Целевое направление ординатура

Содержание

Правила поступления в ординатуру в 2019 году

Ни для кого не секрет, что сфера медицины давно нуждается в серьезных реформах. В первую очередь, острая необходимость перемен нужна по причине невысокой квалификации молодых врачей, и уровнем сервиса в государственных поликлиниках и больницах.

Все чаще пациенты сталкиваются с халатностью и хамством со стороны медицинского персонала, и все реже получают качественную, своевременную и эффективную помощь.

В связи с этими фактами, правительство приняло решение о ряде реформ, которые направлены как раз на повышение качества оказываемой помощи. В первую очередь изменения коснутся образования будущих врачей: кардинальным образом изменятся условия обучения на ординатуре.

Вплоть до 2016 года ординатуре предшествовало обучение на интернатуре. Это позволяло будущему медику углубленно изучить одно направление и стать узким специалистом. На этапе ординатуры происходило, по сути, повышение уже полученной квалификации.

После отмены интернатуры, ординатура в 2019 году станет единственным шансом для молодых врачей получить специализацию. Стоит разобраться, хорошо это или плохо для сферы медицинского обслуживания в целом, и для абитуриентов-медиков в частности.

На что направлена реформа ординатуры в 2019 году

По словам Министерства здравоохранения, реформация обучения медиков направлена на восполнение пустующих мест в амбулаториях в сельской местности.

Не секрет, что в деревнях получить качественную медпомощь практически невозможно, нередко из-за отсутствия врача и недостаточной квалифицированности фельдшера или медсестры.

Чтобы мотивировать молодых врачей работать в селах, а существующих работников – повышать квалификацию посредством обучения на ординатуре, была разработана балловая система. Стаж работы в селе приносит дополнительное количество баллов, которые учитываются на вступительных экзаменах в ординатуру.

Обучение в ординатуре будет платным, количество бюджетных мест будет строго регулироваться и, опять же, большинство их будет заранее распределено между медиками из сельских амбулаторий и целевых врачей. Целевыми называют тех будущих врачей, которые заключили договор с определенной больницей о дальнейшей работе именно в этом учреждении.

После окончания ординатуры (1-2 года для специалистов, и около 5 лет для врачей-хирургов), врач обязан получить аккредитацию. После успешного прохождения тестов, работник получает право заниматься приемом и лечением пациентов.

Подтверждать аккредитацию врачам предстоит каждые 5 лет – таким образом, Минздрав надеется на поддержание высокого уровня квалификации каждого медицинского сотрудника. Аналогичную аккредитацию некоторое время назад получили врачи-стоматологи, а также фармацевты.

Поступление на новую ординатуру

Итак, чем грозит абитуриентам обновленная ординатура? Поступить на неё станет совсем непросто, особенно если у медика есть цель занять бюджетное место. Стоит знать, что без прохождения ординатуры врач может вести прием только в качестве педиатра или терапевта, при условии успешной сдачи тестов на аккредитацию.

Поступление на ординатуру в 2019 году состоит из нескольких основных этапов.

Во-первых, медработники и выпускники специализированных ВУЗов должны будут пройти тест, состоящий из 60 заданий. Вопросы будут касаться общих медицинских знаний. На весь тест отводится ровно час, за который медикам нужно дать как минимум 70% правильных ответов.

Во-вторых, к баллам за пройденный тест будут прибавляться баллы за стаж. О них мы уже упоминали выше: медицинским сотрудникам из сельской местности положено большее количество баллов, чем за стаж работы в городах.

Таким образом, студенту-выпускнику будет выгоднее отработать несколько лет после ВУЗа в деревенской клинике, получить больше баллов и, лишь затем поступать в ординатуру. Дополнительные баллы можно получить также за красный диплом и Президентскую стипендию. Положены баллы и за обычные стипендии – то есть, студенты контрактной формы обучения (платной) дополнительного бонуса не получат.

После подсчета общего количества баллов производится зачисление (или не зачисление) абитуриента в ординатуру. Как видно, реформа позволит увеличить количество медработников в глубинке, однако многих врачей лишит возможности стать узкими специалистами – ведь далеко не всем по плечу оплачивать дорогостоящее обучение.

К статусу целевого доктора молодежь относится скептично, называя будущую отработку по контракту с медучреждением без права смены места работы рабством и каббалой.

Минусы новой системы

Кроме вышеперечисленных недоработок новой системы прохождения ординатуры, преподаватели мединститутов и сами студенты выделяют ещё несколько минусов:

  • Из-за дороговизны обучения многие ординаторы будут сосредоточены не на получении опыта и знаний, а на подработках. То есть, по итогам профессионализм врачей существенно не возрастет.
  • По-прежнему многое будет зависеть от ведущих ординатуру врачей – кураторов. По словам студентов, некоторые доктора ответственно относятся к задаче и охотно передают опыт, тогда как другие попросту перекладывают на ординаторов бумажную работу. Реформа не предполагает контроль методик преподавания.
  • Дополнительные баллы, необходимые для поступления на ординатуру, не засчитываются «платным» студентам, и не даются за научные работы. Хотя публикации, по мнению преподавателей, зачастую намного лучше отражают степень знаний студента, чем наличие стипендии.

Уже сейчас наблюдается отсеивание выпускников на этапе поступления на ординатуру. То, как скажется реформирование на реальном положении медицины в стране – покажет время.

Видео-новость

Правила приема на обучение в интернатуре федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» на 2015/2016 учебный год

Утверждены на заседании Ученого совета ЧГУ от 30.03.2015 г. (протокол № 3)

Настоящие Правила разработаны на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 июля 2009 г. № 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 декабря 2011 г. № 1476н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура)», других нормативно-правовых документов Минобрнауки России и Устава ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»

I. Общие положения

1. Настоящие Правила приема граждан на обучение в интернатуре (далее – Правила) регламентируют прием граждан Российской Федерации (далее – граждане), иностранных граждан (далее – иностранные граждане) в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (далее – Университет), осуществляющего образовательную деятельность, на обучение в интернатуре за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (далее – договоры об образовании).

2. Правила приема граждан в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (далее – организация), на обучение в интернатуре в части, не урегулированной федеральными законами, настоящими Правилами, уставом организации определяются организацией самостоятельно.

3. К обучению в интернатуре допускаются лица, получившие высшее медицинское и (или) фармацевтическое образование с учетом квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации.

4. Прием граждан на обучение в интернатуре за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета проводится на конкурсной основе. Число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам интернатуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета определяется на основе контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установленных организации (далее – контрольные цифры приема).

5. Организация, имеющая соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности, вправе проводить прием на обучение в интернатуре за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (далее – договор об образовании).

6. Прием граждан на обучение в интернатуре осуществляется по результатам конкурсного отбора по среднему баллу диплома о высшем образовании. Поступающие в интернатуру (далее – поступающие) вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях (рекомендации образовательных организаций высшего профессионального образования, рекомендации медицинских организаций, наличие опубликованных работ, изобретений, признание поступающих победителями и (или) призерами научных конференций, конкурсов, соревнований, состязаний и иных мероприятий, направленных на выявление учебных достижений по специальности).

II. Организация приема на обучение в интернатуре

7. Организация приема, в том числе организация проведения конкурса и зачисления на обучение по программам интернатуры в Университет осуществляется комиссией по конкурсному отбору, состав и порядок работы которой утверждается приказом ректора Университета. В состав комиссии по конкурсному отбору входят ректор и проректора Университета, декан и ведущие профессора медицинского факультета, начальник отдела подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров.

8. Количество мест для прохождения интернатуры по определенным специальностям устанавливается комиссией по конкурсному отбору с учетом потребности органов и учреждений здравоохранения в соответствующих специалистах. При отсутствии конкурса на специальность, решением комиссии по конкурсному отбору, выделенные бюджетные места передаются на другие специальности интернатуры.

9. Все решения комиссии по конкурсному отбору оформляются протоколами.

III. Организация информирования поступающих на обучение в интернатуре

10. Организация объявляет прием граждан для обучения в интернатуре только при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по этим специальностям.

11. С целью ознакомления поступающих организация размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт организации) следующие документы:

  • устав организации;
  • лицензию на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
  • свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями);
  • перечень основных образовательных программ послевузовского профессионального образования, реализуемых организацией.

12. Комиссия по конкурсному отбору на официальном сайте организации и информационном стенде до начала приема документов размещает следующую информацию по конкурсному отбору:

  • правила приема на обучение в интернатуру;
  • перечень специальностей, на которые организация объявляет прием в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности;
  • общее количество мест для приема на обучение в интернатуре;
  • образец договора для поступающих на места по договорам об образовании;
  • информацию о наличии общежития(ий) и количества мест в общежитиях для иногородних поступающих.

13. Комиссия по конкурсному отбору обеспечивает функционирование специальных телефонных линий и раздела сайта организации для ответов на обращения, связанные с приемом граждан на обучение в интернатуре.

IV. Прием документов от поступающих в интернатуру

14. Прием документов поступающих на обучение в интернатуре на места в рамках контрольных цифр приема и на места по договорам об оказании платных образовательных услуг начинается с 29 июня и завершается 13 июля соответствующего года. При необходимости прием на места по договорам об оказании платных образовательных услуг может быть продлён решением Ученого совета университета.

15. Прием на обучение в интернатуре проводится по заявлениям граждан о приеме на обучение в интернатуре (далее – заявление), подаваемым поступающими в комиссию по конкурсному отбору Университета.

16. При подаче заявления о приеме на обучение в интернатуре поступающий предъявляет:

  • оригинал документа, удостоверяющего его личность;
  • оригинал документа о высшем медицинском и (или) фармацевтическом образовании по программам специалитета и приложения к нему;
  • военный билет (при наличии).

17. В заявлении поступающий указывает следующие обязательные сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии);
  • дата и место рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего его личность;
  • сведения об имеющемся уровне образования с указанием документов его подтверждающих;
  • специальность с указанием условий обучения (в рамках контрольных цифр приема, по договору об образовании);
  • наличие индивидуальных достижений;
  • потребность в предоставлении общежития. В заявлении личной подписью поступающего заверяется:
  • ознакомление (в том числе через информационные системы общего пользования) с копиями лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями), свидетельства о государственной аккредитации организации (с приложением) или отсутствием у организации свидетельства государственной аккредитации;
  • получение послевузовского профессионального образования в интернатуре впервые;
  • перечень документов, прилагаемых поступающим к заявлению;
  • согласие на обработку персональных данных. К заявлению поступающий прилагает:
  • копию документа, удостоверяющего его личность;
  • оригинал или копию документа о высшем медицинском и (или) фармацевтическом образовании по программам специалитета и приложения к нему;
  • копию военного билета (при наличии);
  • 2 фотографии формата 3х4;
  • личный листок по учету кадров;
  • документы, свидетельствующие об индивидуальных достижениях (список опубликованных работ, изобретений по специальности; оригиналы или копии дипломов и (или) грамот за победу или призовые места в научных конференциях, конкурсах, соревнованиях, состязаниях и иных мероприятиях, направленных на выявление учебных достижений по специальности; рекомендации образовательных и научных организаций, рекомендации медицинских организаций (представляются по усмотрению поступающего)).

18. При приеме документов поступающему выдается расписка в их получении.

19. При подаче документов запрещается взимание платы с поступающих, а также требование от поступающих иных документов, не предусмотренных настоящими Правилами.

20. На каждого поступающего заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы.

21. По письменному заявлению поступающие имеют право забрать оригиналы документов об образовании и других документов, предоставленных ими и отказаться от участия в конкурсе. Документы должны возвращаться организацией не позднее следующего рабочего дня после подачи указанного заявления.

22. Основаниями для отказа поступающему в допуске к конкурсному отбору являются:

  • неполнота сведений, указанных в документах;
  • недостоверность сведений, указанных в документах;
  • несоответствие специальности высшего образования по программам специалитета (магистратуры) специальности высшего образования по программе интернатуры, на обучение по которой претендует поступающий, с учетом квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации.

23. Решение комиссии по конкурсному отбору доводится до сведения поступающих не позднее двух рабочих дней со дня его принятия путем размещения списков поступающих, допущенных к конкурсному отбору, и списков поступающих, не допущенных к конкурсному отбору (с указанием причины отказа), на официальном стенде комиссии по конкурсному отбору и официальном сайте организации.

V. Зачисление для обучения в интернатуре

24. Процедуре зачисления предшествует объявление 14 июля на официальном сайте организации и информационном стенде комиссии по конкурсному отбору, расположенном на территории организации, полных пофамильных перечней лиц, зачисление которых может рассматриваться комиссией по конкурсному отбору по каждой специальности по различным условиям приема (на места в рамках контрольных цифр приема, места по договорам об образовании). Данные перечни формируются организацией в следующей последовательности:

  • граждане Российской Федерации, успешно прошедшие конкурсный отбор на места в рамках контрольных цифр приема, ранжированные по мере убывания результатов конкурсного отбора (с их указанием);
  • граждане Российской Федерации, успешно прошедшие конкурсный отбор на места по договорам об образовании, ранжированные по мере убывания результатов конкурсного отбора (с их указанием).

25. На обучение в интернатуре по специальностям зачисляются граждане Российской Федерации, имеющие более высокий средний балл по диплому о высшем образовании. В случае если поступающие в интернатуру имеют одинаковый средний балл по диплому о высшем образовании, ранжирование осуществляется с учетом следующих дополнительных критериев (в порядке приоритета):

  • количество научных публикаций в рецензируемых изданиях по специальности;
  • общее количество научных публикаций и изобретений;
  • победы и (или) призовые места в научных конференциях, конкурсах, соревнованиях, состязаниях и иных мероприятиях, направленных на выявление учебных достижений по специальности;
  • наличие рекомендации образовательных и научных организаций или рекомендации медицинских организаций. Зачисление граждан Российской Федерации, поступающих на обучение в интернатуре по договорам об образовании, осуществляется по результатам конкурса на условиях, предусмотренных договорными обязательствами.

26. Зачисление в Университет на места в рамках контрольных цифр приема проводится после завершения вступительных испытаний и заканчивается не позднее чем за 10 дней до начала учебных занятий. Зачисление на места по договорам об оказании платных образовательных услуг проводится после зачисления на места в рамках контрольных цифр приема либо вне зависимости от сроков зачисления на места в рамках контрольных цифр.

27. Процедура зачисления поступающих для обучения в интернатуре осуществляется поэтапно и включает в себя:

  • прием у поступающих оригиналов документов установленного образца об образовании до 16 июля 2015 года в 17.00;
  • издание приказа о зачислении 17 июля 2015 года. Зачисление осуществляется из числа граждан Российской Федерации, включенных в полный пофамильный перечень лиц, до полного заполнения вакантных мест и заканчивается не позднее чем за 10 дней до начала учебных занятий.

28. Приказ (приказы) о зачислении на места в рамках контрольных цифр приема с указанием результатов конкурсного отбора публикуются на официальном сайте организации и информационном стенде комиссии по конкурсному отбору, расположенном на территории организации, в день их издания и должны быть доступны для ознакомления в период до 31 декабря соответствующего года включительно.

VI. Особенности проведения приема иностранных граждан

29. Прием иностранных граждан в Университете на обучение в интернатуре осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан и лиц без гражданства, а также в соответствии с договорами об образовании.

30. Прием иностранных граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется: 30.1.В пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 41, ст. 5204); 30.2.На основании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ставших участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 26, ст. 2820; 2009, № 11, ст. 1278; № 27, ст. 3341; 2010, № 3, ст. 275, 2012, № 38, ст. 5074; 2013, № 28, ст. 3816); 30.3.В соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 22, ст. 2670; 2002, № 22, ст. 2031; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; № 31, ст. 3420; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 30, ст. 3740;2010, № 30, ст. 4010; 2013, 3 27, ст.3477; № 30, ст. 4036).

31. Прием документов осуществляется в следующие сроки:

  • у иностранных граждан, поступающих на места в рамках квоты на образование, — в сроки, установленные Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • у иностранных граждан, поступающих на обучение на основе договоров об оказании платных образовательных услуг, — с 29 июня и завершается 13 июля соответствующего года. При необходимости прием на места по договорам об оказании платных образовательных услуг может быть продлён решением Ученого совета Университета.

32. Прием иностранных граждан, в соответствии с указанными в пунктах 30.2 – 30.3. настоящих Правил нормативно-правовыми актами, в организации для получения образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Правилами приема на обучение в интернатуру организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена

Чемпионат мира по футболу и подготовка к нему, похоже, стали прекрасной ширмой для непопулярных законодательных инициатив. За несколько дней, прошедших с момента начала соревнований, Правительство РФ успело увеличить налоги, повысить пенсионный возраст и вступить в «торговую войну» с США. Кроме того, недавно стали известны новые цены на обучение на платных отделениях в ординатуре медицинских вузов — именно после нее терапевты и педиатры становятся хирургами, окулистами, кардиологами. В новой реальности врачебного образования узкая специальность оказалась практически недоступна.

В мае учащиеся узнали, что стоимость ординатуры выросла более чем вдвое. Количество бюджетных мест при этом сократилось. Новые цифры кажутся заоблачными: например, подготовка по программе «Акушерство и гинекология» в Первом МГМУ им. Сеченова на данный момент стоит 748 тыс. рублей за два года, по программе «Стоматология общей практики» — 788 тыс. рублей. При этом для желающих получить профессию акушера предусмотрено всего 15 бюджетных мест, 10 из которых — целевые, то есть предполагают обязательную отработку в компании, оплачивающей учебу. На практике это означает, что «целевик» попадает в своего рода кабалу, когда работодатель в течение оговоренного срока распоряжается им как хочет, в том числе в вопросах, связанных с местом жительства и жильем. И если условия не устраивают молодого специалиста (например, семье с двумя детьми компания выделяет однокомнатную квартиру в ненадлежащем состоянии), жаловаться, как правило, некуда.

Если на бюджет поступить невозможно, а на платное отделение нет денег, это означает одно: приходится выбирать между работой терапевта или медсестры и уходом из медицины. Многие студенты копили на ординатуру в течение всех шести лет обучения по программе подготовки врача-специалиста, но сейчас, за месяц до выпуска, выяснили, что этих средств ни на что не хватит. При этом новые цифры попали в открытый доступ лишь в конце мая — именно тогда было согласовано количество платных мест в учебных заведениях, подведомственных Минздраву. В некоторых вузах ребята обо всем узнавали сами, объявлений со стороны руководства не было: студенты просто следили за обновлениями таблиц с цифрами на сайтах и в профессиональных сообществах в соцсетях.

Ситуация, сложившаяся в высшей медицинской школе, осложняется еще и тем, что в прошлом году в России была отменена интернатура — последипломная практика, которую молодые врачи в течение года проходили в клиниках и больницах. Теперь выпускники сдают трехэтапный экзамен, который позволяет получить аккредитацию врача. Она служит и разрешением на работу, и допуском к ординатуре: экзамены для поступления сюда также упразднены. В результате те, кто не может учиться на платном и не хочет работать медсестрой (медбратом), со студенческой скамьи попадают в первичное звено поликлинической помощи. Студентов это пугает: страшно выходить в поликлинику без практики — как минимум, из-за ведения многочисленной документации.

Впрочем, по словам учащихся, никакого распределения на работу после выпуска сейчас не предусмотрено, хотя некоторые поликлиники оказывают поддержку молодым специалистам, и наблюдается рост зарплат в целом. Молодые врачи предоставлены сами себе, и по сути система толкает их к тому, чтобы не получать узкую специальность. Многие остаются работать на должностях среднего медперсонала или бросают профессию. Выпускники с дипломом врача часто уходят в торговлю: устраиваются медицинскими представителями в фармкомпании и фирмы по продаже медоборудования. Есть и те, кто все начинает заново — например, в туризме или в области производства косметики.

В целом образование в сфере медицины, похоже, превращается в более масштабный аналог двухступенчатой системы «бакалавриат — магистратура», — вот только вторая становится все более дорогой и труднодоступной. В Минздраве говорят, что цель всех этих изменений — внедрить в России европейскую систему непрерывного медицинского образования. Однако на деле отечественная система пока выглядит совершенно иначе.

Для сравнения в Германии врачи тоже учатся шесть лет. В первые два года они осваивают общие предметы, проходят практику как медсестры, медбраться и сиделки, а также сдают первые госэкзамены. Те, кто справился с испытаниями, попадают на 3-й курс, чтобы в течение трех лет изучать базовые направления медицины; теория в рамках программы перемешана с практикой. Здесь можно самому выбирать курсы по любой понравившейся специальности.

На 6-м курсе учащиеся только практикуются: проходят стажировку по терапии (internal medicine), затем — по общей хирургии, в оставшееся время — по выбранной специальности. За этим следует второй госэкзамен, который позволяет получить допуск ко врачебной практике, впрочем, пока не самостоятельной. Выпускники становятся «врачами-ассистентами», то есть не являются специалистами и не могут работать без куратора. Они поступают в резидентуру (аналог российской ординатуры), где в среднем учатся пять лет, приобретая и отрабатывая определенные практические навыки. Только после этого медику присваивается статус врача‑специалиста.

Эксперты говорят, что из-за высокой продолжительности учебы немецкая медицина испытывает кадровый голод, и пока этот вопрос решается за счет иностранных кадров. В России проблемы с количеством специалистов тоже налицо: не так давно фонд независимого мониторинга «Здоровье» Общероссийского народного фронта (ОНФ) выяснил, что в 2017 году общий дефицит врачей в государственных и муниципальных медицинских организациях России составил 21,2%. Сильнее всего недостаток кадров ощущался именно в медицинских учреждениях первого звена: здесь обнаружилось 24,8% незакрытых вакансий участковых терапевтов, то есть четверть мест оставались пустыми. Очевидно, Минздрав нашел способ решить этот вопрос — за счет принудительного ограничения числа медиков, получающих узкую специальность. Вот только как подобная инициатива скажется на здоровье людей, живущих в стране?

Организация приема документов граждан, изъявивших желание принять участие в конкурсном отборе на заключение договора целевого обучения по программам ординатуры в 2019 году.

Основные понятия:

Поступающий – специалист, имеющий диплом и документ о квалификации (сертификат специалиста/свидетельство об аккредитации) государственного образца о высшем медицинском образовании по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», постоянно зарегистрированный в городе Москве и изъявивший желание работать в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы после окончания обучения в ординатуре.

Гарантийное письмо – документ, выдаваемый поступающему медицинской организацией государственной системы здравоохранения города Москвы для обучения в целевой ординатуре по конкретной специальности с гарантией трудоустройства по полученной специальности после окончания ординатуры с последующей обязательной отработкой не менее 3 лет вданной организации.

Оценочный лист – приложение к гарантийному письму, отражающее индивидуальные достижения поступающего в области профессиональной подготовки, используемое в случае возникновения конкурса на целевые места в образовательные организации для принятия решения по выдаче целевого направления.

Образовательные организации — образовательные учреждения высшего профессионального (медицинского) образования города Москвы, научные и медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам ординатуры и реализующие целевую подготовку в рамках договорных отношений с Департаментом здравоохранения города Москвы.

Порядок отбора поступающих для заключения договоров о целевом обучении

В 2019 году Департамент здравоохранения города Москвы в соответствии с контрольными цифрами потребности в специалистах осуществляет конкурсный отбор для заключения договоров о целевой подготовке:

I. По программам ординатуры в федеральных высших государственных образовательных организациях Министерства здравоохранения Российской Федерации, расположенные в городе Москве согласно установленной квоте:

  • ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  • ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  • ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  • ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В научных и медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам ординатуры:

  • ГБУЗ «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамент здравоохранения города Москвы»;
  • ГБУЗ «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии имени Л.И. Свержевского Департамент здравоохранения города Москвы»;
  • ГБУЗ «Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии Департамент здравоохранения города Москвы»;
  • ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии Департамент здравоохранения города Москвы»;
  • ГБУЗ «Московский клинический научно-практический центр имени А.С. Логинова Департамент здравоохранения города Москвы»;
  • ГБУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамент здравоохранения города Москвы»;
  • ГБУЗ «Научно-практический психоневрологический центр им. З.П. Соловьева Департамент здравоохранения города Москвы»;
  • ГБУЗ «Научно-практический Центр детской психоневрологии Департамент здравоохранения города Москвы»;
  • ГБУЗ «Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения города Москвы»;
  • ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы».

Правила приема

1. Отбор поступающих производится на основании баллов, набранных ими по Оценочному листу.

2. Кандидаты, прошедшие конкурсный отбор и заключившие договор о целевом обучении в Департаменте здравоохранения города, участвуют в конкурсе на выделенные целевые места в образовательной организации.

Для справки:

С поступающим может быть заключен только один договор о целевом обучении для поступления в одно из вышеперечисленных образовательных организаций и только на одну специальность.

Как подать документы для участия в конкурсном отборе?

  • Оставить онлайн-заявку на подачу документов .
  • После подачи онлайн заявки, согласно выбранной Вами даты и времени, необходимо предоставить в Управление кадровой политики и образования Департамента здравоохранения города Москвы по адресу: Весковский тупик д. 7, стр. 1 следующие документы:
  • Гарантийное письмо;
  • Оценочный лист;
  • Документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений указанных в оценочном листе;
  • копию паспорта поступающего;

3. Срок подачи документов в Управление кадровой политики и образования Департамента здравоохранения города Москвы с 3 июня по 25 июня 2019 года, в рабочие дни, с 13:00 до 17:00 (по предварительной онлайн-записи).

При возникновении дополнительных вопросов необходимо обратиться по телефону: 8(499)251-64-72.

Минздрав изменил правила приёма в ординатуру. Как это повлияет на студентов?

С июня 2017 года министерство здравоохранения неожиданно изменило порядок поступления в ординатуру. Студенты-медики возмущены новыми правилами. По их мнению, меняется не только формат вступительного экзамена, но и вся система подготовки врачей.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

А система была такая: в зависимости от специальности, студент учился 5-6 лет в медицинском вузе. Но работать сразу после выпуска молодой врач не мог: нужно было пройти интернатуру или ординатуру. И то, другое — это стажировка в больнице с параллельным посещением лекций. По сути, единственным различием между ними было то, что в ординатуре учились два года, а в интернатуре — один. В 2016 году интернатуру и вовсе отменили.

Как поступали в ординатуру раньше

На предпоследнем курсе студент медицинского вуза определялся со специальностью и начинал готовиться к поступлению, а после выпуска сдавал экзамены по выбранному направлению — письменные или устные. Бонусами при поступлении были учебные и научные достижения (например, участие в конференциях или публикации) и красный диплом. Иногда в ординатуру поступали те, кто уже прошёл интернатуру и хотел получить углублённые знания.

Как будут поступать теперь

По приказу № 212н, в конце июня абитуриент сдаёт тест по общей медицине. Он состоит из случайной выборки 60 заданий из Единой базы оценочных средств Минздрава. На решение даётся час: примерно по минуте на каждое задание. Чтобы сдать тест, минимум нужно набрать 70 баллов (1 балл — это 1%). Результаты теста действительны в течение года.

При поступлении будут учитываться и баллы за индивидуальные достижения. Например, 100 баллов можно получить за стипендию Президента России, 50 — за другие именные стипендии, 100 — за диплом с отличием, 50 — за стаж работы менее трёх лет в медицине или фармацевтике, 80 — за стаж от трёх лет, ещё до 50 баллов можно получить за научные публикации и участие в конференциях.

Да, и ещё: выпускники интернатуры не смогут поступить в ординатуру на бюджет по той же специальности.

Что думает Минздрав

При просьбе прокомментировать новые правила пресс-служба министерства здравоохранения сослалась на материал, опубликованный на официальном сайте. В нём говорится, что новые правила сделают процедуру поступления максимально беспристрастной и прозрачной: «Ранее каждый вуз определял критерии приёма в ординатуру по своему собственному усмотрению, что вызывало немало жалоб со стороны поступающих. Вводимая приказом унификация даёт возможность выпускнику поступать в ординатуру в любой медицинский вуз в России по единым правилам».

Что думают студенты

Студенты бурно обсуждают нововведения во «ВКонтакте». Больше всего возмущений из-за того, что до конца весны было неясно, примут новые правила в этом году или нет. Многие до последнего готовились ко внутренним экзаменам по специальности. Об изменениях стало известно незадолго до самой аккредитации и государственных экзаменов. И на студентов буквально легла двойная нагрузка.

Выпускников беспокоит и то, что бюджетные места будут в основном целевыми. То есть их получат те, кто заключил контракт с каким-либо медицинским учреждением и после ординатуры будет там работать несколько лет — это один из способов решения проблемы нехватки кадров в регионах. Как пишет сообщество студентов и молодых врачей в соцсетях «Медач», по свободному конкурсу в университетах теперь не больше двух-трёх бюджетных мест, а где-то их вообще нет.

На сайте Change.org также есть петиция за отмену приказа, которую на момент написания текста подписали более 26 000 человек. В ней аккредитационный тест сравнивают с ЕГЭ. Выпускников медицинских университетов 2017 года, по мнению авторов петиции, дискриминировали: «Мы своего рода „подопытные кролики“, которые вынуждены будут отдуваться за недальновидные и, можно даже сказать, вредные решения для всего медицинского сообщества нашей страны».

Полина Вишневская, выпускница 2017 года РНИМУ им Н. И. Пирогова

«Я планирую поступать в ординатуру по специальности «Психиатрия». Плюсов в новых правилах для себя как бюджетника не вижу. Возможно, для целевика они есть, потому что большинство мест в ординатуру отданы под целевой набор. Нам ещё на 1 курсе рассказывали, что для нас интернатуру отменят, но для вечерников это стало новостью. Все подавалось так, будто 6 курс будет подготовкой к самой ординатуре. Вечерники обычно поступали зимой в интернатуру, в этом же году им пришлось бороться за последипломное образование вместе с дневным отделением.

Сначала нам говорили, что аккредитация по желанию. Мы надеялись, что проскочим. Те, кто в итоге попадёт в ординатуру на контракт, должны будут совмещать работу и учёбу, так как у них попросту нечем оплачивать учёбу. Это точно скажется на качестве образования. Те, кто не пройдут, пойдут либо на участок, либо уйдут из медицины. Несколько моих сокурсников уже думают об этом. Многие не готовы сразу после обучения идти работать участковыми врачами. И проблема даже не в отсутствии знаний и навыков. Одно дело, когда это фантом, выдающий всё по учебнику, другое — когда это человек, и тут вообще нет права на ошибку».

Анастасия Иванова, выпускница 2017 года РНИМУ им Н. И. Пирогова (фамилия изменена — Прим. ред.)

«На самом деле я рада, что решили поощрить работающих студентов дополнительными баллами. Считаю это хорошей мотивацией для будущих выпускников, которым следует потрудиться средним или младшим медработником, прежде чем ступать на ответственную должность врача.

Также считаю плюсом уравнивание шансов при поступлении студентов-отличников и студентов-хорошистов (и даже студентов-троечников). Порой экзамен — это фарт, хорошие и умные студенты могут получить не самую высокую оценку за свои знания по разным причинам. Теперь у каждого студента есть шанс попытаться поступить туда, куда давно мечтал, но боялся высокой конкуренции. Есть ещё один плюс, но плюс, скорее, для государства: заполнение пустующих поликлиник молодыми кадрами. Знаю, что не всем студентам это по душе, все хотят звёзд с неба, всего и сразу, и побольше. Но сфера поликлиник — это тоже важный этап медицинской сферы. Поэтому молодые умы необходимы нашей стране не только в ординатурах и стационарах».

Никита Тимошенко, студент 2 курса РНИМУ им Н. И. Пирогова

«По моему мнению, было бы правильно сделать новые правила для студентов нынешних 1-3 курсов и последующих годов, то есть хотя бы через три года. В этом случае ребята успеют обеспечить себя баллами для конкурса на поступление в ординатуру и окажутся примерно в равных условиях на момент аккредитации. Сейчас же внезапность нововведений, во-первых, сбила с толку студентов, готовившихся к сдаче экзаменов по специальности. Во-вторых, непроизвольно разделила студентов на тех, у кого шансы на поступление высокие и они точно пройдут, сдав тест даже на 70%, и тех, кто вынужден отчаянно „грызться“ за место в ординатуре».

Текст: Мария Маленкова, Мария Рудницкая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *