Участники боевых действий

Содержание

Статус участника

Основанием предоставления мер социальной поддержки гражданам, принимавшим участие в войнах, является признание за ними статуса ветерана боевых действий. Критерии отнесения человека к этой категории льготников, перечислены в статье 3 закона № 5-ФЗ РФ.

В настоящее время перечень обстоятельств, с которыми закон связывает право на получение статуса ветерана, содержит семь пунктов. Практически все граждане, принимавшие участие в афганской войне, чеченских войнах, иных вооруженных конфликтов на территории России, а также исполнявший воинский долг в Сирии, включены в соответствующие пункты списка. Граждане включаются в льготную категорию в зависимости от характера и условий исполнения ими должностных обязанностей во время вооруженных конфликтов. Вторым критерием является факт официального признания государством вооруженного конфликта боевыми действиями. Перечень войн, участники которых признаются ветеранами, приведен в приложении к закону. Этот список постоянно дополняется. Последние изменения учитывают участие ВС нашей страны в сирийском конфликте. Ведется обсуждение о предоставлении льгот добровольцам, принимавшим участие в конфликте на Донбассе.

Формальным документом, дающим право на льготы, является удостоверение. Статус ветерана не присваивается автоматически, заинтересованное лицо должно обратиться в ведомство, в котором он проходил службу во время боевых действий.

Обращения военнослужащих рассматриваются в порядке, определенном приказом министра № 2288. Для рассмотрения вопроса в ВС создаются специальные комиссии. Претенденты направляют в них рапорт, а гражданские служащие – заявление. Обращения пишется на имя непосредственного начальника. Запасники и отставники направляют заявления через военные комиссариаты.

Рапорт должен содержать:

  • Ф.И.О. заявителя;
  • личный номер;
  • звание;
  • должность;
  • дату рождения;
  • информацию о периодах выполнения боевых задач и территории.

К заявлению прикладываются:

  • две фотокарточки 3х4;
  • копия паспорта;
  • документы, подтверждающие указанные в рапорте обстоятельства.

Подтверждающими документами являются:

  • приказы или выписки из них;
  • военные билеты;
  • орденские книжки;
  • иные документы.

Обращение должно быть рассмотрено комиссией не позднее тридцати дней после регистрации рапорта. Срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. О продлении срока сообщатся заявителю. Решение комиссии оформляется заключением, служащим основанием для выдачи удостоверения. В особо сложных случаях, когда комиссии на местах не могут самостоятельно принять решение, документы направляются в центральную комиссию. В этих обстоятельствах рассмотрение обращения может еще затянуться на тридцать суток, без учета времени прохождения корреспонденции.

Социальные и пенсионные льготы

Основные льготы участникам боевых операций гарантированы законом № 5-ФЗ РФ. Рассмотрим их подробнее.

Условно ветеранов, участвовавших в войнах, можно разделить на три группы:

  • к первой относятся лица, перечисленные в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 закона;
  • ко второй, указанные в пункте 5;
  • к третьей – в пунктах 6 и 7.

Объем предоставляемых льгот напрямую зависит от оснований приобретения гражданином статуса ветерана. Для простоты восприятия описание преференций сгруппировано по соответствующим категориям граждан. Сразу отметим, что наибольшее количество льгот предоставляется ветеранам, включенным в первую группу.

Льготы для всех категорий

Установка телефона

Развитие сотовой связи сделало простым и легким доступ к услугам телефонии. Однако с установкой стационарных телефонов до сих пор возникают сложности, сохраняется такое явление, как очередь, обусловленное техническими возможностями городских АТС. Ветеранам домашний телефон должен устанавливаться в первоочередном порядке.

Преимущества при вступлении в кооперативы

До 31 декабря 2018 года ветераны пользуются преимуществами при вступлении в различные кооперативы и некоммерческие объединения. После этой даты льгота будет изменена на преимущественное предоставление земли. Реализация этого права не связана с возложением на государство денежных обязательств. Преференция заключается только в предоставлении права на первоочередное получение земельного участка, основания по которым он предоставляется и условия его выделения устанавливаются общим законодательством.

Ежегодный отпуск в удобное время

Согласно правилам, установленным ТК HA, ежегодный отпуск предоставляется согласно графика, учитывающего как интересы работодателя, так и пожелания сотрудника. Иными словами, конкретное время отпуска – предмет договоренностей. Ветераны военных действий имеют право требовать предоставления отпуска в удобное для них время. Работодатель обязан обеспечить им такую возможность.

Ритуальные услуги

Расходы на погребение ветеранов финансируются за счет средств ведомств, в которых они проходили военную или иную службу. Ведомствами оплачиваются:

  • подготовка тела к перевозке;
  • услуги по перевозке покойного;
  • услуги по кремированию и погребению;
  • изготовление памятника;
  • установка надгробия.

Ритуальные услуги оплачиваются в размере, не превышающем 18 980,00 р., а в Москве или Санкт-Петербурге – 26 280,00 р. Стоимость работ по изготовлению и монтажу памятников не должна превышать 32 803,00 р. (см. постановление № 460). В жизни родственники умершего самостоятельно несут эти расходы, а впоследствии обращаются за их компенсацией. Очень важно сохранить все финансовые документы, подтверждающие произведенные траты. Без них получить возмещение будет невозможно.

Льготы для 2 и 3 категории

Преимущественное обеспечение путевками

Ветераны из второй или третьей категории имеют преимущественное право на получение направлений на отдых в санаторно-курортные учреждения. Основанием для предоставления льготы является медицинское заключение, содержащее рекомендации по санаторно-курортному лечению. В данном случае основания для предоставления компенсации стоимости путевок не предусматривается. Условия участия государства в таких расходах ветерана определяются иными правовыми актами.

Льготы для 1 и 2 категории

Обеспечение жильем

Законодатель скромно и незаметно ограничил жилищные льготы ветеранов. Во-первых, правом на обеспечение жильем обладают только ветераны из первой или второй группы. Во-вторых, жилье предоставляется только в ограниченных случаях.

Порядок улучшения жилищных условий ветеранов первой группы зависит от даты их постановки на учет в качестве нуждающихся лиц. Вставшие в очередь до начала 2005 года обеспечиваются жильем за счет средств, поступающих в регионы из федерального бюджета в виде субвенций. Граждане, обратившиеся за помощью, после указанной даты могут претендовать на государственную помощь на общих основаниях, перечисленных в жилищном законодательстве. На практике это означает, что до первого января 2005 года основанием для предоставления льготы являлась необходимость улучшения условий проживания, после – только общие основания, предусмотренные для других граждан. В настоящее время ветеран может обратиться за помощью только в случае признания его малоимущим.

Объем средств, выделяемых на нужды ветеранов из группы 1, осуществляется исходя из нормы 18 квадратных метров и средней стоимости одного метра на региональном рынке. Жилье может быть предоставлено в натуре. По заявлению ветерана стоимость компенсации может быть выплачена ему деньгами, но расчет не изменится.

Ветераны второй группы могут претендовать на помощь только в двух случаях:

  • при выселении из служебного жилья;
  • если они являются инвалидами, причем только боевых действий.

Вопрос о конституционности положений закона, предусматривающих разные основания для обеспечения ветеранов жильем (в зависимости от срока постановки на учет), рассматривался КС. Высшая судебная коллегия не нашла противоречий, признала правовые нормы соответствующими основному закону.

Сохранение права на обслуживание в медицинских организациях

Не секрет, что качество помощи, оказываемой в ведомственных лечебных учреждениях, зачастую значительно выше, чем в аналогичных «гражданских» учреждениях. Обусловлено это не уровнем квалификации персонала, а в большей степени уровнем технического оснащения организации. Вместе с тем специализация и опыт врачей, постоянно сталкивающихся с «боевыми» заболеваниями, знание истории болезни пациента, тоже играют немаловажную роль в качественном лечении. Ветераны имеют право продолжить лечение и наблюдение за своим здоровьем в ведомственных медицинских организациях

Внеочередное оказание медицинской помощи

Современная практика организации медицинской помощи основывается на принципах страховой медицины. Финансирование лечения граждан подчинено строгим правилам ОМС. Государство не имеет практической возможности обеспечить лечение всем и сразу, неизбежно возникают очереди из пациентов, ждущих своих мест в больницах или медицинских центрах.

Ветераны освобождены от такого ожидания. После очной консультации решение о приеме на лечение должно быть принято за семь дней. Отсутствие реальной возможности принять ветерана на лечение не лишает его права на льготу, медицинская организация обязана направить его в другую больницу.

Отпуск за свой счет

Работающие участники локальных войн имеют право на дополнительный неоплачиваемый отпуск. Продолжительность такого отдыха не может превышать 35 дней. Формулировка закона несколько отличается от положений ТК, касающихся порядка предоставления неоплачиваемого отпуска, но смысл от этого не меняется. Отпуск предоставляется по заявлению ветерана, в удобное для него время.

Профессиональное обучение и переобучение

В необходимых случаях работодатель вправе направить ветерана на обучение профессии или повышение квалификации. Расходы на оплату услуг учреждений образования закон возлагает на работодателя. На практике это означает, что работодатель ни при каких условиях не может возложить на ветерана компенсировать ему все или часть произведенных расходов.

Льготы для 1 категории

ЕДВ

Непосредственным участникам боев, саперам, солдатам автомобильных батальонов и летчикам, обеспечивавшим войсковые операции в Афганистане, то есть гражданам, включенным нами в первую группу ветеранов (см. выше), ежемесячно должна выплачиваться фиксированная денежная сумма (см. п.п. 3 п. 4 ст. 23.1 5-ФЗ РФ). В 2018 году размер доплаты составляет 1 741,47 р.

Если по основаниям, перечисленным в иных законах ветерану положена еще одна выплата, он должен выбрать какую из них будет получать. Исключение сделано только для чернобыльцев и участникам испытаний ядерного оружия. Эти категории граждан могут пользоваться двумя льготами одновременно. В рамках рассматриваемого закона из нескольких доплат автоматически назначается наибольшая по размеру.

За начислением доплаты необходимо обращаться в ПФ. Выплата назначается со дня подачи заявления. Ежегодная индексация ЕДВ производится автоматически.

Пенсионные льготы

Статус ветерана локальных войн предоставляет право на получение пенсии в повышенном размере (см. ст. 45 № 4468-1). Льгота установлена в отношении пенсионных выплат, назначаемых государством, в следующих случаях:

  • по выслуге;
  • по инвалидности;
  • потери кормильца.

Правом на эту льготу обладают не все участники военных конфликтов. Доплату к пенсии получают только ветераны первой группы, указанные в подпунктах 1 –4 пункта 1 статьи 3 № 5-ФЗ РФ.

Пенсионное обеспечение этих граждан повышается на 32 % от расчетной величины пенсии. Неприятной, с точки зрения пенсионера, особенностью российской пенсионной системы является ограничение льгот. Гражданин, имеющий право на одновременное получение нескольких пенсий, должен выбрать к какой именно выплате будут применяться повышения или доплаты.

Оплата жилья

Ветеранам должны компенсироваться коммунальные расходы (см. п.п. 5 п. 1 ст. 16 5-ФЗ РФ). Размер компенсации составляет 50 %. Льгота распространяется на следующие платежи:

  • за наем квартиры или комнаты;
  • за содержание помещения (включая расходы на общедомовое имущество);
  • сбора на капитальный ремонт.

Льгота распространяется на всех членов семьи, совместно проживающих с ветераном. Компенсация не предоставляется лицам, из третьей ветеранской группы, указанным в подпунктах 5 – 7 пункта 1 статьи 3 закона № 5-ФЗ РФ.

Механизм реализации данной льготы устанавливается в субъектах федерации. Федеральный бюджет только финансирует соответствующие мероприятия.

Обеспечение протезами

Государство обеспечивает ветеранов протезно-ортопедическими изделиями. Порядок обеспечения ими установлен постановлением № 240. Государство принимает обязанность не только выдать необходимое изделие ветерану, но и оплатить следующие мероприятия:

  • ремонт или замену изделия;
  • проезд ветерана вместе с сопровождающим к изготовителю протезов для примерки или подгонки;
  • проживание ветерана, если изготовление изделие должно осуществляться в амбулаторных условиях;

Вместо оплаты проезда, ветерану может быть предоставлена денежная компенсация. Если человек самостоятельно обратился за изготовлением медицинского изделия, стоимость произведенных им затрат компенсируется по установленным нормам.

Объем данной помощи зависит о содержания индивидуальной программы реабилитации. Государственный орган не вправе навязывать ветерану конкретную модель изделия. Если человек принял решения пользоваться определенным изделием конкретного производителя, он вправе самостоятельно приобрести его, после чего воспользоваться правом на компенсацию.

Вне очереди

Ветераны должны обслуживаться вне очереди в учреждениях связи, театрах и иных культурно-просветительских организациях, спортивных клубах, бассейнах. Продажа проездных билетов также должна осуществляться в первоочередном порядке. Пожалуй, данная преференция в настоящий момент представляет собой больше символический жест, чем реальную льготу. С развитием компьютерных технологий стояние в очередях за билетами давно ушло в прошлое. Воспользоваться статусом можно только придя в билетную кассу, получить реальную выгоду – попросив продать билеты из брони.

Налоговые льготы

Первоначальная редакция закона № 5-ФЗ РФ содержала прямое указание на предоставление ветеранам войн налоговых льгот. В действующей редакции такое положение отсутствует, условия и порядок льготного налогообложения в настоящее время регулируется НК РФ. В отличие от закона кодекс не ставит получение конкретной льготы в зависимость от должностных обязанностей, исполнявшихся ветераном во время вооруженного конфликта.

НДФЛ

В отношении данного налога кодекс освобождает от налогообложения суммы ЕДВ, получаемых афганцами и другими ветеранами вооруженных конфликтов (см. п.п. 69 ст. 217 НК РФ). Помимо освобождения от уплаты, для ветеранов предусмотрен налоговый вычет в размере 500 рублей. На эту сумму налог, удерживаемый работодателем с заработной платы ветерана должен уменьшаться каждый месяц (см. п.п. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ). При самостоятельной уплате налога, гражданин вправе самостоятельно указать сумму вычета в декларации.

Госпошлина

Ветераны вправе отстаивать принадлежащие им в соответствии с законом №5-ФЗ РФ права в суде. Такие обращения не оплачиваются государственной пошлиной (см. п.п. 3 п. 2 ст. 333.36 НК РФ).

Транспортный налог

Размер и основания налоговых льгот по транспортному налогу устанавливается в каждом субъекте федерации самостоятельно. Депутаты Санкт-Петербурга освободили ветеранов войн от уплаты налога за один автомобиль, если мощность его мотора не превышает 150 лошадиных сил или если машина старше пятнадцати лет (независимо от мощности). В Москве льгота предоставляется на автомобили не мощнее 200 лошадиных сил, независимо от года выпуска. Севастопольские власти ограничили льготу автомобилями с двигателем мощностью до 100 лошадиных сил.

Земельный налог

Федеральная льгота для ветеранов чеченских и других войн не отличается от стандартной, предоставляемой другим льготным категориям плательщиков налога на землю. Шесть соток освобождены от уплаты налога на всей территории России. Наличие права на льготу необходимо подтвердить в налоговой инспекции, направив в ее адрес заявление и удостоверяющие документы.

Местные власти вправе установить дополнительные преференции. В Северной столице освободили от налогообложения один участок, независимо от его размера. Льгота перестанет действовать если сдать землю в аренду. Москва ограничила льготу 1 000 000,00 р., вычитаемых из кадастровой стоимости участка.

Налог на имущество

Недвижимое имущество, собственниками которого являются ветераны локальных войн, не облагается налогом. При пользовании данной льготой следует учитывать, что он налогообложения освобожден только один из объектов, перечисленных в статье 401 НК РФ. Следовательно, если в собственности находится два гаража, только один из них, по выбору ветерана, можно освободить от налога.

Для использования льготы необходимо предоставить в инспекцию заявление, установленной формы, и документы, подтверждающие статус ветерана. Выбор объекта налогообложения надо сделать до первого ноября. Отсутствие заявления о выборе не лишает права на льготу. В этом случае ФНС самостоятельно применит положения кодекса к объекту, по которому будет исчислен максимальный налог.

Заключение

Действующее законодательство содержит большой перечень льгот, предоставляемых ветеранам локальных войн. К сожалению, не все они в полной мере отражают заслуги людей, профессионально и честно исполнявших воинский долг в реальных боевых условиях.

Любой вооруженный конфликт, любая война обязательно оставляют след в жизни участника. Несмотря на то, что статус ветерана говорит о личностных качествах мужчины, каждый согласится с тем, что лучшая война – это та, которой удалось избежать. Для тысяч искалеченных судеб, для тех, кому пришлось перенести все горести боевых будней, нельзя выдумать полноценной награды, поэтому приходится довольствоваться учрежденными званиями и почестями для прошедших ВОВ, Афганистан, Чечню или Сирию.

Для всех гражданских лиц, особенно далеких от армии, участники боевых действий и ветераны боевых действий представлены единым определением. В принципе, это обосновано, так как правовой статус у перечисленных категорий одинаков. Но сомнения в данном вопросе назревают небеспочвенно, следовательно, есть-таки определенные отличия, хотя бы в негласной трактовке понятий.

Категория участников

К понятию участника или ветерана ежегодно подходят с определенными уточнениями. К сожалению, устройство Мира еще далеко до идеального, и без ведения боев пока не обойтись. Мы воспользуемся определениями, взятыми из законодательного контекста, хотя и не исключаем, что между этими понятиями различия будут минимальными.

  • На первом месте по праву стоят те граждане, которые защищали Родину во время Великой Отечественной войны. Причем к ветеранам приравниваются не только непосредственные военнослужащие, состоящие в рядах регулярной армии. Здесь охватываются и партизанские отряды, добровольцы в составе разведгрупп, подпольные отряды. Словом, период ВОВ объединил весь многочисленный народ, который, не щадя жизни, сражался за свободу от фашистского режима.
  • Советский Союз принимал участие в военных конфликтах на территории дружественных государств. Сегодня принято оспаривать целесообразность такой внешней политики, но те молодые ребята, которые были направлены в Афганистан, Вьетнам, Корею, Египет, Анголу, заслужили носить почетное звание участников БД. И если прямые столкновения не были предусмотрены, то специалисты направлялись в командировку для обучения контингента ведению боя, владению техникой, оружием, что само по себе сопряжено с определенной долей риска.

  • Кроме войск регулярной армии в зону конфликтов, вспыхивающих на территории РФ и за ее пределами, в целях ведения миротворческой миссии отправлялись сотрудники ФСИН и ОВД. Их заслуги перед Отечеством нельзя забывать, так как конституционный порядок на территории соседних государств затрагивает зону наших геополитических интересов. Примером являются операции на Северном Кавказе, в Южной Осетии, Приднестровье, Дагестане.
  • Удостоверение участника БД выдавалось определенной категории гражданских лиц, которые обеспечивали доставку гуманитарной помощи, эвакуацию раненых, подвоз продуктов и боеприпасов. Сюда включены служащие в автомобильных войсках, гражданские летчики, добровольцы. Сегодня незаживающей раной на востоке считается Сирия. После успехов нашей группировки войск, скорее всего, подобные положения тоже будут введены, поэтому при определении, кто в настоящее время является участником или ветераном боевых действий, придется учитывать и сирийские операции.

  • Все гражданские лица, обладающие военно-учетными специальностями и привлеченные к проведению военных операций силовыми структурами СССР или РФ, носят статус «участник боевых действий» и могут иметь в качестве награды одноименную медаль.

Кто считается ветераном

Справедливо или нет, но термин «ветеран боевых действий» вызывает более трепетные чувства у окружающих. Разберемся в справедливости такого суждения. Категорию лиц, подходящих под данное определение, устанавливает федеральный закон «О ветеранах». В нем определено несколько пунктов, соответствующих разным конфликтам со времен Великой Отечественной войны.

  • Необходимо отметить, что ветераном может считаться действующий военнослужащий, бывший военный, пребывающий на данный момент в запасе, гражданин, выполнивший свой гражданский долг согласно присяге СССР или России. Кроме этого, приравниваются к военнослужащим те органы исполнительной власти, в которых определена служба, это МВД, ФСБ, ФСИН, МЧС. Сотрудники указанных структур чаще всего привлекаются к разрешению локальных конфликтов на территории РФ.
  • Военнослужащие, независимо от звания, продолжившие службу в рядах ВС СССР после 1945 года. Они проводили работы по разминированию стратегических объектов на территории СССР и стран союзников.

  • Военный и гражданский контингент, занимающийся в республике Афганистан обеспечением боеспособности армии, а также участвующие в гуманитарных миссиях. В основном это служащие автомобильных войск и гражданские летчики.
  • Военнослужащие, получившие в Афганистане ранения или увечья.
  • Кадровые военные, которые несли службу в ДРА в период с 1979 по 1989 год.

После анализа статей можно сделать вывод, что отличие ветерана от участника достаточно минимальное. Как мы уже заметили, в правовом отношении эти два статуса идентичны, хотя ветерану полагается удостоверение и значок, в то время, как участники БД могут носить нагрудный знак, а свой статус подтвердить записью в военном билете.

Участником могут быть гражданские лица, а ветеран – исключительно военнослужащий.

Подача документов для присвоения статуса «Ветеран»

К сожалению, военный конфликт не позволяет его участникам автоматически получить статус или звание участника (ветерана). В гражданской жизни военнослужащего государство предоставляет ряд преференций, воспользоваться которыми можно только лишь указанным категориям. Кроме надбавки к пенсии, это может быть бесплатное медицинское обслуживание или льготы, предусмотренные в налоговом кодексе. Более подробный перечень льгот, предусмотренных для обладателей ветеранского значка, представлен в одной из статей закона о ветеранах.

Военнослужащему после увольнения в запас придется заняться сбором документов для подтверждения звания участника БД. Посильную помощь окажут территориальные отделы военных комиссариатов, так как зачастую приходится обращаться с запросами в часть, где гражданин проходил службу. Чтобы доказать участие в чеченской войне, необходимо будет поднять документы, в которых хранятся выписки из приказов командования о направлении военнослужащего в зону конфликта. Для гражданских лиц таких приказов не существует, зато можно предоставить донесения командиров, в которых отмечается действия заявителя. Как доказательство, предоставляются и полученные в боях награды.

Участие в боевых действиях на территории чужих государств доказывается подачей заявления в военные ведомства при Министерстве обороны. Все архивы времен СССР хранятся по всей строгости, так как РФ считается преемницей. Полный алгоритм действий определен законом «О ветеранах». Здесь же устанавливаются общие правила для получения льгот после подтверждения указанного статуса.

Начиная с 2012 года, в законодательстве появились некие стандарты, установленные по линии Министерства обороны. Так, был определен порядок получения знака отличия и удостоверения ветерана или участника БД. Для решения всех вопросов теперь придется обращаться в специальную комиссию своего структурного подразделения. Обращение оформлено в виде рапорта, но гражданские лица не обязаны оформлять рапорт, поэтому пишут обычное заявление. Чтобы получить удостоверение, придется ко всем документам приложить фотографии 3 на 4 мм. Ветераны ВОВ решают все вопросы в отделениях социальной защиты. Но все удостоверения, выданные до выхода в свет вышеописанного приказа продолжают оставаться подлинными для получения полного перечня положенных льгот.

Доказать свое право, как показывает практика, несложно, особенно если гражданин действительно прошел через все тяготы войны, а военнослужащий не понаслышке знает, что такое кодекс поведения участников боевых действий. Не секрет, что с документами возникали определенные сложности сразу после завершения активных действий на Кавказе, но поисковые и исследовательские работы до сих пор ведутся. Даже забытые порой документы подлежат восстановлению. Можно с уверенностью констатировать, что с положенными преференциями для ветеранов на сегодня нет документальных проволочек.

Статус участника боевых действий

Понятие «участник боевых действий» встречается во множестве законодательных и нормативно-правовых актов, однако ни один из них не дает конкретного определения этого термина.

Тем не менее, судебная практика по делам о признании граждан участниками боевых действий и наделении их соответствующими льготами свидетельствует о том, что указанный статус соответствует категории «ветеран боевых действий», определенной законом «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года.

Граждане, отнесенные к ветеранам боевых действий

В соответствии со статьей 3 закона «О ветеранах» ветеранами боевых действий признаются:

  • военнослужащие и военнообязанные в период военных сборов, сотрудники ОВД, уголовно-исполнительной системы, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях на территории иностранных государств по приказу Минобороны СССР и РФ;
  • те же категории граждан – участники операций по разминированию территории Советского Союза в период с 10.05.1945 по 31.12.1957 гг.;
  • военнослужащие автомобильных войск, доставлявшие грузы в республику Афганистан в период с 1978 по 1989 гг.;
  • гражданские лица, направленные в силу исполнения должностных обязанностей в республику Афганистан на работу в период с 1978 по 1989 гг. (в том числе медицинский персонал);
  • сотрудники летного состава гражданской авиации, вылетавшие в республику Афганистан и другие иностранные государства во время войны для доставки продовольствия и иного обслуживания вооруженных сил России (при условии получения увечий, контузий и травм либо награждения государственными наградами).

Важно: перечень стран, городов, республик и прочих территорий, а также периодов военных действий приведен в приложении к закону «О ветеранах». В него входят 3 раздела, первые 2 из которых отнесены к Гражданской, Великой Отечественной и Второй мировой войнам, 3-й – к остальным локальным и интернациональным конфликтам.

В 3-м разделе приведены в том числе:

  • Афганистан (апрель 1978 – февраль 1989 гг.);
  • Сирия и Ливан (июнь 1982 г.);
  • Таджикистан (сентябрь – ноябрь 1992 г.);
  • Чеченская республика (декабрь 1994 – декабрь 1996 гг.);
  • Республика Абхазия (август 2008 г.) и т. д.

Льготы участникам боевых действий

Льготы и преимущества, предусмотренные для участников (ветеранов) боевых действий, не ограничиваются перечнем, приведенным в законе «О ветеранах». Определенные преференции устанавливаются Налоговым кодексом, законом «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.07.1999 года, а также ведомственными законодательными и нормативно-правовыми актами.

Согласно статье 13 закона № 5-ФЗ меры государственной поддержки всех ветеранов, в том числе и участников боевых действий, выражаются в предоставлении следующих гарантий:

  • повышенные пенсии и пособия;
  • дополнительная финансовая поддержка в виде денежных выплат и компенсации набора социальных услуг (при отказе от их предоставления);
  • обеспечение жильем;
  • скидки при расчетах за пользование жилыми помещениями и услуги ЖКХ;
  • медицинское и санаторно-курортное обслуживание.

Пенсионное обеспечение участников боевых действий

В соответствии с законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» № 4468-1 от 12.02.1993 года, участники боевых действий, вышедшие в отставку по выслуге лет, фактически получают 2 пенсии – основную (эквивалент пенсии по старости) и «ветеранскую». Размер второй пенсии значительно ниже первой – в 2016 году он составляет порядка 2 622,80 рубля. В эту сумму входит компенсация набора социальных услуг (НСУ) – 995,23 рубля.

Размер основной пенсии варьируется от множества факторов: выслуги, последней занимаемой должности, воинского звания и т. д.

Важно: участникам боевых действий, получившим инвалидность, положены ежемесячные денежные выплаты – в среднем от 1 909 до 4 300 рублей, в зависимости от группы инвалидности, причины ее наступления и тяжести увечья.

Жилищные гарантии

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 16 закона «О ветеранах» участники боевых действий, вставшие на учет в качестве нуждающихся в получении жилья до 01.01.2005 года, получают жилые помещения в первую очередь.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Тем, кто не успел зарегистрироваться до указанной даты, жилье предоставляется в порядке общей очереди.

Льготы по ЖКХ

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 закона «О ветеранах» для участников боевых действий предусмотрена 50-процентная скидка на плату за пользование жилым помещением. Аналогичных льгот в отношении коммунальных услуг для этой категории граждан на федеральном уровне нет, но они могут устанавливаться в отдельных регионах.

Медицинское и санаторно-курортное обслуживание

Участники боевых действий пользуются правом на получение медицинской помощи вне очереди – при условии обращения в ведомственные лечебные учреждения, то есть поликлиники и госпитали Министерства обороны. При этом услуги по протезированию, ортезированию и обеспечению ортопедическими изделиями для этой категории граждан предоставляются бесплатно – за исключением зубных протезов.

Кроме того, в силу приказа Минобороны «О порядке санаторно-курортного обеспечения в вооруженных силах РФ» № 333 от 15.03.2011 года, ветеранам боевых действий предоставляется преимущество при выделении льготных путевок в санаторий.

Трудовые гарантии

Трудовым кодексом РФ и подпунктом 11 закона «О ветеранах» для участников боевых действий установлено право выбора периода ежегодного отпуска, то есть они могут самостоятельно определять, когда именно им удобнее отдохнуть.

Помимо этого, работодатель обязан предоставить ветерану боевых действий неоплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 35 дней в год на основании заявления, независимо от указанных в нем причин.

Прочие преимущества

Кроме перечисленных выше гарантий, участники боевых действий обладают и другими преимуществами:

  • внеочередная установка телефона в квартире или доме проживания;
  • преимущество при решении вопроса о членстве в гаражных, жилищно-строительных и жилищных кооперативах, садоводческих и дачных товариществах;
  • первоочередное право при посещении культурных, спортивных, торговых, бытовых и прочих учреждений.

Важно: право на бесплатный проезд городским муниципальным транспортом не предоставляется с 2004 года, однако в соответствии с определением Конституционного Суда № 502-О от 27.12.2005 года подобные гарантии допускается устанавливать на региональном уровне.

Льготы участникам боевых действий в Афганистане (льготы афганцам)

Военнослужащие, исполнявшие интернациональный долг в республике Афганистан в период с 1978 по 1989 гг., пользуются всеми льготами и гарантиями, предусмотренными для ветеранов боевых действий.

Единственное преимущество афганцев перед остальными ветеранами установлено в части налоговых преференций – Налоговый кодекс России особо выделает эту категорию граждан.

В частности, в силу статьи 407 НК РФ ветераны Афганистана освобождаются от обязанности по уплате налога на недвижимость. Иными словами, им не нужно платить налог на находящиеся в собственности квартиру или комнату в коммунальной квартире, дом, гараж, недостроенные объекты.

Важно: льготы не действуют в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает 300 миллионов рублей. Кроме того, освобождение от уплаты налога возможно в отношении 1 объекта из каждой категории.

Например, если в собственности ветерана находятся такие объекты недвижимости, как гараж и машино-место на подземной парковке, один из них будет облагаться налогом. Тогда как одновременное наличие гаража и квартиры не препятствует полному освобождению от налога.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *