиональной этики. Он не имеет права бить, унижать ребенка или повышать на него голос.
Если виноват ученик, преподаватель должен решать такие вопросы по уставу учебного заведения: обратиться к администрации школы или вызвать родителей.
Закон о среднем образовании выдвигает ряд требований, согласно которым педагог должен:
- обладать высокими моральными качествами;
- иметь педагогическое образование и профессиональный уровень подготовки;
- быть вменяемым и физически подготовленным;
- проходить аттестацию каждые 5 лет. По ее результатам определяют, может ли этот человек работать с детьми.
Если преподаватель не соответствует какому-либо из этих пунктов, можно судить о его некомпетентности. Особое внимание нужно обращать именно на результаты аттестации, так как она в большей степени определяет, может ли данный человек быть учителем или нет.
Что делать родителям
Если ребенок жалуется, что на него кричит преподаватель, необходимо сначала поговорить с учителем. Возможно, ученик ведет себя таким образом, что провоцирует его. Этот вопрос нужно обсудить и попробовать решить его спокойно, без привлечения администрации, так сказать, «полюбовно».
Чтобы быстрее разобраться в конфликте, стоит обратиться к школьному психологу, который есть в каждом учебном заведении. Он пообщается с обеими сторонами конфликта и сможет определить, кто на самом деле виноват, и даже предложит пути решения проблемы.
Если виноват учитель и не признает этого, родителям следует обратиться к директору, так как его сотрудник недостаточно компетентен. Однако устно доказать факт конфликта не получится, необходимы подписи обеих сторон. Также они понадобятся, если конфликт не удастся решить через школу.
Может случиться, что администрация учебного заведения проигнорирует жалобу. Тогда родителям нужно обращаться в департамент образования и науки. Если на преподавателя жалуется несколько человек, стоит собрать подписи, однако это не гарантирует успешный исход дела.
Важно! Если же и предыдущая инстанция решила не разбираться, родители должны обратиться напрямую в министерство. К обращению следует приложить те же факты и подписи, что и в предыдущем случае.
Тогда за дело возьмутся всерьез, начнутся проверки и разбирательства. Используйте данный метод только в крайнем случае, если решить вопрос по-другому не получается.
Нередко преподаватели позволяют себе повышать тон на детей, зачастую это происходит не просто так. Ученики постарше перестают обращать на это внимание и никому не жалуются. Однако младшеклассники не могут относиться к этому спокойно и жалуются своим родителям, а те идут разбираться в учебное заведение.
Преподаватель не должен повышать голос. Он должен попытаться спокойно объяснить ученику, что тот не прав. Если это не помогает, педагог должен донести данную ситуацию до родителей, которые поговорят со своим ребенком и помогут не довести ситуацию до конфликта.