Содержание
- Нормативно-правовое обеспечение образования (стр. 2 из 2)
- Общие положения
- Об обязанностях директора школы
- Права и ответственность директора школы
- Справочная информация: «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
- Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения
- Комментарии к должности
- В школу только с опытом
- Экзамен в прямом эфире
- Контракт заключат не с каждым
Нормативно-правовое обеспечение образования (стр. 2 из 2)
11.Аттестуемый педагогический или руководящий работник вправе избрать …
· конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур +
· сроки прохождения аттестации
· состав аттестационной комиссии
· срок действия установленной аттестационной категории
12.Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности не включают раздел …
· «Должен уметь» +
· «Должностные обязанности»
· «Должен знать»
· «Требования к квалификации по разрядам оплаты»
Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
1.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …
· Уставом общеобразовательного учреждения +
· муниципальными организациями местного самоуправления
· Законом Российской Федерации «Об образовании»
· Образовательной программой
2.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это …
· Типовое положение об общеобразовательном учреждении +
· Закон Российской Федерации «Об образовании»
· Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
· Федеральная целевая программа развития образования
3.Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …
· гимназии +
· профессиональные училища
· колледжи
· негосударственные образовательные учреждения
4.Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении, является принцип …
· демократии +
· децентрализации
· светскости
· непрерывности образования
5.Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это …
· создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности +
· обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования
· сохранение школьных традиций
· получение образования на родном языке
6.В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …
· федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ +
· частное лицо
· коммерческая организация
· орган местного самоуправления
7.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …
· договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением +
· соглашением
· контрактом
· приказом
8.Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет
· 5 +
· 3
· 4
· 2
9.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …
· Уставом общеобразовательного учреждения +
· Законом Российской Федерации «Об образовании»
· администрацией школы
· Советом школы
10. Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с …
· Уставом общеобразовательного учреждения +
· приказом руководителя
· желаниями учащихся
· трудовым договором
11.В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается …
· статус образовательного учреждения +
· характеристика материальной базы
· расписание занятий
· структурное подразделение образовательного учреждения, имеющее право осуществлять образовательный процесс
12.Типовое положение об образовательном учреждении утверждается …
· Постановлением Правительства Российской Федерации +
· Государственной думой
· Министерством образования Российской Федерации
· муниципальным органом управления образованием
13.Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, — это …
· Устав образовательного учреждения +
· Типовое положение об образовательном учреждении
· Программа деятельности образовательного учреждения
· Концепция развития школы
14.Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой) …
· вида +
· типа
· организационно-правовой формы
· уровня образования
Общие положения
В первом разделе должностной инструкции школьного директора отражаются требования, предъявляемые к квалификации претендента на должность. В частности, они касаются уровня образования и наличия трудового стажа:
- Образование должно быть высшим профессиональным (например, по направлению «Менеджмент», «Управление персоналом» или «Муниципальное и государственное управление») либо высшим педагогическим, дополненным образованием любого уровня по направлению «Муниципальное и государственное управление» или «Менеджмент и экономика».
- Педстаж должен составлять как минимум 5 лет.
В этом же разделе определяется, какими знаниями и навыками должен обладать директор учебного заведения. Например, говорится, что он должен знать:
Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.
- приоритетные направления развития российской образовательной системы;
- действующее законодательство, регламентирующее образовательную деятельность;
- правила противопожарной безопасности и охраны труда.
Кроме того, директор школы должен быть знаком:
- с педагогикой;
- психологией;
- основами социологии и экономики;
- основами физиологии и гигиены;
- основами менеджмента;
- достижениями в области психолого-педагогической науки и практики;
- теорией и методами управления в системе образования;
- современными педтехнологиями, касающимися дифференцированного и продуктивного обучения;
- работой с текстовыми редакторами, электронными таблицами, почтой, браузерами и т. п.
Об обязанностях директора школы
Данный раздел инструкции по праву можно назвать основным, так как в нем отражается перечень тех трудовых функций, которые возлагаются на данного работника. К основным должностным обязанностям директора школы относятся:
- осуществление руководства учебным заведением и педсоветом школы, координация воспитательной и учебной работы в ней;
- организация административно-хозяйственной деятельности учреждения;
- обеспечение реализации федерального госстандарта в области образования;
- утверждение учебных планов и календарных графиков на год;
- осуществление контроля за выполнением учебных планов и программ;
- утверждение устава учреждения, правил внутреннего распорядка, прочих локальных актов и учебно-методических пособий;
- утверждение учебного расписания, графиков работы и отпусков, тарификационных списков;
- утверждение штатного расписания и структуры образовательного учреждения;
- определение стратегии, задач и целей, направленных на дальнейшее развитие образовательного учреждения;
- осуществление подбора, приема и расстановки педагогических кадров;
- осуществление контроля за исполнением возложенных на персонал школы обязанностей;
- формирование контингента обучающихся и обеспечение безопасности их жизни и здоровья во время осуществления образовательного процесса, соблюдение их прав и свобод;
- контроль за качеством знаний и поведением учащихся;
- контроль организации содержательной и полноценной внеклассной/внешкольной работы;
- организация работы учебного заведения с родительским комитетом и родителями учеников;
- обеспечение правильного ведения делопроизводства, документации, своевременного составления отчетности;
- создание условий для повышения профессионального мастерства, квалификации и карьерного роста педагогического состава образовательного учреждения;
- обеспечение эффективного сотрудничества и взаимодействия с общественностью, органами местного самоуправления и т. п.;
- обеспечение рационального использования бюджетных ассигнований и финансовых средств, поступающих из иных источников;
- обеспечение пополнения, учета и сохранности методических пособий, материалов и документации;
- решение вопросов административного, кадрового, финансового, хозяйственного плана в рамках своих полномочий;
- представление педагогов и других сотрудников школы к поощрениям/наградам за отличие в работе;
- наложение взысканий на сотрудников за определенные нарушения (в пределах своей компетенции);
- несение ответственности за соблюдение коллективом школы правил техники безопасности и охраны труда, противопожарной безопасности, внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических требований и т. д.
Права и ответственность директора школы
Не менее важен для руководящей должности и этот раздел должностной инструкции, при обилии пунктов нередко разделяемый на два. Что касается прав, то среди таковых следует назвать:
- издание приказов и распоряжений, обязательных для исполнения работающими в учебном заведении;
- посещение учебных занятий с воспитанниками при условии соблюдения директором требований (например, он не вправе делать замечания учителю или упрекать его во время урока);
- возможность внесения корректировок, кратковременных изменений в расписание уроков по тем или иным причинам;
- привлечение к ответственности дисциплинарного характера учащихся, если зафиксирован факт дезорганизации последними учебно-воспитательного процесса;
- пользование соцпакетом и гарантиями, предоставленными государством;
- делегирование своих полномочий третьим лицам, выдача доверенностей и т. д.
Если же говорить об ответственности, то она на директора школы может возлагаться:
- за подбор кадров, уровень их профподготовки, качество их образования;
- неисполнение (либо недолжное исполнение) положений должностной инструкции, действующих в образовательном учреждении правил внутреннего распорядка и иных локальных актов;
- приказов учредителя или вышестоящей организации.
В таких ситуациях наступает ответственность дисциплинарного характера.
В некоторых случаях (например, если нарушения такого рода являются систематическими или налицо грубое нарушение трудовых обязанностей) директор школы может быть уволен. Если речь идет о применении воспитательных методик, связанных с насилием над личностью физического или психологического плана, об аморальном поступке, то директора можно освободить от должности согласно трудовому законодательству и ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
При нарушении правил охраны труда, противопожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил директора образовательного учреждения можно привлечь к административной ответственности.
В случае причинения участникам образовательного процесса либо школе ущерба директор привлекается к ответственности материального плана согласно трудовому и гражданскому законодательству, причем в некоторых ситуациях ему может грозить и уголовное наказание.
Все вышеописанные случаи могут быть включены в раздел должностной инструкции, посвященный ответственности директора школы.
В заключение осталось сказать, что должностные обязанности директора школы, перечисленные в его должностной инструкции, должны исполняться им в полном объеме. При этом важно помнить, что знакомство с документом, особенно в части обязанностей, является первоочередной задачей, поэтому должно состояться еще до момента подписания с соискателем трудового договора. Причем данный факт должен быть подтвержден его личной подписью.
Квалификационные характеристики директора школы содержатся в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования», утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011). На их основе разрабатываются должностные инструкции директора школы и его заместителей. Должностную инструкцию директора школы можно скачать с сайта редакции http://управление-образовательной-организацией.рф.
На должность директора школы назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет. Лица, не имеющие соответствующей специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Директор школы назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя вышестоящего органа управления образованием (или распорядительным актом учредителя) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При назначении на должность директора школы заключается трудовой договор (контракт), условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
В соответствии с действующим законодательством на должность директора школы не принимаются лица:
— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
— имеющие медицинские противопоказания к занятию педагогической деятельностью (имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем).
Директор школы непосредственно подчиняется руководителю вышестоящего органа управления образованием (или учредителю).
Должностные обязанности директора школы
Осуществляет руководство школой в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом школы. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу школы. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников школы в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Определяет стратегию, цели и задачи развития школы, принимает решения о программном планировании его работы, участии школы в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности школы и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в школе. Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в школе. Совместно с советом школы и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития школы, образовательной программы школы, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка школы. Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников школы, направленных на улучшение работы школы и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть. Утверждает структуру и штатное расписание школы. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом школы. Осуществляет подбор и расстановку кадров. Создает условия для непрерывного повышения квалификации работников. Обеспечивает установление заработной платы работников школы, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Принимает меры по обеспечению школы квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в школе. Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в школе, рационализации управления и укреплению дисциплины труда. Создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении школой. Принимает локальные нормативные акты школы, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников школы. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами. Представляет школу в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях. Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом школы, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности школы в целом. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Директор школы должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности школы; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка школы; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Права директора школы
Директор школы имеет право:
— издавать приказы и отдавать распоряжения, обязательные для исполнения работниками школы;
— осуществлять подбор и расстановку кадров, производить их назначение и увольнение в установленном порядке;
— поощрять и налагать взыскания на работников школы;
— в пределах своей компетенции решать вопросы финансового и материально-технического обеспечения деятельности школы;
— представлять школу в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях;
— принимать участие в совещаниях, конференциях и иных мероприятиях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью школы;
— вносить на рассмотрение и обсуждение вышестоящего органа управления предложения по совершенствованию деятельности школы;
— запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
— повышать в установленном порядке свою квалификацию.
Директор школы пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Ответственность директора школы
Директор школы несет ответственность за:
— своевременное и качественное выполнение возложенных на него должностных обязанностей, приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, действующих нормативно-правовых актов в области образования и организации деятельности образовательных организаций;
— качество и безопасность образовательного процесса;
— развитие материально-технической базы школы, рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;
— соблюдение правил внутреннего распорядка, требований санитарных правил и гигиенических нормативов, пожарной безопасности и охраны труда в школе;
— ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами;
-. своевременное предоставление и достоверность статистической и иной информации о деятельности школы;
— обеспечение соблюдения исполнительской дисциплины и выполнения своих должностных обязанностей работниками школы;
— готовность школы к чрезвычайным ситуациям.
За нарушение трудовой дисциплины, неисполнение служебных обязанностей, невыполнение или нарушение действующих нормативно-правовых актов директор школы может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
Справочная информация: «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9 утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Наименование раздела ЕКС | Утверждающий документ |
Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях | Постановление Минтруда России от 21.08.1998 N 37 |
Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях | Постановление Минтруда России от 21.08.1998 N 37 |
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения | Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н |
Квалификационные характеристики должностей работников образования | Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н |
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования | Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н |
Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии | Приказ Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 N 251н |
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда | Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н |
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики | Постановление Минтруда России от 29.01.2004 N 4 |
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности | Приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2008 N 188 |
Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях | Приказ Минтруда России от 03.12.2013 N 707н |
Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр | Постановление Минтруда России от 20.12.2002 N 82 |
Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта | Приказ Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н |
Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма | Приказ Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 220н |
Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства | Приказ Минздравсоцразвития России от 15.02.2012 N 126н |
Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов | Приказ Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 338н |
Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации | Приказ Минтруда России от 10.05.2016 N 225н |
Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор | Постановление Минтруда России от 29.01.2004 N 5 |
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений системы государственного материального резерва | Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 220 |
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации | Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2008 N 347 |
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи | Приказ Минздравсоцразвития России от 28.11.2008 N 678 |
Квалификационные характеристики должностей работников организаций дорожного хозяйства | Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 47 |
Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы | Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 48 |
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации | Приказ Минздравсоцразвития России от 22.04.2009 N 205 |
Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики | Приказ Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 N 977 |
Квалификационные характеристики должностей работников плавучих атомных станций | Приказ Минтруда России от 18.06.2014 N 384н |
Квалификационная характеристика должности «Конфликтолог» | Приказ Минздравсоцразвития России от 22.12.2009 N 1007 |
Квалификационные характеристики должностей работников организаций ракетно-космической промышленности | Приказ Минздравсоцразвития России от 10.04.2012 N 328н |
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности | Приказ Минздравсоцразвития России от 16.05.2012 N 547н |
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области судебной экспертизы | Приказ Минздравсоцразвития России от 16.05.2012 N 550н |
Квалификационные характеристики должностей работников территориальных органов Федеральной миграционной службы | Приказ Минздравсоцразвития России от 11.03.2009 N 107 |
- Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях
- 1. Должности руководителей, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях
- 2. Должности специалистов, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях
- 3. Должности других служащих (технических исполнителей), занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях
- Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно — исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях
- 1. Должности руководящих, научных и инженерно-технических работников, общие для научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций
- 2. Должности руководящих и инженерно-технических работников проектных, конструкторских, технологических и изыскательских организаций
- 3. Должности работников редакционно-издательских подразделений
- Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения
- 1. Должности руководителей в сфере здравоохранения
- 2. Должности специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения
- 3. Должности специалистов с высшим профессиональным образованием в сфере здравоохранения
- 4. Должности специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения
- 5. Должности младшего медицинского и фармацевтического персонала в сфере здравоохранения
- 6. Должности прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях в сфере здравоохранения
- Квалификационные характеристики должностей работников образования
- 1. Должности руководителей, занятых в сфере образования
- 2. Должности педагогических работников, занятых в сфере образования
- 3. Должности учебно-вспомогательного персонала, занятого в сфере образования
- Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования
- 1. Должности руководителей высшего профессионального и дополнительного профессионального образования
- 2. Должности профессорско-преподавательского состава высшего профессионального и дополнительного профессионального образования
- 3. Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала высшего профессионального и дополнительного профессионального образования
- Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии
- Должности работников, занятых в организациях исполнительских искусств (театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, концертных организациях, концертных залах, цирках)
- 1. Должности руководителей, занятых в организациях исполнительских искусств (театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, концертных организациях, концертных залах, цирках)
- 2. Художественный персонал, занятый в организациях исполнительских искусств (театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, концертных организациях, концертных залах, цирках)
- 3. Должности специалистов, занятых в организациях исполнительских искусств (театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, концертных организациях, концертных залах, цирках)
- 4. Артистический персонал, занятый в театре
- 5. Артистический персонал, занятый в музыкальных и танцевальных коллективах
- 6. Артистический персонал, занятый в концертных организациях
- 7. Артистический персонал, занятый в цирках
- 8. Должности служащих, занятых в организациях исполнительских искусств (театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, концертных организациях, концертных залах, цирках)
- Должности работников, занятых в музеях, зоопарках и других учреждениях музейного типа, фильмофондах
- 1. Должности руководителей, занятых в музеях, зоопарках и других учреждениях музейного типа, фильмофондах
- 2. Должности специалистов, занятых в музеях, зоопарках и других учреждениях музейного типа, фильмофондах
- 3. Должности служащих, занятых в музеях, зоопарках и других учреждениях музейного типа, фильмофондах
- Должности работников, занятых в библиотеках
- 1. Должности руководителей, занятых в библиотеках
- 2. Должности специалистов, занятых в библиотеках
- Должности работников, занятых в культурно-досуговых организациях, центрах (домах народного творчества), дворцах и домах культуры, парках культуры и отдыха, центрах досуга, кинотеатрах и других аналогичных организациях культурно-досугового типа
- 1. Должности руководителей, занятых в домах (центрах) народного творчества, других аналогичных организациях, обеспечивающих методическое руководство организациями культурно-досугового типа
- 2. Должности специалистов, занятых в домах (центрах) народного творчества, других аналогичных организациях, обеспечивающих методическое руководство организациями культурно-досугового типа
- 3. Должности руководителей, занятых в культурно-досуговых организациях клубного типа (централизованной (межпоселенческой) клубной системе), в парках культуры и отдыха, городских садов, других аналогичных культурно-досуговых организациях
- 4. Должности служащих, занятых в культурно-досуговых организациях клубного типа (централизованной (межпоселенческой) клубной системе), в парках культуры и отдыха, городских садов, других аналогичных культурно-досуговых организациях
- 5. Должности руководителей, занятых в организациях кинематографии
- 6. Должности специалистов, занятых в организациях кинематографии
- Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда
- 1. Должности руководителей, осуществляющих работы в области охраны труда
- 2. Должности специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики
- 1. Должности руководителей организаций электроэнергетики
- 2. Должности специалистов организаций электроэнергетики
- 3. Должности других служащих (технических исполнителей) организаций электроэнергетики
- Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности
- Должности работников архитектуры
- 1. Должности руководителей архитектуры
- 2. Должности специалистов архитектуры
- Должности работников градостроительной деятельности
- 1. Должности руководителей градостроительной деятельности
- 2. Должности специалистов градостроительной деятельности
- Должности работников строительства
- 1. Должности руководителей, занятых в строительстве
- 2. Должности специалистов, занятых в строительстве
- Должности работников по проектированию
- 1. Должности руководителей по проектированию
- 2. Должности специалистов по проектированию
- Должности работников инженерных изысканий для строительства
- 1. Должности руководителей инженерных изысканий для строительства
- 2. Должности специалистов инженерных изысканий для строительства
- Должности работников, занятых строительно-технической экспертизой
- 1. Должности руководителей, занятых строительно-технической экспертизой
- 2. Должности специалистов, занятых строительно-технической экспертизой
- Должности работников по ценообразованию и сметному нормированию
- 1. Должности руководителей по ценообразованию и сметному нормированию
- 2. Должности специалистов по ценообразованию и сметному нормированию
- Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях
- Должности работников аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований
- 1. Должности руководителей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований
- 2. Должности специалистов аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований
- Должности работников в сфере гражданской обороны
- 1. Должности руководителей в сфере гражданской обороны
- 2. Должности специалистов в сфере гражданской обороны
- Должности работников подразделений Государственной инспекции по маломерным судам
- 1. Должности руководителей подразделений Государственной инспекции по маломерным судам
- Должности работников Государственной противопожарной службы
- 1. Должности руководителей Государственной противопожарной службы
- 2. Должности специалистов Государственной противопожарной службы
- Должности работников военизированных горноспасательных частей
- 1. Должности руководителей военизированных горноспасательных частей
- Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр
- 1. Должности руководителей организаций геологии и разведки недр
- 2. Должности специалистов организаций геологии и разведки недр
- Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта
- 1. Должности руководителей, занятых в области физической культуры и спорта
- 2. Должности специалистов, занятых в области физической культуры и спорта
- 3. Должности служащих, занятых в области физической культуры и спорта
- Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма
- Должности работников организаций, осуществляющих экскурсионную деятельность
- 1. Должности руководителей организаций, осуществляющих экскурсионную деятельность
- 2. Должности специалистов организаций, осуществляющих экскурсионную деятельность
- 3. Должности служащих организаций, осуществляющих экскурсионную деятельность
- Должности работников организаций, осуществляющих турагентскую деятельность
- 1. Должности руководителей организаций, осуществляющих турагентскую деятельность
- 2. Должности специалистов организаций, осуществляющих турагентскую деятельность
- Должности работников организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность
- 1. Должности руководителей организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность
- 2. Должности специалистов организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность
- Должности работников организаций, осуществляющих гостиничную деятельность
- 1. Должности руководителей организаций, осуществляющих гостиничную деятельность
- 2. Должности специалистов организаций, осуществляющих гостиничную деятельность
- Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства
- 1. Должности руководителей, занятых в сфере сельского хозяйства
- 2. Должности специалистов, занятых в сфере сельского хозяйства
- 3. Должности служащих, занятых в сфере сельского хозяйства
- Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов
- Должности работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций
- 1. Должности руководителей государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций
- 2. Должности специалистов государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций
- Должности работников лабораторий обеспечения сохранности архивных документов
- 1. Должности руководителей лабораторий обеспечения сохранности архивных документов
- 2. Должности специалистов лабораторий обеспечения сохранности архивных документов
- Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации
- 1. Должности руководителей воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации
- 2. Должности специалистов воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации
- 3. Должности других служащих воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации
- Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор
- 1. Руководители центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор
- 2. Специалисты центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор
- Квалификационные характеристики должностей работников учреждений системы государственного материального резерва
- 1. Должности руководителей учреждений системы государственного материального резерва
- 2. Должности специалистов учреждений системы государственного материального резерва
- Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации
- Должности специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации
- Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи
- 1. Должности руководителей учреждений органов по делам молодежи
- 2. Должности специалистов учреждений органов по делам молодежи
- Квалификационные характеристики должностей работников организаций дорожного хозяйства
- Должности руководителей, занятых в организациях дорожного хозяйства
- Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы
- 1. Должности руководителей гидрометеорологической службы
- 2. Должности специалистов гидрометеорологической службы
- 3. Должности служащих гидрометеорологической службы
- Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации
- 1. Должности руководителей по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации
- 2. Должности специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации
- Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики
- Должности работников, занятых в организациях атомной энергетики, промышленности и науки
- 1. Должности руководителей, занятых в организациях атомной энергетики, промышленности и науки
- 2. Должности специалистов, занятых в организациях атомной энергетики, промышленности и науки
- 3. Должности служащих, занятых в организациях атомной энергетики, промышленности и науки
- Должности работников, занятых на атомных станциях
- 1. Должности руководителей, занятых на атомных станциях
- 2. Должности специалистов, занятых на атомных станциях
- Должности работников, занятых на атомных станциях, получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
- 1. Должности руководителей, занятых на атомных станциях, получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
- 2. Должности специалистов, занятых на атомных станциях, получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
- Квалификационные характеристики должностей работников плавучих атомных станций
- Должности работников плавучих атомных станций, получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
- 1. Должности руководителей плавучих атомных станций, получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
- 2. Должности специалистов плавучих атомных станций, получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
- Должности работников плавучих атомных станций, не получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
- 1. Должности руководителей плавучих атомных станций, не получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
- 2. Должности специалистов плавучих атомных станций, не получающих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
- Квалификационная характеристика должности «Конфликтолог»
- Должность «Конфликтолог»
- Квалификационные характеристики должностей работников организаций ракетно-космической промышленности
- 1. Должности руководителей, занятых в организациях ракетно-космической промышленности
- 2. Должности специалистов, занятых в организациях ракетно-космической промышленности
- Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности
- Должности специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности
- Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области судебной экспертизы
- Должности специалистов, осуществляющих работы в области судебной экспертизы
- Квалификационные характеристики должностей работников территориальных органов Федеральной миграционной службы
- 1. Должности руководителей территориальных органов Федеральной миграционной службы
- 2. Должности специалистов территориальных органов Федеральной миграционной службы
Открыть полный текст документа
Руководитель
(директор, заведующий, начальник) образовательного
учреждения
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
Должностные обязанности. Осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы, участии образовательного учреждения в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательного учреждения и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в образовательном учреждении. Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в образовательном учреждении. Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательного учреждения, образовательной программы образовательного учреждения, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения. Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников образовательного учреждения, направленных на улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть. Утверждает структуру и штатное расписание образовательного учреждения. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения. Осуществляет подбор и расстановку кадров. Создает условия для непрерывного повышения квалификации работников. Обеспечивает установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Принимает меры по обеспечению образовательного учреждения квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в образовательном учреждении. Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в образовательном учреждении, рационализации управления и укреплению дисциплины труда. Создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении образовательным учреждением. Принимает локальные нормативные акты образовательного учреждения, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников образовательного учреждения. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами. Представляет образовательное учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях. Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности образовательного учреждения в целом. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Комментарии к должности
Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция руководителя образовательного учреждения, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).
При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).
В школу только с опытом
Путь в директора многоступенчатый. Вступают на него те, кто не имеет ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и обладает дипломом управленца. Педагогическое образование кандидата обязательным условием не является.
«Нормативно определено, что руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, — разъясняет ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Рытов. — Или второй вариант: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления либо менеджмента и экономики. А также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет. Заметьте: отсутствие педагогического образования в требованиях компенсируется наличием опыта работы в педагогике, ведь человеку даже с блестящими управленческими знаниями зачастую трудно разобраться в некоторых особенностях функционирования такого сложного организма, как школа».
Экзамен в прямом эфире
Кандидатов ждёт аттестация из двух этапов.
Первое квалификационное испытание проходит в виде компьютерного тестирования. В течение одного часа необходимо ответить на 40 вопросов, касающихся управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами и информацией. Вопросы сформулированы в виде описания повседневных ситуаций, которые могут возникнуть.
Например, «Каким образом определяется объём субсидии на выполнение государственного задания в части расходов на содержание имущества образовательной организации?».
Или вопрос из области управления информацией: «Учитель биологии вашей школы вошёл в число финалистов международного конкурса. В школу обратился корреспондент телеканала, который хочет организовать запись интервью. Для подготовки ему требуется информация о герое. Какую информацию вы вправе дать корреспонденту без личного согласия учителя биологии?»
Задание по управлению ресурсами: «Школе необходима закупка интерактивных досок. Контрактный управляющий запланировал проведение аукциона в соответствии с требованиями закона, сформировав начальную цену на основе полученных коммерческих предложений. Что необходимо проанализировать, чтобы разобраться с правильностью определения цены?»
Поскольку руководителю надлежит выстраивать управление с опорой на нормативную базу, то и на тестировании допустимы лишь чёткие ответы со ссылкой на конкретные документы.
Подготовке к этому этапу кандидаты в директора посвящают несколько месяцев. Серьёзным подспорьем они называют материалы, размещённые на сайте МИОО: тексты документов, списки литературы и демоверсию теста. Кстати, тест находится в открытом доступе, пройти его может любой посетитель сайта.
Второй этап аттестации (для преодолевших первый) — собеседование в Департаменте образования с членами Аттестационной комиссии (состоящей не из чиновников, а из директоров школ) и тайное электронное голосование. Этот процесс идёт в прямом интернет-эфире, ведётся видеозапись, после чего ролики выкладывают на сайт департамента. Подобная открытость, во-первых, снимает любые вопросы о прозрачности процедуры, а во-вторых, записи выступают своеобразным учебным пособием для будущих кандидатов.
Перед собеседованием потенциальные кандидаты могут найти на сайте МИОО рекомендации об эффективном публичном выступлении, распространённых ошибках и даже о внешнем виде.
Контракт заключат не с каждым
Однако отличникам, набравшим необходимые баллы, пока рано занимать директорский кабинет.
«Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть, — отмечает руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина. — Однако и пройденная аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация — одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы».
Уже месяц пробует себя в роли директора школы в районе Митино Иван Дороднов. Ему 28 лет. В недавнем прошлом он учитель физики и информатики. Впрочем, и на руководящей должности планирует продолжить преподавание.
Инициатором его выдвижения кандидатом на аттестацию выступило руководство прежней школы. Коллеги-учителя, зная навыки Дороднова на посту председателя школьной профсоюзной организации, предполагали, что такой исход возможен.
«Во время подготовки к аттестации я понял, что на новой должности будет сложнее, чем я думал, — не скрывает исполняющий обязанности директора школы № 1747 Иван Дороднов. — Сильно возрастает мера ответственности. Действия директора многополярны, ты должен быть везде и всюду. С коллективом познакомился, было первое совещание. Я пришёл в школу летом, поэтому вникаю в текущий ремонт и во всё, что непосредственно не связано с образовательной деятельностью».
Предусмотрена также процедура аттестации для тех, кто замещает руководителя школы во время его отсутствия. С 2013 г. тестирование и собеседование для этой цели преодолели 2242 человека. Заместители директора, учителя, методисты, педагоги-психологи, педагоги-логопеды проходят точно такие же испытания, как будущий директор!
«На собеседовании комиссия задала мне вопрос о том, какой я вижу школу будущего, — вспоминает недавно прошедшая аттестацию учитель истории школы № 1293 Наталья Климова. — В этот момент пришлось быстро сориентироваться, чтобы ничего не упустить в своём ответе.
Я в прошлом имела административный опыт, а прохождение аттестации позволило мне занять должность замдиректора по содержанию образования. Работа эта колоссальная, поэтому на полную ставку работать учителем просто невозможно — будет что-то страдать. Но несколько часов в неделю мне бы хотелось преподавать историю».
Кроме того, аттестацию на соответствие должности проходят действующие директора школ. Положительные результаты в ходе двух этапов гарантируют им право возглавлять школу дальше.
Однако, по статистике, за четыре последних года не аттестованы 98 руководителей — 56 не прошли тестирование, 42 — собеседование.
«С руководителем, не аттестованным на соответствие должности, трудовой контракт расторгается, это требование закона, — подытоживает Алексей Рытов. — И всё же расторжение не становится ограничением для дальнейшего самосовершенствования. Обычно руководители, потерпевшие неудачу, подают заявления как кандидаты и преодолевают аттестационный рубеж».