Статья жестокое обращение с детьми

Согласно статьи 38 Конституции Российской Федерации семья находятся под защитой государства.

Статья 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности. Неисполнение указанных обязанностей может привести к ухудшению здоровья, нарушению нормального психического развития ребенка и формирования его личности.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей соединяется с жестоким с ними обращением. Жестокость выражается в непредставлении несовершеннолетнему питания, крова, одежды, запирание в помещении одного на долгое время, в систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев и в других действиях.
Ответственность за совершение данного преступления несут родители, опекуны, попечители, педагоги, воспитатели, медицинские работники и иные лица, на которые законом или профессией возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних.
В соответствии с санкцией статьи 156 УК РФ неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей, либо исправительными работами на срок до одного года либо ограничением свободы на срок до трех лет.
На сегодняшний день самым массово подписанным международным документом в рамках Организации Объединенных Наций является Конвенция о правах ребенка. Конвенция предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения. Государства-участники должны обеспечивать, «чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания» (п. «а» ст. 37).
Формы жестокого обращения
Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы.
Физическое насилие — действия со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.
Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми)— это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.
Сигналами такого насилия являются: боязливость, запуганность, покорность, апатия, депрессия, отставание взросления, тревожность, беспомощность, некоммуникабельность.
Сексуальное насилие над детьми — любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) — невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы. Это:
• следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16 Уголовного кодекса РФ «Преступления против жизни и здоровья»);
• следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);
• запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
• отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);
• систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.
Ответственность за жестокое обращение с детьми
Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).
Субъектом данного правонарушения (то есть лицом, которое может быть привлечено к ответственности) могут быть родители или иные законные представители несовершеннолетних.
Обязанности, о которых идет речь, установлены статьями 63–64 Семейного кодекса РФ, а также статьями 18 и 52 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Мы остановимся подробнее на указанной выше статье 156 Уголовного кодекса РФ, поскольку она предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.
Совершение такого преступления наказывается:
• штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо
• обязательными работами на срок до двухсот двадцати часов, либо
• исправительными работами на срок до двух лет, либо
• лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Педагоги могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение подобного преступления, так как об этом есть четкое упоминание в названной статье 156 УК РФ.
Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).

Жестокое обращение с детьми: статья 156 УК РФ с комментариями

Такое понятие, как «жестокое обращение с детьми», вообще не должно существовать в нашей жизни, поскольку ни один ребенок ничего не может противопоставить силе и жестокости взрослых. Тем не менее, случаи физического и психологического насилия над детьми в наше время все же встречаются, поэтому каждый должен знать, какие правовые последствия могут наступить в результате совершения подобных действий.

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ, под жестоким обращением с детьми понимается не только применение физической силы, но и невыполнение обязанностей по воспитанию детей, созданию для них комфортных условий проживания. Если ребенка лишают еды, самых необходимых вещей или если ребенок проживает в антисанитарных условиях – все это можно считать жестоким обращением.

Главные причины такого обращения имеют социальный характер.

Случаи жестокого обращения с детьми, как правило, происходят в неполных или в малообеспеченных семьях. Кроме того, на их возникновение влияют такие факторы, как отсутствие у родителей ребенка постоянного места работы, криминальное прошлое кого-либо из членов семьи, злоупотребление родителями ребенка алкоголем или наркотиками, низкий уровень культуры членов семьи и многое другое. Если в семье присутствует сразу несколько из перечисленных факторов, риск жестокого обращения с детьми значительно возрастает.

Что относится к жестокому обращению с детьми

Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Так, согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.

Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях: в уголовном праве, семейном, административном и других.

К жестокому обращению относятся такие действия:

  • побои и другое физическое воздействие;
  • лишение ребенка еды, воды, применение других форм издевательств;
  • применение угроз в адрес ребенка;
  • оскорбление ребенка и грубая критика в отношении него;
  • пренебрежение интересами ребенка, унижение его достоинства.

Это основные, но не все примеры жестокого обращения.

Последствия этих действий для детей могут быть самыми плачевными.

К примеру, они могут проявляться в формировании негативных жизненных установок, в задержках физического и умственного развития, в снижении способности к обучению, в утрате уважительного отношения к взрослым, а также в серьезных изменениях в психике, которые практически невозможно будет исправить в дальнейшем.

Ответственность за жестокое обращение с детьми по статье 156 УК РФ

Статья 156 УК РФ определяет уголовную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее выполнение) обязанностей по воспитанию ребенка его родителем или другим лицом, на которое возложены соответствующие функции. Это может быть воспитатель, педагог или другой работник образовательной организации или любого другого медицинского, социального учреждения.

В соответствии с указанной статьей уголовная ответственность наступает в том случае, если жестокое обращение с детьми сочетается с неисполнением обязанностей по их воспитанию. При этом жестокое обращение должно выражаться в совершении преднамеренных действий в отношении ребенка.

Так, если ребенок подвергается побоям, которые не влекут за собой серьезного расстройства здоровья, действия виновных лиц должны квалифицироваться по 156-й статье УК РФ.

А вот если здоровью ребенка причинен тяжкий вред или вред средней степени тяжести, такие действия могут потребовать дополнительной квалификации.

Статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает наложение штрафа в сумме до 100 тысяч рублей, либо в размере зарплаты или другого дохода осужденного лица за период до одного года.

Кроме того, совершение действий, подпадающих под статью 156 УК РФ, может наказываться привлечением к обязательным работам до 440 часов или привлечением к исправительным работам сроком до двух лет. При этом виновное лицо может быть лишено права на занятие определенных должностей или выполнение определенных видов деятельности в течение трех-пяти лет.

Жестокое обращение с детьми, виды ответственности

Жестокое обращение с детьми заключается в физическом и психическом насилии над ними. Под физическим насилием обычно понимают нанесение ребенку побоев, а также причинение физических страданий любым другим способом. Психическое насилие выражается в угрозах, внушении чувства страха, подавлении воли ребенка и т.п. Особую опасность представляет покушение на его половую неприкосновенность.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35.). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них (ст.ст.110-113, 115-119, 124, 125, 131-135, 156, 157 УК РФ).

Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

ст. 69 Семейного кодекса РФ (лишение родительских прав),

ст. 73 Семейного кодекса РФ (ограничение родительских прав),

ст. 77 Семейного кодекса РФ (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Виды

Достаточно сложно разделить виды жестокого обращения с ребенком на какие – то конкретные категории, так как такое нарушение может иметь множество самых разных особенностей и попадать сразу под несколько пунктов закона. В связи с этим нарушения, связанные с жестоким обращением с детьми, делят на активные и пассивные.

  • Под категорию активных действий относят все те деяния, которые родитель совершил по отношению к ребенку со злым умыслом. Это могут быть избиения, лишение сна, издевательства любого типа;
  • Под категорию пассивных нарушений относят уже бездействие родителей, как непроизвольное, так и намеренное, в результате которого ребенок получает определенный ущерб. Примерами могут служить лишение еды, сна, значительное нарушение режима, отсутствие воспитания.

Как видите, жестокое обращение с ребенком – нарушение многогранное, и может проходить как вполне умышленно, так и случайно, из – за халатности. Но это не меняет того факта что ребенку в любом случае наносится вред. Ущерб делят на две категории:

  • Физический. Это тот вред, который причиняется непосредственно здоровью ребенка: синяки, ушибы, порезы, переломы и т.д. Возникает из – за активных действий родителей, но в некоторых случаях к нему может привести и банальная невнимательность родителей к собственному ребенку. Зачастую ведет к психологическим проблемам;
  • Психологический. Этот вред намного менее заметен, чем физический, но в перспективе намного более опасен. Может возникать в результате как активных действий, так и пассивного воздействия, ведет к нарушению социальных навыков, затруднению в развитии и общему ухудшению эмоционального здоровья ребенка.

Как распознать

Многие спрашивают «Как же распознать ребенка, подвергшегося насилию со стороны родителей?». Сделать это не так уж и просто, но вполне возможно. На что стоит обратить внимание:

  • Внешний вид ребенка. Общее состояние ребенка, подвергающегося насилию, зачастую заметно сразу – он выглядит слабым, больным, неухоженным;
  • Состояние ребенка. Если у ребенка старая, испорченная одежда, неопрятный внешний вид, то вполне возможно что дома о нем заботятся плохо;
  • Наличие травм. Если у ребенка имеются ушибы, порезы и ссадины, а так же весьма необычные повреждения, такие как большие ожоги или укусы, то весьма вероятно что дома он подвергается насилию;
  • Настроение ребенка. Ребенок, подвергающийся насилию (особенно психологическому) угнетен, показывает признаки апатии, постоянной усталости, зачастую отстранен;
  • Поведение ребенка. Подвергающийся домашнему насилию ребенок пуглив, не желает выходить на контакт, замкнут в себе. При этом некоторые дети сами ищут помощи у взрослых, хоть и проявляться это может не в самых очевидных поступках, так что проявите особое внимание.

ИнфоИмейте в виду, что множество детей, подвергающихся насилию, могут и не проявлять очевидных признаков. В этом случае плохое обращение поможет выявить учитель, воспитатель, семейный или детский психолог, специалист центра по надзору. При этом далеко не всегда описанные выше признаки указывают именно на плохое отношение со стороны родителей. Так что необдуманно бросаться обвинениями в нарушении прав ребенка не стоит.

Ответственность

За такое нарушение, как жестокое обращение с ребенком, предусмотрена весьма значимая ответственность. Как правило, она выражается в крупных штрафах и постановке на учет (если нарушение незначительное), лишении родительских прав, а так же уголовной ответственности. Рассмотрим все статьи, которые касаются ответственности за жестокое обращение с ребенком.

Статья 69 Семейного кодекса РФ отвечает за лишение родительских прав. Если родителя лишить его прав, то он не сможет видеться с ребенком, заниматься его воспитанием, ограничивать его или же запрашивать документы на ребенка. Статья 91 Жилищного Кодекса РФ еще сильнее усугубляет ситуацию для лишенного родительских прав отца или матери, буквально выселяя их из дома, в котором проживает ребенок.

Статья 5.35 КоАП РФ рассматривает два типа нарушений. Первое – невнимательное отношение к ребенку, нарушение его интересов и иные проступки, которые не ведут к физическому вреду и значительным эмоциональном травмам. За такие проступки предусмотрен штраф в районе 500 рублей. Вторая часть данной статьи отвечает за препятствование общению между родителем и ребенком, но без иных значительных нарушений, и карается штрафом в размере 3000 рублей. Но если это нарушение повторится, то нарушителю грозит арест до 5 суток.

Чаще всего наказание применяется в соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса. В соответствии с его нормами за жестокое отношение к ребенку можно получить:

  • Штраф до 100 000 рублей;
  • Обязательные работы сроком до 440 часов;
  • Исправительные работ сроком до 2х лет;
  • Принудительные работы сроком до 3х лет;
  • До 3х лет лишения свободы.

ВниманиеСледует так же помнить, что ребенок – полноправный гражданин РФ, хоть и не способный в силу возраста некоторыми возможностями пользоваться. Но тем не менее в его отношении действуют все нормы законодательств. Кроме того если преступление совершено против несовершеннолетнего это будет считаться крайне значительным отягчающим обстоятельством.

Об авторе

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

Насилие над ребенком

Нередко эти дети, вырастая, оказываются плохими родителями, не могут установить эмоционально теплые отношения с собственными детьми. Наиболее часто встречающимися последствиями психологические насилия над детьми являются:

  • отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;
  • агрессивность;
  • импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;
  • низкая самооценка и повышенная тревожность;
  • неумение устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения;
  • трудности в общении со сверстниками

В большинстве случаев психологического насилия имеют место словесные оскорбления ребенка, его негативная оценка со стороны родителей или воспитателей.

Неизбежным следствием такой позиции значимых взрослых становится низкая самооценка ребенка.
Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает его искать альтернативные способы отреагирования эмоций: от бегства в мир фантазий до антиобщественного поведения и агрессии, направленной либо на окружающих, либо на себя. Однако таким путем не всем детям удается стабилизировать свое эмоциональное состояние, поэтому у них нередко встречаются аффективные нарушения (депрессия, тревога). Психическое насилие редко становится основанием для социального вмешательства в семью, лишения родителей родительских прав или привлечения их к уголовной ответственности. Это связано с тем, что психическое насилие сложно выявить, еще сложнее обосновать, что действия родителей дают основание применить установленные законом средства для защиты прав ребенка, поскольку в полной мере негативные последствия данного вида жестокого обращения проявляются спустя длительное время.

Психическое насилие может принимать следующие формы:

  • высказывание в адрес ребенка угроз (в том числе в виде шантажа — например, угроза причинения побоев в случае невыполнения требований родителей, непослушания, низкой успеваемости и пр.);
  • оскорбление, унижение достоинства (обзывательства, грубая критика и пр.);
  • демонстрация пренебрежения как к самому ребенку, так и к его нуждам и интересам (в том числе ограничение без объективной мотивации общения ребенка со сверстниками, отказ в обеспечении условий для развития и пр.).

Несмотря на кажущуюся незначительность последствий эмоционального насилия по сравнению с физическим или сексуальным, результатом психологического воздействия нередко становится формирование у ребенка патологических и прочих негативных черт характера, смещение системы ценностей, возникновение сложностей в социализации.
Физическое насилие, благодаря внешним проявлениям, легко обнаруживается. Поэтому и принятие мер к родителям или лицам, осуществляющим опеку, может быть достаточно оперативным.

Сложнее обстоит дело с моральным насилием. Доказать факт его существования очень сложно, а последствия для ребёнка не менее серьёзны. Проявляется моральная жестокость в виде психологических унижений ребёнка, ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями.

Этот вид жестокости может происходить и в семьях внешне благополучных, что ещё более затрудняет его выявление. Внешних признаков моральное насилие, обычно, не имеет.

А психологическая травма для ребёнка присутствует практически всегда. Такие дети вырастают с изменениями в психике, иногда доходящими до патологий.

Где чаще всего наблюдается жестокость по отношению к детям? Наиболее распространённым видом является жестокость в семье.

Судебная практика по делам о возмещении морального вреда не очень обширная, но эта практика показывает, что большие суммы компенсации заявлять в иске не имеет смысла. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства .

Помните! Защита ваших прав – это ваше личное дело! Только от вас зависит, прекратится ли насилие в ваш адрес или нет. Юлия Иванюшкина Материал подготовлен на основе следующих источников информации:

  1. Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» № 122-З от 4 января 2014 года.
  2. Сведения МВД РБ о правонарушениях, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений за 9 месяцев 2014 года.
    – Сайт МВД РБ.

В результате подобных действий подросший ребенок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптировнным. Родители, не способные к конструктивному взаимодействию с ребенком, не получают удовлетворения от общения с ним, они понимают, что допускают ошибки при воспитании.
Однако вновь- и вновь их повторяют. Преобладание негативных эмоций, постоянная неудовлетворенность также ведут к тому, что обычные педагогические трудности начинают восприниматься как неразрешимые проблемы. Если родители неспособны объективно оценить ситуацию, выбрать правильную педагогическую тактику и последовательно претворять ее в жизнь. В результате общение с ребенком для них оказывается постоянно связанно с отрицательными эмоциями, вследствие чего формируется отвержение ребенка, восприятие его как неблагодарного, не ценящего заботы родителей, стремящегося досадить им.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *