Требования к директору школы

Нормативно-правовое обеспечение образования (стр. 2 из 2)

11.Аттестуемый педагогический или руководящий работник вправе избрать …

· конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур +

· сроки прохождения аттестации

· состав аттестационной комиссии

· срок действия установленной аттестационной категории

12.Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности не включают раздел …

· «Должен уметь» +

· «Должностные обязанности»

· «Должен знать»

· «Требования к квалификации по разрядам оплаты»

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

1.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …

· Уставом общеобразовательного учреждения +

· муниципальными организациями местного самоуправления

· Законом Российской Федерации «Об образовании»

· Образовательной программой

2.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это …

· Типовое положение об общеобразовательном учреждении +

· Закон Российской Федерации «Об образовании»

· Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

· Федеральная целевая программа развития образования

3.Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …

· гимназии +

· профессиональные училища

· колледжи

· негосударственные образовательные учреждения

4.Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении, является принцип …

· демократии +

· децентрализации

· светскости

· непрерывности образования

5.Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это …

· создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности +

· обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования

· сохранение школьных традиций

· получение образования на родном языке

6.В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …

· федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ +

· частное лицо

· коммерческая организация

· орган местного самоуправления

7.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …

· договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением +

· соглашением

· контрактом

· приказом

8.Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет

· 5 +

· 3

· 4

· 2

9.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …

· Уставом общеобразовательного учреждения +

· Законом Российской Федерации «Об образовании»

· администрацией школы

· Советом школы

10. Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с …

· Уставом общеобразовательного учреждения +

· приказом руководителя

· желаниями учащихся

· трудовым договором

11.В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается …

· статус образовательного учреждения +

· характеристика материальной базы

· расписание занятий

· структурное подразделение образовательного учреждения, имеющее право осуществлять образовательный процесс

12.Типовое положение об образовательном учреждении утверждается …

· Постановлением Правительства Российской Федерации +

· Государственной думой

· Министерством образования Российской Федерации

· муниципальным органом управления образованием

13.Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, — это …

· Устав образовательного учреждения +

· Типовое положение об образовательном учреждении

· Программа деятельности образовательного учреждения

· Концепция развития школы

14.Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой) …

· вида +

· типа

· организационно-правовой формы

· уровня образования

Общие положения

В первом разделе должностной инструкции школьного директора отражаются требования, предъявляемые к квалификации претендента на должность. В частности, они касаются уровня образования и наличия трудового стажа:

  1. Образование должно быть высшим профессиональным (например, по направлению «Менеджмент», «Управление персоналом» или «Муниципальное и государственное управление») либо высшим педагогическим, дополненным образованием любого уровня по направлению «Муниципальное и государственное управление» или «Менеджмент и экономика».
  2. Педстаж должен составлять как минимум 5 лет.

В этом же разделе определяется, какими знаниями и навыками должен обладать директор учебного заведения. Например, говорится, что он должен знать:

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

  • приоритетные направления развития российской образовательной системы;
  • действующее законодательство, регламентирующее образовательную деятельность;
  • правила противопожарной безопасности и охраны труда.

Кроме того, директор школы должен быть знаком:

  • с педагогикой;
  • психологией;
  • основами социологии и экономики;
  • основами физиологии и гигиены;
  • основами менеджмента;
  • достижениями в области психолого-педагогической науки и практики;
  • теорией и методами управления в системе образования;
  • современными педтехнологиями, касающимися дифференцированного и продуктивного обучения;
  • работой с текстовыми редакторами, электронными таблицами, почтой, браузерами и т. п.

Об обязанностях директора школы

Данный раздел инструкции по праву можно назвать основным, так как в нем отражается перечень тех трудовых функций, которые возлагаются на данного работника. К основным должностным обязанностям директора школы относятся:

  • осуществление руководства учебным заведением и педсоветом школы, координация воспитательной и учебной работы в ней;
  • организация административно-хозяйственной деятельности учреждения;
  • обеспечение реализации федерального госстандарта в области образования;
  • утверждение учебных планов и календарных графиков на год;
  • осуществление контроля за выполнением учебных планов и программ;
  • утверждение устава учреждения, правил внутреннего распорядка, прочих локальных актов и учебно-методических пособий;
  • утверждение учебного расписания, графиков работы и отпусков, тарификационных списков;
  • утверждение штатного расписания и структуры образовательного учреждения;
  • определение стратегии, задач и целей, направленных на дальнейшее развитие образовательного учреждения;
  • осуществление подбора, приема и расстановки педагогических кадров;
  • осуществление контроля за исполнением возложенных на персонал школы обязанностей;
  • формирование контингента обучающихся и обеспечение безопасности их жизни и здоровья во время осуществления образовательного процесса, соблюдение их прав и свобод;
  • контроль за качеством знаний и поведением учащихся;
  • контроль организации содержательной и полноценной внеклассной/внешкольной работы;
  • организация работы учебного заведения с родительским комитетом и родителями учеников;
  • обеспечение правильного ведения делопроизводства, документации, своевременного составления отчетности;
  • создание условий для повышения профессионального мастерства, квалификации и карьерного роста педагогического состава образовательного учреждения;
  • обеспечение эффективного сотрудничества и взаимодействия с общественностью, органами местного самоуправления и т. п.;
  • обеспечение рационального использования бюджетных ассигнований и финансовых средств, поступающих из иных источников;
  • обеспечение пополнения, учета и сохранности методических пособий, материалов и документации;
  • решение вопросов административного, кадрового, финансового, хозяйственного плана в рамках своих полномочий;
  • представление педагогов и других сотрудников школы к поощрениям/наградам за отличие в работе;
  • наложение взысканий на сотрудников за определенные нарушения (в пределах своей компетенции);
  • несение ответственности за соблюдение коллективом школы правил техники безопасности и охраны труда, противопожарной безопасности, внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических требований и т. д.

Права и ответственность директора школы

Не менее важен для руководящей должности и этот раздел должностной инструкции, при обилии пунктов нередко разделяемый на два. Что касается прав, то среди таковых следует назвать:

  • издание приказов и распоряжений, обязательных для исполнения работающими в учебном заведении;
  • посещение учебных занятий с воспитанниками при условии соблюдения директором требований (например, он не вправе делать замечания учителю или упрекать его во время урока);
  • возможность внесения корректировок, кратковременных изменений в расписание уроков по тем или иным причинам;
  • привлечение к ответственности дисциплинарного характера учащихся, если зафиксирован факт дезорганизации последними учебно-воспитательного процесса;
  • пользование соцпакетом и гарантиями, предоставленными государством;
  • делегирование своих полномочий третьим лицам, выдача доверенностей и т. д.

Если же говорить об ответственности, то она на директора школы может возлагаться:

  • за подбор кадров, уровень их профподготовки, качество их образования;
  • неисполнение (либо недолжное исполнение) положений должностной инструкции, действующих в образовательном учреждении правил внутреннего распорядка и иных локальных актов;
  • приказов учредителя или вышестоящей организации.

В таких ситуациях наступает ответственность дисциплинарного характера.

В некоторых случаях (например, если нарушения такого рода являются систематическими или налицо грубое нарушение трудовых обязанностей) директор школы может быть уволен. Если речь идет о применении воспитательных методик, связанных с насилием над личностью физического или психологического плана, об аморальном поступке, то директора можно освободить от должности согласно трудовому законодательству и ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

При нарушении правил охраны труда, противопожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил директора образовательного учреждения можно привлечь к административной ответственности.

В случае причинения участникам образовательного процесса либо школе ущерба директор привлекается к ответственности материального плана согласно трудовому и гражданскому законодательству, причем в некоторых ситуациях ему может грозить и уголовное наказание.

Все вышеописанные случаи могут быть включены в раздел должностной инструкции, посвященный ответственности директора школы.

В заключение осталось сказать, что должностные обязанности директора школы, перечисленные в его должностной инструкции, должны исполняться им в полном объеме. При этом важно помнить, что знакомство с документом, особенно в части обязанностей, является первоочередной задачей, поэтому должно состояться еще до момента подписания с соискателем трудового договора. Причем данный факт должен быть подтвержден его личной подписью.

Квалификационные характеристики директора школы содержатся в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования», утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011). На их основе разрабатываются должностные инструкции директора школы и его заместителей. Должностную инструкцию директора школы можно скачать с сайта редакции http://управление-образовательной-организацией.рф.

На должность директора школы назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет. Лица, не имеющие соответствующей специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Директор школы назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя вышестоящего органа управления образованием (или распорядительным актом учредителя) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При назначении на должность директора школы заключается трудовой договор (контракт), условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

В соответствии с действующим законодательством на должность директора школы не принимаются лица:

— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— имеющие медицинские противопоказания к занятию педагогической деятельностью (имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем).

Директор школы непосредственно подчиняется руководителю вышестоящего органа управления образованием (или учредителю).

Должностные обязанности директора школы

Осуществляет руководство школой в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом школы. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу школы. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников школы в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Определяет стратегию, цели и задачи развития школы, принимает решения о программном планировании его работы, участии школы в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности школы и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в школе. Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в школе. Совместно с советом школы и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития школы, образовательной программы школы, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка школы. Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников школы, направленных на улучшение работы школы и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть. Утверждает структуру и штатное расписание школы. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом школы. Осуществляет подбор и расстановку кадров. Создает условия для непрерывного повышения квалификации работников. Обеспечивает установление заработной платы работников школы, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Принимает меры по обеспечению школы квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в школе. Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в школе, рационализации управления и укреплению дисциплины труда. Создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении школой. Принимает локальные нормативные акты школы, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников школы. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами. Представляет школу в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях. Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом школы, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности школы в целом. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Директор школы должен знать:

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности школы; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка школы; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Права директора школы

Директор школы имеет право:

— издавать приказы и отдавать распоряжения, обязательные для исполнения работниками школы;

— осуществлять подбор и расстановку кадров, производить их назначение и увольнение в установленном порядке;

— поощрять и налагать взыскания на работников школы;

— в пределах своей компетенции решать вопросы финансового и материально-технического обеспечения деятельности школы;

— представлять школу в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях;

— принимать участие в совещаниях, конференциях и иных мероприятиях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью школы;

— вносить на рассмотрение и обсуждение вышестоящего органа управления предложения по совершенствованию деятельности школы;

— запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

— повышать в установленном порядке свою квалификацию.

Директор школы пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Ответственность директора школы

Директор школы несет ответственность за:

— своевременное и качественное выполнение возложенных на него должностных обязанностей, приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, действующих нормативно-правовых актов в области образования и организации деятельности образовательных организаций;

— качество и безопасность образовательного процесса;

— развитие материально-технической базы школы, рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;

— соблюдение правил внутреннего распорядка, требований санитарных правил и гигиенических нормативов, пожарной безопасности и охраны труда в школе;

— ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами;

-. своевременное предоставление и достоверность статистической и иной информации о деятельности школы;

— обеспечение соблюдения исполнительской дисциплины и выполнения своих должностных обязанностей работниками школы;

— готовность школы к чрезвычайным ситуациям.

За нарушение трудовой дисциплины, неисполнение служебных обязанностей, невыполнение или нарушение действующих нормативно-правовых актов директор школы может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Справочная информация: «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9 утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Наименование раздела ЕКС Утверждающий документ
Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях Постановление Минтруда России от 21.08.1998 N 37
Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях Постановление Минтруда России от 21.08.1998 N 37
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н
Квалификационные характеристики должностей работников образования Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н
Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии Приказ Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 N 251н
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики Постановление Минтруда России от 29.01.2004 N 4
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности Приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2008 N 188
Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях Приказ Минтруда России от 03.12.2013 N 707н
Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр Постановление Минтруда России от 20.12.2002 N 82
Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта Приказ Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н
Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма Приказ Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 220н
Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства Приказ Минздравсоцразвития России от 15.02.2012 N 126н
Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов Приказ Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 338н
Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации Приказ Минтруда России от 10.05.2016 N 225н
Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор Постановление Минтруда России от 29.01.2004 N 5
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений системы государственного материального резерва Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 220
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2008 N 347
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи Приказ Минздравсоцразвития России от 28.11.2008 N 678
Квалификационные характеристики должностей работников организаций дорожного хозяйства Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 47
Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 48
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации Приказ Минздравсоцразвития России от 22.04.2009 N 205
Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики Приказ Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 N 977
Квалификационные характеристики должностей работников плавучих атомных станций Приказ Минтруда России от 18.06.2014 N 384н
Квалификационная характеристика должности «Конфликтолог» Приказ Минздравсоцразвития России от 22.12.2009 N 1007
Квалификационные характеристики должностей работников организаций ракетно-космической промышленности Приказ Минздравсоцразвития России от 10.04.2012 N 328н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности Приказ Минздравсоцразвития России от 16.05.2012 N 547н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области судебной экспертизы Приказ Минздравсоцразвития России от 16.05.2012 N 550н
Квалификационные характеристики должностей работников территориальных органов Федеральной миграционной службы Приказ Минздравсоцразвития России от 11.03.2009 N 107
  • Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях
    • 1. Должности руководителей, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях
    • 2. Должности специалистов, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях
    • 3. Должности других служащих (технических исполнителей), занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях
  • Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно — исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях
    • 1. Должности руководящих, научных и инженерно-технических работников, общие для научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций
    • 2. Должности руководящих и инженерно-технических работников проектных, конструкторских, технологических и изыскательских организаций
    • 3. Должности работников редакционно-издательских подразделений
  • Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения
    • 1. Должности руководителей в сфере здравоохранения
    • 2. Должности специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения
    • 3. Должности специалистов с высшим профессиональным образованием в сфере здравоохранения
    • 4. Должности специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения
    • 5. Должности младшего медицинского и фармацевтического персонала в сфере здравоохранения
    • 6. Должности прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях в сфере здравоохранения
  • Квалификационные характеристики должностей работников образования
    • 1. Должности руководителей, занятых в сфере образования
    • 2. Должности педагогических работников, занятых в сфере образования
    • 3. Должности учебно-вспомогательного персонала, занятого в сфере образования
  • Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования
    • 1. Должности руководителей высшего профессионального и дополнительного профессионального образования
    • 2. Должности профессорско-преподавательского состава высшего профессионального и дополнительного профессионального образования
    • 3. Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала высшего профессионального и дополнительного профессионального образования
  • Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии
    • Должности работников, занятых в организациях исполнительских искусств (театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, концертных организациях, концертных залах, цирках)
      • 1. Должности руководителей, занятых в организациях исполнительских искусств (театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, концертных организациях, концертных залах, цирках)
      • 2. Художественный персонал, занятый в организациях исполнительских искусств (театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, концертных организациях, концертных залах, цирках)
      • 3. Должности специалистов, занятых в организациях исполнительских искусств (театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, концертных организациях, концертных залах, цирках)
      • 4. Артистический персонал, занятый в театре
      • 5. Артистический персонал, занятый в музыкальных и танцевальных коллективах
      • 6. Артистический персонал, занятый в концертных организациях
      • 7. Артистический персонал, занятый в цирках
      • 8. Должности служащих, занятых в организациях исполнительских искусств (театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, концертных организациях, концертных залах, цирках)
    • Должности работников, занятых в музеях, зоопарках и других учреждениях музейного типа, фильмофондах
      • 1. Должности руководителей, занятых в музеях, зоопарках и других учреждениях музейного типа, фильмофондах
      • 2. Должности специалистов, занятых в музеях, зоопарках и других учреждениях музейного типа, фильмофондах
      • 3. Должности служащих, занятых в музеях, зоопарках и других учреждениях музейного типа, фильмофондах
    • Должности работников, занятых в библиотеках
      • 1. Должности руководителей, занятых в библиотеках
      • 2. Должности специалистов, занятых в библиотеках
    • Должности работников, занятых в культурно-досуговых организациях, центрах (домах народного творчества), дворцах и домах культуры, парках культуры и отдыха, центрах досуга, кинотеатрах и других аналогичных организациях культурно-досугового типа
      • 1. Должности руководителей, занятых в домах (центрах) народного творчества, других аналогичных организациях, обеспечивающих методическое руководство организациями культурно-досугового типа
      • 2. Должности специалистов, занятых в домах (центрах) народного творчества, других аналогичных организациях, обеспечивающих методическое руководство организациями культурно-досугового типа
      • 3. Должности руководителей, занятых в культурно-досуговых организациях клубного типа (централизованной (межпоселенческой) клубной системе), в парках культуры и отдыха, городских садов, других аналогичных культурно-досуговых организациях
      • 4. Должности служащих, занятых в культурно-досуговых организациях клубного типа (централизованной (межпоселенческой) клубной системе), в парках культуры и отдыха, городских садов, других аналогичных культурно-досуговых организациях
      • 5. Должности руководителей, занятых в организациях кинематографии
      • 6. Должности специалистов, занятых в организациях кинематографии
  • Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда
    • 1. Должности руководителей, осуществляющих работы в области охраны труда
    • 2. Должности специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда
  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики
    • 1. Должности руководителей организаций электроэнергетики
    • 2. Должности специалистов организаций электроэнергетики
    • 3. Должности других служащих (технических исполнителей) организаций электроэнергетики
  • Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности
    • Должности работников архитектуры
      • 1. Должности руководителей архитектуры
      • 2. Должности специалистов архитектуры
    • Должности работников градостроительной деятельности
      • 1. Должности руководителей градостроительной деятельности
      • 2. Должности специалистов градостроительной деятельности
    • Должности работников строительства
      • 1. Должности руководителей, занятых в строительстве
      • 2. Должности специалистов, занятых в строительстве
    • Должности работников по проектированию
      • 1. Должности руководителей по проектированию
      • 2. Должности специалистов по проектированию
    • Должности работников инженерных изысканий для строительства
      • 1. Должности руководителей инженерных изысканий для строительства
      • 2. Должности специалистов инженерных изысканий для строительства
    • Должности работников, занятых строительно-технической экспертизой
      • 1. Должности руководителей, занятых строительно-технической экспертизой
      • 2. Должности специалистов, занятых строительно-технической экспертизой
    • Должности работников по ценообразованию и сметному нормированию
      • 1. Должности руководителей по ценообразованию и сметному нормированию
      • 2. Должности специалистов по ценообразованию и сметному нормированию
  • Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях
    • Должности работников аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований
      • 1. Должности руководителей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований
      • 2. Должности специалистов аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований
    • Должности работников в сфере гражданской обороны
      • 1. Должности руководителей в сфере гражданской обороны
      • 2. Должности специалистов в сфере гражданской обороны
    • Должности работников подразделений Государственной инспекции по маломерным судам
      • 1. Должности руководителей подразделений Государственной инспекции по маломерным судам
    • Должности работников Государственной противопожарной службы
      • 1. Должности руководителей Государственной противопожарной службы
      • 2. Должности специалистов Государственной противопожарной службы
    • Должности работников военизированных горноспасательных частей
      • 1. Должности руководителей военизированных горноспасательных частей
  • Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр
    • 1. Должности руководителей организаций геологии и разведки недр
    • 2. Должности специалистов организаций геологии и разведки недр
  • Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта
    • 1. Должности руководителей, занятых в области физической культуры и спорта
    • 2. Должности специалистов, занятых в области физической культуры и спорта
    • 3. Должности служащих, занятых в области физической культуры и спорта
  • Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма
    • Должности работников организаций, осуществляющих экскурсионную деятельность
      • 1. Должности руководителей организаций, осуществляющих экскурсионную деятельность
      • 2. Должности специалистов организаций, осуществляющих экскурсионную деятельность
      • 3. Должности служащих организаций, осуществляющих экскурсионную деятельность
    • Должности работников организаций, осуществляющих турагентскую деятельность
      • 1. Должности руководителей организаций, осуществляющих турагентскую деятельность
      • 2. Должности специалистов организаций, осуществляющих турагентскую деятельность
    • Должности работников организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность
      • 1. Должности руководителей организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность
      • 2. Должности специалистов организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность
    • Должности работников организаций, осуществляющих гостиничную деятельность
      • 1. Должности руководителей организаций, осуществляющих гостиничную деятельность
      • 2. Должности специалистов организаций, осуществляющих гостиничную деятельность
  • Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства
    • 1. Должности руководителей, занятых в сфере сельского хозяйства
    • 2. Должности специалистов, занятых в сфере сельского хозяйства
    • 3. Должности служащих, занятых в сфере сельского хозяйства
  • Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов
    • Должности работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций
      • 1. Должности руководителей государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций
      • 2. Должности специалистов государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций
    • Должности работников лабораторий обеспечения сохранности архивных документов
      • 1. Должности руководителей лабораторий обеспечения сохранности архивных документов
      • 2. Должности специалистов лабораторий обеспечения сохранности архивных документов
  • Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации
    • 1. Должности руководителей воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации
    • 2. Должности специалистов воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации
    • 3. Должности других служащих воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор
    • 1. Руководители центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор
    • 2. Специалисты центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор
  • Квалификационные характеристики должностей работников учреждений системы государственного материального резерва
    • 1. Должности руководителей учреждений системы государственного материального резерва
    • 2. Должности специалистов учреждений системы государственного материального резерва
  • Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации
    • Должности специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации
  • Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи
    • 1. Должности руководителей учреждений органов по делам молодежи
    • 2. Должности специалистов учреждений органов по делам молодежи
  • Квалификационные характеристики должностей работников организаций дорожного хозяйства
    • Должности руководителей, занятых в организациях дорожного хозяйства
  • Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы
    • 1. Должности руководителей гидрометеорологической службы
    • 2. Должности специалистов гидрометеорологической службы
    • 3. Должности служащих гидрометеорологической службы
  • Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации
    • 1. Должности руководителей по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации
    • 2. Должности специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации
  • Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики
    • Должности работников, занятых в организациях атомной энергетики, промышленности и науки
      • 1. Должности руководителей, занятых в организациях атомной энергетики, промышленности и науки
      • 2. Должности специалистов, занятых в организациях атомной энергетики, промышленности и науки
      • 3. Должности служащих, занятых в организациях атомной энергетики, промышленности и науки
    • Должности работников, занятых на атомных станциях
      • 1. Должности руководителей, занятых на атомных станциях
      • 2. Должности специалистов, занятых на атомных станциях
    • Должности работников, занятых на атомных станциях, получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
      • 1. Должности руководителей, занятых на атомных станциях, получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
      • 2. Должности специалистов, занятых на атомных станциях, получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
  • Квалификационные характеристики должностей работников плавучих атомных станций
    • Должности работников плавучих атомных станций, получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
      • 1. Должности руководителей плавучих атомных станций, получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
      • 2. Должности специалистов плавучих атомных станций, получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
    • Должности работников плавучих атомных станций, не получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
      • 1. Должности руководителей плавучих атомных станций, не получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
      • 2. Должности специалистов плавучих атомных станций, не получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
  • Квалификационная характеристика должности «Конфликтолог»
    • Должность «Конфликтолог»
  • Квалификационные характеристики должностей работников организаций ракетно-космической промышленности
    • 1. Должности руководителей, занятых в организациях ракетно-космической промышленности
    • 2. Должности специалистов, занятых в организациях ракетно-космической промышленности
  • Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности
    • Должности специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности
  • Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области судебной экспертизы
    • Должности специалистов, осуществляющих работы в области судебной экспертизы
  • Квалификационные характеристики должностей работников территориальных органов Федеральной миграционной службы
    • 1. Должности руководителей территориальных органов Федеральной миграционной службы
    • 2. Должности специалистов территориальных органов Федеральной миграционной службы

Открыть полный текст документа

Руководитель
(директор, заведующий, начальник) образовательного
учреждения

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

Должностные обязанности. Осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы, участии образовательного учреждения в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательного учреждения и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в образовательном учреждении. Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в образовательном учреждении. Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательного учреждения, образовательной программы образовательного учреждения, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения. Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников образовательного учреждения, направленных на улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть. Утверждает структуру и штатное расписание образовательного учреждения. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения. Осуществляет подбор и расстановку кадров. Создает условия для непрерывного повышения квалификации работников. Обеспечивает установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Принимает меры по обеспечению образовательного учреждения квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в образовательном учреждении. Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в образовательном учреждении, рационализации управления и укреплению дисциплины труда. Создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении образовательным учреждением. Принимает локальные нормативные акты образовательного учреждения, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников образовательного учреждения. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами. Представляет образовательное учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях. Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности образовательного учреждения в целом. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция руководителя образовательного учреждения, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

В школу только с опытом

Путь в директора многоступенчатый. Вступают на него те, кто не имеет ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и обладает дипломом управленца. Педагогическое образование кандидата обязательным условием не является.

«Нормативно определено, что руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, — разъясняет ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Рытов. — Или второй вариант: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления либо менеджмента и экономики. А также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет. Заметьте: отсутствие педагогического образования в требованиях компенсируется наличием опыта работы в педагогике, ведь человеку даже с блестящими управленческими знаниями зачастую трудно разобраться в некоторых особенностях функционирования такого сложного организма, как школа».

Экзамен в прямом эфире

Кандидатов ждёт аттестация из двух этапов.

Первое квалификационное испытание проходит в виде компьютерного тестирования. В течение одного часа необходимо ответить на 40 вопросов, касающихся управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами и информацией. Вопросы сформулированы в виде описания повседневных ситуаций, которые могут возникнуть.

Например, «Каким образом определяется объём субсидии на выполнение государственного задания в части расходов на содержание имущества образовательной организации?».

Или вопрос из области управления информацией: «Учитель биологии вашей школы вошёл в число финалистов международного конкурса. В школу обратился корреспондент телеканала, который хочет организовать запись интервью. Для подготовки ему требуется информация о герое. Какую информацию вы вправе дать корреспонденту без личного согласия учителя биологии?»

Задание по управлению ресурсами: «Школе необходима закупка интерактивных досок. Контрактный управляющий запланировал проведение аукциона в соответствии с требованиями закона, сформировав начальную цену на основе полученных коммерческих предложений. Что необходимо проанализировать, чтобы разобраться с правильностью определения цены?»

Поскольку руководителю надлежит выстраивать управление с опорой на нормативную базу, то и на тестировании допустимы лишь чёткие ответы со ссылкой на конкретные документы.

Подготовке к этому этапу кандидаты в директора посвящают несколько месяцев. Серьёзным подспорьем они называют материалы, размещённые на сайте МИОО: тексты документов, списки литературы и демоверсию теста. Кстати, тест находится в открытом доступе, пройти его может любой посетитель сайта.

Второй этап аттестации (для преодолевших первый) — собеседование в Департаменте образования с членами Аттестационной комиссии (состоящей не из чиновников, а из директоров школ) и тайное электронное голосование. Этот процесс идёт в прямом интернет-эфире, ведётся видеозапись, после чего ролики выкладывают на сайт департамента. Подобная открытость, во-первых, снимает любые вопросы о прозрачности процедуры, а во-вторых, записи выступают своеобразным учебным пособием для будущих кандидатов.

Перед собеседованием потенциальные кандидаты могут найти на сайте МИОО рекомендации об эффективном публичном выступлении, распространённых ошибках и даже о внешнем виде.

Контракт заключат не с каждым

Однако отличникам, набравшим необходимые баллы, пока рано занимать директорский кабинет.

«Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть, — отмечает руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина. — Однако и пройденная аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим ­обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация — одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы».

Уже месяц пробует себя в роли директора школы в районе Митино Иван Дороднов. Ему 28 лет. В недавнем прошлом он учитель физики и информатики. Впрочем, и на руководящей должности планирует продолжить преподавание.

Инициатором его выдвижения кандидатом на аттестацию выступило руководство прежней школы. Коллеги-учителя, зная навыки Дороднова на посту председателя школьной профсоюзной организации, предполагали, что такой исход возможен.

«Во время подготовки к аттестации я понял, что на новой должности будет сложнее, чем я думал, — не скрывает исполняющий обязанности директора школы № 1747 Иван Дороднов. — Сильно возрастает мера ответственности. Действия директора многополярны, ты должен быть везде и всюду. С коллективом познакомился, было первое совещание. Я пришёл в школу летом, поэтому вникаю в текущий ремонт и во всё, что непосредственно не связано с образовательной деятельностью».

Предусмотрена также процедура аттестации для тех, кто замещает руководителя школы во время его отсутствия. С 2013 г. тестирование и собеседование для этой цели преодолели 2242 человека. Заместители директора, учителя, методисты, педагоги-психологи, педагоги-логопеды проходят точно такие же испытания, как будущий директор!

«На собеседовании комиссия задала мне вопрос о том, какой я вижу школу будущего, — вспоминает недавно прошедшая аттестацию учитель истории школы № 1293 Наталья Климова. — В этот момент пришлось быстро сориентироваться, чтобы ничего не упустить в своём ответе.

Я в прошлом имела административный опыт, а прохождение аттестации позволило мне занять должность замдиректора по содержанию образования. Работа эта колоссальная, поэтому на полную ставку работать учителем просто невозможно — будет что-то страдать. Но несколько часов в неделю мне бы хотелось преподавать историю».

Кроме того, аттестацию на соответствие должности проходят действующие директора школ. Положительные результаты в ходе двух этапов гарантируют им право возглавлять школу дальше.

Однако, по статистике, за четыре последних года не аттестованы 98 руководителей — 56 не прошли тестирование, 42 — собеседование.

«С руководителем, не аттестованным на соответствие должности, трудовой контракт расторгается, это требование закона, — подытоживает Алексей Рытов. — И всё же расторжение не становится ограничением для дальнейшего самосовершенствования. Обычно руководители, потерпевшие неудачу, подают заявления как кандидаты и преодолевают аттестационный рубеж».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *