Уборка контейнерных площадок

Блог

Когда собирается слишком много мусора,

самое лучшее — убрать его.

Джонатан Келлерман (Ледяное сердце)

С 01 января 2019 года во всех регионах страны начинают работать региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – РО по ТКО). А услуга, которая ранее называлась вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) и ранее входила в состав работ по содержанию жилья, теперь полностью перешла в разряд коммунальных услуг: коммунальная услуга по обращению с ТКО. Переходный период, установленный нормативно-правовыми актами для субъектов РФ, органов местного самоуправления (ОМСУ), региональных операторов по ТКО и организаций ЖКХ для перехода на новые условия, закончится как раз 01 января 2019 года.

Ранее в нашем блоге неоднократно публиковались статьи на эту тему: и .

Сегодня в нашей статье мы рассмотрим вопрос о том, кто же обязан оборудовать контейнерную площадку и установить контейнеры для сбора ТКО для многоквартирных домов (МКД).

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Правительством РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее – Правила 354) к коммунальным услугам относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 1 Федерального закона № 89-Фз от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон 89) обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон 131) вопросы организации сбора (в том числе раздельного сбора), установки мусоросборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов относятся к компетенции органов местного самоуправления (ст. ст. 14-16).

В соответствии с пунктом 4 ст. 13.4 Закона 89 органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

На основании ст. 6 Закона 89 в полномочия субъекта Федерации входит разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 6 ст. 13.3. Закона 89 территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта РФ для всеобщего и бесплатного доступа.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, в соответствии с которым утверждены Правила обращения с отходами, установлены следующие понятия:

  • «контейнер» — мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;

  • «контейнерная площадка» — место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства РФ в области охраны окружающей среды и законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Согласно п. 13 Правил 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО.

При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

В случае нарушения прав граждан или юридических лиц, а также норм действующего законодательства действиями или бездействием, нормативно-правовыми актами или решениями государственных органов власти субъекта РФ или ОМСУ при согласовании мест накопления ТКО либо утверждении территориальной схемы, указанные граждане и юридические лица имеют право на обжалование незаконных действий или решений (нормативно-правовых актов) в судебном порядке.

А что же сказано про обязанности управляющих организаций по этому вопросу в Правилах содержания имущества и других НПА?

Правила содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. (далее – Правила 491).

Пункт 11. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и:

д-1) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности;

д-2) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее – Перечень 290).

Пункт 24. Работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее — придомовая территория), в холодный период года, в том числе и:

  • очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества МКД;

Пункт 25. Работы по содержанию придомовой территории в теплый период года, в том числе и:

  • очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома;

Пункт 26(1). Работы по содержанию мест накопления ТКО, в том числе и:

  • организация и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила 170).
Пункт 3.7.1. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе:

  • установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;

  • организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;

  • свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;

  • содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Хотя правомерность применения Правил 170 под большим вопросом, который мы разбирали в нашей статье , но суды и органы государственного жилищного надзора (ГЖН) думают иначе и активно применяют их в своей деятельности.

Исходя из вышеуказанных норм, оборудование контейнерной площадки и приобретение контейнеров для сбора ТКО не входит в обязанности управляющей организации. Обязать это сделать могут при условии:

  1. Надлежащем оформлении границ придомовой территории и земельного участка придомовой территории в собственность собственников помещений МКД (до такого оформления земельный участок находится в собственности муниципального образования);

  2. Принятии решения общим собранием МКД об оборудовании контейнерной площадки, приобретении контейнеров и порядке и размер финансирования этих мероприятий;

  3. Включение (согласование) места сбора ТКО (контейнерной площадки) на придомовой территории в территориальную схему обращения с отходами.

При изучении судебной практики выяснилось, что нашлись умные головы в ОМСУ и органах ГЖН, которые попытались возложить (ничего нового, да?) на всемогущие и богатые управляющие организации обязанности по оборудованию контейнерных площадок и приобретению контейнеров. Этим светлым головам невдомек, что любые работы и приобретение имущества (контейнеров для сбора ТКО) требуют определенных финансовых затрат. Им даже неважно, что собственники не принимали решения финансировать такие работы и покупки, которые не являются обязательными в силу норм закона. А за счет каких средств управляющая организация должна сделать это, никому из них неинтересно. Потом те же светлые головы в ГЖН составят протокол в отношении УО за нецелевое использование средств собственников при очередной жалобе.

Судебная практика по рассматриваемому вопросу следующая.

Определение ВС РФ от 23 июня 2016 г. № 310-ЭС16-3721: Управа Коминтерновского района городского округа город Воронеж решила в исковом порядке возложить обязанности по оборудованию контейнерной площадки и приобретению контейнеров на управляющую организацию. Суд прекратил производство по делу из-за неподведомственности его арбитражному суду.

При этом ВС указал: «Суд исходил из того, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды; бытовые отходы образуются в результате жизнедеятельности собственников помещений дома, следовательно, спор в настоящем деле возник из экологических правоотношений и направлен на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Постановление 17ААС от 18 января 2018 г. № 17АП-17635/2017-АКпо делу № А60-32385/2017: признано незаконным предписание органа ГЖН, которым управляющая организация обязывалась обеспечить оборудование контейнерной площадки для установки мусоросборников; обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых бытовых отходов; обеспечить установку специально отведенных площадок или бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов. В данном деле имелась ссылка на вступившее в законную силу суда общей юрисдикции по иску прокурора к администрации города, которым эти обязанности возложены на ОМСУ.

Решение Артемовского городского суда Свердловской области от 11 июня 2014 года по делу № 2-627/2014: удовлетворены требования Артемовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Артемовского городского округа об обязании организовать ликвидацию контейнерных площадок, а также в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обустроить в соответствии с требованиями СанПиН площадки для установки контейнеров и установить на них мусорные контейнеры в районе жилых домов по перечисленным адресам.

Аналогичные судебные акты: Постановление АС Уральского округа от 28 марта 2018 г. № Ф09-823/18 по делу № А60-28034/2017, от 30 марта 2018 г. № Ф09-1222/18 по делу № А60-32384/2017, от 7 марта 2018 г. № Ф09-8909/17 по делу № А60-25426/2017.

Апелляционное определение Московского областного суда от 20 марта 2018 г. по делу № 33-11232/18: по иску собственника к ГБУ «Жилищник» о взыскании ущерба поврежденному автомобилю, который причинен в результате обрушения ненадлежаще оборудованной контейнерной площадки. Суд указал, что обязанность по оборудованию площадки возложена законом на ответчика, но ущерб причинен в связи с ураганным ветром и ливневым дождем, повредившим площадку и автомобиль, поэтому в иске отказано.

Постановление 1ААС от 28 мая 2018 г. по делу № А43-13961/2017: «…С учетом приведенных выше положений статьи 161, 162 Жилищного Кодекса, а также Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.03.20103 № 170, обязанность по оборудованию контейнерных площадок для мусорных контейнеров лежит на домоуправляющей компании, которой в рассматриваемом случае, является ООО «Дзержинская управляющая компания № 4». Судом взыскан ущерб в порядке суброгации в пользу страховой компании из-за того, что контейнер повредил застрахованный автомобиль. Контейнерная площадка была не оборудована надлежащим образом.

Обнадеживает, что органы Прокуратуры и в большей части суды считают все-таки ОМСУ ответственными за оборудование контейнерных площадок и установку контейнеров на улицах городов и иных поселений. Хотя некоторые попытки судов сделать опять таки ответственными за это управляющие организации заставляют сомневаться в том, что можно как-то изжить эту нехорошую привычку из нашей действительности…

Компания «Бурмистр.ру» предлагает своим клиентам юридическое обслуживание. Целый штат профессиональных юристов поможет разобраться в любом вопросе. Вся информация .

С уважением, Ильмира Носик.

Кто должен убирать мусор вокруг баков?

С нынешнего года стартовала новая система обращения с твердыми коммунальными отходами. Появилась новая строчка в платежке, а мусор за пределами контейнерных площадок остался. Свидетельствует этому недавняя проверка специалистов коммунальной службы города. На днях они вышли в рейд и выявили несколько недочетов.

В ходе рейда специалисты осмотрели 56 многоквартирных домов Бердска. Цель – выяснить, как идет работа с уборкой мусора.

Татьяна Золотухина, начальник отдела ЖКХ администрации:

«Переполненных контейнеров мы не зафиксировали. Однако, вокруг контейнеров заметили мусор. С данными УК мы работаем. Чаще всего, проблемы возникают там, где площадки обслуживают несколько управляющих компаний».

Собирать и перерабатывать мусор должен единый оператор. Но содержание контейнерных площадок в тариф не входит. И если вывоз мусора теперь на региональном операторе, то вот чистота контейнерной площадки – по-прежнему забота управляющей компании.

Татьяна Золотухина, начальник отдела ЖКХ администрации:

«То есть УК обязан обеспечить порядок на контейнерных площадках, независимо от времени вывоза мусора. На контейнерной площадке должно быть чисто всегда. Если граждане выставили мусор мимо контейнера, то специалист УК обязан это отследить и собрать все в контейнер для того, чтобы региональный оператор мог подъехать и выгрузить мусор из контейнера».

Сейчас специалистам предстоит выяснить, какие все-таки управляющие компании не выполняют свои обязанности. И решить с ними вопрос уборки мусора рядом с баками как можно быстрее. Ведь жителей Бердска оплачивать за чистоту обязывают своевременно.

Возможно, Вам будет интересно:

· В КБУ Бердска поступила новая спецтехника – экскаватор Terex WX 200 и самосвал марки КАМАЗ

· Под ногами таять лед начнет в конце недели в Бердске

· В Бердске проходят XXIII межрегиональные соревнования по художественной гимнастике

Присоединяйтесь к нам: в Одноклассниках, в ВКонтакте, в Facebook, в Мой Мир

© НОВОСТИ ТВК
Для нас важно знать ваше мнение. Оставьте свой комментарий.

19.03.2019 / Ирина Стафиевских

Нашли ошибку?

Требования СанПиН к контейнерным площадкам для мусора

Правила того, как должны размещаться и обслуживаться мусорные контейнеры рядом с многоквартирными домами, приводятся в двух основных нормативных документах:

  • СанПиН 42-128-4690-88;
  • СанПиН 2.1.2.2645-10.

При размещении и содержании контейнерных площадок для сбора мусора необходимо соблюдать ряд правил и норм, заложенных в СанПиН.

1. При отведении участка действия согласуются с уполномоченным архитектором, со специалистами санитарно-эпидемиологической службы и с работающей на территории управляющей организацией.

2. Число контейнеров и их объем определяются количеством проживающих в домах людей, местными условиями и нормативами накопления ТБО. По требованиям СанПиН количество емкостей на контейнерной площадке для мусора ограничивается пятью. Больше баков устанавливать нельзя, так как появляются затруднения с поддержанием необходимой гигиены на занимаемой территории.

3. Контейнеры устанавливаются на подготовленной площадке (забетонированной или заасфальтированной). К ней обеспечивается свободный подъезд автомобильного транспорта. Чтобы контейнеры легче перемещались, площадка делается под уклоном.

Смотрите запись вебинара, в котором подробно рассматриваются нововведения по обращению с ТБО:

Для отделения места сбора мусора используются ограждения, бордюры и зеленые насаждения с трех сторон. Высота ограждения должна быть не менее 1 метра. Это позволяет лучше удерживать мусор на территории контейнерной площадки. При наличии свободных средств управляющие компании могут организовать возведение площадки с увеличенной высотой ограды и навесом. Для реализации такого проекта предварительно необходимо подготовить и согласовать эскиз.

4. Контейнеры оснащаются плотными крышками, предотвращающими попадание в них осадков и раздувание мусора ветром, а также не позволяющими добраться до него животным.

Контейнерные площадки необходимо ставить на определенном удалении от жилых домов, общественных зданий и зон отдыха. Минимальное расстояние в данном случае составляет 20 метров. В то же время граждане должны иметь возможность выбрасывать мусор в непосредственной близости от места проживания или нахождения. В связи с этим ограничивается и максимальное расстояние до баков для ТБО – оно должно быть не более 100 метров. Нередко в реальной обстановке озвученные требования относительно удаления выполнить не удается. В таком случае решением вопроса и поиском компромисса занимается специальная комиссия. При необходимости расстояние сокращается до 9 метров.

Если речь идет о парковой территории, то там установка контейнеров осуществляется после оценки объема накапливающихся за 3 суток ТБО. В частной жилой застройке расстояние до мусорных баков определяют сами владельцы домов. Свои требования к устройству контейнерных площадок и установке емкостей для складирования мусора имеются для медицинских учреждений, рынков, пляжей и прочих объектов – все они закладываются в СанПиН.

Есть несколько объектов, рядом с которыми не разрешается устанавливать контейнеры для ТБО. Сюда относится проезжая часть, дорожки для пешеходов, арки, газоны и узкие проходы. Если в жилой зоне ведется строительство или ремонт, то по действующим правилам там можно расположить специальный контейнер для сбора строительного мусора. Время его нахождения в местах проведения работ ограничивается одними сутками. Установка емкостей для строительного мусора согласовывается с главным архитектором района и СЭС.

Кто ответственен за содержание контейнерной площадки

В соответствии с законодательством управляющие организации обязаны заключать договор с региональным оператором по обращению с ТКО. Данная структура действует уже в большинстве регионов Российской Федерации. Однако, если контейнерная площадка находится в ведомстве органов местного самоуправления, они же обязаны заниматься её содержанием. Таким образом, ответственность за содержание контейнерной площадки лежит на управляющей организации, местной власти и регоператоре, в каких случаях происходит разделение обязанностей, рассмотрим ниже.

Содержать контейнерную площадку – обязанность собственника земли, на которой расположены контейнеры для ТКО. Является содержание ответственностью УК, ТСЖ, УО, можно определить несколькими способами:

  • земельный участок под МКД сформирован;
  • участку присвоен кадастровый номер;
  • площадка для сбора ТКО относится к придомовой территории МКД.

Таким образом, если контейнерная площадка находится на муниципальной земле, содержать её обязан орган местного самоуправления.

Управляющая организация отвечает за то, чтобы мусор своевременно вывозился. Региональный оператор ответственен только за транспортировку ТБО, за обращение с отходами в момент сбора мусора, а также за состояние контейнеров и приобретение новых.

Узнайте, как часто вывозить отходы

Новые требования к обустройству контейнерных площадок

С 1 января 2019 года вступили в силу новые требования к обустройству контейнерных площадок (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039). В соответствии с ними все подготовленные площадки с мусорными баками должны быть внесены в единый реестр. Ответственными за ведение реестра являются местные власти. Органы местного самоуправления по новым правилам обязаны создавать контейнерные площадки на муниципальной земле. На придомовой территории этим обязаны заниматься управляющие организации. Делается это при письменном согласовании с муниципалитетом. Порядок действий таков:

  • УО подаёт заявку в местный муниципалитет об организации контейнерной площадки;
  • орган МСУ выносит положительное решение;
  • УО организует место сбора ТКО и подаёт сведения в муниципалитет для внесения площадки в единый реестр;
  • если заявка об организации места сбора ТКО рассмотрена отказом, УО исправляет выявленные нарушения и описанная процедура начинается заново.

Какие сведения должны быть предоставлены для внесения в реестр:

  1. Расположение площадки на местности – точный адрес МКД, географические координаты, схема размещения на карте местности;
  2. Сведения о технических характеристиках;
  3. Информация о собственнике места скопления ТКО.
  4. Источники образования ТКО.

Ответственность за нарушения и как их устранить

При ненадлежащем содержании площадок с мусорными баками фиксируется факт административного нарушения. По действующим правилам ответственными в данном случае являются управляющие организации, поэтому наказанием подвергаются их руководители или должностные лица, не исполнившие имеющиеся обязанности.

С появлением региональных операторов по обращению с ТБО и обновлением правил обустройства площадок для мусорных контейнеров бремя содержания емкостей для ТБО лежит на операторе. Бремя содержания площадки с контейнерами для мусора – на управляющей организации или муниципалитете.

При нарушении правил содержания контейнерной площадки вменяется ст. 6.4 КоАП РФ. В соответствии с ней наказание для должностных лиц составляет до 2 000 рублей, для организаций – до 20 000 рублей. В особых случаях суд может приостановить работу юридического лица на срок до 90 суток.

Устраняются нарушения незамедлительно. В зависимости от ситуации проводятся ремонтные работы, закупается исправное оборудование, выполняются санитарные процедуры и так далее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *