Учитель без категории

Особое внимание портфолио

Подготовка к аттестации на высшую квалификационную категорию начинается заранее. Учитель пишет заявление по установленному образцу. После этого работодатель подает представление на соискателя категории. В этом документе работодатель всесторонне оценивает профессиональные качества и навыки педагога. Кроме того, в представлении обязательно указываются сведения о прохождении курсов повышения квалификации работником. Кроме того представление включает сведения о предыдущих аттестациях. За месяц до аттестации работодатель под роспись знакомит соискателя на высшую категорию с содержанием представления.
Важным моментом при подготовке к аттестации на высшую категорию является составление портфолио. Существуют определенные правила к его содержанию. Оно подается в аттестационную комиссию вместе с заявлением или через месяц после его подачи. Аттестационная комиссия назначает дату, время и место проведения аттестации.
Учителям следует помнить, что, не имея первой категории, невозможно претендовать на получение высшей. Для претендента на высшую категорию желательно иметь в портфолио статьи, опубликованные в научно-популярных изданиях, участие в конкурсах, победителей и призеров олимпиад и пр.
Аттестация на высшую категорию проходит в виде рассмотрения представленного портфолио. В него педагог включит свои достижения и результаты за последние годы. Стоит знать, что аттестация может проходить без непосредственного участия учителя. Об этом он может написать в заявлении на аттестацию. По итогам комиссия выносит решение, присваивается или нет претенденту высшая категория. В случае отказа педагог имеет право через некоторое время вновь подать на высшую или подтвердить первую категорию.

Трудовым законодательством разрешена дополнительная трудовая деятельность для тех работающих граждан, которые желают получить подработку и увеличить свои ежемесячные доходы. Существует два основных вида такой деятельности — это совместительство и совмещение.

Под совмещением обычно подразумевают три разновидности рабочих функций: временное замещение отсутствующего коллеги, расширение зоны ответственности (сотрудник занят дополнительными работами по своей же профессии) или классическое совмещение (выполнение обязанностей сразу по двум профессиям — своей и относящейся к вакантному месту).

Во всех указанных случаях работник справляется с дополнительными обязанностями без отрыва от основной деятельности, то есть, в рабочее время, ограниченное одной сменой.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Размеры доплаты

За такую работу в расширенном объёме работодателем устанавливается дополнительное вознаграждение или доплата (согласно 151 статье ТК).

Размер дополнительных выплат при совмещении должностей в одной организации должен быть зафиксирован в отдельном соглашении, заключённом с работником. Обычно доплату начисляют за фактически выполненный объём работ либо за отработанное сотрудником время.

Эта сумма может быть:

  • Фиксированной — иметь установленный в соглашении размер.
  • Начисляемой в процентном отношении к сумме оклада или заработной плате по основному месту работы.

Минимальных или максимальных значений для данного вида выплат трудовым законодательством не предусмотрено. А это значит, что в каждом отдельном случае достигается письменная договорённость между заинтересованными сторонами (работником и работодателем). Если предполагается установить фиксированный размер, работодатель вправе ориентироваться на положения локальных документов, действующих на конкретном предприятии, в организации или учреждении.

Главное, чтобы сумма была чётко прописана в дополнительном соглашении. Только в этом случае установленная доплата будет правомерной.

Формула и примеры расчёта

При неполном рабочем дне

Следует отметить, что работник, трудящийся в качестве совместителя, может настоять на установлении неполной смены или дня. Такое право предоставляется ему 93-й статьёй ТК.

Для таких сотрудников при расчётах доплаты следует ориентироваться на фактически отработанные часы.

Например, если размер дополнительной выплаты был установлен в соглашении в размере 10% от оклада, расчёт будет производиться по следующей формуле:

  • полный оклад умножается на количество фактически отработанных часов и делится на 160 часов (количество рабочих часов в месяц при полной занятости);
  • полученное значение (размер оклада без доплаты) умножается на размер доплаты (10%) и делится на 100%;
  • оклад за неполный рабочий день (значение, полученное в первом действии) суммируется с суммой доплаты (значение, полученное во втором действии) — в результате бухгалтер получит точный размер положенной этому сотруднику зарплаты.

Если работнику установлен оклад в размере 20 000 рублей, и он отработал за месяц на дополнительном рабочем месте 80 часов, расчёты будут выглядеть так:

  1. 20 000 х 80 : 160 = 10 000 (оклад за неполный рабочий день);
  2. 10 000 х 10 (%) : 100 (%) = 1 000 (размер доплаты за совмещение);
  3. 10 000 + 1000 = 11 000 (зарплата).

Ещё один пример:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Инженер получает 36 000 рублей по основной должности. На дополнительном рабочем месте установлен оклад в 40 000 рублей (для 8-часового рабочего дня). При этом по просьбе данного сотрудника установлен неполный день (фактически на работу тратится половина установленной нормы — 4 часа в день). В месяц было отработано 15 дней до того момента, как на рабочее место вышел отсутствовавший работник. Размер доплаты установлен в пределах 30% от оклада.

Для расчёта зарплаты сотрудника необходимо:

  1. 40 000 : 2 = 20 000 (оклад на дополнительной должности за месяц);
  2. 20 000 х 60 : 80 = 15 000 (оклад за 15 фактически отработанных дней (60 часов));
  3. 15 000 х 30 (%) : 100 (%) = 4 500 (размер доплаты);
  4. 36 000 + 15 000 + 4 500 = 55 500 (зарплата за месяц).

В результате заработная плата инженера составит основной оклад плюс дополнительную плату за труд по совмещению.

При полном рабочем дне

При полном рабочем дне (смене) производятся такие же простые расчёты. Например:

Аналитик совмещал должность кассира. По основному рабочему месту сотруднику начислялось 25 000 рублей. На основании подписанного соглашения руководство установило доплату в размере 20% от основного оклада. Сотрудник замещал отсутствовавшего кассира ровно 12 дней, а весь рабочий месяц включал в себя 24 дня.

Расчёты выглядят следующим образом:

  • 25 000 х 20 (%) : 100 (%) = 5 000 (размер доплаты за совмещение за месяц);
  • 5 000 : 2 = 2 500 (размер доплаты за 12 дней);
  • 25 000 + 2 500 = 27 500 (зарплата за месяц).

При оплате а выработку

Также оплата может производиться за выработку — количество изготовленной продукции. Например:

Согласно дополнительному соглашению токарю была установлена доплата по 25 рублей за каждую дополнительную деталь. На дополнительном месте работы он смог изготовить 30 изделий.

Чтобы определить размер доплаты, необходимо 30 изготовленных изделий умножить на 25 рублей. То есть, в качестве доплаты бухгалтерия начислит токарю ещё 750 рублей к основному окладу.

Если сотрудник отработал не все рабочие дни

Если сотрудник трудился в текущем месяце не все рабочие дни, доплата также рассчитывается исходя из фактически отработанных часов. Например:

Сотрудник отработал 127 часов и ещё четыре дня он находился в отпуске, оформленном за свой счёт. Согласно дополнительному соглашению этому сотруднику была установлена доплата в пределах 50% от оклада отсутствующего коллеги, рабочие функции которого необходимо выполнять. Норма рабочего времени на текущий месяц была установлена в пределах 159 часов. Тарифные ставки были распределены, как 225 рублей за час работы на основном месте и 332 рубля за час работы на дополнительном месте.

Расчёты выглядят следующим образом:

  1. Определяется размер основного оклада — 127 часов умножается на 225 рублей.
  2. Определяется размер доплаты — 127 часов умножается на 332 рубля, а затем умножается на 0,5 (50%);
  3. Устанавливается общая сумма — складываются два значения, полученных в результате расчётов.

Стаж для выхода на пенсию в России по новому закону вы узнаете в нашей статье.
В 2016 году с России будут увеличены пенсии у военных! Подробнее об этом событии узнайте в статье.
В 2016 году произошли некоторые изменения в выплате пособия по безработице. В нашем материале есть вся нужная вам информация.

Минимальные размеры доплаты

Как было сказано выше, трудовым законодательством не установлено никаких ограничений на размеры доплат за дополнительный труд по совмещению.

Фактические размеры будут зависеть от договорённости работника с работодателем, зафиксированной письменно в дополнительном соглашении.

Но работодатель ориентируется, прежде всего, на экономическую выгоду. Поэтому он вряд ли установит доплату в 100% размере от основного или дополнительного оклада, так как в такой ситуации будет проще принять нового работники на свободное место. Размеры доплат чаще устанавливаются таким образом, чтобы они не превышали размеров оклада, начисленного на основном месте работы.

Работодатели также ориентируются на показатели МРОТ, устанавливаемые правительством в каждом году с учётом показателей инфляции. В 133-й статье ТК права работников защищены особыми положениями, устанавливающими правило для начисления оклада. Человек, отработавший всю норму времени и выполнивший свои обязанности в полном объёме, не может получить заработную плату, размер которой ниже МРОТ.

Но так как в упомянутой статье речь идёт об основном окладе, это правило начисления средств не относится к дополнительным выплатам — они являются всего лишь составляющей месячной заработной платы. Однако при этом учитываются положения 22-й статьи ТК, рекомендующей устанавливать плату в соответствии с квалификацией сотрудника и сложностью выполняемых работ.

Чтобы заинтересовать сотрудников и стимулировать их на выполнение дополнительных рабочих функций, работодатели на практике устанавливают 50% от оклада должности, полученной в качестве совмещения. Но в то же время, если работник считает, что его удовлетворит всего 10%, именно эта сумма будет зафиксирована в дополнительном соглашении.

Работодатели часто ориентируются и на цифры, указанные в коллективных договорах либо в договорах, заключённых с отдельными работниками. В пункте, посвящённом оплате дополнительной трудовой деятельности в рамках одного рабочего дня, может быть указана фиксированная сумма доплаты. Например, 3 000 рублей. На большее претендовать работник не вправе.

Следует отметить, что работодатель имеет право на полную отмену доплаты, если им будут отмечены основания для таких действий. Например, сотрудник был замечен в халатном отношении к дополнительным трудовым функциям. Или он допустил грубые нарушения дисциплины, внутреннего распорядка, прямых распоряжений руководства.

Также доплата полностью отменяется в момент выхода на рабочее место отсутствовавшего ранее коллеги. Либо в момент приёма на это место нового работника, согласившегося работать на полную ставку (полный рабочий день или смену).

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

«Ставка 18 часов — это не 13,5, а 36 часов работы». Сколько платят молодому учителю

Можно долго говорить о трудностях учительской жизни, о горящих глазах, энтузиазме и любви к детям. А также о роли учителя в обществе. Наш блогер Дима Фурманов (который и сам работал в школе) посчитал, сколько нужно трудиться молодому педагогу, чтобы получать более-менее конкурентоспособную зарплату. Стало по-настоящему грустно.

Всё про ЕГЭ. Рассылка Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

В комментариях к подобным текстам часто встречается мнение, что учителя — это нытики, отговорили свои уроки и бегут домой. Меня всегда коробило от таких заявлений, потому как в идеально выверенной аргументации есть всё — и аналитика рабочего дня, и видение работы учителя со стороны, но нет главного. А главное — это деньги. Учитель — это человек, который хочет есть и которому надо где-то жить.

Поэтому, давайте смоделируем, как молодому специалисту осуществить это желание. Для того чтобы наша модель была максимально приближена к среднестатистическому молодому учителю, мы рассматриваем, что это юноша (или девушка), окончивший педагогический институт. Этот объект работает не в Москве и не участвует в программе «Учитель для России». И получать деньги будет исключительно в школе, при этом не имея неофициальных заработков (ведь мы же отговорили уроки и пошли домой).

1. Возьмём нагрузку в одну ставку

Опыта у нас нет никакого, как и категории. В моём регионе (далее будут цифры именно местные, но учитывайте, что этот регион находится близко к столице) ставка педагога без категории — 12 тысяч рублей в месяц. Для тех, кто не в педагогической лодке: ставка — это 18 часов. То есть примерно четыре урока в день. Если не повезло с шестидневкой — три урока в день.

Как вы, наверное, догадываетесь, к урокам нужно готовиться. Например, материал интересный подобрать, задания. А ещё учителя ведут разные предметы. То есть учителя русского, английского, математики имеют по 4+ уроков в неделю у класса. При 18 часах это три-четыре класса. И подготовиться к ним, на ваш взгляд, сейчас, кажется проще, чем учителю информатики, биологии, географии, у которого один, или, если повезёт, два урока в неделю у класса.

И вот тут очередной сюрприз — далеко не факт, что проще, так как вы не угадаете, будете вы идти по этой программе или нет. Если вы ведёте математику или русский, нужно собирать тетради на проверку. Проверять их. При этом у класса, например, пятого, это нужно делать каждый день. За это, кстати, доплачивают. То ли 3%, то ли 5%. Давайте пять.

Как технарь сообщу вам — от нашей ставки это 600 рублей. ШЕСТЬСОТ. Если вы думаете, что детей, которые сидят ночами в интернете и редко пишут что-то руками, кто-то научил писать красиво и разборчиво, то на вашей планете, наверно, нет проблем с образованием. И зарплатами.

Вам может показаться, что русский и математика выгоднее — там же платят 600 рублей. Но нет. Есть ещё чудесные три буквы. Нет, не ЕГЭ. Нет, не ОГЭ. ВПР

Всероссийские Проверочные Работы. Есть даже метапредметные. Но возьмём как пример предметную. Это работа, в которую включены те задания, которые большие мозголомы из управления образования посчитали нужным включить. И сразу проблема — вы не знаете, что это за задания. Даже тему. А они (ребята из управления) не знают, должны ли вы вообще такую тему проходить. И вот так вы и живёте. Пока запомним, что наша максимальная зарплата сейчас 12600 рублей.

Небольшое отступление для критиков. Ставка 18 часов — это не 13,5 часов работы. Это 36 часов нахождения на рабочем месте, в которые входят 18 уроков в том числе.

2. Классное руководство

Возвращаемся к моделированию. Многие родители хотят отдать детей в лицей или гимназию. Это же престиж. Для учителей престиж превращается в надбавку 5%. Таким образом, наш потолок зарплаты увеличивается ещё на 600 рублей. Если вы вспомните пирамиду Маслоу, то поймёте, что биологическому виду Учитель Обыкновенный необходимо сперва покушать, а уже потом размножаться. Как же нам позволить себе больше еды и при этом не спать в коробке?

Классика образа педагога-предметника в России — это наличие у него классного руководства. Я продолжаю описывать региональные финансовые радости, поэтому стоит отметить: в моём регионе это поощряется деньгами. 1000 рублей в месяц. Наша зарплата в потолке растёт, уже 14200. Это за 18 уроков в неделю + классное руководство + проверка тетрадей.

Что такое классное руководство? Это когда в теории ты становишься путеводной звездой примерно для 30 слепых котиков

В реальности число слепых котиков возрастает вдвое. Ведь у каждого котика есть свой законный представитель. Первая проблема — с этими представителями нужно как-то контактировать. Если вы не уверены, что они все вменяемы, завести чатик в мессенджере — плохая идея, обречённая на провал. Сразу же. Потому что в текущей временной координате почти не осталось людей, которые предполагают, что педагог не работает 24\7. Что у него есть семья. Что он ходит в отпуск. Или хотя бы в туалет.

Вторая проблема — вы теперь отвечаете за ВСЕ поступки людей, к воспитанию которых на 90% вы отношения не имеете. Небольшое отступление для тех, кто возмущён тем, что учителя основной школы постоянно говорят о том, что воспитание — это не к ним. В своё время я видел одну передачу с участием бывшего КВН-редактора Михаила Марфина. На претензии, что юмор плохо воспитывает детей, он приводил данные американского исследования. Суть этой работы в том, что воспитание на 90% закладывается в семье. 7% — это церковь и школа (при этом первые занимают большую часть, чем вторые), остальные 3% — это искусство (и блогеры с юмористами и рэперами в том числе, да). Поэтому не надо тут.

Так вот, за ВСЕ поступки этих детей отвечаете вы. За переходы в неположенных местах тоже. Даже если это не во время уроков. Даже если у них каникулы, а у вас отпуск. Третья проблема — законные представители. Родители и всякие бабушки\дедушки. Любая их претензия будет аукаться вам. Лично. Вы можете сказать, что с ними всегда можно поговорить. Вы удивитесь, но да. Только если человек адекватен. Большая часть из них в случае претензий не пойдут к вам. Они пойдут к завучу, директору, министру, в управление — в общем, к кому угодно, но не к вам. Даже если претензии к другому учителю. Или претензии к их собственным косякам. Например, они сами о чём-то забыли, а вы им не напомнили.

Да, за всё это 1000 рублей. На это придётся тратить немного больше18 часов в неделю. Оно вам надо вообще? (не надо про любовь к детям, пока мы разбираем, как найти деньги, чтобы кушать. Сперва кушать, а любить детей и прочее — это после).

3. Увеличим число часов хотя бы до полутора ставок

Вы, возможно, слышали, что молодые учителя перегружены не меньше, чем дети. Откуда же это берётся? Объясняю. 14 200 рублей — это не те деньги, на которые можно поесть самому. А ещё надо за квартиру платить. Ещё семья должна появиться. А откуда как бы? Секрет прост — взять ещё полставки, например. Да, я знаю, что есть люди, которые имеют 2+ ставки, но мы берём случай баланса денег и выживания (чтобы было время на сон, например). Предположим, у нас есть полторы ставки. Это 27 часов нагрузки. И зарплата наша растёт (увеличивается на 6000 — 6300). В чём минус такой ситуации?

Напомню, ко всем урокам (по-хорошему) надо готовиться. При более чем одной ставке ты так или иначе начинаешь эти уроки делить на более важные и менее важные

К примеру, неважными можно признать уроки (если, конечно, не вести так называемые обязательные предметы, то есть те, по которым экзамен у всех) у классов, которые твой предмет не сдают. Ребятам не нужно, они хотят выпуститься и как бы не надо стараться. Помимо этого подготовка требует определённого труда и в «проблемных» классах, ведь так или иначе меньше времени остаётся на подачу материала, например, из-за того, что тратится время на дисциплину.

Можно сейчас сказать, мол, несправедливо оценивать теми же деньгами классы, которым предмет нужен, и классы, которым на предмет плевать. В общем, рассказываю, существуют «профильные» классы. Это классы, в которых некоторые дисциплины изучаются углублённо. Например, «социально-экономический» класс — обществознание, история, экономика, право; «химико-биологический» — химия, биология, экология; «физико-математический» — алгебра, геометрия, информатика, физика. И (О, чудо!), там эти часы учителям оплачиваются в полтора раза больше. То есть, если у нас есть девять профильных часов, они нам стоят уже не 6000, а целых 9000 рублей. Прекрасно. Правда, ответственности больше (потому что ЕГЭ по этому предмету дети почти наверняка сдают). Надеюсь, становится понятно, почему разговоры «перегруженность учителей часами — это плохо» имеют место?

4. Дополнительные образовательные услуги

Напомню, в этой модели я разбираю исключительно внутришкольную историю. Легальную. То есть подработки типа «красить дома» или «красить ноготочки» здесь не рассматриваются. Как и ученик, приходящий в школу на репетиторство. Это всё следствия недостаточного заработка внутри школы. Но есть вполне себе легальные дополнительные занятия. Например, кружки или платные образовательные услуги. По условиям эксперимента у нас классное руководство и 27 часов нагрузки, что оценивается не более чем 23 050 рублей в месяц. Кружки и секции — отличная вещь. Она, как правило, связана с предметом. А если постараться, то и детям там интересно. Можно опять же расположить детей к себе. Красотища. А если кружок по ФГОС, то это 1000-2000 рублей (в зависимости от часов).

Платные образовательные услуги — это что за зверь? В общем, хотят родители дополнительный час по предмету и подписывают договор. Это если кратко. И платят за занятие 200-250 рублей за одного ребёнка. Положим, из класса в 35 человек ходит к вам человек 30 (им же надо сдать экзамен, например, ведь платный час по таким поводам «заказывают»). От этих 200-250 рублей до вас школа удерживает 50%. Остальное — ваше. Умножим 30 на 125 — получим 3750 рублей за занятие. Занятий четыре в месяц. Итого 15000 рублей. Сильно.

Да только чтобы такие занятия были, должны «звёзды сойтись» — и школа в вас уверена, и предмет важен, и время можно найти. Только так бывает далеко не всегда. И это плюс ещё одно занятие. Занятие, на котором вы обязаны выкладываться. Потому что тут уже платит не государство. И за эти деньги вполне конкретные люди в случае чего могут и спросить с вас. Итого, исключительно за учебную деятельность (в виде 27 часов нагрузки, класса, двух часов кружка и часа платных занятий) мы имеем максимум 40 050 рублей.

5. Совмещение должностей в школе

Переходим к части, за которую платят, и которая не совсем связана с уроками. Доплаты за «административную» деятельность. Условно так это назовём. Пункт первый — кабинет. Если у вас кабинет информатики (где много компьютеров), лингофонный класс (иностранный язык), кабинет физики или химии (с оборудованием), то за это оборудование кто-то должен отвечать. Это Вы. И за это вы получите не более 500 рублей в месяц. Относительно не напрягает. Кроме случаев внешних мероприятий в школе типа олимпиад. Но они бывают редко.

Пункт второй. Педагог-организатор. Собственно, ставка педагога-организатора такая же, как и просто педагога — 12 000 рублей. Но не всё так хорошо. Во-первых, вы можете быть им только по совместительству, то есть на полставки, за 6000. Во-вторых, ваши уроки (их часть) летят в тартарары, потому что с детьми надо порепетировать и прочее.

А ещё иногда это надо срочно и придётся детей снимать с уроков (администрация может заставить). И это плохо для успеваемости детей и выполнения вами образовательной программы. А со стороны некоторых предметников (таких, каким был я, например) вас ждёт ненависть.

Пункт третий. Есть такая мерзкая вещь, как электронный журнал. Он сейчас везде. Есть школы, где ведётся ББЖ (БезБумажное ведение Журнала), есть — где к нему прилагается бумажная копия. В любом случае систему должен кто-то администрировать. Потому что и оценки с домашним заданием вовремя не заполняют и кучу всего ещё. И тут есть две ветки развития. Ветвь попроще — иметь 2000 рублей как администратор этой системы. Просто следите за заполнением журнала и системы качества образования, прикрываете чужие «косяки» и не чешетесь. А есть вариант посложнее — совмещать должность замдиректора по какой-нибудь работе (информационной, например, или как это в школе обзовут). Это подороже (ставка около 30 000, но совместительство — это полставки, то есть 15 000). Но сюда в нагрузку идут к журналу и всякие совещания, и системы помимо журнала и прочая гадость, которая (как и классное руководство) отнимет у вас всё свободное время.

Резюме. Если иметь 27 часов нагрузки, классное руководство, кружок, оказывать платные образовательные услуги, изловчиться и попасть на заместительскую должность, отвечать за кабинет, быть педагогом-организатором, можно получать 61050 рублей. Правда, когда жить — неясно. Ведь займёт это куда больше времени, чем 36 часов в неделю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *